Диагностика экологической культуры учащихся: как подвести итоги Года экологии
ФГОС основного общего образования устанавливает требование сформировать экологическую культуру как личностный результат, но не содержит рекомендаций, как ее проверить. Предлагаем три варианта. Включите их в план мониторинга качества личностных образовательных результатов. Диагностики:
- модифицированный вариант методики «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву для диагностики учащихся 5-6-х классов;
- тест «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафовой для 7-8-х классов;
- тест «Самооценка экологической культуры» Е.Ю. Ногтевой, И.Д. Лушникова для 9-х классов.
Что включает модель экологической культуры
Экологическая культура проявляется в экологически сообразном поведении в повседневной жизни и экологически компетентном решении жизненных проблем. Модель экологической культуры личности состоит из компонентов: экологические знания, экологическое отношение, экологическая деятельность.
Исходя из этого, мы пришли к выводу о необходимости диагностики уровня экологической культуры учащихся по следующим критериям: познавательный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Каждый из критериев включает показатели, которые отражают качественные характеристики критерия. Критерии и показатели экологической культуры вы можете посмотреть в таблице 1.
Таблица 1. Критерии и показатели сформированности экологической культуры учащихся
Критерий | Показатели |
---|---|
Познавательный | Обучающийся усвоил научные знания по экологии и краеведению. Знает нормы и правила организации деятельности и поведения в природе. Осваивает экологические и природоохранительные знания, планирует и реализует экологическое самообразование |
Мотивационно-ценностный | Понимает ценность природы. Сформировал эмоционально-личностное отношение к окружающей среде. Ответственно ведет себя в окружающей среде. Положительно относится к природоохранительной работе |
Деятельностный | Владеет системой экологических способов действий, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем. Участвует в экологической деятельности |
Компоненты экологической культуры, которые выявляют диагностики, вы видите в таблице 2.
Таблица 2. Методики, которые выявляют компоненты экологической культуры школьников
Название методик | Компоненты экологической культуры в соответствии с критериями | ||
---|---|---|---|
Познавательный | Мотивационно-ценностный | Деятельностный | |
Модифицированный вариант методики «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву | Экологические знания | Ценность природы и отношение к природе | Экологическая деятельность |
Тест «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафовой | Экологическая образованность | Экологическая сознательность | Экологическая деятельность |
Тест «Самооценка экологической культуры» Е.Ю. Ногтевой, И.Д. Лушникова | Эколого-значимые знания | Эколого-ценностные отношения | Эколого-ценностная деятельность |
Кто и когда проводит диагностику экологической культуры
Диагностику экологической культуры может провести классный руководитель, чтобы оценить, насколько ученики достигли результатов по программе воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры учащихся. Также диагностику использует учитель, который ведет урочную и внеурочную деятельность по предметам экологической направленности.
Проводите диагностику ежегодно в начале и в конце учебного года. Это позволит выявлять первичный и итоговый уровень сформированности компонентов экологической культуры, а также проанализировать динамику за учебный год.
После проведения диагностики и обработки анкет учащихся классный руководитель или педагог заносит результаты в сводные таблицы класса в соответствии с возрастом учащихся.
Анализ данных в сводных таблицах класса позволит педагогу выявить:
- уровень сформированности компонентов экологической культуры каждого учащегося;
- общий уровень экологической культуры каждого учащегося;
- показатель индивидуальной динамики компонентов экологической культуры учащихся;
- первичный и итоговый уровень сформированности компонентов экологической культуры учащихся.
Таким образом, в конце учебного года педагог оценивает эффективность образовательных программ с точки зрения формирования экологической культуры и корректирует программы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).