
Профильная смена для групп с углубленным изучением английского языка: зачем проводить и как организовывать
- Организуйте для старших классов профильную смену, чтобы повысить уровень образовательных результатов обучающихся.
- Расскажем, что включить в содержание занятий групп с углубленным изучением английского языка.
- Проводите интервью «Английский язык в моей жизни», проигрывайте ситуацию «Принимаем в семью сверстника по обмену».
- Воспользуйтесь таблицей «Примерный режим работы участников профильной смены» и планируйте каждый день.
Профильная смена – форма предпрофессионального образования, которая развивает творческую самореализацию учащихся в выбранном направлении профиля. На профильной смене ученики профильных классов изучают углубленное содержание предмета и развивают компетенции, которые необходимы для самореализации в выбранной области деятельности. Школе профильные смены помогают повысить престиж и повысить мотивацию десятиклассников на предпрофессиональное самообразование.
Зачем и насколько удлинять учебный год
Наиболее эффективны профильные смены для учащихся 10-х классов, в отношении которых школа практикует удлиненный учебный год.

ЧЕК-ЛИСТ
Профильные смены создают условия:
– для рефлексии индивидуальных достижений по предмету, который учащийся выбрал для углубленного изучения;
– публичного признания результатов проектной деятельности;
– опыта социально ориентированной деятельности
Продолжительность учебного года образовательная организация (далее – ОО) устанавливает самостоятельно, т. к. календарный график входит в основную образовательную программу, разработка и утверждение которой – компетенция ОО (ч. 9 ст. 2; п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Учебных недель должно быть достаточно для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования к минимальному и максимальному объему часов учебного плана по уровню общего образования.
В зависимости от продолжительности учебной недели и конкретного объема часов в учебном плане старшей школы в 10-м классе учебный год с учетом профильной смены составит до 36 учебных недель.
Какой бывает организационная модель профильной смены
Профильная смена приходится на конец мая – начало июня, что позволяет выстроить ее содержание интегрированно, на связи урочной и внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность планируйте с учетом образовательных задач одного из элективных курсов учебного плана профильного класса.
Модель организации профильной смены общая для всех профильных направлений и включает:
- активные внеурочные практики, которые тематически связаны с профильными элективными курсами;
- подготовку и защиту мини-проекта по выбранному направлению профиля;
- социальные акции, связанные с содержанием практики.
Профильную смену организует и курирует учитель, преподающий предмет, который выбрали учащиеся для углубленного изучения.
Поскольку профильная смена проходит в период работы летнего лагеря с дневным пребыванием, встраивайте режим работы участников профильной смены в режим работы лагеря. Это позволит сделать пребывание участников на территории школы комфортным и максимально приближенным к летнему отдыху (таблица 1).
Таблица 1. Примерный режим работы участников профильной смены
Время | Событие |
---|---|
9:00–9:30 | Общий сбор, приветствие, обсуждение распорядка дня |
9:30–10:00 | Завтрак |
10:00–11:30 | Развивающие внеурочные практики |
11:30–12:00 | Работа по проекту |
12:00–13:30 | Развивающие внеурочные практики |
13:30–14:00 | Обед, уход домой |
Как выстроить содержание профильной смены для групп с углубленным изучением английского языка
Чтобы выстроить содержание профильной смены для групп с углубленным изучением английского языка:

ВАЖНО
Программу профильной смены включите в Программу воспитания и социализации учащихся по профориентационному направлению. Мероприятия профильной смены включите в план внеурочной деятельности
1. Возьмите за основу образовательные задачи одного из элективных курсов, например «Разговорный английский».
2. В тематическом плане рабочей программы элективного курса выделите блок, обучающие эффекты которого будут усилены деятельностью школьников в рамках профильной смены.
3. Спланируйте цикл занятий, который необходим для реализации целей профильной смены.
4. Подготовьте примерный перечень тем проектов, выполнение которых позволит учащимся закрепить умения и навыки, формируемые на занятиях.
5. Продумайте социальную акцию, тематически связанную с содержанием занятий. Включите в сценарий участников профильной смены в качестве организаторов и исполнителей.
На основе полученной цепочки составьте рамочное содержание профильной смены, где пропишите расписание занятий с учащимися, тематику занятий, планируемые образовательные результаты по каждому занятию, формы организации занятий и используемые технологии.
Структурируйте рамочную программу в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования к рабочим программам курсов внеурочной деятельности.
Какие технологии использовать
Для реализации программы профильной смены используйте технологии, которые будут гарантировать развитие компетенций учащихся, предусмотренных рабочей программой профильной смены.

СПРАВКА
IB – это образовательная программа, которую преподают на одном из трех языков (английском, французском или испанском). По ней работают 2718 школ мира в 125 странах
Рекомендуем применять в качестве эталона подход Международного Бакалавриата (International Baccalaureate; далее – IB) к развитию учащихся в социально значимых практиках. Этот подход разработчики обозначили словами «Творчество, Движение, Служение» (Creativity, Action, Service; далее – САS-подход).
CAS-подход мотивирует участников профильной смены выйти за рамки урока и расширить познавательный опыт в выбранном направлении профиля.
Соответствуют CAS-подходу технологии:
- тренинг-группа: групповая отработка навыков речевой коммуникации на английском в активной форме, например тренинг-группа «Уточни свой вопрос»;
- игра-симуляция: игра, в которой имитируют среду иноязычной коммуникации, например разговор на рецепции заграничного отеля;
- социальное интервью: разработка интервью на социальную тематику и его проведение в заранее определенной социальной группе, например в группе работающих пенсионеров;
- виртуальный марафон: инициация и поддержка социально-значимых дел в группах сверстников за рубежом, например марафон «Расскажи о хорошем человеке».
Как организовать проектную деятельность учащихся
Проектную деятельность участников профильной смены организуйте по принципу «сделай открытие».
Сохраните основные черты проекта: практическую цель, этапность реализации, подбор и применение средств достижения цели, рефлексию и презентацию результатов. Но обязательным условием подготовки проекта будет субъективно-значимая новизна. Новизна проекта поддержит эмоциональный интерес участников профильной смены к обучающему содержанию программы.

ВАЖНО
Речевой факт-открытие – выявленный учеником факт нетипичного применения языковых средств (глаголами настоящего времени передают прошедшие события или только существительными описывают пейзаж)
Темы проектов доведите до сведения участников профильной смены на первом занятии и проговорите порядок работы над проектами.
Акцентируйте внимание учащихся на обязательных требованиях:
- проект имеет практическую, субъективно значимую цель;
- продукт проекта – бытовая ситуация на английском языке: автор проекта сопровождает ее комментарием, в котором описывает речевой факт-открытие;
- срок работы над проектом – 3 дня;
- иллюстрация к продукту проекта необходима для презентации: иллюстрацию участник озаглавливает так, чтобы отразить сущность речевого факта-открытия;
- список источников, откуда взята речевая ситуация, – обязательная часть проекта.
Чтобы использовать проект как средство предпрофессиональной пробы, задайте учащимся тематические направления для работы над ситуацией.
ПРИМЕР. Тематикой для работы обучающихся над ситуацией может стать общение журналиста с командой английских школьников, приехавших в Россию по обмену; рассуждения переводчика английской классики на русский язык об особенностях перевода диалоговых сцен. Еще варианты бытовых ситуаций общения: постовой информирует туриста-англичанина о достопримечательности; англичанин-ученый приехал на симпозиум и интересуется городской системой транспорта; гид объясняет группе английских туристов правила размещения в отеле; иностранец (учитель английского языка) переписывается с коллегой из Англии.
Профессиональная заданность продукта проекта погружает участника профильной смены в специфику профессий, для которых необходим английский язык.
По мере работы над проектом педагог наблюдает за сформированностью образовательных результатов у школьников: умение вести беседу на английском языке по вопросам культуры, экологии, истории; освоение типовых грамматических конструкций разговорной английской речи; узнавание изобразительных фигур английской разговорной речи; понимание места в ней английского фольклора.
На стыке предметного содержания занятий профильной смены и тематики проектов ученики развивают опыт самостоятельного общественного действия и навыки разговорного английского.
Поощряйте групповую работу над проектом, чтобы повысить эффективность межличностного общения участников.
В таблице 2 – пример планирования занятий английского языка для профильной смены (дата занятия условная)
Таблица 2. Планирование занятий для групп с углубленным изучением английского языка
Дата | Тема | Содержание | Форма организации | Виды деятельности учащихся |
---|---|---|---|---|
29.05.2017 | Установочное занятие | Vocabulary: personality, feelings and emotions, attitudes and beliefs, leisure activities; useful phrases. (Лексика: личность, чувства и эмоции, отношение и взгляды, свободное время; клише.) Listening to a dialogue «Plans for the evening» to find out the specific information and to fill in the gaps. (Аудирование диалога «Планы на вечер» для поиска нужной информации и заполнения пропусков.) Reading an article «Family problems» from a magazine to match the halves of the sentences, to work out the meaning of the highlighted words in the text from the contest, to ask the questions on the text. (Чтение статьи «Проблемы семьи» из журнала, соотнесение частей предложений, контекстуальная догадка о значении выделенных слов в тексте, постановка вопросов по тексту.) Writing an informal letter to a friend from an English-speaking country. (Написание неформального письма другу из англоговорящей страны.) | Семинарская группа | Принимают информацию; рефлексируют отношение к поступившей информации; запрашивают недостающую информацию |
30.05.2017 | Ведем беседу на английском языке | Use of English: different kinds of questions, relative clauses, structures with the infinitive and the gerund, idioms, phrasal verbs. (Использование языка: различные типы вопросов, придаточные предложения, структуры с инфинитивом и герундием, идиомы, фразовые глаголы.) Speaking: dialogue «Free time». (Говорение: диалог «Свободное время».) Speaking: monologue «We are different but we are the same». (Говорение: монолог «Мы разные, но похожи».) | Тренинг-группа | Развивают навыки спонтанного неформального общения на английском языке |
31.05.2017 | Принимаем в семью сверстника по обмену | Speaking: situational role play. (Говорение: ситуативная ролевая игра.) Discussing the advantages and disadvantages of living in a host family. (Обсуждение преимуществ и недостатков проживания в гостевой семье.) Complaining about something. (Предъявление жалобы в связи с чем-то.) Persuading someone to do a favour. (Убеждение собеседника оказать услугу.) Explaining the point of view. (Объяснение своей точки зрения.) Giving advice to someone. (Совет собеседнику.) | Игра-симуляция | Развивают навыки решения бытовых вопросов средствами речевой коммуникации |
01.06.2017 | Проводим интервью «Английский язык в моей жизни» | Reading a text «English in different jobs» to complete the sentences. (Чтение текста «Английский в разных профессиях» и восстановление предложений с опорой на текст.) Listening to an interview about a man who cycled around the world twice to choose the correct answer to the questions. (Аудирование интервью о человеке, который дважды совершил кругосветное путешествие на велосипеде и выполнение теста множественного выбора при ответе на вопрос.) Taking and recording an interview with a person whose job is connected with the English language. (Проведение и аудиозапись интервью с человеком, чья профессия связана со знанием английского языка.) | Социальное интервью | Разрабатывают вопросы интервью; обсуждают тактику общения с респондентами; прогнозируют характер ответов; анализируют результаты интервью |
02.06.2017 | Обсуждаем итоги интервью на английском языке | Listening to the recordings and making a claster «English in different jobs». (Прослушивание аудиозаписей и составление кластера «Английский язык в разных профессиях».) Discussing the importance of English nowadays in groups. (Обсуждение важности английского языка в современном мире в группах.) Writing questions for a survey about the significance of English in present and future life among students and making a survey in the group. Making a project in groups using the results. (Разработка проекта в группах с использованием полученных результатов.) | Семинарская группа | Обсуждают актуальность, содержание и результаты проекта. Готовятся к защите |
03.06.2017 | Защищаем проект | Защита проектов | ||
Итого: 24 часа |
Как повысить уровень компетенций учащихся, которые учитель развивает в соответствии с ФГОС среднего общего образования
Чтобы усилить развитие компетенций, помимо уроков английского языка введите элективный курс «Разговорный английский».
На внеурочных занятиях учитель формирует умения школьников:
– выбирать успешную коммуникативную стратегию;
– продуктивно общаться, учитывать позиции других участников деятельности;
– эффективно разрешать конфликты;
– ориентироваться в источниках информации;
– критически оценивать и интерпретировать информацию.
Педагог совершенствует у обучающихся владение языковыми средствами в соответствии с п. 8 ФГОС среднего общего образования:
– умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
– использовать адекватные языковые средства в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

К СВЕДЕНИЮ