ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Ноябрь 2015года
Вопрос – ответ

Заместитель директора спрашивает

Правомерность требования обходного листа у обучающегося при отчислении из образовательной организации.
Основания для деления класса на группы.
Регламентация затрат времени педагога, необходимого ему для руководства исследовательскими проектами обучающихся.
Может ли администрация общеобразовательной организации при отчислении учащегося потребовать у него обходной лист?

Нет, не может. Обходной лист как документ используется в трудовых отношениях и в отношениях между обучающимся и профессиональной образовательной организацией (далее — ОО).

Рекомендуем обратить внимание на локальные нормативные акты ОО, в которых должно быть четко определено, при каких обстоятельствах выдаются документы выбывающему из ОО учащемуся и каким образом администрация может привлечь должника к возмещению ущерба имуществу ОО.

Например, в Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утв. Главархивом СССР 15.08.1988, определено, что обходной лист относится к документам по работе с кадрами.

Что касается системы профессионального образования, то в ней эти отношения регламентируются следующим образом. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н, указано, что заведующий общежитием оформляет обходные листы со студентами, выбывающими из общежития.

Аналогичные требования предъявляются к работникам и студентам в отношении книг, взятых ими из библиотеки ОО. Так в Инструкции по библиотечной технике для библиотек высших учебных заведений, утв. приказом Минвуза СССР от 12.09.1963 № 280, определено, что «отдел кадров вуза лицам, не ликвидировавшим свою задолженность по читательскому абонементу (формуляру), документы, находящиеся в личном деле (свидетельство об образовании, диплом, трудовая книжка), выдает после полного возврата книг или возмещения их стоимости, о чем библиотека делает соответствующую отметку на обходном листе. В случае выдачи документов или справки об уходе из вуза читателю — студенту или работнику высшего учебного заведения без наличия в обходном листе отметки библиотеки о сдаче книг или возмещении их стоимости работник отдела кадров или другое лицо, на которое возложено оформление приема и увольнения из института, несет материальную ответственность за причиненный ущерб».

Современные рекомендации по пользованию библиотекой ОО также не вводят каких-либо требований к заполнению обходных листов учащимися. Так в пункте 2.5. Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и Рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, направленного письмом Минобразования России от 14.01.1998 № 06-51-2ин/27–06 (далее — Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой), указано, что «личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист».

Рекомендуем обратить внимание на локальные нормативные акты ОО, в которых должно быть определено, при каких обстоятельствах выдаются документы выбывающему из ОО учащемуся и каким образом администрация может привлечь должника к возмещению ущерба имуществ. Кроме того, права и обязанности участников образовательных отношений фиксируются в Уставе ОО.

В Рекомендациях по составлению примерных правил пользования библиотекой умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает уголовную ответственность, либо компенсацию ущерба в денежном выражении или равноценную замену произведениями печати и другими документами. А за утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им невосполнимого ущерба гражданско-правовую ответственность должны нести родители или поручители.

Какими нормативными документами необходимо пользоваться при делении класса на группы (например, для изучения иностранного языка)?

В настоящее время единственным действующим нормативным актом, который регулирует вопрос деления классов на группы при проведении учебных занятий, является приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее — Приказ об утверждении федерального базисного учебного плана).

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования решение о делении класса на подгруппы для освоения образовательной программы по определенным предметам принимается самостоятельно ОО (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), исходя из возможностей обеспечения учебного процесса с максимальной эффективностью (при наличии соответствующего финансирования).

Согласно Приказу об утверждении федерального базисного учебного плана при проведении учебных занятий по иностранному языку (2-9-е классы), технологии (5-9-е классы), а также по информатике и  информационно-коммуникационным технологиям (далее — ИКТ), физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы:

  • в городских ОО — при наполняемости 25 и более человек;
  • сельских ОО — 20 и более человек.

Обращаем внимание, что Приказ об утверждении федерального базисного учебного плана не действует для классов ОО, в которых реализуются федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования (по уровням). Таким образом, в условиях реализации ФГОС общего образования решение о делении класса на подгруппы для освоения образовательной программы по определенным предметам принимается самостоятельно ОО (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), исходя из возможностей обеспечения учебного процесса с максимальной эффективностью (при наличии соответствующего финансирования).

При наличии необходимых условий и средств1 возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью для проведения занятий по другим учебным предметам. Рекомендуется деление 9-х классов на группы при организации предпрофильной подготовки. Это решение может быть принято на Управляющем совете ОО и согласовано с учредителем.

Существуют ли нормативно-правовые акты, регламентирующие затраты времени для руководства исследовательскими проектами обучающихся?

В соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:

  • учебная (преподавательская) работа;
  • воспитательная работа;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом.

Руководство исследовательскими проектами обучающихся относится к другой педагогической работе учителя и не конкретизируется по количеству часов.

В понятие «другая педагогическая работа» могут быть включены следующие виды деятельности:

  • методическая;
  • подготовительная;
  • организационная;
  • диагностическая, работа по ведению мониторинга;
  • работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых учителем (педагогическим работником) с обучающимися.

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями в ОО.

В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха), выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени (количество часов не конкретизировано). Таким образом, руководство исследовательскими проектами обучающихся относится к другой педагогической работе учителя и не конкретизируется по количеству часов.

В соответствии с п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, зависит:

  • от должностных обязанностей, предусмотренных уставом ОО;
  • правил внутреннего трудового распорядка ОО;
  • тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик.

Регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника.

Следовательно, другая часть педагогической работы (в т. ч. отводимая на руководство исследовательскими проектами), по условиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха регулируется внутренними документами ОО (графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника).


1Необходимо обратиться к региональным нормативным актам, которые могут содержать нормы, устанавливающие увеличение фонда оплаты труда при делении класса на группы. >>вернуться в текст
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.