ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2020года
Профессиональные компетенции
Формы работы

Пять приемов, чтобы помочь ученикам развивать коммуникативные и регулятивные УУД

Ирина Литвинская, старший методист Красноярского краевого института повышения квалификации, заслуженный педагог Красноярского края
В статье – пять приемов, которые помогают развивать универсальные и предметные действия. Это действия с опорой на ориентировки, которые ученики дают себе самостоятельно. Приемы помогут педагогам развивать коммуникативные и регулятивные УУД школьников на уроках с гарантированным результатом.

Есть два типа уроков, в которых учителя по-разному ставят цели и определяют результат. Первый тип – уроки с гарантированным результатом обучения. Это результат, которого ученики обязательно должны достичь. Учитель-предметник определяет предметные операции, которые каждый ученик усвоит на уроке. Педагог выстраивает урок таким образом, чтобы каждый его этап работал на гарантированный результат.

Второй тип – уроки плотной образовательной среды. Цель такого урока – вовлечь всех учеников в общую работу. Учитель организует коллективную работу, проводит дискуссии. Поэтому на таких уроках нет смысла формулировать результаты-действия.

В статье – пять приемов для работы на уроках с гарантированным результатом. Предложите учителям использовать приемы, чтобы дополнить уроки новыми формами работы. Пять приемов можно комбинировать между собой.

Прием 1. Пропущенные операции

Мелким операциям уделяют много времени, а ученики все равно ошибаются, когда производят их в контрольных работах. Пример мелких операций на уроках гуманитарного цикла: определить время глагола, определить гласную в корне слова, правильно составить вопрос на английском языке, припомнить исторические факты и имена и т. п. Мелкие операции на уроках математики и физики: формулировать правила, формулы, единицы измерения, припомнить алгоритмы и т. д.

Регулярно возвращаться в полном объеме к давно изученным темам на уроках нет времени. Поэтому рекомендуйте педагогам отрабатывать пропущенные базовые операции по 3–5 минут на каждом уроке по карточкам с взаимопроверкой. Работа ведется в парах. Школьники по очереди задают вопросы и проверяют друг друга по готовым ответам, которые есть в карточках.

Кликните на «+», в правом углу, чтобы посмотреть документ, для закрытия нажмите на «Х»

Примеры карточек

ПРИМЕР 1. На уроке русского языка в 5-м классе учитель дает задание и распределяет по классу карточки по безударным гласным. Задание: устно проверить сомнительные гласные. Ученик не показывает напарнику свою карточку и проговаривает первое слово по ней, при этом он не выделяет безударный звук. Второй ученик проверяет устно сомнительную гласную. Потом дети меняются ролями.
Первый ученик: вАзить.
Второй отвечает: вАзить, сомнительная – А или О, проверяю – вÓзит, пишу – вОзить.
Так школьники отработают алгоритм рассуждения:
– назвать слово и сомнительную букву;
– подобрать проверочное слово;
– проговорить безударный звук в первом слове.

Регулярная парная работа по карточкам и простой диалог помогают отработать мелкие операции и запомнить алгоритм. При этом все ученики привыкают задавать друг другу вопросы.

Порекомендуйте педагогам заготовить избыточное количество карточек и организовать устную работу по ним на каждом уроке. Так ученики разовьют коммуникативные УУД.

Прием 2. Восстановление смысла

ВАЖНО

Порекомендуйте педагогам организовать работу в парах, чтобы развивать УУД

Прием восстановления формирует коммуникативное УУД – понимать собеседника через устный или письменный текст. Работа с приемом помогает закрепить у каждого ученика навык задавать вопросы к тексту. Начать нужно именно с простых вопросов. Они позволят школьникам сориентироваться в задании и правильно понять его.

Чтобы развить УУД у всех школьников, рекомендуйте педагогам организовать парную работу. Вопросы должны быть универсальными, чтобы ученики могли использовать навык на разных предметах. Школьники привыкнут задавать общие вопросы и самим себе. Так они разовьют регулятивные УУД – самоорганизация и самоконтроль.

ПРИМЕР 2. На уроке учитель предлагает ученикам обсудить задание друг с другом, после того как они услышали или прочитали его. Примеры вопросов:
– Скажи двумя-тремя словами, о чем задание?
– Что конкретно говорится в задании (что еще говорится)?
– Какое слово(а) или знак мне не понятно, что оно может означать?
– Что мне нужно сделать? Что мне нужно запомнить?
– Что в итоге я должен получить?

Прием можно применять по-разному. Например, учитель просит школьников: «В парах проговорите друг другу, что вы поняли из моего объяснения». А после этого спрашивает: «Какие у вас появились вопросы, что не ясно?» Если ученики не умеют восстанавливать смысл услышанного, учитель при объяснении нового материала делает несколько остановок для проговаривания или простых вопросов друг другу. Новая информация при этом понимается лучше.

Другой вариант работы – перед дискуссией по новому материалу и обменом мнениями ученики отвечают друг другу на несколько вопросов по тексту. Например, какие тезисы есть в тексте, какие примеры приводил автор текста и т. д.

Прием 3. Проговаривание действий и операций

Обычно все индивидуальные задания дети выполняют молча. Однако важно, чтобы школьники не просто учили правила, а превращали их в установку себе. Для этого правило-установку они должны проговорить для себя либо от первого лица – «Нахожу, подбираю, проверяю», либо в неопределенной форме – «Чтобы расставить коэффициенты в уравнении реакции, нужно…». Проговаривание помогает запомнить алгоритм действий. Этот прием развивает регулятивное УУД – определять последовательность своих действий.

Учитель организует работу на уроке через диалоги школьников друг с другом, в ходе которых они проговаривают установки. Если вопросы, которые учитель дает на обсуждение в парах, сложны для большинства учеников, сначала их повторяют фронтально на весь класс, а затем в парах.

Прием 4. Опора для мышления

Чтобы ученики самостоятельно и безошибочно выполняли учебные действия, им нужна опора для речи и мышления. Развивать мышление помогает диалоговая форма работы. Диалоги повышают активность, развивают речь учеников и их самостоятельность. Чтобы помочь ученикам построить диалог, порекомендуйте педагогам использовать речевые клише в виде вопросов и словосочетаний как опору для мышления.

ПРИМЕР 3. Учитель дает инструкцию: «В парах задайте друг другу вопросы по тексту, услышанному сейчас. Примените клише на доске: как называется.? что обозначает.? из чего состоит.? какую роль выполняет.?»

Нужно приучить учеников задавать себе прямые вопросы на понимание текстов, заданий, на порядок действий, на уточнение. Чтобы закрепить этот навык, также подходит работа с речевыми клише. Смотрите примеры, как применять прием на уроках математики и химии.

ПРИМЕР 4. Урок алгебры. Работа со схемой. На доску выведена схема:
Учитель дает установку: «Прочитайте схему, по очереди проговаривая друг другу по клише: “В функции вида…, если…, то…” Поправляйте друг друга при необходимости. Если кто-то не вспомнил, что такое а и х спросите у товарищей».
ПРИМЕР 5. Урок математики. Отработка алгоритма. Алгоритм выводится на доску как опора для речи. Учитель читает установку на доске: «Выполнить действие и проговорить напарнику решение по клише:
1) у этих чисел знаки ___________ (разные/одинаковые)
2) модули этих чисел ___________ (складываю/отнимаю)
3) в ответе знак _____, потому что _____________________________.»
ПРИМЕР 6. Урок химии. Сначала учитель повторяет с классом: «При гидролизе солей:
– гидролизу подвергаются…
– вид гидролиза определяется…
– реакция среды определяется…
– гидролизуются полностью… до…»
Затем учитель просит всех повернуться к соседу по парте и проговорить памятку друг другу. После этого идет общеклассная работа с химическими веществами.

Прием 5. Уяснение и личный опыт

К сведению

Включение учебного материала в личный опыт ребенка помогает развить функциональную грамотность

Педагоги часто приводят примеры на знакомые детям ситуации. Суть приема в том, чтобы включить в личный опыт ученика сложные термины и понятия. Для этого порекомендуйте педагогам работать с ассоциациями учеников. Учитель предлагает школьникам назвать ассоциации к новым терминам или правилам, которые возникают у них. С помощью ассоциаций ученики связывают сложную и чуждую терминологию с личным опытом. Сознание опирается на ассоциацию, поэтому школьникам проще будет усвоить новый материал.

ПРИМЕР 7. Урок алгебры. При изучении темы «Предел последовательности» учитель предлагает ученикам: «В парах попробуйте назвать друг другу ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слова: точка сходимости, сгущение, сходится. Обсуждайте свои ассоциации, используя клише: Слово… представляется мне как…». Учитель записывает на доске ассоциации, которые возникли у школьников. Затем постепенно переходит к новой теме и включает ассоциации учеников в объяснение.

Еще один вариант приема – предложить ученикам приводить свои примеры, как бы они применили правило. Ученики в парах сначала проговаривают правило, потом приводят на него собственные примеры. Прием хорошо использовать, когда класс изучает новые правила или законы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей