
Семь тематических педсоветов в нетрадиционном формате
Школа самостоятельно выбирает, по каким темам проводить педсоветы в течение года. Обычно это проблемные вопросы, которые выявили в ходе анализа работы за предыдущий год, и нововведения в системе образования.
В статье собрали семь тематических педсоветов на разные темы. Для каждого выбрали нетрадиционный формат проведения. Такой подход поможет включить в работу педсовета всех педагогов, сделать заседания информативными, снять общую напряженность, которая обычно сопровождает появление новых требований.
До 2024 года все школы России должны поучаствовать в международных исследованиях. Поэтому ВСОКО в школе логично формировать с учетом их показателей. Об этом предлагаем поговорить на педсовете в начале года.
Еще к 2021 году в ООП нужно будет включить рабочую программу и календарный план воспитательной работы (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А внеурочную деятельность теперь можно проводить в дистанционном формате. Эти изменения – темы для педсоветов первого полугодия.
Срок действия квалификационных категорий педагогов продлили до конца 2020 года. Это значит, что уже в 2021 году учителям снова нужно будет проходить аттестацию, возможно, по новым моделям. Поэтому во II полугодии проведите педсовет-конференцию, чтобы подготовить педагогов.
Ближе к концу года также предлагаем провести педсовет с участием родителей. Это необычный формат, который покажет, что школа открыта к сотрудничеству.

World Cafe – «Мировое кафе» – это структурированный неформальный процесс общения, который ведут модераторы «стола».
«Столов» в мировом кафе столько, сколько вопросов на повестке педсовета. Педколлектив делится на группы и перемещается от стола к столу по регламенту.
Модератор «стола» – это спикер, который готовит информацию по своему вопросу повестки и обсуждает эту информацию с каждой новой группой.
В процессе обсуждения спикер-модератор фиксирует его ход, а педагоги заносят информацию в рабочие листы. Так за сравнительно небольшое время можно получить максимум мнений и предложений от коллектива по повестке педсовета, а в финале выработать коллективное решение.
Педсовет «Формирование ВСОКО в школе с учетом показателей
|
Подготовка к педсовету
Определите инициативную группу из пяти человек. Каждый из членов группы станет спикером-модератором, который обсудит с коллегами одно из международных исследований: TIMSS, PISA, PIRLS, ICILS, ICCS. Спикеры готовят пакет информации: выступление, раздаточные материалы для коллег.
Педагогов нужно заранее поделить на группы, чтобы избежать скопления людей у столов. Всем участникам педсовета раздайте рабочие листы▼.
Ход педсовета
Встреча начинается с общего обсуждения темы на 10–20 минут. Спикеры руководят группами, рассказывают об исследованиях. Педагоги заносят в рабочие листы идеи, как использовать показатели исследований во ВСОКО. Затем группа переходит к следующему столу. Спикер, который работал с ними, остается на месте. Так все педагогические работники обсуждают пять международных исследований. В завершение педсовета спикеры от групп презентуют идеи из рабочих карт, как формировать ВСОКО в школе.

Мотивационная речь – это разновидность семинара, в котором ведущий эмоционально доносит идеи, чтобы вдохновить участников.
Мотивационная речь дает толчок к изменениям за счет краткосрочного эмоционального подъема. Поэтому оратор должен быть харизматичным.
Открытый микрофон – вид работы, когда все участники педсовета могут высказать свое мнение со сцены, поделиться размышлениями по вопросам повестки. Особенность открытого микрофона – спонтанная речь выступающих. Поэтому этот формат удобно комбинировать с мотивационной речью: участники вдохновляются идеями оратора и охотнее делятся своими мыслями, предлагают интересные решения.
Педсовет «От воспитательной работы
|
Подготовка к педсовету
Из административного или педагогического коллектива выберите оратора, который сможет разъяснить и эмоционально преподнести информацию о значимости воспитательной работе в школе. Оратор готовит выступление, в котором рассказывает о поправках в закон об образовании, касающихся организации воспитательного процесса.
Вместе с оратором продумайте, что изменится в воспитательной работе школы: какие документы нужно будет подготовить, какие мероприятия провести. Все эти изменения оратор должен презентовать коллективу. Пусть использует в выступлении примеры из жизни, кино, подготовит презентацию.
Ход педсовета
Заседание начинается с мотивационной речи, которую сопровождает презентация с тезисами или заключениями. Обязательно подчеркнуть в речи значимость системной работы по воспитанию подрастающего поколения.
После мотивационной речи начинается открытый микрофон для свободного общения. Оратор предлагает педагогам высказать свое мнение об изменениях в воспитательной работе школы. Посмотрите примеры вопросов для обсуждения:
- можно ли утверждать, что воспитание начинается с урока;
- возможно ли, что взаимодействие с социальными партнерами поможет школе выстроить систему сотрудничества в рамках решения вопросов воспитания.

Кейсы (от англ. case – случай) – это смоделированные проблемные ситуации в контексте профессиональной деятельности.
Кейс-технология – одна из технологий проблемного обучения. Обычно у кейсов нет однозначного решения, бывают кейсы, которые не имеют решения вовсе. Их задача – спровоцировать дискуссию, выявить степень развития профессиональных компетенций педагогов. Педколлективу предложите тематические кейсы.
Педсовет «Внеурочная деятельность в школе: проблемы,
|
Подготовка к педсовету
Составьте несколько кейсов, чтобы предложить педагогам. Лучше использовать «полевые» кейсы. Это ситуации, которые основаны на реальном материале, имеют выход на профессиональную деятельность. Варианты решений проблем, которые заложены в «полевых» кейсах, можно применить в реальной работе в школе.
Посмотрите пример кейса для педсовета▼. Педагогов-участников заранее разбейте на группы по количеству кейсов, которые подготовили. Если кейс один, также разбейте коллектив на группы по 4–6 человек. Так вы получите больше мнений и решений по конкретной проблеме.
Ход педсовета
Начните педсовет с краткой презентации внеурочной деятельности в школе, например, в виде ролика. Затем во вступительном слове вы или директор обозначите повестку педсовета.
На практическую часть – работу с кейсами, отведите 30–40 минут. Педагоги вычленяют проблемы школы в организации внеурочной деятельности, описывают и анализируют пути решения. Выбирают оптимальные варианты выхода из ситуации с указанием предполагаемых последствий. Описывают результат действий по решению проблемы. Пусть педагоги выработают совместные решения, выберут спикера от групп, чтобы представить результаты работы.

Пусть инициативные педагоги подготовят для коллег мастер-классы. Принцип мастер-класса «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Педсовет «Практико-ориентированное содержание образования:
|
Подготовка к педсовету
Заранее объявите педагогам тему грядущего педсовета. Из педколлектива выберите педагогов, которые успешно внедряют новые концепции преподавания, используют современные образовательные технологии и практики.
Список мастер-классов, которые готовят педагоги, разместите в учительской. Члены педколлектива самостоятельно выбирают мастер-классы и записываются на них. Затем формируется расписание проведения мастер-классов. Ориентируйтесь на количество записавшихся на каждый класс и необходимые средства, чтобы их провести.
Ход педсовета
Педагоги школы присутствуют на мастер-классах в разных аудиториях. Когда мастер-классы закончились, коллектив собирается в одной аудитории. Мастера-педагоги презентуют свой практический опыт: для кого, с какой целью, как они провели занятия, какой результат получили. Затем учителя участвуют в открытом микрофоне, высказывают свое мнение от увиденного на мастер-классах. Если учитель посещает мастер-класс по предмету, концепция которого отсутствует, то он самостоятельно обдумывает и предлагает вариант практико-ориентированного содержания по своему предмету.

Тема педсовета касается всего педагогического коллектива, поэтому мероприятия удобнее разделить на два дня. Это поможет детально проработать новый для педагогов подход к оценке их профессиональной деятельности, рассказать о формировании hard skills.
Завершите конференцию круглым столом, чтобы педагоги могли высказаться по вопросам, о которых прослушали выступления.
Педсовет «Формирование профессиональных компетенций (hard skills)
|
Подготовка к педсовету
Подготовьте программу конференции, определите регламент выступлений. Удобно провести две секции – одну посвятить формированию профкомпетенций, другую – новой модели аттестации педагогов.
Педагогов-участников разделите на две группы, чтобы все могли посетить обе секции. Двухдневный формат поможет не отрывать педагогов от работы и провести конференцию в учебные дни.
Примерные темы докладов секций
Секция | Темы докладов | |
---|---|---|
Профессиональные компетенции современного учителя | Основные противоречия и проблемы в развитии профессиональных компетенций учителя | |
Профессиональные компетенции учителя как условие повышения качества знаний учащихся | ||
Аттестация педагогических работников как процесс развития профессиональных компетенций учителя | Аттестация педагогических работников: нормативные документы | |
Организационные вопросы подготовки к аттестации педагогического работника |
Ход педсовета
Педсовет начинается с открытия конференции и пленарного заседания. Педагогический коллектив по группам участвует в работе секций. Если конференция проходит в один день, тогда регламент работы секций 30 минут, далее группы переходят в другую секцию, участвуют в круглом столе. Если конференция проводится в два дня, то в первый день: открытие конференции, пленарное заседание, участие в одной секции и регламент ее проведения 40 минут. Во второй день – участие в другой секции, регламент 40 минут. Завершается второй день круглым столом.

Работа с родителями – важная часть имиджа школы. Поэтому во втором полугодии проведите педсовет-семинар с участием родителей школьников. Формат семинара удобно выбрать, чтобы заседание прошло неформально, все присутствующие могли высказаться. Ведь главная цель семинара – организовать продуктивный диалог, чтобы выработать совместное решение проблем.
Педсовет «Взаимодействие школы и семьи с целью формирования
|
Подготовка к педсовету
Заранее объявите родителям, что приглашаете их на заседание педсовета школы. Объявление поместите на сайте школы, в соцсетях, классным руководителям поручите довести информацию. Создайте творческую группу педагогов. Пусть смонтируют видеосюжет или подготовят презентацию об участии родителей в жизни школы. Представителя родительской общественности, например, главу общешкольного родительского комитета, попросите подготовить выступление «Взгляд со стороны: родитель и школа».
Ход педсовета
Начните с рассказа о роли родителей в жизни школы, а затем передайте слово представителю родительской общественности. Далее проведите семинар-дискуссию, чтобы выработать единый подход к работе, узнать, чем недовольны родители, что им, наоборот, нравится. Привлеките к работе на педсовете представителей социально-психологической службы. Пусть выступят классные руководители классов, в которых наиболее успешно действуют родительские комитеты.

Аквариум – это формат работы, когда небольшая группа обсуждает важную тему перед большой аудиторией. Хорошо, если маленькая группа состоит из лидеров, а аудитория – из рядовых сотрудников. Аквариумы делают процесс принятия решений прозрачным, помогают выстроить доверительные отношения и упростить решение сложных вопросов.
Есть два варианта аквариума: открытый и закрытый. В открытом варианте любой человек из большой аудитории может занять место в группе обсуждающих и присоединиться к дискуссии. В закрытом варианте участники обсуждения остаются внутри круга, пока оно не закончится. Когда время выйдет, они покидают аквариум, а представители аудитории из большого круга занимают их места и начинают новую дискуссию.
Педсовет «Эффективный урок: действие, результат,
|
Подготовка к педсовету
Подготовьте помещение для аквариума: поставьте в круг 5–8 стульев. Для аудитории разместите стулья в виде концентрических кругов вокруг аквариума. Выберите участников дискуссии, они займут внутренний круг. Определите модератора: он объявит тему обсуждения и будет следить, чтобы дискуссия была корректной. Еще подготовьте видеосюжеты или словесные описания реальных школьных уроков – их будут обсуждать в круге.
Ход педсовета
После вступительного слова в аквариум садятся педагоги. Вся аудитория просматривает видеосюжеты с уроков, затем члены аквариума обсуждают их с точки зрения методики проведения. Модератор задает вопрос, регламент его обсуждения 20 минут. Далее педагоги из внутреннего круга переходят во внешний, а другие педагоги занимают места в аквариуме. Все просматривают еще один видеосюжет с урока. Модератор организует следующее обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Какую технологию применяет учитель?
- Что вы поменяли бы на этом уроке?
- Что интересного вы увидели на уроке?
- Есть ли смысл задавать на этом уроке домашнее задание?
- Какие УУД формируются у школьников?
- Как вы рефлектируете результаты урока?
- Какие следствия урока можно предположить?
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
