ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2018года
Профессиональные компетенции
Проектная и исследовательская деятельность

Как запланировать проектную деятельность в новом учебном году. Список тем и этапы работы

Ольга Ячменникова, учитель начальных классов МКОУ гимназии г. Слободского Кировской области
Главное в статье
  1. На уроке, где вы проверяете качество знаний, используйте проектные задачи по изученным темам. Темы задач для 1-4-х классов.
  2. Проектную задачу ученики и учитель реализуют в четыре этапа. Посмотрите пример конспекта внеурочного занятия.

Проектную деятельность реализуйте в виде проектных задач. Предлагаем вам темы проектных задач для 1-4-х классов и конспект занятия внеурочной деятельности с этапами работы по проектной задаче.

Чему научит проектная деятельность

ВАЖНО

В 1-3-м классах основная цель проектных задач – формировать разные способы учебного сотрудничества. Учитель может наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и группы. Метод – встроенное наблюдение

Проектная деятельность позволяет ученикам получать знания не в готовом виде, а добывать их самим. С помощью проектной деятельности ученики достигнут метапредметных результатов: они научатся наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи. Ученики будут работать с источниками информации; сотрудничать с другими учениками и учителем, оценивать и понимать свои сильные и слабые стороны, отвечать за свои действия и их последствия.

Проектную деятельность учитель реализует в виде проектов и проектных задач. Для проектной задачи ученикам предлагают все данные, а для проекта не задают порядок действий. Участники сами определяют средства и действия, чтобы достигнуть результатов.

Решение проектной задачи – конкретный продукт. Это могут быть текст, схема, макет, таблица, диаграмма, которые создают ученики начальной школы. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые нужно совершить, чтобы решить ее.

Система заданий может требовать от учащихся разных стратегий решения: последовательность заданий четко определена в соответствии с логикой поставленной задачи; задания можно выполнить в любой последовательности; последовательность заданий скрыта, ее должны выявить учащиеся. Итоговое задание позволяет ученикам создать продукт. Чтобы создать продукт потребуются результаты выполненных ранее заданий.

ПРИМЕР. Продуктом проектной задачи по теме «Группы животных» были страницы журнала, а проектной задачи «Путешествие. Путешествие! Путешествие?» – памятка для путешественника.

Школьники выполняют проектную задачу и оценивают свои работы по заданным учителем критериям. Ученики вместе с педагогом могут вырабатывать критерии и соотносить свою оценку с оценкой учителя или образцом. Предложите ученикам оценивать групповую работу. Применяйте экспертную оценку, когда оценивают родители или старшеклассники, самооценку.

Просмотрите темы в рабочих программах по предметам и внеурочной деятельности и определите, куда можно включить проектные задачи. На уроке, где вы проверяете качество знаний, используйте проектные задачи, которые ориентированы на изученные темы.

Используйте проектную задачу, когда открываете новое знание: дети находятся в состоянии неопределенности относительно того, как решить задачу, и не знают конечный результат. Примерные темы одновозрастных проектных задач для 1-4-х классов.

Темы проектных задач на уроках и во внеурочной деятельности

  1-й класс2-й класс3-й класс4-й класс
 УРОКИ
 Русский язык«Моя любимая буква», «Город грамотеев»«Презентация слова», «Правописание слов с мягким и твердым знаком»Таблица «Падежи»Памятка «Спряжение глаголов»
 Математика«Число и цифра 5», «Старинные меры длины»«Путешествие в прошлое: единицы времени»«Ковер: площадь», «Танграм: площадь»«Математическая Вятка»
 Окружающий мир«Разнообразие животных России», «Группы животных», «Тепловые пояса»«Вода – источник жизни», «Карта путешественника: ориентирование»«Живая карта: природные зоны России», «Живая вода: состав крови»«Техника и человек»
 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 Общеинтеллектуальное направлениеУстный журнал «Путь к звездам»«Путешествие на незнакомый остров»«Путешествие. Путешествие! Путешествие?» 
 Духовно-нравственное направление«Спасибо за Победу!»«Веточки, опаленные войной»  
 Спортивно-оздоровительное направление«Витаминная азбука»   

Какие существуют этапы работы по проектной задаче

Реализуйте четыре этапа работы. Учитель погружает в проектную задачу, организует деятельность, вместе с учениками осуществляет проектную задачу, ученики презентуют результаты работы и рефлексируют.

Этап 1. Педагог формулирует проблему, описывает сюжетную ситуацию, а учащиеся формулируют тему и ставят цель.

Этап 2. Учитель предлагает разбиться на группы, распределить роли, спланировать деятельность, продумать продукт и как его презентовать, предоставляет набор заданий для проектной задачи.

На этом этапе очень важно распределить роли в группе – от этого будет зависеть, как дети справятся с проектной задачей. Ученики должны суметь договориться о том, каким будет проектный продукт, и спланировать свою работу, чтобы подготовить продукт.

ПРИМЕР. На уроке окружающего мира по теме «Тепловые пояса», когда решали проектную задачу, ученики распределяли роли, а затем составляли план работы группы:
– метеорологи определяли, какому тепловому поясу соответствует текст с описанием погодных условий (температура, осадки, времена года);
– картографы находили на карте свой тепловой пояс и раскрашивали его;
– зоологи выбирали из вкладыша рабочей тетради по окружающему миру те картинки с животными, которые обитают в их поясе;
– этнографы отвечали на вопрос, как они оденут человека, который попадет на их тепловой пояс, выбирали и наклеивали картинки.
На уроке окружающего мира в проектной задаче «Группы животных» ученики начальных классов создавали журнал и выбирали себе роли редактора, корректора и дизайнера. Чтобы решить межпредметную проектную задачу «Неизвестный остров», ученики выбирали роли математиков, картографов, зоологов, переводчиков и корреспондентов.

Этап 3. Учитель консультирует учащихся, дает новые знания, если это необходимо; контролирует деятельность. Ученики начальных классов работают самостоятельно с разными источниками информации, выполняют свою роль, собирают продукт и готовят его презентацию.

Этап 4. Педагог принимает отчет, обобщает и резюмирует результаты, подводит итоги. Ученики презентуют и защищают продукт, оценивают свою работу и делают выводы.

Предлагаем вам конспект занятия внеурочной деятельности для 2-го класса с этапами работы по проектной задаче. Чтобы выполнить проект, ученики демонстрируют знания по таким предметам, как: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Учащиеся работают по проекту в группах и исполняют роли картографов, математиков, зоологов, переводчиков, корреспондентов. Продукт деятельности по проекту – статья, которую ученики пишут самостоятельно.

На занятии учащиеся используют ноутбуки с подключением к интернету, флеш-накопители, принтер, толковые словари, географическую карту, фломастеры. В конце мероприятия попросите провести самооценку работы группы. Используйте для этого листы оценки.

Проектная задача для внеурочного занятия
«Путешествие на незнакомый остров»

Как посмотреть задачу

Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку. Когда посмотрите задачу полностью, то на последней странице появятся кнопка . Кликните на нее и скачайте проектную задачу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru). 

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.