ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2016года
Справочник заместителя директора школы

Обучение школьников действиям в чрезвычайных ситуациях

Дмитрий Баранников, зам. директора по безопасности МОУ «Гимназия № 56», Люберецкий район Московской обл.
Главное в статье
  1. Заместитель руководителя ОО по безопасности регулярно организует тренировки по обучению действиям в чрезвычайных ситуациях.
  2. Заместитель по воспитательной работе проводит занятия с учителями и классными руководителями по экстренной эвакуации из здания школы в случае пожара.
  3. Заместитель директора по АХР инструктирует работников ОО по их действиям в случае пожара, проверяет запасные выходы и др.
  4. Объектовые тренировки – наиболее совершенная форма подготовки к действиям в условиях ЧС мирного и военного времени. Темы и содержание объектовых тренировок.

Цели учебных тренировок по гражданской обороне

В образовательной организации (далее – ОО) заместитель руководителя по безопасности проводит систематические занятия по обучению действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) для учащихся, педагогических и иных работников.

СПРАВКА

Объектовая тренировка – упрощенное по организационным мероприятиям и сокращенное по времени и объему мероприятий комплексное учение

Цели учебных тренировок:

  • совершенствование практических навыков администрации школы по гражданской обороне (далее – ГО) и ЧС для защиты работников и обучающихся от опасностей, которые возникают в мирное и военное время;
  • организация согласованной деятельности всех работников ОО при выполнении мероприятий ГО, ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
  • проверка рисков при реализации планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • проверка функционирования объектов защиты в военное время и в условиях ЧС природного и техногенного характера;
  • исследование проблем защиты персонала и территорий от ЧС мирного и военного времени.

Учения и тренировки в ОО: комплексные учения, командно-штабные учения, штабные тренировки, тактико-специальные учения, объектовые тренировки.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Какие документы регламентируют тренировки по гражданской обороне

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами РФ, планируют и проводят мероприятия по действиям в ЧС и осуществляют подготовку своих работников в области ГО.

Тренировки регламентируют документы:

Тематика объектовых тренировок

Объектовые тренировки являются наиболее совершенной формой подготовки к действиям в условиях ЧС мирного и военного времени. В отличие от комплексного учения, на объектовой тренировке выполняются отдельные практические мероприятия, предусмотренные планом ОО по обеспечению безопасности в ЧС мирного и военного времени. К участию в тренировке привлекаются все сотрудники ОО и обучающиеся. Объектовые тренировки проводятся в соответствии с приказом и планом, разрабатываемом в ОО.

Примерная тематика объектовых тренировок:

ВАЖНО

Тренировка включает подготовительную часть и собственно общую тренировку по экстренной эвакуации всех находящихся в ОО из здания

  1. Действия при обнаружении подозрительных или посторонних предметов на территории ОО.
  2. Действия при угрозе террористического акта.
  3. Действия при совершении террористического акта с возникновением пожара.
  4. Действия при угрозе поражения аварийно-химическими опасными веществами, неизвестными химическими и биологическими средствами.
  5. Организация работы администрации и обучающихся ОО при обнаружении (получении) информации о разливе ртути.
  6. Организация работы администрации ОО и действия обучающихся при радиоактивном загрязнении территории.
  7. Действия при аварии на железнодорожном (автомобильном) транспорте с выбросом аварийно-химических опасных веществ.
  8. Организация работы администрации, действия обучающихся при возникновении в ОО пожара или другого стихийного бедствия.
  9. Организация и проведение эвакуации сотрудников, членов их семей в загородную зону. Действия личного состава команды (группы) охраны общественного порядка в пунктах сбора, на маршрутах движения при проведении эвакуации.
  10. Организация и проведение эвакуации постоянного состава и обучающихся в места временного размещения при угрозе чрезвычайной ситуации.

План проведения объектовой тренировки представлен в приложении.

Подготовительный этап тренировки

ЧЕК-ЛИСТ

Статья 52 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разъясняет понятие «иные работники образовательных организаций»:

  • должности инженерно-технических;
  • административно-хозяйственных;
  • производственных;
  • учебно-вспомогательных;
  • медицинских;
  • иных работников, осуществляющих вспомогательные функции

1. Инструктаж обучающихся.

Учителя и классные руководители проводят занятия с учениками и рассказывают о действиях в случае возникновения пожара. Ответственный – заместитель директора по воспитательной работе. Необходимо ознакомиться с планами эвакуации из ОО, с условиями прохождения лестничных площадок, лестниц, а также с состоянием аварийных выходов. Планы эвакуации расположены на каждом этаже здания ОО.

2. Инструктаж технического персонала ОО.

Заместитель руководителя ОО по административно-хозяйственной работе (далее – АХР) проводит дополнительный инструктаж иных работников ОО по их действиям в случае возникновения пожара, проверяет состояние запасных выходов из здания школы и средств пожаротушения. На этом занятии заместитель руководителя по АХР объясняет действия иных работников ОО с начала получения сигнала и во время проведения экстренной эвакуации.

3. Занятия с обучающимися по теме «Правила безопасного поведения в ЧС».

Занятия проводят классные руководители на классных часах и используют материал, который выдает администрация ОО. При этом классные руководители могут использовать свои методические материалы по действиям обучающихся в случае возникновения ЧС.

Подача сигнала на экстренную эвакуацию обучающихся (вариант)

Общий сигнал «Внимание всем!» определяет руководитель ОО. Сигнал подается через систему локального оповещения. Включается тревожная сигнализация или резервные сигналы:  автоматическая пожарная сигнализация. При неисправности автоматической пожарной сигнализации – электрический звонок (три коротких и один протяжный в течение 5–7 с), а при отсутствии электроснабжения – длительное звучание школьного колокола.

Учителя немедленно выполняют следующие действия: требуют полной тишины в классе; открывают двери учебного кабинета и выходят в коридор, не теряя из виду обучающихся, дожидаются речевого указания о последующих действиях.

Свободные от занятий педагоги, незадействованные в освобождении выходов из здания работники быстро направляются к кабинету руководителя для получения указаний об организации эвакуации.

ВАЖНО

Педагогические и иные работники немедленно эвакуируют обучающихся из здания ОО при появлении признаков пожара. Они выполняют эвакуацию самостоятельно, не ожидая дополнительных указаний

На этом этапе все выходы из здания ОО должны быть открыты, в т. ч. дополнительные створы парадного входа.

Ответственные:

  • заместитель руководителя по АХР;
  • школьный библиотекарь (запасный выход возле школьной библиотеки);
  • учителя физической культуры (запасный выход возле спортивного зала);
  • заместитель руководителя по безопасности (запасный выход возле кабинета педагога-психолога);
  • работники школьной столовой (выходные двери из помещения столовой).

К СВЕДЕНИЮ

Тренировка совместно с пожарными

Для большего обучающего эффекта тренировки по эвакуации целесообразно проводить во взаимодействии с пожарными расчетами. Например, пожарные демонстрируют в ходе тренировки действия по спасению человека, который из-за дыма и огня не может эвакуироваться самостоятельно. Спасаемый человек при этом привлекает внимание спасателей.

Такие практические тренировки необходимы для закрепления знаний, полученных на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, и для отработки практических навыков спасения при возникновении ЧС.

Для проведения объектовых тренировок требуется подготовка – занятия со всеми категориями участников тренировки.

Экстренная эвакуация обучающихся из здания ОО

В ходе основного этапа необходимо отработать действия учителей:

  1. Услышав речевое указание на экстренную эвакуацию обучающихся (может быть дополнительное указание, чтобы учащиеся оделись и собрали свои вещи), взять в руки классный журнал.
  2. Немедленно подать команду «Надеть средства индивидуальной защиты» (ватно-марлевые повязки), взять воду 0,5 л на каждого (хранится в каждом классе по количеству обучающихся или самого большого по численности обучающихся).
  3. Построить обучающихся в колонну по два человека перед дверью учебного кабинета.
  4. Проследить за построением, находясь во главе колонны, убедиться, что в ней присутствуют все ученики класса.
  5. Спокойным голосом объявить цель построения, а также напомнить о строгости соблюдения строя при движении по зданию.
  6. Начать движение ускоренным шагом к выходу из здания, указанному на схеме эвакуации из кабинета.
  7. Следовать указаниям администрации ОО и педагогов, которые осуществляют общее управление потоками эвакуируемых.

Часто сложно предопределить, какая обстановка может сложиться. Поэтому учителям необходимо быть готовыми к тому, чтобы самим принимать решения и действовать, исходя из сложившейся ситуации, определять самый короткий и безопасный маршрут движения.

Классным руководителям необходимо предусмотреть ситуацию, когда учащиеся могут оказаться в учебном кабинете без учителя. В таких случаях обязанности учителя должен взять на себя староста класса. Следовательно, его необходимо подготовить.

Здание имеет 5 выходов. Но обстановка может сложиться так, что в качестве выхода из здания придется использовать окна первого этажа. Такая ситуация потребует помощи юношей 9-11-х классов, чтобы оконные проемы преодолели обучающиеся младших классов и пожилые работниками.

Медицинскому работнику ОО и учителям, которые имеют медицинскую подготовку, необходимо быть готовыми оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Образец записки об эвакуации при ЧС (бланк хранится в классном журнале)

Построение и проверка наличия обучающихся

Покинувшие здание классы прибывают на площадку стадиона. Учителя определяют место построения класса в две шеренги, проверяют наличие обучающихся и заполняют записку об экстренной эвакуации класса (таблица). Затем подводят итоги: отмечают недостатки в действиях и поведении отдельных обучающихся, а также учеников, показавших себя с лучшей стороны.

Если кто-то из обучающихся отсутствует, то учитель немедленно докладывает об этом руководителю ОО. Также педагоги докладывают заместителю руководителя ОО о наличии в строю эвакуируемых учащихся. Заместители руководителя ОО докладывают о наличии обучающихся и педагогов руководителю.

Перечень документов

Все документы для подготовки и проведения занятий по действиям в ЧС администрация ОО готовит самостоятельно.

Примерный перечень документов для подготовки и проведения занятия по обучению педагогического коллектива и обучающихся действиям в чрезвычайной ситуации:

  1. Приказ о подготовке и проведении тренировки.
  2. План проведения тренировки.
  3. Календарный план подготовки и проведения тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других ЧС.
  4. Порядок проведения тренировки по экстренной эвакуации из здания ОО.
  5. Занятия с заместителями руководителя ОО и должностными лицами, задействованными в подготовке и проведении общешкольной тренировки по экстренной эвакуации из здания школы всех работников и обучающихся.
  6. Занятия с иными работниками школы по их действиям в случае возникновения пожара и других ЧС.
  7. Занятия с классными руководителями и учителями по их действиям в случае возникновения пожара и других ЧС.
  8. Материалы для проведения занятий с учащимися на классных часах по правилам поведения в ЧС, связанных с пожарами.
  9. Справка об итогах организации подготовки и проведения общешкольной тренировки по теме «Экстренная эвакуация обучающихся, педагогогических и иных работников из помещений ОО в случае возникновения пожара и других ЧС».
  10. Приказ об итогах подготовки и проведения тренировки


План проведения объектовой тренировки

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.