
Как использовать в системе внутришкольного контроля стандартизированные контрольно-измерительные материалы
- Заместитель директора школы и учителя используют тесты для внутришкольного контроля качества знаний. Предлагаем диагностическую работу по «Истории государства Российского» для 10-го класса.
- Самое распространенное тестовое задание, которое учителя включают в контрольно-измерительные материалы, – задание с выбором одного ответа из четырех предложенных. Приводим примеры заданий.
Тестирование, или стандартизированный контроль, вошло в практику образовательной деятельности с 2000 г. благодаря единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ), хотя возможности тестирования шире, чем просто подготовка к ЕГЭ. Тестовые задания – это любые по форме задания, которые составители включают в тест.
Заместитель руководителя образовательной организации (далее – ОО) и учителя используют тестирование в системе внутришкольного контроля, чтобы отследить результаты освоения учебных программ обучающимися: выявить уровень обученности, качества знаний, провести промежуточную и итоговую аттестации.
Что такое тест как форма стандартизированного контроля в школе

ЧЕК-ЛИСТ
Цели стандартизированного контроля:
– выявить уровень успеваемости;
– дифференцировать учащихся по уровневой подготовке и определить качество знаний;
– определить самые трудные элементы содержания курса;
– корректировать программы индивидуальной работы с учащимися
Поясним основные термины в практике стандартизированной диагностики. Тест – это проверка, испытание чего-либо, к примеру, тест-драйв автомобиля. В школьной практике – проверка результатов обученности ученика.
Педагоги начинают разрабатывать тест по школьной дисциплине с постановки цели. Учитель определяет, что именно и какими средствами он планирует проверить. Цель, которую учитель хорошо понимает, – это залог успешного тестирования.
В зависимости от целеполагания выделим два основных типа тестов:
- критериальный тест проверяет, как школьники освоили определенное учебное содержание;
- нормативный тест дифференцирует учеников по уровню предметной подготовки.
Какие бывают виды тестовых заданий
Чаще всего учитель планирует проверить у школьников уровень овладения основными понятиями по теме, поэтому подбирает задания на операции с понятиями. Лучше составить тест и использовать готовые задания, которые подготовили тестологи, чем разрабатывать самостоятельно.
Действия ученика во время тестирования:
- записывает понятие, которое соответствует определению;
- выявляет смысловой контекст понятия в предложении;
- определяет понятия, которые обобщают логический ряд;
- находит лишнее понятие в логическом ряду;
- предлагает понятие, аналогичное приведенному ряду;
- формулирует общее или частное понятие в ряду и т. д.
Рассмотрим классификацию тестов по дидактическим целям.
Аттестационные задания для базового уровня.
Их тестологи составляют в расчете на базовый уровень подготовки школьников. Задания выявляют уровень освоения общих учебных умений. Гипотетически их должны выполнять более 75% учащихся.
Уровневая дифференциация класса вторична. Наиболее важна при анализе выполнения теста «граница риска» – группа учащихся, которые не справились с заданием. Для аттестационных заданий эксперты отбирают основополагающие элементы предметного содержания.
Дифференцирующие задания.
Их разрабатывают в расчете на разноуровневую подготовку школьников. В тесты эксперты включают элементы содержания, которые осваивают хорошо и отлично успевающие учащиеся. Задания проверяют, как учащиеся освоили базовые и сложные предметные знания и умения, что позволяет выявить уровень качества знаний в классе.
Олимпиадные задания.
Тесты выходят за рамки базовой предметной программы, тестологи составляют их с учетом предпрофильной и профильной подготовки школьников по предмету. Успешное выполнение таких заданий предполагает системную самостоятельную внеурочную работу школьников по предмету.
Задания обучающего характера или формирующие задания.
Учитель использует их в текущем контроле, при изучении нового материала. Учащийся выполняет задание и осваивает новый материал с опорой на изученное.
Обучающие задания педагоги применяют на разных этапах урока: в начале, на этапе мотивации, в середине урока, в процессе введения нового материала, в конце урока, для первичной рефлексии изученного. Эффективно применять подобные задания в качестве домашней работы. Также их могут конструировать сами учащиеся в ходе отработки предметной темы.
Какие тестовые задания чаще всего используют учителя
Самое распространенное задание, которое используют учителя, – задание с выбором одного ответа из четырех предложенных.
Среди достоинств тестового задания эксперты отмечают простоту и скорость проверки материала на уровне узнавания, выбора, установления контекста, большую степень объективности и точности, валидность и надежность заданий, которые возможно использовать многократно.
Такие задания проверяют широкий спектр содержательного материала курса и предметных умений. Учитель обрабатывает результаты автоматически, не проверяет их по многочисленным критериям, что увеличивает скорость и объективность проверки.

СПРАВКА
Дистрактор (от англ. Distract – отвлекать) – неправильный, но правдоподобный ответ в тестовых заданиях с выбором одного или нескольких правильных ответов
Недостатки заданий с выбором ответа:
- трудно разработать корректное задание, подобрать дистракторы: их три, один ответ – правильный;
- иногда вопрос содержит подсказку;
- можно угадать верный ответ: порог угадывания 25%;
- разработка заданий требует большого опыта и временных затрат.
Задания с выбором ответа учитель формулирует как вопрос или начало предложения, когда ученику необходимо подобрать правильное продолжение и т. д. Примеры тестовых заданий с выбором одного ответа.
Что необходимо учитывать педагогу при подготовке тестовых заданий
Задания с выбором одного ответа из четырех предложенных наиболее функциональные, т. к. с их помощью можно проверить не только максимальный объем учебного содержания, но и познавательные и практические умения школьников. Разработка тестовых заданий – самое сложное в работе учителя или тестолога.
Чтобы задания были качественными, валидными, учитывайте два основных правила:
- исключайте или корректируйте задания на пороге угадывания (25%);
- корректируйте задания, уровень сложности которых не соответствует учебным достижениям школьников.
Обратите внимание на задания, в которых ошибаются сильные ученики. Ошибка школьников может быть доказательством частичной правильности другого ответа.
Задание с выбором ответа из нескольких предложенных ориентирует не только на зубрежку и воспроизведение готового материала. В руках профессионала-разработчика оно становится эффективным инструментом стандартизированной диагностики для внутришкольного контроля качества образования.
Предлагаем пример диагностики для 10-го класса по теме «История государства Российского», в которой есть задания с выбором одного ответа из четырех предложенных.
Приложение 1. Примеры тестовых заданий с выбором одного ответа из нескольких предложенных

Приложение 2. Диагностическая работа по «Истории государства Российского» для 10-го класса










Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.
