
Астрономическое и аэрокосмическое школьное образование
- Аэрокосмическое образование помогает педагогам формировать знания учеников о покорении космоса и развивать одаренных учащихся.
- Педагоги проводят конкурс «Через тернии к звездам», занятия курса «Азбука созвездий» и др.
- Качественное профильное обучение школа реализует в партнерстве с вузами и предприятиями космической отрасли.
- В профильном летнем лагере учащиеся изучают теорию космических полетов и устройство космических кораблей.
Администрация и педагоги ГБОУ г. Москвы «Школа № 1155» (далее – школа № 1155) организовали предпрофильное и профильное обучение в сфере аэрокосмического образования. Это направление работы помогает учителям восполнить пробелы учащихся в знаниях об истории покорения космоса, выявить наиболее способных и высокомотивированных учащихся и подготовить участников городских, всероссийских и международных научно-технических конференций, олимпиад, выставок. В школе № 1155 обучают будущих специалистов авиационно-космической промышленности.
в России заняли учащиеся школы № 1155 по итогам
3-го чемпионата команд по проектированию, конструированию и запуску школьных спутников
Для этого педагоги:
- вводят элементы аэрокосмического образования учащихся, начиная с начальных классов;
- развивают и поддерживают познавательный интерес учащихся к исследованиям космоса, истории космонавтики, космической техники, естественно-научным предметам.
Социальное партнерство
Администрация школы № 1155 для успешного профильного образования учащихся организует социальное партнерство с образовательными организациями высшего профессионального образования, Федерацией космонавтики России, предприятиями космической отрасли, музеями космонавтики.
Наиболее активный партнер школы № 1155 – МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (далее – МАТИ). Учащиеся занимаются в Центре довузовской подготовки. МАТИ организует конкурс проектных и исследовательских работ по астрономии и космонавтике «Через тернии к звездам», в т. ч. на базе школы № 1155. Учащиеся ежегодно участвуют в конкурсе «Инженерный старт». Преподаватели консультируют учащихся при подготовке проектов. В 2015 г. в этом конкурсе ученица школы № 1155 получила дипломы 1-й степени в двух номинациях.

ВАЖНО
Космонавт В.В. Коваленок, дважды Герой Советского Союза, часто приезжает в школу № 1155 для проведения круглых столов с учащимися
Одним из социальных партнеров стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (далее – МГУ). При поддержке Федерального космического агентства (Роскосмос) МГУ реализует инновационный научно-образовательный проект по запуску школьных спутников и молодежный образовательный проект «Воздушно-инженерная школа».
CanSat – модель микроспутника (350 г). Элементы спутника вмещаются в банку объемом 0,5 л. Такой спутник запускается ракетой или сбрасывается с вертолета. За время спуска на парашюте спутник передает полезную информацию. Ученики школы № 1155 – постоянные участники, призеры и победители конкурса по запуску CanSat.
Другим социальным партнером является Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (далее – МГТУ им. Н.Э. Баумана), который проводит олимпиаду «Шаг в будущее». Ежегодно учащиеся школы № 1155 участвуют в секции «Космонавтика». Также старшеклассники занимаются на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана по программе «Техника космического полета».
Еще один социальный партнер – аэрокосмический факультет ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (далее – МАИ).
Педагоги МАИ проводят в лабораториях практические занятия и лекции для старшеклассников. Преподаватели вуза в школе № 1155 внедряют курс «Перспективные направления развития космической техники».

СПРАВКА
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 24.03.2015 № 266 МАТИ присоединен к МАИ как структурное подразделение
Школа № 1155 продуктивно взаимодействует с Федерацией космонавтики России (далее – ФКР), которая помогает в проведении городского конкурса проектных и исследовательских работ по астрономии и космонавтике «Через тернии к звездам». ФКР предоставляет награды для победителей конкурса: дипломы Гагарина ФКР, дипломы Титова ФКР, Почетную грамоту ФКР.
Также в рамках социального партнерства педагоги дополнительного образования отдела астрономии и космонавтики государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения г. Москвы «Воробьевы горы» проводят для обучающихся школы № 1155 занятия по программам:
- «Олимпиадная астрономия»,
- «Космос становится ближе»;
- «Космонавтика: шаг в профессию».
Результат социального партнерства – высокий процент поступления выпускников школы № 1155 в МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАТИ, МАИ и в Московский государственный технический университет гражданской авиации (далее – МГТУ ГА). Результаты поступления учащихся в 2015 г. можно увидеть на диаграмме.
Поступление учащихся физико-математического класса в вузы (2015 г.)

Сотрудничество с предприятиями космической отрасли
Администрация и педагоги школы № 1155 сотрудничают с Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева (далее – ГКНПЦ Хруничева). Основная продукция ГКНПЦ Хруничева – ракеты-носители (далее – РН) семейства «Протон» и разгонные блоки к ним. Ведется разработка перспективного семейства РН «Ангара» «Космос-3 М», «Протон-К».
Школа № 1155 сотрудничает с крупным конструкторским и научно-производственным предприятием «НПО им. С.А. Лавочкина», которое проектирует, изготавливает и испытывает ключевые автоматические космические аппараты для научных исследований. Например, «Резонанс» предназначен для исследований взаимодействия электромагнитных волн и частиц в магнитосфере Земли.
Формы работы
Администрация школы № 1155 успешно интегрировала астрономическое и аэрокосмическое образование в образовательную деятельность на уровне среднего общего образования: учащиеся 10-11-х классов обучаются по программе «Авиационно-технический курс с первоначальной летной подготовкой». Программу разработали и внедряют специалисты МГТУ им. Н.Э. Баумана.

СПРАВКА
Учащиеся анализируют снимки поверхности Земли и обрабатывают их в программе ScanMagic Pro
Обучающиеся из физико-математического класса изучают аэродинамику, воздушную навигацию, основы конструкции летательных аппаратов, основы конструкции двигателей, астронавигацию, авиационное и радиоэлектронное оборудование. Ученики из социально-гуманитарного класса знакомятся с археоастрономией, космическим театром, космической журналистикой и психологией.
Программа «Авиационно-технический курс с первоначальной летной подготовкой» реализуется в очно-заочном дистанционном режиме. Очные занятия проходят в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Педагоги школы № 1155 для учащихся 6-10-х классов разработали и внедряют программу внеурочной деятельности по географии «Основы обработки данных, полученных в результате дистанционного зондирования Земли». На внеурочных занятиях учащиеся узнают методы дистанционного зондирования; формы получения информации, ее корректировки. Они осваивают программу ScanMagic Pro.
Ученики просматривают изображения с произвольным цветосинтезом, контрастированием и масштабированием, делают географическую привязку изображений, в т. ч. по орбитальным элементам спутника, корректируют изображения с использованием опорных точек местности, а также импортируют и накладывают на изображение географические карты. После этого экспортируют исходные и трансформированные изображения в стандартные графические и ГИС-форматы и др.
Программа элективного курса «Азбука созвездий» составлена учителями школы № 1155 для учащихся 5-х классов с опорой на знания по предмету «Природоведение». Эту программу можно повторить с учащимися 7-9-х классов при изучении предмета «Астрономия».

ЧЕК-ЛИСТ
Экскурсии для обучающихся:
- музей К.Э. Циолковского в г. Калуге;
- дом-музей С.П. Королева в г. Москве;
- предприятие ГКНПЦ Хруничева;
- аэрокосмический факультет МАИ;
- кафедра ракетостроения МАТИ и др.
Цели и задачи элективного курса «Азбука созвездий»:
- развить знания о звездном небе;
- изучить историю названий созвездий и звезд;
- научить астрономическим способам ориентирования на местности;
- сформировать представление о небесной сфере, ее линиях и точках;
- сформировать представления о космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца и вращении Земли вокруг своей оси, об их следствиях и др.
Учителя математики для учащихся 5-11-х классов создали банк задач с аэрокосмической и астрономической тематикой.
В школе № 1155 работают кружки технического творчества. Учащиеся конструируют макеты космической техники из различных материалов. На кружке ракетостроения (предмет «Технология») учащиеся 7-го класса строят: копию модели ракеты К.Э. Циолковского; модель ракеты «Восток» и первого спутника Земли; весы для определения веса на планетах Солнечной системы; модель транспортного корабля «Прогресс».
Конкурс «Через тернии к звездам»
С 2012 г. на базе школы № 1155 ежегодно проходит городской конкурс проектных и исследовательских работ «Через тернии к звездам». Конкурс мотивирует учащихся изучать историю и достижения отечественной космонавтики и астрономии. Конкурсные испытания раскрывают творческий потенциал обучающихся и развивают навыки самостоятельного исследования.
Авторы исследовательских работ представляют жюри свои проекты. В конкурсе участвуют школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Юбилейного, Тамбова, Красногорска, Гусь-Хрустального, Королева и др.
Тематика работ:
- Техническое направление, в т. ч. технический проект с моделью, макетом.
- Исторический реферат, в т. ч. с копией исторической модели.
- Технический реферат, в т. ч. подтвержденный моделью.
- Медико-биологическое направление.
- Литературное направление, в т. ч. русский космизм в поэзии.
- Прикладное художественное творчество.
- Образовательно-игровой проект.
Работы могут быть по астрономии, истории ракетной техники, о космических путешествиях, о жизни на орбите. Возраст исследователей – 7–18 лет. Защита работ проводится для старших классов – на базе МАТИ, для 1-8-х классов – на базе школы № 1155.

К СВЕДЕНИЮ
Традиционные встречи с космонавтами
Администрация школы № 1155 организует для участников конкурса встречи с космонавтами. Гостями конкурса в течение ряда лет были:
- Владимир Васильевич Коваленок, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, президент Федерации космонавтики России, д-р воен. наук, проф.;
- Александр Александрович Серебров, Герой Советского Союза;
- Дмитрий Юрьевич Кондратьев, Герой России;
- Федор Николаевич Юрчихин, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт;
- Сергей Викторович Залетин, Герой России, летчик-космонавт;
- Олег Викторович Новицкий, Герой России, летчик-космонавт;
- Игорь Петрович Волк, Герой Советского Союза, летчик-космонавт.
Городской профильный лагерь
Педагоги школы № 1155 разработали программу профильного лагеря для учащихся 5-8-х классов и реализовали ее при поддержке отдела музейной педагогики Мемориального музея космонавтики им. С.П. Королева и МАТИ.

ЧЕК-ЛИСТ
В программе лагеря:
- ракетомоделизм;
- получение и обработка снимков из космоса;
- запуски моделей ракет;
- посещение Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина;
- экскурсия в ракетно-космическую корпорацию «Энергия» и др.
Цель лагеря – показать роль России в освоении космоса, раскрыть суть профессии космонавта, конструктора, ученого, повысить техническую грамотность учащихся, помочь с определением жизненной позиции и перспективами профессиональной деятельности.
Программа формирует представления о теории космических полетов, космической астрономии и навигации, устройствах и основных принципах работы космических кораблей и орбитальных станций, космических скафандров, знакомит с методиками работы в открытом космосе.
Участники профильного лагеря используют технические средства, чтобы получить и обработать информацию. Педагоги формируют у обучающихся пользовательские навыки работы с компьютером: с текстовыми и графическими редакторами, информационными сетями, с источниками информации. Учащиеся осваивают видео- и фотоаппаратуру и повышают эстетический уровень своих работ. Они конструируют макеты космической техники из различных материалов.
Аэрокосмическая наука и космонавтика связаны со всеми сферами человеческой деятельности: передовыми технологиями, техникой, автоматикой и информационно-коммуникационными технологиями, физикой и географией, биологией и медициной, литературой и искусством. Именно поэтому программа аэрокосмического образования сегодня особенно актуальна.

К СВЕДЕНИЮ