
Ресурсный класс: как обучать школьников с расстройствами аутистического спектра
- Ресурсный класс – технология, которую реализовала школа-лауреат I степени Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
- Работа ресурсного класса. Правила взаимодействия учителя и учащихся с расстройствами аутистического спектра на уроках: важно показывать, а не только говорить.
- Супервизор – специалист с квалификацией ВСВА – Международной комиссии по поведенческому анализу. Чем он занимается в ресурсном классе.
- Способы интегрировать ученика с расстройством аутистического спектра в класс со сверстниками, которые не имеют ограничений по здоровью.
До сих пор значительная часть детей с расстройствами аутистического спектра обучалась на дому, а малая часть – в коррекционных школах. Педагоги общеобразовательных организаций чаще всего не знают, как воздействовать на ученика с расстройствами аутистического спектра.
Чтобы обеспечить право на образование любому ребенку, администрация средней общеобразовательной школы № 92 города Воронежа с 1 сентября 2015 года открыла ресурсный класс.
Ресурсный класс – образовательная модель, которую реализуют школы Москвы, Воронежа, Белгорода и других городов. Модель позволяет ученику сочетать инклюзивное и индивидуальное обучение. Администрация школы зачисляет ребенка в общеобразовательный класс и обеспечивает поддержку специалистов.
О школе | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92 города Воронежа организована 1 сентября 1987 года. С 1 сентября 2015 года школа стала региональной инновационной площадкой по направлению «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с использованием технологии прикладного поведенческого анализа» (утв. приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 31.08.2015 № 982) |
Победа в конкурсе | В 2016 году администрация и педагоги школы участвовали в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России». Результат – лауреаты I степени в номинации «Лучшая инклюзивная школа» |
Почему школьникам с аутизмом нужны специальные условия обучения
Расстройства аутистического спектра связаны с нарушением коммуникации и социальных навыков. У детей с расстройством аутистического спектра специалисты диагностируют легкую или умеренную умственную отсталость. Расстройства аутистического спектра обнаруживают у школьников, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с аутизмом проявляют избирательную одаренность.
Причина 1. Плохо понимают чужую речь
Учащиеся с расстройствами аутистического спектра плохо понимают чужую речь и поэтому не выполняют устные инструкции, с трудом произносят звуки из-за проблем с экспрессивной речью.
Ученик с аутизмом концентрируется на незначительных деталях, а не на том, что говорит и на что обращает внимание педагог. Школьник переключается на самостимулирующие занятия во время урока – крутит предметы в руках или жует карточки, вместо того, чтобы их разложить или показать.
Причина 2. Отличаются нежелательным поведением, низкой социализацией и навыками сотрудничества
Нежелательное поведение вредит учащемуся, окружающим людям и препятствует обучению. У школьников с расстройствами аутистического спектра низкая социальная мотивация и проблемы с сотрудничеством во время учебных занятий. При этом отсутствует инициатива: большинство учеников сами не могут попросить нужный им предмет, сказать, что им нужна помощь в обучении или в бытовом плане, не могут попросить перерыв. Они ждут подсказки: «Что ты хочешь?». Этому их нужно специально учить.
Обучение происходит через подсказки, количество которых педагоги постепенно уменьшают. Важно вовремя отойти от подсказок, иначе знания будут мнимыми и ученики не смогут применить их в жизни.
Причина 3. Отсутствуют навыки имитации и обобщения

СПРАВКА
Имитация – относительно точное воспроизведение поведения другого человека. Моторная имитация – любые движения, в т. ч. действия с предметами. Вокальная имитация – повторение звуков речи и слов
У обучающихся с аутизмом отсутствуют или ограничены навыки имитации, а человек учится именно через имитацию. Также им трудно обобщать знания и навыки: школьник усваивает материал на одних карточках и совершенно не воспринимает его на других или отрабатывает навык с одним педагогом и показывает совершенное незнание материала с другим; дома с родителями он решает сложнейшие задачи, а в школе не решает простой пример.
Какие правила помогают взаимодействовать с учениками
Особенности поведения учеников с аутизмом требуют от учителя специальной организации обучения.
Правило 1. Награждать учащегося за приложенные усилия, а не за окончание задания
Ученики с расстройством аутистического спектра могут не обращать внимания на качество своей работы: кое-как дописывают упражнения в прописях, доделывают поделки, игнорируют соответствие цвета или вырезают не по линии. Часто именно после формального завершения работы ученики получают положительное подкрепление. Учителю необходимо изменить ситуацию и наградить ребенка за его реальные усилия.
ПРИМЕР
Каждый раз, когда ребенок правильно пишет одну букву в прописи, педагог приклеивает к этой букве звездочку. Когда у ребенка будет восемь звезд, учитель завершает упражнение по письму.
Правило 2. Показывать действия или помогать ученику, а не говорить, что делать
Учитель не повторяет инструкцию и не перефразирует вопрос, когда ученик затрудняется решать задачи.
Большинство учеников с аутизмом не понимают чужую речь. Поэтому педагогу нельзя рассчитывать, что если он объяснил задание, то учащиеся все поняли. Отсутствие реакции школьника – неудача учителя. Часто учителя снова и снова повторяют вопрос, если ребенок не отвечает, после чего прекращают попытки. Кажется, что другого выхода нет. Однако так учитель демонстрирует школьнику с расстройством аутистического спектра, что учителя можно игнорировать.
Специалисты в поведенческой терапии считают, что ребенок должен быть успешен не менее, чем в 80% случаев. Если ребенок проигнорировал вопрос один раз, то в следующих четырех случаях он должен на этот вопрос ответить. Помогут правильные подсказки.
ПРИМЕР
Учитель спросил школьника, что нарисовано на картинке, а ребенок не ответил на вопрос. Педагог должен повторить вопрос и тут же начать отвечать: «Чере…». Учитель даже может подсказать весь ответ целиком: «Кто на картинке? Черепаха». Может быть, ученик и не смог сам назвать, кто на картинке, но он смог узнать более важное – если задают вопрос, ему придется на него ответить.
Если ученик все равно ничего не говорит, то учитель меняет формат ответа. Он не просит сказать, кто на картинке, а говорит ребенку: «Покажи черепаху».
Учащемуся с аутизмом необходимы подсказки, чтобы гарантировать, что он правильно ответит в 80–100% случаев. Учителя, которые начинают упрощать вопросы, меняют требования и чаще подсказывают, бывают поражены, когда их «безответный» ученик неожиданно делает успехи.
Правило 3. Повторять пройденное снова и снова
Школьники нуждаются в систематическом повторении пройденных навыков. Повторение навыка помогает его сохранить и поддерживает мотивацию. Ученик работает над простыми задачами, у него все получается, а не только над новыми и сложными, где его ждет неудача.
Генерализация – обязательный момент в обобщении действия при обучении школьника с расстройствами аутистического спектра. Учитель организует повторение упражнения, когда ученик взаимодействует с разными людьми в разных местах.
Кто работает в ресурсном классе

ВАЖНО
Цель инклюзии – социализация, включение ребенка с ОВЗ с помощью специальных условий в среду сверстников, не имеющих ограничений по здоровью
Цель работы ресурсного класса – создать условия для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Обучающихся с ОВЗ педагоги постепенно включают в образовательную деятельность школы. Одновременно администрация организует консультации учителей общеобразовательных классов по вопросам обучения школьников с ОВЗ.
Учитель ресурсного класса и учителя-предметники
Участвуют в составлении адаптированной образовательной программы (далее – АОП), составляют и корректируют планы учебных занятий.
Учитель ресурсного класса организует обучение школьников с расстройствами аутистического спектра совместно с учителями, которые преподают учебные предметы. Учитель ресурсного класса проводит групповые занятия для учащихся, корректирует работу тьюторов, консультирует педагогических работников и родителей.
Педагог-психолог
Диагностирует учеников и определяет, какие навыки уже сформированы у школьника, какие находятся в стадии формирования и какие отсутствуют. На основе результатов тестирования совместно с учителем ресурсного класса определяет навыки, которые являются наиболее важными для ученика в данный момент, и вносит их в коррекционные программы.
Педагог-психолог анализирует данные, которые получил в результате наблюдений за поведением учащихся, и составляет поведенческие программы. Он анализирует данные по результатам работы с поведением, определяет, что мешает адаптации в школе. Консультирует родителей по реализации поведенческих программ детей.
Тьютор
Администрация школы закрепляет тьютора за каждым учеником. Это помощник-«тень», который проводит индивидуальные занятия, помогает школьнику на групповых занятиях, сопровождает на уроках в классе и во время режимных моментов, заполняет бланки наблюдений за поведением и формированием навыков.
Учитель-логопед и педагоги дополнительного образования
Для учеников с расстройствами аутистического спектра характерны речевые проблемы, их помогает преодолеть учитель-логопед. Педагоги дополнительного образования, как и учителя-предметники, работают совместно с тьюторами и педагогами ресурсного класса.

К СВЕДЕНИЮ
Что такое профессиональная компетенция BCBA
Прикладной анализ поведения обозначается аббревиатурой АВА («эй-би-эй»). Методы, разработанные в рамках прикладного анализа поведения, направлены на модификацию окружающей среды индивида таким образом, чтобы помочь сформировать и усилить социально желательные навыки и уменьшить или искоренить нежелательное поведение.
Международная комиссия по анализу поведения (BEHAVIOR ANALYST CERTIFICATION BOARD) установила профессиональные стандарты для аналитиков поведения.
Профессиональная компетенция BCBA означает, что специалист:
обучился в соответствии с международными стандартами;
обладает знаниями, которые позволяют применить методы и принципы ABA на практике с разными клиентами, которые нуждаются в поведенческом коррекционном подходе.
Супервизор
У обучающихся с расстройствами аутистического спектра есть сложные коммуникативные и поведенческие проблемы, поэтому коллектив учителей работает вместе с супервизором. Супервизор – это специалист с квалификацией ВСВА – Международной комиссии по поведенческому анализу. Он консультирует коллег, анализирует целесообразность и качество методов работы с учащимися и предоставляет рекомендации по решению сложностей.
ПРИМЕР
Школьник с расстройствами аутистического спектра начинает учиться с индивидуальных занятий, во время которых учитель устанавливает с ним контакт. Учитель старается обрести статус «проводника и опоры» в незнакомых школьнику прежде условиях обучения со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.
Супервизор консультирует учителя, помогает составить поведенческую программу. Учитель или тьютор определяют, на каком расстоянии от обучающегося можно находиться, какие слова и обороты употреблять в речи, как стимулировать необходимый уровень деятельности и не провоцировать отрицательных эмоциональных реакций.
Для этого учителю важно определить основные предпочтения и интересы учащихся и формы аутостимуляции. Эту информацию учитель и педагог-психолог получают из разговора с родителями. Можно использовать домашние игрушки и хорошо знакомые предметы в качестве дидактических пособий и материалов для учебы.
Так как учащиеся склонны к монотонным, стереотипным занятиям, учитель предлагает им во время урока сосредоточиться на отдельном задании. Педагог учит отслеживать негативные эмоции и не создавать поводы для их возникновения. Учитель создает условия, чтобы дети контактировали с одноклассниками, и периодически ненавязчиво подталкивает их к этому общению. Педагог следит за эмоциональной атмосферой вокруг такого ученика в классе, создает бесконфликтную среду, мотивирует ученика дружить с самым спокойным, эмоциональным и отзывчивым одноклассником.
Что важно учитывать в адаптированных образовательных программах
Администрация и педагоги самостоятельно разработали и утвердили индивидуальные АОП для каждого обучающегося с расстройством аутистического спектра. АОП для учеников начальной школы разработали на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.
В команду специалистов, которые разрабатывали АООП, вошли: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, учитель ресурсного класса, педагог-психолог, учителя-предметники и др.
Особое внимание команда разработчиков обращала на систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП, поскольку этот вопрос оказывается одним из самых актуальных у учителей общеобразовательных классов, в которых учатся школьники с расстройствами аутистического спектра.
Педагог учитывает возможности учащегося, когда оценивает образовательные достижения
Учитель предоставляет школьнику возможность альтернативного ответа, адаптированные тесты, адаптированные контрольные работы и диктанты, в т. ч. для промежуточной и итоговой аттестации.

ВАЖНО
Система оценки достижения обучающимися с расстройствами аутистического спектра результатов освоения АООП включает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, в т. ч. итоговую оценку
ПРИМЕР
При адаптации контрольной работы по русскому языку или диктанта педагог предусматривает варианты, когда ученик не пишет текст полностью, а вписывает в карточку: отдельные буквы; ответы в примеры.
Если текст для контрольного списывания на русском языке большой, педагог уменьшает объем списываемого материала. На диктанте по любому предмету учитель снижает скорость диктовки, применяет индивидуальную диктовку. Он подкрепляет картинками материал, который школьники записывают под диктовку или воспринимают на слух.
До того, как ученик решает задачи по математике или другим предметам, учитель предварительно разбирает и помогает решить сложные задания, обучает выполнять аналогичные, работать с алгоритмом выполнения сложных видов задач. Сложные задания в контрольной работе педагог упрощает и уменьшает их количество. Он предоставляет возможность ученику на контрольной работе выполнять задачи с опорой на образец.

К СВЕДЕНИЮ
Какую литературу использовать, чтобы правильно организовать работу в ресурсном классе
1. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе / А. Козорез, А. Беспалова, М. Гончаренко, А. Калабухова, Е. Лебедева, Е. Морозова, под научной редакцией Марины Азимовой. – М.: АНО «Ресурсный класс», 2016.
2. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1, 2, 3 / Ф. Р. Волкмар, Л. А. Вайзнер. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
3. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) / Л. Фрост, Э. Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
4. Основные аспекты использования АВА при аутизме / С. Морозова. – РБОО Общество помощи аутичным детям «Добро», 2013.

СПРАВКА
Специальную индивидуальную программу развития разрабатывает образовательная организация для ученика с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью или тяжелыми множественными нарушениями
Школа учитывает особые образовательные потребности ученика и внедряет индивидуальные учебные планы.
Дифференцированный подход к АОП для обучающихся учитывает их особые образовательные потребности.
Главная потребность – неоднородность возможностей освоения содержания образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра. В ресурсном классе педагоги реализуют варианты 8.2, 8.3 и 8.4 (подробнее – примерная АООП начального общего образования на fgosreestr.ru).
По академическим навыкам педагоги в ресурсном классе составили рабочие программы по вариантам 8.2 и 8.3. Для учащихся, которые обучаются по варианту 8.4, составили специальные индивидуальные программы развития.
Педагогический коллектив учитывает результаты тестов ABLLS-R и разрабатывает программы коррекционной работы.
Все учащиеся ресурсного класса прошли тест по ABLLS-R.
Это тест базовых учебных и языковых навыков, который помогает оценить навыки детей с аутизмом и другими нарушениями развития по 544 навыкам в 25 областях.
ПРИМЕР
Навыки, которые помогает выявить ABLLS-R:
1. Сотрудничество и эффективность поощрений. Шкала определяет, насколько легко мотивировать ребенка с помощью поощряющих предметов и занятий и как положительное подкрепление влияет на выполнение инструкций и заданий педагога. Включает 19 навыков.
2. Визуальное восприятие. Шкала определяет способность интерпретировать визуальные стимулы – рисунки или головоломки. Включает 27 навыков.
3. Рецептивный язык. В этой шкале оценивается способность воспринимать и понимать речь на слух. Включает 57 навыков.
4. Интравербальная речь. Навыки коммуникации с другим человеком (с помощью устной речи или жестов), когда единственным стимулом являются чужие слова, а другие мотиваторы отсутствуют. Включает 49 навыков.
5. Чтение. Знание букв алфавита, готовность к чтению и навыки чтения. Включает 17 навыков.
6. Математические навыки. Числа, порядковый и количественный счет, знание математических понятий: больше, меньше и равно, операции сложения и вычитания. Включает 29 навыков.
Навыки, которые входят в тест, соответствуют среднему уровню навыков восьмилетнего ребенка с типичным развитием. Полное первичное тестирование, как правило, занимает до 1,5 мес. Тестирование помогает составить коррекционную программу развития для обучающегося.
ПРИМЕР
Если у школьника с расстройством аутистического спектра нет навыка имитации действия с аналогичными предметами или моделирования по визуальному образцу, то это осложнит его дальнейшее обучение. Поэтому в коррекционной программе большое внимание педагоги и педагог-психолог будут уделять развитию имитации.
Для коррекционной программы выбирают 20–30 навыков, которые не продемонстрировал ребенок во время тестирования, педагоги развивают их и оценивают динамику развития на повторном тестировании. Повторное тестирование проводят раз в 6–12 месяцев.

К СВЕДЕНИЮ
Что пишут в заключении психолого-медико-педагогической комиссии
В заключении психолого-медико-педагогической комиссии специалисты обязательно указывают:
– образовательную программу, которую реализует школа для обучающегося;
– уровень общего образования;
– вариант программы и срок реализации;
– возможность применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
– необходимость услуг ассистента (помощника);
– специальные методы обучения, учебники, учебные пособия;
– специальные технические средства обучения;
– требование к организации пространства;
– направления коррекционной работы: педагог-психолог, учитель-логопед; учитель-дефектолог, cоциальный педагог;
– необходимость тьютора;
– другие специальные условия;
– cрок обследования, чтобы подтвердить рекомендации, ранее данные комиссией (при переходе с одного уровня образования на другой);
– срок проведения обследования с целью уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Как оформить расписание занятий в ресурсном классе

ВАЖНО
Родители обязательно знакомятся с АОП, подтверждают под подпись, что ознакомились с программами, и участвуют в реализации всех видов программ
В ресурсном классе 8 детей – это максимальная наполняемость. У каждого ученика в классе есть свое расписание в соответствии с вариантом АОП и учебным планом (таблица).
Расписание занятий обучающихся ресурсного класса


СПРАВКА
PECS – альтернативная коммуникация, которую разработали в 1985 году логопед Лори Фрост и поведенческий аналитик Энди Бонди. Развивает коммуникативную инициативу ученика с аутизмом
В классе висят все 8 расписаний. Индивидуальное визуальное расписание учитель ресурсного класса составляет для школьников в картинках, аналогичных карточкам PECS.
В расписании указаны все уроки, перемены и режимные моменты. Оно вертикальное, карточки с выполненными заданиями учитель удаляет.
В нашем классе мы применяем карточки определенного цвета для разных видов занятий: желтого цвета – урок в общеобразовательном классе, синего – занятие с учителем-логопедом, бордового цвета – кружок.
На какие зоны делят ресурсный класс
Ресурсный класс включает зону учителя, зоны групповых и индивидуальных занятий, сенсорную зону. Школа связана с большим напряжением для учеников с аутизмом. Простой перемены недостаточно, чтобы учащийся пришел в себя и был готов к следующему занятию.
Чтобы каждая перемена позволяла школьнику с аутизмом быстро отдохнуть и сосредоточиться, администрация образовательной организации оснащает ресурсный класс:
- фитболами;
- бассейном с шариками;
- батутом;
- палаткой;
- мягкими пуфами.
Возможность восстановить силы улучшает поведение и облегчает обучение, уменьшает страдания ученика от стресса.
Преодолеть сенсорные проблемы ученикам помогают утяжелители, шумопоглощающие наушники, приспособления для жевания (трубочки, кулоны, браслеты для жевания), массажные мячики и щетки, балансировочные подушки, сенсорные игрушки.
Как проводят групповые и индивидуальные занятия
Утро учитель ресурсного класса начинает с приветственного круга, ученики заполняют календарь. День заканчивает прощальный круг.

ВАЖНО
Разные предметы ведут разные учителя. Чем больше людей работает с детьми с аутизмом, тем быстрее школьники учатся общению
В день в классе проходит три групповых занятия, которые проводит учитель. Групповые занятия формируют учебное поведение. Ребенок учится поднимать руку для ответа, выходить к доске, слушать фронтальную инструкцию учителя, видеть, что делают товарищи.
Одно занятие учитель посвящает чтению или математике, второе – ручному труду, музыке или рисованию. Обязательно физкультура или ритмика, которую ученики очень любят: они танцуют или играют под музыку. По одному групповому занятию в неделю проводят педагог-психолог и учитель-логопед.
Учащиеся посещают курсы сенсорного развития и двигательного развития, а материал, который они изучают, тьютор и педагог-психолог отрабатывают вместе со школьниками на больших переменах и индивидуальных занятиях. Школьники индивидуально посещают некоторые предметы: для школьников, которые учатся по АОП варианта 8.4, педагоги ведут предмет «Речевая коммуникация», по АОП варианта 8.3 – «Речевую практику». Предметы соответствуют учебному плану. Материал для групповых занятий учитель ресурсного класса выбирает в соответствии с темами, которые на данный момент школьники изучают по учебным предметам, но с индивидуальным подходом.
На индивидуальных занятиях тьютор отрабатывает программы ребенка по академическим протоколам, которые расписывает учитель ресурсного класса, и коррекционным протоколам, которые расписывает педагог-психолог. Тьютор заполняет чек-лист по каждому упражнению и строит график, по которому отслеживает, как быстро ученик усвоил навык. Если школьник навык усвоил, проводится генерализация – упражнение с учениками выполняют учитель, педагог-психолог, другой тьютор на других карточках.
ПРИМЕР
Педагоги подобрали предметные и сюжетные картинки в соответствии с изучаемыми темами, наборы игрушек. Имеются математика и азбука на магнитах, лото «Мир вокруг», «Буквы и цифры», «Растения – животные»; резиновые наборы фруктов, овощей, животных; кубики, конструкторы, пазлы в рамке и без рамки с различным количеством частей; кукольный театр; учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры в соответствии с изучаемыми темами:
– «Мой дом»;
– «Четвертый лишний»;
– «Моя одежда»;
– «Чей малыш»;
– «Чей домик»;
– «Что? Откуда? Почему?».
Как школьника с расстройством аутистического спектра ввести в общеобразовательный класс

СПРАВКА
Социальная история – это иллюстрированное описание ситуации, важных факторов в ней и уместного поведения. Социальные истории составляют индивидуально для ученика
Ученики ресурсного класса постепенно включаются в работу общеобразовательных классов. Сначала для ученика, который готов идти в общеобразовательный класс, педагог-психолог составляет социальную историю с правилами поведения. Школьники из ресурсного класса начинают посещать общеобразовательный класс на переменах. Тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем говорят, во что играют; объясняет, как общаться с их одноклассником; если разговор касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
На урок в общеобразовательный класс ученик с аутизмом идет сначала на 15 мин. Для первого урока учителя выбирают предмет, в котором школьник наиболее успешен. При этом у него, как минимум в течение 15 мин, отсутствует нежелательное поведение, он реагирует на учителя как на источник информации и умеет читать знаки окружающей среды – понимает, что делает сосед. Даже если ученик обучается по АОП, он участвует в работе класса, выполняет отдельные задания, усваивает учебное поведение: слушать учителя, поднимать руку, выходить к доске.
Постепенно педагоги увеличивают время пребывания школьника с аутизмом в общеобразовательном классе, добавляют другие предметы. Ученик приходит в ресурсный класс только на индивидуальные занятия отрабатывать материал, который вызывает затруднение.
Тьюторы помогают школьникам с аутизмом научиться общаться с другими людьми и соблюдать правила поведения. Со временем тьютор должен отходить на второй план, уступать место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Учитель ресурсного класса и педагог-психолог готовят учащихся, не имеющих ограничений по здоровью, к приходу в класс школьника с аутизмом. Они проводят заранее классные часы, на которых рассказывают об особенностях поведения нового одноклассника, объясняют, как помочь ученикам с аутизмом общаться, учиться, выполнять правила.
Учитель ресурсного класса проводит собрания с родителями детей, которые не имеют ограничений по здоровью. Администрация школы организует для всех учителей обучающие семинары по организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ. В ресурсный класс учителя тоже приглашают учеников из общеобразовательных классов. Один-два раза в неделю педагог ресурсного класса проводит совместный урок, мастер-класс или соревнование. Часто в соревнованиях побеждают учащиеся ресурсного класса. Учащиеся ресурсного класса адаптируются к пространству школы: ходят в столовую; занимаются физической культурой в спортивном зале; участвуют в общешкольных мероприятиях; посещают представления артистов театра юного зрителя. Главное – им нравится учиться.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

ШКОЛА № 92, Г. Воронеж