ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2016года
Качество образования
Стандартизированная диагностика

Как использовать в системе внутришкольного контроля стандартизированные контрольно­-измерительные материалы

Ольга Кишенкова, канд. ист. наук, доц. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва
Главное в статье
  1. Заместитель директора школы и учителя используют тесты для внутришкольного контроля качества знаний. Предлагаем диагностическую работу по «Истории государства Российского» для 10-го класса.
  2. Самое распространенное тестовое задание, которое учителя включают в контрольно-измерительные материалы, – задание с выбором одного ответа из четырех предложенных. Приводим примеры заданий.

Тестирование, или стандартизированный контроль, вошло в практику образовательной деятельности с 2000 г. благодаря единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ), хотя возможности тестирования шире, чем просто подготовка к ЕГЭ. Тестовые задания – это любые по форме задания, которые составители включают в тест.

Заместитель руководителя образовательной организации (далее – ОО) и учителя используют тестирование в системе внутришкольного контроля, чтобы отследить результаты освоения учебных программ обучающимися: выявить уровень обученности, качества знаний, провести промежуточную и итоговую аттестации.

Что такое тест как форма стандартизированного контроля в школе

ЧЕК-ЛИСТ

Цели стандартизированного контроля:
– выявить уровень успеваемости;
– дифференцировать учащихся по уровневой подготовке и определить качество знаний;
– определить самые трудные элементы содержания курса;
– корректировать программы индивидуальной работы с учащимися

Поясним основные термины в практике стандартизированной диагностики. Тест – это проверка, испытание чего-либо, к примеру, тест-драйв автомобиля. В школьной практике – проверка результатов обученности ученика.

Педагоги начинают разрабатывать тест по школьной дисциплине с постановки цели. Учитель определяет, что именно и какими средствами он планирует проверить. Цель, которую учитель хорошо понимает, – это залог успешного тестирования.

В зависимости от целеполагания выделим два основных типа тестов:

  • критериальный тест проверяет, как школьники освоили определенное учебное содержание;
  • нормативный тест дифференцирует учеников по уровню предметной подготовки.

Какие бывают виды тестовых заданий

Чаще всего учитель планирует проверить у школьников уровень овладения основными понятиями по теме, поэтому подбирает задания на операции с понятиями. Лучше составить тест и использовать готовые задания, которые подготовили тестологи, чем разрабатывать самостоятельно.

Действия ученика во время тестирования:

  • записывает понятие, которое соответствует определению;
  • выявляет смысловой контекст понятия в предложении;
  • определяет понятия, которые обобщают логический ряд;
  • находит лишнее понятие в логическом ряду;
  • предлагает понятие, аналогичное приведенному ряду;
  • формулирует общее или частное понятие в ряду и т. д.

Рассмотрим классификацию тестов по дидактическим целям.

Аттестационные задания для базового уровня.

Их тестологи составляют в расчете на базовый уровень подготовки школьников. Задания выявляют уровень освоения общих учебных умений. Гипотетически их должны выполнять более 75% учащихся.

Уровневая дифференциация класса вторична. Наиболее важна при анализе выполнения теста «граница риска» – группа учащихся, которые не справились с заданием. Для аттестационных заданий эксперты отбирают основополагающие элементы предметного содержания.

Дифференцирующие задания.

Их разрабатывают в расчете на разноуровневую подготовку школьников. В тесты эксперты включают элементы содержания, которые осваивают хорошо и отлично успевающие учащиеся. Задания проверяют, как учащиеся освоили базовые и сложные предметные знания и умения, что позволяет выявить уровень качества знаний в классе.

Олимпиадные задания.

Тесты выходят за рамки базовой предметной программы, тестологи составляют их с учетом предпрофильной и профильной подготовки школьников по предмету. Успешное выполнение таких заданий предполагает системную самостоятельную внеурочную работу школьников по предмету.

Задания обучающего характера или формирующие задания.

Учитель использует их в текущем контроле, при изучении нового материала. Учащийся выполняет задание и осваивает новый материал с опорой на изученное.

Обучающие задания педагоги применяют на разных этапах урока: в начале, на этапе мотивации, в середине урока, в процессе введения нового материала, в конце урока, для первичной рефлексии изученного. Эффективно применять подобные задания в качестве домашней работы. Также их могут конструировать сами учащиеся в ходе отработки предметной темы.

Какие тестовые задания чаще всего используют учителя

Самое распространенное задание, которое используют учителя, – задание с выбором одного ответа из четырех предложенных.

Среди достоинств тестового задания эксперты отмечают простоту и скорость проверки материала на уровне узнавания, выбора, установления контекста, большую степень объективности и точности, валидность и надежность заданий, которые возможно использовать многократно.

Такие задания проверяют широкий спектр содержательного материала курса и предметных умений. Учитель обрабатывает результаты автоматически, не проверяет их по многочисленным критериям, что увеличивает скорость и объективность проверки.

СПРАВКА

Дистрактор (от англ. Distract – отвлекать) – неправильный, но правдоподобный ответ в тестовых заданиях с выбором одного или нескольких правильных ответов

Недостатки заданий с выбором ответа:

  • трудно разработать корректное задание, подобрать дистракторы: их три, один ответ – правильный;
  • иногда вопрос содержит подсказку;
  • можно угадать верный ответ: порог угадывания 25%;
  • разработка заданий требует большого опыта и временных затрат.

Задания с выбором ответа учитель формулирует как вопрос или начало предложения, когда ученику необходимо подобрать правильное продолжение и т. д. Примеры тестовых заданий с выбором одного ответа.

Что необходимо учитывать педагогу при подготовке тестовых заданий

Задания с выбором одного ответа из четырех предложенных наиболее функциональные, т. к. с их помощью можно проверить не только максимальный объем учебного содержания, но и познавательные и практические умения школьников. Разработка тестовых заданий – самое сложное в работе учителя или тестолога.

Чтобы задания были качественными, валидными, учитывайте два основных правила:

  • исключайте или корректируйте задания на пороге угадывания (25%);
  • корректируйте задания, уровень сложности которых не соответствует учебным достижениям школьников.

Обратите внимание на задания, в которых ошибаются сильные ученики. Ошибка школьников может быть доказательством частичной правильности другого ответа.

Задание с выбором ответа из нескольких предложенных ориентирует не только на зубрежку и воспроизведение готового материала. В руках профессионала-разработчика оно становится эффективным инструментом стандартизированной диагностики для внутришкольного контроля качества образования.

Предлагаем пример диагностики для 10-го класса по теме «История государства Российского», в которой есть задания с выбором одного ответа из четырех предложенных.

Приложение 1. Примеры тестовых заданий с выбором одного ответа из нескольких предложенных

 Приложение 2. Диагностическая работа по «Истории государства Российского» для 10-го класса

 Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.