
Дорожная карта, которая поможет включить работу классного руководителя во ВСОКО
Чтобы организовать работу в рамках ВСОКО удобно встроить модель, при которой основным звеном станет классный руководитель. Роль классного руководителя становится ключевой, поскольку он теперь не просто организует воспитательный процесс в классе, а включается в общую работу по управлению качеством образования (Методические рекомендации Минпросвещения от 12.05.2020 по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях). В итоге общие задачи школы становятся четкими рабочими задачами классного руководителя.
Дорожная карта классного руководителя – это инструмент, который помогает планировать как работу с классом в целом, так и индивидуальную работу с каждым учеником. Это гибкий инструмент. В дорожную карту вы вносите те критерии, которые считаете наиболее важными. Аналитический потенциал дорожной карты позволяет управленческой команде школы использовать данные, чтобы определить стратегические задачи на будущее.
Еще дорожная карта может заменить план воспитательной работы, который обязан вести классный руководитель. Школа сама устанавливает требования к оформлению плана локальным нормативным актом. Такой формат плана воспитательной работы будет иметь реальную практическую пользу для педагога, так как связан со стратегическими задачами школы.

ВАЖНО
Классные руководители обязаны вести два документа: классный журнал и план работы (письмо Минобрнауки от 21.03.2017 № 08–554)
Определите параметры и критерии оценки
Определите направления работы классного руководителя в новом учебном году. Для каждого уровня образования подберите свои параметры. Направления работы педагога выбирайте с учетом стратегии развития школы или в рамках ВСОКО. Все параметры, которые выбрали, распределите по четырем категориям – функциям классного руководителя: помощник, навигатор, интегратор, медиатор и мотиватор.
Помощник
В функцию помощника включите направления, которые связаны с соблюдением школьных правил и отсутствием правонарушений учеников. Главная задача классного руководителя – сформировать у школьников внутреннюю позицию по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности.
Навигатор
Для функции навигатора укажите параметры, которые отражают участие детей в различных профориентационных мероприятиях. Так классный руководитель сможет формировать у учеников мотивацию к обучению, развивать познавательные интересы.
Интегратор
Дополните функцию интегратора такими направлениями работы педагога, как участие школьников в конкурсах и проектах различного уровня. Это позволит детям реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Медиатор и мотиватор
Функция «Медиатор и мотиватор» предполагает работу классного руководителя по созданию комфортных психолого-педагогических условий в классе, формированию у школьников активной гражданской позиции и высокого уровня духовно-нравственного развития. Еще дополните эту функцию педагога работой с родителями в направлении повышения их педагогической компетентности, формирования ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей. Посмотрите пример.

ВАЖНО
Одна из компетенций образовательной организации – индивидуальный учет и анализ результатов каждого ученика (п. 11 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Классный руководитель может делать это в постоянном режиме
Научите классных руководителей работать с дорожной картой
Раздайте дорожные карты классным руководителям. Посмотрите пример дорожной карты классного руководителя для уровня СОО. Если есть технические возможности, работу лучше организовать онлайн. Так вы сможете в режиме реального времени отслеживать показатели работы классных руководителей, своевременно вносить необходимые корректировки в планы работы. Еще информацию из дорожных карт удобно положить в основу оценочного листа деятельности классного руководителя.
Порекомендуйте классным руководителям заполнять карту в течение всего учебного года. Педагоги должны внести список класса в карту и для каждого ученика по направлениям работы выставлять баллы. Если школьник не принимал участие в указанной активности или не достиг целевого значения, классный руководитель выставляет в карту «0» баллов. Если ученик принимал участие в активности или достиг целевого значения – «1» балл.
Еще поручите классным руководителям сразу подсчитывать итоговые баллы по каждому направлению работы. Это позволит педагогу видеть, какая активность стала наименее и наиболее эффективной в классе. А анализ сведений в режиме реального времени даст возможность вовремя принимать необходимые шаги по коррекции планов работы.
В конце учебного года классный руководитель сможет проанализировать, как каждый ребенок проявлял себя и был ли он включен в общую работу класса. Для этого педагог должен определить сумму баллов по всем направлениям работы для каждого ученика.
Проанализируйте результаты
По дорожной карте анализируйте работу классных руководителей каждый учебный период, например, раз в четверть. Так вы сможете подводить промежуточные итоги работы педагогов, оценивать качество образования и своевременно корректировать планы работы.
В конце учебного года попросите всех классных руководителей сдать вам дорожные карты. На основании карт составьте сводные таблицы. По каждому уровню образования оформите отдельные таблицы. Бланк, который формируется автоматически, скачайте в сервисе ниже.
Внесите в сводную таблицу информацию о классных руководителях. Найдите качество результатов работы педагога по каждому направлению. Для этого воспользуйтесь формулой:
Данные о количестве учеников и итоговые баллы по каждому направлению работы возьмите из дорожных карт классных руководителей.
Определите качество работы классного руководителя по итогам года. Для этого возьмите среднее арифметическое показателей качества результатов по всем направлениям работы педагога. На основании полученных данных сделайте вывод об уровне работы классного руководителя. Включите в план работы на следующий учебный год контроль педагогов с низким показателем качества работы. Проконтролируйте те направления работы классных руководителей, качество результатов которых было низким.
Дорожная карта классного руководителя
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
