ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2016года
Дополнительное образование
Программы и курсы

Темы эссе на литературном семинаре и итоговое сочинение

Главное в статье

1. Планирование тем руководителем литературного семинара повышает эффективность достижения образовательных результатов.

2. Написание эссе на литературном семинаре и подготовка к итоговому сочинению организованы по тождественным темам.

Александр Торопцев, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», член Союза писателей России

Использование тем итогового сочинения

Литературные семинары не только помогают старшекласснику понять себя, выбрать профессию. Они готовят к итоговому сочинению. Руководитель литературного семинара в цепочку тем может включить тематические направления итоговых сочинений предыдущих лет.

Ежегодно Рособрнадзор публикует открытые тематические направления для итогового сочинения. Они разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Рассмотрим содержание тематических направлений итоговых сочинений 2015/16 учебного года.

«Время»

Историческая и философская категория. Взаимодействие сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом»

Важнейшая ценность бытия, уходит корнями в далекое прошлое. Продолжает оставаться нравственной опорой в жизни. Многозначность понятия позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь»

Любовь родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Любовь как высокое явление, облагораживающее и возвышающее человека. Ее светлые и трагические стороны.

«Путь»

Конкретное и символическое значение понятия, его нравственное и философское осмысление. Диапазон размышлений: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы»

Документ

Письмо Рособрнадзора от 01.10.2015 № 02–448 «О направлении уточненных редакций методических материалов, регламентирующих проведение итогового сочинения (изложения) в 2015–2016 учебном году» поможет планировать цепочки тем

Направление связано с проводимым в 2015 г. в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена. Обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Требует от выпускника наличия читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Главными при планировании тем становятся следующие вопросы: «Зачем нужны темы сочинений?» и «Можно ли создать программу тем для литературного семинара в школе?». Программа – не жесткая схема, а руководство к действию. Следующая цепочка базовых тем позволяет экспериментировать: Семья – Школа – Дружба – Малая родина – Родина – Земной шар – Профессия.

Тема «Семья» на литературном семинаре

Это веер тем: возникновение рода, гордость за достижения, роль в истории государства…

Учащаяся написала рассказ о том, как один из ее предков участвовал в деле восшествия на престол Елизаветы II. Люди невзрослого возраста очень любят гордиться. Это нормальное качество для подростка. Участник семинара с гордостью пишет: «Один мой дед строил Байконур. А другой – нефте- и газопроводы».

Варианты формулировок тем:

  • Мой брат – солдат (инженер, бухгалтер, экономист, летчик…). Почему мой брат выбрал профессию военного?
  • Бабушкин сундук.
  • Фотография.
  • Ордена и другие знаки отличия любого члена семьи.
  • Старый дом, который пора сносить.
  • Почему семью называют ячейкой общества?
  • Прав ли автор высказывания: «Если порядок в государстве покоится на суждениях семьи, оно достигнет владычества <…>, если порядок в государстве покоится на суждениях чиновников, оно будет могущественным; если порядок в государстве покоится только на суждениях правителя, оно ослабеет» (Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Перевод Л. С. Переломова. М., 1993. С. 166). Если не прав, то почему?

К сведению

Сочинение про бабушкин сундук

Тема – это не название произведения. Ее можно художественно разрабатывать в разных жанрах и литературных направлениях: от реалистических до авангардистских.

Тема «Бабушкин сундук» включена в объемную тему «Семья». Далеко не все ученики 12-17-летнего возраста видели сундук. Мало кто знает, зачем он нужен. Но когда им объяснишь, что сундук – это весточка из прошлого твоего рода, твоей семьи, что роль сундука может сыграть любой предмет, учащиеся включаются в работу. Они пишут реалистические, исторические, лирические рассказы, эссе вперемежку с фантастикой, стихи… Тема – это дверь в некое пространство, в котором каждый писатель может найти свой путь.

Темы из цепочки тем проникают друг в друга в конкретном произведении.

Тема «Школа»

Важно чувствовать соединство таких понятий, как патриотизм, любовь к учителю – и художественно воплощать в сочинениях любовь и патриотизм. Важно настраивать учеников именно на художественную значимость их произведений. Дети любят искренно. И пишут о своей любви тоже искренно.

Варианты формулировок тем:

  • Школа должна учить жить, а не просто вкладывать в учеников знания.
  • Учитель всегда прав, даже если он не прав?
  • Школа – это первое серьезное общественное учреждение, в котором человек убеждается в истинности мысли Аристотеля Стагирита: «Человек – существо общественное».
  • Труднее всего – догонять самого себя. Сегодня урок не выучил, завтра придется учить два урока.
  • Завтра в школу (после больших каникул, после болезни, после перехода в другую школу).
  • Школа должна научить человека учиться: жить, работать, общаться с людьми, заниматься самообразованием.

Тема «Дружба»

Тема близка людям, достигшим двенадцатилетнего возраста. Но вместе с тем особенно сложна. Поэтому участники семинара проявляют к ней повышенный интерес и охотно пишут новеллы, посвященные теме дружбы.

Варианты формулировок тем:

  • Родителей не выбирают, а друзей?
  • Люди говорят, что другом может стать только один человек, остальные могут быть лишь приятелями. Правы ли они?
  • Что можно простить настоящему другу?
  • Друг познается в беде, но друг познается и в счастье!

Тема «Малая родина»

Большие города рождают крупных ученых, политиков, бизнесменов, а малая родина – великих писателей, художников, музыкантов. Не прочувствуешь свою малую родину – ничего не прочувствуешь и не сотворишь. Деревня, небольшой городок, улица (когда-то знаменитые дворы), школа, друзья – это малая родина.

Варианты формулировок тем:

  • Ближайшая от моего дома церковь.
  • Самое известное здание в окрестности.
  • Речка, озеро (любой другой пленэр).
  • История моей улицы.

Тема «Родина»

ВАЖНО!

Когда у обучающихся спрашиваешь:

– Вы любите Россию?

– Да! – хором отвечают все.

– А вы уважаете Россию?

– Да! – дружно вторят они.

– А за что вы уважаете нашу Родину? Чем гордитесь?

На эти вопросы руководитель семинара слышит примитивные ответы. Поэтому теме «Родина» следует уделить особое внимание

Россия за полторы тысячи лет совершила минимум 15 подвигов планетарного масштаба. Любить можно «просто так». А вот уважать, гордиться можно, только зная за что. Гордиться фактом, скажем, победой русского воинства на поле Куликовом. А можно и явлением планетарного масштаба, например, историей русской иконописи. Или русской литературой. И факт, и событие, и явление могут стать темой для литературного осмысления.

Варианты формулировок тем:

  • Родина будет богатой и сильной, если все ее граждане будут богатыми и сильными. Или этого недостаточно?
  • В чем сила моей Родины?
  • Почему я горжусь своей Родиной?
  • Подвиги моей Родины, которыми может гордиться любой россиянин.

Тема «Земной шар»

Земной шар – единый социально-психологический и социально-политический организм. Работы Н. Д. Зелинского, В.И. Вернадского вплотную приблизили нас к проблемам планеты и человечества. Поэтому 1-я тема может быть такой: «Земной шар – единый организм».

2-я тема: «Люди разные, а ведут себя очень похоже». Говоря о базовой теме «Земной шар», важно помнить сдвоенный императив: «Несмотря на то, что каждый человек индивидуален, в людях гораздо больше общего, чем частного. Несмотря на то, что в людях гораздо больше общего, чем частного, каждый человек индивидуален и уникален». Предлагаем литературную игру. Например, кто-то отдыхал с родителями за границей – и вдруг увидел сценку, которая напомнила ему сценку в его родном дворе, деревне и т. д.

3-я тема: «Земной шар – очень-очень хрупкий, его надо беречь». Земной шар – един и велик. Это знали, чувствовали и понимали люди в эпоху мудрых, то есть в VIII–III вв. до н. э. Но в наше время все мы поняли, что земной шар – очень-очень хрупкий, его надо беречь.

4-я тема: «Приживется ли человек, человечество на других планетах?». Не так давно американские ученые провели опыты «по пересадке людей». Они перевозили разных по возрасту людей из недоступных для цивилизации районов Африки в Америку. Африканцам предоставлялись все блага жизни, не заставляли работать. Через два-три месяца тоска по родине сводила их в могилу. Не произойдет ли то же самое с переселенцами на другие планеты?

5-я тема: «Почему я считаю, что космос есть некое живое существо?»

6-я тема: «Лучше жить здесь, на Земле, используя космическую энергию, чем рваться в космос, затрачивая на это энергию Земли».

Тема «Профессия»

В 12-14-летнем возрасте у человека появляются первые серьезные мысли о собственном будущем. Он еще не знает, кем станет. Но он уже мечтает. Эти мечты сложно передать в литературной строке, но для мозговых атак тема профессионального выбора плодотворна.

Варианты формулировок тем:

  • Профессия – это самый лучший способ всегда быть нужным себе, семье, стране.
  • Настоящие профессионалы крепко стоят на ногах, несмотря на всевозможные социальные бури.
  • Может ли хобби помешать развитию профессиональных навыков?
  • Лучше иметь много профессий или одну?
  • Почему моя мама сменила профессию?

Историческая справка

Николай Дмитриевич Зелинский
(1861–1953 гг.)

Русский и советский химик, один из основоположников органического катализа и нефтехимии. В 1915 г. успешно использовал окисные катализаторы при крекинге нефти. В 1918–1919 гг. разработал метод получения бензина крекингом солярового масла и нефти в присутствии хлористого и бромистого алюминия. Реализация метода обеспечила бензином советское государство. Особое место занимают работы Н. Д. Зелинского по адсорбции и созданию угольного противогаза (1915 г.), принятого на вооружение во время Первой мировой войны в русской и союзнических армиях.