
Как заместитель директора проверяет готовность к итоговому сочинению
- Методика подготовки к итоговому сочинению поможет анализировать готовность выпускников и учителей.
- Учащиеся узнают о требованиях и критериях, оценивают с их помощью сочинения.
- Сочинение школьники пишут по алгоритму и учитывают ошибки. Представляем перечень ошибок.
- Чтобы проверить подготовку выпускников, заместитель директора использует таблицу с вопросами.
Итоговое сочинение – это условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Заместитель директора школы обязательно оценивает готовность выпускников к итоговому сочинению. Методика поможет контролировать по этапам готовность учителей и школьников даже в том случае, если заместитель директора – не учитель-словесник.
Тематические направления и сроки итогового сочинения в текущем учебном году
В декабре 2016 г. учащиеся 11-х классов третий год подряд пишут итоговые сочинения по литературе. Федеральный институт педагогических измерений на сайте fipi.ru разместил сроки (рисунок) и тематические направления итоговых сочинений.
Сроки итогового сочинения в 2016/17 учебном году

Тематические направления:
- «Разум и чувство»;
- «Честь и бесчестие»;
- «Победа и поражение»;
- «Опыт и ошибки»;
- «Дружба и вражда».
Рособрнадзор разработает закрытый перечень тем сочинений и подготовит комплекты по часовым поясам. Комплект включает пять тем – по одной теме от тематического направления. Темы сочинений Рособрнадзор формулирует так, чтобы их можно было раскрыть на литературном материале. Литературные произведения не обязательно должны соответствовать школьной программе – это могут быть произведения, которые выпускники не изучали на уроках.
Подробнее о том, какие сочинения учитель литературы пишет с учащимися на уроках, как формулирует темы и какие произведения анализирует для подготовки к итоговому сочинению, читайте далее.
1-й этап подготовки к сочинению: учащиеся запоминают требования
Учитель объясняет школьникам, что итоговое сочинение эксперты оценивают сначала по двум основным требованиям: требование № 1 «Объем итогового сочинения»; требование № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения».
оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет»
Требование № 1 «Объем итогового сочинения».
Если в сочинении менее 250 слов, то эксперты комиссии образовательной организации работу не проверяют. Эксперты считают все слова, в т. ч. служебные. Ученик, который написал менее 250 слов, получает «незачет» по требованию № 1 и «незачет» за работу в целом.
Если в сочинении более 250, но менее 350 слов, то ученик получает по критерию № 1 «зачет». Поэтому приучите учащихся считать слова после каждого сочинения на уроках.
Оптимальный вариант – более 350 слов в сочинении. Максимальное количество слов Рособрнадзор в методических рекомендациях не устанавливал. И учитель, и одиннадцатиклассник исходят из того, что всю работу необходимо выполнить за 3 ч 55 мин: учащийся пишет более 350 слов и переписывает сочинение из черновика в бланк записи. Тренируйте выпускника оставлять время, чтобы переписать сочинение на бланк записи.
Требование № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Итоговое сочинение учащийся выполняет самостоятельно. Ему нельзя списывать сочинение или его фрагменты из источников: работа другого участника; чужой текст, опубликованный в бумажном или электронном виде; литературная критика и др.
Выпускник использует прямое или косвенное цитирование и обязательно ссылается на источник. Ссылку школьник оформляет в свободной форме. Объем цитирования не превышает объем собственного текста.
Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом.
2-й этап: школьники учат критерии, по которым эксперты оценивают сочинение
На втором этапе педагог анализирует с учениками критерии. Итоговое сочинение, которое соответствует требованиям № 1 и № 2, эксперты оценивают по пяти критериям:
- критерий № 1 «Соответствие теме»;
- критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»;
- критерий № 4 «Качество письменной речи»;
- критерий № 5 «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2. «Незачет» по одному из этих критериев – это автоматический «незачет» за работу в целом.
Также выпускнику необходимо получить «зачет» по одному из критериев № 3–5.
Заместитель директора контролирует, знают ли выпускники требования и критерии.
Критерий № 1 «Соответствие теме».
По этому критерию эксперты проверяют содержание сочинения. Одиннадцатиклассник отвечает на вопрос по теме, размышляет над проблемой, строит высказывание на основе тезисов.
«Незачет» эксперты выставляют, если содержание не соответствует теме или в тексте отсутствует коммуникативный замысел – конкретная цель высказывания.

ЧЕК-ЛИСТ
На сайте sochinenie11.ru используйте материалы:
– критерии оценки сочинения в вузах для учащихся, которые собираются получать высшее профессиональное образование;
– запись и разбор направлений сочинений;
– подбор литературных произведений по направлениям
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Критерий показывает, как ученик умеет использовать литературный материал, строит рассуждение на тему и аргументирует свою позицию с помощью художественных произведений.
Кроме художественных произведений ученик использует дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества. Не рекомендуем как литературный материал использовать малые жанры фольклора.
Ученик привлекает в качестве аргумента минимум одно произведение отечественной или мировой литературы. Он выбирает свой путь использования литературного материала и показывает разный уровень осмысления художественного текста:
- элементы смыслового анализа: тематика, проблематика, сюжет, характеры;
- комплексный анализ произведения в единстве формы, содержания.
Если возникает проблема с подбором аргументов, рекомендуем выпускнику выбрать другую тему итогового сочинения.
«Незачет» эксперты ставят, если учащийся:
- написал сочинение и не привлек литературный материал;
- существенно исказил содержание произведения;
- упомянул литературные произведения в работе, но не опирался на них в рассуждении.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».
Эксперты проверяют, умеет ли школьник логично рассуждать на тему. Выпускник аргументирует мысли, выдерживает соотношение между тезисом и доказательствами.
Обратите внимание учащихся на вступление. Его одиннадцатиклассники организуют как высказывание своего взгляда на проблему; вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение к разговору; обоснование причин обращения к теме; эмоциональный ввод в тему сочинения на основе анализа ключевых слов или проблемный анализ понятия в формулировке темы.
«Незачет» эксперты ставят, если:
- грубые логические нарушения мешают понять смысл текста сочинения;
- отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4 «Качество письменной речи».
Проверяет речевое оформление текста. Ученик точно выражает мысли, использует разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» эксперты ставят, если много речевых ошибок, которые существенно затрудняют понимание смысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность».
Позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» комиссия ставит, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки затрудняют чтение и понимание текста. В сумме это более 5 ошибок на 100 слов.
3-й этап: учащиеся пишут сочинение по алгоритму
Выпускники учат требования и критерии, пишут на уроках сочинения по алгоритму и оценивают тексты с помощью критериев.

ВАЖНО
Замазывать ошибки на бланке сочинения корректирующими карандашами и другими средствами нельзя, зачеркните их и напишите правильный вариант
Алгоритм сочинения:
1. Определите ключевые слова темы сочинения, истолкуйте их.
2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают смысл ключевых слов темы или отвечают на поставленный в теме вопрос.
3. Определите основную идею сочинения.
4. Обязательно запишите тезисы в черновик.
5. Подберите произведение или несколько произведений, на материале которых сможете доказать тезисы.
6. Напишите план сочинения.
7. Напишите черновой вариант сочинения.
8. Обязательно посчитайте количество слов.
9. Проверьте, есть ли в сочинении вывод, который подводит итог размышлениям по выдвинутому тезису.
10. Напишите вступление к сочинению, соотнесите его с ключевыми словами темы и выводом.
11. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в композицию сочинения.
12. Проверьте грамотность речи.
13. Перепишите сочинение в окончательном варианте. Перечитайте, еще раз обратите внимание на логику изложения, языковые нормы. Если есть ошибки, исправьте их: зачеркните и напишите правильно.
14. Проверьте сочинение по критериям «зачет/незачет».
15. Дополнительно проверьте сочинение: используйте методические материалы в разделе «Рекомендации по оценке сочинений для вузов» на sochinenie11.ru.
Типичные ошибки, которые ученики допускают по пунктам алгоритма, – в таблице 1.
Таблица 1. Типичные ошибки выпускника в итоговом сочинении
Элемент текста | Ошибки выпускника |
---|---|
Ключевые слова в теме сочинения | Не понимает термины в формулировке темы итогового сочинения. Не выявляет ключевые слова темы |
Главная мысль, идея сочинения | Не определяет главную мысль сочинения |
Аргументы, которые доказывают основную мысль | Не подкрепил мысли аргументами и литературными примерами. Использовал мало литературного материала. Не анализировал систему персонажей, проблематику произведения и т. д. Использовал много материала, который упомянул, но не анализировал. Выбрал литературные примеры, которые не соответствуют тезисам и аргументам. Не определил аспект доказательства главной мысли сочинения |
Заключение | Не является кратким итогом всего рассуждения. Не соотносится со вступлением к сочинению. Не содержит выводы по проблемам, поставленным во вступлении |
Вступление | Не сформулировал проблемы, которые раскрывает в главной части. Сформулировал проблемы, которые не соответствуют теме сочинения |
Композиция | Отсутствуют переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой. Нелогичные переходы. Отсутствуют абзацы. Отсутствуют выводы, которые завершают отдельные части сочинения и работу в целом |
Контроль подготовки учащихся: что делает администрация школы1
Опора на литературное произведение подразумевает, что выпускник не только ссылается на текст, но и осмысливает его в ракурсе темы, т. е. аргументирует свою точку зрения на литературные произведения, использует примеры, которые связаны с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
Сочинение носит надпредметный характер и показывает уровень речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество работы лежит на всем педагогическом коллективе школы.
Избегайте ошибки, когда за все отвечает учитель-словесник. Уделите внимание комфортным условиям работы учителя-словесника: выделите время на дополнительные занятия, на репетиционное сочинение в середине ноября.
Уровень итоговых сочинений возрастает, если администрация школы последовательно уделяет внимание единому орфографическому режиму в школе – требованиям к письменной речи обучающихся и педагогических работников. Единый орфографический режим повышает грамотность учащихся, педагогов и администрации, развивает речевую культуру обучающихся на каждом уроке, что совершенствует эстетический вкус и этические нормы поведения.
Таблица 2 поможет заместителю директора контролировать подготовку учащихся к итоговому сочинению.
Таблица 2. Вопросы для контроля подготовки учащихся к итоговому сочинению и работы учителя
Сроки | Вопросы для беседы с учащимися | Правильные ответы учащихся | Вопросы для беседы с учителем | Правильные ответы учителя | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Октябрь | По каким критериям учитель оценивает сочинение в школе? | Пять критериев. Учащиеся их перечисляют | Какие два вида оценки сочинения существуют? | Школьная и вузовская | |
Каковы основные требования к сочинению? | Количество слов. Оригинальность. Раскрытие темы | При каких условиях вы поставите ученику «незачет», даже если нет нарушения языковых норм? | В сочинении менее 250 слов. Сочинение несамостоятельно. В соответствии с требованиями № 1 или № 2 | ||
Дали ли вы учащимся список литературы для чтения по каждому тематическому направлению? | В профильных гуманитарных классах: составили ли учащиеся свой список произведений по тематическим направлениям? | ||||
Ноябрь | Сколько сочинений вы написали? По каким тематическим направлениям? | Пять, но можно больше, если учитель обучает школьников на тематических направлениях прошлых лет. По каждому из тематических направлений учащиеся перечисляют сочинения | По каким тематическим направлениям проводили тренировочные сочинения? | Учитель перечисляет все направления, не менее пяти – классные или домашние | Если учащиеся 11-го класса не написали хотя бы одно сочинение по каждому направлению, попросите учителя провести дополнительные занятия и контролируйте эти занятия |
Конец ноября | Задание: проверить работу ученика по критериям | Работы учеников и критерии оценки – в статье. Если есть существенные расхождения в критериях проверки учителем и комментариями в статье, то организуйте перепроверку работ 2–3 членами методического объединения |
Также предлагаем тексты сочинений выпускников с оценками:
- одно сочинение по теме «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»;
- два сочинения по теме «Какие события и впечатления в жизни помогают взрослеть, набираться опыта?».
Проанализируйте тексты сочинений с учителями на заседании методического объединения, предложите педагогам провести анализ текстов с учениками.
Редакция попросила выпускников 2016 г. написать о трудностях на итоговом сочинении.
Структура текста и литературные примеры – самое сложное в сочинении
Тяжело собраться с мыслями и преодолеть страх
Потратите много времени на вступление – не успеете написать сочинение
Далее приведены примеры итоговых сочинений выпускников.
Внимание! В текстах итоговых сочинений редакция сохранила орфографию и пунктуацию выпускников.
Пример итогового сочинения по теме «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»
Любовь – это чувство, которое нельзя передать словами. Любовь может быть взаимной и невзаимной, искреней и холодной. Многие писатели и поэты писали о любви. Но наш знаменитый поэт А.С. Пушкин написал произведение, которое мне запомнилось больше всего «Я вас любил».
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасло не совсем;
Но пусть она вас больше не тривожит;
Я не хочу печалить вас не чем.
В повести И.А. Куприна «Гранатовый браслет» описывается о холодной, невзаимной любви.
Мелкий чиновник Желтков в любился в человека с которым он бы хотел превести всю свою жизнь княжну Веру Николаевну. Желтков изредка писал ей письма. А она на них не отвечала. И вот в один прекрасный день в её именины он ей подарил самое ценное, что у него было в жизни гранатовый браслет. Но Вера отреогировала с не удовольствием на этот подарок. Желтков когда позвонил Вере она сказала, что ей не нравиться вся эта история и она просит немедленно прикратить. Он принимает решение после этого разговора уйти из жизни раз и на всегда чтобы не мешать своей любимой. Желтков пишет пращяльное письмо, Вера поняла, что потеряла самую настоящую и искреннюю любовь, «которая бывает раз в тысячу лет».
Еще одно произведение, самой взаимной и искреней любви. Маша Миронова и Петр Гренев готовы на всё ради друг друга. Когда Маша попадает в плен к Пугачеву, Петр бежит спасать её ведь он знает, что она в нем нуждается. Петр попав в тюрьму из-за Безухова, Маша не думая идет спасать своего любимого. В конце, их ждет долгая и искренняя любовь с их детьми и внуками, это как награда за их отвагу.
В заключении хочу отметить в этих всех произведениях А.И. Куприна и А.С. Пушкина раскрывается качества людей в этих произведениях. Но самое симпатичное на мой в згляд «Капитанская дочка» просто в будущем я хочу себе такую же любовь, как у них.
Оценка итогового сочинения по теме «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»
Требования и критерии | Пояснения |
---|---|
Требование № 1 | Зачет. Коммуникативный замысел прослеживается. |
Требование № 2 | Зачет. Работа выполнена самостоятельно. |
Критерий № 1 | Зачет. В работе более 250 слов. Менее 350, но на «зачет» это не влияет |
Критерий № 2 | Сочинение не соответствует теме. Тема «Какие качества раскрывает в человеке любовь?» предполагает рассуждение о качествах человека, который любит или любим, а не о том, какая любовь бывает. Незачет. Далее работа не проверяется |
Критерий № 3 | |
Критерий № 4 | |
Критерий № 5 | Примечание: допущено более 5 ошибок на 100 слов. Около 33 грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок |
Пример итогового сочинения по теме «Какие события и впечатления в жизни помогают взрослеть, набираться опыта?»
«Каждому человеку свойственно ошибаться», – в этих словах некоторые могут заметить нашу несовершенность, слабость, чтобы называться последней ступенью эволюции, однако множество философов говорили: «Человек учится на своих ошибках», – а стало быть и набирается опыта, ведь зная свои ошибки, мы не будем ошибаться вновь. А ведь взрослым мы называем того, кто мало ошибается, думает перед тем, ка что-то делать и прошёл через многое.
Получается, что человек взрослеет и набирается опыта ещё с раннего детства, когда почти каждое впечатление новое, необузданное. Проходят годы, человек растет, взрослеет, новые знания уже не кажутся такими страшными, а преграды, стоящие на пути его цели, кажутся ему знакомыми, и он непоколебимо движется дальше, но уже совсем в другую, взрослую жизнь.
И.А. Бунин понимал это ещё с раннего детства: когда он смотрел на крестьянских парней и девчонок и видел в них уже взрослые личности, которые прошли через множество ошибок и неудач; а когда его семью настигла беда, он не сдавался: пошёл работать в газету, а вскоре и вовсе уехал в другой город.
В своих произведениях Бунин также указывал на данную проблему, например в произведении «Господин из Сан-Франциско», героем повествования стал богатый человек, который работал всю жизнь не обращая внимания на отдых, впервые со своей семьёй отправился в отпуск, но его постигла неудача, не прошло и месяца его отдыха, и он скончался, так и не поняв, что жить надо не будущим, а настоящим, иначе будущее закончится даже не начавшись. А в произведении «Чистый понедельник» главный герой рассказа извлек важный урок в своей жизни: патеряв свою возлюбленную он начал спиваться, но вскоре осознал, что может быть все плохо, но на этом жизнь не заканчивается.
Итак, наша жизнь – это череда ошибок и неудач, нам нужно не сдаваться и прикладывать любые силы на их преодоление, так мы набираемся собственным опытом и знаниями. Так, например, легко заметить, что крестьяне, детдомовцы, дети с трудными заболеваниями взрослеют быстрее, чем их сверсники, а мы должны брать с них пример, учиться у них мужеству и отваге, и запомнить, что воспоминания остаются, а жизнь продолжается!
Оценка итогового сочинения по теме «Какие события и впечатления в жизни помогают взрослеть, набираться опыта?»
Требования и критерии | Пояснения |
---|---|
Требование № 1 | Зачет. Коммуникативный замысел прослеживается. |
Требование № 2 | Зачет. Работа выполнена самостоятельно. |
Критерий № 1 | Незачет. Сочинение не соответствует теме. Тема «Какие события и впечатления в жизни помогают взрослеть, набираться опыта?». Учащийся не говорит о событиях и впечатлениях, не называет их конкретно и не анализирует. Тезис учащегося (весь 1 абзац) не соответствует теме. Далее работа не проверяется |
Критерий № 2 | Если бы работа проверялась (по первому критерию был бы зачет), то по критерию № 2 – зачет. Фактические ошибки принципиально не влияют на понимание доказательств |
Критерий № 3 | Если бы работа проверялась (по первому критерию был бы зачет), то по критерию № 3 – зачет |
Критерий № 4 | Если бы работа проверялась, зачет, допущено не менее 5, не более 7 речевых ошибок |
Критерий № 5 | Если бы работа проверялась, то зачет. Допущено менее 5 ошибок на 100 слов. Около 18 грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок |
Пример итогового сочинения по теме «Какие события и впечатления в жизни помогают взрослеть, набираться опыта?»
Часто человек не задумывается о тех ценностях, которые дает ему жизнь, и осознаёт их важность слишком поздно. В этом, как мне кажется, и заключается взросление, ведь потеряв что-то дорогое, человек приобретает опыт. Однако случится и так, что опыт приходит к людям слишком поздно, то есть тогда, когда ничего уже нельзя исправить. В рассказах И. Бунина это часто становится трагедией героев произведений.
Я думаю, что осознание потери возможного счастья помогает человеку понять свою ошибку и, соответственно, набраться опыта.
В произведениях И. Бунина «потерянным счастьем» часто выступает любовь. Например, в рассказе «Чистый понедельник» главный герой не понимал своей возлюбленной, её любви к предметам древности, истории, религии. Он смотрел на неё «ослеплёнными от любви глазами» и из-за этого не осознавал душевные метания девушки. Загадка её решения уйти в монастырь, возможно, заставит главного героя пересмотреть свою праздную жизнь. Мы не знаем, будут ли персонажи рассказа снова вместе, однако то, что они оба вынесли урок из этих отношений, несомненно. Потеря возлюбленной навсегда останется камнем в сердце главного героя, однако он молод, поэтому имеет шанс изменить свою жизнь к лучшему.
Более трагична судьба главного героя рассказа «Тёмные аллеи», первого в одноименном сборнике. Он осознаёт, что упустил своё счастье, слишком поздно. Уже ничего нельзя изменить: ни брак с женщиной, которая его бросила, ни воспитание сына, который вырос человеком без чести. А главное, нельзя вернуть прошлое, а именно единственную настоящую любовь главного героя. Да, наверное, эта встреча, заставившая задуматься о прошлом, принесла ему опыт. Однако в данном рассказе это горький опыт, который не принесёт главному герою ничего, кроме страдания из-за неверного выбора в жизни.
Ошибки в любви приносят героям рассказов И. Бунина опыт, но помогает ли этот опыт им далее по жизни? Я думаю, автор отвечает на этот вопрос отрицательно. Доказательством этого служат почти все рассказы сборника «Тёмные аллеи», в том числе «Руся». Счастье героев произведения прерывает абсолютно нелогичное событие. По тому, как вспоминает рассказчик о событиях, произошедших много лет назад, мы можем понять, что его любовь была искренна. Тогда почему он, вопреки матери Руси не нашёл девушку позже? Опыт приносит героям рассказов только несчастья. Понятно, что рассказчик не любит жену так, как любил Русю.
В итоге, потеря возможного счастья действительно помогает героям получить жизненный опыт. Однако этот опыт всегда оборачивается трагедией для героев: он не приносит ничего, кроме страдания и сожаления о прошлом. Единственным моментом счастья оказываются те часы или дни, ценность которых герои не понимают, а потом они же становятся главной болью в будущем.
Оценка итогового сочинения по теме «Какие события и впечатления в жизни помогают взрослеть, набираться опыта?»
Требования и критерии | Пояснения |
---|---|
Требование № 1 | Зачет. Коммуникативный замысел прослеживается. Более 350 слов |
Требование № 2 | Зачет. Работа выполнена самостоятельно |
Критерий № 1 | Зачет. Сочинение соответствует теме. Дан тезис (2-й абзац), который последовательно доказывается |
Критерий № 2 | Зачет |
Критерий № 3 | Зачет |
Критерий № 4 | Зачет |
Критерий № 5 | Зачет |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.
