ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2016года
Образовательная деятельность

Программа подготовки обучающихся к государственной службе российского казачества

Статья 86 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит описание дополнительных общеразвивающих программ, которые могут быть использованы для подготовки обучающихся к военной или иной государственной службе, в т. ч. к государственной службе российского казачества. Такие программы для подготовки обучающихся к государственной службе интегрируются с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Реализуются указанные программы в образовательных организациях со специальными наименованиями (президентское кадетское училище, суворовское военное училище, кадетская школа и др.), а также в образовательной организации без специального наименования, где есть кадетский класс.
С.Д. Ермакова, нач. отд. поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России

Наименования ОО для подготовки к государственной службе

Статья 86 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) содержит описание дополнительных общеразвивающих программ, которые могут быть использованы для подготовки обучающихся к военной или иной государственной службе, в т. ч. к государственной службе российского казачества (далее – ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе). ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе интегрируются с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Реализуются указанные программы в образовательных организациях (далее – ОО) со специальными наименованиями:

  • президентское кадетское училище;
  • суворовское военное училище;
  • нахимовское военно-морское училище;
  • кадетский (морской кадетский) военный корпус;
  • кадетская школа;
  • кадетский (морской кадетский) корпус;
  • казачий кадетский корпус.

Также указанные программы могут быть реализованы в ОО без специального наименования, где есть кадетский класс.

ДОП для подготовки к государственной службе

Дополнительная общеразвивающая программа для подготовки обучающихся к государственной службе может быть ориентирована на развитие лидерских качеств: правовых, коммуникативных, конфликтологических, педагогических и др., необходимых для участия обучающихся 9-11-х классов в деятельности органов государственно-общественного управления образованием, созданных на основе уставов ОО и ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества. В настоящее время система образования РФ включает 3597 казачьих ОО. Возрождение многогранной культуры казачества, происходящее в общественно-политической ситуации современной России, предполагает организацию образовательного процесса таким образом, чтобы подготовить обучающихся старших классов к дальнейшей деятельности в сфере государственного управления, подготовить обучающегося как специалиста-управленца.

СПРАВКА
Полное название программы: «Дополнительная общеразвивающая программа, интегрированная с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, направленная на развитие компетенций, необходимых для участия обучающихся в деятельности объединений, осуществляющих государственно-общественное управление образованием в организациях, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества».

Автор-составитель: авторский коллектив ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)».

Уровень программы: базовый.

Направленность: патриотическая.

Срок реализации: 3 г.

Возраст обучающихся: 15–17 лет (9-11-е классы).

Программа будет предложена для общественного обсуждения и размещена на сайте «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (www.fgosreestr.ru).

Содержание ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе направлено:

  • на формирование устойчивых гносеологических ориентиров и потребностей обучающихся в области государственной политики РФ для совершенствования сферы образования и поддержки казачества;
  • ознакомление обучающихся с организацией органов государственно-общественного управления образованием, включая:
  • систему государственно-общественного управления;
  • нормативно-правовые и концептуальные основы государственно-общественного управления образованием;
  • государственно-общественные органы управления образованием;
  • форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием;
  • проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованием;
  • формирование у обучающихся коммуникативных и конфликтологических компетенций, благодаря которым они смогут успешно участвовать в сферах управления, самоуправления, межкультурных и межконфессиональных отношений;
  • развитие и совершенствование у обучающихся лидерских качеств, позволяющих им более эффективно адаптироваться к современным условиям и скорейшему включению в важнейшие национальные социально-экономические и политические проекты государства.

Новизна программы

Актуальность и необходимость ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе обусловлена тенденциями к расширению казачьего кадетского образования и увеличения числа казачьих классов в структуре ОО страны. Новизна ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе заключается в разработке комплексной системы подготовки обучающихся, включающей:

  • углубленное изучение государственной политики РФ в области развития системы образования;
  • поддержку российского казачества;
  • освоение основных аспектов формирования и развития коммуникативных и конфликтологических навыков и лидерских качеств.

В казачьих кадетских корпусах и казачьих классах ОО должна формироваться и репродуцироваться развивающая среда, содействующая готовности подростков к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала и побуждающая их к этой деятельности. В казачьих кадетских корпусах и казачьих школах формируется казачья консолидация на принципах защиты веры и Отечества, самоорганизация казачьего братства и социально-психологическая активность личности каждого юного казака как гражданина, патриота и будущего государственного деятеля.

Одним из принципиальных положений ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе является мысль о том, что мировоззрение, поведение и деятельность личности в значительной степени определяются обществом, его влиянием на индивида. Особенно это заметно в тесной казачьей среде, пронизанной духом уважения к старшим, обогащения их опытом.

Особенности реализации программы

Казачий класс в ОО осуществляет образовательный процесс в течение полного дня в ходе освоения основной образовательной программы и ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе с обязательным охватом всех воспитанников.

ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе рассчитана на 34 учебных недели в год и 408 ч в течение трех лет обучения.

Образовательная деятельность опирается на знания, полученные на предыдущих уровнях образования, при этом в полной мере может быть задействована мировоззренческая и методологическая подготовка обучающихся по учебным предметам: «Обществознание»; «Основы религиозных культур и светской этики»; «История»; «Литература»; «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.

Содержание ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе мотивирует старшеклассников к изучению дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, например: «Философия», «Социология», «Психология», «Педагогика», «Психология управления», «Политология», «Культурология», «Отечественная история», «Логика» и другие учебные предметы в системе непрерывного образования.

Основные виды занятий:

  • теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы, метода проблемного диалога, сократической беседы, дискуссии, полемики с использованием дидактического материала и информационно-коммуникационных технологий;
  • практические занятия включают изучение и закрепление полученных знаний в соответствующих мероприятиях и во время выездных занятий;
  • организационные, культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия – это соревнования, олимпиады, праздники, смотры строя и песни, выездные тематические экскурсии и др.;
  • комплексные занятия включают выполнение индивидуальных и общественных заданий, интегрирующих несколько разделов ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе;
  • индивидуальные консультации организует наставник по мере необходимости при рассмотрении наиболее сложных тем и перед контрольными упражнениями; предусмотрены также психологические консультации с участниками образовательного процесса;
  • контрольные занятия проводятся, как правило, после изучения значимых тем обучения и на завершающем этапе обучения. На контрольных занятиях обучающиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют упражнения и тестовые задания, определяемые наставником.

Структура типового занятия:

  • вводная часть – 10 мин (приветствие обучающихся, проверка личного состава и готовности его к занятию, формулирование вместе с обучающимися темы и целей занятия, доведение до сведения обучающихся учебных вопросов и порядка их отработки, пояснение актуальности темы занятия, ее значимости в изучаемом разделе, опрос по ранее изученным темам);
  • основная часть – 30 мин (при устном изложении изучаемого материала – доведение учебной информации до обучающихся, заслушивание докладов и рефератов обучающихся; на практическом занятии проводятся тренинги, дискуссии, круглые столы, сюжетно-ролевые и организационно-деятельностные игры);
  • заключительная часть – 5 мин (напоминание обучающимся темы и целей занятия, способов их достижения, подведение итогов, постановка задач на следующее занятие, ответ на вопросы обучающихся).

В ходе освоения разделов ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе осуществляется тематический контроль. После изучения каждого раздела – итоговый контроль.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение модулей (контрольные занятия по учебным разделам, активное участие в проведении занятий, включая выездные, культурно-массовые мероприятия, спортивные достижения, участие в круглых столах, семинарах, научно-практических конференциях и т. д.) при наличии достижения обучающимся положительных результатов. А также участие обучающегося в государственно-общественном управлении ОО, ориентированной на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества.

Косвенными критериями служат создание сплоченного стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности, гражданственности и казачьего братства, способности к эффективному взаимодействию в духе казачьих традиций.

В целях мониторинга состояния сознательности и гражданской активности обучающихся, их социально-психологической зрелости, соответствующей юношескому возрасту, проводится систематическое анкетирование учащихся казачьих классов по усмотрению администрации ОО.

Содержательный модуль 1

Всего в ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе четыре модуля:

  1. Государственная политика РФ в сфере образования и по поддержке российского казачества.
  2. Организация органов государственно-общественного управления образованием.
  3. Коммуникативная и конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления.
  4. Развитие лидерских качеств.

Приведем примеры содержания отдельных модулей.

Содержание модуля 1 «Государственная политика РФ в сфере образования и по поддержке российского казачества» представлено в табл. 1.

Таблица 1

Содержание разделов и тем модуля 1 «Государственная политика РФ в сфере образования и по поддержке российского казачества»

№ ТемаСодержание
Раздел «Государственная политика РФ в области образования»
1Образование как отрасль государственной политикиСистема образования в РФ. Принципы государственной политики в области образования. Гуманистический характер образования. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Общедоступность образования. Адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и воспитания обучающихся. Светский характер образования. Свобода и плюрализм в образовании
2Управление системой образования в РФХарактеристика органов, реализующих политику в сфере образования. Методы управления системой образования в РФ. Финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования РФ
3Нормативно-правовое регулирование системы образования в РФКонституция РФ о правах и обязанностях обучающихся. Федеральный закон №  273-ФЗ как правовой регулятор системы образования в РФ
4Приоритетные направления государственной политики в сфере образования в контексте стратегических ориентиров развития образования до 2020 г.Приоритетные направления государственной политики: в системе общего образования, в системе дополнительного образования детей, в системе профессионального образования, в системе специального образования, в сфере организации отдыха и оздоровления детей, в кадровой политике сферы образования
Раздел «Основные направления реализации государственной политики в сфере образования»
1Необходимость реформирования образования в РФАнализ состояния современной образовательной сферы в России: проблемы и перспективы. Основные принципы реформирования образования в РФ. Целевые ориентиры образования в РФ
2Модернизация системы образования в РФОсновные направления модернизации системы образования в РФ. Переход от унифицированного образования к вариативному обучению: «инновационные», «авторские» школы и т. д. Совершенствование управления ОО в РФ. Внедрение рыночных механизмов в сферу образования. Повышение качества образования в РФ
3Анализ реализации образовательной государственной политики в РФХарактеристика органов, реализующих образовательную государственную политику. Оценка реализации приоритетного национального проекта «Образование». Проблемы и перспективы развития образования в РФ
4Государственные программы и проекты образования в РФФедеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497. План деятельности Минобрнауки России на 2013–2018 гг.
Раздел «Казачий компонент в образовательном процессе ОО, поддерживающих казачество»
1История казачества как часть общей истории РоссииВозникновение и становление казачества как военно-служилого сословия. История казачества в ХVI–XX вв. Феномен казачества в начале XXI в.
2Культура и традиции казачества в культурном развитии РоссииДуховно-нравственная культура казачества. Военно-патриотическая культура казачества. Художественная культура казачества. Вклад казачества в развитие российской культуры. Традиции казачества
3Патриотическое воспитание, формирование гражданствен- ности в ОО, поддерживающих казачествоОбразцы героического служения казачества в отечественной истории. Государственная служба казачества в современной России. Деятельность казачьих обществ по военно-патриотическому воспитанию молодежи
4Духовно-нравственное воспитание в ОО, поддерживающих казачествоПравославие как духовная основа казачьего мировоззрения. Традиции святости в служении российского казачества. Святые из казачьих родов в истории Отечества. Нормы нравственности в поведении казака
Раздел «Государственная политика РФ в отношении непрерывного образования казачества»
1Модели государственно-общественного управления образованием в ОО, ориентированных на поддержку казачестваСодержание моделей государственно-общественного управления образованием в ОО, ориентированных на поддержку казачества. Внедрение модели договорного партнерства. Реализация организационной модели государственно-общественного управления образованием. Внедрение модели попечительства
2Стратегия развития непрерывного образования казачества РоссииРоль образования казаков в стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г. Казачий компонент в образовательном процессе ОО, поддерживающих казачество. Формирование кадрового потенциала из числа казачьей молодежи для региональной экономики. Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в системе непрерывного образования казаков. Интеграция общекультурных компетенций в образовательных программах казачества. Профессиональная подготовка и переподготовка казаков. Содержание этапов непрерывного образования казаков: от детского сада до вуза
3Специальные программы и программы дополнительного образования казаковБизнес-школа для казаков. Православная воскресная школа. Клуб реконструкции исторических событий из жизни казаков. Smart-технологии в образовании казаков

Темы и учебные занятия модуля 1 «Государственная политика РФ в сфере образования и по поддержке российского казачества» интегрированы с такими учебными предметами, как «История», «Обществознание», «Граждановедение», «Краеведение», «Основы экономики», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Мировая художественная культура».

Разделы и темы модуля 2

Модуль 2 «Организация органов государственно-общественного управления образованием» интегрирован с такими учебными предметами, как «История», «Обществознание», «Граждановедение», «Краеведение», «Основы экономики», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Мировая художественная культура».

Содержание разделов и тем модуля 2 представлено в табл. 2.

Таблица 2

Содержание разделов и тем модуля 2 «Организация органов государственно-общественного управления образованием»

№ ТемаСодержание
Раздел «Основы государственно-общественного управления в области образования»
1Система государственно-общественного управления в сфере образованияИзменения современной системы управления образованием в сторону расширения общественного участия в управлении образованием. Государственно-общественное управление образованием как один из видов взаимодействия государства и общества. Признаки государственно-общественного управления образованием. Целевые ориентиры. Основные задачи в области государственно-общественного управления образованием. Подходы и принципы. Содержание государственно-общественного управления образованием. Государственно-общественный характер системы управления образованием. Формы государственно-общественного управления образованием. Типовая модель системы государственно-общественного управления ОО. Общественность как организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования. Обязательства, взятые на себя органами государственно-общественного управления образованием. Ограничения и риски в сфере государственно-общественного управления образованием
2Нормативно-правовые основы государственно-общественного управления в сфере образованияСтруктура нормативно-правового обеспечения в области государственно-общественного управления образованием. Федеральное законодательство в области регулирования государственно-общественного управления образованием. Законодательство субъектов РФ в сфере государственно-общественного управления образованием. Регулирование государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне. Локальные нормативно-правовые акты в области государственно-общественного управления образованием
3Концептуальные основы государственно-общественного управления образованиемРегиональные концепции государственно-общественного управления образованием. Функции общественных органов управления образованием. Условия, средства, формы и направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образованием. Общая характеристика региональной системы государственно-общественного управления образованием. Актуальные проблемы в государственно-общественном управлении образованием. Задачи развития государственно-общественного управления образованием. Основные идеи и принципы развития государственно-общественного управления образованием. Ожидаемые результаты реализации концептуальных идей и формирования системы государственно-общественного управления образованием
4Государственно-общественные органы управления образованиемПонятие и сущность органа государственно-общественного управления в сфере образования. Формы участия общественности в управлении образованием. Направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образовательной системой. Региональные советы по образованию. Государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов в субъектах РФ. Отраслевые государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Советы по образованию в муниципальных районах и городских округах. Педагогические советы. Совет ОО. Общее собрание работников трудового коллектива. Управляющий совет ОО. Попечительский совет ОО. Наблюдательный совет ОО. Родительский комитет (совет). Родительское собрание. Ученический совет. Ассоциация выпускников
5Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованиемКонференции, собрания, круглые столы. Публичный доклад. Общественное наблюдение. Общественный контроль. Общественная экспертиза. Электронный формат
6Проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованиемПричины и факторы, затрудняющие становление и развитие государственно-общественного управления образованием. Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием. Информационное обеспечение и популяризация среди населения государственно-общественного управления образованием
Раздел «Организация государственно-общественного управления в казачьих ОО»
1Уровни управления казачьими ОО в РоссииФедеральные органы управления казачьими ОО. Органы субъектов РФ в сфере управления казачьими ОО. Муниципальные органы управления казачьими ОО
2Структура казачьих ОО в РоссииКазачьи дошкольные ОО. Казачьи кадетские корпуса. Казачьи школы. Казачьи ОО среднего профессионального образования
3Положение о Совете казачьей ОООбщие положения. Задачи, функции и состав Совета казачьей ОО. Права и ответственность Совета казачьей ОО. Организация и ведение делопроизводства в Совете казачьей ОО
4Положение о Попечительском совете казачьей ОООбщие положения. Основные цели, задачи, состав и полномочия Попечительского совета. Правление Попечительского совета. Финансовые основы деятельности Попечительского совета. Регламент работы и делопроизводство. Порядок преобразования Попечительского совета. Участие Попечительского совета в награждении и выражении общественной благодарности
5Положение о Наблюдательном совете казачьей ОООбщие положения. Порядок формирования, структура и численность Наблюдательного совета. Функции (компетенции) Наблюдательного совета. Организация деятельности Наблюдательного совета. Заключительные положения
6Регламент Управляющего совета ОО, ориентированной на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачестваУправляющий совет как коллегиальный орган управления казачьей ОО. Принципы деятельности, полномочия Управляющего совета и их осуществление. Организация работы, заседания, план деятельности Управляющего совета. Локальные нормативно-правовые акты, принимаемые Управляющим советом. Правила голосования Управляющего совета. Принятие решений, порядок подписания и опубликования решений Управляющего совета. Формы деятельности и порядок работы членов Управляющего совета. Комиссии Управляющего совета. Порядок избрания, полномочия, процедура прекращения полномочий и направления работы руководителей Управляющего совета. Секретарь Управляющего совета. Делопроизводство в Управляющем совете
7Положение о педагогическом совете казачьей ОООбщие положения. Функции и задачи педагогического совета. Права и ответственность педагогического совета. Регламент работы педагогического совета. Взаимодействие педагогического совета с администрацией и другими совещательными органами ОО
8Положение о родительском комитете казачьей ОООбщие положения. Функции и задачи родительского комитета. Права и ответственность родительского комитета. Порядок организации деятельности родительского комитета
9Положение о Совете обучающихся казачьей ОООбщие положения. Цели и функции Совета обучающихся. Права совета обучающихся. Формирование совета обучающихся. Права и обязанности членов совета обучающихся. Организация работы совета обучающихся. Заключительные положения
Раздел «Реализация казачьего компонента в ОО»
1Анализ существующих моделей государственно-общественного управления образованием в казачьих ООМодель ГОУ Ростовской области – кадетская школа-интернат «Шахтинский Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус» – сочетание организационной модели и модели попечительства. Модель КОУ кадетской школы-интерната Воронежской области «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус» – инвариантная модель государственно-общественного управления. Модель ГБОУ Ростовской области Белокалитвинский казачий кадетский корпус имени Матвея Платова – модель попечительства. Планы модернизации государственно-общественного управления ОО: в рамках модели договорного партнерства, рамках организационной модели, в рамках модели попечительства
2Самоуправление в казачьих ООСущность самоуправления казачьих образовательных учреждений. Актуальность развития самоуправления в казачьих ОО. Основное предназначение самоуправления. Нормативно-правовая база для организации самоуправления в казачьих ОО. Функции педагогов по развитию самоуправления. Условия развития самоуправления в казачьих ОО. Структура самоуправления в казачьей ОО. Правила и ритуалы, практикуемые в казачьей ОО. Программа деятельности самоуправления в казачьей ОО
3Казачий компонент в системе образовательной деятельностиОпределение понятия «казачий компонент». Актуальность введения казачьего компонента в образовательные программы. Методика и содержание преподавания казачьего компонента. Его особенности на каждом уровне казачьего образования. Реализация в преподавании казачьего компонента основных направлений развития казачества на современном этапе. Развитие традиционной казачьей педагогики. Изучение основ православной культуры. Формирование системы православного казачьего воспитания. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание молодежи в казачьих ОО. Особенности казачьей системы воспитания, изучение основ военных знаний в казачьих ОО. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в казачьих ОО

В структуре каждого модуля помимо описания разделов и тем выделяется ряд составляющих:

  • цели и задачи, сроки реализации;
  • распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий по годам обучения для разных классов (в приложении 1представлено распределение учебного времени для модуля 3 «Коммуникативная и конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления образованием»);
  • материалы для контроля и оценки результатов обучения (в приложении 2 размещены вопросы к отдельным разделам модуля 2 «Организация органов государственно-общественного управления образованием»);
  • учебно-методическое и информационное обеспечение (в приложении 3 представлен пример учебно-методического и информационного обеспечения раздела «Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления»).

Также ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе включает глоссарий (с фрагментом можно ознакомиться в приложении 4).

Приложение 1

ПРИМЕР распределения учебного времени для модуля 3 «Коммуникативная и конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления образованием»

9-й класс (первый год обучения)

Раздел, темаКоличество часов
ВсегоТеорияПрактика
Раздел 1. Коммуникативная компетентность членов органов государственно-общественного управления1789
Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях11-
Тема 1. Коммуникативная и лингвистическая компетенция в профессионально-деловом и бытовом общении. Публичная коммуникация844
Занятие № 1. Предмет, цели и задачи изучения раздела «Коммуникативная компетентность членов органов государственно-общественного управления»211
Занятие № 2. Общение. Его слагаемые и виды. Специфика межличностного и делового общения211
Занятие № 3. Речь как способ коммуникации. Индивидуальный стиль речевого поведения211
Занятие № 4. Публичное выступление: особенности, содержание, формат211
Тема 2. Культура, психология и этика общения. Культура дискуссии835
Занятие № 1. Психологические особенности личностного и делового общения422
Занятие № 2. Культура деловых отношений и этические правила ведения дискуссии413
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления1789
Тема 1. Конфликтология в системе научных знаний523
Занятие № 1. Предмет, цели и задачи изучения раздела211
Занятие № 2. Конфликтология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет конфликтологии321
Тема 2. Конфликт как социокультурный и психологический феномен1266
Занятие № 1. Конфликт как универсальное социокультурное и психологическое явление211
Занятие № 2. Функции конфликта в обществе. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов211
Занятие № 3. Проблема выявления объекта и предмета конфликта211
Занятие № 4. Причины конфликтов211
Занятие № 5. Личность в конфликте: поведение и влияние422
Всего часов:34

10-й класс (второй год обучения)

Раздел, темаКоличество часов
ВсегоТеорияПрактика
Раздел 1. Коммуникативная компетентность членов органов государственно-общественного управления1789
Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях11-
Тема 1. Проблемный диалог в практике деловой коммуникации844
Занятие № 1. Проблемный диалог: определение, содержание211
Занятие № 2. Проблемный диалог как метод ведения дискуссии и сфере управления211
Занятие № 3. Личностные особенности в деловой коммуникации и управленческой деятельности211
Занятие № 4. Индивидуальный стиль ведения диалога и дискуссии211
Тема 2. Практика личностного и речевого воздействия в сфере управления835
Занятие № 1. Типы речевого воздействия и их применение в деловой коммуникации органов общественно-государственного управления211
Занятие № 2. Речевое поведение в казачьей среде и органах управления211
Занятие № 3. Речевые нормы и правила. Лексика ограниченного употребления211
Занятие № 4. Тренинг речевого поведения в межличностном и деловом общении2-2
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления1789
Тема 1. Эволюция конфликтологии844
Занятие № 1. Конфликтологические взгляды в истории философской мысли и культуре человечества422
Занятие № 2. Основные направления в конфликтологии211
Занятие № 3. Исследования в отечественной конфликтологии211
Тема 2. Конфликты в системе управления945
Занятие № 1. Причинная обусловленность конфликта. Специфика конфликта в казачьих организациях и системе управления312
Занятие № 2. Возникновение и формирование конфликтной ситуации211
Занятие № 3. Развитие конфликта. Компромисс и условия его достижения211
Занятие № 4. Профилактика конфликтных ситуаций211
Всего часов:34

11-й класс (третий год обучения)

Раздел, темаКоличество часов
ВсегоТеорияПрактика
Раздел 1. Коммуникативная компетентность членов органов государственно-общественного управления1798
Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях11-
Тема 1. Коммуникативная культура как феномен и компонент государственно-общественного управления844
Занятие № 1. Понятие коммуникативной культуры211
Занятие № 2. Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность руководителя211
Занятие № 3. Этнокультурная специфика управления в казачьих организациях211
Занятие № 4. Содержание и особенности коммуникативной культуры в управленческой деятельности211
Тема 2. Коммуникативная компетентность руководителя844
Занятие № 1. Литературный язык как основа культуры речи личности211
Занятие № 2. Коммуникативная компетентность и культура речи руководителя211
Занятие № 3. Речь как своеобразный паспорт личности руководителя211
Занятие № 4. Типичные ошибки коммуникации руководителя и способы их исправления211
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления1789
Тема 1. Контроль и управление конфликтом835
Занятие № 1. Этапы деятельности по управлению конфликтом312
Занятие № 2. Основные методы регулирования конфликтов211
Занятие № 3. Тренинг развития конфликтологических компетенций312
Тема 2. Стратегии решения конфликтов945
Занятие № 1. Стратегия сотрудничества и ее преимущества. Тренинг312
Занятие № 2. Роль казачества в решении межнациональных, межкультурных и межрелигиозных конфликтов321
Занятие № 3. Руководитель как конфликтолог. Тренинг312
Всего часов:34

>>вернуться в текст

Приложение 2

Вопросы к разделам модуля 2 «Организация органов государственно-общественного управления образованием»

Вопросы к разделу «Основы государственно-общественного управления в области образования»

  1. Предмет, цели и задачи изучения модуля «Организация органов государственно-общественного управления образованием».
  2. Направления изменения современной системы управления образованием в сторону расширения общественного участия в управлении образованием.
  3. Государственно-общественное управление образованием как один из видов взаимодействия государства и общества.
  4. Признаки государственно-общественного управления образованием.
  5. Целевые ориентиры государственно-общественного управления образованием.
  6. Основные задачи в области государственно-общественного управления образованием.
  7. Подходы к государственно-общественному управлению образованием.
  8. Принципы государственно-общественного управления образованием.
  9. Содержание государственно-общественного управления образованием.
  10. Государственно-общественный характер системы управления образованием.
  11. Формы государственно-общественного управления образованием.
  12. Типовая модель системы государственно-общественного управления образовательной организацией (далее – ОО).
  13. Внешние и внутренние условия становления и развития типовой модели государственно-общественного управления ОО.
  14. Общественность как организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования.
  15. Обязательства, взятые на себя органами государственно-общественного управления образованием.
  16. Ограничения и риски в сфере государственно-общественного управления образованием.
  17. Структура нормативно-правового обеспечения в области государственно-общественного управления образованием.
  18. Федеральное законодательство в области регулирования государственно-общественного управления образованием.
  19. Законодательство субъектов РФ в сфере государственно-общественного управления образованием.
  20. Регулирование государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне.
  21. Локальные нормативно-правовые акты в области государственно-общественного управления образованием.
  22. Региональные концепции государственно-общественного управления образованием.
  23. Функции общественных органов управления образованием.
  24. Условия, средства, формы и направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образованием.
  25. Общая характеристика региональной системы государственно-общественного управления образованием.
  26. Актуальные проблемы в государственно-общественном управлении образованием.
  27. Задачи развития государственно-общественного управления образованием.
  28. Основные идеи и принципы развития государственно-общественного управления образованием.
  29. Ожидаемые результаты реализации концептуальных идей и формирования системы государственно-общественного управления образованием.
  30. Понятие и сущность органа государственно-общественного управления в сфере образования.
  31. Формы участия общественности в управлении образованием.
  32. Направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образовательной системой.
  33. Региональные советы по образованию.
  34. Государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов в субъектах РФ.
  35. Отраслевые государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
  36. Советы по образованию в муниципальных районах и городских округах.
  37. Педагогические советы.
  38. Совет ОО.
  39. Общее собрание работников трудового коллектива.
  40. Управляющий совет ОО.
  41. Попечительский совет ОО.
  42. Наблюдательный совет ОО.
  43. Родительский комитет (совет). Родительское собрание.
  44. Ученический совет.
  45. Ассоциация выпускников.
  46. Конференции, собрания, круглые столы.
  47. Публичный доклад.
  48. Общественное наблюдение.
  49. Общественный контроль.
  50. Общественная экспертиза.
  51. Электронный формат.
  52. Причины и факторы, затрудняющие становление и развитие государственно-общественного управления образованием.
  53. Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием.
  54. Информационное обеспечение и популяризация среди населения государственно-общественного управления образованием.

Вопросы к разделу «Организация государственно-общественного управления в казачьих ОО»

  1. Федеральные органы управления казачьими ОО.
  2. Органы субъектов РФ в сфере управления казачьими ОО.
  3. Муниципальные органы управления казачьими ОО.
  4. Казачьи дошкольные ОО.
  5. Казачьи кадетские корпуса.
  6. Казачьи школы.
  7. Казачьи ОО среднего профессионального образования.
  8. Задачи, функции и состав Совета казачьей ОО.
  9. Права и ответственность Совета казачьей ОО.
  10. Организация и ведение делопроизводства в Совете казачьей ОО.
  11. Основные цели и задачи Попечительского совета.
  12. Состав и полномочия Попечительского совета.
  13. Правление Попечительского совета.
  14. Финансовые основы деятельности Попечительского совета.
  15. Регламент работы и делопроизводство Попечительского совета.
  16. Порядок преобразования Попечительского совета.
  17. Участие Попечительского совета в награждении и выражении общественной благодарности.
  18. Порядок формирования, структура и численность Наблюдательного совета.
  19. Функции (компетенции) Наблюдательного совета.
  20. Организация деятельности Наблюдательного совета.
  21. Управляющий совет как коллегиальный орган управления казачьей ОО.
  22. Принципы деятельности, полномочия Управляющего совета и их осуществление.
  23. Организация работы, заседания, план деятельности Управляющего совета.
  24. Локальные нормативно-правовые акты, принимаемые Управляющим советом.
  25. Правила голосования Управляющего совета. Принятие решений, порядок подписания и опубликования решений Управляющего совета.
  26. Формы деятельности и порядок работы членов Управляющего совета.
  27. Комиссии Управляющего совета.
  28. Порядок избрания, полномочия, процедура прекращения полномочий и направления работы руководителей Управляющего совета.
  29. Секретарь Управляющего совета. Делопроизводство в Управляющем совете.
  30. Функции и задачи педагогического совета.
  31. Права и ответственность педагогического совета.
  32. Регламент работы педагогического совета.
  33. Взаимодействие педагогического совета с администрацией и другими совещательными органами ОО.
  34. Функции родительского комитета.
  35. Задачи родительского комитета.
  36. Права и ответственность родительского комитета.
  37. Порядок организации деятельности родительского комитета.
  38. Цели и функции Совета обучающихся. Права Совета обучающихся.
  39. Формирование Совета обучающихся. Права и обязанности членов Совета обучающихся.
  40. Организация работы Совета обучающихся.

>>вернуться в текст

Приложение 3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ раздела «Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления»1

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент / А.Р. Аклаев. М.: Дело, 2008.
  2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2007.
  3. Василенко И.А. Политические переговоры / И.А. Василенко. М., 2007.
  4. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: ИНФРА-М., 2003. 239 с.
  5. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. М.: Альфа-М, 2003. 335 с.
  6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. М., 2005.
  7. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учеб. пособие / Г.И. Козырев. М.: ИНФРА-М: ИД ФОРУМ, 2008. 432 с.
  8. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2009. 301 с.
  9. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. проф. В.П. Ратникова. М.: Юнити-Дана, 2009. 511 с.
  10. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент / В.А. Светлов. СПб., 2005.
  11. Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации. СПб., 2005.
  12. Степанов Е.И. Терроризм: конфликтологические проблемы изучения и преодоления / Е.И. Степанов. М.: МАК, 2006.
  13. Шеллинг Т. Стратегия конфликта / Т. Шеллинг. М., 2007.
  14. Юридическая конфликтология: монография / Под ред. акад. РАН В.Н. Кудрявцева. М., 1995.

>>вернуться в текст

Приложение 4

Глоссарий (извлечения)

<…>

Базовые казачьи ценности – православные духовные идеалы, основные нравственные нормы, моральные установки, базирующиеся на культурно-исторических традициях казачества, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие возрождение казачества, его активное и успешное участие в модернизации современной России.

Воспитание – целенаправленный, педагогически организованный процесс формирования и развития у обучающегося личностных качеств; деятельность, направленная на развитие ребенка, создание условий для ее совершенствования.

Воспитание православного кадета – целенаправленный, педагогически организованный процесс формирования и развития у обучающегося личностных качеств, значимых для казака и его социального окружения.

Взаимодействие межличностное – личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

<…>

Государственная политика в сфере образования – комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых.

Гуманистический характер образования – принцип образовательной государственной политики, выражающийся в приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Гражданственность – свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; диалог и социальное соработничество личности, общества и власти; закон и правопорядок; поликультурный мир.

<…>

Демократизм управления образованием – выборность органов управления, коллегиальный характер управления, представительство в органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т. д.

Дидактика – теория обучения, теоретическая и одновременно нормативно-прикладная отрасль педагогической науки. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует метод и организационные формы обучения; изучает воспитывающее воздействие образовательного процесса на учащихся.

Дидактическая игра – коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Духовно-нравственное развитие православного кадета – осуществляемое в процессах воспитания и социализации сознательное усвоение и принятие обучающимся традиционных ценностей, идеалов, норм поведения казачьей семьи, казачества, Православия, российского гражданского общества, многонационального народа РФ, человечества.

<…>

Индивидуальный трудовой спор – нерегулированное разногласие, конфликт между работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудового договора (контракта).

Инцидент – столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт.

Источники конфликта – стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте и т. д.

Идентичность организационная / корпоративная – ментальная модель, убеждения относительно организации, разделяемое ее членами.

Идеология лингвистическая (языковая) – убеждения людей относительно той или иной лингвистической практики, влияющие на оценку (позитивную или негативную) отдельных действий участников коммуникации. Нередко служит целям различных институтов и социальных групп, представляя действительность в определенном свете, ранжируя и оценивая людей, или решая, кто имеет право говорить или быть услышанным.

<…>

Инсайдер – коммуникант, входящий во влиятельные структуры и имеющий доступ к закрытой информации.

Интерпретация – истолкование, объяснение, раскрытие смысла, перевод на более понятный язык.

Информационная среда – реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в постоянном соприкосновении со средствами массовой информации и другими средствами коммуникации.

Информационное общество – вид постиндустриального общества, основное условие формирования которого – высокотехнологичные глобальные информационные сети. Информация рассматривается как специфический товар, социальная ценность общества.

Информационное пространство – сфера общества с достаточно развитой сетью информационных коммуникаций.

Информация значимая– именно та часть информации, которая приводит к согласованным состояниям отправителя и получателя, определяет последующее функционирование системы.

<…>

Конфликт (в социологии) – предельное обострение противоречий, столкновение, противоборство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов, взглядов, позиций личностей, социальных слоев, классов, наций, государств.

Конфликт (в психологии) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликт (в менеджменте) – борьба за ценности и определенные претензии на социальный статус, власть, материальные и духовные блага.

Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, групповом поведении, межличностных отношениях.

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфронтация – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликта.

Казачий воспитательный идеал – высшая цель казачьего образования, формируемая на основе христианского идеала, традиций, ценностей казачьей культуры и педагогики, с учетом современных условий и общенациональных задач; нравственное (идеальное) представление о казаке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены согласованные усилия государства, педагогических коллективов казачьих образовательных учреждений, казачьих обществ, семей обучающихся, Русской Православной Церкви, общественности.

Казачий уклад жизни православных кадет – воспитательное пространство казачьего кадетского корпуса, педагогически организуемое на основе базовых казачьих ценностей в единстве учебной, внеучебной, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся, воссоздающее казачью культуру, образ жизни казака.

Компетентность – комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющихся в готовности и способности принимать ответственные решения в социально-ориентированной деятельности (социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая).

<…>

Модель образования – теоретическая конструкция феномена образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

<…>

Современное казачество – этносоциальная общность служилых людей, интегрированных в русскоязычный мир, обладающих законодательно закрепленными обязанностями и правами, отражающими их обычаи и традиции, формирующих свое социально-экономическое и культурное пространство в соответствии с христианским идеалом служения на благо Отечества, казачества и Русской Православной Церкви.

Социализация – процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых от поколения к поколению; процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирование у него социальных качеств.

Социализация православного кадета – усвоение обучающимся опыта нравственного, активного и ответственного поведения казака в обществе в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в общественную среду, сознательного установления социальных отношений, усвоения ценностей казачьего образа жизни, совместного с казаками и другими гражданами решения социально значимых проблем.

Социально-педагогическая среда казачьего кадетского корпуса – пространство социализации православных кадет, дополняющее казачий уклад кадетской жизни, организуемое на определенной территории путем согласования социально-педагогической деятельности педагогического коллектива казачьего кадетского корпуса, казачьей семьи, казачьего сообщества, православной казачьей общины.

Сфера образования – объект правового регулирования в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина.

<…>

Цель государственной политики в образовании – создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

<…>

>>вернуться в текст


1 Модуль 3 «Коммуникативная и конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления образованием». >>вернуться в текст