
Программа внеурочной деятельности для проектной работы в основной школе
Проектная деятельность – это одна из форм организации внеурочной деятельности. Она подходит для всех направлений внеурочной деятельности (методические рекомендации Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672). В статье – тематическое планирование курса, который поможет реализовать в основной школе проектную работу по требованиям ФГОС.
Для кого предназначена программа
Навыки и умения, которые приобретут школьники
Скачать
Курс «Проектно-исследовательская деятельность» рассчитан на учеников 6-9-х классов. Задействовать учеников 5-х классов не нужно, они недавно завершили обучение предыдущей ступени образования и еще проходят адаптационный период. На изучение курса отводится 117 часов. Если педагог планирует реализовать программу за учебный год, занятия должны проходить три раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Цели и задачи. Цель занятий – сформировать разносторонне развитую личность, которая активно стремится самостоятельно исследовать окружающий мир. Задача педагога – поддержка детской любознательности. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе. Если поддерживать естественную потребность ребенка в познавательной деятельности, она станет основой успешного обучения в школе.
Результаты. Программа внеурочных занятий поможет педагогам научить школьников ставить цели, формулировать гипотезу исследования, планировать работу, аргументировать результаты исследования, готовить и проводить презентацию. Посмотрите в таблице, какие навыки и умения приобретут ученики в результате реализации программы проектной деятельности.
Чтобы оценить, достигли ли ученики планируемых результатов, необходимы критерии оценки. Посмотрите ниже примерные критерии оценки проектной деятельности.

ВАЖНО
Нельзя реализовывать программу внеурочной деятельности в форме академических занятий, то есть в урочной форме
– осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;
– аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
– выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
– уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
– качество оформления;
– качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убежденность;
– объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
– ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
– деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Содержание курса, чем именно будут заниматься ученики на занятиях, посмотрите в тематическом планировании программы внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность». В нем отражено не только количество часов на каждый раздел, но и распределение тем по занятиям.
Образец тематического планирования

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Формы проектаСкачать
Какие этапы включает программа
Проектную деятельность проводите поэтапно. Помните, что реализовать часы внеурочной деятельности можно и в учебное, и в неучебное время. Например, в период каникул, выходных и праздничных дней. Такой подход позволит снизить нагрузку на учеников и равномерно распределить объем внеучебной деятельности в течение года.
1
этап
Предпроект. Основная цель этапа – определить будущее направление исследовательской работы школьника. Запланируйте обмен интересами и знаниями по теме между учениками и учителем. Выслушайте пожелания и вопросы детей и обсудите с ними возникшие идеи. Если школьники не могут выбрать себе тему проекта, предложите им список возможных тем. Выбирайте темы для списка исходя из возраста и интересов учеников, которые посещают внеурочную деятельность.
2
этап
Планирование работы над проектом. Определите вместе с учениками временные рамки для каждого этапа работы над проектом. Помогите спрогнозировать проблемы, которые могут замедлить исследование школьников. Обсудите с детьми варианты оформления отчетности о выполненной работе.
3
этап
Аналитический этап. Основная задача этапа – побудить учеников самостоятельно провести исследование, получить и проанализировать информацию. Предоставьте инициативу школьникам, а себе оставьте роль консультанта и помощника. Контролируйте ход исследования, оценивайте его соответствие целям и задачам проекта, оказывайте школьникам необходимую помощь и не допускайте пассивности отдельных участников. Ученики на этом этапе: проводят исследовательскую работу и самостоятельно получают новые знания, уточняют цели и задачи проекта, ищут и собирают информацию, обмениваются информацией, изучают специальную литературу и материалы средств массовой информации и сети интернет.
4
этап
Этап обобщения. Помогите школьникам систематизировать и структурировать информацию, оформить свой проект. Предоставьте детям возможность проявить творческую активность и максимальную самостоятельность в выборе форм, в которых они будут представлять результаты проекта на следующем этапе.
5
этап
Презентация полученных результатов. Организуйте презентацию проектов учеников, чтобы они представили итоги работы. Подготовка и обобщение материала для презентации побуждают школьников к дискуссиям. Ученики критикуют ход исследований друг друга и самостоятельно выявляют ошибки. Объясните участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения.
6
этап
Рефлексия. Проанализируйте вместе с учениками их проекты: что удалось, а над чем еще стоит поработать. Оцените проекты по критериям, которые вы указали в рабочей программе курса. На основе оценок проектов сделайте выводы о достижении школьниками планируемых результатов.
Образец рабочей программы

Листайте страницы программы, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
