
Урок в космическом школьном музее
- Специалисты Мемориального музея космонавтики им. С.П. Королева помогли создать экспозицию школьного музея.
- Учащиеся с 1-го по 11-й классы посещают тематические экскурсии в школьном космическом музее «Покорители Вселенной».
- Учителя разработали программу «Физика и космос» для уроков в космическом школьном музее «Покорители Вселенной».
- Педагоги проводят уроки биологии по теме «Растения в космосе» и физики по теме «Искусственные спутники Земли. Первый спутник» в музее.
Педагоги ГБОУ г. Москвы «Школа № 1155» (далее – школа № 1155) разработали и внедряют программу музейной педагогики по аэрокосмическому образованию. Учащиеся с 1-го по 11-й классы посещают тематические экскурсии в школьном космическом музее «Покорители Вселенной». Учителя на базе музея проводят уроки по физике, биологии, географии, с использованием экспонатов школьного музея – по истории и литературе, а также уроки природоведения в начальной школе.

СПРАВКА
Ученики 7-го класса в 2016 г. провели акцию «Переменка в музее». Во время школьных перемен они проводили экскурсии, отвечали на вопросы посетителей
Создание музея
Федерация космонавтики России (далее – ФКР) популяризирует космонавтику среди молодежи. ФКР с 2009 г. помогает школе № 1155 организовывать работу космического школьного музея «Покорители Вселенной». Экскурсии ведут ученики 7-9-х классов. Специалисты Мемориального музея космонавтики им. С.П. Королева помогли создать экспозиции.
Посетители школьного музея узнают об устройстве космических кораблей, орбитальных станций и космических скафандров.
Программа «Физика и космос»
Учителя создали программу «Физика и космос» для уроков в школьном музее. По этой программе они проводят занятия, например, по теме «Искусственные спутники Земли», «Первый спутник ПС-1» в 9-м или 10-м классах.
Программа «Физика и космос» реализуется в рамках проекта «Урок в Москве».
Цели уроков в школьном музее космонавтики:
- познакомить учащихся с физическими явлениями и законами, которые являются основой космонавтики и космических полетов, на примере макетов и моделей космической техники музея;
- развить навыки самостоятельной работы с путеводителем по музейной экспозиции;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к истории освоения космоса.

СПРАВКА
Ракета-носитель – аппарат, действующий по принципу реактивного движения. Выводит полезную нагрузку в космическое пространство: искусственные спутники Земли, космические корабли
Учащиеся работают в сопровождении учителя и экскурсовода. Путеводитель «Физика и космос» помогает им организовать самостоятельное изучение экспонатов музея, этапов разработки, создания и запусков космической техники. Школьники отправляются в путешествие по залам музея с путеводителем и самостоятельно ищут ответы на его вопросы. Вопросы составлены таким образом, что участники программы наиболее полно знакомятся с конструктивными особенностями первых спутников, функциями, которые выполняли спутники в период становления космонавтики, сравнивают техническое обеспечение ракет-носителей и первых спутников с современными ракетами-носителями и их полезной нагрузкой.
В завершение программы учащиеся обсуждают вопросы, предлагают формулировки самостоятельных выводов об использовании физических законов для освоения ближнего и дальнего космоса.
Учитель готовит учащихся к посещению музея и повторяет с ними темы «Движение по окружности», «Равномерное и равноускоренное движение», «Закон всемирного тяготения».
По окончании экскурсии учитель предлагает обучающимся домашнее задание – решить итоговый кроссворд из путеводителя. Продолжительность такой экскурсии – 45 мин.
Первый искусственный спутник Земли
Спутник-1 – первый искусственный спутник Земли. Это советский космический аппарат, который запустили на орбиту 4 октября 1957 г.
Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник-1).
Запуск осуществлялся на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там». Впоследствии полигон получил наименование космодром «Байконур».
Создание искусственного спутника Земли возглавлял С.П. Королев. С ним работали ученые М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, Г.Ю. Максимов, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов, А.В. Бухтияров и др.
Дата запуска ПС-1 считается началом космической эры человечества.
В России отмечают памятный день Космических войск.
Уроки физики в космическом школьном музее
Учащиеся 9-х классов изучают тему «Искусственные спутники Земли. Первый спутник» на уроке в школьном космическом музее.

ВАЖНО
Проект «Урок в Москве» реализуется с 2013 г. по инициативе Департамента образования г. Москвы. Учителя организуют занятия для школьников на базе музеев, исторических объектов и предприятий
Ученики узнают на уроке, что искусственным спутником может стать любое тело, если ему сообщить достаточную скорость в горизонтальном направлении, изучают условия изменения первой космической скорости (7,9 км/с) в зависимости от высоты относительно поверхности Земли, историю запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г.
Учитель для проведения урока использует макет первого спутника и фрагмент фильма «Уроки из космоса. Механика» космонавта А.А. Сереброва из школьного музея.
Учитель для закрепления новых знаний проводит беседу по вопросам:
- По каким траекториям могут двигаться тела, брошенные с разными скоростями?
- Может ли служить примером движения по окружности движение спутников вокруг планет Солнечной системы?
- Если тело движется по окружности вокруг Земли, то какая сила удерживает его, не давая ему упасть?
- Что будет происходить с телом, если ему сообщить скорость меньше, чем первая космическая скорость? Если сообщить скорость больше?
- Почему космонавты говорят, что они не летают на космических станциях, а падают?
- Что нужно сделать, чтобы искусственный спутник был возвращаемым на Землю?
- Как производится запуск искусственного спутника Земли, с помощью каких устройств?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Александр Александрович Серебров (1944–2013 гг.)
Советский космонавт, Герой Советского Союза.
Четырежды побывал в космосе. До 1997 г. был рекордсменом по продолжительности полетов (более 372 суток).
В 1978 г. был зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на космических кораблях типа «Союз Т» и орбитальной станции «Салют».
Совершил полеты на космических кораблях «Союз Т-7», «Салют-7», «Союз Т-8», «Салют-7», «Союз ТМ-8» и «Союз ТМ-17». Участвовал в экспедициях на станцию «Мир».
Суммарный налет 372 суток 22 часа. На его счету 10 выходов в открытый космос. Превзошел эти рекорды лишь Анатолий Соловьев в 1997 г.
Ушел в отставку 10 мая 1995 г. Вел телепередачу «Уроки из космоса» для привлечения молодежи к космосу.
Урок биологии в космическом школьном музее
Ученики 6-х классов до урока биологии «Растения в космосе» готовятся к экскурсии и повторяют материал об условиях прорастания семян и условиях, необходимых для роста и развития растения.

СПРАВКА
Клиностат – прибор для опытов по физиологии растений. Устраняет одностороннее действие на растения некоторых факторов окружающей среды, главным образом силы тяжести и света
На уроке учитель рассказывает о целях выращивания растений на космических станциях. Он подчеркивает, что напряженная программа космических исследований, увеличение продолжительности пребывания человека на орбитальных станциях требуют от ученых создания совершенных систем жизнеобеспечения. В космических полетах важнейшим элементом таких систем становятся растения, которые способны поглощать выделяемый в процессе дыхания членов экипажа углекислый газ, синтезировать органические вещества, необходимые для питания, продуцировать кислород для дыхания космонавтов.
Учитель биологии знакомит учащихся с особенностями выращивания растений в условиях невесомости, исследованиях роста растений на Земле и космических станциях и перспективах развития этой отрасли биологии.
Педагог рассказывает, что в лабораторных условиях невесомость имитируется вращением горизонтально расположенных растений вокруг своей продольной оси с помощью особого прибора – клиностата, который исключает одностороннее действие гравитационного поля.
Растение, вращаемое на клиностате, испытывает влияние земного притяжения, но не с одной стороны, а с разных. Поэтому оно растет горизонтально. Без вращения корень изгибается вниз, а стебель – вверх.
Урок может стать начальным этапом школьных ученических проектов по биологии как в 6-м классе, так и в 8-10-х классах при углубленном изучении предмета.
Примеры тем для самостоятельного исследования:
- Выращивание растений в условиях мини-оранжерей.
- Определение видов растений, наиболее подходящих для выращивания в космосе.
- Исследование всхожести и жизнеспособности растений и др.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА