
Успешные практики неформального математического образования: по страницам информационных проектов
В статье определены три ведущие проблемы развития математического образования. Автор рассматривает способы преодоления этих проблем.
Информационные образовательные проекты являются главным ресурсом неформального образования. Но как определить эффективность таких проектов по математике? Что такое кризис пяти лет для участника олимпиад и интеллектуальных конкурсов?
Математика и неформальное образование
В настоящее время вопрос мотивации при освоении математических знаний обучающимися – один из самых острых вопросов образования. Мотивация в развитии математического образования, наравне с содержанием и кадровым обеспечением, является одной из трех ведущих проблем, определивших необходимость разработки Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р (далее – Концепция развития математического образования в РФ).
Среди факторов, отрицательно влияющих на отношение учащихся к математике, российские ученые отмечают:
- необходимость решения большого количества задач со сложными выкладками (70% обучающихся);
- неэмоциональность предмета (65%);
- необходимость постоянной опоры на прошлый опыт (60%);
- большое количество сложных терминов, символов, определений (65%).
Результаты педагогической диагностики обучающихся в 10-х классах показали, что у 65% присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости изучения предмета «Математика». Свои ответы обучающиеся формулировали так: «Математику не люблю, но учить буду, потому что нужно сдать единый государственный экзамен».
Цель неформального образования – удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях и приобрести конкретные навыки.
Высокая эффективность неформального образования определяется следующими факторами:
- мотивация обучающегося – познавательная активность связана с внутренними возбудителями: импульсы, полученные в процессе осмысления и эмоционального восприятия человеком как влияний внешнего окружения («вашему вниманию предлагается…», «возможно, это вас заинтересует…»), так и осознания внутренних процессов («я хочу!», «мне интересно!»);
- устойчивая позиция самостоятельного учения – персональная активность и ответственность в определении целеполагания и желаемых результатов, а также гибкость выбора путей их достижения, что позволяет естественным образом формироваться чувству собственного достоинства и осознанию каждой конкретной личностью собственной значимости и востребованности;
- вариативность выбора форм и средств обучения через использование аудио- и видеосредств, печатной продукции, ресурсов сети Интернет.
Каждый учитель при попытках побудить учащихся изучать математику сталкивался с естественными возражениями: «Мне это не пригодится», «Я не собираюсь на физмат» и т. п. Даже у тех обучающихся, которые отличаются устойчивой мотивацией к математическим занятиям, наступает кризис, когда после интенсивных занятий, несмотря на научные успехи и прогнозы научных руководителей, способные учащиеся уходят в другие сферы деятельности.
Эта проблема преодолима. Ее решение – в ресурсах неформального образования.
Математика и интернет-ресурсы
Сегодня интернет-пространство предлагает обучающимся разных возрастов и их родителям проекты, основными задачами которых являются:
- формирование интереса к математическому знанию;
- воспитание потребности к изучению математики;
- развитие математических способностей, которые, «подобно музыкальным, нередко врожденны, проявляются рано и органически определяют склад ума человека» (С.И. Вавилов).
Проекты с таким целеполаганием носят ярко выраженный мотивационный характер. Систематизируя представления о существующих информационных проектах, стоит выделить ряд показателей, которые позволят их классифицировать:
- возраст участников – проекты, ориентированные на определенные группы обучающихся: дошкольников, младших школьников, подростков;
- целеполагание и специфика результатов – проекты, направленные:
- на развитие математических способностей,
- решение нестандартных математических задач,
- определение готовности к участию в математических соревнованиях и олимпиадах,
- углубление знаний по отдельным темам и направлениям математического образования; - особенности организации – проекты, осуществляющиеся в режиме вебинаров, персонального обучения (интернет-тренажеры, массовые открытые онлайн-курсы), дистанционных школ, профильных лагерей, специализированных конкурсов, соревнований, олимпиад и т. п.
Анализ интернет-ресурсов позволил выделить ряд ярких и содержательно интересных проектов, развивающихся на рынке российских образовательных ресурсов не первый год, об эффективности которых свидетельствуют существующие результаты.
Проект «Знаника»
Одним из наиболее привлекательных является проект «Знаника» – авторская разработка коллектива ученых и методистов ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» (далее – МФТИ), ФГОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и других вузов России в сфере математического, гуманитарного и естественно-научного образования. Среди разработчиков проекта «Знаника» известные ученые: профессор М.И. Шабунин (МФТИ), профессор Л.А. Сергиевская (ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина»), профессор А.А. Прокофьев (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники») и др.
Проект направлен на решение задач мотивации обучающихся к углубленному изучению предметов (в рамках общего образования) посредством участия в онлайн-олимпиадах и конкурсах. Он разработан в русле современных идей развития дополнительного и неформального образования, а также связан с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в части обеспечения качества организации внеурочной деятельности обучающихся. Участие в проекте способствует реализации вариативного компетентностно ориентированного подхода в обучении, развитию компетентности в области информационно-коммуникационных технологий и использования интернет-ресурсов.
В центре внимания проекта «Знаника» – решение актуальных задач образования:
- развитие мотивации обучающихся к углубленному изучению учебных предметов (математика, информатика, программирование, а также история, география, английский язык);
- расширение возможностей участия обучающихся в мероприятиях всероссийского масштаба;
- обеспечение условий для формирования портфолио обучающегося;
- обеспечение качественной методической поддержки для территориально удаленных и малокомплектных образовательных организаций (далее – ОО).
Для решения этих задач с 2008 г. функционирует информационный интернет-ресурс – сайт «Знаника» (www.znanika.ru). Использование инновационных подходов к организации образовательного процесса в условиях неформального образования ориентировано на овладение компетенциями решения нестандартных заданий и коммуникативными компетенциями в процессе анализа полученных результатов в режиме удаленного взаимодействия. Практика образования основывается на применении уникальных методов видеообразования.
Для обеспечения эффективной связи между преподавателями и учениками используется система гибридного документооборота. Она позволяет привычным образом оформлять решение контрольных работ на бумаге, при этом используя преимущество современных технологий для быстрой передачи информации: весь обмен информацией перекладывается на сканеры/фотоаппараты, специальные программы и в Интернет.
Наблюдается позитивная динамика заинтересованности независимых экспертных сообществ в развитии данного проекта: количество участников возрастает (ежегодно это не менее 70 тыс. участников).
К преимуществам проекта его разработчики относят:
- технологии специального документооборота и распознания рукописных бланков;
- проведение мероприятий в сети Интернет как условие для участия во всероссийских мероприятиях обучающихся из удаленных районов страны;
- снижение уровня нецелевого использования пространства ОО;
- обеспечение обратной связи с обучающимися и педагогами;
- быстрый доступ к методическим материалам.
Проект «Кенгуру»
Более 20 лет в России под девизом «Математика для всех» действует проект «Кенгуру» (www.mathkang.ru). Его основная идея – организация математических олимпиад, доступных каждому интересующемуся математикой обучающемуся. Конкурсные задания отличаются от заданий, предусмотренных программами учебных предметов в ОО. Главная цель такого соревнования – заинтересовать обучающихся, вселить в них уверенность в своих возможностях.
История возникновения проекта связана с именем австралийского математика и педагога Питера Холлорана (1931–1994). Им был изменен традиционный подход к проведению математических соревнований, олимпиад. П. Холлоран разделил все задачи на три категории сложности. Задания первого и второго уровней были доступны практически каждому учащемуся, а занимательность содержания и нестандартность формы подачи способствовали высокой заинтересованности в их решении. Задания предлагались в форме теста с выбором ответов и были ориентированы на компьютерную обработку результатов (оперативно и в большом количестве). Новый формат математического соревнования оказался настолько привлекательным, что в середине 80-х гг. в «Кенгуру» участвовало около 500 тыс. австралийских учащихся.
В 1991 г., опираясь на австралийский опыт, группа французских математиков провела аналогичное соревнование во Франции. В честь австралийских коллег соревнование получило название «Кенгуру». Чтобы подчеркнуть занимательность заданий, его стали называть конкурсом-игрой. В первый же год в этой игре приняли участие около 120 тыс. французских учащихся, а вскоре число участников выросло до 600 тыс.
В нашей стране этот конкурс проводится с 1994 г. В 2012 г. количество участников превысило 2 млн, в настоящее время эти показатели продолжают расти.
Портал МатКласс
Информационный математический портал МатКласс (www.matclass.ru) привлекателен своими педагогическими находками. Автор и идейный вдохновитель МатКласса, П. В. Хмелинский, основную идею этого проекта формулирует просто – влюбить в математику! Именно поэтому, открыв интернет-страницу сайта www.matclass.ru, пользователь сразу встречается с девизом «Влюбляем в математику, учим думать и решать непредсказуемые задачи». Каким образом этот девиз воплощается в жизнь?
Педагоги МатКласса ставят перед собой не только математические, но и воспитательные задачи:
- помочь учащимся полюбить математику и справиться с возникающими трудностями при решении сложных математических задач;
- научить с удовольствием думать о занятиях математикой не только в процессе обучения, но и в свободное время;
- расширить представления о разных областях математического знания и творчестве в математике;
- научить организовывать средствами математики свой досуг в период каникул.
Такой подход делает привлекательным МатКласс еще и для родителей, которые хотят помочь своим детям в преодолении «неприступности» науки. Организационная структура проекта включает в себя ряд программ, которые вполне могут быть восприняты как самостоятельные проекты. К таким проектам относится программа курса «Математика вкуснее салатика!» (www.matclass.ru/enroll-5-6/) – увлекательный курс для дошкольников 5–6 лет, который построен на разнообразном математическом материале, способствующем развитию мышления. На занятиях в форме игры дети учатся разбираться в сложном пространстве событий, фактов, чувств, отношений. Авторам этого проекта удалось сделать математику для дошкольников интересной и неожиданной.
На занятиях МатКласса дети придумывают задачи, устно считают, решают, измеряют и осваивают математику – со спичками, веревками, мячами, карандашами, пластилином, оригами, сказками, экспериментами, конструкторами и настольными играми. Обучающиеся дошкольных ОО на личном опыте, во взаимодействии со сверстниками, в процессе активной деятельности, методом проб и ошибок выдвигают предположения и пробуют искать доказательства.
Курс «Математика вкуснее салатика!» включает в себя работу с цифрами и буквами, чертежами и их элементами. Дети осваивают навыки устного счета, основных арифметических действий, учатся пользоваться элементарными математическими терминами, играют в математические игры, используя и придумывая вариации правил игры.
В качестве результатов авторы курса определяют:
- формирование позитивного отношения к математическим занятиям и опыта разнообразных действий в процессе игры и наблюдения;
- формирование потребности придумывать собственные задачи, развитие конструктивного мышления и активной жизненной позиции;
- воспитание чувства собственного достоинства, отсутствие боязни совершить ошибку, развитие способности приводить доказательства и нести ответственность при принятии решений;
- развитие внимания и памяти, потребности в творчестве, воображения и любознательности.
Логическим продолжением курса для дошкольников является программа «Здравствуйте! Я – Математика!» для обучающихся 7–12 лет (www.matclass.ru/enroll-7-12/). Занятия этого курса не дублируют программу начальных классов. Обучающиеся учатся вырабатывать свою стратегию и тактику решения математических задач, объяснять, доказывать, опираясь на наблюдения и логику, принимать самостоятельные решения.
Программу курса составляют устные операции с числами, математические игры и игры с элементами математики, комбинаторика, наглядная геометрия и стереометрия, доказательства, типы доказательств, сопоставление математического доказательства с доказательствами других наук и т. д.
Особое место в проекте МатКласс занимают каникулярные программы:
- «9. Изобретатель в музеях Москвы. Развиваем нестандартное мышление»;
- «5. Болгария. Лето Море Математика… и не только = Море удовольствия!»;
- «7. Соловки. Взаимосвязь природы и физики».
Основная идея этих программ – пробудить интерес к математике и ощущение удовольствия от занятий во время отдыха, в отрыве от школы. Это проекты семейные, сюда приглашаются дети с родителями.
Проект «МатКласс» носит комплексный характер и предлагает различные формы дистанционной активности для всех своих аудиторий. В частности, режим взаимодействия посредством участия слушателей в вебинарах и конкурсных сессиях.
Неформальные образовательные ресурсы
Таких проектов, как «Знаника», «Кенгуру», «МатКласс», немного. Поэтому педагоги сами проявляют активность в формировании неформальных информационных образовательных ресурсов по математике. Среди таких ресурсов выделяется банк интерактивных тренажеров на информационном порталеПедсовет.сu (www.pedsovet.su/load/305). Авторы выкладывают интерактивные математические тренажеры для учащихся. Интерактивные тренажеры направлены на тренировку определенных математических навыков работы с числами, значениями, фигурами, отдельными операциями и закономерностями.
Однако тренажер, каким бы качественным он ни был, – это всегда ограниченный в своих возможностях ресурс. Для развития истинного интереса и математического мышления необходимо взаимодействие с педагогом. Такую возможность открывает сайт А. В. Шаповалова, автора книг для учащихся «Принцип узких мест», «Турнир городов: мир математики в задачах», «Как построить пример» (www.ashap.info). Этот информационный ресурс создан по типу методического навигатора, позволяющего выстроить систему отношений с профессионалами, авторами математических проектов, в самых разных формах: школьных кружков, математических турниров и олимпиад, игр, журналов и просто общения с мастерами посредством чтения и обсуждения статей, книг, участия в блоге.
Такая позиция автора сайта раскрывает просветительский характер проекта, направленного на формирование общего развития и математической культуры.
Потребность в новых информационных проектах неформального математического образования сегодня возрастает. Тенденции развития современного образовательного пространства как открытого и вариативного управляют этим процессом. Основные идеи и положения Концепции развития математического образования в РФ – необходимый действенный стимул, который ориентирует специалистов на создание новых информационных ресурсов, позволяющих удовлетворять культурные и образовательные потребности детей, родителей и педагогов в познании математики как фундаментальной науки и прикладной дисциплины.
