ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2020года
Качество образования
Внутренняя система оценки качества образования

Дорожная карта, которая поможет включить работу классного руководителя во ВСОКО

Ольга Сиверченко, замдиректора по управлению качеством образования ГБОУ «Школа «Кузьминки»
Минпросвещения разъяснило, как организовать работу классных руководителей по-новому. В статье – дорожная карта классного руководителя. Это гибкий инструмент, который позволит проконтролировать деятельность педагогов по новым требованиям.

Чтобы организовать работу в рамках ВСОКО удобно встроить модель, при которой основным звеном станет классный руководитель. Роль классного руководителя становится ключевой, поскольку он теперь не просто организует воспитательный процесс в классе, а включается в общую работу по управлению качеством образования (Методические рекомендации Минпросвещения от 12.05.2020 по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях). В итоге общие задачи школы становятся четкими рабочими задачами классного руководителя.

Дорожная карта классного руководителя – это инструмент, который помогает планировать как работу с классом в целом, так и индивидуальную работу с каждым учеником. Это гибкий инструмент. В дорожную карту вы вносите те критерии, которые считаете наиболее важными. Аналитический потенциал дорожной карты позволяет управленческой команде школы использовать данные, чтобы определить стратегические задачи на будущее.

Еще дорожная карта может заменить план воспитательной работы, который обязан вести классный руководитель. Школа сама устанавливает требования к оформлению плана локальным нормативным актом. Такой формат плана воспитательной работы будет иметь реальную практическую пользу для педагога, так как связан со стратегическими задачами школы.

ВАЖНО

Классные руководители обязаны вести два документа: классный журнал и план работы (письмо Минобрнауки от 21.03.2017 № 08–554)

Определите параметры и критерии оценки

Определите направления работы классного руководителя в новом учебном году. Для каждого уровня образования подберите свои параметры. Направления работы педагога выбирайте с учетом стратегии развития школы или в рамках ВСОКО. Все параметры, которые выбрали, распределите по четырем категориям – функциям классного руководителя: помощник, навигатор, интегратор, медиатор и мотиватор.

Помощник

В функцию помощника включите направления, которые связаны с соблюдением школьных правил и отсутствием правонарушений учеников. Главная задача классного руководителя – сформировать у школьников внутреннюю позицию по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности.

Навигатор

Для функции навигатора укажите параметры, которые отражают участие детей в различных профориентационных мероприятиях. Так классный руководитель сможет формировать у учеников мотивацию к обучению, развивать познавательные интересы.

Интегратор

Дополните функцию интегратора такими направлениями работы педагога, как участие школьников в конкурсах и проектах различного уровня. Это позволит детям реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Медиатор и мотиватор

Функция «Медиатор и мотиватор» предполагает работу классного руководителя по созданию комфортных психолого-педагогических условий в классе, формированию у школьников активной гражданской позиции и высокого уровня духовно-нравственного развития. Еще дополните эту функцию педагога работой с родителями в направлении повышения их педагогической компетентности, формирования ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. Примерные направления работы классного руководителя по реализации функции «Медиатор и мотиватор»: создание комфортного психологического климата в классе, отсутствие конфликтов, сохранность контингента, организация работы с родителями, создание проекта класса для школы, участие детей в соревнованиях и получение значка ГТО.

ВАЖНО

Одна из компетенций образовательной организации – индивидуальный учет и анализ результатов каждого ученика (п. 11 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Классный руководитель может делать это в постоянном режиме

Научите классных руководителей работать с дорожной картой

Раздайте дорожные карты классным руководителям. Посмотрите пример дорожной карты классного руководителя для уровня СОО. Если есть технические возможности, работу лучше организовать онлайн. Так вы сможете в режиме реального времени отслеживать показатели работы классных руководителей, своевременно вносить необходимые корректировки в планы работы. Еще информацию из дорожных карт удобно положить в основу оценочного листа деятельности классного руководителя.

Порекомендуйте классным руководителям заполнять карту в течение всего учебного года. Педагоги должны внести список класса в карту и для каждого ученика по направлениям работы выставлять баллы. Если школьник не принимал участие в указанной активности или не достиг целевого значения, классный руководитель выставляет в карту «0» баллов. Если ученик принимал участие в активности или достиг целевого значения – «1» балл.

Еще поручите классным руководителям сразу подсчитывать итоговые баллы по каждому направлению работы. Это позволит педагогу видеть, какая активность стала наименее и наиболее эффективной в классе. А анализ сведений в режиме реального времени даст возможность вовремя принимать необходимые шаги по коррекции планов работы.

В конце учебного года классный руководитель сможет проанализировать, как каждый ребенок проявлял себя и был ли он включен в общую работу класса. Для этого педагог должен определить сумму баллов по всем направлениям работы для каждого ученика.

Проанализируйте результаты

По дорожной карте анализируйте работу классных руководителей каждый учебный период, например, раз в четверть. Так вы сможете подводить промежуточные итоги работы педагогов, оценивать качество образования и своевременно корректировать планы работы.

В конце учебного года попросите всех классных руководителей сдать вам дорожные карты. На основании карт составьте сводные таблицы. По каждому уровню образования оформите отдельные таблицы. Бланк, который формируется автоматически, скачайте в сервисе ниже.

Внесите в сводную таблицу информацию о классных руководителях. Найдите качество результатов работы педагога по каждому направлению. Для этого воспользуйтесь формулой:

Данные о количестве учеников и итоговые баллы по каждому направлению работы возьмите из дорожных карт классных руководителей.

Определите качество работы классного руководителя по итогам года. Для этого возьмите среднее арифметическое показателей качества результатов по всем направлениям работы педагога. На основании полученных данных сделайте вывод об уровне работы классного руководителя. Включите в план работы на следующий учебный год контроль педагогов с низким показателем качества работы. Проконтролируйте те направления работы классных руководителей, качество результатов которых было низким.

Дорожная карта классного руководителя

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2020года
Образовательная деятельность
Профильное обучение

Как составить учебные планы, чтобы обучать по разным профилям в одном классе. Готовые образцы

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино
Если в одном классе учатся старшеклассники, которые выбрали разные профили обучения, подготовка расписания станет проблемой. Чтобы облегчить эту работу, разработайте учебные планы профилей, которые можно комбинировать между собой. В статье найдете готовые образцы с комментариями.

С 2020/21 учебного года ученики 10-х классов должны учиться по ФГОС. Стандарт СОО предполагает, что школьники выбирают один из пяти профилей: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический или социально-экономический (п. 18.3.1 ФГОС СОО). В одном классе могут оказаться школьники, которые выбрали разные профили обучения. Например, если количество учеников на некоторых профилях меньше необходимого количества для открытия целого класса. В этом случае перед администрацией встает сложная задача, которая связана с составлением расписания. Чем меньше будет расхождений в учебных планах, тем легче будет готовить расписание. В статье читайте, как составить совместимые учебные планы по профилям.

Предметные области для углубленного изучения по профилям

Скачать

Включите обязательные предметы

Во все учебные планы, вне зависимости от профиля, входят обязательные предметы – русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Еще обязательно предусмотрите в учебном плане реализацию индивидуальных проектов. Часы на индивидуальный проект можно распределить либо на один из классов – 10-й или 11-й, либо на оба класса.

Определите предметы для углубленного изучения

Организуйте во всех профилях, кроме универсального, изучение не менее трех предметов на углубленном уровне. Такие предметы должны входить в соответствующую или смежную профилю предметную область.

Посмотрите на схеме далее, какие предметные области и предметы для углубленного изучения включить в содержание профилей обучения на основании примерной ООП СОО (протокол Федерального учебно-методического объединения от 28.06.2016 № 2/16-з). Обратите внимание, что учебный план любого профиля должен содержать 11–12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области.

8
учебных предметов

должны быть во всех учебных планах вне зависимости от профиля

Добавьте изучение элективных и факультативных курсов

На основе опроса учеников и родителей составьте часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Это часы на дополнительные учебные предметы. Их можно распределить на увеличение часов обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть.

Кроме дополнительных учебных предметов, ученики вправе выбрать курсы по выбору: элективные и факультативные курсы. Они отличаются тем, что элективные курсы старшеклассники изучают в обязательном порядке, а факультативные могут выбрать по желанию.

Элективные курсы могут иметь разную продолжительность по времени, часто сменяют друг друга и направлены на профориентацию старшеклассников.

Когда будете составлять учебные планы комбинированных профилей, выбирайте общие элективные курсы для изучения в таких классах. Так вам будет проще составить расписание.

ПРИМЕР. Элективные курсы, которые рекомендует включать по профилям примерная ООП СОО:
– технологический профиль – компьютерная графика, биохимия;
– естественно-научный профиль – теория познания, биофизика;
– гуманитарный профиль – психология;
– универсальный профиль – технология, дизайн, история родного края.

Выберите профили, учебные планы которых будете комбинировать

Посмотрите на рисунке, какие учебные планы удобно комбинировать между собой.

Учебные планы профилей для комбинации 
Скачать

ВАЖНО

Примерные ООП носят рекомендательный характер. ФГОС не распределяет изучение учебных предметов по годам обучения. Школа самостоятельно определяет, в каких классах изучать учебные предметы и в каком объеме

Учебный план гуманитарного профиля удобнее всего комбинировать с учебным планом универсального профиля. Смотрите в таблице-конструкторе 1, как составить совместимые учебные планы: какие учебные предметы включить в оба профиля, а какие вынести на отдельное изучение для каждого профиля.

Еще один вариант для гуманитарного и универсального профиля смотрите в таблице-конструкторе ниже. Отличается он тем, что в данном учебном плане универсального профиля иностранный язык изучается на углубленном уровне и на него отведено 6 часов. Также сократили количество часов на изучение элективных курсов.

Сферы, на которые ориентируют социально-экономический и естественно-научный профили, смежные. Поэтому учебные планы этих профилей также хорошо комбинируются. Образец смотрите в таблице-конструкторе ниже.

Технологический профиль предполагает изучение математики, физики и информатики на углубленном уровне, поэтому его сложнее комбинировать с другими профилями. Наиболее простой вариант комбинации данного профиля с универсальным профилем. Смотрите, как можно совместить эти два профиля в таблице-конструкторе ниже.

Кликните на кнопку и выберите таблицу. Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Таблицы-конструкторы совместимых учебных планов

 

Учебные планы СОО для пятидневной учебной недели

 

К СВЕДЕНИЮ

Количество часов в учебном плане по ФГОС

Проверьте, чтобы общая нагрузка школьников за два года освоения ООП по любому профилю обучения была не меньше 2170 часов и не больше 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Определите объем части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, то есть часов на элективные курсы и предметы по выбору. Он не должен превышать 40 процентов от общего академического объема учебного плана (п. 15 ФГОС СОО).

Если количество часов по обязательным учебным предметам базового уровня, углубленного изучения и элективным курсам получилось меньше 2170 часов, выберите один из вариантов:
– дополните учебный план еще одним предметом или несколькими предметами базового уровня или углубленного изучения, при этом учитывайте, что учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11–12 учебных предметов (п. 18.3.1 ФГОС СОО);
– увеличьте количество часов на изучение уже выбранных предметов.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2020года
Образовательная деятельность
На конкретном примере

«Эффект Буратино», или Как дистант помог школе

Ирина Соловьева, директор МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское
В статье – размышления директора о дистанционной работе. Вместе с автором мы попытались найти плюсы в весенней ситуации.

Я до сих пор пытаюсь осмыслить увиденное и пережитое. Точно понимаю, что мы все живем во времена неопределенности. Во время дистанционного обучения пришлось практически с нуля настроить процесс «неочного» обучения, чтобы он пошел хотя бы в каком-то направлении и куда-нибудь пришел.

Если бы не пандемия…

Нам действительно повезло: в гимназии было все или почти все необходимое. Когда объявили пандемию и ввели ограничительные меры, появилась возможностью познать совсем другое образование со всеми его плюсами и минусами. Если бы не пандемия, вероятно, мы бы никогда не освоили многочисленные возможности электронного портала и продолжали использовать базовые. Мы бы не пришли к качественным образовательным платформам. Поиск эффективных способов взаимодействия и необходимость отбора содержания довольно высокого уровня заставили многих из нас найти образовательные ресурсы, которые обогащают и дополняют тот программный материал, который у нас был и есть на сегодняшний момент.

Изменилась и привычная работа. Мы упростили сбор данных, стали активно использовать онлайн-опросы. Еще оптимизировали сектор аналитики – подключили к работе наших «вундеркиндов» из 10-х и 11-х классов. Чем не проект? Мы научились ценить свое и чужое время: родительские собрания онлайн стали реальностью. Думаю, что если бы мы это все и сделали в обычных, «докоронавирусных» условиях, то сроки были бы несоизмеримо дольше.

Три слагаемых успеха

Итак, что должно быть в образовательной организации, чтобы даже в условиях «идеального шторма» корабль не только остался на плаву, но и начал двигаться в заданном направлении.

Кадровые ресурсы

Первое и самое главное – это люди

Рабочая административная команда, как показала практика, может состоять всего из трех человек, чтобы сдвинуть судно с командой из 94 педагогов и 1307 учеников на борту.

Эмоциональный фон

Во времена неопределенности эмоции, как правило, не стабильны

Вот почему нужно быть в постоянном контакте с педагогами: разъяснять, давать ближайшие ориентиры, при необходимости обучать. Также учителям и администрации необходимо быть на связи со школьниками и родителями, чтобы объяснить новые правила игры. Каждый день в одно и то же время в течение трех первых недель дистанта мы проводили родительские собрания. На них могли присутствовать и ученики. Мы решали проблемы в «ручном» режиме, отвечали на вопросы, рассказывали, что, как и, самое главное, зачем мы все это делаем.

Сотрудничество

Мы в одной лодке. И это надолго

Именно вынужденное дистанционное обучение еще раз позволило увидеть, насколько наши ученики разные, расстояние между «полюсами» огромно, но преодолимо. Сложности бывают разными. Технические среди них, как оказалось, не самые сложные. Мы столкнулись, например, с трудностями религиозного характера – нежеланием регистрироваться на образовательных платформах. Алгоритма решения таких вопросов у меня нет, все всегда индивидуально. Как правило, решение всегда находится, если вспомнить про ценность человеческого достоинства и свободы выбора. Когда рамки обрушились, а границы размылись, важно заметить тот момент, когда появляется возможность вырасти, повзрослеть, перешагнуть условную линию, которая до этого казалась непреодолимой для всех: учителей, учеников, родителей.

Время вынужденного дистанционного обучения в школе для меня про процесс исследования себя, своих возможностей, ресурсов, про шаг в сторону любопытства. Если хотите, это сработавший «эффект Буратино», когда каждый из нас смог заглянуть за нарисованный очаг и найти потайную дверцу в иное качество образования.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК

Дорожная карта, которая поможет включить работу классного руководителя во ВСОКО

Минпросвещения разъяснило, как организовать работу классных руководителей по-новому. В статье – дорожная карта классного руководителя. Это гибкий инструмент, который позволит проконтролировать деятельность педагогов по новым требованиям.

Войдите или зарегистрируйтесь

Мы сразу откроем неограниченный доступ к журналу на 3 дня.

Впервые на сайте? Зарегистрируйтесь