
Стратегии смыслового чтения для подготовки к ЕГЭ-2020. Циклограмма методической работы на январь
В январе еще есть месяц до итогового собеседования, поэтому спланируйте методическую работу с учетом этого контрольного мероприятия. Проверьте, как выпускники работают с текстом. Смотрите таблицу с примерам заданий, в которых выпускнику придется анализировать или создавать свой текст, и циклограмму методработы.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Примеры предметов и заданий на ЕГЭ-2020, в которых выпускник работает с текстом
Задания на анализ текста теперь есть не только по русскому языку и литературе, но и по истории, биологии, физике. Поэтому спланируйте методическую работу так, чтобы все учителя-предметники научились стратегиям смыслового чтения. Воспользуйтесь дополнительным материалом в этом номере – сценарием педсовета.
На методических объединениях научите педагогов понимать, что такое предтекстовая, текстовая и послетекстовая работа с заданием на ГИА-2020 или с параграфом учебника. К примеру, предложите использовать на уроках приемы «Чтение с остановками», «Попеременное чтение» и «Батарея вопросов». По ним педагоги научат школьника читать текст и строить диалог, чтобы выпускник достиг лучших результатов на итоговом собеседовании. Или подскажите коллегами прием «Глоссарий». Цель – актуализировать и обновить словарь для определенного текста. Этот прием поможет подобрать слова для сочинения по любому предмету на ЕГЭ.
Внизу циклограммы есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав
Циклограмма методической работы на январь
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


«Я увольняюсь, работать трудно» – как понять проблемы учителей и помочь решить их. Дневник наставника
«Дневник наставника» – самое сложное задание на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019». Его смогли выполнить только 1079 конкурсантов из 4374, то есть 25 процентов участников. В дневнике конкурсант рассказывал, как помог учителю или группе учителей справиться со сложной проблемой и не уволиться из школы. В статье – два дневника победителей конкурса и подсказки, как его заполнить.
Как придумали идею «Дневника наставника»
Мне предложили поработать экспертом Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019». Редакторы журнала «Справочник заместителя директора школы» попросили меня придумать задание, в котором конкурсант показывает, как решает управленческие проблемы или работает с учителями.
Как искали структуру дневника
«Дневник наставника» немного похож на трехчастный дневник – прием технологии модерации. Его можно использовать, чтобы помочь ученикам осмыслить текст.

Когда придумывали задание, поняли, что нам не подходят готовые формы. Поэтому разработали новую форму дневника. Если замдиректора помогает справиться с проблемой одному учителю, то это дневник наставника-коуча. Работает с группой учителей, тогда это дневник наставника-фасилитатора.

Выберите дневник, далее листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку
. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Откуда у эксперта опыт по наставничеству
В Тульском институте повышения квалификации учителей мы разработали региональный подход к наставничеству. Второй год его внедряют 17 школ области. С октября 2018 года функционирует онлайн «Сообщество наставников» (vk.com/mentorsarecool). В нем вы можете прочитать о проекте и посмотреть видеозаписи 42 ментор-сессий.
Как заполнить дневник наставника
Дневник полезен, когда к вам приходит учитель с жалобой на трудности в работе, а вы не знаете, как их сразу решить. С помощью дневника вы делите проблему на части и решаете ее по частям.
Соблюдать структуру дневника
Всего в «Дневнике наставника» шесть разделов. В каждом разделе конкурсант мог написать до 400 знаков с пробелами. Больше не надо, потому что это не отчет для вашего начальника, а способ подумать.
Разделы «Ставим цели» и «Придумываем идеи». Кратко сформулируйте для себя, в чем проблема учителя. К примеру, у него 47 лет стажа, а он так и не осмелился аттестоваться на высшую категорию. Затем поставьте цель для работы с этим учителем и напишите, чего ходите достичь. Придумайте минимум три педагогические идеи или найдите подходы, которые педагог с вашей помощью реализует в работе и решит проблему.
Раздел «Прорабатываем содержание». Подробно опишите шаги, которые помогут реализовать конкретную идею. Составьте пошаговую инструкцию, план или чек-лист.
Разделы «Контролируем и направляем» и «Оцениваем успех». Проверяйте, как педагог достиг промежуточных результатов. Обсудите вместе с учителем, каких целей удалось достичь, а каких нет. Сформулируйте причины успеха и неудач. Спланируйте новые действия, чтобы решить проблему. Снова оцените результаты.
Раздел «Открываем новые возможности». Если учитель достиг всех целей, предложите ему перечислить новые цели на основе опыта, который он получил. Пусть расскажет, что нового и полезного в своей работе он теперь может сделать, когда решил проблему.
Критерии оценки. На конкурсе организаторы и эксперты разработали два оценочных листа с похожими критериями для наставника-коуча ► и для наставника-фасилитатора ►. Воспользуйтесь критериями, когда будете решать проблему в работе с учителем по технологии «Дневник наставника».
Избегать ошибок
Главная причина низких баллов за «Дневник наставника» на конкурсе «Завуч года – 2019» – формальные фразы в разделах. Конкурсант логически не связал содержание разделов, не продумал и не сформулировал, какие проблемы в работе педагога помог решить. Также в дневнике отсутствуют выводы и планы дальнейшей работы с учителем.
Были дневники, которые эксперты оценили нулем баллов. Могу назвать две причины такой оценки.
Первая – конкурсант не сформулировал проблему. Начало дневника – это всегда проблема или жалоба учителя. К примеру, проблема молодого специалиста: «Я работаю в школе два месяца, но поняла, что не могу больше». Ошибкой будет написать в разделе «Ставим цель», что надо студентке пройти практику, но не указать проблему студентки, которая впервые проводит уроки. А в разделе «Придумываем идеи» просто переписать конспект урока.
Вторая причина – заместитель директора сформулировал проблему, но она не в работе учителя, а в обучении школьников. И дальше в дневнике конкурсант логично и профессионально пишет о том, как он работает с учениками вместо учителя.
Цель дневника другая – показать умение заместителя директора видеть проблему своего коллеги. А потом помочь решить эту проблему, но не учить за него школьников.
Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация и контроль работы с неуспевающими обучающимися в школе», 72 часа | |
| |
Записаться |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как организовать в школе тематические лаборатории
Польза заместителя директора в школе – придумать идею, которая объединит и детей, и взрослых. Разработать программу развития, чтобы интересно реализовать эту идею, обеспечить высокую оценку качества результатов школьников и высокий уровень удовлетворенности родителей работой учителей.
Почему мы начали придумывать новую программу развития для своей школы
1 февраля 2017 года открылась наша школа – огромное здание площадью 25 тысяч квадратных метров со спортплощадками, киноконцертным залом на 500 мест, двумя бассейнами и четырьмя спортзалами. В Калуге наша школа была первым опытом образовательного комплекса из двух строений, удаленных друг от друга.
Историческое здание школы было в старом респектабельном районе в центре города. Коллектив педагогов сложился за три с половиной десятилетия. А здание новой школы – вдали от центра Калуги в новеньком микрорайоне, где поселились люди, которые приехали из других сел, городов и даже стран. 1 сентября 2017 года школа встретила 1600 детей, сейчас их уже более двух тысяч.
Учебный год начался с проблем: формировались новые коллективы – детский и взрослый, которые боролись за авторитет, педагоги с профессиональными затруднениями – это вчерашние студенты, учителя с большим перерывом в работе, иностранные граждане.
Самое сложное – социальная ситуация у большинства детей, потому что они переезжали с родителями и пропускали школу. Из 137 вось- миклассников 45 (33 процента) приехали в Калугу из других городов, а 41 (30 процентов) – иностранные граждане. Для 73 учеников (53 процента) наша школа стала третьей или даже четвертой-пятой. Поэтому до 30 процентов школьников не успевали освоить программу. Ежедневно возникали дисциплинарные проблемы. Родители недовольны работой школы.
На первом плане в моей работе были воспитательные задачи. Поэтому для программы развития в новую школу мы искали идею, которая могла бы объединить и детей, и взрослых. Определили риски – они в таблице.
Риски новой программы
Скачать ►
Откуда взялась Пушкинская лаборатория и как она работает

СПРАВКА
Нашу программу развития смотрите на сайте школы в разделе «Сведения об организации» (sch45.com.ru/shkola-laboratoriya-2020)
Знаковым стало знакомство нашего директора – Антона Михайловича Ковалева – с уникальными людьми: прямым потомком А. С. Пушкина, праправнуком поэта Александром Александровичем Пушкиным и его супругой Марией–Мадлен Дурново-Пушкиной. На этой знаменательной встрече мы придумали наши Пушкинские классы.
Вместе с коллегами я разработала программу развития по модели «Школа-лаборатория», в которой пять тематических лабораторий: Пушкинская; межпредметных взаимодействий; психологии развития личности и профессионального самоопределения; научного познания; управления образовательной системой школы. В рамках Пушкинской лаборатории действуют Пушкинский, Кадетский дипломатический, Инженерный классы.
Для каждого класса мы придумали ключевую идею. В Пушкинском классе – это духовно-нравственное воспитание на основе изучения наследия А. С. Пушкина и пушкинской эпохи. В Кадетском дипломатическом классе – патриотическое и духовно-нравственное воспитание. В Инженерном классе – воспитание будущих инженеров, формирование инновационного мышления, развитие технологических и проектных компетенций. Образовательную деятельность регламентируем локальными актами.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Образец положения о Пушкинском классе
Как помочь учителю придумать новое содержание уроков
Принципиальный подход для классов Пушкинской лаборатории – поменять содержание занятий, но не увеличивать количество часов на предметы. Например, на уроках истории в Пушкинском классе ученики изучают пушкинскую эпоху и достижения современников великого поэта. В Кадетском дипломатическом классе – международные отношения и примеры воинской доблести.
Чтобы педагоги разработали новое содержание предмета, я подготовила и провела стратегические сессии. Скачать план стратегической сессии ►. На стратсессии учителя поняли главные идеи и задачи новой программы развития, приняли свою роль и придумали новое содержание предметов – пример 1.
Как выездной день помогает заинтересовать учеников уроками
Чтобы мотивировать учеников изучать предмет, организуем выездной учебный день. В этот день все предметы по расписанию школьники изучают в музее или старинной усадьбе. Учителя-предметники составляют учебные задания про объекты, которые посещают с детьми. Ученики выполняют задания индивидуально или в группах под руководством двух учителей-тьюторов; одновременно знакомятся с природным или культурным объектом, получают краеведческие знания, расширяют кругозор. После выездного дня ученики чаще сами предлагают учителю подготовить проекты про историю музея или усадьбы.
Как организовали внеурочную деятельность и работу с родителями
Курсы внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия соответствуют тематике класса. Так, в Пушкинском классе школьники ходят на курсы «Занимательный французский» и «Искусство публичного выступления». В Кадетском дипломатическом – на курсы «Строевая подготовка» и «История русской дипломатии».
Возможности дополнительного образования позволяют разнообразить досуг «пушкинистов», кадетов и будущих инженеров. Для этих классов мы открыли такие детские объединения, как клуб #ВездеПушкин, Клуб юных дипломатов, кружок робототехники и другие.
Чтобы улучшить качество результатов учеников, стараемся больше заинтересовать родителей делами школы. К примеру, родители кадетов самостоятельно определили дизайн кадетской формы, выступают инициаторами внеклассных событий, поощряют участие детей в конкурсах, в том числе в других регионах. А родители и ученики Пушкинского и Кадетского дипломатического классов предложили провести совместный бал.
Как анализирую результаты
Использую письменные опросы, анализ статистических данных, методику «Пословицы» С. М. Петровой, чтобы выявить особенности ценностных отношений учеников к жизни, к людям, к себе. Разработала анкеты. Скачать образец анкеты для учеников ► и родителей ►
Анализ результатов работы в Пушкинском и Кадетском дипломатическом классах
Скачать ►
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
