
Формируйте гражданскую идентичность учащихся на уроках математики: как составить сборник задач
- Чтобы ученики полюбили свою малую родину, гордились достижениями земляков, учителя математики составили сборник учебно-познавательных задач о людях и достопримечательностях родного края.
- Задачи краеведческого сборника педагоги используют на тематических уроках по математике или ведут спецкурс. Рассказываем о нормативной основе сборника, тематическом планировании. Предлагаем примеры заданий.
Российская гражданская идентичность выпускников школ – один из главных результатов образования. Учителям гуманитарных предметов формировать этот образовательный результат помогает предметное содержание.
Сложнее учителям предметов естественно-научного цикла. На уроке математики необходимо сформировать личностные характеристики выпускника:
- любовь к своему краю и Отечеству;
- уважение к своему народу;
- его культуре и духовным традициям.
Учитель решит эту проблему, если будет использовать на уроках математики учебно-практические и учебно-познавательные задачи с краеведческим содержанием. Мы расскажем о том, как подготовить сборник таких задач, и предложим примеры заданий.
Учитывайте нормативно-правовые документы, когда используете краеведческий материал на уроках

ДОКУМЕНТ
Примерные основные образовательные программы для всех уровней общего образования смотрите на fgosreestr.ru
На первом этапе работы определите, какие нормативно-правовые документы станут основой включения краеведческого материала в образовательную программу школы.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
В структуре основной образовательной программы есть обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в частности, на уровне основного общего образования, – в соотношении 70 и 30%. Администрация школы в 30% закладывает образовательные потребности конкретных участников образовательной деятельности, учитывает особенности образовательной организации, традиции и культуру местности, в которой расположена школа.
Наша школа находится в Калужской области. Мы включили в часть, формируемую участниками образовательных отношений, краеведческий материал по математике, что позволило ученикам больше узнать о Калужской области.
ПРИМЕР
Тема «Натуральные числа и шкалы. Природа родного края».
Задание: Прослушайте предложения. Запишите числительные цифрами. Подчеркните число, в котором четыре класса. Какая цифра соответствует в записи этого числа разряду сотен? Выпишите ее. Выпишите пятизначное число. Запишите его в виде суммы разрядных слагаемых.
Площадь Калужской области составляет 29 900 км². По территории области протекает 2043 реки. Растительный мир области богат. Сосудистые растения представлены сразу 1121 видом. В Калужской области существует 267 видов птиц и 68 видов млекопитающих. Земноводных 11 видов: лягушки, тритоны, жабы. В области 7 видов пресмыкающихся. Самым опасным представителем вида является гадюка, яд которой способен привести к смерти, если укушенному человеку вовремя не оказана медицинская помощь. Климат области характеризуется четко выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом. Распределение осадков по территории неравномерное. Их количество колеблется от 780 до 826 мм на севере и западе, до 690–760 мм на юге.
Концепция развития математического образования
Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование – одно из главных направлений внедрения Концепции развития математического образования в РФ. Математика играет системообразующую роль в образовании, развивает познавательные способности человека, в т. ч. к логическому мышлению, влияет на преподавание других дисциплин.

ДОКУМЕНТ
Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р
Математическое образование должно удовлетворять любознательность человека, его общекультурные потребности, мотивировать приобретать знания и навыки для повседневной жизни.
Чтобы пробудить любознательность учащихся, реализовать их общекультурные потребности, мы включили в сборник учебно-познавательные задачи о выдающихся личностях, родиной которых была Калужская земля.
ПРИМЕР
Тема «Умножение и деление натуральных чисел. Наши знаменитые земляки. Кто они?».
Задание: Один из лучших советских полководцев Второй мировой войны, Маршал Советского Союза родился в семье крестьянина в деревне Стрелковка Малоярославецкого уезда Калужской губернии – ныне в Жуковском районе Калужской области.
Участвовал в разработке планов крупнейших операций войны, осуществлял координацию действий фронтов по разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом (1942 год), координировал действия Волховского и Ленинградского фронтов по прорыву блокады Ленинграда (1943 год), при разгроме противника в Курской битве (1943 год) координировал действия Центрального, Воронежского, Степного, Белорусского фронтов.
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве маршал принимал Парад Победы. Вычисли и расположи ответы примеров в порядке возрастания – и узнаешь фамилию великого полководца, нашего земляка.
Ответ:
Региональные нормативно-правовые и методические документы в сфере образования
Администрация и учителя математики учитывали Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных организациях Калужской области, направленные письмом Минобрнауки Калужской области от 20.05.2016 № 09–021/1454–16.
В соответствии с этими рекомендациями потенциалом для решения задач личностного становления и нравственного развития учащихся, развития навыков социального поведения на основе самоопределения в мире человеческих ценностей обладает Калужское, а в нашем случае еще и Малоярославецкое, Детчинское краеведение, в т. ч. математическое направление краеведческого познания.
Поэтому мы искали, изучали и систематизировали краеведческий материал по разным тематикам: Калужская область; Малоярославецкий район; село Детчино. Педагоги сопоставляли темы программы по математике с тематикой краеведческого материала, определяли формы учебных занятий, разрабатывали задачи с краеведческим содержанием.
Определите варианты краеведческих уроков в образовательной программе
На втором этапе работы предусмотрите возможные варианты включения краеведческого компонента в образовательную программу.
Первый вариант – интегрировать краеведческий материал в рабочую программу по математике
В курсе «Математика 5–6 класс» в каждом содержательном разделе учителя запланировали тематические уроки.
Как правило, такой тематический урок завершает изучение темы, поэтому это уроки обобщения и систематизации знаний. Форма уроков математики с краеведческим содержанием не похожа на традиционные – это:
- уроки-игры;
- уроки-экскурсии;
- уроки-проекты;
- уроки-практикумы.
Для тематического урока мы разработали блок учебно-познавательных и учебно-практических задач с метапредметной ориентацией и краеведческим содержанием.
Задачи формируют навыки смыслового чтения, исследовательской деятельности. Это задания на сопоставление исторических фактов, использование статистического материала, характеризующего село, район, область.
Например:
- решение задач на проценты, расчетных задач, основанных на региональных статистических данных;
- решение задач, включающих данные краеведческого характера.
В содержание программы мы включили краткосрочные проекты, которые выполняют школьники в группах.
Перечень тематических уроков и проектов в курсе математики для 5-6-го классов в таблице.
Перечень тематических уроков и проектов в курсе математики для 5-6-го классов
№ темы | Название | Урок | Кол-во часов |
---|---|---|---|
5-й класс | |||
1 | Натуральные числа и шкалы | Урок-практикум «Природа родного края» | 1 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | Урок-экскурсия «Достопримечательности Калужской области» | 1 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | Урок-игра «Наши знаменитые земляки. Кто они?» | 1 |
4 | Площади и объемы | Урок-путешествие «География нашего региона» | 1 |
5 | Обыкновенные дроби | Краткосрочный проект на тему: «История Детчинской школы в задачах» | 1 |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | Урок-встреча «Поэты родного края» | 1 |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | Урок-экскурсия «Расстояния и населенные пункты Калужской области» | 1 |
8 | Инструменты для вычислений и измерений | Краткосрочный проект на тему: «Население Калужской области» | 1 |
6-й класс | |||
1 | Делимость чисел | Урок-практикум «Растительный и животный мир Калужской области» | 1 |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Урок-игра «Архитектура Калужской области» | 1 |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | Урок-практикум «История родного края» | 1 |
4 | Отношения и пропорции | Краткосрочный проект «Экскурсия по моему селу» | 1 |
5 | Положительные и отрицательные числа | Урок-исследование «Экология региона в задачах» | 1 |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | Краткосрочный проект на тему: «Развитие промышленности Калужской области» | 1 |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | Урок-соревнование «Спорт в нашей области» | 1 |
8 | Решение уравнений | Урок-игра «Культура и традиции родного края» | 1 |
9 | Координаты на плоскости | Краткосрочный проект на тему: «История развития математики: А. Л. Чебышев, К. Э. Циолковский, П. П. Коровкин» | 1 |
Второй вариант – реализовать спецкурс «История малой родины в играх и задачах»
Спецкурс рассчитан на 0,5 ч в неделю, 17 ч за год.
Его внедряют в классах, в которых краеведческий материал не интегрировали в рабочую программу по математике. Это могут быть 7-8-е классы.
Предлагаемый материал можно дифференцировать по объему и содержанию в зависимости от возрастных характеристик и уровня подготовки конкретного класса.
ПРИМЕР
Урок-экскурсия «Расстояния и населенные пункты Калужской области».
В 5-м классе каждая группа учеников может работать с определенным участком пути, а уже в 8-м классе группы школьников за это время могут рассчитать весь путь. Аналогично поступайте с материалом на уроках-проектах.
Краеведческая основа уроков математики усиливает воспитательное воздействие учебного предмета, приближает его к ученику. Учитель повышает интерес к математике и обеспечивает включенность учащегося в урок.
Примеры заданий по математике с краеведческим материалом








Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
