ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Как регулировать нагрузку по составлению отчетности

Елена Губанова, канд. пед. наук, проф. каф. менедж­мента и управления проектами ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования»
Главное в статье
  1. Подготовка отчетов снижает эффективность и качество выполнения обязанностей руководителями ОО, их заместителями и педагогами.
  2. Рабочая группа Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования предлагает, чтобы бюрократическую, отчетную работу взяли на себя учредители школ.
  3. Росстат проводит федеральное статистическое наблюдение в отношении ОО: представлен перечень форм.
  4. Для составления перечня отчетности на уровне ОО заместитель директора выявляет обязательные отчеты внутри ОО с точки зрения соблюдения правовых норм.

Актуальность проблемы

Вопрос о регулировании нагрузки по составлению отчетности в образовательной организации (далее – ОО) обсуждается достаточно активно на всех уровнях власти, причем не только имеющей прямое отношение к сфере образования. Причина такого повышенного внимания к этой проблеме понятна – подготовка отчетов, в т. ч. справок, статистической и аналитической информации, снижает эффективность и качество выполнения обязанностей, ведения основной деятельности руководителями ОО, их заместителями и педагогами.

ДОКУМЕНТ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к участникам образовательных отношений относит в т. ч. педагогических работников и их представителей (ч. 31 ст. 2)

Актуальность обращения к обозначенной проблеме не вызывает сомнений по ряду причин.

Во-первых, Минобрнауки России в 2012 г. предприняло попытку сократить объем и виды отчетности, которые предоставляет ОО (письмо Минобрнауки России от 12.09.2012 № ДЛ-150/08 «О сокращении объемов и видов отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями»).

Во-вторых, объем и виды отчетности стали предметом разговора (по причине поступающих обращений) на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, проходившего 23 декабря 2015 г. По результатам заседании Госсовета Президент РФ В.В. Путин предложил «максимально сократить административную, бумажную нагрузку на педагогов и ОО в целом».

Рабочая группа Госсовета предлагает, чтобы бюрократическую, отчетную работу взяли на себя прежде всего учредители школ. В большинстве случаев ими являются муниципальные, а также региональные организации органов власти.

Президент РФ В.В. Путин считает, что «следует также упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ. Соответствующие решения должны быть приняты как можно быстрее. Понятно, что в этой сфере, где речь идет о жизни и здоровье детей, строгий контроль, безусловно, необходим, но нужно организовать его таким образом, чтобы не мешать педагогам заниматься своим главным делом – учить ребят».

Становится очевидным, что в системе общего образования необходимо решать поставленную задачу – грамотное и эффективное управление на каждом его уровне.

СПРАВКА

Подробнее о заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования – на kremlin.ru

В рамках настоящей статьи обратим внимание на обязательные виды (формы) отчетности и предложим некоторые подходы к регулированию нагрузки по составлению отчетности участниками образовательных отношений, в частности, руководителем ОО и его заместителями, педагогами в отдельно взятой ОО. Ограничение обозначенного уровня связано с тем, что автор не имеет полномочий регулировать вопрос взаимодействия между ОО и ее учредителем по количеству предоставляемой отчетности.

Отметим только, что руководитель и его заместители при планировании своего рабочего графика должны предусматривать резерв времени на подготовку оперативной, внеплановой отчетности по запросу вышестоящих органов управления (например, учредителя). Последние, в свою очередь, – определять виды и сроки ее предоставления, т. е. предлагать циклограмму или информационную систему по сбору отчетности. Например, в системе образования г. Москвы действует АИС «Сводная отчетность системы образования г. Москвы».

Отчетность (собират.) – оправдательные документы, содержащие отчет о работе, о произведенных расходах. Это совокупность сведений о результатах и условиях работы ОО за определенный период времени, сгруппированная в установленном порядке.1

Педагог без согласования с руководителем ОО и (или) его заместителем не может предоставлять вовне какую-либо отчетную документацию, если только не является участником мероприятий (членом рабочей или творческой группы), проводимых по приказу вышестоящих органов, например, органом управления образованием, по результатам которого необходимо ее готовить.

Отчетность и ее назначение

К отчетности в ОО относятся: отчеты, доклады, справки, в т. ч. информационно-статистические, информационно-аналитические, записки и т. п.

vip.1obraz.ru

Образцы локальных нормативных документов для образовательной организации вы найдете в Справочной Системе «Образование». Получите демодоступ на vip.1obraz.ru

Полностью отказаться от ведения и подготовки отчетности нельзя, но минимизировать можно и нужно, т. к.:

  • есть законодательно установленная отчетность (статистическая, налоговая и др.);
  • данные отчетности используются внешними пользователями для оценки деятельности ОО, для проведения анализа в зависимости от направления деятельности, например, экономического, образовательной деятельности, планирования и прогнозирования, что в отдельных случаях составляет предмет законодательного нормативного регулирования;
  • один из основных инструментов внутреннего контроля и оценки деятельности ОО (самообследования, самоаудита);
  • источник информации об условиях и результатах деятельности структурных подразделений ОО на основе различных показателей и для принятия соответствующих управленческих решений.

Обязательная внешняя отчетность образовательной организации

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) содержит норму, согласно которой ОО предоставляет учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самообследования (п. 3. ч. 3 ст. 28).

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Росстат) проводится федеральное статистическое наблюдение в отношении ОО (ч. 2. ст. 6). Примеры форм Росстата представлены в таблице.

Примеры форм статистического наблюдения, которые установлены Росстатом

Формы статистического наблюденияПриказ Росстата об утверждении формы статистического наблюдения
85-К «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми»Приказ Росстата от 03.08.2015 № 357 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» (ред. от 03.12.2015)
№ 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате»
№ 57-Т «Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям»
№ П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников»Приказ Росстата от 24.09.2014 № 580 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» (с изм. и доп., вступ. в силу с отчета за январь – март 2016 г.)
№ 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»
№ ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»Приказ Росстата от 30.11.2015 № 594 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 „О мероприятиях по реализации государственной социальной политики“»
1-кадры «Сведения об обучении работников организаций»Приказ Росстата от 29.08.2013 № 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования»
1-ДОП «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей»Приказ Росстата от 02.10.2015 № 455 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей»
ОШ-2 «Сведения о финансировании и расходах учреждения, реализующего программы общего образования»Приказ Росстата от 14.01.2013 № 12 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений»
№ 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций»Приказ Росстата от 03.07.2015 № 296 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов»
ОШ-1 «Сведения об учреждении, реализующем программы общего образования»Приказ Росстата от 27.08.2012 № 466 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений»
83-РИК «Сведения о численности и составе работников учреждения, реализующего программы общего образования»
ОШ-9 «Сведения о допрофессиональной и профессиональной подготовке обучающихся 8–11 (12) классов в учреждении, реализующем программы общего образования»

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ОО (бюджетные и автономные) как налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 5 ч. 1 ст. 23).

Образовательные организации в качестве налоговых агентов представляют в налоговую инспекцию отчетность (на основании п. 4 ч. 3 ст. 24, ч. 5 ст. 174, ч. 2 ст. 230, ч. 3 ст. 289 Налогового кодекса РФ), в состав которой входят:

ЧЕК-ЛИСТ

При начислении оплаты труда работникам ОО осуществляет начисления и перечисляет средства в государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд социального страхования РФ

  • документы по тем налогам, которые ОО должна уплачивать;
  • документы, которые необходимы для контроля за правильностью начисления и уплаты налогов другими налогоплательщиками и налоговыми агентами.

К документам налоговой отчетности в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся:

  • налоговые декларации (ч. 1 ст. 80);
  • журналы учета счетов-фактур (ч. 3.1 ст. 169, ч. 5.2 ст. 174);
  • расчеты авансовых платежей по налогам, налоговым периодом для которых является календарный год (например, налог на имущество) (ч. 1 ст. 80);
  • сведения о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ; реестр сведений о доходах, выплаченных физическим лицам) (ч. 2 ст. 230).

Таким образом, представленный выше перечень видов и форм отчетности, которые в обязательном порядке должны быть подготовлены и сданы ОО в соответствующие органы, поможет руководителю в организации рациональной работы:

  • составление циклограмм, матриц;
  • распределение зон ответственности среди административной команды и др.

Указанная отчетность имеет строго установленную периодичность и сроки ее предоставления, а также позволит обеспечить выполнение норм действующего законодательства.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Поручение Президента РФ В.В. Путина

По итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования В.В. Путин подписал перечень поручений.

Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях принять меры:

по снижению административной нагрузки на ОО, в т. ч. путем сокращения контрольно-надзорных мероприятий;

по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в ОО, а также с подготовкой внутренней отчетности ОО.

Срок – 15 июня 2016 г.

Источник: kremlin.ru

Внутренняя отчетность образовательной организации

Другая ситуация складывается с внутренней отчетностью, ее составом и сроками предоставления.

Для составления перечня обязательной отчетности на уровне ОО заместитель руководителя проводит анализ нормативно-правовых документов и выявляет обязательные отчеты для подготовки с точки зрения соблюдения норм действующего законодательства к участникам образовательных отношений, например:

ВАЖНО

Обращаем внимание, что перечня обязательной отчетности на уровне ОО нет и не может быть, поэтому ОО самостоятельна в его формировании

Также заместитель директора учитывает документы, которые образуются в рамках жизнедеятельности ОО, корреляции с номенклатурой дел, должностными инструкциями. Так, номенклатура дел – один из основных документов (при их наличии) в ОО. В нем содержится информация о том, какие документы и в каком подразделении следует вести, кто с ними должен работать, где и в течение какого времени они должны храниться (п. 3.2.5 Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утв. приказом Главархива СССР от 25.05.1988 № 33).

Акцентируем внимание на следующем: при составлении номенклатуры дел в ОО необходимо учитывать, что номенклатура ограничивает перечень отчетной документации, требуемой от заместителей руководителей ОО и педагогов. Поэтому состав номенклатуры, в т. ч., будет определяться на основании анализа нормативно-правовых документов, информационно-аналитических материалов и методических рекомендаций, как указано выше.

К сведению

Виды отчетности в образовательной организации

Условная классификация видов отчетности ОО, в т. ч. и как экономического субъекта, может быть построена с учетом следующих критериев:

  • вид (статистическая, оперативная, бухгалтерская, налоговая);
  • назначение (государственная, специальная, внутренняя);
  • сроки составления и предоставления (нормативная, внутригодовая, годовая);
  • степень обобщения информации (первичная, сводная);
  • объем информации (общая, тематическая);
  • характер использования (внутренняя, внешняя) и др.

Для организации системной, плановой работы на институциональном уровне по подготовке и ведению отчетности участниками образовательных отношений, в первую очередь, руководитель ОО должен знать, какие ее виды и в какие сроки в обязательном порядке предоставляются вовне, а какие – входят в состав номенклатуры дел ОО.

Три шага для снижения нагрузки по подготовке отчетности

Что позволит снизить нагрузку по подготовке отчетности участникам образовательных отношений?

1-й шаг. Унифицированные формы отчетной документации

Форма должна быть составлена с учетом максимальной информативности и возможности занимать минимальное время на ее заполнение.

2-й шаг. Четкий перечень отчетности

В ОО по направлению деятельности, структурному подразделению, должности (например, педагога, педагога-психолога, педагога-логопеда, педагога-библиотекаря и др.) должен быть обоснованный и четкий перечень подготавливаемой ими отчетности с определенными сроками ее сдачи.

3-й шаг. Нормативно-правовое и организационное обеспечение

Грамотно выстроенная работа по нормативному правовому обеспечению на уровне ОО включает разработку соответствующих локальных нормативных актов, должностных инструкций и др.

Примеры локальных нормативных актов ОО:

Организационное обеспечение – это алгоритмизация деятельности участников образовательных отношений; исключение дублирования отчетов; унификация отчетной документации и подготовка шаблонов отчетов; наличие циклограммы подготовки и сдачи отчетов и т. п.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 14).

Бюджетные и автономные учреждения готовят отчеты в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33:

  1. Баланс государственного (муниципального) учреждения.
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности).
  3. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения.
  5. Сведения об остатках денежных средств учреждения.


1Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. classes.ru

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей