ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2020года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Токсичные учителя. Как их нейтрализовать, чтобы сберечь нервы себе и коллегам

Александра Фокина, психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Сложности, с которыми все столкнулись из-за коронавируса, вскрыли проблему токсичных коллег. Это люди, которые накаляют и без того непростую обстановку. В статье – рекомендации психолога, как нейтрализовать токсичность коллег и выстроить здоровые рабочие отношения в коллективе.

«Токсичность» – слово, которое мы привыкли слышать об отравляющих веществах. Но в последние годы этот термин психологи часто применяют и в отношении качеств человека. Токсичные люди заметно ухудшают эмоциональную атмосферу, климат в отношениях, как будто «отравляют» своим присутствием любое мероприятие и взаимодействие. Они пытаются уязвить, задеть, подчинить, обидеть других. Токсичный человек – генератор негативных и неконструктивных эмоций, он может нанести реальный вред любому коллективу, в том числе и школьному.

Весь негатив токсичные люди выплескивают наружу. Их высказывания, оценки и комментарии могут вызывать тревогу, обиду и гнев у остальных работников, испортить настроение и спровоцировать конфликт. Токсичный сотрудник демотивирует. С ним не хотят сотрудничать. А если он при этом достаточно компетентен, его комментарии и высказывания другие члены коллектива могут воспринять как прямое указание к невыполнению обязанностей или недовольству администрацией.

Токсичное поведение продуцирует конфликты, в том числе с теми сотрудниками, кто обычно в деловых отношениях конфликтов избегает. Токсичные люди негативно трактуют намерения и действия остальных, скрывают или искажают значимую информацию, манипулируют эмоциями, передергивают факты. Они разваливают общее дело. Токсичный коллега не дает договориться и прийти к общему решению. Он цепляется к мелочам, не дает расставить приоритеты, откладывает или игнорирует выполнение своей части обязанностей. И, как следствие, такие люди провоцируют увольнения. Из-за нежелания находиться в негативной атмосфере и иметь отношения с токсичным коллегой другие сотрудники могут сменить место работы или стать менее вовлеченными.

8
признаков

помогут вычислить токсичного сотрудника

Убедитесь, что столкнулись с токсичностью

Токсичные люди могут скрываться под маской заботливого и участливого человека. Еще токсичность можно перепутать с единичными приступами паники, недовольства или уныния. Есть восемь признаков «отравляющего» поведения. Если обнаружили хотя бы три из них одновременно у одного коллеги, не сомневайтесь – перед вами токсичный человек, которого нужно уметь нейтрализовать.

Требует к себе особого отношения. Любой коллега всегда ему что-то должен. Ему надо помочь, понять, успокоить, он выскажется, у него накипело, его надо подождать. При этом партнер по общению не может сделать то же самое: он должен потерпеть, сдержаться, смолчать, утешить, не торопить. Обязанности во взаимодействии с токсичным сотрудником всегда несимметричны: он должен якобы получить больше, чем партнер.

Устойчиво недоволен. Не смолчит. Повод для недовольства и жалоб находит легко. Все не так, все «не слава Богу». Озвучивает недостатки, ищет виноватых, комментирует ошибки, принижает достижения других. Всегда видит ложку дегтя в бочке меда: дали стимулирующую надбавку – «мало», сказали спасибо – «давно бы так», традиционное мероприятие – «хоть бы что новое придумали», новые идеи – «и зачем что-то выдумывать».

Не уважает личные границы других людей. Дает непрошеные советы, оценивает. Часто делает это под видом заботы: «для вашего блага», «вы, может, не знаете», «а то они на вас ездят».

Объясняет свои ошибки или недостатки своими достоинствами. Всегда готов себя оправдать: «я так тщательно все делаю, что не успеваю в срок», «я к ней как к родной». В коллегах же, наоборот, видит и преувеличивает недостатки и преуменьшает достоинства.

Избегает персональной ответственности. Перекладывает вину за свои ошибки на других или на обстоятельства.

ВАЖНО

Справиться с токсичным сотрудником помогут рабочие границы и несложные правила

Тратит рабочее время на негатив. Любит поговорить о том, как все плохо. При этом на дела время у такого человека в дефиците, а на негативные эмоции хватает.

«Консервирует» проблему, а не решает ее. Может годами жаловаться на одно и то же. Не привыкает к проблеме, не перестает о ней зудить, но и не решает ее.

Взаимодействие с ним вызывает негативные эмоции. Общаться с токсичным человеком неприятно. От общения возникает ощущение усталости, обиды, тревоги, даже если кажется, что он не сказал «ничего такого».

Определите, с кем имеете дело

Токсичные сотрудники бывают разных типов в зависимости от того, какие черты личности и поведения у них выражены наиболее отчетливо. Чтобы правильно выстроить взаимодействие, определите, с кем столкнулись. Нейтрализовать токсичного коллегу помогут правильные вопросы и высказывания. Когда задаете такой вопрос или говорите фразу, обязательно дайте коллеге ответить. Так вы покажете остальным членам коллектива, что готовы к диалогу, а токсичному коллеге не оставите пространства для маневра. Посмотрите карточки с типами токсичных коллег и приемами нейтрализации.

На ближайшем педсовете или семинаре для сотрудников понаблюдайте за дискуссией педколлектива. Обратите внимание, после чьих высказываний атмосфера становится напряженной, возрастают возражения, выражения недовольства. Обратите внимание также, кто из сотрудников, получив ваши указания, не выражает несогласия, но дело так и не делает. Понаблюдайте в дальнейшем за теми и другими – скорее всего, это ваши токсичные работники.

Типы токсичных коллег

Кликните на кнопку с названием типа и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Следуйте правилам в работе

Уволить токсичного коллегу из-за того, что он негативно влияет на атмосферу в коллективе, нельзя. Но его можно обезвредить. Главное в работе с такими людьми – твердо обозначить границы, быть внимательным к своим эмоциям и сфокусироваться не на проблемах, а на решениях. Если вы будете придерживаться правил, то сможете нейтрализовать негативное влияние и создать в коллективе комфортную рабочую атмосферу.

Следите, чтобы в коллективе были четко прописаны обязанности сотрудников и ясны профессиональные позиции. Четко прописывайте функционал работников. Регулярно напоминайте, что все должны следовать должностным инструкциям и профессиональной этике. Во взаимодействии с токсичными сотрудниками опирайтесь на функционал. Эмоции вкратце выслушали – и сразу вопросы и поручения по делу.

Исключите неразбериху. Это правило вытекает из предыдущего. Все обязанности должны быть четко определены. Так вы не дадите любителю подставлять свалить вину на других, а жертве возможности оправдаться. Поручаете дело группе сотрудников – поименно перечислите обязанности и сроки их выполнения.

Всегда пробуйте решить проблему «по-хорошему». С токсичным сотрудником, как и с любым человеком, сначала попробуйте проявить внимание, признать заслуги, поблагодарить за достижения. Возможно, что «токсичность» появилась в том числе как результат профессиональной усталости, разочарований.

Пресекайте комментарии личного характера. Токсичный коллега в вашем присутствии выдает негативные комментарии в адрес кого-то из коллег? Произнесите: «У нас так не принято». Узнали, что он так действует, когда вы не видите? Поговорите наедине, четко скажите, что атмосфера в коллективе для вас важна и вы настоятельно просите не делать замечания коллегам, говорить только о самом себе, а если без этого никак не обойтись, то начинать со слова «я» и описания собственных действий.

Давайте токсичному работнику больше персональных поручений. Желательно, чтобы это были поручения, для выполнения которых не нужно взаимодействовать с коллегами или взаимодействовать минимально.

Следите за своими эмоциями. Почувствовали, что вас захватывают негативные эмоции? Мысленно представьте себя с улыбкой, вспомните свое любимое место, представьте токсичного коллегу внутри огромного воздушного шарика, который поднимается к потолку. Если беседа становится совсем трудной, используйте прием «Нейтрализация» – переключите внимание на любой яркий стимул. Громко передвиньте стул, откройте или закройте окно, смените уровень освещения, уроните ручку на пол, резко смените громкость речи. Только воздержитесь от всплеска эмоций и нервозности. Ваше внешнее самообладание – лучшая броня от токсичности.

Разделяйте личное отношение и деловые задачи. Иногда токсичные сотрудники могут вызывать жалость или чувство вины. Это признаки манипуляции. Повторите себе мысленно: «Мне не стыдно отказать (попросить, обязать), и я откажу (попрошу, обяжу)».

На педсоветах, совещаниях, встречах формализуйте общение. Ставьте временные рамки: «на обсуждение у нас 10 минут, прошу всех говорить только самое главное»; напоминайте о стиле общения: «прошу всех следовать деловому этикету». Фокусируйтесь на решениях, а не на проблемах. Проблемы и недовольство можно обсуждать до бесконечности. Коллеги начали дискуссии об этом? Ставьте условие – теперь обсуждаем это только с точки зрения того, что может улучшить ситуацию, ищем решения.

Вскрывайте манипуляции токсичных коллег. Например, скажите: «Я вижу, вы хотите, чтобы я нервничала» или «Я понимаю, почему вы так говорите». Используйте в ответ на реплики токсичных сотрудников нейтрализующие вопросы и высказывания.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК