Использование роботов на уроках математики
Не стоит думать, что математика – это скучно, а робот в школе – это область технологии. Математика и робот совместимы! Более того – использование роботов приводит к новым, порой неожиданным, образовательным результатам и эффектам. А также помогает формированию универсальных учебных действий.
Не верите? Автор статьи приглашает на мастер-класс, где поэтапно будет освоена тема «Длина окружности». На примере одного урока будет доказано, что применять роботов можно на любом этапе учебного занятия и практически в любой предметной области.
Робот в образовательной деятельности
Современные обучающиеся живут в условиях технологического прогресса и уже не представляют себе жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Не стоит на месте и современное образование. Педагоги все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным технологиям, которые позволяют разрабатывать и внедрять принципиально новые средства взаимодействия между учителем и учеником. Применение роботов на уроках — один из способов такого взаимодействия.
Робот представляет собой конструктор, который может помочь в образовательной деятельности: провести эксперименты, сделать математические открытия, вывести и понять происхождение формул, установить связи между предметами и их свойствами, найти закономерности, наглядно продемонстрировать как основные математические операции, так и сложные алгоритмы, развить навыки логического мышления.
В настоящее время обществу необходима личность, способная самостоятельно ставить учебные цели, искать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, анализировать их и на этой основе формулировать собственное мнение. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) среднего общего образования выпускник образовательной организации (далее — ОО) должен ориентироваться в постоянно меняющемся окружающем мире, адекватно воспринимать появление нового, быть готовым непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Для успешного формирования такой личности, помимо применения различных методов, форм и способов преподавания, может послужить специальное оборудование, которое учитель использует на своих уроках.
За последние годы ОО были оснащены современными компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками и непрерывным подключением к сети Интернет. Что дает широкие возможности в подаче учебного материала. Помимо привычного использования учителем бумажных учебников, рабочих тетрадей, уроки дополняются электронными учебниками, компьютерными презентациями, интерактивными досками, мобильными устройствами и прочими техническими новинками. Все эти источники информации красочные, продуктивные, но виртуальные. В отличие от множества инновационных технологий, которые помогают обучающимся в изучении сложных тем, роботы действуют в реальном мире, что не только увеличивает мотивацию при изучении данного материала, но и вносит в него исследовательский компонент. Это помогает реализации требований ФГОС общего образования к результатам обучения учащихся, склонных к естественным наукам, технике или прикладным исследованиям. Поэтому важно вовлекать обучающихся в такую учебно-познавательную деятельность и развивать их способности не только на уроках математики, но и на других предметах.
Использование роботов способствует эффективному овладению обучающимися универсальными учебными действиями, т. к. объединяет разные способы деятельности при решении конкретной задачи, значительно повышает мотивацию к изучению математики, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля. И конечно же, позволяет достигать высоких результатов в образовательной деятельности.
До недавнего времени робототехника развивалась в основном в качестве внеклассной формы работы. В настоящее время в ОО проводятся различные занятия по робототехнике, интегрированные в содержание различных предметов, учителя технологии включают робототехнику в рабочие программы. Для обучения робототехнике на уроках используются различные готовые наборы и конструкторы, которые учащиеся собирают самостоятельно под руководством учителя.
Обучающиеся учатся работать с роботами в начальной школе: роботов используют в качестве обычных конструкторов, постепенно усложняя конструкцию контроллером, исполнительной частью (двигателем) и набором датчиков. Возможности роботов этим не ограничиваются, поэтому многие учителя успешно используют их на своих уроках, создавая дополнительные ресурсы для модернизации образовательного пространства.
Создание программируемого робота
Создание программируемого робота возможно с конструктором lego — набором сопрягаемых деталей и электронных блоков. Одной из самых главных составных частей программируемого конструктора является электронно-вычислительная машина — микро-ЭВМ, при помощи которой и осуществляется программирование роботов. Обычно она помещается в центре конструкции собранного робота, к которой прикрепляются двигатели (программируются отдельно) и датчики. Набор датчиков может быть различным в зависимости от выполняемой задачи.
Например, такой датчик, как сервомотор, можно использовать для измерения скорости и расстояния движения и программировать параметры, которые делают движения робота точнее и четче. Ультразвуковой датчик помогает роботу «видеть» различные предметы и измерять расстояние до них, обнаруживать препятствия. После определения расстояния до объекта робот может менять направление движения. Для работы ультразвукового датчика не важен уровень освещенности — робот ориентируется даже в полной темноте.
Программирование робота осуществляется в нескольких средах программирования, начиная с самых простых, благодаря которым запрограммировать робота может даже человек, незнакомый с языками программирования. После того как разработана программа для робота, ее отправляют в микро-ЭВМ. Для этого робота подключают к компьютеру при помощи кабеля USB.
Для уроков математики обычно необходимо несколько роботов (по одному для каждой команды учащихся). Все роботы, используемые командами, одинаковые — собраны в машину и различаются только радиусом колес. В процессе программирования можно задавать число оборотов колеса, которое понадобится роботу для преодоления заданного расстояния.
Изучение нового материала с помощью роботов
Изучение новой темы «Длина окружности» на уроках математики в 6-м классе возможно с применением роботов. Урок должен иметь несколько этапов.
На этапе изучения нового материала обучающиеся делятся на группы (команды). Учитель раздает командам машины-роботы, обращая внимание учащихся на различия в размерах колес. Далее происходит знакомство учеников с роботами. Каждый робот может ехать самостоятельно, если его правильно запрограммировать. Для этого необходимо нажать кнопку «вправо», чтобы увеличить число оборотов колеса, или кнопку «влево», чтобы уменьшить число оборотов. Чтобы машина поехала, нужно нажать на среднюю кнопку «старт». Для объяснения направлений движения роботов учитель использует заранее подготовленную компьютерную презентацию. После обучения управлению роботами учитель напоминает, что на столах обучающихся лежат листы ватмана и гуашь, и предлагает выполнить ряд заданий.
Задание № 1. Необходимо взять в руки робота и сделать на колесе метку гуашью, затем задать число оборотов колеса, равное четырем, и запустить машину по листу ватмана.
По завершении задания один обучающийся из каждой группы прикрепляет ватман магнитами на доску (на листе останется метка, повторяющаяся несколько раз). Диаметр у колес разный, поэтому следы, оставленные колесами машин, будут разными по размеру. После завершения работы с роботами учитель предлагает обсудить полученные результаты и ответить на вопросы:
- Что показывает расстояние от метки до метки?
- Почему различаются результаты между командами?
- От чего зависит длина окружности (расстояние между метками)?
Отвечая на вопросы учителя, обучающиеся говорят о том, что расстояние между метками — это размер окружности колеса (полный оборот колеса — длина окружности колеса); у всех роботов различный размер колеса, поэтому результаты различны; а длина окружности зависит от радиуса (диаметра).
После ответов на вопросы ученики при помощи учителя приходят к выводу: для того чтобы найти длину окружности, необходимо знать ее диаметр. Учитель раздает листы ватмана с метками командам обратно и предлагает выполнить следующее задание.
Задание № 2. Измерить длину окружности ©, т. е. расстояние между метками; измерить диаметр (d) колеса своего робота и найти отношение длины окружности к ее диаметру (С: d). Результат записать на доске.
Учитель обращает внимание учащихся на результаты. Спрашивает, что интересного они заметили. На основании экспериментов делаются выводы, что полученные отношения для окружностей различной длины — почти одинаковые. Это число называется π (далее следует историческая справка о происхождении числа π). Изучить формулы длины окружности помогает слайд компьютерной презентации.
Проведение практической работы
Учитель обращает внимание учащихся на то, что число π берется приближенное, значит, и результаты могут иметь небольшие погрешности в измерениях.
Далее он предлагает выполнить практическую работу.
Задание № 3. Необходимо запустить машину так, чтобы она проехала расстояние, равное 1 м, и определить с помощью секундомера время, которое она потратила на данный путь.
Обучающиеся выполняют задание, засекают время, записывают результаты на доске (результаты у команд разные).
Учитель после выполнения задания просит сравнить результаты команд и сделать вывод.
Для этого предлагает ответить на следующие вопросы:
- Почему различаются результаты команд?
- Почему машины, которые прошли одинаковое расстояние и ехали с одинаковой скоростью, затратили на путь различное время?
- Как влияет длина окружности колеса на скорость транспортного средства?
Задание № 4. Необходимо запрограммировать робота (машину) таким образом, чтобы он проехал расстояние, равное 2 м. Поставить его на линию старта и запустить. Если подсчеты будут сделаны верно, то машина приедет в нужное место — значит, команда выполнит задание правильно.
Обучающиеся выполняют задание на точность, программируя необходимое количество оборотов у своего робота таким образом, чтобы было пройдено нужное расстояние. Затем наблюдают за движением машин и сравнивают командные результаты.
Примеры тем, для изучения которых можно использовать роботов
Применять роботов можно на любом этапе урока (учебного занятия) математики: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении пройденной темы или раздела. Подача нового материала с использованием роботов становится более эффективной, т. к. этот способ организации учебной деятельности позволяет расширять возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся математические модели и проводить эксперименты в режиме реального времени.
Внедрение роботов в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков математики, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию заданий, расширить информационное поле урока, стимулировать интерес и пытливость обучающихся, а также разнообразить формы обратной связи.
Примеры тем, для изучения которых можно использовать роботов в разных классах, представлены в таблице.
Примеры тем, для изучения которых можно использовать роботов
Класс | Тема | Название робота |
---|---|---|
5 | Формула пути | Lego Mindstorms NXT |
5 | Прямоугольник | |
5 | Шкалы и координаты | Mindstorms Ev3 |
6 | Масштаб | |
7 | Прямоугольный треугольник и его свойства | |
8 | Выпуклый многоугольник | |
9 | Сложение и вычитание векторов |

Анализ урока как инструмент оценки условий реализации основной образовательной программы
Анализ урока – важный инструмент в педагогической деятельности. Об этом знает каждый заместитель директора. Но не каждый может правильно выбрать аспекты для экспертизы качества урока.
Автор статьи рассказывает, как это сделать. В примерной схеме анализа урока приводит все направления оценивания. Например, критерии для оценки профессиональных качеств учителя, основные характеристики учащихся и все, что нужно учесть для повышения объективности и правильной обработки результатов такого анализа. Проверьте, все ли знаете об этом Вы?..
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы (далее — ООП), к результатам освоения, структуре и условиям реализации. Поскольку ФГОС общего образования (по уровням) являются основой объективной оценки соответствия деятельности образовательной организации (далее — ОО) установленным требованиям, внутришкольная система оценки качества образования (далее — ВСОКО) может включать разделы, предусмотренные ФГОС общего образования (рис. 1).

Остановимся более подробно на требованиях к условиям реализации ООП. Результатом деятельности администрации педагогического коллектива ОО в этом направлении становится создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей образования, его высокое качество, доступность и открытость. Сегодня ОО предоставляет обучающимся широкий спектр возможностей для обучения и развития, но основной единицей реализации образовательной программы продолжает оставаться урок. Следовательно, оценка качества урока является важным элементом ВСОКО. Для оценки качества урока администрацией Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «Карьера» (далее — ННОУ СОШ «Карьера») была разработана схема анализа урока. При разработке схемы анализа урока администрация и педагоги ННОУ СОШ «Карьера» пытались ответить на следующие вопросы: кому и зачем нужен анализ урока, какие аспекты оценки современного урока должны быть отражены в схеме, какие наблюдаемые действия учителя и обучающихся будут свидетельствовать о качестве урока?
Администрация ОО, посещая уроки с целью оценки качества процесса, выявляет основные проблемы как отдельных учителей, так и всего педагогического коллектива в целом, что может стать основой для планирования методической работы. Балльная система оценки качества урока позволяет составлять рейтинги педагогов, выделять группы педагогов, способных оказать методическую помощь коллегам, а также группы педагогов, нуждающихся в методическом сопровождении. Учитель, получая обратную связь, может планировать работу по самообразованию (рис. 2).

Выбор аспектов для оценки качества урока зависит в первую очередь от целей и задач конкретной ОО. Предлагаем оценивать качество урока с точки зрения деятельности и основных характеристик учащихся на уроке, основных личностных и профессиональных характеристик учителя, содержания каждого этапа урока, эффективности и грамотности организации урока, его результативности. Администрация ОО может в соответствии с задачами ВСОКО выбирать отдельные аспекты оценки качества урока или учитывать все аспекты в комплексе.
В основе ФГОС общего образования (по уровням) лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. В связи с этим было принято решение во время анализа урока осуществлять оценку по каждому из критериев через наблюдаемые действия учителя и учеников. Варианты наблюдаемых действий были сформулированы по итогам посещения уроков на этапе перехода ОО на ФГОС основного общего образования. Для оценки качества по каждому из критериев нами была выбрана трехбалльная система ( 2-1-0) как наиболее простая и удобная в использовании. При этом необходимо отметить, что условно:
- 2 балла отражают наблюдаемые действия учителя и обучающихся на уроке, соответствующие требованиям системно-деятельностного подхода;
- 1 балл — наблюдаемые действия, соответствующие традиционному уроку;
- 0 баллов свидетельствует о низкой методической грамотности учителя.
Анализируя урок по схеме, администрация ОО может оценить уровень понимания педагогическим коллективом требований ФГОС общего образования, умение строить урок в новой форме, знание современных образовательных технологий, форм и приемов работы.
Примерная схема1 анализа урока представлена в приложении.
Приложение
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа урока
Направление оценивания | Комментарии, общее кол-во баллов | |||
---|---|---|---|---|
2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
1. Основные профессиональные качества учителя | ||||
1.1. Знание предмета и общая эрудиция | ||||
Учитель предлагает дополнительную информацию по теме. Раскрывает межпредметные связи, актуальность темы и ее связь с жизнью. Грамотно отвечает на все вопросы учащихся | Учитель владеет дополнительной информацией по теме либо раскрывает межпредметные связи, актуальность темы и ее связь с жизнью | Учитель ограничивается при объяснении материала информацией, представленной в учебнике. Испытывает затруднения при ответах на вопросы учащихся | ||
1.2. Культура речи и умение взаимодействовать с аудиторией | ||||
Речь учителя грамотная, образная и эмоциональная. Темп речи соответствует особенностям восприятия учащихся. Устанавливает зрительный контакт с учащимися класса в целом | Речь учителя грамотная. Темп речи не соответствует особенностям восприятия (слишком быстрый или слишком медленный). Зрительный контакт временами теряется | В речи присутствуют ошибки. Темп речи слишком быстрый или слишком медленный. Контакт с аудиторией временами теряется | ||
(понимает, насколько полно донесена информация до учащихся во время урока, получает обратную связь, оценивает, насколько понятно сказанное, есть ли необходимость повторения) | ||||
1.3. Взаимоотношения с обучающимися | ||||
Стиль общения выбирается с учетом определенной ситуации. Степень ориентации учителя в ситуации общения достаточно высокая, он адекватно оценивает себя и других, понимает подтекст общения, эмоциональное состояние обучающихся | Партнерские отношения. Стиль общения с учениками демократичный. Демонстрирует гибкость общения в пределах одного стиля | Стиль общения с учениками авторитарный (основные способы общения с учениками — установки, указания, разъяснения, замечания, запреты). Или стиль общения либеральный, выражающийся в стремлении завоевать фальшивый авторитет у обучающихся, быть принятым группой при отсутствии минимальной личной коммуникативной культуры | ||
Максимальный балл: | 5 | |||
2. Основные этапы урока | ||||
2.1. Целеполагание | ||||
Формулирует цели урока (новые способы действий). Привлекает учащихся к формулированию целей урока | Формулирует цели урока, не привлекая учащихся | Цель урока не поставлена. Целеполагание подменяется сообщением темы урока | ||
2.2. Мотивация | ||||
Учитель создает на уроке «точку удивления», условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием, создает ситуацию успеха для каждого ученика. Учитывает тип учебной мотивации учащихся класса | В течение урока учитель применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (указать), не учитывая тип учебной мотивации учащихся класса | Используемые приемы и формы работы не позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся | ||
2.3. Актуализация имеющихся знаний | ||||
Опора на жизненный опыт учащихся и знания, имеющиеся по данной теме. Учитель использует различные приемы актуализации (указать), позволяющие включить учащихся в освоение нового знания | Учитель использует однотипные приемы актуализации (вопросы по пройденному материалу), не получая обратной связи от каждого ученика класса | Актуализация имеющихся знаний отсутствует | ||
2.4. Содержание учебного материала и содержание образования, деятельность учащихся на уроке | ||||
Учебный материал и единица содержания образования (способ, схема, алгоритм) не даются учащимся в готовом виде, а проектируются и «добываются» на уроке вместе с учащимися. Учащиеся вовлечены в самостоятельную деятельность более 50% времени урока | Учебный материал адекватен теме и цели урока, однако часть материала предлагается учащимся в готовом виде. Структура урока и логика подачи материала позволяют обучающимся успешно осваивать материал. Учащиеся вовлечены в самостоятельную деятельность менее 50% времени урока | Учебный материал не адекватен теме и цели урока либо объем учебного материала не соответствует индивидуальным особенностям учащихся | ||
2.5. Рефлексия | ||||
Организована рефлексия учащихся по следующим позициям: • цель, поставленная учащимися; • усвоенные способы действий; • возникшие трудности; • дальнейшие задачи | Организована рефлексия по 1–2 позициям (см. графу 1 п. 2.5) | Рефлексия не была организована | ||
2.6. Оценка результатов | ||||
Учащиеся имеют возможность оценить свою работу и работу одноклассников по известным им критериям | Работу учащихся оценивал только учитель по критериям, известным ученикам. Учитель подводит итоги урока, не привлекая учащихся | Работу оценивал только учитель, не предъявляя критериев оценки. Учитель подводит итоги урока, не привлекая учащихся | ||
2.7. Домашнее задание | ||||
Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов урока. Подобрано с учетом объема домашних заданий (по всем предметам) и в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821–10) | Стандартное домашнее задание. Объем домашнего задания соответствует нормативам | Единое стандартное домашнее задание. Объем не соответствует нормативам | ||
Максимальный балл: | 14 | |||
3. Основные характеристики учащихся | ||||
3.1. Степень познавательной активности | ||||
Более 70% учащихся класса проявляют активность на уроке. Поднимают руки, отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждениях, делают дополнения | Активны 50–70% учащихся | Менее 50% учащихся проявляют активность. Ученики дают ответы только по требованию учителя | ||
3.2. Степень самостоятельности | ||||
Учащиеся самостоятельно ставят учебные задачи, выполняют задания без помощи учителя и одноклассников, определяют оптимальный для себя объем заданий. Могут самостоятельно определить свои учебные трудности | Учащиеся не могут самостоятельно поставить учебные задачи и определить оптимальный объем работы и свои учебные трудности, однако могут выполнить предложенные задания без помощи учителя и одноклассников | Учащиеся работают только под контролем учителя. Задают большое количество уточняющих вопросов | ||
3.3. Уровень специальных умений и навыков | ||||
Устные и письменные ответы более 70% учащихся отличаются грамотностью и полнотой. Учащиеся свободно владеют терминологией по предмету. Могут применять знания в нестандартной ситуации | Устные и письменные ответы учащихся (50–70%)отличаются грамотностью. Учащиеся владеют терминологией по предмету. Могут применять знания в стандартной ситуации без помощи учителя | Ответы учащихся в основном односложные, хоровые. Учащиеся путаются в терминологии. Работают только по образцу | ||
3.4. Уровень сформированности (развития) универсальных учебных действий (далее — УУД)* | ||||
Учащиеся владеют разными группами УУД в соответствии с возрастом (коммуникативными, познавательными, регулятивными) | Учащиеся применяют УУД для решения учебных задач под контролем учителя | Учащиеся не владеют УУД в соответствии с возрастом | ||
3.5. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности | ||||
В начале урока все учащиеся находятся в классе и готовы к уроку (подготовлено все необходимое, выполнено домашнее задание). Все учащиеся класса знают и соблюдают правила поведения на уроке | Урок начинается вовремя, все учащиеся находятся в классе. Не все ученики готовы к уроку. Наблюдаются отдельные случаи нарушения дисциплины (посторонние разговоры) | Есть опоздавшие. Не все учащиеся готовы к уроку. Наблюдаются случаи нарушения дисциплины (посторонние разговоры, использование телефонов и т. п.) | ||
Максимальный балл: | 10 | |||
4. Оценка эффективности и грамотности организации урока | ||||
4.1. Соответствие этапов урока требованиям системно-деятельностного подхода | ||||
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС общего образования (по уровням) и имеет все этапы, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход. Связи между этапами урока выстроены логично | Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС общего образования (по уровням), имеет этапы, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход. Имеются незначительные нарушения связей между этапами урока | Имеются нарушения в структуре урока, не позволяющие реализовать системно-деятельностный подход | ||
4.2. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, чередование и смена видов деятельности | ||||
Время урока использовано эффективно. Темп урока высокий (или адекватный индивидуальным характеристикам обучающихся в классе). Смена видов деятельности оправдана с точки зрения цели урока | Частая смена видов деятельности не всегда оправдана с точки зрения задач урока. На некоторые этапы урока отведено слишком мало или много времени (указать) | На отдельные этапы урока отведено недостаточно или слишком много времени (указать). Однообразие видов деятельности и организационных форм работы | ||
4.3. Целесообразность и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) | ||||
Использование ИКТ позволяет более эффективно работать с материалом, способствует лучшему усвоению | Использование ИКТ не в полной мере оправдано с точки зрения задач урока, не способствует лучшему усвоению материала | ИКТ не используются | ||
4.4. Формы организации познавательной деятельности учащихся | ||||
Учитель организует учебное сотрудничество обучающихся совместно — распределенную деятельность при решении учебных задач, учит работе в группе либо организует работу каждого ученика по индивидуальному плану. Работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний | Использует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи | Работает с классом фронтально на всех этапах урока | ||
4.5. Методы обучения | ||||
Учитель применяет интерактивные, исследовательские методы обучения, эвристическую беседу, проблемное обучение. Применяет нетрадиционные формы урока (организационно-деятельностные игры, дебаты, урок-диспут, урок-проект, технологию развития критического мышления, когнитивную технологию и т. п.) | Учитель применяет тестовые технологии, учит составлять схемы, ментальные карты (интеллект-карты), карты понятий, добывать информацию из разных источников, переводить информацию из одного вида в другой | На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения | ||
4.6. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока и эффективность контроля | ||||
Учитель получает обратную связь от всех учеников класса. При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата | Учитель получает обратную связь от 50–70% учащихся класса | Учитель не получает обратной связи от учащихся. Действует по плану, не внося коррективы в ход урока | ||
4.7. Соблюдение требований СанПиН 2.4.2.2821–10 | ||||
Размещение обучающихся в классе осуществлено с учетом состояния здоровья (нарушения зрения, слуха, часто болеющие). С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках учитель проводит физкультминутки и гимнастику для глаз. Учитель чередует во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ), учитывая среднюю непрерывную продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) в соответствии с возрастом обучающихся. Соблюдает требования к продолжительности непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения и др. | Соблюдены отдельные требования СанПиН 2.4.2.2821–10 (см. графу 1 п. 4.7) | Требования СанПиН 2.4.2.2821–10 не соблюдены | ||
Максимальный балл: | 12 | |||
5. Оценка результатов проведенного урока | ||||
5.1. Степень обучающего воздействия урока на учащихся | ||||
Предметный материал урока (указать какой) усвоен большинством учащихся класса. Рефлексия в конце урока отражает понимание материала | Материал урока в основном усвоен большинством учащихся класса. Во время рефлексии учащиеся допускают отдельные неточности | Материал не усвоен. Во время рефлексии учащиеся демонстрируют непонимание материала | ||
5.2. Работа по формированию УУД на уроке | ||||
Построение урока, формы работы позволяют формировать (развивать) УУД (указать вид) | Отдельные задания на уроке позволяют решать задачи развития УУД (указать) | При проведении урока задачи формирования УУД не решаются | ||
Максимальный балл: | 4 | |||
Итого: | 45 |
Обработка результатов.
Все баллы, выставленные экспертом на каждом этапе анализа урока, необходимо сложить. Полученную сумму баллов — цифру (К) — сравнивают с «ключом» схемы анализа урока. Максимальное количество баллов, которое можно выставить за качество урока, — 45. Экспертом могут быть выявлены следующие уровни качества урока:
- если 1 ≤ К ≤ 9, уровень качества урока низкий;
- если 10 ≤ К ≤ 18, уровень качества урока ниже среднего;
- если 19 ≤ К ≤ 27, уровень качества урока средний;
- если 28 ≤ К ≤ 36, уровень качества урока хороший;
- если 37 ≤ К ≤ 45, уровень качества урока высокий.

Заместитель директора спрашивает

Нет, не может. Обходной лист как документ используется в трудовых отношениях и в отношениях между обучающимся и профессиональной образовательной организацией (далее — ОО).
Рекомендуем обратить внимание на локальные нормативные акты ОО, в которых должно быть четко определено, при каких обстоятельствах выдаются документы выбывающему из ОО учащемуся и каким образом администрация может привлечь должника к возмещению ущерба имуществу ОО.
Например, в Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утв. Главархивом СССР 15.08.1988, определено, что обходной лист относится к документам по работе с кадрами.
Что касается системы профессионального образования, то в ней эти отношения регламентируются следующим образом. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н, указано, что заведующий общежитием оформляет обходные листы со студентами, выбывающими из общежития.
Аналогичные требования предъявляются к работникам и студентам в отношении книг, взятых ими из библиотеки ОО. Так в Инструкции по библиотечной технике для библиотек высших учебных заведений, утв. приказом Минвуза СССР от 12.09.1963 № 280, определено, что «отдел кадров вуза лицам, не ликвидировавшим свою задолженность по читательскому абонементу (формуляру), документы, находящиеся в личном деле (свидетельство об образовании, диплом, трудовая книжка), выдает после полного возврата книг или возмещения их стоимости, о чем библиотека делает соответствующую отметку на обходном листе. В случае выдачи документов или справки об уходе из вуза читателю — студенту или работнику высшего учебного заведения без наличия в обходном листе отметки библиотеки о сдаче книг или возмещении их стоимости работник отдела кадров или другое лицо, на которое возложено оформление приема и увольнения из института, несет материальную ответственность за причиненный ущерб».
Современные рекомендации по пользованию библиотекой ОО также не вводят каких-либо требований к заполнению обходных листов учащимися. Так в пункте 2.5. Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и Рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, направленного письмом Минобразования России от 14.01.1998 № 06-51-2ин/27–06 (далее — Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой), указано, что «личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист».
Рекомендуем обратить внимание на локальные нормативные акты ОО, в которых должно быть определено, при каких обстоятельствах выдаются документы выбывающему из ОО учащемуся и каким образом администрация может привлечь должника к возмещению ущерба имуществ. Кроме того, права и обязанности участников образовательных отношений фиксируются в Уставе ОО.
В Рекомендациях по составлению примерных правил пользования библиотекой умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает уголовную ответственность, либо компенсацию ущерба в денежном выражении или равноценную замену произведениями печати и другими документами. А за утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им невосполнимого ущерба гражданско-правовую ответственность должны нести родители или поручители.

В настоящее время единственным действующим нормативным актом, который регулирует вопрос деления классов на группы при проведении учебных занятий, является приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее — Приказ об утверждении федерального базисного учебного плана).
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования решение о делении класса на подгруппы для освоения образовательной программы по определенным предметам принимается самостоятельно ОО (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), исходя из возможностей обеспечения учебного процесса с максимальной эффективностью (при наличии соответствующего финансирования).
Согласно Приказу об утверждении федерального базисного учебного плана при проведении учебных занятий по иностранному языку (2-9-е классы), технологии (5-9-е классы), а также по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (далее — ИКТ), физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы:
- в городских ОО — при наполняемости 25 и более человек;
- сельских ОО — 20 и более человек.
Обращаем внимание, что Приказ об утверждении федерального базисного учебного плана не действует для классов ОО, в которых реализуются федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования (по уровням). Таким образом, в условиях реализации ФГОС общего образования решение о делении класса на подгруппы для освоения образовательной программы по определенным предметам принимается самостоятельно ОО (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), исходя из возможностей обеспечения учебного процесса с максимальной эффективностью (при наличии соответствующего финансирования).
При наличии необходимых условий и средств1 возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью для проведения занятий по другим учебным предметам. Рекомендуется деление 9-х классов на группы при организации предпрофильной подготовки. Это решение может быть принято на Управляющем совете ОО и согласовано с учредителем.

В соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:
- учебная (преподавательская) работа;
- воспитательная работа;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- научная, творческая и исследовательская работа;
- другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом.
Руководство исследовательскими проектами обучающихся относится к другой педагогической работе учителя и не конкретизируется по количеству часов.
В понятие «другая педагогическая работа» могут быть включены следующие виды деятельности:
- методическая;
- подготовительная;
- организационная;
- диагностическая, работа по ведению мониторинга;
- работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых учителем (педагогическим работником) с обучающимися.
Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями в ОО.
В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха), выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени (количество часов не конкретизировано). Таким образом, руководство исследовательскими проектами обучающихся относится к другой педагогической работе учителя и не конкретизируется по количеству часов.
В соответствии с п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, зависит:
- от должностных обязанностей, предусмотренных уставом ОО;
- правил внутреннего трудового распорядка ОО;
- тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик.
Регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника.
Следовательно, другая часть педагогической работы (в т. ч. отводимая на руководство исследовательскими проектами), по условиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха регулируется внутренними документами ОО (графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника).
