
Как организовать образовательное пространство для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Чтобы организовать образовательное пространство для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывайте контингент учащихся, внедрите вариант образовательной инклюзии, создавайте специальные условия.
- СОШ № 92 города Воронежа апробировала ресурсный класс для детей с аутизмом. Рассказываем, какие организационные, кадровые и образовательные условия необходимы.
Образовательные организации (далее – ОО), в которых обучаются шесть и более школьников с особенностями развития, независимо от количества классов, могут стать инклюзивными. Это позволяет администрации школы ввести ставки специалистов, оказать специальную помощь и сопровождать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Такой подход связан с развитием сети классов инклюзивного образования.
Учитывайте контингент учащихся в школе

СПРАВКА
Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию всем обучающимся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
В средней общеобразовательной школе № 92 города Воронежа на 1 сентября 2016 года обучается 1113 человек в 41 классе. Из них 15 обучающихся – дети-инвалиды, 14 обучающихся – дети с ОВЗ. В таблице 1 мы представили анализ контингента обучающихся с ОВЗ.
Вариант включения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность зависит от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), в которых представлена оценка возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ.
Таблица 1. Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ
Заболевание | Количество человек |
---|---|
Расстройства аутистического спектра | 9 |
Неврологические | 5 |
Эндокринные | 3 |
Глазные | 2 |
Нарушения опорно-двигательного аппарата | 2 |
Нарушение речи | 1 |
Внедряйте вариант образовательной инклюзии
По уровню готовности ребенка с ОВЗ к образовательной инклюзии специалисты ПМПК рекомендуют индивидуально для каждого ученика варианты инклюзии.
Постоянная полная инклюзия

Справочник заместителя директора школы № 4 (2016), расскажет о том, что пишут специалисты в рекомендациях ПМПК. Автор статьи Ольга Дониченко
Школа реализует ее для обучающихся с заболеваниями, которые не препятствуют свободному передвижению. Если у школьников отсутствуют глазные патологии, нарушения эндокринной системы, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, то для них мы реализуем постоянную полную инклюзию. Таких детей в нашей школе 7 человек.
Постоянная полная инклюзия эффективна для детей с ОВЗ, у которых уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме. Эти дети психологически готовы к совместному обучению со сверстниками, у которых нет ограничений по здоровью.
Классы администрация комплектует по требованиям СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286–15).
Постоянная неполная инклюзия
Школа реализует ее для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. В нашей школе в ресурсном классе учатся 8 человек, на дому – 3 человека. Постоянная неполная инклюзия эффективна для учеников, которые способны наравне со сверстниками освоить образовательные программы с незначительной помощью или овладеть небольшой частью умений и навыков. Они проводят со сверстниками часть учебного и внеклассного времени. Классы администрация комплектует по требованиям СанПиН 2.4.2.3286–15.
Частичная или эпизодическая инклюзия
Школа реализует ее как сетевое взаимодействие. Сетевой партнер нашей школы – МБОУ «Гимназия № 7 им. В.М. Воронцова». 8 обучающихся с ОВЗ объединяют со сверстниками, чтобы провести совместные мероприятия: праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки.
Частичную инклюзию реализуют, если у школы нет возможности совместно обучать детей с ОВЗ с учениками без ограничений по здоровью. Такое обучение проходит не реже двух раз в месяц.
Дистанционное обучение
Школа использует для одного обучающегося с задержкой психического развития. Некоторые часы учебного плана реализуют в ОО, оставшиеся – дистанционно, с помощью специалистов других организаций. Ребенок с ОВЗ получает образование по индивидуальному учебному плану на дому. Совместное обучение со сверстниками происходит по установленному расписанию.
Создайте специальные условия для детей с ОВЗ
С 1 сентября 2015 года средняя общеобразовательная школа № 92 города Воронежа стала региональной площадкой для обучения детей с расстройствами аутистического спектра. В школе мы апробировали модель ресурсного класса. Суть модели – создать в ОО специальное пространство, где ученики с расстройствами аутистического спектра получают дополнительную помощь в соответствии с образовательными потребностями.
Ресурсный класс отличается от коррекционного тем, что ученика зачисляют в класс к сверстникам, которые не имеют ограничений по здоровью. Ребенок восполняет пробелы в обучении при помощи специальных педагогов в соответствии со своим индивидуальным планом в пространстве ресурсного класса.
Такая модель обучения требует, чтобы школа создала специальные условия: кадровые, организационные, образовательные.
Подробнее о том, как обучать школьников с расстройствами аутистического спектра в ресурсном классе, читайте 58.
Кадровые условия
Чтобы обучать детей с расстройствами аутистического спектра в обычном классе, учителю нужно получить краткосрочную специальную подготовку. Без нее класс, в котором обучается ученик с расстройствами аутистического спектра, является интегрированным, т. к. в нем не создана минимальная адаптированная образовательная среда.
Администрация школы организует для учителей обучение на курсах повышения квалификации и вводит в штатное расписание дополнительные должности: учитель ресурсного класса, педагог-психолог, логопед, тьютор для каждого обучающегося.
Организационные условия
Администрация школы обеспечивает беспрепятственный проход ребенка с аутизмом в школу с сопровождающим; размещает световое информационное табло в здании школы и информацию на официальном сайте в Интернете; предоставляет услуги тьютора, педагога-психолога, логопеда по рекомендациям ПМПК. А также предоставляет бесплатно учебники и учебные пособия; организует информационно-просветительскую работу для родителей в виде тематических семинаров. Родители участвуют в разработке коррекционных программ, во внеурочных мероприятиях. Администрация школы выделяет ресурсный кабинет. В нем оборудуют четыре функциональные зоны (табл. 2).
Таблица 2. Функциональные зоны ресурсного кабинета
Функциональная зона | Оборудование |
---|---|
Учителя | Компьютер с доступом к Интернет, многофункциональное устройство, ламинатор, расходные материалы и т. д. |
Для индивидуальных занятий | Столы, которые оборудованы лампами и таймерами. Дидактические материалы, пособия, игры, наушники и др. |
Для групповых занятий | Интерактивная система обучения и тестирования, магнитная доска, наборы для игры и творчества |
Для отдыха и сенсорной разгрузки | Стимуляторы, которые воздействуют на органы чувств: – мягкая среда обеспечивает условия для релаксации; – спокойная музыка, световые эффекты успокаивают учеников; – тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить зрительно-моторную координацию |
Образовательные условия

СПРАВКА
Прикладной анализ поведения – это научный метод, который позволяет сформировать или усилить приемлемое поведение. Если оно поощряется, а проблемное – нет, то в итоге последнее возникает все реже
Образовательную деятельность в ресурсном классе школа строит в рамках адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с аутизмом с помощью метода прикладного анализа поведения. Для каждого обучающегося с расстройствами аутистического спектра разработана поведенческая программа, которую корректируют в зависимости от эффективности.
Поведенческую программу составляет педагог-психолог под контролем супервизора. Супервизор – сертифицированный специалист по методу прикладного анализа поведения, который помогает команде специалистов правильно организовать работу ресурсного класса. На основе результатов тестирования педагогический коллектив составил коррекционные программы на каждого ребенка.
Во внеурочной деятельности педагоги ведут коррекционные курсы: «Сенсорное развитие», «Двигательное развитие», «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», «Музыкально-ритмические занятия», «Коррекционно-развивающие занятия с психологом», «Логопедические занятия» и др.
В ресурсном классе учитель и специалисты проводят коррекционно-развивающие мероприятия: корректируют нежелательное поведение; обучают ребенка правилам поведения в школе и формируют навык понимать инструкции учителя; развивают речь, обучают коммуникативным навыкам и способности проявлять коммуникативную инициативу. Проводят групповые и индивидуальные занятия на психомоторное развитие, которое влияет на все сферы жизни: эмоции, игру, социальное взаимодействие, двигательные навыки, процессы письма, чтения, обучение математике.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
