
Программа подготовки обучающихся к государственной службе российского казачества
Наименования ОО для подготовки к государственной службе
Статья 86 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) содержит описание дополнительных общеразвивающих программ, которые могут быть использованы для подготовки обучающихся к военной или иной государственной службе, в т. ч. к государственной службе российского казачества (далее – ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе). ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе интегрируются с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Реализуются указанные программы в образовательных организациях (далее – ОО) со специальными наименованиями:
- президентское кадетское училище;
- суворовское военное училище;
- нахимовское военно-морское училище;
- кадетский (морской кадетский) военный корпус;
- кадетская школа;
- кадетский (морской кадетский) корпус;
- казачий кадетский корпус.
Также указанные программы могут быть реализованы в ОО без специального наименования, где есть кадетский класс.
ДОП для подготовки к государственной службе
Дополнительная общеразвивающая программа для подготовки обучающихся к государственной службе может быть ориентирована на развитие лидерских качеств: правовых, коммуникативных, конфликтологических, педагогических и др., необходимых для участия обучающихся 9-11-х классов в деятельности органов государственно-общественного управления образованием, созданных на основе уставов ОО и ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества. В настоящее время система образования РФ включает 3597 казачьих ОО. Возрождение многогранной культуры казачества, происходящее в общественно-политической ситуации современной России, предполагает организацию образовательного процесса таким образом, чтобы подготовить обучающихся старших классов к дальнейшей деятельности в сфере государственного управления, подготовить обучающегося как специалиста-управленца.
Автор-составитель: авторский коллектив ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)».
Уровень программы: базовый.
Направленность: патриотическая.
Срок реализации: 3 г.
Возраст обучающихся: 15–17 лет (9-11-е классы).
Программа будет предложена для общественного обсуждения и размещена на сайте «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (www.fgosreestr.ru).
Содержание ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе направлено:
- на формирование устойчивых гносеологических ориентиров и потребностей обучающихся в области государственной политики РФ для совершенствования сферы образования и поддержки казачества;
- ознакомление обучающихся с организацией органов государственно-общественного управления образованием, включая:
- систему государственно-общественного управления;
- нормативно-правовые и концептуальные основы государственно-общественного управления образованием;
- государственно-общественные органы управления образованием;
- форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием;
- проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованием;
- формирование у обучающихся коммуникативных и конфликтологических компетенций, благодаря которым они смогут успешно участвовать в сферах управления, самоуправления, межкультурных и межконфессиональных отношений;
- развитие и совершенствование у обучающихся лидерских качеств, позволяющих им более эффективно адаптироваться к современным условиям и скорейшему включению в важнейшие национальные социально-экономические и политические проекты государства.
Новизна программы
Актуальность и необходимость ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе обусловлена тенденциями к расширению казачьего кадетского образования и увеличения числа казачьих классов в структуре ОО страны. Новизна ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе заключается в разработке комплексной системы подготовки обучающихся, включающей:
- углубленное изучение государственной политики РФ в области развития системы образования;
- поддержку российского казачества;
- освоение основных аспектов формирования и развития коммуникативных и конфликтологических навыков и лидерских качеств.
В казачьих кадетских корпусах и казачьих классах ОО должна формироваться и репродуцироваться развивающая среда, содействующая готовности подростков к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала и побуждающая их к этой деятельности. В казачьих кадетских корпусах и казачьих школах формируется казачья консолидация на принципах защиты веры и Отечества, самоорганизация казачьего братства и социально-психологическая активность личности каждого юного казака как гражданина, патриота и будущего государственного деятеля.
Одним из принципиальных положений ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе является мысль о том, что мировоззрение, поведение и деятельность личности в значительной степени определяются обществом, его влиянием на индивида. Особенно это заметно в тесной казачьей среде, пронизанной духом уважения к старшим, обогащения их опытом.
Особенности реализации программы
Казачий класс в ОО осуществляет образовательный процесс в течение полного дня в ходе освоения основной образовательной программы и ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе с обязательным охватом всех воспитанников.
ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе рассчитана на 34 учебных недели в год и 408 ч в течение трех лет обучения.
Образовательная деятельность опирается на знания, полученные на предыдущих уровнях образования, при этом в полной мере может быть задействована мировоззренческая и методологическая подготовка обучающихся по учебным предметам: «Обществознание»; «Основы религиозных культур и светской этики»; «История»; «Литература»; «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.
Содержание ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе мотивирует старшеклассников к изучению дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, например: «Философия», «Социология», «Психология», «Педагогика», «Психология управления», «Политология», «Культурология», «Отечественная история», «Логика» и другие учебные предметы в системе непрерывного образования.
Основные виды занятий:
- теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы, метода проблемного диалога, сократической беседы, дискуссии, полемики с использованием дидактического материала и информационно-коммуникационных технологий;
- практические занятия включают изучение и закрепление полученных знаний в соответствующих мероприятиях и во время выездных занятий;
- организационные, культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия – это соревнования, олимпиады, праздники, смотры строя и песни, выездные тематические экскурсии и др.;
- комплексные занятия включают выполнение индивидуальных и общественных заданий, интегрирующих несколько разделов ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе;
- индивидуальные консультации организует наставник по мере необходимости при рассмотрении наиболее сложных тем и перед контрольными упражнениями; предусмотрены также психологические консультации с участниками образовательного процесса;
- контрольные занятия проводятся, как правило, после изучения значимых тем обучения и на завершающем этапе обучения. На контрольных занятиях обучающиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют упражнения и тестовые задания, определяемые наставником.
Структура типового занятия:
- вводная часть – 10 мин (приветствие обучающихся, проверка личного состава и готовности его к занятию, формулирование вместе с обучающимися темы и целей занятия, доведение до сведения обучающихся учебных вопросов и порядка их отработки, пояснение актуальности темы занятия, ее значимости в изучаемом разделе, опрос по ранее изученным темам);
- основная часть – 30 мин (при устном изложении изучаемого материала – доведение учебной информации до обучающихся, заслушивание докладов и рефератов обучающихся; на практическом занятии проводятся тренинги, дискуссии, круглые столы, сюжетно-ролевые и организационно-деятельностные игры);
- заключительная часть – 5 мин (напоминание обучающимся темы и целей занятия, способов их достижения, подведение итогов, постановка задач на следующее занятие, ответ на вопросы обучающихся).
В ходе освоения разделов ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе осуществляется тематический контроль. После изучения каждого раздела – итоговый контроль.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение модулей (контрольные занятия по учебным разделам, активное участие в проведении занятий, включая выездные, культурно-массовые мероприятия, спортивные достижения, участие в круглых столах, семинарах, научно-практических конференциях и т. д.) при наличии достижения обучающимся положительных результатов. А также участие обучающегося в государственно-общественном управлении ОО, ориентированной на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества.
Косвенными критериями служат создание сплоченного стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности, гражданственности и казачьего братства, способности к эффективному взаимодействию в духе казачьих традиций.
В целях мониторинга состояния сознательности и гражданской активности обучающихся, их социально-психологической зрелости, соответствующей юношескому возрасту, проводится систематическое анкетирование учащихся казачьих классов по усмотрению администрации ОО.
Содержательный модуль 1
Всего в ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе четыре модуля:
- Государственная политика РФ в сфере образования и по поддержке российского казачества.
- Организация органов государственно-общественного управления образованием.
- Коммуникативная и конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления.
- Развитие лидерских качеств.
Приведем примеры содержания отдельных модулей.
Содержание модуля 1 «Государственная политика РФ в сфере образования и по поддержке российского казачества» представлено в табл. 1.
Таблица 1
Содержание разделов и тем модуля 1 «Государственная политика РФ в сфере образования и по поддержке российского казачества»
№ | Тема | Содержание |
---|---|---|
Раздел «Государственная политика РФ в области образования» | ||
1 | Образование как отрасль государственной политики | Система образования в РФ. Принципы государственной политики в области образования. Гуманистический характер образования. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Общедоступность образования. Адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и воспитания обучающихся. Светский характер образования. Свобода и плюрализм в образовании |
2 | Управление системой образования в РФ | Характеристика органов, реализующих политику в сфере образования. Методы управления системой образования в РФ. Финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования РФ |
3 | Нормативно-правовое регулирование системы образования в РФ | Конституция РФ о правах и обязанностях обучающихся. Федеральный закон № 273-ФЗ как правовой регулятор системы образования в РФ |
4 | Приоритетные направления государственной политики в сфере образования в контексте стратегических ориентиров развития образования до 2020 г. | Приоритетные направления государственной политики: в системе общего образования, в системе дополнительного образования детей, в системе профессионального образования, в системе специального образования, в сфере организации отдыха и оздоровления детей, в кадровой политике сферы образования |
Раздел «Основные направления реализации государственной политики в сфере образования» | ||
1 | Необходимость реформирования образования в РФ | Анализ состояния современной образовательной сферы в России: проблемы и перспективы. Основные принципы реформирования образования в РФ. Целевые ориентиры образования в РФ |
2 | Модернизация системы образования в РФ | Основные направления модернизации системы образования в РФ. Переход от унифицированного образования к вариативному обучению: «инновационные», «авторские» школы и т. д. Совершенствование управления ОО в РФ. Внедрение рыночных механизмов в сферу образования. Повышение качества образования в РФ |
3 | Анализ реализации образовательной государственной политики в РФ | Характеристика органов, реализующих образовательную государственную политику. Оценка реализации приоритетного национального проекта «Образование». Проблемы и перспективы развития образования в РФ |
4 | Государственные программы и проекты образования в РФ | Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497. План деятельности Минобрнауки России на 2013–2018 гг. |
Раздел «Казачий компонент в образовательном процессе ОО, поддерживающих казачество» | ||
1 | История казачества как часть общей истории России | Возникновение и становление казачества как военно-служилого сословия. История казачества в ХVI–XX вв. Феномен казачества в начале XXI в. |
2 | Культура и традиции казачества в культурном развитии России | Духовно-нравственная культура казачества. Военно-патриотическая культура казачества. Художественная культура казачества. Вклад казачества в развитие российской культуры. Традиции казачества |
3 | Патриотическое воспитание, формирование гражданствен- ности в ОО, поддерживающих казачество | Образцы героического служения казачества в отечественной истории. Государственная служба казачества в современной России. Деятельность казачьих обществ по военно-патриотическому воспитанию молодежи |
4 | Духовно-нравственное воспитание в ОО, поддерживающих казачество | Православие как духовная основа казачьего мировоззрения. Традиции святости в служении российского казачества. Святые из казачьих родов в истории Отечества. Нормы нравственности в поведении казака |
Раздел «Государственная политика РФ в отношении непрерывного образования казачества» | ||
1 | Модели государственно-общественного управления образованием в ОО, ориентированных на поддержку казачества | Содержание моделей государственно-общественного управления образованием в ОО, ориентированных на поддержку казачества. Внедрение модели договорного партнерства. Реализация организационной модели государственно-общественного управления образованием. Внедрение модели попечительства |
2 | Стратегия развития непрерывного образования казачества России | Роль образования казаков в стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г. Казачий компонент в образовательном процессе ОО, поддерживающих казачество. Формирование кадрового потенциала из числа казачьей молодежи для региональной экономики. Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в системе непрерывного образования казаков. Интеграция общекультурных компетенций в образовательных программах казачества. Профессиональная подготовка и переподготовка казаков. Содержание этапов непрерывного образования казаков: от детского сада до вуза |
3 | Специальные программы и программы дополнительного образования казаков | Бизнес-школа для казаков. Православная воскресная школа. Клуб реконструкции исторических событий из жизни казаков. Smart-технологии в образовании казаков |
Темы и учебные занятия модуля 1 «Государственная политика РФ в сфере образования и по поддержке российского казачества» интегрированы с такими учебными предметами, как «История», «Обществознание», «Граждановедение», «Краеведение», «Основы экономики», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Мировая художественная культура».
Разделы и темы модуля 2
Модуль 2 «Организация органов государственно-общественного управления образованием» интегрирован с такими учебными предметами, как «История», «Обществознание», «Граждановедение», «Краеведение», «Основы экономики», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Мировая художественная культура».
Содержание разделов и тем модуля 2 представлено в табл. 2.
Таблица 2
Содержание разделов и тем модуля 2 «Организация органов государственно-общественного управления образованием»
№ | Тема | Содержание |
---|---|---|
Раздел «Основы государственно-общественного управления в области образования» | ||
1 | Система государственно-общественного управления в сфере образования | Изменения современной системы управления образованием в сторону расширения общественного участия в управлении образованием. Государственно-общественное управление образованием как один из видов взаимодействия государства и общества. Признаки государственно-общественного управления образованием. Целевые ориентиры. Основные задачи в области государственно-общественного управления образованием. Подходы и принципы. Содержание государственно-общественного управления образованием. Государственно-общественный характер системы управления образованием. Формы государственно-общественного управления образованием. Типовая модель системы государственно-общественного управления ОО. Общественность как организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования. Обязательства, взятые на себя органами государственно-общественного управления образованием. Ограничения и риски в сфере государственно-общественного управления образованием |
2 | Нормативно-правовые основы государственно-общественного управления в сфере образования | Структура нормативно-правового обеспечения в области государственно-общественного управления образованием. Федеральное законодательство в области регулирования государственно-общественного управления образованием. Законодательство субъектов РФ в сфере государственно-общественного управления образованием. Регулирование государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне. Локальные нормативно-правовые акты в области государственно-общественного управления образованием |
3 | Концептуальные основы государственно-общественного управления образованием | Региональные концепции государственно-общественного управления образованием. Функции общественных органов управления образованием. Условия, средства, формы и направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образованием. Общая характеристика региональной системы государственно-общественного управления образованием. Актуальные проблемы в государственно-общественном управлении образованием. Задачи развития государственно-общественного управления образованием. Основные идеи и принципы развития государственно-общественного управления образованием. Ожидаемые результаты реализации концептуальных идей и формирования системы государственно-общественного управления образованием |
4 | Государственно-общественные органы управления образованием | Понятие и сущность органа государственно-общественного управления в сфере образования. Формы участия общественности в управлении образованием. Направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образовательной системой. Региональные советы по образованию. Государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов в субъектах РФ. Отраслевые государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Советы по образованию в муниципальных районах и городских округах. Педагогические советы. Совет ОО. Общее собрание работников трудового коллектива. Управляющий совет ОО. Попечительский совет ОО. Наблюдательный совет ОО. Родительский комитет (совет). Родительское собрание. Ученический совет. Ассоциация выпускников |
5 | Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием | Конференции, собрания, круглые столы. Публичный доклад. Общественное наблюдение. Общественный контроль. Общественная экспертиза. Электронный формат |
6 | Проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованием | Причины и факторы, затрудняющие становление и развитие государственно-общественного управления образованием. Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием. Информационное обеспечение и популяризация среди населения государственно-общественного управления образованием |
Раздел «Организация государственно-общественного управления в казачьих ОО» | ||
1 | Уровни управления казачьими ОО в России | Федеральные органы управления казачьими ОО. Органы субъектов РФ в сфере управления казачьими ОО. Муниципальные органы управления казачьими ОО |
2 | Структура казачьих ОО в России | Казачьи дошкольные ОО. Казачьи кадетские корпуса. Казачьи школы. Казачьи ОО среднего профессионального образования |
3 | Положение о Совете казачьей ОО | Общие положения. Задачи, функции и состав Совета казачьей ОО. Права и ответственность Совета казачьей ОО. Организация и ведение делопроизводства в Совете казачьей ОО |
4 | Положение о Попечительском совете казачьей ОО | Общие положения. Основные цели, задачи, состав и полномочия Попечительского совета. Правление Попечительского совета. Финансовые основы деятельности Попечительского совета. Регламент работы и делопроизводство. Порядок преобразования Попечительского совета. Участие Попечительского совета в награждении и выражении общественной благодарности |
5 | Положение о Наблюдательном совете казачьей ОО | Общие положения. Порядок формирования, структура и численность Наблюдательного совета. Функции (компетенции) Наблюдательного совета. Организация деятельности Наблюдательного совета. Заключительные положения |
6 | Регламент Управляющего совета ОО, ориентированной на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества | Управляющий совет как коллегиальный орган управления казачьей ОО. Принципы деятельности, полномочия Управляющего совета и их осуществление. Организация работы, заседания, план деятельности Управляющего совета. Локальные нормативно-правовые акты, принимаемые Управляющим советом. Правила голосования Управляющего совета. Принятие решений, порядок подписания и опубликования решений Управляющего совета. Формы деятельности и порядок работы членов Управляющего совета. Комиссии Управляющего совета. Порядок избрания, полномочия, процедура прекращения полномочий и направления работы руководителей Управляющего совета. Секретарь Управляющего совета. Делопроизводство в Управляющем совете |
7 | Положение о педагогическом совете казачьей ОО | Общие положения. Функции и задачи педагогического совета. Права и ответственность педагогического совета. Регламент работы педагогического совета. Взаимодействие педагогического совета с администрацией и другими совещательными органами ОО |
8 | Положение о родительском комитете казачьей ОО | Общие положения. Функции и задачи родительского комитета. Права и ответственность родительского комитета. Порядок организации деятельности родительского комитета |
9 | Положение о Совете обучающихся казачьей ОО | Общие положения. Цели и функции Совета обучающихся. Права совета обучающихся. Формирование совета обучающихся. Права и обязанности членов совета обучающихся. Организация работы совета обучающихся. Заключительные положения |
Раздел «Реализация казачьего компонента в ОО» | ||
1 | Анализ существующих моделей государственно-общественного управления образованием в казачьих ОО | Модель ГОУ Ростовской области – кадетская школа-интернат «Шахтинский Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус» – сочетание организационной модели и модели попечительства. Модель КОУ кадетской школы-интерната Воронежской области «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус» – инвариантная модель государственно-общественного управления. Модель ГБОУ Ростовской области Белокалитвинский казачий кадетский корпус имени Матвея Платова – модель попечительства. Планы модернизации государственно-общественного управления ОО: в рамках модели договорного партнерства, рамках организационной модели, в рамках модели попечительства |
2 | Самоуправление в казачьих ОО | Сущность самоуправления казачьих образовательных учреждений. Актуальность развития самоуправления в казачьих ОО. Основное предназначение самоуправления. Нормативно-правовая база для организации самоуправления в казачьих ОО. Функции педагогов по развитию самоуправления. Условия развития самоуправления в казачьих ОО. Структура самоуправления в казачьей ОО. Правила и ритуалы, практикуемые в казачьей ОО. Программа деятельности самоуправления в казачьей ОО |
3 | Казачий компонент в системе образовательной деятельности | Определение понятия «казачий компонент». Актуальность введения казачьего компонента в образовательные программы. Методика и содержание преподавания казачьего компонента. Его особенности на каждом уровне казачьего образования. Реализация в преподавании казачьего компонента основных направлений развития казачества на современном этапе. Развитие традиционной казачьей педагогики. Изучение основ православной культуры. Формирование системы православного казачьего воспитания. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание молодежи в казачьих ОО. Особенности казачьей системы воспитания, изучение основ военных знаний в казачьих ОО. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в казачьих ОО |
В структуре каждого модуля помимо описания разделов и тем выделяется ряд составляющих:
- цели и задачи, сроки реализации;
- распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий по годам обучения для разных классов (в приложении 1представлено распределение учебного времени для модуля 3 «Коммуникативная и конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления образованием»);
- материалы для контроля и оценки результатов обучения (в приложении 2 размещены вопросы к отдельным разделам модуля 2 «Организация органов государственно-общественного управления образованием»);
- учебно-методическое и информационное обеспечение (в приложении 3 представлен пример учебно-методического и информационного обеспечения раздела «Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления»).
Также ДОП для подготовки обучающихся к государственной службе включает глоссарий (с фрагментом можно ознакомиться в приложении 4).
Приложение 1
ПРИМЕР распределения учебного времени для модуля 3 «Коммуникативная и конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления образованием»
9-й класс (первый год обучения)
Раздел, тема | Количество часов | ||
---|---|---|---|
Всего | Теория | Практика | |
Раздел 1. Коммуникативная компетентность членов органов государственно-общественного управления | 17 | 8 | 9 |
Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях | 1 | 1 | - |
Тема 1. Коммуникативная и лингвистическая компетенция в профессионально-деловом и бытовом общении. Публичная коммуникация | 8 | 4 | 4 |
Занятие № 1. Предмет, цели и задачи изучения раздела «Коммуникативная компетентность членов органов государственно-общественного управления» | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 2. Общение. Его слагаемые и виды. Специфика межличностного и делового общения | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Речь как способ коммуникации. Индивидуальный стиль речевого поведения | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 4. Публичное выступление: особенности, содержание, формат | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Культура, психология и этика общения. Культура дискуссии | 8 | 3 | 5 |
Занятие № 1. Психологические особенности личностного и делового общения | 4 | 2 | 2 |
Занятие № 2. Культура деловых отношений и этические правила ведения дискуссии | 4 | 1 | 3 |
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления | 17 | 8 | 9 |
Тема 1. Конфликтология в системе научных знаний | 5 | 2 | 3 |
Занятие № 1. Предмет, цели и задачи изучения раздела | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 2. Конфликтология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет конфликтологии | 3 | 2 | 1 |
Тема 2. Конфликт как социокультурный и психологический феномен | 12 | 6 | 6 |
Занятие № 1. Конфликт как универсальное социокультурное и психологическое явление | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 2. Функции конфликта в обществе. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Проблема выявления объекта и предмета конфликта | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 4. Причины конфликтов | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 5. Личность в конфликте: поведение и влияние | 4 | 2 | 2 |
Всего часов: | 34 |
10-й класс (второй год обучения)
Раздел, тема | Количество часов | ||
---|---|---|---|
Всего | Теория | Практика | |
Раздел 1. Коммуникативная компетентность членов органов государственно-общественного управления | 17 | 8 | 9 |
Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях | 1 | 1 | - |
Тема 1. Проблемный диалог в практике деловой коммуникации | 8 | 4 | 4 |
Занятие № 1. Проблемный диалог: определение, содержание | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 2. Проблемный диалог как метод ведения дискуссии и сфере управления | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Личностные особенности в деловой коммуникации и управленческой деятельности | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 4. Индивидуальный стиль ведения диалога и дискуссии | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Практика личностного и речевого воздействия в сфере управления | 8 | 3 | 5 |
Занятие № 1. Типы речевого воздействия и их применение в деловой коммуникации органов общественно-государственного управления | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 2. Речевое поведение в казачьей среде и органах управления | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Речевые нормы и правила. Лексика ограниченного употребления | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 4. Тренинг речевого поведения в межличностном и деловом общении | 2 | - | 2 |
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления | 17 | 8 | 9 |
Тема 1. Эволюция конфликтологии | 8 | 4 | 4 |
Занятие № 1. Конфликтологические взгляды в истории философской мысли и культуре человечества | 4 | 2 | 2 |
Занятие № 2. Основные направления в конфликтологии | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Исследования в отечественной конфликтологии | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Конфликты в системе управления | 9 | 4 | 5 |
Занятие № 1. Причинная обусловленность конфликта. Специфика конфликта в казачьих организациях и системе управления | 3 | 1 | 2 |
Занятие № 2. Возникновение и формирование конфликтной ситуации | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Развитие конфликта. Компромисс и условия его достижения | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 4. Профилактика конфликтных ситуаций | 2 | 1 | 1 |
Всего часов: | 34 |
11-й класс (третий год обучения)
Раздел, тема | Количество часов | ||
---|---|---|---|
Всего | Теория | Практика | |
Раздел 1. Коммуникативная компетентность членов органов государственно-общественного управления | 17 | 9 | 8 |
Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях | 1 | 1 | - |
Тема 1. Коммуникативная культура как феномен и компонент государственно-общественного управления | 8 | 4 | 4 |
Занятие № 1. Понятие коммуникативной культуры | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 2. Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность руководителя | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Этнокультурная специфика управления в казачьих организациях | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 4. Содержание и особенности коммуникативной культуры в управленческой деятельности | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Коммуникативная компетентность руководителя | 8 | 4 | 4 |
Занятие № 1. Литературный язык как основа культуры речи личности | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 2. Коммуникативная компетентность и культура речи руководителя | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Речь как своеобразный паспорт личности руководителя | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 4. Типичные ошибки коммуникации руководителя и способы их исправления | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления | 17 | 8 | 9 |
Тема 1. Контроль и управление конфликтом | 8 | 3 | 5 |
Занятие № 1. Этапы деятельности по управлению конфликтом | 3 | 1 | 2 |
Занятие № 2. Основные методы регулирования конфликтов | 2 | 1 | 1 |
Занятие № 3. Тренинг развития конфликтологических компетенций | 3 | 1 | 2 |
Тема 2. Стратегии решения конфликтов | 9 | 4 | 5 |
Занятие № 1. Стратегия сотрудничества и ее преимущества. Тренинг | 3 | 1 | 2 |
Занятие № 2. Роль казачества в решении межнациональных, межкультурных и межрелигиозных конфликтов | 3 | 2 | 1 |
Занятие № 3. Руководитель как конфликтолог. Тренинг | 3 | 1 | 2 |
Всего часов: | 34 |
Приложение 2
Вопросы к разделам модуля 2 «Организация органов государственно-общественного управления образованием»
Вопросы к разделу «Основы государственно-общественного управления в области образования»
- Предмет, цели и задачи изучения модуля «Организация органов государственно-общественного управления образованием».
- Направления изменения современной системы управления образованием в сторону расширения общественного участия в управлении образованием.
- Государственно-общественное управление образованием как один из видов взаимодействия государства и общества.
- Признаки государственно-общественного управления образованием.
- Целевые ориентиры государственно-общественного управления образованием.
- Основные задачи в области государственно-общественного управления образованием.
- Подходы к государственно-общественному управлению образованием.
- Принципы государственно-общественного управления образованием.
- Содержание государственно-общественного управления образованием.
- Государственно-общественный характер системы управления образованием.
- Формы государственно-общественного управления образованием.
- Типовая модель системы государственно-общественного управления образовательной организацией (далее – ОО).
- Внешние и внутренние условия становления и развития типовой модели государственно-общественного управления ОО.
- Общественность как организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования.
- Обязательства, взятые на себя органами государственно-общественного управления образованием.
- Ограничения и риски в сфере государственно-общественного управления образованием.
- Структура нормативно-правового обеспечения в области государственно-общественного управления образованием.
- Федеральное законодательство в области регулирования государственно-общественного управления образованием.
- Законодательство субъектов РФ в сфере государственно-общественного управления образованием.
- Регулирование государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне.
- Локальные нормативно-правовые акты в области государственно-общественного управления образованием.
- Региональные концепции государственно-общественного управления образованием.
- Функции общественных органов управления образованием.
- Условия, средства, формы и направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образованием.
- Общая характеристика региональной системы государственно-общественного управления образованием.
- Актуальные проблемы в государственно-общественном управлении образованием.
- Задачи развития государственно-общественного управления образованием.
- Основные идеи и принципы развития государственно-общественного управления образованием.
- Ожидаемые результаты реализации концептуальных идей и формирования системы государственно-общественного управления образованием.
- Понятие и сущность органа государственно-общественного управления в сфере образования.
- Формы участия общественности в управлении образованием.
- Направления взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образовательной системой.
- Региональные советы по образованию.
- Государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов в субъектах РФ.
- Отраслевые государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
- Советы по образованию в муниципальных районах и городских округах.
- Педагогические советы.
- Совет ОО.
- Общее собрание работников трудового коллектива.
- Управляющий совет ОО.
- Попечительский совет ОО.
- Наблюдательный совет ОО.
- Родительский комитет (совет). Родительское собрание.
- Ученический совет.
- Ассоциация выпускников.
- Конференции, собрания, круглые столы.
- Публичный доклад.
- Общественное наблюдение.
- Общественный контроль.
- Общественная экспертиза.
- Электронный формат.
- Причины и факторы, затрудняющие становление и развитие государственно-общественного управления образованием.
- Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием.
- Информационное обеспечение и популяризация среди населения государственно-общественного управления образованием.
Вопросы к разделу «Организация государственно-общественного управления в казачьих ОО»
- Федеральные органы управления казачьими ОО.
- Органы субъектов РФ в сфере управления казачьими ОО.
- Муниципальные органы управления казачьими ОО.
- Казачьи дошкольные ОО.
- Казачьи кадетские корпуса.
- Казачьи школы.
- Казачьи ОО среднего профессионального образования.
- Задачи, функции и состав Совета казачьей ОО.
- Права и ответственность Совета казачьей ОО.
- Организация и ведение делопроизводства в Совете казачьей ОО.
- Основные цели и задачи Попечительского совета.
- Состав и полномочия Попечительского совета.
- Правление Попечительского совета.
- Финансовые основы деятельности Попечительского совета.
- Регламент работы и делопроизводство Попечительского совета.
- Порядок преобразования Попечительского совета.
- Участие Попечительского совета в награждении и выражении общественной благодарности.
- Порядок формирования, структура и численность Наблюдательного совета.
- Функции (компетенции) Наблюдательного совета.
- Организация деятельности Наблюдательного совета.
- Управляющий совет как коллегиальный орган управления казачьей ОО.
- Принципы деятельности, полномочия Управляющего совета и их осуществление.
- Организация работы, заседания, план деятельности Управляющего совета.
- Локальные нормативно-правовые акты, принимаемые Управляющим советом.
- Правила голосования Управляющего совета. Принятие решений, порядок подписания и опубликования решений Управляющего совета.
- Формы деятельности и порядок работы членов Управляющего совета.
- Комиссии Управляющего совета.
- Порядок избрания, полномочия, процедура прекращения полномочий и направления работы руководителей Управляющего совета.
- Секретарь Управляющего совета. Делопроизводство в Управляющем совете.
- Функции и задачи педагогического совета.
- Права и ответственность педагогического совета.
- Регламент работы педагогического совета.
- Взаимодействие педагогического совета с администрацией и другими совещательными органами ОО.
- Функции родительского комитета.
- Задачи родительского комитета.
- Права и ответственность родительского комитета.
- Порядок организации деятельности родительского комитета.
- Цели и функции Совета обучающихся. Права Совета обучающихся.
- Формирование Совета обучающихся. Права и обязанности членов Совета обучающихся.
- Организация работы Совета обучающихся.
Приложение 3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ раздела «Конфликтологическая компетентность членов органов государственно-общественного управления»1
- Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент / А.Р. Аклаев. М.: Дело, 2008.
- Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2007.
- Василенко И.А. Политические переговоры / И.А. Василенко. М., 2007.
- Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: ИНФРА-М., 2003. 239 с.
- Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. М.: Альфа-М, 2003. 335 с.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. М., 2005.
- Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учеб. пособие / Г.И. Козырев. М.: ИНФРА-М: ИД ФОРУМ, 2008. 432 с.
- Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2009. 301 с.
- Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. проф. В.П. Ратникова. М.: Юнити-Дана, 2009. 511 с.
- Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент / В.А. Светлов. СПб., 2005.
- Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации. СПб., 2005.
- Степанов Е.И. Терроризм: конфликтологические проблемы изучения и преодоления / Е.И. Степанов. М.: МАК, 2006.
- Шеллинг Т. Стратегия конфликта / Т. Шеллинг. М., 2007.
- Юридическая конфликтология: монография / Под ред. акад. РАН В.Н. Кудрявцева. М., 1995.
Приложение 4
Глоссарий (извлечения)
<…>
Базовые казачьи ценности – православные духовные идеалы, основные нравственные нормы, моральные установки, базирующиеся на культурно-исторических традициях казачества, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие возрождение казачества, его активное и успешное участие в модернизации современной России.
Воспитание – целенаправленный, педагогически организованный процесс формирования и развития у обучающегося личностных качеств; деятельность, направленная на развитие ребенка, создание условий для ее совершенствования.
Воспитание православного кадета – целенаправленный, педагогически организованный процесс формирования и развития у обучающегося личностных качеств, значимых для казака и его социального окружения.
Взаимодействие межличностное – личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
<…>
Государственная политика в сфере образования – комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых.
Гуманистический характер образования – принцип образовательной государственной политики, выражающийся в приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Гражданственность – свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; диалог и социальное соработничество личности, общества и власти; закон и правопорядок; поликультурный мир.
<…>
Демократизм управления образованием – выборность органов управления, коллегиальный характер управления, представительство в органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т. д.
Дидактика – теория обучения, теоретическая и одновременно нормативно-прикладная отрасль педагогической науки. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует метод и организационные формы обучения; изучает воспитывающее воздействие образовательного процесса на учащихся.
Дидактическая игра – коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Духовно-нравственное развитие православного кадета – осуществляемое в процессах воспитания и социализации сознательное усвоение и принятие обучающимся традиционных ценностей, идеалов, норм поведения казачьей семьи, казачества, Православия, российского гражданского общества, многонационального народа РФ, человечества.
<…>
Индивидуальный трудовой спор – нерегулированное разногласие, конфликт между работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудового договора (контракта).
Инцидент – столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт.
Источники конфликта – стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте и т. д.
Идентичность организационная / корпоративная – ментальная модель, убеждения относительно организации, разделяемое ее членами.
Идеология лингвистическая (языковая) – убеждения людей относительно той или иной лингвистической практики, влияющие на оценку (позитивную или негативную) отдельных действий участников коммуникации. Нередко служит целям различных институтов и социальных групп, представляя действительность в определенном свете, ранжируя и оценивая людей, или решая, кто имеет право говорить или быть услышанным.
<…>
Инсайдер – коммуникант, входящий во влиятельные структуры и имеющий доступ к закрытой информации.
Интерпретация – истолкование, объяснение, раскрытие смысла, перевод на более понятный язык.
Информационная среда – реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в постоянном соприкосновении со средствами массовой информации и другими средствами коммуникации.
Информационное общество – вид постиндустриального общества, основное условие формирования которого – высокотехнологичные глобальные информационные сети. Информация рассматривается как специфический товар, социальная ценность общества.
Информационное пространство – сфера общества с достаточно развитой сетью информационных коммуникаций.
Информация значимая– именно та часть информации, которая приводит к согласованным состояниям отправителя и получателя, определяет последующее функционирование системы.
<…>
Конфликт (в социологии) – предельное обострение противоречий, столкновение, противоборство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов, взглядов, позиций личностей, социальных слоев, классов, наций, государств.
Конфликт (в психологии) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликт (в менеджменте) – борьба за ценности и определенные претензии на социальный статус, власть, материальные и духовные блага.
Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, групповом поведении, межличностных отношениях.
Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.
Конфронтация – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликта.
Казачий воспитательный идеал – высшая цель казачьего образования, формируемая на основе христианского идеала, традиций, ценностей казачьей культуры и педагогики, с учетом современных условий и общенациональных задач; нравственное (идеальное) представление о казаке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены согласованные усилия государства, педагогических коллективов казачьих образовательных учреждений, казачьих обществ, семей обучающихся, Русской Православной Церкви, общественности.
Казачий уклад жизни православных кадет – воспитательное пространство казачьего кадетского корпуса, педагогически организуемое на основе базовых казачьих ценностей в единстве учебной, внеучебной, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся, воссоздающее казачью культуру, образ жизни казака.
Компетентность – комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющихся в готовности и способности принимать ответственные решения в социально-ориентированной деятельности (социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая).
<…>
Модель образования – теоретическая конструкция феномена образования.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
<…>
Современное казачество – этносоциальная общность служилых людей, интегрированных в русскоязычный мир, обладающих законодательно закрепленными обязанностями и правами, отражающими их обычаи и традиции, формирующих свое социально-экономическое и культурное пространство в соответствии с христианским идеалом служения на благо Отечества, казачества и Русской Православной Церкви.
Социализация – процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых от поколения к поколению; процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирование у него социальных качеств.
Социализация православного кадета – усвоение обучающимся опыта нравственного, активного и ответственного поведения казака в обществе в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в общественную среду, сознательного установления социальных отношений, усвоения ценностей казачьего образа жизни, совместного с казаками и другими гражданами решения социально значимых проблем.
Социально-педагогическая среда казачьего кадетского корпуса – пространство социализации православных кадет, дополняющее казачий уклад кадетской жизни, организуемое на определенной территории путем согласования социально-педагогической деятельности педагогического коллектива казачьего кадетского корпуса, казачьей семьи, казачьего сообщества, православной казачьей общины.
Сфера образования – объект правового регулирования в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина.
<…>
Цель государственной политики в образовании – создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
<…>
