Общее образование Московской области

В регионе реализуется государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014—2018 гг. по ряду направлений.
Внедрение ФГОС общего образования
В 2010/11 уч. г. 97 школ апробировали федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) начального общего образования. Механизм внедрения отработан в разных условиях (от гимназий до малокомплектных сельских школ), определены пути выхода из затруднительных ситуаций, созданы рекомендации. Отличительная особенность региона — бюджетное финансирование 10 ч внеурочной деятельности в начальных классах.
В 2015 г. охват ФГОС общего образования достиг 100% обучающихся начальной школы и 100% обучающихся 5-х классов. В настоящее время ФГОС основного общего образования внедрен в 721 школе в 6-х классах. В 180 из них — в 7-х классах, в 22 — в 8-х классах.
Электронный мониторинг качества образования
семинара
посвящено введению ФГОС общего образования
Единая управленческая информационная система региона сравнивает муниципалитеты и ОО. Для мониторинга создано 1379 школьных и 68 муниципальных рабочих кабинетов. База данных рейтингования включает более 400 показателей (кадровый потенциал, условия обучения, здоровье обучающихся, результаты обучения и др.).
В 2015 г. составлен рейтинг 100 лучших ОО с применением кластерной модели анализа образовательных результатов. В 2015/16 уч. г. первые десять школ в рейтинге получили по 1 млн руб. на приобретение оборудования. Остальные 90 школ — по 500 тыс. руб.
Поддержка одаренных детей
Регион входит в тройку лучших по количеству призовых мест учащихся 9-11-х классов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее — ВсОШ) и на международных олимпиадах. В 2015 г. количество участников регионального этапа ВсОШ — 3903 чел., из них 602 чел. — победители и призеры.
240 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов в 2015 г. получили премии по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи» за счет средств бюджета. Объем выплаченных средств — 9 млн 30 тыс. руб.
По результатам олимпиадных циклов 2015 г. область входит в число сильнейших. В 2015 г. из 214 участников ВсОШ 65 чел. стали победителями и призерами и заняли 72 призовых места. Для сравнения: в 2014 г. — 61 чел. и 67 мест.
Инновационная деятельность школ и повышение квалификации педагогов
В 46% школ реализуют инновационные образовательные проекты на конкурсной основе. Такие ОО получают поддержку из бюджетных средств региона — им поставляется учебное оборудование на 1 млн руб.
Главное условие конкурса — практико-ориентированные результаты:
школ
имеют статус региональных инновационных площадок
- развивающая и технологичная образовательная среда;
- качество образования в школах, работающих в сложном социальном контексте;
- социализация обучающихся по адаптированной основной образовательной программе;
- воспитание и социализация обучающихся;
- развитие профессиональных сообществ педагогов.
Отдельные направления деятельности региональных инновационных площадок (далее — РИП) представлены на рисунке. Перечень мероприятий РИП размещен в онлайн-календаре. Работает общедоступная база научно-педагогических инноваций школ на портале «Модернизация образования Московской области» (innovation.momos.ru).

Действует реестр учебных модулей и персонифицированная база данных для отслеживания индивидуальных профессиональных запросов работников системы образования.
Вырос уровень профессионализма руководителей и педагогов в проектировании основных образовательных программ. Более 70% руководителей и педагогических работников прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС общего образования.
Информационное сопровождение модернизации образования
Более 65% муниципальных образований Московской области ежегодно утверждают медиапланы сопровождения модернизации образования, регулярно размещают электронные и печатные публикации, видео- и радиоматериалы в средствах массовой информации о событиях в системе образования. Доля школ, взаимодействующих с родителями через реальные и виртуальные переговорные площадки, превысила 16%. Виды взаимодействия: форум на сайте ОО, общественная родительская организация, лекторий, семинар и др.
В мае 2015 г. правительство Московской области создало единую информационную систему учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся «Школьный портал». Это услуги электронного дневника, предоставление информации о школах и учебных планах, успеваемости обучающихся, домашних заданиях.
В 2016 г. планируется развитие сервисов электронных учебников и электронных образовательных ресурсов.
В перспективе — создание социальных сетей, общедоступных баз данных для распространения лучших педагогических практик и инновационных образовательных проектов.
Регион в цифрах
72 специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты | 94 тыс. педагогов | 1376 дневных школ | 1,035 млн обучающихся и воспитанников |
