Все статьи номера
статья 12 из 25
Не прочитано
5
Май 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Урок в космическом школьном музее

Ольга Николаева, учитель физики ГБОУ г. Москвы «Школа № 1155»
Ирина Горбунова, учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы «Школа № 1155»
Главное в статье
  1. Специалисты Мемориального музея космонавтики им. С.П. Королева помогли создать экспозицию школьного музея.
  2. Учащиеся с 1-го по 11-й классы посещают тематические экскурсии в школьном космическом музее «Покорители Вселенной».
  3. Учителя разработали программу «Физика и космос» для уроков в космическом школьном музее «Покорители Вселенной».
  4. Педагоги проводят уроки биологии по теме «Растения в космосе» и физики по теме «Искусственные спутники Земли. Первый спутник» в музее.

Педагоги ГБОУ г. Москвы «Школа № 1155» (далее – школа № 1155) разработали и внедряют программу музейной педагогики по аэрокосмическому образованию. Учащиеся с 1-го по 11-й классы посещают тематические экскурсии в школьном космическом музее «Покорители Вселенной». Учителя на базе музея проводят уроки по физике, биологии, географии, с использованием экспонатов школьного музея – по истории и литературе, а также уроки природоведения в начальной школе.

СПРАВКА

Ученики 7-го класса в 2016 г. провели акцию «Переменка в музее». Во время школьных перемен они проводили экскурсии, отвечали на вопросы посетителей

Создание музея

Федерация космонавтики России (далее – ФКР) популяризирует космонавтику среди молодежи. ФКР с 2009 г. помогает школе № 1155 организовывать работу космического школьного музея «Покорители Вселенной». Экскурсии ведут ученики 7-9-х классов. Специалисты Мемориального музея космонавтики им. С.П. Королева помогли создать экспозиции.

Посетители школьного музея узнают об устройстве космических кораблей, орбитальных станций и космических скафандров.

Программа «Физика и космос»

Учителя создали программу «Физика и космос» для уроков в школьном музее. По этой программе они проводят занятия, например, по теме «Искусственные спутники Земли», «Первый спутник ПС-1» в 9-м или 10-м классах.

Программа «Физика и космос» реализуется в рамках проекта «Урок в Москве».

Цели уроков в школьном музее космонавтики:

  • познакомить учащихся с физическими явлениями и законами, которые являются основой космонавтики и космических полетов, на примере макетов и моделей космической техники музея;
  • развить навыки самостоятельной работы с путеводителем по музейной экспозиции;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к истории освоения космоса.

СПРАВКА

Ракета-носитель – аппарат, действующий по принципу реактивного движения. Выводит полезную нагрузку в космическое пространство: искусственные спутники Земли, космические корабли

Учащиеся работают в сопровождении учителя и экскурсовода. Путеводитель «Физика и космос» помогает им организовать самостоятельное изучение экспонатов музея, этапов разработки, создания и запусков космической техники. Школьники отправляются в путешествие по залам музея с путеводителем и самостоятельно ищут ответы на его вопросы. Вопросы составлены таким образом, что участники программы наиболее полно знакомятся с конструктивными особенностями первых спутников, функциями, которые выполняли спутники в период становления космонавтики, сравнивают техническое обеспечение ракет-носителей и первых спутников с современными ракетами-носителями и их полезной нагрузкой.

В завершение программы учащиеся обсуждают вопросы, предлагают формулировки самостоятельных выводов об использовании физических законов для освоения ближнего и дальнего космоса.

Учитель готовит учащихся к посещению музея и повторяет с ними темы «Движение по окружности», «Равномерное и равноускоренное движение», «Закон всемирного тяготения».

По окончании экскурсии учитель предлагает обучающимся домашнее задание – решить итоговый кроссворд из путеводителя. Продолжительность такой экскурсии – 45 мин.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первый искусственный спутник Земли

Спутник-1 – первый искусственный спутник Земли. Это советский космический аппарат, который запустили на орбиту 4 октября 1957 г.

Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник-1).

Запуск осуществлялся на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там». Впоследствии полигон получил наименование космодром «Байконур».

Создание искусственного спутника Земли возглавлял С.П. Королев. С ним работали ученые М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, Г.Ю. Максимов, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов, А.В. Бухтияров и др.

Дата запуска ПС-1 считается началом космической эры человечества.

В России отмечают памятный день Космических войск.

Уроки физики в космическом школьном музее

Учащиеся 9-х классов изучают тему «Искусственные спутники Земли. Первый спутник» на уроке в школьном космическом музее.

ВАЖНО

Проект «Урок в Москве» реализуется с 2013 г. по инициативе Департамента образования г. Москвы. Учителя организуют занятия для школьников на базе музеев, исторических объектов и предприятий

Ученики узнают на уроке, что искусственным спутником может стать любое тело, если ему сообщить достаточную скорость в горизонтальном направлении, изучают условия изменения первой космической скорости (7,9 км/с) в зависимости от высоты относительно поверхности Земли, историю запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г.

Учитель для проведения урока использует макет первого спутника и фрагмент фильма «Уроки из космоса. Механика» космонавта А.А. Сереброва из школьного музея.

Учитель для закрепления новых знаний проводит беседу по вопросам:

  1. По каким траекториям могут двигаться тела, брошенные с разными скоростями?
  2. Может ли служить примером движения по окружности движение спутников вокруг планет Солнечной системы?
  3. Если тело движется по окружности вокруг Земли, то какая сила удерживает его, не давая ему упасть?
  4. Что будет происходить с телом, если ему сообщить скорость меньше, чем первая космическая скорость? Если сообщить скорость больше?
  5. Почему космонавты говорят, что они не летают на космических станциях, а падают?
  6. Что нужно сделать, чтобы искусственный спутник был возвращаемым на Землю?
  7. Как производится запуск искусственного спутника Земли, с помощью каких устройств?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Александр Александрович Серебров (1944–2013 гг.)

Советский космонавт, Герой Советского Союза.

Четырежды побывал в космосе. До 1997 г. был рекордсменом по продолжительности полетов (более 372 суток).

В 1978 г. был зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на космических кораблях типа «Союз Т» и орбитальной станции «Салют».

Совершил полеты на космических кораблях «Союз Т-7», «Салют-7», «Союз Т-8», «Салют-7», «Союз ТМ-8» и «Союз ТМ-17». Участвовал в экспедициях на станцию «Мир».

Суммарный налет 372 суток 22 часа. На его счету 10 выходов в открытый космос. Превзошел эти рекорды лишь Анатолий Соловьев в 1997 г.

Ушел в отставку 10 мая 1995 г. Вел телепередачу «Уроки из космоса» для привлечения молодежи к космосу.

Урок биологии в космическом школьном музее

Ученики 6-х классов до урока биологии «Растения в космосе» готовятся к экскурсии и повторяют материал об условиях прорастания семян и условиях, необходимых для роста и развития растения.

СПРАВКА

Клиностат – прибор для опытов по физиологии растений. Устраняет одностороннее действие на растения некоторых факторов окружающей среды, главным образом силы тяжести и света

На уроке учитель рассказывает о целях выращивания растений на космических станциях. Он подчеркивает, что напряженная программа космических исследований, увеличение продолжительности пребывания человека на орбитальных станциях требуют от ученых создания совершенных систем жизнеобеспечения. В космических полетах важнейшим элементом таких систем становятся растения, которые способны поглощать выделяемый в процессе дыхания членов экипажа углекислый газ, синтезировать органические вещества, необходимые для питания, продуцировать кислород для дыхания космонавтов.

Учитель биологии знакомит учащихся с особенностями выращивания растений в условиях невесомости, исследованиях роста растений на Земле и космических станциях и перспективах развития этой отрасли биологии.

Педагог рассказывает, что в лабораторных условиях невесомость имитируется вращением горизонтально расположенных растений вокруг своей продольной оси с помощью особого прибора – клиностата, который исключает одностороннее действие гравитационного поля.

Растение, вращаемое на клиностате, испытывает влияние земного притяжения, но не с одной стороны, а с разных. Поэтому оно растет горизонтально. Без вращения корень изгибается вниз, а стебель – вверх.

Урок может стать начальным этапом школьных ученических проектов по биологии как в 6-м классе, так и в 8-10-х классах при углубленном изучении предмета.

Примеры тем для самостоятельного исследования:

  1. Выращивание растений в условиях мини-оранжерей.
  2. Определение видов растений, наиболее подходящих для выращивания в космосе.
  3. Исследование всхожести и жизнеспособности растений и др.
Астрономическое и аэрокосмическое школьное образование
№ 5, 2016
Локальный нормативный акт об организации обучения детей с ОВЗ