
Организуйте методическую работу школы на месяц. Новая циклограмма
В статье – шесть проблем учителей, которые выявил Рособрнадзор. Чтобы спланировать и проверить методическую работу в школе, составьте ежемесячную циклограмму и помогите педагогам решить эти проблемы. Предлагаем образец циклограммы.
Какие шесть проблем нашел в подготовке педагогов Рособрнадзор
Уже четыре года Рособрнадзор оценивает предметную и методическую компетенции учителей с учетом профстандарта педагога (приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н). В оценке участвовали учителя русского языка и математики, то есть педагоги, которые преподают два обязательных предмета для сдачи на ГИА. Выявили, что уровень методических компетенций учителей ниже предметных (fioco.ru/results_tcs).
Во-первых, учителя недостаточно владеют приемами стандартизированной оценки работ школьников. Чем меньше у педагога опыта проверки заданий с развернутым ответом на ЕГЭ, тем неадекватней он представляет себе оценку качества. Поэтому учитель не может оценить по стандартизированным подходам результаты учеников.
Во-вторых, учителя, которые не используют банки заданий для оценки качества результатов школьников, имеют более низкий уровень предметной и методической компетенций. Также выше компетенции у педагогов, которые используют и готовые задания, и свои для оценки результатов учеников. Учителя, использующие только готовые задания, получили более низкие баллы за предметные задания.
В-третьих, ниже методическая грамотность учителей, которые не тиражируют свой опыт на заседаниях методических объединений, педсоветах, не дают и не посещают открытые уроки.
В-четвертых, педагоги, которые используют для подготовки к уроку только методические пособия к учебнику, набрали меньше баллов за задания предметного блока, чем учителя, которые готовят уроки по дополнительным источникам. Хороший вариант для развития компетенций – использовать разные источники информации.
В-пятых, ниже уровень предметных компетенций у педагогов, которые не занимаются разнонаправленной внеурочной деятельностью. Учителя не организуют разные по форме внеурочные занятия.
В-шестых, ниже вовлеченность в работу у тех учителей, которые не общаются с коллегами и учениками в образовательной деятельности средствами ИКТ. Это может быть профобщение, поиск информации для урока, ИКТ непосредственно на уроке.
Какие мероприятия включить в октябрьскую циклограмму
Чтобы вы и любой педагог понимали методические события в школе, составляйте ежемесячную циклограмму. Разъясните ее суть руководителям профобъединений и попросите заполнять регулярно.
1-я неделя – качество работы учителей с демоверсиями заданий для ГИА-2020
Запланируйте заседания профобъединений, на котором педагоги изучат КИМ-2020 и новые требования к оценке заданий на ГИА. Чтобы педагоги активнее делились опытом и научились стандартизированной оценке, включите в заседание практическую часть. Ее проведет педагог – участник проверок ЕГЭ.
2-я неделя – качество уроков
Сформируйте привычку молодых педагогов активно транслировать свой опыт сразу с первых месяцев работы. Внесите в циклограмму открытый урок молодого педагога. Если в вашей школе их несколько, то предложите им конкурс дебютантов в течение месяца: кто лучше подготовит урок, внеурочное занятие, самоанализ урока. Если молодых специалистов нет, внесите в циклограмму два открытых урока разных учителей-предметников. Скачайте рекомендации и форму для оценки урока, чтобы помочь педагогам подготовить, провести и проанализировать занятие.
3-я неделя – качество предварительных результатов за I четверть
В апреле 2019 года ваша школа участвовала в ВПР. По итогам ВПР в личном кабинете школы по каждому предмету есть cемь документов по анализу результатов. Среди них – таблица «Индивидуальные результаты участников». Ее должен использовать учитель для работы с учениками на уроках. Во-первых, учитель смотрит таблицу «Индивидуальные результаты участников». Чтобы понять, какой конкретно ученик получил именно такой результат, педагогу нужно знать код ученика.
Таблица по итогам ВПР-2019 с индивидуальными результатами учеников

- Номер задания
Номер задания
В строке – номер задания в соответствии с текстом ВПР- Баллы за задание
Баллы за задание
В четвертой строке – максимальные баллы за задания. Сравните их с реальным баллом ученика за задания- N
N
Символ означает, что школьник не приступал к заданию- Отметки
Отметки
В двух последних столбцах – отметка за ВПР и отметка по журналу. В идеале они должны совпадать
Во-вторых, учитель должен уметь использовать индивидуальные данные из таблицы в ежедневной работе с учениками в классе. Поэтому проверьте, сколько учителей и как использовали данные таблицы. К примеру, педагоги могут спланировать дифференцированную работу на уроке и подготовить для школьников задания, чтобы отработать индивидуальные дефициты в результатах.
4-я неделя – качество оценочной деятельности учителей
У всех педагогов был сентябрь на адаптацию к началу учебного года, поэтому вы можете начать контролировать качество уроков. Сходите на уроки и проверьте, используют ли педагоги КИМ, есть ли к ним кодификатор, откуда берут задания: из готовых банков или составляют сами. Идеальным вариантом развить компетенции будет, если учитель использует и задания из открытых банков, и самостоятельные разработки. Проверьте, откуда учитель берет критерии оценки. Выясните, включает ли в уроки задания демоверсий ОГЭ-2020, ЕГЭ-2020, ВПР-2019, PISA и TIMSS.
Побеседуйте с педагогами после уроков. Определите, понимают ли они, что такое ВСОКО, знают ли новые требования к оценке качества на основе PISA и TIMSS (приказ Минпросвещения и Рособрнадзора 06.05.2019 № 590/219).После контроля подготовьте проведите совещания с руководителями профобъединений, чтобы скорректировать методработу.
5-я неделя – качество промежуточной аттестации учеников
Вместе с руководителями профобъединений проверьте, как проводят педагоги промежуточную аттестацию, используют ли оценочные средства, критерии и формы аттестации, которые заявляли в рабочих программах. Если у педагога другие оценочные средства, выясните причину.
Внизу циклограммы есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав
Циклограмма работы методических объединений (МО) на октябрь
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
