Три варианта, как организовать внеурочную деятельность с сентября. Готовое новое Положение и чек-лист
Минпросвещения направило рекомендации, как проводить внеурочную деятельность дистанционно в период временных ограничений, которые связаны с эпидемиологической ситуацией (письмо Минпросвещения от 07.05.2020 № ВБ-976/04). В письме разъяснили, какую работу можно перевести в дистанционный режим. Например, можно проводить в дистанционном формате проектные и исследовательские работы, организовать деятельность школьных научных обществ, оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами. На дистант также можно перенести занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В новом учебном году нет гарантий, что из-за второй волны коронавируса не придется снова переходить на дистанционное обучение. Поэтому в статье рассмотрели три варианта, по которым можно организовать внеурочную деятельность в новом учебном году: работать традиционно, но минимально скорректировать документы, перейти на дистанционно-очный формат или полностью вынести внеурочную деятельность на дистант. Для каждого сценария нашли плюсы и оценили риски.
Проводить занятия очно, как раньше
Риски. Если в новом учебном году будет вторая волна пандемии, школам придется снова уйти на удаленную работу. Перестроить работу, внести изменения в расписание и программы, скорректировать план – все это займет много времени. Есть риск, что такая перестройка нарушит график внеурочной деятельности и программу опять не удастся пройти в полном объеме. А это нарушение федеральных норм (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Плюсы. Все занятия внеурочной деятельности вы проводите, как и раньше, в очной форме. Педагогам привычнее готовить документы и работать в школе. Скорректировать нужно будет только школьное Положение о внеурочной деятельности.
Что сделать до начала учебного года. Чтобы иметь запасной вариант на случай повторного временного перехода на дистант, скорректируйте положение о внеурочной деятельности. Для этого внесите в список документов, на основании которых разработано положение, рекомендации Минпросвещения. Еще посмотрите чек-лист, чтобы проверить, готова ли внеурочная деятельность в вашей школе к новому учебному году, если вы ничего не меняете.
Чек-лист для замдиректора

Отметьте пункты, которые вам необходимо выполнить. Нажмите Печать внизу страницы
Проводить часть занятий дистанционно
Риски. Даже часть занятий внеурочной деятельности на дистанте может вызвать недовольство учителей, школьников и родителей. Педагогам придется вносить корректировки в рабочие программы курсов, предусматривать новые формы аттестации и оценки деятельности школьников. У учителей «старой закалки» может не хватать навыков работы с ИКТ. А значит, они не смогут подготовить и провести качественные занятия. Школьники могут не располагать техническими средствами или программным обеспечением дома и смогут освоить программу только частично.
Плюсы. Если в новом учебном году снова придется уйти на дистант, то у вас не будет проблем. Часы внеурочной деятельности, которые приходились на дистант, можно будет реализовать как раз в этот период. Вероятность непрохождения или отставания в программе будет минимальной. Учителям не нужно будет вносить в программы дополнительные корректировки.
Еще в мае Роспотребнадзор выпустил рекомендации, которые будут действовать, пока сохраняется угроза заражения (письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24). Одно из требований – максимально разобщить школьников из разных классов. Если часть занятий проводить дистанционно, это поможет решить проблему нехватки кабинетов. Такой подход позволит проводить очные занятия так, чтобы школьники из разных классов не пересекались, даже если учеба организована в две или три смены.
Что сделать до начала учебного года. Внесите изменения в положение о внеурочной деятельности. Укажите, что внеурочная деятельность реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО) – в дистанционно-очной форме. Отметьте, что в условиях сохранения угрозы распространения коронавируса группы для очных занятий можно создавать только из учеников одного класса. Укажите, что итоговые мероприятия по курсам внеурочной деятельности организуются в очно-дистанционном формате по выбору учителя. Посмотрите образец положения об организации внеурочной деятельности. Новые фрагменты в нем выделены цветом.
Еще измените положение об организации дистанционного обучения. Добавьте пункт о сохранении здоровья школьников в условиях угрозы заражения вирусом в список задач, которые помогает решить использование ДОТ и ЭО. Укажите, что не только образовательный процесс, но и внеурочная деятельность в вашей школе организована с применением этих технологий.
Поручите педагогам внести корректировки в рабочие программы курсов внеурочной деятельности. В пояснительной записке нужно прописать, что занятия проводятся с применением ДОТ и ЭО – в дистанционно-очной форме. Дополнить виды деятельности с учетом новых форм работы. Пусть учителя предусмотрят такие формы промежуточной аттестации и текущего контроля, которые можно реализовать как во время очных занятий, так и на дистанте. Еще в тематическом планировании нужно указать, что ученики будут изучать в очном режиме, а что – в дистанционном.
Вынести всю внеурочную деятельность на дистанционный режим
Риски. Не все курсы внеурочной деятельности можно полностью реализовать в дистанционном формате. Например, невозможно вынести на дистант часть курсов спортивно-оздоровительной направленности. Также ряд занятий других направлений требует очного взаимодействия.
Плюсы. Если повторится весенняя ситуация с закрытием школ, вы автоматически выполните требования ведомств. Внеурочная деятельность будет полностью готова функционировать в дистанционном режиме на изоляции, если это потребуется. Причем никаких срочных дополнительных изменений в части документов или организации вносить не нужно.
Что сделать до начала учебного года. Скорректируйте положение о внеурочной деятельности. В сравнении с предыдущим вариантом внесите изменения в части, в которых допускали очный вариант. Укажите, что внеурочную деятельность реализуете только дистанционно, в том числе итоговые мероприятия. Исключите пункт об использовании объектов инфраструктуры, ведь теперь занятия не проводятся очно.
Положение об организации дистанционного обучения менять не нужно. В нем уже прописано, что внеурочная деятельность организована с применением ДОТ и ЭО. Такая формулировка покрывает и частичное очное обучение, и полностью дистанционное.
Поручите педагогам внести изменения в рабочие программы в части форм обучения и аттестации, скорректировать тематическое планирование. Пусть изменят виды деятельности с учетом новой формы работы и предусмотрят формы промежуточной аттестации и текущего контроля, которые можно реализовать с помощью дистанционных технологий.
Образцы Положений

Кликните на кнопку с названием Положения, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
