
Как научить выпускников заполнять бланки ЕГЭ: материалы для инструктажа
- Выпускник неправильно оформляет бланк ответов № 1 и получает низкий балл на ЕГЭ – в этом случае конфликтная комиссия не повышает балл.
- Предлагаем заместителю директора наглядный материал, который поможет научить заполнять бланки на ЕГЭ: разошлите его учителям и распечатайте для учеников.
- Уделите внимание бланку ответов № 1. Таблица «Рекомендации демоверсий КИМ к оформлению ответов части 1» поможет контролировать работу выпускников.
- Используйте графический материал и таблицу на общешкольных родительских собраниях и индивидуальных консультациях для учеников.
Одна из форм подготовки учащихся к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) – диагностическая работа на копиях бланков. Также в план работы по подготовке к ЕГЭ включите дополнительные тренировочные занятия, на которых выпускники заполняют копии бланков.

ВАЖНО
Расскажите выпускнику о том, что организаторы в аудитории помогают заполнить только бланки регистрации. Но организаторы в аудитории не комментируют оформление бланков ответов № 1 и № 2
Если на ЕГЭ школьник оформляет решения в бланке ответов № 1 не по инструкции к контрольно-измерительным материалам (далее – КИМ), то аппаратно-программный комплекс считывает ответы как неправильные. В результате выпускник получает низкий балл на ЕГЭ.
Повысить балл во время апелляции ученик не сможет. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по содержанию и структуре заданий; неправильному оформлению экзаменационной работы; оцениванию результатов заданий с кратким ответом в КИМ.
Исключение – неправильное распознавание символов в бланке ответов № 1. Например, школьник написал «4», а аппаратно-программный комплекс распознал «н». Это технические ошибки, которые рассматривает конфликтная комиссия и в результате повышает балл ученику.
Действия конфликтной комиссии регламентируют «Методические материалы по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (приложение № 1 к письму Рособрнадзора от 25.12.2015 № 01–311/10–01).
Какие материалы помогут научить выпускников заполнять бланки ЕГЭ

Cкачайте наглядный материал и разместите на сайте школы, разошлите родителям или распечатайте для учащихся
Редакция проанализировала «Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2016 году» (приложение 2 к письму Рособрнадзора от 25.12.2015 № 01–311/10–01; далее – Правила заполнения бланков ЕГЭ в 2016 г.) и разработала наглядные материалы для школьников.
Также мы подготовили полезные таблицы. Рособрнадзор в Правилах заполнения бланков ЕГЭ в 2016 г. перечислил действия выпускников с бланками. Мы обобщили разрешенные и запрещенные действия в таблице 1.
Таблица 1. Действия выпускников при заполнении бланков на ЕГЭ
Можно | Нельзя |
---|---|
Заполнять бланки гелевой или капиллярной ручкой черного цвета | Писать цветными ручками, карандашом, использовать средства для исправления («замазку», «ластик» и др.). |
Провести только одну диагональ квадрата (любую) вместо крестика в поле, если ручка оставляет слишком толстую линию | Ставить слишком толстый символ метки («крестик») в полях бланка регистрации |
Когда пишешь буквы или цифры, тщательно копировать образец написания букв и цифр из строки с образцами символов в верхней части бланка регистрации и бланка ответов № 1 | Писать символы небрежно, т. к. при автоматизированной обработке аппаратно-программный комплекс неправильно распознает символ |
Заполнять поле в бланках с первой клеточки, в т. ч. поля для фамилии, имени и отчества участника ЕГЭ | Делать отступ, а потом писать фамилию, имя и отчество |
Оставлять поле пустым, если участник не знает ответ | Делать прочерки в полях, в которые участнику экзамена нечего вписать |
Строго следовать инструкциям по выполнению работы к группе заданий, отдельным заданиям в КИМ | Оставлять пометки с информацией о личности участника ЕГЭ на бланках ответов № 1 и № 2, а также на дополнительном бланке ответов № 2 |
Таблица 2 позволяет увидеть примеры оформления ответов в бланке № 1 по всем предметам сразу, а не открывать 14 демоверсий КИМ на сайте Федерального института педагогических измерений (fipi.ru).
Таблица 2. Рекомендации демоверсий КИМ к оформлению ответов в бланке ответов № 1


Коды учебных предметов, которые выпускники пишут в бланке регистрации и бланке ответов № 1, представлены в таблице 3
Таблица 3. Название и код предметов
Название предмета | Код предмета |
---|---|
Русский язык | 1 |
Математика профильная | 2 |
Математика базовая | 22 |
Физика | 3 |
Химия | 4 |
Информатика и ИКТ | 5 |
Биология | 6 |
История | 7 |
География | 8 |
Английский язык | 9 |
Немецкий язык | 10 |
Французский язык | 11 |
Обществознание | 12 |
Испанский язык | 13 |
Литература | 18 |
Английский язык (устный экзамен) | 29 |
Немецкий язык (устный экзамен) | 30 |
Французский язык (устный экзамен) | 31 |
Испанский язык (устный экзамен) | 33 |
Как оформлять ответы в бланке ответов № 1
Обратите особое внимание выпускников на задания с кратким ответом. Решения заданий учащиеся записывают в бланке ответов № 1 в той форме, которую требует инструкция в КИМ.

ЧЕК-ЛИСТ
Категорически запрещается на бланках ЕГЭ:
– делать в полях или вне полей бланков ЕГЭ пометки, которые не относятся к содержанию полей бланков ЕГЭ;
– заполнять бланки цветными ручками вместо черной или заполнять карандашом
Рекомендуйте выпускникам обязательно соблюдать правила работы с бланками.
Правило 1: используйте разрешенные символы.
Обратите внимание, что ученики пишут в клеточках бланка символы кириллицы, латиницы, арабские цифры, ставят запятую и знак «минус» (дефис) исключительно по образцу написания символов.
Другие символы использовать нельзя. Образец написания символов выпускники во время экзамена постоянно видят на бланке регистрации и на бланке № 1.
Правило 2: выбирайте форму краткого ответа по инструкции к заданию.
По инструкции краткий ответ выпускник записывает в виде слова или словосочетания; одного целого числа; комбинации букв и цифр.
Особое внимание учащийся обращает на запятые и знак «минус» в ответах при комбинации цифр. Он пишет цифры через запятую только в том случае, если инструкция к заданию разрешает ставить запятую в ответе, например, в десятичной дроби. Когда в ответе отрицательное число, то цифры, запятую или знак «минус» выпускник записывает в отдельные клеточки.
Правило 3: проверяйте оформление ответов из двух слов.
В ответе из двух или более слов учащийся каждое слово записывает по инструкции в КИМ по предмету. Примеры оформления ответов – в таблице 2.
Правило 4: разборчиво пишите ответы, в которых больше 17 символов.
В бланке ответов № 1 количество клеточек для записей – 17 в каждой строке. Если в ответе больше 17 символов, то обучающийся записывает ответ в отведенном для этого месте и не обращает внимания на клеточки в поле.
Школьник пишет ответ разборчиво, более узкими символами в одну строчку, использует всю длину поля для ответа. Он старается, чтобы символы не соприкасались. Термин учащийся пишет полностью, т. к. любые сокращения запрещены.
Правило 5: пишите грамматическую форму слова без ошибок.
Если краткий ответ – слово, которое разработчики КИМ пропустили в тексте задания, то это слово школьник пишет в той форме, в которой оно должно стоять в задании (род, число, падеж).
Правило 6: округлите математическую дробь.
Когда числовой ответ – дробь, то ученик округляет ее до целого числа по правилам округления: 2,3 – до 2; 2,5 – до 3; 2,7 – до 3.
Это правило действует для заданий, в которых не написано, что ответ нужно дать в виде десятичной дроби. Разделитель для дроби – запятая.
Математическое выражение или формулы в ответ ученик не пишет.
Школьник не указывает в ответе названия единиц измерения: градусы, проценты, метры, тонны, т. к. при оценивании их не учитывают. Нельзя писать заголовки или комментарии к ответу.
Как исправить ответы в бланке № 1
В нижней части бланка ответов № 1 разработчики КИМ разместили поля для записи исправленных ответов. Чтобы заменить ответ, выпускник в поле замены ставит номер задания, ответ на который исправляет, и записывает новый ответ.
Если в области замены ошибочных ответов учащийся ставит номер задания, но не вносит новый ответ, то задание будет не выполнено. Аппаратно-программные средства считывают такую клеточку на бланке как пустую.
Как заполнять бланк ответов № 2 и дополнительный бланк ответов № 2

ВАЖНО
Ответы в каждом дополнительном бланке ответов № 2 экзаменационная комиссия оценит, если выпускник полностью заполнил предыдущий дополнительный бланк ответов № 2 и основной бланк ответов № 2
В бланк ответов № 2 выпускник записывает ответы на задания с развернутым ответом и оформляет запись строго по инструкции к КИМ.
Если выпускник записал часть ответа на лицевой стороне бланка ответов № 2, то он продолжает писать ответ на оборотной стороне бланка. В нижней части лицевой стороны бланка ответов № 2 учащийся пишет «смотри на обороте».
Когда участнику ЕГЭ не хватает места, он пишет на дополнительном бланке ответов № 2. Дополнительный бланк выпускник просит у организатора в аудитории.
Школьник учитывает, что если он заполняет дополнительный бланк ответов № 2 и оставляет незаполненным основной бланк ответов № 2, то ответы в дополнительном бланке ответов № 2 экзаменационная комиссия не оценит.
Как с помощью демоверсии КИМ проверить оформление бланка ответов № 1
Контролируйте подготовку обучающихся к экзаменам и посетите диагностические работы, которые выпускники пишут на копиях бланков ЕГЭ. Обратите внимание, что школьники по инструкции к КИМ записывают ответы на задания в поле ответа сначала в КИМ, а затем переносят в копию бланка ответов № 1. Обязательно проверьте заполнение бланков: выборочно или у всего класса. Анализируйте, правильно ли педагоги тренируют учащихся заполнять бланки ответов № 1 по таблице 2.
Тренировки с бланками научат выпускников писать буквы и цифры по образцу, оформлять ответы по инструкции к КИМ и позволят избежать низкого балла на ЕГЭ только потому, что в ответе стоит ненужный отступ или случайная запятая между словами
Как участник ЕГЭ заполняет бланк регистрации
Как участник ЕГЭ заполняет бланк ответов № 1

Как участник ЕГЭ заполняет бланк ответов № 2

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
