
Как администрация образовательной организации может помочь учителю готовиться к аттестации
- Аттестация вызывает тревогу у педагогов. Поэтому творческая группа гимназии № 528 разработала программу помощи учителю.
- Заместитель директора проводит информационно-методические семинары для педагогов.
- Учителя применяют «Электронный эксперт портфолио учителя» на сайте гимназии № 528 и готовятся к аттестации.
- Аттестация проходит спокойно, без психологического напряжения и нервных срывов учителей.
План педагога для подготовки к аттестации
Аттестация до сих пор вызывает тревогу учителей. Как помочь педагогам эффективно и, главное, спокойно подготовиться к аттестации? Мы задались этим вопросом и разработали программу профессиональной помощи учителю.
Педагог при подготовке к аттестации действует по плану:
- Изучает нормативно-правовую базу.
- Участвует в информационно-методическом семинаре и предварительной оценке уровня подготовки к аттестации.
- Выполняет рекомендации и формирует портфолио.

ЧЕК-ЛИСТ
Творческая группа гимназии № 528, которая подготовила «Электронный эксперт портфолио учителя»:
- Е.Н. Ненахова, директор;
- Ю.В. Левкович, заместитель директора;
- С.В. Алекаева, методист;
- Д.И. Евсеев, web-программист
Администрация образовательной организации (далее – ОО) проводит информационно-методический семинар и предварительную оценку уровня подготовки к аттестации, а также создает рекомендации учителям для оформления портфолио.
Чтобы учителя не испытывали трудности при подготовке к аттестации, творческая группа ГБОУ гимназия № 528 (далее – гимназия № 528) создала электронную информационно-методическую разработку «Готовимся к аттестации: электронный эксперт портфолио учителя» (далее – «Электронный эксперт портфолио учителя»).
Информационно-методические семинары для аттестующихся педагогов
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе два раза в год проводит информационно-методические семинары. Главная цель – оказать психологическую и информационную помощь педагогическим работникам при подготовке к аттестации.
Заместитель директора рассказывает о процедуре аттестации и предлагает учителям инструментарий для решения проблем на этапе самооценки с помощью «Электронного эксперта портфолио учителя», показывает, как с ним работать. Педагоги и заместитель директора обсуждают, как увеличить количество баллов за разделы портфолио в оставшееся до аттестации время.
На первом семинаре учителя выполняют первичную самооценку по результатам деятельности в межаттестационный период с помощью «Электронного эксперта портфолио учителя», а через несколько месяцев подводят итоги проделанной работы и обсуждают возможные варианты решения проблем.
«Электронный эксперт портфолио учителя»
«Электронный эксперт портфолио учителя» состоит из трех частей:
- Информационная часть – нормативно-правовая база аттестации.
- Экспертная часть – два модуля: счетчик баллов экспертного заключения и автоматическое формирование документа с указанием количества баллов.
- Методическая часть – рекомендации и инструкции для работы с профессиональным портфолио учителя.
Чтобы начать работать с электронным портфолио, пользователь входит на страницу аттестации педагогов (school528.spb.ru/main/index.php?id=127) по следующим гиперссылкам: основное меню сайта гимназии № 528; раздел «Научно-методическая работа»; подраздел «Совершенствование учительского корпуса»; страница «Аттестация педагогов».
Комплект нормативно-правовых документов, ссылки на сайты организаций, которые сопровождают аттестацию, ссылки на методические материалы и другая полезная информация для педагогических работников и методистов находятся на странице «Аттестация педагогов» (рис. 1). Счетчик баллов в «Электронном эксперте портфолио учителя» можно проверить в открытом доступе.


СПРАВКА
Проект «Готовимся к аттестации: электронный эксперт портфолио учителя» гимназии № 528 помог администрации и учителям победить в городском конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа – 2020»
Творческая группа гимназии № 528 выполнила счетчик баллов с помощью web-программирования с использованием:
- PHP – языка сценариев общего назначения с открытым исходным кодом;
- jQuery – библиотеки JavaScript, которая фокусируется на взаимодействии JavaScript и HTML;
- MySQL – свободной системы управления базами данных.
Каждый педагогический работник открывает сайт гимназии № 528 на любом компьютере с доступом в сеть Интернет на рабочем месте или в домашних условиях. На странице сайта school528.spb.ru/main/index.php?id=127 мы представили полное описание алгоритма действий. Счетчик корректно работает в любом браузере.
Содержание счетчика баллов основывается на материале экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника – не включен только раздел об административных взысканиях и жалобах от участников образовательной деятельности (рис. 2).

Педагогический работник проставляет с помощью мыши отметки (галочки) в окнах выбора имеющихся позиций. «Электронный эксперт портфолио учителя» автоматически считает и выводит на экран баллы на момент работы с программой, а также сумму баллов по каждому разделу (рис. 3).

Далее учитель выбирает отрезок времени до подачи заявления на аттестацию и экспертного заключения: «Осталось 2 месяца», «Есть еще полгода» или «Впереди целый год». После выбора временного периода на экран выводятся рекомендации для работы с собственным портфолио.
В основе работы счетчика заложен принцип работы экспертных систем. Список рекомендаций формируется автоматически в зависимости от выбранных позиций в счетчике, т. е. если какой-то документ имеется в портфолио учителя и он его отметил в счетчике, то рекомендации по этой позиции уже не выводятся.
Плюсы для педагогов и администрации в работе с «Электронным экспертом портфолио учителя»

ВАЖНО
Учителя гимназии № 528 пользуются электронным экспертом портфолио с 2013 года
Опыт показывает, что в гимназии № 528 ни один учитель, имевший ранее высшую квалификационную категорию, не был аттестован на более низкую. Работа со счетчиком, а особенно с рекомендациями в оставшийся период времени до аттестации (2 месяца, полгода или целый год) повышает эффективность деятельности учителей по комплектованию портфолио. Аттестация проходит без психологического напряжения.
Хочется отметить еще один момент – мотивационный. «Электронный эксперт портфолио учителя» облегчает работу председателей методических объединений и администрации гимназии № 528, т. к. педагоги активнее участвуют в семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах, учатся представлять опыт в печатных изданиях, используют в преподавании предметов дистанционные технологии, сетевые технологии в общении с коллегами и родителями.
Учителя больше интересуются созданием сайтов и блогов. Педагог меньше времени тратит на оформление портфолио, т. к. начинает анализировать требования электронного эксперта и понимает, что и как нужно делать. Следовательно, возрастает эффективность планирования работы на ближайшее время и на перспективу.
Подобный подход к аттестации педагогов нашей гимназии позволяет организовать повышение квалификации педагогического коллектива на системном уровне; оптимизировать подготовку портфолио профессиональной деятельности; увеличить мотивацию к повышению профессиональной квалификации педагогических кадров.
Администраторы сайта гимназии № 528 анализируют посещаемость портала и констатируют, что еженедельно страницу «Аттестация педагогов» посещают от 10 до 20 человек из разных городов России.
