ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2020года
Завуч года
Опыт победителей

Как организовать в школе тематические лаборатории

Наталия Никулина, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги, к. п. н., победитель Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019»
В статье – опыт победителя первого Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019». Автор статьи реализует программу развития по модели «Школа-лаборатория». Посмотрите образец положения о Пушкинском классе и пример стратегической сессии для педагогов, чтобы создать в своей школе тематические лаборатории.

Польза заместителя директора в школе – придумать идею, которая объединит и детей, и взрослых. Разработать программу развития, чтобы интересно реализовать эту идею, обеспечить высокую оценку качества результатов школьников и высокий уровень удовлетворенности родителей работой учителей.

Почему мы начали придумывать новую программу развития для своей школы

1 февраля 2017 года открылась наша школа – огромное здание площадью 25 тысяч квадратных метров со спортплощадками, киноконцертным залом на 500 мест, двумя бассейнами и четырьмя спортзалами. В Калуге наша школа была первым опытом образовательного комплекса из двух строений, удаленных друг от друга.

Историческое здание школы было в старом респектабельном районе в центре города. Коллектив педагогов сложился за три с половиной десятилетия. А здание новой школы – вдали от центра Калуги в новеньком микрорайоне, где поселились люди, которые приехали из других сел, городов и даже стран. 1 сентября 2017 года школа встретила 1600 детей, сейчас их уже более двух тысяч.

Учебный год начался с проблем: формировались новые коллективы – детский и взрослый, которые боролись за авторитет, педагоги с профессиональными затруднениями – это вчерашние студенты, учителя с большим перерывом в работе, иностранные граждане.

Самое сложное – социальная ситуация у большинства детей, потому что они переезжали с родителями и пропускали школу. Из 137 вось- миклассников 45 (33 процента) приехали в Калугу из других городов, а 41 (30 процентов) – иностранные граждане. Для 73 учеников (53 процента) наша школа стала третьей или даже четвертой-пятой. Поэтому до 30 процентов школьников не успевали освоить программу. Ежедневно возникали дисциплинарные проблемы. Родители недовольны работой школы.

На первом плане в моей работе были воспитательные задачи. Поэтому для программы развития в новую школу мы искали идею, которая могла бы объединить и детей, и взрослых. Определили риски – они в таблице.

Риски новой программы
Скачать ►

Откуда взялась Пушкинская лаборатория и как она работает

СПРАВКА

Нашу программу развития смотрите на сайте школы в разделе «Сведения об организации» (sch45.com.ru/shkola-laboratoriya-2020)

Знаковым стало знакомство нашего директора – Антона Михайловича Ковалева – с уникальными людьми: прямым потомком А. С. Пушкина, праправнуком поэта Александром Александровичем Пушкиным и его супругой Марией–Мадлен Дурново-Пушкиной. На этой знаменательной встрече мы придумали наши Пушкинские классы.

Вместе с коллегами я разработала программу развития по модели «Школа-лаборатория», в которой пять тематических лабораторий: Пушкинская; межпредметных взаимодействий; психологии развития личности и профессионального самоопределения; научного познания; управления образовательной системой школы. В рамках Пушкинской лаборатории действуют Пушкинский, Кадетский дипломатический, Инженерный классы.

Для каждого класса мы придумали ключевую идею. В Пушкинском классе – это духовно-нравственное воспитание на основе изучения наследия А. С. Пушкина и пушкинской эпохи. В Кадетском дипломатическом классе – патриотическое и духовно-нравственное воспитание. В Инженерном классе – воспитание будущих инженеров, формирование инновационного мышления, развитие технологических и проектных компетенций. Образовательную деятельность регламентируем локальными актами.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
 . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образец положения о Пушкинском классе

Как помочь учителю придумать новое содержание уроков

Принципиальный подход для классов Пушкинской лаборатории – поменять содержание занятий, но не увеличивать количество часов на предметы. Например, на уроках истории в Пушкинском классе ученики изучают пушкинскую эпоху и достижения современников великого поэта. В Кадетском дипломатическом классе – международные отношения и примеры воинской доблести.

Чтобы педагоги разработали новое содержание предмета, я подготовила и провела стратегические сессии. Скачать план стратегической сессии ►. На стратсессии учителя поняли главные идеи и задачи новой программы развития, приняли свою роль и придумали новое содержание предметов – пример 1.

ПРИМЕР 1. В рабочую программу по иностранному языку учитель под моим руководством подготовил краткосрочные модули. Для Инженерного класса – «Космическое путешествие» (5-6-е классы), «Современные технологии» (7-е классы), «История изобретений» (8-е классы), «Человек и техника» (9-е классы).

Как выездной день помогает заинтересовать учеников уроками

Чтобы мотивировать учеников изучать предмет, организуем выездной учебный день. В этот день все предметы по расписанию школьники изучают в музее или старинной усадьбе. Учителя-предметники составляют учебные задания про объекты, которые посещают с детьми. Ученики выполняют задания индивидуально или в группах под руководством двух учителей-тьюторов; одновременно знакомятся с природным или культурным объектом, получают краеведческие знания, расширяют кругозор. После выездного дня ученики чаще сами предлагают учителю подготовить проекты про историю музея или усадьбы.

Как организовали внеурочную деятельность и работу с родителями

Курсы внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия соответствуют тематике класса. Так, в Пушкинском классе школьники ходят на курсы «Занимательный французский» и «Искусство публичного выступления». В Кадетском дипломатическом – на курсы «Строевая подготовка» и «История русской дипломатии».

Возможности дополнительного образования позволяют разнообразить досуг «пушкинистов», кадетов и будущих инженеров. Для этих классов мы открыли такие детские объединения, как клуб #ВездеПушкин, Клуб юных дипломатов, кружок робототехники и другие.

Чтобы улучшить качество результатов учеников, стараемся больше заинтересовать родителей делами школы. К примеру, родители кадетов самостоятельно определили дизайн кадетской формы, выступают инициаторами внеклассных событий, поощряют участие детей в конкурсах, в том числе в других регионах. А родители и ученики Пушкинского и Кадетского дипломатического классов предложили провести совместный бал.

Как анализирую результаты

Использую письменные опросы, анализ статистических данных, методику «Пословицы» С. М. Петровой, чтобы выявить особенности ценностных отношений учеников к жизни, к людям, к себе. Разработала анкеты. Скачать образец анкеты для учеников ► и родителей ►

ПРИМЕР 2. Анализ анкет учеников 8-х классов и их родителей показывает высокую удовлетворенность работой в Пушкинском и Кадетском дипломатическом классах. К примеру, удовлетворенность учеников в «особых» классах – 95,4 процента, а в обычных – 64. Родителей: в «особых» классах – 97,7 процента, а в обычных – 52. Еще результаты посмотрите в таблице

Анализ результатов работы в Пушкинском и Кадетском дипломатическом классах
Скачать ►

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК