ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2017года
Профессиональные компетенции
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Как развивать мышление учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка

Любовь Вильгельм, учитель русского языка и чтения ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»
Главное в статье
  1. Ученики с интеллектуальными нарушениями отстают по русскому языку. Им трудно запоминать грамматические правила и делать разбор слова. Причина – неразвитое абстрактное мышление.
  2. Творческие задания развивают абстрактное мышление учащихся, пробуждают интерес к окружающему миру и литературным произведениям. Предлагаем примеры заданий, которые заинтересуют учеников.

Школьникам с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно обобщать, сравнивать предметы и анализировать детали. Они быстро забывают пройденное и легко переключаются с одного вида деятельности на другой.

Мышление неразрывно связано с речью. Поэтому на уроках русского языка учащиеся не всегда понимают грамматические правила и терминологию. Им мешает неразвитое абстрактное мышление. Задача учителя – подобрать творческие задания, которые помогут учениками развить абстрактное мышление.

Объясните, что такое имя существительное, и развивайте словарный запас

СПРАВКА

Дидактический материал – в учебнике 5-го класса (№ 199, № 200, № 206) // Галунчикова Н.Г., Якубовская Э. В. Русский язык: Учебник для спец. корр. ОУ VIII вида. – М.: Просвещение, 2012–2013

Школьники с интеллектуальными нарушениями не улавливают синтаксическую роль имени существительного в предложении. Им трудно усвоить формулировку правила: имена существительные отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Научите рассуждать по плану и искать существительные в предложении.

ПРИМЕР. Перечислите слова в предложении, которые обозначают названия предметов. Объясните, что они называются именами существительными. Предложите ученикам записать термин в тетради и подобрать вопросы к существительным («кто?» или «что?»). Вместе сделайте вывод: имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы «кто?» или «что?».

Воспользуйтесь планом рассуждения:

1. Определите, что обозначает слово (предмет).

2. Поставьте вопрос («кто?» или «что?»).

3. Сделайте вывод (это имя существительное).

Ученики с нарушениями интеллекта не воспринимают абстрактные существительные (ум, скорость, совесть, жара, холод и пр.). Но на первых же уроках они смогут классифицировать и сравнивать имена существительные. Развивайте словарный запас учащихся. Предложите им подобрать слова к существительному.

ПРИМЕР. В 6-м классе дайте ученикам задание нарисовать словесную картину на тему «Осень». Предложите варианты: осень пасмурная (Осень. Ветер. Холод. Дождь. Лужи. Грязь. Ненастье); осень золотая (Осень. Тишина. Листопад. Грибы. Радость). Задайте вопрос о том, какое значение имеют имена существительные в речи.

Научите находить главные члены предложения и определять части речи во время комментированного письма

Ученикам с интеллектуальными нарушениями трудно найти главные члены предложения или определить части речи. Они видят орфограммы, когда на них указывают учитель или одноклассники. Используйте на каждом уроке комментированное письмо.

Напишите на доске и предложите школьникам записать в тетрадях предложения. Подчеркните орфограммы, объясните их. Проведите синтаксический разбор предложения с указанием частей речи. Учащиеся записывают порядок разбора предложения в тетради и в трудных случаях обращаются к памятке.

ПРИМЕР. В памятке написано, как разбирать предложения:

1. Найдите подлежащее. Задайте вопросы: «кто?» или «что?» или «о ком (о чем)? говорится в предложении?».

2. Найдите сказуемое. Поставьте вопрос: «что делает?» или «что сделает?».

3. Найдите второстепенные члены предложения. Задайте вопросы сначала от подлежащего, а потом от сказуемого.

Сделайте понятными абстрактные слова и закрепите материал с помощью таблиц, карточек, схем, кубиков

ВАЖНО

Обязательно записывайте тему урока на доске и в тетрадях. Привлекайте учеников к обобщениям и выводам. Предлагайте школьникам не только послушать, но и объяснить новый материал

В 5-м классе для повторения пройденного в начальной школе используйте таблицу «Части речи» и карточки. Изучите таблицу «Части речи». После переходите к новому материалу. Вводите термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

ПРИМЕР. Тема «Правописание твердого знака после приставок». Запишите на доске тему и слова для наблюдения: подъезд, подъем, предъюбилейный, объявление. Выделите приставки, подчеркните буквы, на которые они оканчиваются, отметьте точкой внизу гласные после твердого знака, определите условия, при которых в слове пишется твердый знак. Внесите результаты наблюдений в схему. Опорная карточка. По сделанной записи сформулируйте правило и предложите ученикам его повторить. Потом вместе с ними прочтите учебник и проверьте выводы. На следующем уроке познакомьте учащихся со словами, в которых «ъ» не нужен. Запишите слова: безоблачный, безаварийный, сэкономить. Вместе с учениками сравните оба урока.

В старших классах учите отыскивать связь между названием части речи и вопросами (если мы ставим вопросы «какой? какая?» – это имя прилагательное, если вопросы «кто? что? кого? чего? кому? чему?» – это имя существительное и т. д.).

ПРИМЕР. Сделайте наглядными и осязаемыми абстрактные понятия: часть слова, слово, приставка, корень, суффикс, окончание. Ученики должны их видеть и даже трогать. На уроке по теме «Состав слова» нарисуйте на доске схему частей слова:

Сложите новые слова из частей слова. Предложите ученикам составить схему слова из кубиков, на гранях которых изображены условные обозначения частей слова. Опыт убедит, что приставка является частью слова. Разбирая кубики, обучающиеся развивают умение анализа и синтеза.

Повторите и закрепите изученный материал во время дидактической игры, словарного или творческого диктанта

ЧЕК-ЛИСТ

На уроках русского языка ученикам с нарушениями интеллекта дидактические игры помогают:

– изучать и закреплять материал;
– развивать интерес к учебному предмету;
– совершенствовать мышление

В дидактической игре реализуйте познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Используйте игры при повторении и закреплении материала. Выбирайте дидактическую игру, подходящую к цели, содержанию и этапу урока. Дозируйте игры на уроке, чтобы они не утомили школьников.

ПРИМЕР. На уроке по теме «Имя прилагательное» предложите ученикам игру-лото «Найди меня!». Карточки лото помогут соотносить предмет и его признак. Используйте кроссворды для закрепления тем «Правописание приставок на з – с», «Разделительный мягкий знак», «Сложные слова», «Наречие». Тот, кто правильно ответил на вопросы, получит бонус: прочтет в столбике кроссворда название новой части речи.

Проводите для пятиклассников с интеллектуальными нарушениями творческие диктанты.

ПРИМЕР. Напишите на доске слова: зима, сад, птичка, сломана, ножка, класс, клетка, кормили, чистили, весна, выпустили; школьники, живой уголок, зайчата, ежик, белочка, рыбка, морковка, капуста, орешки, подарить, малыши. Попросите учеников придумать предложения на определенную тему и сложить рассказ.

Ученикам с интеллектуальными нарушениями трудно излагать свои мысли на бумаге. Но после окончания школы им придется писать расписки, составлять автобиографии и заявления. Сформируйте у школьников 5-9-х классов навыки делового письма.

Развивайте фонематический слух и правильное произношение, обогащайте и уточняйте словарь, обучайте правильно строить предложения, совершенствуйте связные устные и письменные высказывания.

К СВЕДЕНИЮ

Какие книги помогут педагогу провести урок русского языка для школьников с интеллектуальными нарушениями

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. – М.: Лабиринт, 1999.

2. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М.: Педагогика, 1962.

3. Психологические процессы и свойства личности умственно отсталых детей: учебное пособие. – Л.: ГПИ им. А. И. Герцена, 1981.

4. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5–9 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

5. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. – Волгоград: Учитель, 2015.

6. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык: Учебники для спец. корр. ОУ VIII вида. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2012–2013.

Научите воспринимать художественный текст как единое целое и используйте устное рисование

ВАЖНО

Помните: при работе с деформированными текстами у обучающихся развивается способность логически мыслить

Учащиеся с интеллектуальными нарушениями не воспринимают целостность художественного произведения: оно распадается для них на отдельные фрагменты. Используйте иллюстрации, картины, приемы устного рисования.

Организуйте урок так, чтобы ученики заинтересовались структурой текста.

Выполните четыре правила:

1. Расскажите учащимся о художественном произведении до того, как начнете его читать.

2. Разберите отдельные части текста.

3. Сосредоточьте внимание школьников на плане произведения и предложите пересказать прочитанное.

4. Проведите словарную работу.

Главные задачи учителя русского языка в коррекционной школе – помогать ученикам отвлечься от конкретных представлений, развивать обобщение и аналитико-синтетическую деятельность.

Приложение 1. Задания для подбора слов

Приложение 2. Предложения для комментированного письма

Приложение 3. Карточки для уроков русского языка

Приложение 4. «Части речи» для занятий в 5-м классе

Приложение 5. Опорная карточка по теме «Правописание твердого знака после приставок»

Приложение 6. Кроссворд «Наречие»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК