ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2016года
Заместитель директора спрашивает

Профильное обучение в контексте реализации ФГОС среднего общего образования

Вправе ли школа, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пилотном режиме, организовать профильный класс оборонно-спортивного направления? 
Вправе ли школа, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пилотном режиме, организовать профильный класс оборонно-спортивного направления?

Образовательные организации (далее – ОО) свободны в определении содержания образования (в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон №  273-ФЗ). Поэтому разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции ОО (п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ). ОО, имеющие государственную аккредитацию, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы и проч.

Соответственно, организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.

В основе выбора профиля лежат:

  • социальный запрос участников образовательного процесса (подтвержденный мониторингом индивидуальных образовательных потребностей);
  • направленность программы на достижение установленных образовательных результатов <…>;
  • наличие условий реализации профиля.

Необходимо отметить, что ОО обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования):

  • естественно-научного;
  • гуманитарного;
  • социально-экономического;
  • технологического;
  • универсального.

Таким образом, в тексте ФГОС среднего общего образования названы профили, покрывающие собой потребности обучающихся при ориентации на выбор основных групп направления подготовки (специальностей).

В отношении оборонно-спортивного направления необходимо отметить следующее. Федеральный закон № 273-ФЗ содержит ст. 86, которая устанавливает особенности обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в ОО. Так, образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в т. ч. к государственной службе российского казачества. Таким образом, может быть разработана интегрированная образовательная программа среднего общего образования, реализуемая в отдельных классах на основании социального запроса. Например, это может быть «кадетский класс».

В области спорта возможна реализация общеобразовательных программ, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта – «спортивный класс».

Таким образом, образовательная организация имеет право реализовывать программы любого профиля.

В основе выбора профиля лежат:

  1. Социальный запрос участников образовательного процесса (подтвержденный мониторингом индивидуальных образовательных потребностей).
  2. Направленность программы на достижение установленных образовательных результатов (например, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: готовность к служению Отечеству, его защите, а также осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем).
  3. Наличие условий реализации профиля.
 Ответ подготовлен экспертами электронной системы «Образование»
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.