ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2019года
Дополнительное образование
Программы и планы

Листы анализа и поведенческое интервью, чтобы оценить «гибкие» компетенции школьника

Ольга Пронина, методист МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск, Ульяновская область
Предложите педагогам вашей школы листы анализа, чтобы оценить «гибкие» компетенции учеников и умение выполнять социальный проект. Расскажите педагогам о новом приеме, чтобы развить «гибкие» компетенции старшеклассников.

Посмотрите в статье два листа анализа. Порекомендуйте педагогам с помощью листа 1 проверить, как развиты у школьника «гибкие» компетенции. А по листу 2 – насколько хорошо школьник выполнил социальный проект. Еще посоветуйте учителям внедрить в работу поведенческое интервью по модели STAR, чтобы развить «гибкие» компетенции учеников.

На каких занятиях оценивать «гибкие» компетенции учеников

Чтобы педагогам помочь развивать «гибкие» компетенции, предложите реализовать программу «Основы предпринимательства». На занятиях по программе вы расскажете, что современные работодатели выбирают будущих сотрудников из людей, готовых быстро обучаться новому. Такая готовность относится к «гибким» компетенциям.

«Гибкие» компетенции – это универсальные навыки, которые человек применяет в любой области. В программе выделили десять компетенций: коммуникативную, компьютерную, исследовательскую и др. Все компетенции посмотрите в листе анализа 1.

Проверьте «гибкие» компетенции ученика

Внизу карты есть инструкция, как ее заполнить. Карту вы сможете скачать, нажав

Поставить для педагогов цели сформировать «гибкие» компетенции вы можете на основе нацпроекта «Образование», утвержденном Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 № 10). Государство планирует обновить требования к образовательным результатам и развивать у школьников «гибкие» компетенции (п. 1.18 ч. 4. Задачи и результаты федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование»). Также расскажите педагогам о конференции, которую в августе провел Рособрнадзор (новость от 30.08.2019 на obrnadzor.gov.ru). Он создал специальную рабочую группу, которая подготовит материалы об оценке новых компетенций. Посмотрите презентацию о том, что входит в «гибкие» компетенции. И еще презентацию о том, какие «гибкие» компетенции уже вошли в ОГЭ и ЕГЭ

Какие задания предложить ученикам

В листе анализа 1 вы увидите способы диагностики и приемы, которые помогут педагогу сформировать «гибкие» компетенции. К примеру, школьники могут подготовить и защитить социальный проект и поучаствовать в поведенческом интервью по модели STAR.

Социальный проект

Учитель на занятиях по программе «Основы предпринимательства» формирует у учеников опыт социального предпринимательства – вид деятельности на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает два варианта. Первый – извлечь прибыль и реинвестировать ее в решение проблемы. Второй – решить актуальную проблему в обществе.

Чтобы показать ученикам специфику социального предпринимательства, учитель предлагает им выполнить социально значимые проекты. Темы проектов: «Социальный супермаркет одежды для детей», «Очистительная система для микрорайона», «Выучился – отдай книги другому», «Гаджеты – помощники для людей с ОВЗ», «Приют для животных».

Ученики защищают индивидуальный или коллективный проект. Как только ученики выступили со своими социальными проектами, педагоги-эксперты оценивают важность проекта по листу анализа 2.

Оцените социальную ценность учебного проекта

Внизу карты есть инструкция, как ее заполнить. Карту вы сможете скачать, нажав

Поведенческое интервью по модели STAR

Такое интервью используют работодатели на собеседованиях с кандидатами на должность в компании. На собеседовании выявляют «гибкие» компетенции человека – готовность будущего сотрудника решать неизвестные ранее задачи и адаптироваться в новом коллективе.

Поведенческое интервью применяют, чтобы собрать полные поведенческие примеры из опыта кандидата. У школьников нет таких поведенческих примеров. Но на занятиях по программе «Основы предпринимательства» они научатся проходить такое собеседование и проводить его, что пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.

STAR включает пять компонентов:

  • ситуацию, с которой кандидат столкнулся (Situation, уровень S);
  • задачу, которая стояла перед ним (Task, уровень T);
  • действия, которые предпринял кандидат (Action, уровень, А);
  • результат как итог ситуации (Result, уровень R).

Чтобы применить поведенческое интервью по модели STAR, учитель или группа школьников заранее готовят список вопросов. Их надо рассматривать как ориентиры для общения, а не как опросник.

STAR учитель может применить в виде деловой игры «Собеседование на работу». Одна группа школьников – «работодателей» – проводит интервью, и они оценивают ответы другой группы школьников – «соискателей» – на рабочее место.

Шкала оценки ответов на поведенческое интервью по модели STARСкачать

ПРИМЕР. Вопросы ученика в роли работодателя:
Уровень S. Формат вопросов «Расскажите о ситуации, в которой…»:
– Как вы выбрали направление, по которому учились?
– Какие знания вы используете/собираетесь использовать на практике?
– Какой была самая сложная работа, которую вы выполняли? А самая легкая работа?
– Каким был самый большой провал в работе?
– Как вы опишите самую большую удачу в вашей работе?
Уровень T. Формат вопросов «Расскажите о задачах, которые…»:
– Какая задача стояла перед вами?
– Какую задачу вы бы поставили себе в этой ситуации?
– Какие из этих задач давались вам лучше, какие хуже?
– Как вы поступаете, если задача оказывается для вас сейчас слишком трудной?
– Что было для вас главным в этой ситуации (чего вам было важнее всего добиться)?
Уровень A. Формат вопросов «Расскажите о действиях, которые вы…«:
– Что вы будете делать, если клиент попросит месяц отсрочки?
– Вашему предприятию не продлили аренду. Какими будут ваши действия?
– Как настроить коллектив на продуктивную работу?
Уровень R. Формат вопросов «Расскажите о результатах, которые вы…»:
– Какой результат был в самых сложных переговорах? Что именно вы сделали? Как оцениваете свои действия?
– Какие выводы вы сделали после?
– Какие условия вам доставляли дискомфорт?
– Какие ваши предложения не были приняты на прошлом месте работы?

Ответы на вопросы о сложностях помогут понять, что ученик сделал бы, чтобы разрешить или предотвратить опасную для бизнеса ситуацию как будущий работник компании. Если ученик не смог сразу ответить или не ответил, значит, компетенция «Умение решать проблемы» у него еще не сформирована. Также воспользуйтесь дополнительным материалом для поведенческого интервью.

Дополнительные материалы для поведенческого интервью по модели STAR

Кликайте на вкладки, чтобы прочитать вопросы

Скачать

После интервью учитель оценивает ответы. Шкалу оценки ответов вы видите в таблице. 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей