Профильное обучение в контексте реализации ФГОС среднего общего образования

Образовательные организации (далее – ОО) свободны в определении содержания образования (в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Поэтому разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции ОО (п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ). ОО, имеющие государственную аккредитацию, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы и проч.
Соответственно, организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.
В основе выбора профиля лежат:
- социальный запрос участников образовательного процесса (подтвержденный мониторингом индивидуальных образовательных потребностей);
- направленность программы на достижение установленных образовательных результатов <…>;
- наличие условий реализации профиля.
Необходимо отметить, что ОО обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования):
- естественно-научного;
- гуманитарного;
- социально-экономического;
- технологического;
- универсального.
Таким образом, в тексте ФГОС среднего общего образования названы профили, покрывающие собой потребности обучающихся при ориентации на выбор основных групп направления подготовки (специальностей).
В отношении оборонно-спортивного направления необходимо отметить следующее. Федеральный закон № 273-ФЗ содержит ст. 86, которая устанавливает особенности обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в ОО. Так, образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в т. ч. к государственной службе российского казачества. Таким образом, может быть разработана интегрированная образовательная программа среднего общего образования, реализуемая в отдельных классах на основании социального запроса. Например, это может быть «кадетский класс».
В области спорта возможна реализация общеобразовательных программ, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта – «спортивный класс».
Таким образом, образовательная организация имеет право реализовывать программы любого профиля.
В основе выбора профиля лежат:
- Социальный запрос участников образовательного процесса (подтвержденный мониторингом индивидуальных образовательных потребностей).
- Направленность программы на достижение установленных образовательных результатов (например, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: готовность к служению Отечеству, его защите, а также осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем).
- Наличие условий реализации профиля.
Ответ подготовлен экспертами электронной системы «Образование»
