Заместитель директора спрашивает

Нет, не может. Обходной лист как документ используется в трудовых отношениях и в отношениях между обучающимся и профессиональной образовательной организацией (далее — ОО).
Рекомендуем обратить внимание на локальные нормативные акты ОО, в которых должно быть четко определено, при каких обстоятельствах выдаются документы выбывающему из ОО учащемуся и каким образом администрация может привлечь должника к возмещению ущерба имуществу ОО.
Например, в Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утв. Главархивом СССР 15.08.1988, определено, что обходной лист относится к документам по работе с кадрами.
Что касается системы профессионального образования, то в ней эти отношения регламентируются следующим образом. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н, указано, что заведующий общежитием оформляет обходные листы со студентами, выбывающими из общежития.
Аналогичные требования предъявляются к работникам и студентам в отношении книг, взятых ими из библиотеки ОО. Так в Инструкции по библиотечной технике для библиотек высших учебных заведений, утв. приказом Минвуза СССР от 12.09.1963 № 280, определено, что «отдел кадров вуза лицам, не ликвидировавшим свою задолженность по читательскому абонементу (формуляру), документы, находящиеся в личном деле (свидетельство об образовании, диплом, трудовая книжка), выдает после полного возврата книг или возмещения их стоимости, о чем библиотека делает соответствующую отметку на обходном листе. В случае выдачи документов или справки об уходе из вуза читателю — студенту или работнику высшего учебного заведения без наличия в обходном листе отметки библиотеки о сдаче книг или возмещении их стоимости работник отдела кадров или другое лицо, на которое возложено оформление приема и увольнения из института, несет материальную ответственность за причиненный ущерб».
Современные рекомендации по пользованию библиотекой ОО также не вводят каких-либо требований к заполнению обходных листов учащимися. Так в пункте 2.5. Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и Рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, направленного письмом Минобразования России от 14.01.1998 № 06-51-2ин/27–06 (далее — Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой), указано, что «личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист».
Рекомендуем обратить внимание на локальные нормативные акты ОО, в которых должно быть определено, при каких обстоятельствах выдаются документы выбывающему из ОО учащемуся и каким образом администрация может привлечь должника к возмещению ущерба имуществ. Кроме того, права и обязанности участников образовательных отношений фиксируются в Уставе ОО.
В Рекомендациях по составлению примерных правил пользования библиотекой умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает уголовную ответственность, либо компенсацию ущерба в денежном выражении или равноценную замену произведениями печати и другими документами. А за утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им невосполнимого ущерба гражданско-правовую ответственность должны нести родители или поручители.

В настоящее время единственным действующим нормативным актом, который регулирует вопрос деления классов на группы при проведении учебных занятий, является приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее — Приказ об утверждении федерального базисного учебного плана).
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования решение о делении класса на подгруппы для освоения образовательной программы по определенным предметам принимается самостоятельно ОО (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), исходя из возможностей обеспечения учебного процесса с максимальной эффективностью (при наличии соответствующего финансирования).
Согласно Приказу об утверждении федерального базисного учебного плана при проведении учебных занятий по иностранному языку (2-9-е классы), технологии (5-9-е классы), а также по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (далее — ИКТ), физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы:
- в городских ОО — при наполняемости 25 и более человек;
- сельских ОО — 20 и более человек.
Обращаем внимание, что Приказ об утверждении федерального базисного учебного плана не действует для классов ОО, в которых реализуются федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования (по уровням). Таким образом, в условиях реализации ФГОС общего образования решение о делении класса на подгруппы для освоения образовательной программы по определенным предметам принимается самостоятельно ОО (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), исходя из возможностей обеспечения учебного процесса с максимальной эффективностью (при наличии соответствующего финансирования).
При наличии необходимых условий и средств1 возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью для проведения занятий по другим учебным предметам. Рекомендуется деление 9-х классов на группы при организации предпрофильной подготовки. Это решение может быть принято на Управляющем совете ОО и согласовано с учредителем.

В соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:
- учебная (преподавательская) работа;
- воспитательная работа;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- научная, творческая и исследовательская работа;
- другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом.
Руководство исследовательскими проектами обучающихся относится к другой педагогической работе учителя и не конкретизируется по количеству часов.
В понятие «другая педагогическая работа» могут быть включены следующие виды деятельности:
- методическая;
- подготовительная;
- организационная;
- диагностическая, работа по ведению мониторинга;
- работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых учителем (педагогическим работником) с обучающимися.
Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями в ОО.
В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха), выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени (количество часов не конкретизировано). Таким образом, руководство исследовательскими проектами обучающихся относится к другой педагогической работе учителя и не конкретизируется по количеству часов.
В соответствии с п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, зависит:
- от должностных обязанностей, предусмотренных уставом ОО;
- правил внутреннего трудового распорядка ОО;
- тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик.
Регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника.
Следовательно, другая часть педагогической работы (в т. ч. отводимая на руководство исследовательскими проектами), по условиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха регулируется внутренними документами ОО (графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника).
