ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Формируйте гражданскую идентичность учащихся на уроках математики: как составить сборник задач

Елена Кондратенко, зам. директора, учитель математики МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская обл., Малоярославецкий р-он, поселок Детчино
Ирина Булченкова, зам. директора, учитель математики МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская обл., Малоярославецкий р-он, поселок Детчино
Главное в статье
  1. Чтобы ученики полюбили свою малую родину, гордились достижениями земляков, учителя математики составили сборник учебно-познавательных задач о людях и достопримечательностях родного края.
  2. Задачи краеведческого сборника педагоги используют на тематических уроках по математике или ведут спецкурс. Рассказываем о нормативной основе сборника, тематическом планировании. Предлагаем примеры заданий.

Российская гражданская идентичность выпускников школ – один из главных результатов образования. Учителям гуманитарных предметов формировать этот образовательный результат помогает предметное содержание.

Сложнее учителям предметов естественно-научного цикла. На уроке математики необходимо сформировать личностные характеристики выпускника:

  • любовь к своему краю и Отечеству;
  • уважение к своему народу;
  • его культуре и духовным традициям.

Учитель решит эту проблему, если будет использовать на уроках математики учебно-практические и учебно-познавательные задачи с краеведческим содержанием. Мы расскажем о том, как подготовить сборник таких задач, и предложим примеры заданий.

Учитывайте нормативно-правовые документы, когда используете краеведческий материал на уроках

ДОКУМЕНТ

Примерные основные образовательные программы для всех уровней общего образования смотрите на fgosreestr.ru

На первом этапе работы определите, какие нормативно-правовые документы станут основой включения краеведческого материала в образовательную программу школы.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

В структуре основной образовательной программы есть обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в частности, на уровне основного общего образования, – в соотношении 70 и 30%. Администрация школы в 30% закладывает образовательные потребности конкретных участников образовательной деятельности, учитывает особенности образовательной организации, традиции и культуру местности, в которой расположена школа.

Наша школа находится в Калужской области. Мы включили в часть, формируемую участниками образовательных отношений, краеведческий материал по математике, что позволило ученикам больше узнать о Калужской области.

ПРИМЕР

Тема «Натуральные числа и шкалы. Природа родного края».

Задание: Прослушайте предложения. Запишите числительные цифрами. Подчеркните число, в котором четыре класса. Какая цифра соответствует в записи этого числа разряду сотен? Выпишите ее. Выпишите пятизначное число. Запишите его в виде суммы разрядных слагаемых.

Площадь Калужской области составляет 29 900 км². По территории области протекает 2043 реки. Растительный мир области богат. Сосудистые растения представлены сразу 1121 видом. В Калужской области существует 267 видов птиц и 68 видов млекопитающих. Земноводных 11 видов: лягушки, тритоны, жабы. В области 7 видов пресмыкающихся. Самым опасным представителем вида является гадюка, яд которой способен привести к смерти, если укушенному человеку вовремя не оказана медицинская помощь. Климат области характеризуется четко выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом. Распределение осадков по территории неравномерное. Их количество колеблется от 780 до 826 мм на севере и западе, до 690–760 мм на юге.

Концепция развития математического образования

Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование – одно из главных направлений внедрения Концепции развития математического образования в РФ. Математика играет системообразующую роль в образовании, развивает познавательные способности человека, в т. ч. к логическому мышлению, влияет на преподавание других дисциплин.

ДОКУМЕНТ

Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р

Математическое образование должно удовлетворять любознательность человека, его общекультурные потребности, мотивировать приобретать знания и навыки для повседневной жизни.

Чтобы пробудить любознательность учащихся, реализовать их общекультурные потребности, мы включили в сборник учебно-познавательные задачи о выдающихся личностях, родиной которых была Калужская земля.

ПРИМЕР

Тема «Умножение и деление натуральных чисел. Наши знаменитые земляки. Кто они?».

Задание: Один из лучших советских полководцев Второй мировой войны, Маршал Советского Союза родился в семье крестьянина в деревне Стрелковка Малоярославецкого уезда Калужской губернии – ныне в Жуковском районе Калужской области.

Участвовал в разработке планов крупнейших операций войны, осуществлял координацию действий фронтов по разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом (1942 год), координировал действия Волховского и Ленинградского фронтов по прорыву блокады Ленинграда (1943 год), при разгроме противника в Курской битве (1943 год) координировал действия Центрального, Воронежского, Степного, Белорусского фронтов.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве маршал принимал Парад Победы. Вычисли и расположи ответы примеров в порядке возрастания – и узнаешь фамилию великого полководца, нашего земляка.

Ответ:

Региональные нормативно-правовые и методические документы в сфере образования

Администрация и учителя математики учитывали Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных организациях Калужской области, направленные письмом Минобрнауки Калужской области от 20.05.2016 № 09–021/1454–16.

В соответствии с этими рекомендациями потенциалом для решения задач личностного становления и нравственного развития учащихся, развития навыков социального поведения на основе самоопределения в мире человеческих ценностей обладает Калужское, а в нашем случае еще и Малоярославецкое, Детчинское краеведение, в т. ч. математическое направление краеведческого познания.

Поэтому мы искали, изучали и систематизировали краеведческий материал по разным тематикам: Калужская область; Малоярославецкий район; село Детчино. Педагоги сопоставляли темы программы по математике с тематикой краеведческого материала, определяли формы учебных занятий, разрабатывали задачи с краеведческим содержанием.

Определите варианты краеведческих уроков в образовательной программе

На втором этапе работы предусмотрите возможные варианты включения краеведческого компонента в образовательную программу.

Первый вариант – интегрировать краеведческий материал в рабочую программу по математике

В курсе «Математика 5–6 класс» в каждом содержательном разделе учителя запланировали тематические уроки.

Как правило, такой тематический урок завершает изучение темы, поэтому это уроки обобщения и систематизации знаний. Форма уроков математики с краеведческим содержанием не похожа на традиционные – это:

  • уроки-игры;
  • уроки-экскурсии;
  • уроки-проекты;
  • уроки-практикумы.

Для тематического урока мы разработали блок учебно-познавательных и учебно-практических задач с метапредметной ориентацией и краеведческим содержанием.

Задачи формируют навыки смыслового чтения, исследовательской деятельности. Это задания на сопоставление исторических фактов, использование статистического материала, характеризующего село, район, область.

Например:

  • решение задач на проценты, расчетных задач, основанных на региональных статистических данных;
  • решение задач, включающих данные краеведческого характера.

В содержание программы мы включили краткосрочные проекты, которые выполняют школьники в группах.

Перечень тематических уроков и проектов в курсе математики для 5-6-го классов в таблице.

Перечень тематических уроков и проектов в курсе математики для 5-6-го классов

№ темыНазваниеУрокКол-во часов
5-й класс
1Натуральные числа и шкалыУрок-практикум «Природа родного края»1
2Сложение и вычитание натуральных чиселУрок-экскурсия «Достопримечательности Калужской области»1
3Умножение и деление натуральных чиселУрок-игра «Наши знаменитые земляки. Кто они?»1
4Площади и объемыУрок-путешествие «География нашего региона»1
5Обыкновенные дробиКраткосрочный проект на тему: «История Детчинской школы в задачах»1
6Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробейУрок-встреча «Поэты родного края»1
7Умножение и деление десятичных дробейУрок-экскурсия «Расстояния и населенные пункты Калужской области»1
8Инструменты для вычислений и измеренийКраткосрочный проект на тему: «Население Калужской области»1
6-й класс
1Делимость чиселУрок-практикум «Растительный и животный мир Калужской области»1
2Сложение и вычитание дробей с разными знаменателямиУрок-игра «Архитектура Калужской области»1
3Умножение и деление обыкновенных дробейУрок-практикум «История родного края»1
4Отношения и пропорцииКраткосрочный проект «Экскурсия по моему селу»1
5Положительные и отрицательные числаУрок-исследование «Экология региона в задачах»1
6Сложение и вычитание положительных и отрицательных чиселКраткосрочный проект на тему: «Развитие промышленности Калужской области»1
7Умножение и деление положительных и отрицательных чиселУрок-соревнование «Спорт в нашей области»1
8Решение уравненийУрок-игра «Культура и традиции родного края»1
9Координаты на плоскостиКраткосрочный проект на тему: «История развития математики: А. Л. Чебышев, К. Э. Циолковский, П. П. Коровкин»1

Второй вариант – реализовать спецкурс «История малой родины в играх и задачах»

Спецкурс рассчитан на 0,5 ч в неделю, 17 ч за год.

Его внедряют в классах, в которых краеведческий материал не интегрировали в рабочую программу по математике. Это могут быть 7-8-е классы.

Предлагаемый материал можно дифференцировать по объему и содержанию в зависимости от возрастных характеристик и уровня подготовки конкретного класса.

ПРИМЕР

Урок-экскурсия «Расстояния и населенные пункты Калужской области».

В 5-м классе каждая группа учеников может работать с определенным участком пути, а уже в 8-м классе группы школьников за это время могут рассчитать весь путь. Аналогично поступайте с материалом на уроках-проектах.

Краеведческая основа уроков математики усиливает воспитательное воздействие учебного предмета, приближает его к ученику. Учитель повышает интерес к математике и обеспечивает включенность учащегося в урок.

Примеры заданий по математике с краеведческим материалом

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).