ещё
свернуть
Все статьи номера
8
август 2020года
Срочно к сентябрю!

Три варианта, как организовать внеурочную деятельность с сентября. Готовое новое Положение и чек-лист

Минпросвещения выпустило рекомендации, как организовать внеурочную деятельность в дистанционном формате. Есть три варианта, чтобы начать работать по ним. Мы оценили риски и рассказали, что нужно сделать до начала учебного года, чтобы воплотить каждый вариант. Еще в статье – образец нового положения о внеурочной деятельности.

Минпросвещения направило рекомендации, как проводить внеурочную деятельность дистанционно в период временных ограничений, которые связаны с эпидемиологической ситуацией (письмо Минпросвещения от 07.05.2020 № ВБ-976/04). В письме разъяснили, какую работу можно перевести в дистанционный режим. Например, можно проводить в дистанционном формате проектные и исследовательские работы, организовать деятельность школьных научных обществ, оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами. На дистант также можно перенести занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В новом учебном году нет гарантий, что из-за второй волны коронавируса не придется снова переходить на дистанционное обучение. Поэтому в статье рассмотрели три варианта, по которым можно организовать внеурочную деятельность в новом учебном году: работать традиционно, но минимально скорректировать документы, перейти на дистанционно-очный формат или полностью вынести внеурочную деятельность на дистант. Для каждого сценария нашли плюсы и оценили риски.

Проводить занятия очно, как раньше

Риски. Если в новом учебном году будет вторая волна пандемии, школам придется снова уйти на удаленную работу. Перестроить работу, внести изменения в расписание и программы, скорректировать план – все это займет много времени. Есть риск, что такая перестройка нарушит график внеурочной деятельности и программу опять не удастся пройти в полном объеме. А это нарушение федеральных норм (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Плюсы. Все занятия внеурочной деятельности вы проводите, как и раньше, в очной форме. Педагогам привычнее готовить документы и работать в школе. Скорректировать нужно будет только школьное Положение о внеурочной деятельности.

Что сделать до начала учебного года. Чтобы иметь запасной вариант на случай повторного временного перехода на дистант, скорректируйте положение о внеурочной деятельности. Для этого внесите в список документов, на основании которых разработано положение, рекомендации Минпросвещения. Еще посмотрите чек-лист, чтобы проверить, готова ли внеурочная деятельность в вашей школе к новому учебному году, если вы ничего не меняете.

Чек-лист для замдиректора 

Отметьте пункты, которые вам необходимо выполнить. Нажмите Печать внизу страницы

Проводить часть занятий дистанционно

Риски. Даже часть занятий внеурочной деятельности на дистанте может вызвать недовольство учителей, школьников и родителей. Педагогам придется вносить корректировки в рабочие программы курсов, предусматривать новые формы аттестации и оценки деятельности школьников. У учителей «старой закалки» может не хватать навыков работы с ИКТ. А значит, они не смогут подготовить и провести качественные занятия. Школьники могут не располагать техническими средствами или программным обеспечением дома и смогут освоить программу только частично.

Плюсы. Если в новом учебном году снова придется уйти на дистант, то у вас не будет проблем. Часы внеурочной деятельности, которые приходились на дистант, можно будет реализовать как раз в этот период. Вероятность непрохождения или отставания в программе будет минимальной. Учителям не нужно будет вносить в программы дополнительные корректировки.

Еще в мае Роспотребнадзор выпустил рекомендации, которые будут действовать, пока сохраняется угроза заражения (письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24). Одно из требований – максимально разобщить школьников из разных классов. Если часть занятий проводить дистанционно, это поможет решить проблему нехватки кабинетов. Такой подход позволит проводить очные занятия так, чтобы школьники из разных классов не пересекались, даже если учеба организована в две или три смены.

Что сделать до начала учебного года. Внесите изменения в положение о внеурочной деятельности. Укажите, что внеурочная деятельность реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО) – в дистанционно-очной форме. Отметьте, что в условиях сохранения угрозы распространения коронавируса группы для очных занятий можно создавать только из учеников одного класса. Укажите, что итоговые мероприятия по курсам внеурочной деятельности организуются в очно-дистанционном формате по выбору учителя. Посмотрите образец положения об организации внеурочной деятельности. Новые фрагменты в нем выделены цветом.

Еще измените положение об организации дистанционного обучения. Добавьте пункт о сохранении здоровья школьников в условиях угрозы заражения вирусом в список задач, которые помогает решить использование ДОТ и ЭО. Укажите, что не только образовательный процесс, но и внеурочная деятельность в вашей школе организована с применением этих технологий.

Поручите педагогам внести корректировки в рабочие программы курсов внеурочной деятельности. В пояснительной записке нужно прописать, что занятия проводятся с применением ДОТ и ЭО – в дистанционно-очной форме. Дополнить виды деятельности с учетом новых форм работы. Пусть учителя предусмотрят такие формы промежуточной аттестации и текущего контроля, которые можно реализовать как во время очных занятий, так и на дистанте. Еще в тематическом планировании нужно указать, что ученики будут изучать в очном режиме, а что – в дистанционном.

Вынести всю внеурочную деятельность на дистанционный режим

Риски. Не все курсы внеурочной деятельности можно полностью реализовать в дистанционном формате. Например, невозможно вынести на дистант часть курсов спортивно-оздоровительной направленности. Также ряд занятий других направлений требует очного взаимодействия.

Плюсы. Если повторится весенняя ситуация с закрытием школ, вы автоматически выполните требования ведомств. Внеурочная деятельность будет полностью готова функционировать в дистанционном режиме на изоляции, если это потребуется. Причем никаких срочных дополнительных изменений в части документов или организации вносить не нужно.

Что сделать до начала учебного года. Скорректируйте положение о внеурочной деятельности. В сравнении с предыдущим вариантом внесите изменения в части, в которых допускали очный вариант. Укажите, что внеурочную деятельность реализуете только дистанционно, в том числе итоговые мероприятия. Исключите пункт об использовании объектов инфраструктуры, ведь теперь занятия не проводятся очно.

Положение об организации дистанционного обучения менять не нужно. В нем уже прописано, что внеурочная деятельность организована с применением ДОТ и ЭО. Такая формулировка покрывает и частичное очное обучение, и полностью дистанционное.

Поручите педагогам внести изменения в рабочие программы в части форм обучения и аттестации, скорректировать тематическое планирование. Пусть изменят виды деятельности с учетом новой формы работы и предусмотрят формы промежуточной аттестации и текущего контроля, которые можно реализовать с помощью дистанционных технологий.

Образцы Положений

Кликните на кнопку с названием Положения, листайте страницы, кликая на стрелочки   справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
август 2020года
Срочно к сентябрю!

Шесть частых заблуждений, которые помешают составить учебные планы по ФГОС на 2020/21 учебный год

С 2020/21 учебного года школьники на всех уровнях образования учатся по ФГОС. Поэтому и учебные планы вы готовите по требованиям стандартов. В статье мы развенчали шесть заблуждений, которые мешают вашим коллегам правильно составлять учебные планы.

В статье мы собрали шесть мифов об учебных планах по ФГОС, из-за которых ваши коллеги ежегодно допускают ошибки. Заблуждения в статье выстроены в порядке от самых часто встречающихся у коллег к более редким. Есть свежее заблуждение об изменениях в учебном плане из-за коронавируса.

Заблуждение 1. Для всех уровней образования нужно составить общий учебный план

Общий учебный план, как, например, общее расписание, составлять нельзя. Учебный план – это часть ООП. Для каждого уровня образования школа реализует отдельные ООП. Поэтому и учебный план как составную часть ООП вы готовите на уровень образования, а не на все время обучения в школе. Посмотрите образцы учебных планов на уровень начального и основного общего образования.

Образцы учебных планов

Кликните на кнопку и выберите учебный план, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Десятиклассники в 2020/21 учебном году уже должны учиться по ФГОС, ученики 11-х классов последний год могут обучаться по ФКГОС. Так как учебный план входит в ООП уровня образования, то его нужно подготовить и для 10-го, и для 11-го класса, даже если одиннадцатиклассники еще учатся по ФКГОС. Посмотрите образцы учебных планов всех профилей.

Учебные планы всех профилей

Кликните на кнопку, посмотрите и скачайте учебный план

Заблуждение 2. Если работаете по ФГОС, то в учебный план можно включить внеурочную деятельность

План внеурочной деятельности – это самостоятельный подраздел организационного раздела ООП наравне с учебным планом на уровень образования и календарным учебным графиком (п. 16 ФГОС начального общего образования, п. 14 ФГОС основного общего образования, п. 14 ФГОС среднего общего образования). Если вы включаете внеурочную деятельность в учебный план, вы нарушаете требования ФГОС. Для ООП каждого уровня образования готовьте отдельно учебный план и план внеурочной деятельности.

При этом вы можете связать мероприятия внеурочной деятельности с учебным планом. Например, организовать внеурочную деятельность с учетом профилей, которые выбрали старшеклассники. Формы, методы и средства обучения во внеурочной деятельности должны отличаться от учебной. Поэтому нельзя называть курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» или «Трудные вопросы ЕГЭ по математике». Постарайтесь отразить в названии курса прикладной характер занятий. Из названия должно быть ясно, чем заниматься и по какому направлению: «Театр на английском», «Английский через Postproduction» и др.

Заблуждение 3. В учебном плане обязательно прописать максимальную нагрузку

Максимальная нагрузка – это верхняя граница, за которую нельзя выходить. Но вы не обязаны использовать ее полностью. Максимальную недельную нагрузку учеников устанавливает СанПиН 2.4.2.2821–10. В эту нагрузку входит обязательная часть учебного плана и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Посмотрите в таблице 1 максимальную нагрузку по классам для пяти- и шестидневной учебной недели. Занятия, которые в школе проводятся в рамках внеурочной деятельности, не входят в максимальную аудиторную нагрузку. Для них есть отдельные часы.

Таблица 1. Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки школьников
Скачать

Предусмотреть недельную учебную нагрузку ниже порогового значения, которое регламентирует СанПиН, вы можете. Но следите, чтобы общее количество учебных занятий не было ниже минимума, который определяет ФГОС уровня образования. В стандарте нет требований к количеству часов в неделю на изучение отдельных предметов, но есть общее минимальное и максимальное количество часов учебных занятий за время освоения ООП уровня образования. Распределение по уровням образования смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Количество часов учебных занятий по уровням образованияСкачать

Заблуждение 4. Формируемая часть должна быть не больше 30 процентов

Учебный план по ФГОС состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей учебного плана устанавливает ФГОС уровня образования. На каждом уровне соотношение свое.

Среднее соотношение – 70 на 30 процентов – определяет ФГОС на уровне ООО. Ваши коллеги путаются и распространяют это соотношение и на другие уровни образования, составляют учебные планы с неправильным соотношением и ошибаются. Посмотрите верное соотношение частей учебных планов по уровням образования на рисунке.

Соотношение обязательной и формируемой частей учебного планаСкачать

Логика стандарта следующая: на уровне начального образования закладываются основы, школьникам сложнее сформулировать, чему бы они хотели учиться, поэтому там формируемая часть минимальна. Чем старше ученики, тем сильнее их интересы влияют на учебу, тем более осознан их выбор, поэтому объем формируемой части увеличивается.

Заблуждение 5. Родной язык, астрономию и второй иностранный можно включить в формируемую часть

Это обязательные учебные предметы, поэтому так делать нельзя. Во ФГОС каждого уровня образования указано, какие предметы и предметные области в обязательном порядке должны быть включены в учебные планы. Посмотрите, какие предметы входят в обязательную часть учебного плана.

Предметы, которые входят в обязательную часть учебного плана

Кликните на кнопку и выберите предметы. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Чтобы определить, какие предметы и курсы и в каком объеме включить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, изучите потребности. Для этого проведите анкетирование школьников, их родителей и педагогических работников. Результаты анкетирования обсудите на педагогическом совете, обобщите и используйте, когда будете планировать формируемую часть. Анкеты сохраните, чтобы на федеральном контроле качества объяснить, почему именно такие курсы выбрали для формируемой части учебного плана. Также результаты анкетирования можно включить в пояснительную записку к учебному плану.

Заблуждение 6. Все часы, которые не успели выполнить в 2019/20 учебном году из-за коронавируса, можно прибавить к часам на следующий год

Из-за перехода на дистанционное обучение и вынужденного продления каникул многие школы столкнулись с проблемой отставания. Учебные планы реализованы не полностью. Возникло ложное представление, что часы, которые не выдали в этом году, можно просто приплюсовать к учебному плану на следующий год. Делать так нельзя. Ведь в этом случае недельная нагрузка школьников увеличится, а это нарушение гигиенических требований (таблица 1).

Чтобы ликвидировать отставание, вы действительно можете изменить учебные планы. Но требования ФГОС и СанПиН к ним не меняются. Вы можете добавить «сэкономленные» часы, но по-прежнему нужно будет соблюдать соотношение частей, не превышать максимальную недельную нагрузку и вписаться в вилку между максимальным и минимальным количеством учебных часов на уровень образования.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
август 2020года
Срочно к сентябрю!

Факты и цифры об ООП СОО, чтобы проверить, готова ли программа к новому учебному году

2020/21 учебный год – последний, когда вы можете работать по ФКГОС в 11-м классе. Десятиклассники должны начать учиться по ФГОС СОО уже в этом году. А это значит, что вам нужно подготовить ООП. Цифры и факты из статьи помогут подготовить программу по требованиям стандарта. А если вы уже работаете по ФГОС СОО, используйте данные статьи как чек-лист, чтобы ничего не упустить в документах на новый учебный год.

Общие сведения

 Скачать

Учебный план

Скачать

Предметные области и максимальная нагрузка

Скачать

Внеурочная деятельность

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы соглашаетесь на использование файлов cookie и аналитику Яндекс.Метрики для улучшения сайта. Вы можете отключить cookie в настройках браузера. Политика обработки персональных данных.

ОК