ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2020года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Новые концепции преподавания: как рассказать о них педагогам и реализовать в школе

С сентября школы должны начать внедрять новые концепции преподавания учебных предметов: химии, физики и астрономии. Чтобы помочь педагогам реализовать все утвержденные концепции, посмотрите готовый план методической работы.

12
предметных областей и предметов,

для которых разработаны и утверждены концепции

В декабре 2019 года Минпросвещения опубликовало три новых концепции преподавания учебных предметов: химии, физики и астрономии. В начале учебного года нужно обновить содержание образовательных программ по этим предметам. Чтобы ваши сотрудники были готовы к нововведениям, поручите руководителям ШМО рассказать на заседаниях о новых концепциях.

Сейчас концепции разработаны для 12 предметных областей. С прошлого года школы реализуют шесть новых концепций преподавания учебных предметов и предметных областей: по обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, а также предметным областям «Искусство» и «Технология». В период до 2015 года утверждены концепции преподавания русского языка и литературы, развития математического образования и нового УМК по отечественной истории.

Проверьте, учли ли педагоги в рабочих программах, которые подготовили на 2020/21 учебный год, новые концепции преподавания и те, что были приняты раньше. Подключите к проверке руководителей ШМО. Они могут проанализировать, как педагоги планируют внедрять новое предметное содержание, какие образовательные технологии будут применять, как задействуют новые принципы преподавания.

Новые задачи в концепции преподавания химии

Главная цель реализации концепции – повышение качества изучения и преподавания химии. Учителя должны создавать такие условия обучения, которые сформируют у школьников систему химических знаний как компонента естественно-научной картины мира.

В уроки педагоги должны включить содержание, чтобы расширить у учеников представления о значении науки в повседневной жизни и обществе, подготовить к осознанному выбору будущей профессии, гражданской активности. Еще одна задача – развить у школьников навыки экологически безопасного поведения, чтобы сохранить их здоровье и окружающую среду.

Предложите учителям расширить использование электронных образовательных и информационных ресурсов на уроках. В том числе и для дистанционного сетевого обучения. Пусть организуют участие учеников во Всероссийской олимпиаде школьников по химии. Расширьте для учеников список конкурсов и олимпиад, в которых они могут показать свои способности.

Для учеников 7-го класса разработчики предлагают ввести пропедевтический курс химии. Если в школе есть материально-технические и кадровые ресурсы для этого, включите курс в часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений.

Еще проконтролируйте, чтобы в рабочих программах содержание предмета «Химия» на базовом уровне педагоги дополнили разделом «Химия и жизнь». Посмотрите ниже, какое содержание включить в программы.

ПРИМЕР. Раздел «Химия и жизнь»

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Применение изученных неорганических и органических веществ.

7
новых тем

по физике предлагают включить в курс «Окружающего мира» разработчики концепции

Проблемное обучение в концепции преподавания физики

Увеличьте количество мероприятий, на которых ученики проводят эксперименты и применяют на практике свои знания. Для этого порекомендуйте учителям физики включать в уроки элементы исследования, демонстрировать возможности науки в объяснении явлений окружающего мира. Пусть педагоги используют технологию проблемного обучения: ставят увлекательные проблемы, которые решаются с помощью физических знаний. Школьники должны понимать связи физики с окружающими устройствами и технологиями.

Подготовьте с учителями физики внеурочные курсы для учеников 5-6-х классов, включите в занятия практическую деятельность. Так вы сохраните у школьников мотивацию изучать естественные науки, ведь именно в этот период они ее теряют. Происходит это из-за двухгодичного разрыва в изучении. Начальные естественно-научные знания школьники получают в 1-4-м классе в рамках освоения предмета «Окружающий мир». Следующие два года школьники изучают биологию и географию, курс которых практически не включает знаний из области физики. А изучение физики начинается только в 7-м классе.

Предусмотрите возможность ввести углубленный курс физики в 8-9-х классах. Цель – увеличить количество школьников, которые будут мотивированы к изучению предмета и выберут на уровне среднего образования технологический профиль.

Еще в соответствии с новой концепцией нужно скорректировать содержание предмета «Окружающий мир» и внести в него семь тем из раздела «Физика». Посмотрите перечень в примере ниже. Эти темы входят в содержание области «Физические знания» международного исследования TIMSS. Российские школьники показывают результаты освоения этого раздела ниже, чем их сверстники из других стран. На уровне среднего образования также придется увеличить количество часов на изучение раздела «Квантовая физика» и уменьшить – на изучение раздела «Механика».

ПРИМЕР. Темы, чтобы включить в учебный предмет «Окружающий мир» раздел «Физика»

Источники энергии. Тепловые явления. Световые и звуковые явления. Электрические и магнитные явления. Силы и движение.

ВАЖНО

Порекомендуйте педагогам включить в тематическое планирование курса «Астрономия» практические работы, чтобы поддержать мотивацию школьников

Ориентация на практику в концепции преподавания астрономии

Новая концепция ставит цель – вывести российское астрономическое образование на лидирующие позиции в мире. Еще современная астрономическая картина мира должна стать обязательным элементом культуры граждан.

Поручите учителям астрономии использовать на уроках информационные ресурсы, которые смогут обеспечить все уровни образования содержательными и иллюстративными материалами высокого качества. Это могут быть обновляемые сайты, практические задания, задачники, литература по астрономии и истории космонавтики, виртуальные лабораторные работы, видеоролики, визуализация сложных тем и разделов учебника и т. д. Пусть педагоги используют возможности сети планетариев, музеев, лекториев, астрономических фестивалей и слетов, чтобы мотивировать школьников изучать естественно-научные предметы.

Разработайте и внедрите систему дополнительного астрономического образования в кружках, астрономических клубах, любительских объединениях на базе школы или организаций дополнительного образования. Сделайте это, начиная с 1-го класса. Еще предусмотрите возможность углубленно изучать астрономию на факультативных занятиях, элективных курсах, участвовать в астрономических олимпиадах, турнирах. Направьте учеников на тематические «космических» смены в лагерях. Организуйте астрокружки и астроклубы.

Порекомендуйте педагогам в содержании предмета «Астрономия» значительно увеличить количество практических работ на основе астрономических наблюдений. Посмотрите примеры тематических практических работ ниже. А учителя физики и географии пусть включат в подготовку к ГИА задания, которые затрагивают ключевые астрономические вопросы, близкие по тематике к этим учебным предметам.

ПРИМЕР. Тематические практические работы для курса «Астрономия»

Практическая работа № 1 «Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя».
Практическая работа № 2 «Изменения звездного неба в течение недели».

Что включить в план методработы, чтобы реализовать новые концепции

Внесите в план методической работы обсуждение новых концепций преподавания предметов «Физика», «Химия», «Астрономия». Поручите руководителям ШМО проконтролировать, как педагоги реализуют в своей работе новые концепции.

Предложите использовать проблемные карточки, чтобы проработать с педагогами на заседаниях сложные моменты новых концепций. Можно попросить педагогов сопоставить проблемы и варианты их решения. Или раздать карточки с проблемами, чтобы учителя предложили собственные варианты, как преодолеть трудности.

Проблемные карточки для работы на заседаниях профобъединений

Кликните на карточку с проблемой, чтобы прочитать вариант решения

Запланируйте провести предметные и метапредметные недели в течение года. После мероприятий обязательно проведите аналитическую работу по их итогам.

Проблемы, которые выявили в преподавании предметов, разработчики концепции предлагают решать на разных уровнях. Скачайте ниже таблицы. В них мы выделили уровни, на которых будет вестись работа. Из таблиц вы узнаете, что придется сделать в школе.

 

Таблицы для заседаний профобъединений

 

Еще спланируйте разработку контрольно-измерительных материалов для фонда оценочных средств по химии, физике и астрономии, чтобы с учетом новых концепций оценить качество образования. В промежуточную аттестацию включите контрольные работы по этим КИМ. Проанализируйте на педсоветах образовательные результаты по предметам, которые преподавали с учетом новых концепций. Посмотрите готовый план реализации.

План мероприятий по реализации нового содержания образования
на основе новых предметных концепций

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей