ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2017года
Дополнительное образование
Формы работы

Как формировать личностные образовательные результаты на занятиях по программе дополнительного образования

Ольга Пронина, методист МБУ ДО города Ульяновска «Центр детского творчества № 1» Ульяновской области
Главное в статье
  1. Выпускник школы, у которого сформированы личностные образовательные результаты, знает историю, культуру своего народа, края, основы культурного наследия народов России и человечества.
  2. Развивайте личностные результаты во внеурочной деятельности или в системе дополнительного образования в школе. Поможет программа «Возвращение к родным истокам».

Учитель формирует у школьника не только предметные или метапредметные образовательные результаты. Главное – каким человеком становится ученик.

ВАЖНО

Чтобы реализовать программу, обязательно получите согласие родителей на участие школьников в мероприятиях

Чтобы педагог развивал личностные образовательные результаты учеников в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования, предложите использовать материалы дополнительной общеразвивающей программы «Возвращение к родным истокам».

Главная цель программы – познакомить учащихся с народными традициями как важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российского общества.

Начните программу с пояснительной записки. Расскажите, кому адресована программа. Сформулируйте ее актуальность, новизну, отличительные особенности и педагогическую целесообразность. Программа поможет вашим ученикам развивать личностные образовательные результаты, научит любить Отечество, лучше узнать русский и родной языки, историю, культуру своего народа, края, основы культурного наследия народов России и человечества, осознать этническую принадлежность.

Актуальность программы

Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, которые обеспечивают духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

ДОКУМЕНТ

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р

Причины:

1. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подростков искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме.

2. На протяжении ряда лет в стране сохраняется высокая криминальная активность подростков младших возрастных групп.

Так, в 2016 году на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних поставили 28 тысяч несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, т. к. они не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности.

По сравнению с 2014 годом их число возросло на 6,1%. Эти данные приводит Правительство РФ в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года.

3. У подростков формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Все эти причины доказывают особую значимость, педагогическую целесообразность и актуальность разработки программы по духовно- нравственному образованию обучающихся.

Школьники приобщаются к общечеловеческих ценностям, на примерах учатся соблюдать нравственные нормы и правила, применять их в практической деятельности.

Новизна программы

Программа интегрирует образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую – в единое образовательное пространство, которое реализует учитель.

Адресность

Программа рассчитана на учащихся 10–12 лет. Ученики переживают период физической, эмоциональной, психологической нестабильности.

СПРАВКА

В основе программы «Возвращение к родным истокам» – программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» А.В. Камкина и И.А. Кузьмина

Для подростков характерны частая смена настроения и непредсказуемость поведения. Ведущим видом деятельности является общение. У обучающихся складывается новое представление о самом себе, активно формируются моральные и нравственные ценности личности.

Подросток размышляет, какие качества ему нужны для успехов в учебе, игре, труде. Он начинает заниматься самосовершенствованием. У него обостряется интерес к личным качествам окружающих.

Учащийся считает себя уже взрослым и претендует на взрослое к нему отношение. Прячет свои слабости и изо всех сил стремится быть независимым. Потребность в общении и в самоутверждении имеет личностный смысл.

Педагогу важно подобрать методы обучения, которые помогут выявить лидерские качества обучающихся и направить их в социально приемлемые виды деятельности.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы

Учащиеся приобщаются к общечеловеческих ценностям, на примерах учатся соблюдать нравственные нормы и правила, применять их в практической деятельности. Этому способствуют продуманные темы изучаемых занятий.

Объем освоения программы и формы обучения

Срок освоения программы – 1 год. Программа рассчитана на 144 часа. Занятия по данной программе проводятся в группах из 12–15 учащихся. Форма обучения – очная.

Формы занятий:

  • праздники – оказывают эмоциональное воздействие на формирование патриотизма, воспитания любви к родному краю (Праздник ко Дню Победы, Рождественские посиделки);
  • постановки (разыгрывание сценок);
  • экскурсии (в музеи, на выставки, к достопримечательностям родного города) – расширяют кругозор, активизируют словарный запас, воспитывают эстетический вкус и любознательность;
  • подготовка проекта фотожурнала, содержание которого направлено на воспитание гордости за свою семью и может отражать вопросы краеведческого направления;
  • игра – школа социальных отношений, в которой ученики моделируют разные стратегии поведения.

Режим занятий спланируйте с учетом требований СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 04.07.2014 № 41.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 45 минут, 15 минут на перерыв.

Занятия комплексные, на которых учитель достигает поставленных обучающих, развивающих и воспитательных задач. Педагог планирует обучающие задачи и обеспечивает усвоение понятий, терминов; мотивирует ученика совершенствовать способы деятельности. Учитель ставит развивающие задачи и совершенствует эмоции, чувства (сопереживания, радости) учащихся. Воспитательные задачи способствуют развитию нравственности.

Включите в программу:

Приложение 1. Учебно-тематический план

Приложение 2. Содержание учебно-тематического плана

Приложение 3. Календарный учебный график

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.