ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2017года
План работы
Диагностика в год экологии

Диагностика экологической культуры учащихся: как подвести итоги Года экологии

Дарья Соловьева, методист МУ ДО «Центр детского творчества», город Сыктывкар
Главное в статье
  1. ФГОС предписывает выявлять экологическую культуру учеников. В таблице – критерии экологической культуры.
  2. Используйте методики, чтобы определить уровень экологической культуры в 5-9-х классах. Что включают диагностики.

ФГОС основного общего образования устанавливает требование сформировать экологическую культуру как личностный результат, но не содержит рекомендаций, как ее проверить. Предлагаем три варианта. Включите их в план мониторинга качества личностных образовательных результатов. Диагностики:

Что включает модель экологической культуры

Экологическая культура проявляется в экологически сообразном поведении в повседневной жизни и экологически компетентном решении жизненных проблем. Модель экологической культуры личности состоит из компонентов: экологические знания, экологическое отношение, экологическая деятельность.

Исходя из этого, мы пришли к выводу о необходимости диагностики уровня экологической культуры учащихся по следующим критериям: познавательный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Каждый из критериев включает показатели, которые отражают качественные характеристики критерия. Критерии и показатели экологической культуры вы можете посмотреть в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели сформированности экологической культуры учащихся

КритерийПоказатели
ПознавательныйОбучающийся усвоил научные знания по экологии и краеведению. Знает нормы и правила организации деятельности и поведения в природе. Осваивает экологические и природоохранительные знания, планирует и реализует экологическое самообразование
Мотивационно-ценностныйПонимает ценность природы. Сформировал эмоционально-личностное отношение к окружающей среде. Ответственно ведет себя в окружающей среде. Положительно относится к природоохранительной работе
ДеятельностныйВладеет системой экологических способов действий, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем. Участвует в экологической деятельности

Компоненты экологической культуры, которые выявляют диагностики, вы видите в таблице 2.

Таблица 2. Методики, которые выявляют компоненты экологической культуры школьников

Название методикКомпоненты экологической культуры в соответствии с критериями
ПознавательныйМотивационно-ценностныйДеятельностный
Модифицированный вариант методики «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. ГлазычевуЭкологические знанияЦенность природы и отношение к природеЭкологическая деятельность
Тест «Экологическая культура учащихся» Е.В. АсафовойЭкологическая образованностьЭкологическая сознательностьЭкологическая деятельность
Тест «Самооценка экологической культуры» Е.Ю. Ногтевой, И.Д. ЛушниковаЭколого-значимые знанияЭколого-ценностные отношенияЭколого-ценностная деятельность

Кто и когда проводит диагностику экологической культуры

Диагностику экологической культуры может провести классный руководитель, чтобы оценить, насколько ученики достигли результатов по программе воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры учащихся. Также диагностику использует учитель, который ведет урочную и внеурочную деятельность по предметам экологической направленности.

Проводите диагностику ежегодно в начале и в конце учебного года. Это позволит выявлять первичный и итоговый уровень сформированности компонентов экологической культуры, а также проанализировать динамику за учебный год.

После проведения диагностики и обработки анкет учащихся классный руководитель или педагог заносит результаты в сводные таблицы класса в соответствии с возрастом учащихся.

Анализ данных в сводных таблицах класса позволит педагогу выявить:

  • уровень сформированности компонентов экологической культуры каждого учащегося;
  • общий уровень экологической культуры каждого учащегося;
  • показатель индивидуальной динамики компонентов экологической культуры учащихся;
  • первичный и итоговый уровень сформированности компонентов экологической культуры учащихся.

Таким образом, в конце учебного года педагог оценивает эффективность образовательных программ с точки зрения формирования экологической культуры и корректирует программы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).