
Программа внеурочной деятельности для проектной работы в основной школе
Проектная деятельность – это одна из форм организации внеурочной деятельности. Она подходит для всех направлений внеурочной деятельности (методические рекомендации Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672). В статье – тематическое планирование курса, который поможет реализовать в основной школе проектную работу по требованиям ФГОС.
Для кого предназначена программа
Навыки и умения, которые приобретут школьники
Скачать
Курс «Проектно-исследовательская деятельность» рассчитан на учеников 6-9-х классов. Задействовать учеников 5-х классов не нужно, они недавно завершили обучение предыдущей ступени образования и еще проходят адаптационный период. На изучение курса отводится 117 часов. Если педагог планирует реализовать программу за учебный год, занятия должны проходить три раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Цели и задачи. Цель занятий – сформировать разносторонне развитую личность, которая активно стремится самостоятельно исследовать окружающий мир. Задача педагога – поддержка детской любознательности. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе. Если поддерживать естественную потребность ребенка в познавательной деятельности, она станет основой успешного обучения в школе.
Результаты. Программа внеурочных занятий поможет педагогам научить школьников ставить цели, формулировать гипотезу исследования, планировать работу, аргументировать результаты исследования, готовить и проводить презентацию. Посмотрите в таблице, какие навыки и умения приобретут ученики в результате реализации программы проектной деятельности.
Чтобы оценить, достигли ли ученики планируемых результатов, необходимы критерии оценки. Посмотрите ниже примерные критерии оценки проектной деятельности.

ВАЖНО
Нельзя реализовывать программу внеурочной деятельности в форме академических занятий, то есть в урочной форме
– осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;
– аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
– выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
– уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
– качество оформления;
– качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убежденность;
– объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
– ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
– деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Содержание курса, чем именно будут заниматься ученики на занятиях, посмотрите в тематическом планировании программы внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность». В нем отражено не только количество часов на каждый раздел, но и распределение тем по занятиям.
Образец тематического планирования

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Формы проектаСкачать
Какие этапы включает программа
Проектную деятельность проводите поэтапно. Помните, что реализовать часы внеурочной деятельности можно и в учебное, и в неучебное время. Например, в период каникул, выходных и праздничных дней. Такой подход позволит снизить нагрузку на учеников и равномерно распределить объем внеучебной деятельности в течение года.
1
этап
Предпроект. Основная цель этапа – определить будущее направление исследовательской работы школьника. Запланируйте обмен интересами и знаниями по теме между учениками и учителем. Выслушайте пожелания и вопросы детей и обсудите с ними возникшие идеи. Если школьники не могут выбрать себе тему проекта, предложите им список возможных тем. Выбирайте темы для списка исходя из возраста и интересов учеников, которые посещают внеурочную деятельность.
2
этап
Планирование работы над проектом. Определите вместе с учениками временные рамки для каждого этапа работы над проектом. Помогите спрогнозировать проблемы, которые могут замедлить исследование школьников. Обсудите с детьми варианты оформления отчетности о выполненной работе.
3
этап
Аналитический этап. Основная задача этапа – побудить учеников самостоятельно провести исследование, получить и проанализировать информацию. Предоставьте инициативу школьникам, а себе оставьте роль консультанта и помощника. Контролируйте ход исследования, оценивайте его соответствие целям и задачам проекта, оказывайте школьникам необходимую помощь и не допускайте пассивности отдельных участников. Ученики на этом этапе: проводят исследовательскую работу и самостоятельно получают новые знания, уточняют цели и задачи проекта, ищут и собирают информацию, обмениваются информацией, изучают специальную литературу и материалы средств массовой информации и сети интернет.
4
этап
Этап обобщения. Помогите школьникам систематизировать и структурировать информацию, оформить свой проект. Предоставьте детям возможность проявить творческую активность и максимальную самостоятельность в выборе форм, в которых они будут представлять результаты проекта на следующем этапе.
5
этап
Презентация полученных результатов. Организуйте презентацию проектов учеников, чтобы они представили итоги работы. Подготовка и обобщение материала для презентации побуждают школьников к дискуссиям. Ученики критикуют ход исследований друг друга и самостоятельно выявляют ошибки. Объясните участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения.
6
этап
Рефлексия. Проанализируйте вместе с учениками их проекты: что удалось, а над чем еще стоит поработать. Оцените проекты по критериям, которые вы указали в рабочей программе курса. На основе оценок проектов сделайте выводы о достижении школьниками планируемых результатов.
Образец рабочей программы

Листайте страницы программы, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как организовать совместную деятельность детей и родителей. Семейный абонемент
Когда ученики и родители вместе учатся, родители налаживают доверительные здоровые отношения, а школьники усваивают знания эффективнее. Поэтому мы разработали проект, чтобы школа стала площадкой, где ученики и родители реализуют свои способности. Наша школа помогает выстраивать внутрисемейные отношения, улучшать психологический климат в семьях, не допускать конфликтов.
Определить задачи и провести анкетирование
ФГОС ООО закрепляет за школой функцию по развитию педагогической компетентности родителей «в целях содействия социализации обучающихся в семье» (п. 18.2.3 приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897). Но мы заметили, воспитательная роль семьи падает. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры заменяют детям родительское общение, авторитет семьи и школы. Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей предопределяют жизненный путь. Так появилась идея нашего проекта – организовать на базе школы совместную деятельность учеников и их родителей Мы реализовали проект «Организация совместной деятельности детей и взрослых в школе» в течение календарного 2018 года – с мая по декабрь.
Чтобы понять, как именно организовать деятельность родителей и учеников, классные руководители провели анкетирование в 5-6-х классах. Образцы анкет. Результаты анкет родителей свидетельствуют о том, что 52 процента родителей считают недостаточным то время, которое они уделяют воспитанию детей. Желание изучать что-то новое или заниматься творчеством всей семьей изъявляют 93 процента опрошенных и 75 процентов готовы посвятить одну или несколько суббот семейному совместному обучению и творчеству.
Образцы анкет

Кликните на кнопку с названием анкеты, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
В анкетировании приняли участие 200 учеников 5-6-х классов. Когда дома становится скучно, 38,5 процента учеников предпочитают проводить время вне дома. Но если есть возможность вместе с родителями в школе чему-либо поучиться, 88 процентов учеников готовы провести время с ними.
Предложить «семейный абонемент»
В 2017/18 учебном году школы Белгорода перешли на 5-дневную учебную неделю. Так появилось время по субботам, чтобы организовать совместную деятельность детей и взрослых при помощи семейного абонемента. Способ достичь цели – разработать и внедрить не менее 7 программ совместной деятельности детей и взрослых. Наши педагоги создали модель, по которой организовали работу. Посмотрите рисунок ниже.
Рисунок. Модель организации совместной деятельности детей и взрослых
В семейный абонемент входят занятия, которые выбрали ученики и их родители, чтобы вместе их посетить. Например, для учеников 5-8-х классов и их родителей состоялась открытая тренировка под руководством сотрудников Центра детского и юношеского туризма и экскурсий. На мероприятии «Наглядная география родного края» дети с родителями создали учебное пособие по географии Белгородской области и гипсометрический профиль рельефа области.
Наша школа задействовала 57 семей и провела 14 мероприятий. Например, поэтическую гостиную «Стихи мои, Спокойно расскажите про жизнь мою!» и мастер-класс «Рисуем пастелью по наждачной бумаге». Все желающие стали участниками мастер-класса по химии. Учитель и ее помощники провели химические превращения: от изготовления «молока» до «вулкана» и «лизуна». Родители выразили желание встретиться еще не раз.
Создать воспитывающую школьную среду
Наша гимназия сегодня – это 45 классов, в которых учатся 1230 школьников. В своей работе мы определили средство воспитания – разумно организованное общество. Его основу составляют единые ценности и нормы. Условием для раскрытия талантов и самовыражения стали культурно-образовательные центры и социальные проекты
Культурно-образовательные центры. Вместе с учениками мы создали музей боевой славы в честь 116-й Александрийской Краснознаменной танковой бригады. В гимназии появился Пушкинский научно-культурный центр, в котором нашли отражение творческие способности детско-взрослого сообщества детей, педагогов, родителей. Также мы организовали Есенинский уголок и выставочный зал-мастерскую «Из бабушкиного сундучка».
Социальные проекты. С 2007 года наша гимназия реализует проект «Культура общения – красивому городу». Ученики создали Совет молодежи по борьбе со сквернословием. Мы проводим волонтерские миссии в домах ветеранов и реабилитационных центрах. А с февраля 2017 года в гимназии организовали работу Университета «третьего возраста» для граждан пожилого возраста, которые проживают на территории округа № 2 г. Белгорода.
Образец паспорта проекта

Листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Три проекта, чтобы превратить школу в инновационную площадку
Польза моей работы – создавать такое пространство в школе, чтобы превратить ее в инновационную площадку. Мы с коллегами реализовали три проекта, которые улучшили качество образования в нашей школе-интернате на 44 процента за три учебных года.
Наша школа сельская, расположена в 460 км от города. Чтобы повысить востребованность, мы создали на базе школы муниципальный ресурсный образовательный центр. Еще запустили проект, чтобы взаимодействовать с техникумом, и организовали проблемно-творческие лаборатории. Результат работы – в школе более 1000 учеников. С 2016/17 учебного года наши ученики становятся призерами ВсОШ на региональном уровне. А профессионализм учителей признали на всероссийском уровне.
представляют опыт работы на муниципальном и региональном уровнях после работы в ПТЛ
Муниципальный сетевой ресурсный образовательный центр
В 2007 году в школы пришла инновация – программа развития. Мы переводили работу школы из режима функционирования в режим интенсивного развития. Нам помог приоритетный нацпроект «Образование», в котором было направление «Инновационные школы». По нему школа могла получать ежегодную финансовую господдержку. Для этого нужно было войти в список школ, которые внедряют инновационные образовательные программы и которые стали ресурсным центром для других школ.
Мы изучили ситуацию по введению профильного обучения в близлежащих школах района. А потом создали на базе школы муниципальный сетевой ресурсный образовательный центр. Так наш коллектив предоставил возможность 52 ученикам близлежащих школ освоить программы профильного обучения. Педагоги нашей школы превратили традиционные школьные мероприятия по воспитательной работе в муниципальные. На данный момент мы проанализировали, какие федеральные проекты нового нацпроекта «Образование» способны реализовать. Работу по проектам включили в план развития школы. Посмотрите перспективный план в таблице 1.
Таблица 1. План развития по нацпроекту «Образование»
Проект «Школа – техникум – эффективное взаимодействие»
План мероприятий
Скачать
Наш коллектив проанализировал низкую успеваемость учеников 10-го класса. После опроса мы выяснили, что ученики собирались поступать в городские техникумы, но родители не пустили из-за большого расстояния между селом и Томском. А техникум, который есть в селе, не вызывал доверия. Так появилась идея проекта «Школа – техникум – эффективное взаимодействие». Вместе с администрацией техникума и творческой группой педагогов мы определили цели:
- обеспечить профессиональное самоопределение учеников 8-11-х классов с учетом потребностей социально-экономического развития Каргасокского района;
- привлечь образовательные ресурсы техникума, чтобы организовать спецкурсы технологического профиля для 10-11-х классов;
- расширить спектр образовательных мероприятий для учеников школы и для студентов техникума;
- удовлетворить образовательные потребности и личные интересы учеников и студентов;
- убрать изолированность между школой и техникумом.
С 2015 по 2017 годы мы реализовывали для 10-11-х классов спецкурсы «Сварочное дело» и «Кулинария» на базе техникума. Сейчас наша школа продолжает придумывать совместные мероприятия. Теперь ученики уважительно относятся к нашему техникуму и не боятся в него поступать.
Проблемно-творческие лаборатории
У педагогов появилась идея, как внедрить новые формы работы, после V Международного форума лидеров образования. В сентябре 2016 года мы организовали в школе проблемно-творческие лаборатории (ПТЛ). Всего в работе ПТЛ приняли участие 26 учителей. Это 31,7 процента от общего числа педагогов. Некоторые учителя являются членами двух или трех ПТЛ. Смотрите в таблице 2, какие лаборатории мы организовали.
Таблица 2. Проблемно-творческие лаборатории
Как организовать ПТЛ и получить результат. Посмотрите схему, по которой учителя организуют проблемно-творческую лабораторию. Заключительный результат работы лаборатории – межмуниципальная методическая сессия, где учителя представляют опыт работы ПТЛ. Сессия имеет практико-ориентированный характер. Это позволяет присутствующим быть активными участниками разных приемов организации уроков, педсоветов, семинаров, классных часов, родительских собраний и т. п. Например, на сессии «Эффективные формы работы руководителя и педагога в условиях реализации ФГОС» участники присутствовали на 10 открытых уроках и 6 мастер-классах. Они познакомились с современными приемами работы как управленца, так и учителя. Посмотрите в таблице 3, какие секции мы провели в рамках методических сессий.
Схема. Как учителя организует работу в ПТЛ
Таблица 3. Муниципальные методические сессии в 2017–2019 годах
Какие есть плюсы работы в ПТЛ. У проблемно-творческих лабораторий есть преимущества. Учителя становятся членами добровольно, а не в обязательном порядке, как в методических объединениях. Работу строят так, чтобы задействовать всех членов ПТЛ. Деятельность лабораторий не разовая, а планомерная в течение всего учебного года. Так учитель накапливает опыт, совершенствует свое мастерство. В ПТЛ входят учителя разных предметов: это позволяет охватить новыми технологиями обучения большее количество учеников. Такая работа позволяет распространять новый педагогический опыт среди школ.
Что получаем на выходе. Мы заканчиваем деятельность ПТЛ «продуктом». Лаборатория транслирует свой опыт работы как внутри коллектива школы, так и за ее пределами. Я возглавляю лабораторию «Предметно-интегрированное языковое обучение». В сотрудничестве с другими руководителями ПТЛ продумываю, как замотивировать членов коллектива посещать определенную лабораторию. В зависимости от задач методической работы школы ненавязчиво предлагаю членам лабораторий провести то или иное мероприятие для педагогов на район. Разрабатываю билингвальные уроки вместе с коллегами. Я учитель английского языка, поэтому и сама провожу такие уроки. Весь опыт я транслирую и в ПТЛ, и на межмуниципальных методических и фасилитационных сессиях. Результат нашей работы – в успехах школы.
Наши результаты
Два учителя из нашей с школы стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», один из которых стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015». Школа – ежегодный участник Национального Реестра «Ведущие образовательные учреждения России». В 2019 году школа стала лауреатом-победителем Всероссийского смотра конкурса образовательных организаций «Гордость отечественного образования» на основе многоцелевого комплексного анализа. На конец 2018/19 учебного года мы улучшили качество обучения до 44 процентов. В школе появились победители и призеры регионального этапа ВсОШ. Смотрите в таблице 4 результаты.
Таблица 4. Результаты учеников на ВсОШ
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
