
Подготовка к олимпиаде
по 3D-моделированию
Главное в статье
1. Анализ программ по 3D-моделированию: Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya, Blender и др.
2. Курс «Основы 3D-моделирования» как подготовка к олимпиаде.
3. Тематическое планирование курса и примеры рендеров работ учащихся 6-7-х классов.
4. Опыт участия в Открытой московской олимпиаде по 3D-технологиям.
Трехмерное моделирование как направление ранней профилизации
3D-моделирование – это процесс создания трехмерной модели объекта. Задача трехмерного моделирования – описать объекты и разместить их с помощью геометрических преобразований в соответствии с требованиями к будущему изображению.
3D-моделирование объектов (мебели, машин и др.) используется в рекламе:
- подготовка каталогов;
- билбордов;
- иллюстрирование сайтов и пр.
В некоторых случаях создание 3D-изображений – единственный способ решения задачи, поставленной рекламистом. Например, для каталога сделана 3D-визуализация мебели в интерьере, т. к. на создание декораций ушло бы больше денег, сил и времени.
Услуги 3D-моделирования востребованы на рынке. Поэтому данное направление интересует детей и родителей как вариант ранней профилизации обучающихся. В ГБОУ Лицей № 1793 (далее – лицей № 1793) разработан курс «Основы 3D-моделирования».
Выбор программы




Чайный сервиз, мебель в квартире, ротонда и 3D-модель квартиры с соблюдением масштаба
Перед планированием учебного курса учитель анализирует программы по 3D-моделированию и выбирает одну для работы с обучающимися.
Программы для создания трехмерной графики и анимации:
1. Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX)
Полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трехмерной графики и анимации. Содержит современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционной системе (далее – ОС) Windows (64-битная).
Доступна в двух лицензионных версиях. Бесплатная требует зарегистрироваться на сайте Autodesk. Ее нельзя использовать для получения прибыли – она накладывает водный знак на готовые проекты.
Примеры некоторых функций программы:
- при создании трехмерной графики можно добавить текст (сведения и данные);
- есть возможность задать последовательность кадров (рассказ истории с помощью высококачественной анимации);
- анимировать группу персонажей (естественное движение);
- создать кожный покров и др.
2. LightWave 3D
Полнофункциональный профессиональный редактор трехмерной графики. Последние версии предназначены для работы в среде Microsoft Windows и Mac OS X (в 32-битных и в 64-битных), в Linux. Применяется в производстве видео-, теле-, кинопродукции.
Примеры отдельных инструментов:
- редактор поверхностей, базовые средства для редактирования растровых изображений;
- встроенный механизм для работы с частицами (Hyper Voxels – аналог Particles из 3ds Max) – дыма, огня, жидкостей и т. д.
3. Autodesk Softimage (Softimage)
Включает возможности 3D-моделирования, анимации и спецэффектов. Используется при создании кино, видеоигр, в рекламе (проектирование персонажей, объектов и окружения). Поддерживается на 64-разрядных ОС. В настоящее время Autodesk не выпускает новые версии.
Примеры некоторых функций программы:
- интерактивная творческая среда ICE (Interactive Creative Environment) позволяет работать с частицами, специальными кривыми (strands), геометрией;
- инструменты для создания скелета и анимации персонажей; эффектов мягких тел, ткани, частиц, жидкости (движок Lagoa в среде ICE).
4. Autodesk Maya
Система трехмерной графики и компьютерной трехмерной анимации. Обладает функционалом редактора трехмерной графики. Применяется в кинематографии, телевидении.
Первоначально разработана для ОС Irix (платформа SGI), портирована в ОС Linux, Microsoft Windows и Mac OS X. В настоящее время существуют как 32-, так и 64-битные версии Maya. Последние релизы доступны только для 64-битных систем.
Справка
Студии, использующие Maya, получают премию «Оскар» за визуальные эффекты. Примеры фильмов: «Матрица», «Властелин колец», «Кинг-Конг», «Золотой компас»
Особенность Maya:
- открытость для сторонних разработчиков (пользователи могут преобразовать ее в версию, оптимальную для каждой студии);
- встроен платформенно-независимый язык Maya Embedded Language (MEL).
MEL – это не только средство программирования интерфейса программы, но и средство процедурной анимации. Процедурная анимация генерирует анимацию в режиме реального времени.
Примеры некоторых функций программы:
- создание и моделирование системы частиц (дым, огонь, вода);
- моделирование ткани и одежды, динамики твердых тел, волос и меха;
- анимация гуманоидных и негуманоидных персонажей и др.
5. Houdini
Среда визуального программирования.
Примеры основных возможностей программы:
- персонажная анимация (скелеты, волосы и шерсть, взаимодействиe персонажей);
- физическое моделирование твердых и мягких тел, тканей;
- моделирование поведения огня, дыма, атмосферных явлений, растворения одной жидкости в другой.
Пользователь работает с большим набором источников света. Он просчитывает тени, глобальное освещение и пр. Есть набор инструментов объемного звука.
6. SketchUp
Программа для моделирования простых трехмерных объектов – строений, мебели, интерьера. Существуют две версии программы – бесплатная и ограниченная по функциональности SketchUp Make и платная SketchUp Pro.
Программа поддерживает плагины для экспорта, визуализации, создания физических эффектов:
- вращения;
- движения;
- взаимодействия созданных объектов между собой и пр.
Примеры некоторых функций программы:
- работа со слоями и создание динамических объектов (например, открытие дверцы шкафа по клику мыши);
- построение сечения объектов;
- просмотр модели в разрезе;
- добавление выноски с обозначением размеров;
- работа со сценами (положение камеры и режим отрисовки) и анимация переходов между сценами;
- установка географически достоверных теней в соответствии с заданными широтой, долготой, временем суток и года.
Проекты SketchUp сохраняются в формате *.skp.
Программа поддерживает импорт и экспорт форматов двухмерной растровой и трехмерной графики (*.3ds, *.dwg, *.ddf; *.jpg, *.png, *.bmp, *.psd, *.obj).
Импорт растровой графики имеет несколько возможностей: вставка образа как отдельного объекта, как текстуры и основы для восстановления трехмерного объекта по фотографии. Экспорт в формат *.jpg осуществляется как снимок с рабочей области окна приложения.
7. Blender
Свободный профессиональный пакет для создания трехмерной компьютерной графики. Включает средства моделирования, анимации, рендеринга, постобработки и монтажа видео со звуком, создания интерактивных игр. Популярен среди бесплатных 3D-редакторов.
Особенность пакета Blender – небольшой размер, т. к. в базовую поставку не входят развернутая документация и большое количество демонстрационных сцен.
Среди достоинств программы:
- бесплатность, открытый код;
- постоянное развитие;
- возможность создания игр и анимации;
- кроссплатформенность;
- настройка фона;
- монтаж видео;
- работа с хромакеем и др.
Недостатки:
- отсутствие документации в базовой поставке (можно найти на сайте программы и других источников);
- не очень хороший перевод интерфейса с английского языка (есть пособия и на русском языке для устранения этого минуса).
Полезная функция программы Blender – работа с хромакеем
Хромакей – технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая рир-проекция. Используется на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства. Во время съемок объект помещается на однотонный цветной фон. При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона помещается другое изображение.
Распространенные цвета для рир-проецирования – зеленый и синий (голубой), т. к. они не встречаются в тонах человеческой кожи. Практически может использоваться любой цвет, в т. ч. белый и черный. Самый популярный цвет фона для комбинированных съемок в кинопроизводстве – зеленый (что дало название технологии – Green screen), для телевизионных программ чаще применяется синий фон (Blue screen). Цвет рир-экрана зависит от поставленной режиссером творческой задачи и характеристик оборудования для рир-проецирования.
Курс «Основы 3D-моделирования»
Курс включает 36 занятий по 2 академических часа. Возрастная категория – учащиеся 5-9-х классов. За основу курса взята программа учителя информатики С. Е. Ткачева.
Обучение 3D-моделированию развивает системное мышление обучающихся, навыки работы с программными и техническими средствами. Планирование курса представлено в таблице.
Тематическое планирование курса «Основы 3D-моделирования»
№ | Раздел | Количество часов | ||
---|---|---|---|---|
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними | 9 | 3 | 6 |
Контрольное занятие № 1–2 | 2 | 2 | ||
3 | Основы моделирования | 18 | 4 | 14 |
Контрольное занятие № 3–6 | 2 | 2 | ||
4 | Материалы и текстуры объектов | 10 | 4 | 6 |
Контрольное занятие № 7 | 2 | 2 | ||
5 | Освещение и камеры | 6 | 2 | 4 |
Контрольное занятие № 8 | 2 | 2 | ||
6 | Мир и Вселенная | 6 | 2 | 4 |
7 | Основы анимации | 4 | 1 | 3 |
Итоговый проект. Итоговый тест | 10 | 10 | ||
Итого: | 72 | 17 | 55 |
Курс рассчитан на 1 год обучения. На протяжении курса обучающиеся знакомятся с основными понятиями трехмерной графики, рассматривают элементы интерфейса программы, осваивают навыки работы с объектами.
Учащиеся создают трехмерные модели, используя в работе модификаторы, получают навыки создания текстурных поверхностей и их наложения на объект, пробуют создать свой собственный анимационный ролик. К концу обучения учащиеся по индивидуальным темам разрабатывают итоговый проект.
Программа Autodesk 3ds Max 2016 выбрана в качестве обучающей. На рисунках представлены рендеры (визуализации) работ учащихся 6-7-х классов.
Открытая московская олимпиада по 3D-технологиям
Чек-лист
Открытая московская олимпиада по 3D-технологиям проводилась в декабре 2015 г. Организаторы:
- Ассоциация 3D-образования (3dobrazovanie.ru);
- ГАПОУ г. Москвы «Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И. Ф. Павлова»;
- департамент образования г. Москвы
Учитель планирует не только темы для изучения в классе. Реализация программы учебного курса включает подготовку и участие в конференциях, окружных, городских и всероссийских конкурсах, олимпиадах. Поэтому обучающиеся лицея № 1793 участвовали в Открытой московской олимпиаде по 3D-технологиям (далее – олимпиада).
Олимпиада проводилась по направлениям:
- 3D-моделирование – создание виртуальных цифровых объемных моделей, с обязательным представлением готовой модели, распечатанной на 3D-принтере по заданным характеристикам;
- 3D-сканирование – создание при помощи 3D-сканера и обработка виртуальных цифровых объемных моделей, с обязательным представлением готовой модели, распечатанной на 3D-принтере по заданным техническим характеристикам;
- объемное рисование: художественное творчество (создание объемных творческих работ) и научно-техническое творчество (создание объемных технических работ).
В лицее № 1793 нет 3D-принтера и 3D-сканера. Организаторы олимпиады предложили работать с 3D-ручками, которые имелись у них в наличии.
В результате сформировались две команды по 2 чел. (учащиеся 7-9-х классов). Эти обучающиеся постоянно посещали занятия кружка «Основы 3D-моделирования», выполняли предложенные учителем творческие задания, активно интересовались новыми разработками в области 3D-технологий.
Олимпиада продолжалась в течение двух дней. В первый день необходимо было ознакомиться с заданиями, пройти мастер-класс по работе с оборудованием и прослушать инструктаж по правилам техники безопасности, а также разработать 3D-модель в соответствии с заданием. Были представлены три уровня сложности, за которые полагались соответствующие коэффициенты. Участники приняли решение моделировать объект самого высокого уровня сложности – Спасскую башню в масштабе 1:338.
В ходе работы эксперты оценивали скорость, аккуратность выполнения работ, соблюдение пропорций при построении технического рисунка, устойчивость готовой конструкции, а также слаженность работы в командах. Во второй день олимпиады участники представляли свой проект, отвечали на вопросы жюри.
В итоге жюри и эксперты единогласно признали команду лицея № 1793 победителем. Лицеистов наградили именными дипломами, а также вручили кубок и медали, распечатанные на 3D-принтере.
Результаты участия в олимпиаде показывают: за короткое время (1,5 года) можно реализовать имеющийся потенциал обучающихся, научить работать со сложной программой и оборудованием. Главное – заинтересованность, компетентность педагога и желание учащихся познавать новое.

К сведению