
Опыт создания информационно-образовательной среды
Компоненты и функции информационно-образовательной среды
Информационно-образовательная среда
Информационно-образовательная среда (далее – ИОС) обеспечивает освоение обучающимся образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. В части 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлено следующее описание компонентов ИОС:
- электронные информационные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы;
В государственном бюджетном образовательном учреждении г. Москвы «Гимназия № 1505 „Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория“» (далее – гимназия № 1505) приоритет отдан IT-технологиям. Сотрудники гимназии достаточно давно занимаются разработкой информационных систем и их внедрением в образовательную деятельность.
Помимо сервисов собственной разработки активно используются готовые продукты. Более 10 лет назад произошел переход от концепции применения разрозненных информационных систем к созданию единой ИОС. Это оказалось правильным решением. Гимназия № 1505 была подготовлена к введению ФГОС общего образования, которые выдвигают определенные требования к ИОС.
Активное применение ИКТ началось в 2003 г. Группа педагогов разработала обучающую среду по истории «Русский архив», в которую вошли первоисточники и документы разных лет.
Затем приступили к разработке автоматизированной информационной системы (далее – АИС) мониторинга и групповой работы над учебными проектами, параллельно с этим тестировали и внедряли различное программное обеспечение и сервисы.
- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.
Статья 26 федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, определяет состав ИОС следующим образом: комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровых образовательных ресурсов; совокупность технологических средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Технологические средства – это компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС.
В тексте ФГОС среднего общего образования (ст. 26 и 27) приведены не требования к ИОС, а общая концепция. Это дает определенную свободу в формировании ИОС, но может привести к расхождениям в уровне информационной поддержки образовательного процесса в различных образовательных организациях (далее – ОО).
Функции ИОС
Можно выделить следующие функции, реализуемые ИОС:
- дидактические – хранение и агрегация учебного содержания (контента);
- организационно-управленческие – администрирование деятельности ОО в целом;
- вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).
Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:
- система управления обучением (Learning Management System, LMS);
- система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).
Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.
Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, финансового управления, бухгалтерия, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч.
Департамент образования г. Москвы и департамент информационных технологий г. Москвы совместно предоставили ОО достаточно информационных систем для автоматизации управленческих процессов (АИС «Контингент», облако «Кадры», облако «Бухгалтерия», электронный журнал и прочие системы).
К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.
Направления развития ИОС для эффективного функционирования
Рассмотрим, какие меры необходимы для эффективного функционирования ИОС. Для этого выделяют следующие направления развития:
- разработка нового содержания (контента);
- разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
- развитие инфраструктуры;
- организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).
Контент и методики преподавания
Разработка нового содержания (контента) – это длительное дело, требующее финансовых затрат. Часто бывает так, что материал устаревает уже к моменту публикации. И приходится начинать следующий цикл обновления, без возможности использовать наработки предыдущего. В рамках отдельной ОО сложно разработать содержание новых курсов с нуля, не применяя готовые наработки. Поэтому вполне оправдано получение готового контента для образовательного процесса из разных источников, как открытых (бесплатных), так и закрытых (платных).
Однако бывают случаи (проектная или исследовательская деятельность учащихся, различного рода практики), когда контент генерируется в результате образовательного процесса. Например, появляются планы уроков, учебные пособия, видеокурсы, пояснительные записки, рефераты и проч. В этом случае содержание не было целью, а готовые материалы являются дополнительным продуктом применяемой методики, но могут быть использованы в дальнейшем.
Опыт показал, что простой перенос старого содержания в онлайн-среду не приносит ожидаемого эффекта и повышения качества образовательного процесса. То есть просто скопировать конспект урока в систему управления обучением (Learning Management System, LMS) – недостаточно. Нужно еще переработать методику образовательного процесса, чтобы эффективно использовать новые технологии.
Следует учитывать, что с внедрением ИОС меняются понятия «рабочее время» для учителя и «учебная нагрузка» для ученика. От классно-урочной системы школа переходит к круглосуточному образовательному процессу. Пространство класса не ограничивается учебным кабинетом, расширяется до информационного пространства. Возникает вопрос о количестве самостоятельной работы (в классе или дома) и времени работы под руководством педагога.
Меняется также подход к организации образовательного процесса. Учителя от понятия «единицы курса» переходят к форматам «модуль», «тема», «урок», «задание».
В процессе внедрения, модернизации и эксплуатации ИОС педагогическим коллективом гимназии № 1505 выработано несколько рекомендаций, на которые предлагаем обратить внимание:
1. Необходимо применять информационные системы, которыми удобно пользоваться (с дружественным интерфейсом и проч.). Они должны соответствовать возложенным на них задачам, не быть перегруженными дополнительными и невостребованными функциями.
2. Важно организовать интеграцию данных, интерфейсов, чтобы исключить многократный ввод информации. У пользователей ИОС может быть один аккаунт для доступа к различным подсистемам или возможность пользоваться единой точкой входа во все службы и сервисы.
3. Очень важно соблюдать баланс безопасности и открытости. Например, нет смысла скрывать пароль Wi-Fi сети от учеников и учителей. В ОО сеть Интернет защищена фильтрами контента. Но в то же время не стоит использовать открытые сети Wi-Fi, т. к. к ним могут подключаться нежелательные пользователи.
4. При создании и эксплуатации ИОС очень важна служба оперативной IT-поддержки. Обязательно нужно проводить обучение и консультации пользователей.
5. Можно использовать принципы, заложенные в социальных сетях. Если добавить в систему аватары пользователей, возможность комментировать содержание, поставить отметку «нравится», отправить личное сообщение другому пользователю, то удовлетворенность от работы системой повышается.
Учитель – не единственный источник и носитель знаний, а «проводник» в мире информации. Ученик – не пассивный получатель образовательного контента, а активный участник процесса получения знаний. Задача ОО – построить индивидуальную образовательную траекторию по учебным предметам, а задача учителя – построить индивидуальный маршрут внутри своего курса (или междисциплинарный маршрут), составленный из элементарных информационных единиц.
Информационно-образовательная среда выводит на новый уровень мотивацию учащихся. У них появляется свобода выбора информационных единиц, каждый ученик становится одним из организаторов учебного процесса. В ИОС сокращается время на установление обратной связи – оценку ученик получает мгновенно за каждое маленькое действие, а не ждет проверки тетрадей с исписанными страницами текста. Появляется возможность самооценки, оценки работы «соседа», сравнения этих оценок. Для учителя и ОО упрощается возможность критериальной оценки, которая точнее отражает уровень ученика, чем традиционная отметка.
Теперь основная задача ОО, развивающей ИОС, состоит в разработке (адаптации) новых методик преподавания предметов. В зарубежной практике, в т. ч. и в международном бакалавриате, появилось очень много литературы по этой теме. Сейчас у всех на слуху такие методики, как смешанное обучение (Blended Learning) и проч. Все они отлично сочетаются и подразумевают наличие ИОС.
ПРИМЕР
Обучающиеся могут разыгрывать небольшие диалоги или сценки, записывать их на видео, помещать в ИОС и далее обсуждать или оценивать их. Основой видео могут стать как литературно-исторические сюжеты, так и инсценировки жизненных ситуаций. Такой способ применяется в гимназии № 1505 в рамках выездных конференций и проектных работ.
Инфраструктура
Развитие ИОС подразумевает наличие в ОО необходимой инфраструктуры, в которую входят серверы и системы хранения данных, коммуникационные каналы, оснащение рабочих мест пользователей и программное обеспечение. В г. Москве часть проблем с инфраструктурой решили органы управления образованием. В частности, коммуникационные каналы и выход в Интернет предоставлены всем ОО за счет средств бюджета. Организованы локальные сети в зданиях ОО. Серверы и системы хранения, как правило, достаточно дорого стоят. Решить задачу можно либо поэтапной закупкой оборудования, либо арендой сервера у провайдера. Гимназия № 1505 в своей ИОС использует оба подхода.
Рабочие места пользователей (далее – РМ) делятся на категории:
- РМ для администрации. Вероятнее всего, с ними уже ни у кого не возникает проблем: у заместителей руководителя ОО и бухгалтерии уже давно есть персональные компьютеры (далее – ПК);
- РМ для учителей. В этой части есть два подхода – индивидуальные устройства для каждого педагога или оборудование всех учебных кабинетов универсальными РМ. Гимназия № 1505 использует оба подхода: кабинеты оборудованы ПК с выходом в Интернет, а учителям были выданы личные ноутбуки в рамках городской программы поставки средств вычислительной техники;
- РМ для учеников могут предоставляться ОО, или учащиеся используют личные гаджеты.
Для использования в работе личных устройств обучающихся необходимо подготовить инфраструктуру зданий и помещений. Требуется беспрепятственный доступ к Wi-Fi сетям и сети Интернет. Необходимо обеспечить возможность зарядки устройств, возможность временного хранения на тех уроках, где устройства не нужны.
Важно выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы устройства были востребованы. Следует учитывать наличие личных гаджетов при разработке методик и выборе ИКТ-инструментов для обучения.
В последнее время огромную популярность в мире набрала концепция использования в работе личных устройств. Ее называют BYOD (Bring Your Own Device), в дословном переводе – «принеси свое личное устройство».
Такой способ комфортен для пользователей – у них есть одно устройство, с которым им удобно работать, и они используют его и в образовательном процессе, и в личных целях.
Для учеников появляется дополнительная мотивация использовать ИОС: если она не установлена где-то отдельно, а находится среди его любимых фотографий, фильмов, социальных сетей, то использовать ее комфортнее. Для ОО – это возможность быстрого старта ИОС, т. к. закупка индивидуальных планшетов для каждого ученика в современных условиях сложна.
В гимназии № 1505 приняты все указанные меры, во время работы в ИОС до 60% учеников могут использовать индивидуальные личные устройства.
Среди гимназистов был проведен опрос с целью выяснить, какие устройства они обычно приносят на уроки. Оказалось, что почти у 100% учащихся с собой всегда есть смартфон, еще около 70% приносят планшеты, 10% носят с собой ноутбуки (рисунок).

Разработка и использование программного продукта
В гимназии № 1505 в настоящий момент используются следующие приложения и сервисы:
- системы управления обучением (Moodle, Edmodo.com, ClassRoom и подобные);
- онлайн-диагностика (Socrative, Kahoot);
- публикация учебных материалов (Blogs, Gym1505.ru, Sites);
- виртуальный класс, доска (Padlet, MediaBoard);
- электронная библиотека;
- специальные сервисы собственной разработки;
- электронный облачный офис для каждого учителя и ученика.
В списке перечислены основные программные продукты. Доступ ко всем системам есть у каждого ученика и учителя. У каждого участника образовательного процесса есть личный почтовый ящик на домене gym1505.ru.
Остановимся на одном из программных продуктов собственной разработки – это АИС мониторинга и групповой работы над учебными проектами – электронное портфолио проектов (project.gym1505.ru).
Ученики 6-8-х классов ежегодно выполняют индивидуальные и групповые проекты на различные тематики. Работа над проектом начинается в сентябре, а заканчивается в декабре публичной защитой. В процессе подготовки проекта ведется самостоятельная работа гимназистов в малых группах под контролем консультанта проекта.
Все портфолио проектов хранятся в электронном виде в открытом доступе по ссылке project.gym1505.ru. АИС мониторинга и групповой работы над учебными проектами оперирует несколькими сущностями данных, среди которых следующие:
1. Проект – это основной объект в системе.
На проект ссылаются почти все остальные объекты. На карточке проекта можно посмотреть всю необходимую информацию о проекте и списки связанных с ним объектов (график проекта, список задач, проектную группу, список консультаций и т. д.).
2. Объекты, моделирующие процесс управления проектом.
Задача проекта – это конкретное задание участнику проекта, сформулированное руководителем проекта или самими участниками.
Задачи должны быть сформулированы по принципу SMART:
- быть конкретными (Specific);
- измеряемыми (Measurable);
- достижимыми (Achievable);
- реалистическими (Realistic);
- ограниченными по времени (Time-related).
3. Объекты, моделирующие пользователей.
Пользователи делятся на участников проекта (гимназистов), руководителей проекта, консультантов и экспертов (рецензентов). Роль пользователя в ИОС и объекта в проекте, который создает этот пользователь, взаимосвязаны.
4. Объекты, моделирующие результаты и материалы проектной деятельности.
Продукт проекта – это объект, моделирующий продукт проектной деятельности. Любой созданный участниками проекта продукт можно добавить в систему. Продуктом может стать: реклама проекта, итоговая презентация, реферат, отчет, таблица, опросник, обзор, модель физическая или историческая (в виде описания и фотографий), схема и т. д.
Источник информации – это объект, содержащий информацию об источнике, в котором проектная группа ищет информацию при реализации проекта.
Введение ИОС несколько лет назад позволило упорядочить проектную деятельность, сделать ее массовой в гимназии № 1505. А каталог выполненных проектов позволяет молодым гимназистам и их родителям лучше понять требования и уровень проектов (приложение).
Помимо электронных портфолио проектов, функционирует система электронных портфолио учебных исследовательских работ. Этот компонент ИОС гимназии № 1505 контролирует выполнение учениками 9-х классов рефератов, учениками 10-11-х классов – учебных исследований.
В настоящее время в гимназии № 1505 создана современная ИОС, которая полностью соответствует требованиям ФГОС общего образования. Педагогический коллектив постоянно совершенствует ИОС и проектирует основные направления ее дальнейшего развития.
Приложение
ПРИМЕРЫ проектов из каталога ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1505 „Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория“»
Название проекта | Предмет | Описание |
---|---|---|
Видеомонтаж для начинающих | Информатика | Основные правила монтажа. Видеоурок, снятый обучающимся по изготовлению законченного продукта – клипа. Выбор редактора для монтажа видео (на примере Adobe Premiere Pro – профессиональной программы нелинейного видеомонтажа) |
Жители моря юрского периода в Подмосковье | Биология, география, история | На месте Москвы и Подмосковья когда-то было море. Как оно выглядело: его очертания, размеры, основные жители |
IT-эпоха | Информатика, экономика | Рекомендации о том, как лучше всего создать свою IT-компанию |
Photoshop для «чайников» | Информатика, изобразительное искусство | В наше время быстро растет востребованность веб-дизайнеров, маркетологов, фотографов и фотохудожников, актуальным становится владение графическими редакторами. Рекомендации по работе с Adobe Photoshop |
Исследование рынка уязвимостей нулевого дня | Информатика | Что же такое 0-day? Уязвимость нулевого дня или 0-day – это ранее неизвестная уязвимость, которая эксплуатируется злоумышленниками в сетевых атаках. Уязвимости нулевого дня влекут за собой появление новых способов распространения вредоносного кода, что активно используется киберпреступниками |
Античный и средневековый театр | Литература, история, изобразительное искусство, музыка | Изучение и описание античного и средневекового пространства театра: постановки, устройства театра, актерского мастерства, жизни внутри театра и сценической литературы |
Аудиоспектакль «Стекло» | Технология, история | Рассказ об истории открытия стекла, видах стекла, изделий из стекла в интерактивной форме |
Бальное платье Наташи Ростовой | Литература, технология, история | Бальное платье начала XIX века. Вы когда-нибудь видели бальное платье Наташи Ростовой из романа Л.Н. Толстого «Война и Мир»? Вы можете себе это представить? Мы подростки и она подросток, но это два разных мира, которые возможно соединить |
Бессмертный полк | История | Судьбы воевавших родственников гимназистов |
Бионика в жизни человека | Биология, технология | Бионика – это соединение биологии и техники. Бионика рассматривает биологию и технику совсем с новой стороны, объясняя, какие общие черты и какие различия существуют в природе и в технике |
Битва двух гигантов: танкостроение в СССР и Германии (1941–1945 гг.) | История | Исследование различий советских и немецких танков периода 1941–1945 гг. и сражений с их участием |
В гостях у Мельпомены и Талии (театральные рекомендации) | Литература | В итоговом продукте создан список театральных рекомендаций. С их помощью легко определиться со спектаклем, на который можно сходить с ребенком или одному. Также рекомендации разделены на возрастные группы, чтобы проще было сделать выбор |
Великая Забытая Война | История | Первая Мировая война – одна из самых масштабных войн за всю историю человечества. В ней участвовало 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом (87% от населения земного шара на тот момент). В этой войны погибло 17 млн чел. |
Видеоматериалы к урокам географии | География | Подготовка видеоматериалов к урокам географии для 6-8-х классов |
Визуальные образы героев литературных произведениях | Литература. История. Технология | Помощь читателям в построении правильных визуальных образов литературных героев. История костюма. Мода разных эпох |
Виртуальная школа – «Виртушка» | Информатика | На переменах гимназисты часто погружаются в свои планшеты или телефоны. И они заняты совсем не подготовкой к урокам. В школе всегда актуальна тема повторения и закрепления пройденного материала. Наш проект направлен на создание игрового и образовательного приложения для гимназистов |
Вторая жизнь | Биология. Право | Анализ актуальных проблем современной трансплантологии в части правового регулирования и включенности общества в целом в процесс их преодоления |
