ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2019года
Срочно к сентябрю!
Подготовка к началу нового учебного года

Как подготовить документы по качеству образования к проверкам Рособрнадзора в 2019 году

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область,
Галина Галдина, специалист отдела обеспечения оценки качества образования центра оценки качества образования Института повышения квалификации и žпрофессиональной переподготовки работников образования Тульской области
В статье с помощью карточек проверьте, насколько документы вашей школы готовы для федерального контроля качества образования. Есть чек-лист, чтобы до проверки организовать работу всего коллектива с документами.

Уважаемые читатели, вы можете задать все вопросы про учебные планы, которые вас интересуют
 

В начале второго учебного полугодия проверьте документы, к которым у Рособрнадзора всегда есть претензии. Воспользуйтесь электронными карточками в статье. В каждой карточке вы прочитаете, как проконтролировать документ и что в нем исправить. Также вы можете скачать образцы документов. В карточке «Запланируйте часы на родной язык…» вы можете скачать образцы учебных планов для всех уровней образования. А в карточке «Включите обязательное предметное содержание в тематическое планирование…» – скачать материалы для рабочих программ.

Для проверки обязательно подготовьте основные образовательные программы по уровням образования. В любой основной образовательной программе эксперты будут искать ошибки в учебных планах, планах внеурочной деятельности, рабочих программах по учебным предметам, курсам, дисциплинам.

Еще эксперты сопоставят формулировку тем в тематическом планировании и в журнале, проверят, есть ли к каждой рабочей программе оценочные материалы для диагностических и контрольных работ учеников. Дополнительно будут искать ошибки в календарных учебных графиках, расписании занятий, классных (электронных) журналах.

Электронные карточки, чтобы подготовить документы к проверкам Рособрнадзора

Выберите документ для контроля. Затем выберите, в какой части документа вы хотите проверить качество. Вы увидите карточку с рекомендациями. Кликните «Получить карточку», чтобы сохранить ее на свой компьютер

Посмотрите электронный чек-лист «Как подготовиться к федеральному контролю качества образования». Кликните в нем пункты и вы увидите, как распределить нагрузку по подготовке к федеральному контролю качества образования между педагогами, кому и какие документы поручить подготовить.

По листу вы сможете определить перечень проверок в вашей школе, спланировать совещание с педагогами. Посмотрите в чек-листе, как подготовить рабочие места для экспертов в день выездной проверки в вашей школе. 

Электронный чек-лист, чтобы подготовить документы к проверкам Рособрнадзора

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2019года
Срочно к сентябрю!
Подготовка к началу нового учебного года

План работы школы на 2019/20 учебный год. Новые разделы и концепции предметов

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область,
Юлия Медведева, главный редактор редакции «Обучение и воспитание. Школа», к. п. н.
Чтобы не упустить важные события в плане работы школы на 2019/20 учебный год и учесть требования нового нацпроекта «Образование», предусмотрите в новом плане пять разделов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая школа», «Учитель будущего». Есть мероприятия для каждого раздела плана.

В статье – готовые образцы разделов плана работы школы на 2019/20 учебный год. Новый годовой план подготовьте с учетом национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 03.09.2018 № 10 (нацпроект «Образование»).

Скачать

Нацпроект состоит из 10 федеральных проектов. Для школы непосредственно подходят пять. Сделайте их разделами годового плана: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая школа», «Учитель будущего». Остальные пять проектов поддерживают среднее профессиональное, высшее образование, российское образование за рубежом, профессиональный карьерный рост и волонтерство. Чтобы рассказать коллективу вашей школы о всех проектах, воспользуйтесь презентациями.

Презентации о 10 федеральных проектах в составе нацпроекта «Образование»

Кликните на кнопку с названием проекта. Полистайте слайды презентации с помощью стрелок  

Раздел 1 годового плана «Современная школа»

Раздел свяжите с новым содержанием образования. В разделе предусмотрите, как будете внедрять шесть новых предметных концепций, которые в конце 2018 года Минпросвещения опубликовало на edu.gov.ru.

Как реализовать концепцию предметной области «Технология»

Одна из главных целей нацпроекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа» – обновить уроки технологии. Поможет концепция преподавания предметной области «Технология». Цели, задачи и результаты концепции вы можете посмотреть в презентации и показать ее учителям вашей школы.

Презентация о концепции преподавания предметной области «Технология»

Кликайте на стрелочки внизу, чтобы посмотреть презентацию

Для учащихся начального общего образования организуйте экскурсию в детский город профессий «Мануфактория». Участвуйте во всероссийских проектах – пример 1.

ПРИМЕР 1. Запланируйте участие учеников во Всероссийском проекте «Билет в будущее» (bilet-help.worldskills.ru). Сейчас в проекте – 21 регион. Проект рассчитан на 6 лет. В течение учебного года проведите тестирование, чтобы выявить траекторию развития, таланты и склонности. Профессиональные пробы помогут ученикам узнать о выбранной профессии. Школьники получат рекомендации для профессионального роста. Запланируйте педсовет по результатам траекторий профессионального развития учеников.

Для практического знакомства с разными видами профессиональной деятельности запланируйте, как ученики примут участие во Всероссийских открытых онлайн-уроках «Проектория» (proektoria.online). Предложите школьникам после просмотра уроков участвовать в учебно-тренировочных кейсах на основе научных, инженерных и бизнес-ситуаций – пример 2.

ПРИМЕР 2. Пусть на уроках или внеурочных занятиях школьники разработают концепцию сервиса, который дополнит «умный город» и сделает жизнь людей в городе более комфортной. Еще можно предложить ученикам спроектировать способы модификации состава липосом, чтобы повысить эффективность доставки генетического материала для терапии рака. Для реализации кейсов организуйте творческие группы и определите наставников.

Как внедрить концепцию предметной области «Искусство»

Посмотрите на презентации цели, задачи и результы внедрения концепции. Так, вы можете предложить руководителям профобъединений подготовить задания к школьной олимпиаде по учебным предметам предметной области «Искусство», чтобы повысить мотивацию обучающихся.

Презентация о концепции преподавания предметной области «Искусство»

Кликайте на стрелочки внизу, чтобы посмотреть презентацию

Еще вы можете запланировать интерактивные занятия со специалистами музеев, чтобы ознакомить учащихся с этнокультурными и национальными особенностями региона. Свяжите результаты, которые получат ученики на мероприятиях, с действующей системой оценки качества, например, чтобы подготовить школьников к ВПР. Задания – в примере 3.

ПРИМЕР 3. Для подготовки к ВПР по истории в 6-х классах научите школьников анализировать памятник архитектуры. Предложите определить название, автора памятника и дату создания, в каком месте и состоянии находится, для чего он нужен, как связан с окружающей местностью, какие архитектурные элементы его отличают, к какому архитектурному стилю принадлежит. Попросите учеников сделать вывод, какую историческую информацию содержит сооружение, выразить собственное отношение к памятнику.
Умение школьников анализировать памятник архитектуры на ВПР-2019 по истории проверяло задание 8. Шестиклассникам требовалось определить, какие памятники находятся в России, а какие – в зарубежных странах. А в задании 9 ученики выбирали 1 из 4 памятников культуры и указывали название города, в котором памятник находится в настоящее время.

Как внедрить концепцию по физической культуре

Включите в годовой план работы школы участие школьников во Всероссийских спортивных соревнованиях (играх) школьников «Президентские состязания», в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Разместите на официальном сайте школы требования к нормативам комплекса ГТО.

Обновите план внеурочной деятельности и план дополнительного образования. Включите в них спортивно-оздоровительное направление и организуйте в вашей школе спортивный клуб. Чтобы подробнее информировать педагогов о концепции, воспользуйтесь презентацией.

Презентация о концепции преподавания физической культуры

Кликайте на стрелочки внизу, чтобы посмотреть презентацию

Как реализовать концепцию географического образования

Используйте дистанционную информационно-образовательную среду «Российская электронная школа» (resh.edu.ru), чтобы повысить уровень географической подготовки школьников. Ученики ознакомятся с темой урока через видеоуроки, выполнят тренировочные упражнения и контрольные задания, а материалы им поможет изучить знаменитый путешественник Федор Конюхов. Подробнее о целях и задачах современного географического образования – в презентации.

Презентация о концепции развития географического образования

Кликайте на стрелочки внизу, чтобы посмотреть презентацию

Подготовьте с учителем географии внеурочный курс «География родного края» для основного общего образования, включите в уроки практическую деятельность и разработайте географический квест по родному городу, поселку, деревне. Проведите конкурс знатоков картографии – это поможет вашим ученикам не только улучшить знание географии, но и написать ВПР по истории.

Запланируйте, кто будет участвовать в отборе школьников для образовательных программ Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». Направьте учеников во всероссийские и международные детские центры «Орлёнок», «Океан», «Артек» и «Смена».

Как реализовать концепцию по обществознанию

Главные цели преподавания обществознания – сформировать и развить правовую, финансовую грамотность учеников. А также научить школьников понимать социальные нормы, которые регулируют общественные отношения, сформировать и развивать ценностные ориентации для жизни в обществе. Посмотрите цели и задачи концепции преподавания обществознания в презентации.

Презентация о концепции преподавания обществознания

Кликайте на стрелочки внизу, чтобы посмотреть презентацию

В новом плане работы на 2019/20 учебный год организуйте участие школьников в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности» (dni-fg.ru). Запланируйте мероприятия на Всемирной неделе предпринимательства, едином уроке прав человека, в том числе с использованием онлайн-площадки «Единый урок» (единыйурок.рф). Расширьте для учеников список олимпиад, в которых они могут показать свои способности. Предложите им участвовать и помогите подготовиться к Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности на fin-olimp.ru.

Что нового запланировать по основам безопасности жизнедеятельности

Увеличьте количество мероприятий, на которых ученики применяют на практике свои знания. Для этого запланируйте, как улучшить материально-техническое оснащение: приобрести интерактивные тренажерные системы, чтобы обучить реанимационным действиям, 3D-лаборатории по основам электробезопасности и др.

Больше мероприятий посвятите безопасности школьников. Запланируйте, кто будет участвовать в соревнованиях Всероссийского общественного детско-юношеского движения «Школа безопасности», во Всероссийском конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо». Организуйте мероприятия по информационной безопасности. Например, подготовьте урок по безопасности в сети Интернет по материалам онлайн-площадки «Единый урок» (единыйурок.рф). Расскажите учителям о других целях и задачах концепции.

Презентация о концепции преподавания ОБЖ

Кликайте на стрелочки внизу, чтобы посмотреть презентацию

Еще вы можете запланировать разработку КИМ по предметам, чтобы оценить качество образования с учетом новых концепций. Включите в промежуточную аттестацию контрольные работы по этим КИМ. На педсоветах проанализируйте образовательные результаты по предметам, которые преподавали с учетом новых концепций. Посмотрите план раздела «Современная школа».

Годовой план мероприятий «Современная школа»

Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку

Раздел 2 годового плана «Успех каждого ребенка»

Запланируйте, как в вашей школе выявить, поддержать и развить способности и таланты максимального количества учеников. Свяжите эту работу с профилизацией обучения.

Как помочь с профилизацией

Помогите ученикам выбрать профессию. Например, используйте конкурсы различной направленности Всероссийского портала дополнительного образования «Одаренные дети» (globaltalents.ru), чтобы ученики смогли выстроить собственную систему профессиональных предпочтений, развили способности и лидерские качества. Проведите практико-ориентированные семинары – пример 4.

ПРИМЕР 4. Договоритесь провести семинар для мотивированных учеников со студентами химико-биологического факультета педагогического университета. Если позволяет материально-техническое оснащение, запланируйте на базе школы кванты по биоэкологии, робототехнике, химическому анализу. Дополнительно договоритесь о том, что проведете исследовательские проекты на базе детского технопарка «Кванториум».

Как реализовать индивидуальную траекторию

Поучаствуйте в стратегической инициативе «Кадры будущего для регионов» (globaltalents.ru), чтобы сформировать индивидуальные образовательные и профессиональные траектории мотивированных учащихся. Сейчас в проекте участвует семь пилотных регионов: Новгородская, Московская, Тульская, Ульяновская, Тюменская области, Пермский край, Республика Татарстан.

Команды ребят в возрасте от 14 до 17 лет, ориентированные на развитие своих территорий, под руководством наставников проходят специализированные программы в формате индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий. Школьники участвуют в социальных и профессиональных пробах в разных отраслях экономики и на ключевых предприятиях региона.

Если ваш регион не участвует в проекте «Кадры будущего для регионов», запланируйте разработку социально-экономических проектов в своей школе. Попросите родителей учащихся рассказать о своей профессии, провести экскурсию на предприятия с возможностью реализовать командный проект.

Годовой план мероприятий «Успех каждого ребенка»

Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку

Воспользуйтесь памятками, чтобы включить в годовой план работы школы еще три задела. Скачайте готовые планы для трех разделов: «Цифровая школа»; «Учитель будущего»; «Поддержка семей, имеющих детей»

Памятки для заместителя директора

Кликните на кнопку с названием раздела, и прочитайте памятку, что включить в этот раздел плана

Для педагогов мы подготовили схему сайтов. На схеме вы видите адреса и описания сайтов, которые помогут учителям выполнить план работы школы на 2019/20 учебный год и реализовать интересные мероприятия для школьников. Скачайте схему и раздайте ее учителям вашей школы.

Схема сайтов

Кликните на кнопку с названием раздела и посмотрите, какие сайты помогут в учителю работе

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2019года
Срочно к сентябрю!
Подготовка к началу нового учебного года

Какие документы профобъединений педагогов проверить, чтобы учителя реализовали план развития ВСОКО

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область,
Юлия Медведева, главный редактор редакции «Обучение и воспитание. Школа», к. п. н.
Воспользуйтесь рекомендациями, чтобы проверить планы работы профобъединений за 2018/19 учебный год и составить новые планы на 2019/20 учебный год. Также проконтролируйте качество протоколов профобъединений. Проанализируйте в документах методические мероприятия, на которых педагоги развили ВСОКО в школе.

По плану работы профобъединения и протоколам за 2018/19 учебный год проверьте, как педагоги развивают внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО). Прочитайте рекомендации, что включить в план профессиональных объединений на 2019/20 учебный год. Воспользуйтесь образцом протокола. Поработайте с листом анализа и оцените в конце учебного года качество работы профобъединений учителей.

Как учителя выполнили план работы профобъединений

Проконтролируйте, как руководитель профобъединения помог учителям качественно подготовить рабочие программы, объективно оценить результаты перед ГИА, ВПР, а также преодолеть затруднения в работе.

Подготовили рабочие программы

Руководитель профобъединения должен был включить в план на 2018/19 учебный год раздел «Контроль качества подготовки и реализации рабочих программ». Мероприятия в разделе начинаются с августа 2018 года, чтобы на профобъединениях успеть проверить рабочие программы для нового учебного года. В течение года в разделе должны быть мероприятия, на которых руководитель профобъединения проверял выполнение рабочих программ. Если раздела нет, то включите его в план на 2019/20 учебный год. Скачайте материал, как подготовить рабочие программы.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ»

 
   
 

Проверьте, назначил ли руководитель профобъединения ответственных за контроль рабочих программ по каждому учебному предмету, чтобы не упустить темы в программах.

Проконтролируйте, чтобы руководитель профобъединения несколько раз в год проверил, как учителя выполняют рабочие программы. Проверьте по протоколам, что он рассказывал об этом на заседаниях профобъединений. Рекомендации ответственного за проверку программ должны быть в протоколе профобъединения, а руководитель профобъединения в течение года проверяет, как учителя выполнили рекомендации.

 

Учли новые требования ГИА

В плане проверьте, проводил ли руководитель профобъединения заседания о новых заданиях или критериях оценки на ГИА. Работала ли в составе профобъединения проблемная группа педагогов, которая проанализировала все изменения ГИА и проинформировала всех остальных учителей. Если таких мероприятий не было, запланируйте их.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИКОВ ПО КРИТЕРИЯМ ГИА»

 
   
 

Порекомендуйте руководителю профобъединения включить в заседания профобъединений анализ новых требований к заданиям и оценке на ГИА.

Проверьте, как учителя решают и оценивают задания по требованиям ГИА. Все педагоги должны понимать критерии оценки и объяснять их выпускникам.

 

Новые ОГЭ. Порекомендуйте учителям 8-х классов использовать новые задания для ОГЭ. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) разработал их по ФГОС и планирует использовать с 2020 года. Чтобы рассказать педагогам о новых ОГЭ, воспользуйтесь электронной таблицей с презентациями.

Электронная таблица с презентациями о новых ОГЭ

Электронная таблица показывает первую презентацию автоматически. Чтобы просмотреть презентацию по конкретному учебному предмету, кликните название предмета на вкладке сверху. Полистайте презентацию, нажимая на стрелочки слева и справа. Кликните на кнопки «Скачать презентацию» и «Скачать выступление» – и вы сохраните материалы на свой компьютер.

Проверили объективность оценки заданий ВПР

Проверьте, как педагоги на заседаниях профобъединения в течение 2018/19 учебного года анализировали ошибки ВПР. Выступали ли на заседаниях профобъединений учителя, чтобы рассказать, как включают задания и критерии ВПР в свою оценочную деятельность.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИКОВ ПО КРИТЕРИЯМ ВПР»

 
   
 

Помогите руководителю профобъединения и учителям подготовить памятки, по которым можно повторить самые сложные темы ВПР.

Вместе с руководителем профобъединения разработайте для контроля качества уроков листы анализа на основе ошибок ВПР. Объясните на заседании профобъединения всем учителям, что и когда будете контролировать.

 

Мероприятия в плане профобъединения необходимы, чтобы ваша школа не попала в список образовательных организаций с необъективными результатами ВПР, который составляет Рособрнадзор. Продолжите эту работу в новом учебном году. Воспользуйтесь электронными листами анализа уроков. По ним вы проверите, как учитель использует задания и критерии оценки ВПР на уроках.

Электронные листы анализа уроков

 
1. Для 4-х классов:
– русский язык,
математика,
окружающий мир

3. Для 6-х классов:
биология,
герграфия,
история,
математика,
обществознание,
русский язык
 2. Для 5-х классов:
– биология,
история,
математика,
русский язык
4. Для 10-11-х классов:
английский язык,
биология,
география,
физика,
химия

Посмотрите, прошли ли по плану мероприятия, на которых учителя анализировали демоверсии ВПР на fipi.ru. Например, на сайте ФИПИ есть описания и образцы вариантов для ВПР в 11-х классах. На vpr.statgrad.org учителя могут скачать демоверсии прошлых лет, чтобы включить задания в уроки во всех классах. А с 2019 года ВПР проводят с использованием Федеральной информационной системы оценки качества образования (ФИСОКО) на lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru. Там вы можете также посмотреть и скачать материалы по ВПР-2019.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИКОВ ПО КРИТЕРИЯМ ВПР»

 
   
 

Запланируйте мероприятие, на котором учителя ознакомятся с содержанием портала ФИСОКО, где есть все нормативные документы ВПР, материалы, демоверсии и формируются аналитические отчеты. Так педагоги лучше поймут требования к процедуре ВПР.

 

Повысили качество уроков

Обратите внимание, есть ли в плане профобъединений посещение уроков. Уроки может посетить руководитель профобъединения, а также учителя могут организовать взаимопосещение. Например, в первом полугодии педагоги гуманитарного цикла посещают уроки друг друга, чтобы проанализировать подготовку учащихся 9-х классов к итоговому собеседованию по русскому языку и учащихся 11-х классов к итоговому сочинению. Если в плане руководитель профобъединения реализовал такие мероприятия в текущем учебном году, то посмотрите в протоколах, какие выводы сделал, как учителя выполнили рекомендации. Продолжите контроль качества уроков в новом учебном году.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УРОКОВ»

 
   
 

Проводите раз в четверть на заседаниях анализ уроков, которые посетили вы или учителя. Цель – узнать, как педагоги на уроках готовят школьников к ГИА или к оценочным процедурам на допуск к ГИА – к итоговому собеседованию и итоговому сочинению.

 

В целях урока педагог определяет не только предметные, но метапредметные и личностные образовательные результаты, которых должны достичь ученики. Посмотрите электронные листы анализа № 1–5. Воспользуйтесь ими, чтобы проверить работу учителей в 2019/20 учебном году.

Лист № 1. С помощью этого листа любой учитель сможет подготовить урок по требованиями ФГОС (автор Т.С. Патрикова).

Лист № 2. По листу вы или учитель оцените, какие УУД формирует педагог на уроке
(автор Н.В. Афанасьева). Обратите внимание на столбец «Универсальные учебные действия». В нем сокращенно обозначены все УУД: Л – личностные; Р – регулятивные;
К – коммуникативные; П – познавательные.

Лист анализа урока содержит девять параметров: 1) целеполагание; 2) обеспечение самостоятельности учащихся; 3) формирование поисковой активности учащихся; 4) реакция учителя на ошибки учащихся; 5) индивидуальный стиль педагога; 6) оценочная деятельность; 7) формирование рефлексии; 8) организация учителем групповой работы учащихся; 9) обучение понятиям. Все параметры вы можете оценить качественно или количественно – в баллах. Качественная оценка помогает определить точки роста для учителя – те направления, по которым пройдет его развитие. Если вы за урок выставили минимум 18 баллов, то урок соответствует системно-деятельностному подходу.

Лист № 3. По листу вы проконтролируете, насколько качественно педагоги вашей школы проводят внеурочные занятия (автор Г.П. Савиных).

Лист № 4. Поможет вам оценить качество занятия дополнительного образования (на основе материалов О.А. Прониной).

Лист № 5. С помощью этого листа анализа вы понаблюдаете за проектной деятельностью учеников (на основе материалов Е.Б. Кондратенко).


Выберите Лист анализа, кликнув на вкладку
с номером



Заполните все данные о педагоге












Выберите вариант ответа для каждого параметра и кликните в графе «Соответствие предметному содержанию урока»


































































































































































































Нажмите «Рассчитать». Сервис подсчитает результат. Кликните «Распечатать»

Листы анализа

Помогли освоить программу разномотивированным школьникам

Проверьте, как педагоги разрабатывают задания для учащихся с разной учебной мотивацией, а потом – как школьники выполняют такие задания. Посмотрите пример 1 о подготовке на профобъединении заданий для учеников с разной мотивацией.

ПРИМЕР 1. В плане профобъединения учителей биологии в декабре есть мероприятие, на котором педагоги составляют проверочную работу для учеников 8-х классов. Проконтролируйте, включает ли такая работа разные уровни сложности в соответствии с кодификатором элементов содержания (КЭС) и требованиями к уровню подготовки обучающихся.
Задания базового уровня сложности выполняют низкомотивированные ученики, потому что в этих заданиях минимальные требования к образовательным результатам:
– понимать сущность биологических процессов;
– уметь объяснять место и роль человека в природе, роль различных организмов в жизни человека;
– распознавать основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека и другие умения.
Задания повышенного уровня – для учащихся с высокой мотивацией:
– самостоятельно искать биологическую информацию;
– находить в научно-популярном тексте биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях;
– работать с терминами и понятиями.

На заседании профобъединения учителя анализируют, как школьники выполнили проверочную работу и включают в план работы темы, разделы, которые не усвоили или плохо усвоили ученики.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ»

 
   
 

Помогите руководителю профобъединения подготовить чек-листы для работы с низкомотивированными и высокомотивированными учениками. Раздайте чек-листы педагогам на заседании профобъединения и используйте, чтобы проверить качество результатов школьников перед ГИА или ВПР по предметам.

 

Чтобы реализовать работу с учениками, у которых разная учебная мотивация, скачайте образцы диагностик и чек-листов для подготовки выпускников к ЕГЭ в текущем учебном году по учебным предметам.

 
1. Диагностическая работа для низкомотивированных учеников:
русский язык,
– математика

2. Чек-листы для учителей, чтобы помочь низкомотивированным ученикам подготовться к ЕГЭ:

– русский язык,
– математика,
– физика,
– обществознание,
– биология

3. Диагностическая работа для высокомотивированных учеников:
– русский язык,
– математика

4. Чек-листы для учителей, чтобы помочь высокомотивированным ученикам подготовться к ЕГЭ:

– русский язык,
– математика,
– физика,
– обществознание,
– биология

Развили таланты максимального количества учащихся

Проверьте мероприятия, на которых учителя готовят учеников к Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ). Посмотрите в плане мероприятия, на которых учителя проинформировали учеников и родителей о конкурсах и олимпиадах.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ ТАЛАНТОВ МАКСИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ»

 
   
 

Проверьте, чтобы руководитель профобъединения запланировал проинформировать школьников о ВсОШ, других олимпиадах и конкурсах, на заседаниях проанализировал результаты конкурсов и олимпиад и учел их на мероприятиях в новом учебном году.

Проконтролируйте разработку индивидуальных образовательных траекторий для мотивированных учеников.

 

Чтобы реализовать этот раздел в работе профобъединения, скачайте рекомендации: о новых требованиях к программе и образовательным траекториям для учеников с повышенной мотивацией к обучению, о перечне достижений учеников для индивидуальной образовательной траектории.

Провели предметные и метапредметные недели

Проверьте, какие мероприятия в плане помогают сделать учебные предметы в школе популярными и интересными, как учителя развивают УУД школьников на метапредметных неделях: к Году театра и в третьей четверти. Запланируйте контроль результатов таких мероприятий на следующий год, если у руководителя профобъединения нет оценочных материалов.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «ПРЕДМЕТНЫЕ
И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ»

 
   
 

Порекомендуйте руководителю профобъединения включить в план заседания разработку экспертной карты, чтобы учителя смогли проанализировать качество мероприятий предметной и метапредметной недели. А также подготовку опросных листов для школьников, которые были зрителями или участниками мероприятий.

 

Чтобы реализовать раздел про метапредметные недели, скачайте оценочные листы: метапредметного мероприятия для эксперта (учителя или замдиректора); для участника мероприятия; для зрителя. По ним вы определите, каких УУД достигли школьники, какой вклад внесли в подготовку мероприятия, насколько активно участвовали в нем.

Решили профессиональные затруднения

Проконтролируйте мероприятия, на которых руководитель профобъединения помог учителям решить трудности в работе. Проверьте, есть ли в плане диагностика компетенций, которые соответствуют профстандарту, и как руководитель профобъединения проинформировал учителей о новой модели аттестации или о новых ОГЭ и предметных концепциях. Если таких мероприятий нет, то запланируйте их в новом учебном году.

Новая модель аттестации

На заседаниях профессиональных объединений расскажите педагогам о новой модели аттестации. Воспользуйтесь разъяснениями Минпросвещения о новой модели аттестации, информацией об апробации новой модели, презентацией о заданиях, а также демоверсиями диагностических работ для учителей математики и русского языка. Дополнительно для учителей русского языка есть спецификация диагностической работы, а для всех педагогов – требования к количеству баллов по итогам работы. Предложите учителям решить предметно-методические задания с единичным и с множественным выбором ответа. Такие задания педагоги апробировали весной и летом 2018 года.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ В РАЗДЕЛ «МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ»

 
   
 

Предложите руководителю профобъединения воспользоваться готовыми анкетами и опросниками, чтобы выявить профессиональные затруднения.

Проверьте, включил ли в новый план руководитель профобъединения заседание, на котором расскажет учителям о новых ОГЭ. Порекомендуйте рассказать о новых предметных концепциях.

 

Чтобы реализовать раздел плана, скачайте концепции по учебным предметам: обществознанию, географии, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре. А также по предметным областям: «Искусство» и «Технология». Выявить профессиональные затруднения учителя вам поможет электронная анкета успешности учителя.

Электронная анкета успешности учителя

Выберите анкету, заполните данные о педагоге, стаж работы, учебный предмет, классы, в которых преподает.
Выберите один из вариантов ответов для каждого параметра и кликните в графе «Вариант ответа». Нажмите «Рассчитать». Сервис подсчитает результат. Если вы хотите распечатать результаты, кликните «Распечатать»

Что проконтролировать в протоколах заседаний

В плане работы профобъединений руководители определяют тематику и количество заседаний. По результатам заседания пишут протокол.

Повестку дня и вопросы заседания

Повестка дня и вопросы заседания должны соответствовать мероприятию в плане работы на учебный год и учитывать мероприятия, которые помогут развить ВСОКО. Посмотрите
пример 2.

ПРИМЕР 2. В протоколе написано, что рассматривали вопрос об участии во ВсОШ. Это еще не означает, что учителя выполнили раздел плана по развитию талантов максимального количества учащихся. Проанализируйте данные протокола, чтобы понять, что учителя знают результаты ВсОШ и планируют использовать их в работе. Дополнительно проконтролируйте, как педагоги выполняют решения протокола на уроках.

Поручения в протоколе

Если коллегиальным решением заседания профобъединения учителю или группе учителей поручили выполнить задание, то важно проконтролировать, как его выполнили – пример 3.

ПРИМЕР 3. На заседании педагог предложил организовать проблемную группу учителей, чтобы все педагоги освоили приемы работы с трудными задачами олимпиадного цикла и научили школьников. В протокол внесли запись об организации такой группы. Проверьте, работала ли такая группа и что в результате сделала. Поинтересуйтесь у руководителя профобъединения, есть ли план, темы и сроки проведения заседаний проблемной группы.

Понятно ли составили протокол

Порекомендуйте руководителям профобъединений в новом учебном году разделить протокол на части по числу основных докладчиков. В каждой части выделите разделы: «Слушали», «Выступили», «Решили».

В части «Слушали» сформулируйте, что говорил основной докладчик. В части «Выступили» отметьте всех, кто дополнил или прокомментировал основной доклад, и запишите кратко их выступление. Полный текст докладов сделайте приложением к протоколу. А в части «Решили» отразите коллегиальное решение. Посмотрите ниже образец протокола.

Главное в статье СкрытьОбразец протокола профобъединения

Можете изменить
текст,
выделенный
синим цветом

Подведите итоги работы профобъединений за учебный год с помощью электронного листа анализа.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК