ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2020года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Токсичные учителя. Как их нейтрализовать, чтобы сберечь нервы себе и коллегам

Александра Фокина, психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Сложности, с которыми все столкнулись из-за коронавируса, вскрыли проблему токсичных коллег. Это люди, которые накаляют и без того непростую обстановку. В статье – рекомендации психолога, как нейтрализовать токсичность коллег и выстроить здоровые рабочие отношения в коллективе.

«Токсичность» – слово, которое мы привыкли слышать об отравляющих веществах. Но в последние годы этот термин психологи часто применяют и в отношении качеств человека. Токсичные люди заметно ухудшают эмоциональную атмосферу, климат в отношениях, как будто «отравляют» своим присутствием любое мероприятие и взаимодействие. Они пытаются уязвить, задеть, подчинить, обидеть других. Токсичный человек – генератор негативных и неконструктивных эмоций, он может нанести реальный вред любому коллективу, в том числе и школьному.

Весь негатив токсичные люди выплескивают наружу. Их высказывания, оценки и комментарии могут вызывать тревогу, обиду и гнев у остальных работников, испортить настроение и спровоцировать конфликт. Токсичный сотрудник демотивирует. С ним не хотят сотрудничать. А если он при этом достаточно компетентен, его комментарии и высказывания другие члены коллектива могут воспринять как прямое указание к невыполнению обязанностей или недовольству администрацией.

Токсичное поведение продуцирует конфликты, в том числе с теми сотрудниками, кто обычно в деловых отношениях конфликтов избегает. Токсичные люди негативно трактуют намерения и действия остальных, скрывают или искажают значимую информацию, манипулируют эмоциями, передергивают факты. Они разваливают общее дело. Токсичный коллега не дает договориться и прийти к общему решению. Он цепляется к мелочам, не дает расставить приоритеты, откладывает или игнорирует выполнение своей части обязанностей. И, как следствие, такие люди провоцируют увольнения. Из-за нежелания находиться в негативной атмосфере и иметь отношения с токсичным коллегой другие сотрудники могут сменить место работы или стать менее вовлеченными.

8
признаков

помогут вычислить токсичного сотрудника

Убедитесь, что столкнулись с токсичностью

Токсичные люди могут скрываться под маской заботливого и участливого человека. Еще токсичность можно перепутать с единичными приступами паники, недовольства или уныния. Есть восемь признаков «отравляющего» поведения. Если обнаружили хотя бы три из них одновременно у одного коллеги, не сомневайтесь – перед вами токсичный человек, которого нужно уметь нейтрализовать.

Требует к себе особого отношения. Любой коллега всегда ему что-то должен. Ему надо помочь, понять, успокоить, он выскажется, у него накипело, его надо подождать. При этом партнер по общению не может сделать то же самое: он должен потерпеть, сдержаться, смолчать, утешить, не торопить. Обязанности во взаимодействии с токсичным сотрудником всегда несимметричны: он должен якобы получить больше, чем партнер.

Устойчиво недоволен. Не смолчит. Повод для недовольства и жалоб находит легко. Все не так, все «не слава Богу». Озвучивает недостатки, ищет виноватых, комментирует ошибки, принижает достижения других. Всегда видит ложку дегтя в бочке меда: дали стимулирующую надбавку – «мало», сказали спасибо – «давно бы так», традиционное мероприятие – «хоть бы что новое придумали», новые идеи – «и зачем что-то выдумывать».

Не уважает личные границы других людей. Дает непрошеные советы, оценивает. Часто делает это под видом заботы: «для вашего блага», «вы, может, не знаете», «а то они на вас ездят».

Объясняет свои ошибки или недостатки своими достоинствами. Всегда готов себя оправдать: «я так тщательно все делаю, что не успеваю в срок», «я к ней как к родной». В коллегах же, наоборот, видит и преувеличивает недостатки и преуменьшает достоинства.

Избегает персональной ответственности. Перекладывает вину за свои ошибки на других или на обстоятельства.

ВАЖНО

Справиться с токсичным сотрудником помогут рабочие границы и несложные правила

Тратит рабочее время на негатив. Любит поговорить о том, как все плохо. При этом на дела время у такого человека в дефиците, а на негативные эмоции хватает.

«Консервирует» проблему, а не решает ее. Может годами жаловаться на одно и то же. Не привыкает к проблеме, не перестает о ней зудить, но и не решает ее.

Взаимодействие с ним вызывает негативные эмоции. Общаться с токсичным человеком неприятно. От общения возникает ощущение усталости, обиды, тревоги, даже если кажется, что он не сказал «ничего такого».

Определите, с кем имеете дело

Токсичные сотрудники бывают разных типов в зависимости от того, какие черты личности и поведения у них выражены наиболее отчетливо. Чтобы правильно выстроить взаимодействие, определите, с кем столкнулись. Нейтрализовать токсичного коллегу помогут правильные вопросы и высказывания. Когда задаете такой вопрос или говорите фразу, обязательно дайте коллеге ответить. Так вы покажете остальным членам коллектива, что готовы к диалогу, а токсичному коллеге не оставите пространства для маневра. Посмотрите карточки с типами токсичных коллег и приемами нейтрализации.

На ближайшем педсовете или семинаре для сотрудников понаблюдайте за дискуссией педколлектива. Обратите внимание, после чьих высказываний атмосфера становится напряженной, возрастают возражения, выражения недовольства. Обратите внимание также, кто из сотрудников, получив ваши указания, не выражает несогласия, но дело так и не делает. Понаблюдайте в дальнейшем за теми и другими – скорее всего, это ваши токсичные работники.

Типы токсичных коллег

Кликните на кнопку с названием типа и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Следуйте правилам в работе

Уволить токсичного коллегу из-за того, что он негативно влияет на атмосферу в коллективе, нельзя. Но его можно обезвредить. Главное в работе с такими людьми – твердо обозначить границы, быть внимательным к своим эмоциям и сфокусироваться не на проблемах, а на решениях. Если вы будете придерживаться правил, то сможете нейтрализовать негативное влияние и создать в коллективе комфортную рабочую атмосферу.

Следите, чтобы в коллективе были четко прописаны обязанности сотрудников и ясны профессиональные позиции. Четко прописывайте функционал работников. Регулярно напоминайте, что все должны следовать должностным инструкциям и профессиональной этике. Во взаимодействии с токсичными сотрудниками опирайтесь на функционал. Эмоции вкратце выслушали – и сразу вопросы и поручения по делу.

Исключите неразбериху. Это правило вытекает из предыдущего. Все обязанности должны быть четко определены. Так вы не дадите любителю подставлять свалить вину на других, а жертве возможности оправдаться. Поручаете дело группе сотрудников – поименно перечислите обязанности и сроки их выполнения.

Всегда пробуйте решить проблему «по-хорошему». С токсичным сотрудником, как и с любым человеком, сначала попробуйте проявить внимание, признать заслуги, поблагодарить за достижения. Возможно, что «токсичность» появилась в том числе как результат профессиональной усталости, разочарований.

Пресекайте комментарии личного характера. Токсичный коллега в вашем присутствии выдает негативные комментарии в адрес кого-то из коллег? Произнесите: «У нас так не принято». Узнали, что он так действует, когда вы не видите? Поговорите наедине, четко скажите, что атмосфера в коллективе для вас важна и вы настоятельно просите не делать замечания коллегам, говорить только о самом себе, а если без этого никак не обойтись, то начинать со слова «я» и описания собственных действий.

Давайте токсичному работнику больше персональных поручений. Желательно, чтобы это были поручения, для выполнения которых не нужно взаимодействовать с коллегами или взаимодействовать минимально.

Следите за своими эмоциями. Почувствовали, что вас захватывают негативные эмоции? Мысленно представьте себя с улыбкой, вспомните свое любимое место, представьте токсичного коллегу внутри огромного воздушного шарика, который поднимается к потолку. Если беседа становится совсем трудной, используйте прием «Нейтрализация» – переключите внимание на любой яркий стимул. Громко передвиньте стул, откройте или закройте окно, смените уровень освещения, уроните ручку на пол, резко смените громкость речи. Только воздержитесь от всплеска эмоций и нервозности. Ваше внешнее самообладание – лучшая броня от токсичности.

Разделяйте личное отношение и деловые задачи. Иногда токсичные сотрудники могут вызывать жалость или чувство вины. Это признаки манипуляции. Повторите себе мысленно: «Мне не стыдно отказать (попросить, обязать), и я откажу (попрошу, обяжу)».

На педсоветах, совещаниях, встречах формализуйте общение. Ставьте временные рамки: «на обсуждение у нас 10 минут, прошу всех говорить только самое главное»; напоминайте о стиле общения: «прошу всех следовать деловому этикету». Фокусируйтесь на решениях, а не на проблемах. Проблемы и недовольство можно обсуждать до бесконечности. Коллеги начали дискуссии об этом? Ставьте условие – теперь обсуждаем это только с точки зрения того, что может улучшить ситуацию, ищем решения.

Вскрывайте манипуляции токсичных коллег. Например, скажите: «Я вижу, вы хотите, чтобы я нервничала» или «Я понимаю, почему вы так говорите». Используйте в ответ на реплики токсичных сотрудников нейтрализующие вопросы и высказывания.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

7
Июль 2020года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

«К привычному режиму мы вернемся не сразу». Прогнозы медиков о начале учебного года

Мы поговорили с Мариной Степановой, профессором, доктором медицинских наук, заведующим лабораторией «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, и Мариной Айзятовой, врачом по общей гигиене отдела гигиены детей и подростков Филиала ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве СВАО г. Москвы, чтобы разобраться, что ждет школы в новом учебном году.

Конец учебного года 2019/20 получился скомканным из-за стремительного распространения коронавируса. Часть экзаменов отменили, другую – несколько раз переносили. И все для того, чтобы защитить школьников и педагогов от болезни. Опасения сейчас вызывает и начало нового учебного года. Что, если пандемия не закончится? Как будут работать и будут ли работать вообще школы? А если будет вторая волна? Мы задали все эти вопросы экспертам.

1. Кликните на вопрос, чтобы почитать чат.

2. Кликните на  в конце чата, чтобы вернуться к выбору

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

7
Июль 2020года
Образовательная деятельность
Особые образовательные потребности

Пошаговая инструкция, чтобы подготовить учебный план для учеников с ОВЗ

Аделя Вильшанская, директор ГКОУ «Школа № 2124 “Центр развития и коррекции”», к. п. н.
Учебный план для школьников с ОВЗ, которые учатся по АООП, более насыщенный, чем аналогичный документ ООП. Поэтому времени на его подготовку уйдет больше. Начните работу сейчас по нашей пошаговой инструкции, чтобы успеть подготовить учебный план к началу года и ничего не упустить.

Для учеников с ОВЗ школа обязана разработать и утвердить адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), в которую входит учебный план. Разработать и утвердить учебные планы нужно до 1 сентября нового учебного года. Чтобы учесть при разработке учебного плана рекомендации нормативных документов к его структуре и содержанию, воспользуйтесь пошаговой инструкцией в статье. Еще есть памятка, которая поможет спроектировать коррекционно-развивающую область, и готовый образец учебного плана.

1

шаг

Определите вариант АООП

Чтобы подготовить учебный план для школьников с ОВЗ, изучите заключение ПМПК. В нем ПМПК указывает вариант АООП, по которому нужно обучать школьников. Варианты АООП предполагают разное содержание, уровень освоения образовательных результатов и сроки обучения. Сроки освоения АООП начального общего образования – от 4 до 6 лет для разных групп учеников с ОВЗ. Смотрите в таблице 1 варианты АООП для учеников с ОВЗ.

Таблица 1. Варианты АООП для учеников с ОВЗ

Скачать

Проект учебного плана готовьте на основе примерной АООП для соответствующей категории детей с ОВЗ. Включите в проект обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение обязательной и формируемой частей учебного плана по вариантам смотрите на рисунке.

Соотношение частей учебного плана АООП по вариантам

Скачать

Пример учебного плана по варианту 7.2 АООП
Скачать

Для школьников, которые обучаются по варианту 4 АООП, школа разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), которая включает индивидуальный учебный план. Соотношение обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, в этом случае может меняться в зависимости от индивидуальных образовательных возможностей ребенка.

В АООП может входить как один, так и несколько учебных планов, которые учитывают особые образовательные потребности учеников и их психофизические особенности развития. Для каждого варианта АООП нужно составить учебный план и включить в него специфические предметы и курсы коррекционно-развивающей области в соответствии с нарушением в развитии. В примере смотрите, как вариант АООП влияет на содержание учебного плана.

ПРИМЕР. Как учитываются особые образовательные потребности ученика. Первичное нарушение слуха приводит к вторичным и третичным нарушениям в развитии ребенка, что изменяет весь ход психического развития ребенка. Поэтому учебные предметы «Музыка» и «Иностранный язык» слабослышащим ученикам изучать трудно или практически невозможно.
В учебном плане, который реализует АООП слабослышащих и позднооглохших учеников, эти учебные предметы отсутствуют. В предметную область «Филология» нужно дополнительно включить предмет «Развитие речи», а в коррекционно-развивающей области предусмотреть коррекционный курс «Музыкально-ритмические занятия».

2

шаг

Составьте пояснительную записку

В структуру учебного плана входит пояснительная записка и план с сеткой часов. В пояснительной записке кратко отразите особенности реализации обязательной части учебного плана с учетом особых образовательных потребностей учеников с ОВЗ. Обоснуйте отбор содержания, которое обеспечивает часть, формируемую участниками образовательных отношений: набор учебных предметов и курсов, курсов коррекционно-развивающей области. Опишите режим работы школы: график учебного процесса и то, как учтены индивидуальные особенности школьников с ОВЗ в образовательном процессе.

Еще в пояснительной записке укажите, на какие предметы обязательной части добавили дополнительные часы или какие учебные курсы введены за счет формируемой части.

3

шаг

Сформируйте обязательную часть учебного плана

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое нужно, чтобы выполнить требования ФГОС. В нее входят учебные предметы обязательных предметных областей по ФГОС.

Для варианта 1 АООП обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС начального общего образования. Поэтому и обязательная часть учебного плана АООП по варианту 1 будет такой же, как в учебном плане ООП начального общего образования.

В учебный план начального общего образования по варианту 2 АООП входят предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. Смотрите пример оформления обязательной части учебного плана.

Образец обязательной части учебного плана

Отделение I
Отделение I
Отделение I создайте для учеников с легким недоразвитием речи, которое обусловлено нарушением слуха. Нормативный срок обучения – 4 года
Первый дополнительный класс
Первый дополнительный класс
Школа может увеличить продолжительность обучения за счет введения первого дополнительного класса. Когда решаете, вводить ли дополнительный класс, ориентируйтесь на возможность региона подготовить слабослышащих и позднооглохших детей к обучению в школе
Максимальное количество занятий на уровне НОО
Максимальное количество занятий на уровне НОО
Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3039 часов, за 5 учебных лет – более 3821 часа, за 6 учебных лет – более 4603 часов

ОбразецБланк

Варианты 3 и 4 АООП предполагают, что школьник с ОВЗ обучается дольше, чем его сверстники без ограничений здоровья. Итоговые достижения школьника с ОВЗ, который учится по ва- риантам 3 и 4, нельзя сопоставить с достижениями его сверстников без нарушений. Содержание предметных областей в обязательной части АООП вариантов 3 и 4 определяйте в соответствии с нозологической группой ученика. Смотрите пример, как определить содержание предметных областей.

ПРИМЕР. Примеры предметных областей в учебных планах. По варианту 8.3 в учебный план АООП нужно включить предметные области: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». По варианту 8.4 в учебный план АООП нужно включить предметные области: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математика», «Окружающий мир», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».

4

шаг

Распределите часы формируемой части

Эта часть плана помогает реализовать индивидуальные потребности учеников с ОВЗ. В рамках допустимой недельной нагрузки за счет этой части учебного плана можно:

  • увеличить количество учебных часов на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • ввести учебные курсы, которые обеспечивают интересы учеников;
  • реализовать внеурочную деятельность.

5

шаг

Спланируйте внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность в объеме 10 часов в неделю предназначена для реализации собственно внеурочной деятельности – не более 5 часов в неделю и коррекционно-развивающей области – не менее 5 часов в неделю. Эти часы не входят в максимальную нагрузку. Все это включите в учебный план. Смотрите пример оформления внеурочной деятельности в учебном плане.

Образец оформления внеурочной деятельности в учебном плане

Количество часов внеурочной деятельности
Количество часов внеурочной деятельности
Найдите показатель количества часов внеурочной деятельности в неделю как сумму количества часов коррекционно-развивающей области и направлений внеурочной деятельности
Количество часов коррекционно-развивающей области
Количество часов коррекционно-развивающей области
Найдите показатель количества часов коррекционно-развивающей области в неделю как сумму количества часов всех коррекционно-развивающих занятий
Минимальное количество часов по ФГОС
Минимальное количество часов по ФГОС
Заложите в части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, минимум 5 часов на коррекционно-развивающую область
Обязательные коррекционные курсы
Обязательные коррекционные курсы
Включите в таблицу обязательные коррекционные курсы, которые определяет ФГОС НОО для учеников с ОВЗ. Еще укажите коррекционные курсы, которые школа определила самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей ученика на основе рекомендаций ПМПК

ОбразецБланк

Внеурочную деятельность организуйте по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Также во внеурочную деятельность входят обязательные курсы коррекционно-развивающей области. Часы коррекционно-развивающей области в неделю укажите на одного ученика. Количество часов в рамках коррекционно-развивающей области можно корректировать с учетом психофизических особенностей учеников.

6

шаг

Спроектируйте содержание коррекционно-развивающей области

Коррекционно-развивающая область обязательно входит в учебный план для учеников с ОВЗ. На курсы коррекционно-развивающей области отведите не менее 5 часов в рамках внеурочной деятельности.

Для первого варианта АООП школа самостоятельно выбирает специальные коррекционно-развивающие курсы. Это относится ко всем группам, кроме варианта 6.1. Ориентируйтесь на психофизические особенности учеников, рекомендации ПМПК и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), примерные АООП начального общего образования и требования ФГОС для учеников с ОВЗ.

Для варианта 2 АООП и при варианте АООП школьников с НОДА 6.1 коррекционно-развивающая область включает обязательные коррекционные курсы, которые определяет ФГОС начального общего образования учеников с ОВЗ. Содержание этого направления представлено в стандарте для каждой нозологической группы. Смотрите в таблице 2 обязательные курсы коррекционно-развивающей области по ФГОС для соответствующих категорий детей с ОВЗ 86. Список курсов вы можете дополнить на основании заключения ПМПК и ИПРА ребенка-инвалида.

Таблица 2. Обязательные курсы коррекционно-развивающей области по ФГОС
для категорий детей с ОВЗ

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Чтобы спроектировать коррекционно-развивающую область учебного плана, организуйте заседание школьного психолого-педагогического консилиума (ППк). Специалисты ППк анализируют заключение ПМПК, ИПРА ученика с инвалидностью и определяют индивидуальные особенности и особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ. Анализ документов поможет конкретизировать направления коррекционной работы специалистов, выбрать дополнительные коррекционные курсы. Еще на ППк определите объем коррекционной помощи для каждого ребенка. На основании этой информации разработайте индивидуальные образовательные маршруты.



Кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

Памятка для педагогов
Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК