ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Ноябрь 2015года
Моделируем блок дополнительного образования

Дополнительные общеобразовательные программы: нормативно-правовой аспект

Перед проектированием дополнительных общеобразовательных программ необходимо ответить на целый ряд вопросов: какие образовательные организации имеют право реализовывать эти программы, кто и как регулирует их деятельность. И это только первые вопросы, с которыми сталкивается каждый педагог.

Н.В. Кленова, канд. филос. наук, доцент, ст. методист ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва
Л.Н. Буйлова, канд. пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО г. Москвы «Московский институт открытого образования»

Программное обеспечение дополнительного образования

Необходимость изменений в программном обеспечении дополнительного образования

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) введено новое понятие, фиксирующее базовую основу педагогической работы в системе дополнительного образования — «дополнительная общеобразовательная программа» (ч. 4 ст. 12). Практика экспертизы данных программ, представляемых образовательными организациями (далее — ОО), открывающими многочисленные кружки, студии, секции, клубы, показывает, что многие педагоги, создающие такого рода программы, имеют ряд проблем в процессе их подготовки. В настоящее время отсутствует официально разработанная (в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ) и рекомендованная органами управления образованием структура дополнительной общеобразовательной программы.

Традиционно большинство педагогов продолжают ориентироваться на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, направленные письмом Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06–1844 (далее — Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей). Этот документ содержит ссылку на утративший силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании», следовательно, не соответствует современному законодательству, хотя включает методические рекомендации, которые раскрывают структуру образовательной программы. Поэтому большинство разработчиков современных дополнительных общеобразовательных программ придерживаются именно этого варианта.

В Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р (далее — Концепция развития дополнительного образования детей), подтвержден принцип программоориентированности, раскрывающий роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей.

Нормативно-правовыми документами в сфере образования закреплено понятие «образовательная программа», поэтому все разрабатываемые образовательные программы должны вписываться в законодательно установленные рамки и содержать в своей структуре обозначенные в Федеральном законе № 273-ФЗ компоненты. В противном случае документ не может называться образовательной программой.

Следовательно, привычная для всех структура дополнительной общеобразовательной программы (выстроенная в соответствии с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей) должна быть пересмотрена и переформатирована с учетом требований современного законодательства. Если по  каким-то причинам разработчик программы этого не делает, то он разрабатывает и реализует все что угодно, только не образовательную программу.

Таким образом, вступление в силу Федерального закона № 273-ФЗ и появление последующих нормативных и методических документов влечет за собой необходимость внесения ряда изменений в программное обеспечение дополнительного образования. Образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, должны максимально быстро провести обновление программного обеспечения своей образовательной деятельности. Совершенно очевидно, что для проведения такой работы необходимо, как минимум, адекватное понимание тех требований, которые предъявляют действующие нормативные документы к дополнительному образованию в целом и дополнительным общеобразовательным программам в частности.

Программное поле дополнительного образования детей

Рассмотрим программное поле современного дополнительного образования детей в нормативно-правовом аспекте. Нормативное регулирование программного обеспечения дополнительного образования обеспечивает Федеральный закон № 273-ФЗ.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 10). Соответственно этому выделяются и два вида дополнительных образовательных программ (ч. 4 ст. 12):

  • дополнительные общеобразовательные программы (в т. ч. общеразвивающие и предпрофессиональные);
  • дополнительные профессиональные программы (в числе которых программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (рисунок)).
Виды дополнительных образовательных программ

Нормативно-правовыми основаниями разработки дополнительных общеобразовательных программ являются следующие документы:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ;
  • СанПиН 2.4.4.3172–14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;
  • Концепция развития дополнительного образования детей;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от  29.08.2013 № 1008 (далее — Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП).

Организации и обучающиеся

Следующие ОО имеют право реализовывать дополнительные общеобразовательные программы (ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ):

  • дошкольные ОО;
  • общеобразовательные организации;
  • профессиональные ОО;
  • ОО высшего образования;
  • организации дополнительного образования;
  • организации дополнительного профессионального образования.

Также образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам вправе осуществлять:

  • организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых (ч. 3 ст. 31);
  • организации, осуществляющие социальное обслуживание (ч. 3 ст. 31);
  • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1, ч. 3 ст. 31);
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (ч. 4 ст. 31);
  • иные юридические лица (ч. 5, ст. 31);
  • нетиповые образовательные организации (ч. 5 ст. 77).

К освоению дополнительных общеобразовательных программ «допускаются любыелица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» (ч. 3 ст. 75).

Понятие «дополнительная общеобразовательная программа»

В Федеральном законе № 273-ФЗ нет прямого определения понятия «дополнительная общеобразовательная программа», но очевидно, что дополнительная образовательная программа, являясь разновидностью образовательной программы как таковой, должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к образовательным программам.

В тексте Федерального закона № 273-ФЗ образовательная программа определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ч. 9 ст. 2).

Как видим, данное в Федеральном законе №  273-ФЗ общее понятие программы определяет сущность и задает структуру и в отношении дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога — разработчика программы, создавать целостное представление о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения, формах и способах их выявления и оценивания.

Дополнительная общеобразовательная программа — это:

  • нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;
  • программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

ВАЖНО

Формулировка «за пределами основных образовательных программ» кардинально отличает дополнительные общеобразовательные программы от рабочих программ курсов внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от  классно-урочной, и направлена на достижение результатов основной образовательной программы ОО (по уровням). Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определена федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) общего образования по уровням.

Направленность дополнительных общеобразовательных программ определяются в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП. Занятия в детских объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности:

  • технической;
  • естественнонаучной;
  • физкультурно-спортивной;
  • художественной;
  • туристско-краеведческой;
  • социально-педагогической.

Виды дополнительных общеобразовательных программ

Федеральным законом № 273-ФЗ введено разделение дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные (ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 75):

  • дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых;
  • дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Содержание и продолжительность обучения по дополнительным общеразвивающим программам определяются образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой ОО (ч. 4 ст. 75). Что касается дополнительных предпрофессиональных программ, то особенности их реализации определяются ст. 83 и 84 Федерального закона № 273-ФЗ, о чем будет сказано ниже.

Дополнительные общеразвивающие программы

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы(далее — дополнительные общеразвивающие программы) являются определяющими для большинства ОО и преобладают среди дополнительных общеобразовательных программ. Предпрофессиональные дополнительные программы разрабатываются и реализуются в соответствии с особыми требованиями (Федеральный закон № 273-ФЗ, ч. 4 ст. 75) и далеко не всеми ОО. Вследствие новизны понятия «дополнительная общеразвивающая программа» целесообразно подробно остановиться на содержании и особенностях этого термина.

Дополнительные общеразвивающие программы направлены:

  • на создание базовых основ образованности и формирование общей культуры обучающихся, расширение их знаний о мире и о себе;
  • удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся в конкретной образовательной области;
  • оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности обучающихся (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
  • накопление обучающимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Как справедливо отмечает Б.В. Куприянов, дополнительные общеразвивающие программы не выделяют каких-либо приоритетов среди многообразных способностей человека и развивают «многие свойства личности понемногу»1, не ориентируя на подготовку деятелей культуры и мастеров спорта, в отличие от предпрофессиональных программ. Дополнительные общеразвивающие программы позволяют формировать многогранность качеств личности, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям, приобретать и максимально реализовывать потребность в познании и творчестве, самореализовываться и самоопределяться личностно и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

Характерные особенности дополнительных общеразвивающих программ можно определить, опираясь на разработки Л.В. Занкова, который под «общим развитием» понимал, во-первых, целостное развитие учащегося — его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, придавая каждому из этих компонентов одинаково важное значение; во-вторых, развитие способностей — свойств личности, обуславливающих успешность решения человеком тех или иных задач2. В рамках «общего развития» перечень способностей человека включает следующие:

  • наблюдательность, способность воспринимать явления, факты — естественные, речевые, математические, эстетические и другие;
  • мышление, способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. д.;
  • практические действия, способность создавать материальные объекты, производить ручные операции, используя (и развивая одновременно) восприятие и мышление3.

Перечисленные способности допустимо считать «общим базисом человеческого развития», который формируется в процессе образования. Такой взгляд на «общее развитие» человека близок идеологии ФГОС общего образования, в контексте которых практические приложения педагогических подходов — системного, деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного — вновь приобретают актуальность4.

Современное информационное общество ждет человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, находить ответы на сложные вопросы, способного самостоятельно действовать, принимать решения, работать в проектном режиме. Для жизнедеятельности человека важно не столько наличие у него накопленных знаний, сколько умение использовать их, т. е. не структурные, а  функционально-деятельностные качества.

На сегодняшний день формирование таких качеств личности выпускника, как обучаемость, умение проектировать непрерывную образовательную траекторию, в недостаточной мере решаются системой общего образования. Вот почему перед ОО остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включающих умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (далее — УУД).

Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС общего образования (по уровням) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты, что сближает общее образование с дополнительным образованием и предопределяет их взаимодействие (интеграцию).

СПРАВКА

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования выделены следующие УУД:
• личностные (способность обучающегося осознавать, исследовать и принимать жизненные ценности и смыслы, а также самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация);
• регулятивные (способность управлять своей учебно-познавательной деятельностью, а также целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
• познавательные (система способов познания окружающего мира и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также общеучебные, логические действия, действия по постановке и решению проблем);
​ • коммуникативные (способность осуществлять коммуникативную деятельность, а также планирование сотрудничества, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Таким образом, дополнительными общеразвивающими программами можно считать такие программы, в ходе освоения которых у обучающегося формируются УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В этой связи при разработке дополнительной общеразвивающей программы целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие УУД. При этом каждая программа, транслирующая социокультурный опыт конкретного вида деятельности, предоставляет различные возможности для формирования учебных действий и таким образом определяет «зону ближайшего развития» соответствующих УУД5.

Так, дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности в первую очередь создают зону ближайшего развития для коммуникативной деятельности и соответственно для развития коммуникативных УУД; программы естественно-научной направленности — для познавательной деятельности и соответствующих ей УУД и т. д.

Дополнительные предпрофессиональные программы

Дополнительные предпрофессиональные программы охватывают образование в области искусств, а также в области физической культуры и спорта и реализуются исключительно для детей (ч. 2 ст. 75).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и в области физической культуры и спорта предшествуют профессиональным образовательным программам, разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ч. 4 ст. 75), которые включают обязательные требования:

  • к минимуму содержания;
  • структуре дополнительных предпрофессиональных программ;
  • условиям их реализации и срокам обучения по этим программам (ч. 8 ст. 2).

Федеральные государственные требования (далее — ФГТ) утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Для дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта ФГТ утверждаются Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России, а ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств — Минкультом России по согласованию с Минобрнауки России.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и в области искусств предусматривают выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования:

  • в первом случае — физического воспитания и физического развития, получения ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в т. ч. избранного вида спорта), необходимых для спортивной подготовки;
  • во втором — для художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, обретения опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Специфика дополнительных предпрофессиональных программ заключается в том, что эти программы имеют:

  • особый порядок приема на обучение (индивидуальный отбор с целью выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные);
  • особый порядок аттестации учащихся (ст. 83 Федерального закона № 273-ФЗ), форма и условия которой устанавливается федеральными органами исполнительной власти, и выдачи свидетельства об освоении этих программ (ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ);
  • нормативную регламентацию минимума содержания, структуры и условий реализации таких программ — ФГТ, при этом ФГТ в области физической культуры и спорта учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в ОО дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), а также в соответствующих профессиональных ОО.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта реализуются в ОО, обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ и субъектов РФ.

Проектирование дополнительных общеразвивающих программ

Типичные ошибки проектирования

Для ОО дополнительного образования детей, общеобразовательных организаций первостепенный интерес, несомненно, представляют вопросы проектирования дополнительных общеразвивающих программ. Остановимся на типичных ошибках проектирования дополнительных общеразвивающих программ:

СПРАВКА

Приводимые типичные ошибки выявлены во время экспертизы дополнительных общеразвивающих программ, проведенной в 2014—2015 гг. специалистами ГАОУ ВО г. Москвы «Московского института открытого образования» и привлеченными экспертами.
​Экспертиза проведена с опорой на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, а также с учетом положений нормативных документов, указанных в тексте статьи.

1. Оформление титульного листа:

  • отсутствуют необходимые и достаточные сведения об утверждении программы (вместо даты и номера приказа об утверждении программы, как правило, составители программы приводят только номер протокола педагогического совета и Ф. И. О. руководителя ОО);
  • приводится устаревшее наименование программы: «дополнительная образовательная программа» вместо нового — «дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа» или (что тоже приемлемо) «дополнительная общеразвивающая программа»;
  • вместо года разработки (переработки) программы и начала ее реализации в представленном виде приводится год последнего допуска программы к реализации (последнее фиксируется датой утверждения программы руководителем ОО).

2. Оформление пояснительной записки:

  • используются устаревшие названия направленностей;
  • допускается несоответствие указанной автором направленности реальному содержанию программы;
  • абстрактно излагается актуальность (на основе ощущения смутной «общесоциальной потребности»), анализ социального заказа на уровне региона, района расположения учреждения у разработчиков практически не встречается;
  • цель программы формулируется удаленно от тематики программы (например, всестороннее гармоничное развитие личности, духовное обогащение и т. п.) или слишком обобщенно (невозможно зафиксировать ее достижение), либо очень многослойно (фактически в состав цели попадают задачи);
  • перечень задач является произвольным, что обусловлено следующими причинами:
    — отсутствует понимание необходимости увязывания каждой поставленной задачи с конкретным ожидаемым результатом;
    — отсутствует персональная ответственность педагога за достижение запланированного результата, а значит, и за поставленную задачу;
    — смешение разных типов задач, их разграничение на обучающие, развивающие и воспитательные осуществляется не по содержанию, а через введение ключевых слов: «обучение», «развитие», «воспитание»;
  • слабая связь ожидаемых результатов с задачами;
  • предлагаемые авторами системы оценочных средств для контроля заявленных образовательных результатов часто сконструированы произвольно, не опираются ни на какие теоретические основания;
  • в большинстве случаев неубедительны попытки ввести в программы метапредметные и личностные результаты.

3. Учебно-тематический план:

  • часто учебно-тематический план подменяется поурочно-календарным планированием;
  • отсутствует деление на разделы и темы, трудно проследить соответствие содержания заявленной цели и задачам.

4. Содержание:

  • тема излагается реферативно;
  • отсутствует дифференциация на теоретические и практические занятия.

5. Методическое обеспечение: для многих авторов типична произвольная трактовка данного раздела, отсутствие приведенного перечня методических разработок, обеспечивающих программу.

6. Список литературы:

  • незнание современных требований к оформлению библиографических списков;
  • устаревшая литература;
  • отсутствие рекомендованных интернет-ресурсов;
  • отсутствие разделения литературы для разных категорий участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся).

Региональные рекомендации

Активное развитие получила практика разработки региональных рекомендаций, определяющих статус, структуру, содержание, уровни дополнительных общеобразовательных (в т. ч. общеразвивающих) программ. Например, в г. Москве предложено дифференцировать дополнительные общеразвивающие программы по уровням реализации. Выделяют три уровня: ознакомительный, базовый, углубленный. Приказом департамента образования г. Москвы от 17.12.2014 № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» зафиксированы основные признаки программ каждого уровня.

В соответствии с цифровыми показателями, приведенными в вышеназванном приказе, а также с учетом имеющихся теоретических разработок6 в отношении специфики заявленных уровней упомянутую дифференциацию программ по трем уровням можно иллюстрировать с помощью таблицы.

Уровневая дифференциация дополнительных общеразвивающих программ

ПоказателиУровни реализации
ОзнакомительныйБазовыйУглубленный
Понятие «уровень»Знакомство обучающихся с основами определенного направления творческой деятельности. Формирование готовности обучающихся к образовательной деятельности и последующее выявление потенциальных возможностей и предпочтений при выборе вида деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностейФормирование у обучающихся знаний, умений и навыков в выбранной предметной области, способствующих профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществеФормирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков.
Раскрытие творческих способностей личности в избранном виде деятельности на уровне высоких показателей образованности в  какой-либо предметной или практической области
Цель (назначение)Получение учащимися общих представлений о предметной области.
Расширение информированности обучающихся в данной образовательной сфере, формирование интереса к выбору деятельности.
Обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности
Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду (направлению) деятельности.
Освоение базовых знаний, умений и навыков по определенному виду деятельности.
Расширение спектра специализированных знаний по смежным дисциплинам для дальнейшего творческого самоопределения, развитие личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых
Развитие компетентности учащихся в образовательной области и формирование навыков на уровне практического применения. Формирование устойчивой мотивации к профильному самоопределению, потребности в творческой деятельности и самореализации в рамках выбранного вида деятельности.
Формирование метапредметных компетенций. Формирование компетенций успешной личности:
• ценностно-смысловых (гражданской позиции, значимости собственной культурной среды);
• социально-трудовых (знание маршрута своего профильного развития, умение оценивать труд коллег, бережное отношение к результатам своей и чужой деятельности);
• коммуникативных (умение работать самостоятельно и в команде, умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения, умение слышать других и др.)
НаборПринимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровьяПринимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Проводится стартовая диагностика (входной контроль) с целью выяснения уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т. п.)
Принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Набор проходит на основании результатов итоговой аттестации освоения программ базового уровня (в той же предметной области) или по итогам вступительных испытаний (определение уровня знаний в предметной области, наличия способностей и стремления к творческой или проектно-исследовательской деятельности)
Возраст обучающихся5–18 лет8–18 лет12–18 лет
Срок освоения программыНе менее 3 мес. (как правило, до 1 года)Не менее 1 г. (как правило, от 1 до 3 лет)Не менее 2 лет
Время обучения (режим занятий)1–3 ч в неделю3–5 ч в неделю4–8 ч в неделю
Результат обучения (в качественном и количественном выражении)Освоение программы. «Пробуждение» интереса учащихся и потребности в дальнейшем изучении выбранных предметных областей по программам более высоких уровней.
Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся
Демонстрация учащимися определенного уровня творческих способностей и одаренности. Участие в общегородских мероприятиях не менее 50% обучающихся.
Включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий не менее 10% обучающихся.
Переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся
Активное участие в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности.
Сформированность ориентации на определенную профессию. Продолжение обучения в профильных ОО (уровень среднего профессионального и высшего образования). Участие в общегородских мероприятиях не менее 80% обучающихся. Включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий не менее 50% обучающихся
Формы проведения занятийГрупповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходомГрупповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Обучение в малых группах
Групповая, индивидуальная
Образовательные технологииИгровые, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, диалогового обучения, репродуктивные и др., направленные на формирование у учащихся мотивации к познаниюТехнологии проблемного, модульного, диалогового, дифференцированного и индивидуализированного, дистанционного обучения; игровые, репродуктивные, проектно-исследовательские, творческо-продуктивные технологии, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию.
Используются интерактивные методики (ролевые игры, метод проектов, постановка эксперимента, профильные экскурсии с «погружением» в практику тематической области и др.).
Особое внимание уделяется рефлексии
Проектно-исследовательские, творческо-продуктивные, дифференцированного и индивидуализированного обучения, модульного обучения, учебной дискуссии, проблемного обучения; игровые, репродуктивные, дистанционного обучения и др., направленные на развитие мотивации в выборе профессии, самоопределение и самореализацию.
Особое внимание уделяется рефлексии
ООГосударственные общеобразовательные организацииГосударственные общеобразовательные организации.
Государственные организации дополнительного образования детей
Государственные общеобразовательные организации.
Государственные организации дополнительного образования детей

Уровневый подход, несомненно, имеет прикладное практическое значение. Ведь в федеральных нормативных документах дифференциация дополнительных общеобразовательных программ не идет дальше их разграничения на общеразвивающие и предпрофессиональные (ч. 2 ст. 75 Федерального закона №  273-ФЗ). Между тем для реальной практики учреждений, работающих с детьми разного возраста, разных потенциальных возможностей, чрезвычайно важна конкретизация картины их программного поля. Это необходимо в первую очередь для формирования представлений о преемственности в процессе реализации разработанных программ, о динамике возможного личностного роста обучающегося, пришедшего в систему дополнительного образования, наконец, для упорядочения процессов финансирования дополнительного образования в государственных ОО.

Разработка региональных рекомендаций не предусмотрена федеральным законодательством и не может являться обязательным требованием для ОО. Однако по решению учредителя такого рода документы в регионах создаются и принимаются к исполнению.

Разработка дополнительных общеразвивающих программ

Общими ключевыми моментами, первостепенными для разработки дополнительных общеразвивающих программ, являются следующие:

1. Дополнительные общеразвивающие программы не выделяют каких-либо приоритетов среди многообразных способностей человека, они направлены на формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе.

2. Отличительные особенности дополнительных общеразвивающих программ:

  • преобладание развития общих способностей личности над специальными;
  • приоритет развития УУД;
  • развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности личности;
  • развитие мобильности и адаптируемости личности.

3. Цель дополнительной общеразвивающей программы имеет обобщенный характер, связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат. Цель может быть направлена:

  • на развитие учащегося в целом или каких-то определенных способностей;
  • формирование у учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться; на формирование и развитие нравственных ценностей, личностных качеств;
  • художественно-эстетическое, интеллектуальное, духовно-нравственное или физическое развитие;
  • обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т. п.

4. Задачи — это способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся:

  • обучающие задачи отвечают на вопросы: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;
  • развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;
  • воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

5. Содержание дополнительных образовательных программ (включая общеразвивающие программы) в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей должно быть ориентировано:

  • на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в т. ч. учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Разработчики дополнительных общеразвивающих программ: согласно ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются ОО, если иное не установлено федеральным законом. Данная позиция в полной мере относится и к дополнительным общеразвивающим программам: содержание общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 4 ст. 75). Таким образом, отбор содержания дополнительных общеразвивающих программ относится к компетенции ОО.

Cтруктура дополнительной общеразвивающей программы

Далее представляем структуру дополнительной общеразвивающей программы, соответствующую нормативно-правовым документам в сфере образования. Понятие образовательной программы, данное в Федеральном законе №  273-ФЗ, определяет сущность и задает структуру также и дополнительной общеразвивающей программы (ч. 9 ст. 2). Структура дополнительной общеразвивающей программы должна включать:

  • комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты);
  • комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.

Дополнительные общеобразовательные программы, включая общеразвивающие, должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (ч. 1. ст. 75 Федерального закона №  273-ФЗ). В соответствии с п. 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны ежегодно обновлять эти программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Рассмотрим детально содержание структурных компонентов программы.

I. Титульный лист программы — первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа:

  • наименование вышестоящих органов образования, которым подчинена ОО, наименование ОО, гриф утверждения программы (с указанием Ф. И. О. руководителя ОО, даты и номера приказа);
  • наименование вида программы (дополнительная общеразвивающая программа);
  • название программы (отражающее ее содержание);
  • адресат программы (обучающиеся определенного возраста);
  • срок ее реализации;
  • Ф. И. О. и должности разработчика(ов) программы, город и год ее разработки/переработки).

II. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:

1. Общая характеристика программы:

  • направленность (профиль) программы — техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
  • актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы;
  • отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других аналогичных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
  • адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
  • срок освоения программы — определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
  • объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
  • режим занятий — периодичность и продолжительность занятий;
  • формы обучения и виды занятий (беседы, лекции, практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, дистанционные занятия и др.).

2. Цель и задачи программы:

  • цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть конкретна, перспективна, реальна, значима;
  • задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

3. Содержание:

  • учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов;
  • содержание учебно-тематического плана — это реферативное описание разделов и тем программы в последовательности, заданной учебным планом, включающее описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

4. Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций (предметных, личностных, метапредметных результатов), приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении; формулируются с учетом цели и содержания программы.

III. Комплекс организационно-педагогических условий:

1. Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования; определяет (ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ):

  • количество учебных недель и количество учебных дней;
  • продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
  • составляется для каждой группы и является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе.

2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы: помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

3. Формы аттестации разрабатываются для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цель и задачи программы:

  • зачет, контрольная работа;
  • творческая работа;
  • выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т. д.

4. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

5. Методические материалы — обеспечение программы методическими видами продукции:

  • указание тематики и формы методических материалов по программе;
  • описание используемых методик и технологий, включающее современные педагогические и  информационно-коммуникационные технологии, групповые и индивидуальные методы обучения.

6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы для модульных, интегрированных, комплексных программ (ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

7. Индивидуальный(ые) учебный(ые) план(ы), если это предусмотрено локальными документами ОО (ч. 23 ст. 2, ч. 3 ст. 34 Федерального закона №  273-ФЗ).

IV. Список литературы может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся. Он оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок и включает:

  • основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии);
  • справочные пособия (словари, справочники);
  • наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
  • рекомендуемые интернет-ресурсы.

1Куприянов Б.В. Всего понемногу // Директор школы. 2014. № 3. С. 15–20. >>вернуться в текст
2Cистема общего развития школьников Л. В. Занкова / Педагогический интернет-портал «О детстве». Подробнее см.: www. o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/120.html. >>вернуться в текст
3Куприянов Б.В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования. Подробнее см.: www.ipk74.ru/virtualcab/norm/srednee-polnoe-obshhee-obrazovanie/. >>вернуться в текст
4Яковлева Г.В.Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования. Подробнее см.: http://ipk74.ru/virtualcab/consultation/doshkolnoe-obrazovanie. >>вернуться в текст
5Теплоухова Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Теплоухова Л. А. Ижевск.
2012. 26 с. >>вернуться в текст
6Чернобай Е.В. Логика изменений образования города Москвы. М.: Просвещение. 2015. >>вернуться в текст
12
Ноябрь 2015года
Проводим мастер-класс

Использование роботов на уроках математики

Не стоит думать, что математика – это скучно, а робот в школе – это область технологии. Математика и робот совместимы! Более того – использование роботов приводит к новым, порой неожиданным, образовательным результатам и эффектам. А также помогает формированию универсальных учебных действий.

Не верите? Автор статьи приглашает на мастер-класс, где поэтапно будет освоена тема «Длина окружности». На примере одного урока будет доказано, что применять роботов можно на любом этапе учебного занятия и практически в любой предметной области.

Ю.А. Мишина, учитель математики ГБОУ СОШ № 2017, г. Москва

Робот в образовательной деятельности

Современные обучающиеся живут в условиях технологического прогресса и уже не представляют себе жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Не стоит на месте и современное образование. Педагоги все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным технологиям, которые позволяют разрабатывать и внедрять принципиально новые средства взаимодействия между учителем и учеником. Применение роботов на уроках — один из способов такого взаимодействия.

Робот представляет собой конструктор, который может помочь в образовательной деятельности: провести эксперименты, сделать математические открытия, вывести и понять происхождение формул, установить связи между предметами и их свойствами, найти закономерности, наглядно продемонстрировать как основные математические операции, так и сложные алгоритмы, развить навыки логического мышления.

В настоящее время обществу необходима личность, способная самостоятельно ставить учебные цели, искать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, анализировать их и на этой основе формулировать собственное мнение. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) среднего общего образования выпускник образовательной организации (далее — ОО) должен ориентироваться в постоянно меняющемся окружающем мире, адекватно воспринимать появление нового, быть готовым непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Для успешного формирования такой личности, помимо применения различных методов, форм и способов преподавания, может послужить специальное оборудование, которое учитель использует на своих уроках.

За последние годы ОО были оснащены современными компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками и непрерывным подключением к сети Интернет. Что дает широкие возможности в подаче учебного материала. Помимо привычного использования учителем бумажных учебников, рабочих тетрадей, уроки дополняются электронными учебниками, компьютерными презентациями, интерактивными досками, мобильными устройствами и прочими техническими новинками. Все эти источники информации красочные, продуктивные, но виртуальные. В отличие от множества инновационных технологий, которые помогают обучающимся в изучении сложных тем, роботы действуют в реальном мире, что не только увеличивает мотивацию при изучении данного материала, но и вносит в него исследовательский компонент. Это помогает реализации требований ФГОС общего образования к результатам обучения учащихся, склонных к естественным наукам, технике или прикладным исследованиям. Поэтому важно вовлекать обучающихся в такую учебно-познавательную деятельность и развивать их способности не только на уроках математики, но и на других предметах.

Использование роботов способствует эффективному овладению обучающимися универсальными учебными действиями, т. к. объединяет разные способы деятельности при решении конкретной задачи, значительно повышает мотивацию к изучению математики, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля. И конечно же, позволяет достигать высоких результатов в образовательной деятельности.

До недавнего времени робототехника развивалась в основном в качестве внеклассной формы работы. В настоящее время в ОО проводятся различные занятия по робототехнике, интегрированные в содержание различных предметов, учителя технологии включают робототехнику в рабочие программы. Для обучения робототехнике на уроках используются различные готовые наборы и конструкторы, которые учащиеся собирают самостоятельно под руководством учителя.

Обучающиеся учатся работать с роботами в начальной школе: роботов используют в качестве обычных конструкторов, постепенно усложняя конструкцию контроллером, исполнительной частью (двигателем) и набором датчиков. Возможности роботов этим не ограничиваются, поэтому многие учителя успешно используют их на своих уроках, создавая дополнительные ресурсы для модернизации образовательного пространства.

Создание программируемого робота

Создание программируемого робота возможно с конструктором lego — набором сопрягаемых деталей и электронных блоков. Одной из самых главных составных частей программируемого конструктора является электронно-вычислительная машина — микро-ЭВМ, при помощи которой и осуществляется программирование роботов. Обычно она помещается в центре конструкции собранного робота, к которой прикрепляются двигатели (программируются отдельно) и датчики. Набор датчиков может быть различным в зависимости от выполняемой задачи.

Например, такой датчик, как сервомотор, можно использовать для измерения скорости и расстояния движения и программировать параметры, которые делают движения робота точнее и четче. Ультразвуковой датчик помогает роботу «видеть» различные предметы и измерять расстояние до них, обнаруживать препятствия. После определения расстояния до объекта робот может менять направление движения. Для работы ультразвукового датчика не важен уровень освещенности — робот ориентируется даже в полной темноте.

Программирование робота осуществляется в нескольких средах программирования, начиная с самых простых, благодаря которым запрограммировать робота может даже человек, незнакомый с языками программирования. После того как разработана программа для робота, ее отправляют в микро-ЭВМ. Для этого робота подключают к компьютеру при помощи кабеля USB.

Для уроков математики обычно необходимо несколько роботов (по одному для каждой команды учащихся). Все роботы, используемые командами, одинаковые — собраны в машину и различаются только радиусом колес. В процессе программирования можно задавать число оборотов колеса, которое понадобится роботу для преодоления заданного расстояния.

Изучение нового материала с помощью роботов

Изучение новой темы «Длина окружности» на уроках математики в  6-м классе возможно с применением роботов. Урок должен иметь несколько этапов.

На этапе изучения нового материала обучающиеся делятся на группы (команды). Учитель раздает командам машины-роботы, обращая внимание учащихся на различия в размерах колес. Далее происходит знакомство учеников с роботами. Каждый робот может ехать самостоятельно, если его правильно запрограммировать. Для этого необходимо нажать кнопку «вправо», чтобы увеличить число оборотов колеса, или кнопку «влево», чтобы уменьшить число оборотов. Чтобы машина поехала, нужно нажать на среднюю кнопку «старт». Для объяснения направлений движения роботов учитель использует заранее подготовленную компьютерную презентацию. После обучения управлению роботами учитель напоминает, что на столах обучающихся лежат листы ватмана и гуашь, и предлагает выполнить ряд заданий.

Задание № 1. Необходимо взять в руки робота и сделать на колесе метку гуашью, затем задать число оборотов колеса, равное четырем, и запустить машину по листу ватмана.

По завершении задания один обучающийся из каждой группы прикрепляет ватман магнитами на доску (на листе останется метка, повторяющаяся несколько раз). Диаметр у колес разный, поэтому следы, оставленные колесами машин, будут разными по размеру. После завершения работы с роботами учитель предлагает обсудить полученные результаты и ответить на вопросы:

  • Что показывает расстояние от метки до метки?
  • Почему различаются результаты между командами?
  • От чего зависит длина окружности (расстояние между метками)?

Отвечая на вопросы учителя, обучающиеся говорят о том, что расстояние между метками — это размер окружности колеса (полный оборот колеса — длина окружности колеса); у всех роботов различный размер колеса, поэтому результаты различны; а длина окружности зависит от радиуса (диаметра).

После ответов на вопросы ученики при помощи учителя приходят к выводу: для того чтобы найти длину окружности, необходимо знать ее диаметр. Учитель раздает листы ватмана с метками командам обратно и предлагает выполнить следующее задание.

Задание № 2. Измерить длину окружности ©, т. е. расстояние между метками; измерить диаметр (d) колеса своего робота и найти отношение длины окружности к ее диаметру (С: d). Результат записать на доске.

Учитель обращает внимание учащихся на результаты. Спрашивает, что интересного они заметили. На основании экспериментов делаются выводы, что полученные отношения для окружностей различной длины — почти одинаковые. Это число называется π (далее следует историческая справка о происхождении числа π). Изучить формулы длины окружности помогает слайд компьютерной презентации.

Проведение практической работы

Учитель обращает внимание учащихся на то, что число π берется приближенное, значит, и результаты могут иметь небольшие погрешности в измерениях.

Далее он предлагает выполнить практическую работу.

Задание № 3. Необходимо запустить машину так, чтобы она проехала расстояние, равное 1 м, и определить с помощью секундомера время, которое она потратила на данный путь.

Обучающиеся выполняют задание, засекают время, записывают результаты на доске (результаты у команд разные).

Учитель после выполнения задания просит сравнить результаты команд и сделать вывод.

Для этого предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Почему различаются результаты команд?
  • Почему машины, которые прошли одинаковое расстояние и ехали с одинаковой скоростью, затратили на путь различное время?
  • Как влияет длина окружности колеса на скорость транспортного средства?

Задание № 4. Необходимо запрограммировать робота (машину) таким образом, чтобы он проехал расстояние, равное 2 м. Поставить его на линию старта и запустить. Если подсчеты будут сделаны верно, то машина приедет в нужное место — значит, команда выполнит задание правильно.

Обучающиеся выполняют задание на точность, программируя необходимое количество оборотов у своего робота таким образом, чтобы было пройдено нужное расстояние. Затем наблюдают за движением машин и сравнивают командные результаты.

Примеры тем, для изучения которых можно использовать роботов

Применять роботов можно на любом этапе урока (учебного занятия) математики: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении пройденной темы или раздела. Подача нового материала с использованием роботов становится более эффективной, т. к. этот способ организации учебной деятельности позволяет расширять возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся математические модели и проводить эксперименты в режиме реального времени.

Внедрение роботов в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков математики, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию заданий, расширить информационное поле урока, стимулировать интерес и пытливость обучающихся, а также разнообразить формы обратной связи.

Примеры тем, для изучения которых можно использовать роботов в разных классах, представлены в таблице.

Примеры тем, для изучения которых можно использовать роботов

КлассТемаНазвание робота
5Формула путиLego Mindstorms NXT
5Прямоугольник
5Шкалы и координатыMindstorms Ev3
6Масштаб
7Прямоугольный треугольник и его свойства
8Выпуклый многоугольник
9Сложение и вычитание векторов
12
Ноябрь 2015года
Формируем профессиональные компетенции

Анализ урока как инструмент оценки условий реализации основной образовательной программы

Анализ урока – важный инструмент в педагогической деятельности. Об этом знает каждый заместитель директора. Но не каждый может правильно выбрать аспекты для экспертизы качества урока.

Автор статьи рассказывает, как это сделать. В примерной схеме анализа урока приводит все направления оценивания. Например, критерии для оценки профессиональных качеств учителя, основные характеристики учащихся и все, что нужно учесть для повышения объективности и правильной обработки результатов такого анализа. Проверьте, все ли знаете об этом Вы?..

Ю.Б. Мукосеева, зам. директора по УВР ННОУ СОШ «Карьера», г. Москва

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы (далее — ООП), к результатам освоения, структуре и условиям реализации. Поскольку ФГОС общего образования (по уровням) являются основой объективной оценки соответствия деятельности образовательной организации (далее — ОО) установленным требованиям, внутришкольная система оценки качества образования (далее — ВСОКО) может включать разделы, предусмотренные ФГОС общего образования (рис. 1).

Рис. 1. Разделы ВСОКО

Остановимся более подробно на требованиях к условиям реализации ООП. Результатом деятельности администрации педагогического коллектива ОО в этом направлении становится создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей образования, его высокое качество, доступность и открытость. Сегодня ОО предоставляет обучающимся широкий спектр возможностей для обучения и развития, но основной единицей реализации образовательной программы продолжает оставаться урок. Следовательно, оценка качества урока является важным элементом ВСОКО. Для оценки качества урока администрацией Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «Карьера» (далее — ННОУ СОШ «Карьера») была разработана схема анализа урока. При разработке схемы анализа урока администрация и педагоги ННОУ СОШ «Карьера» пытались ответить на следующие вопросы: кому и зачем нужен анализ урока, какие аспекты оценки современного урока должны быть отражены в схеме, какие наблюдаемые действия учителя и обучающихся будут свидетельствовать о качестве урока?

Администрация ОО, посещая уроки с целью оценки качества процесса, выявляет основные проблемы как отдельных учителей, так и всего педагогического коллектива в целом, что может стать основой для планирования методической работы. Балльная система оценки качества урока позволяет составлять рейтинги педагогов, выделять группы педагогов, способных оказать методическую помощь коллегам, а также группы педагогов, нуждающихся в методическом сопровождении. Учитель, получая обратную связь, может планировать работу по самообразованию (рис. 2).

Рис. 2. Разделы ВСОКО

Выбор аспектов для оценки качества урока зависит в первую очередь от целей и задач конкретной ОО. Предлагаем оценивать качество урока с точки зрения деятельности и основных характеристик учащихся на уроке, основных личностных и профессиональных характеристик учителя, содержания каждого этапа урока, эффективности и грамотности организации урока, его результативности. Администрация ОО может в соответствии с задачами ВСОКО выбирать отдельные аспекты оценки качества урока или учитывать все аспекты в комплексе.

В основе ФГОС общего образования (по уровням) лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. В связи с этим было принято решение во время анализа урока осуществлять оценку по каждому из критериев через наблюдаемые действия учителя и учеников. Варианты наблюдаемых действий были сформулированы по итогам посещения уроков на этапе перехода ОО на ФГОС основного общего образования. Для оценки качества по каждому из критериев нами была выбрана трехбалльная система ( 2-1-0) как наиболее простая и удобная в использовании. При этом необходимо отметить, что условно:

  • 2 балла отражают наблюдаемые действия учителя и обучающихся на уроке, соответствующие требованиям системно-деятельностного подхода;
  • 1 балл — наблюдаемые действия, соответствующие традиционному уроку;
  • 0 баллов свидетельствует о низкой методической грамотности учителя.

Анализируя урок по схеме, администрация ОО может оценить уровень понимания педагогическим коллективом требований ФГОС общего образования, умение строить урок в новой форме, знание современных образовательных технологий, форм и приемов работы.

Примерная схема1 анализа урока представлена в приложении.

Приложение

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа урока

Направление оцениванияКомментарии, общее кол-во баллов
2 балла1 балл0 баллов
1. Основные профессиональные качества учителя
1.1. Знание предмета и общая эрудиция
Учитель предлагает дополнительную информацию по теме. Раскрывает межпредметные связи, актуальность темы и ее связь с жизнью.
Грамотно отвечает на все вопросы учащихся
Учитель владеет дополнительной информацией по теме либо раскрывает межпредметные связи, актуальность темы и ее связь с жизньюУчитель ограничивается при объяснении материала информацией, представленной в учебнике.
Испытывает затруднения при ответах на вопросы учащихся
 
1.2. Культура речи и умение взаимодействовать с аудиторией
Речь учителя грамотная, образная и эмоциональная. Темп речи соответствует особенностям восприятия учащихся.
Устанавливает зрительный контакт с учащимися класса в целом
Речь учителя грамотная. Темп речи не соответствует особенностям восприятия (слишком быстрый или слишком медленный). Зрительный контакт временами теряетсяВ речи присутствуют ошибки. Темп речи слишком быстрый или слишком медленный. Контакт с аудиторией временами теряется 
(понимает, насколько полно донесена информация до учащихся во время урока, получает обратную связь, оценивает, насколько понятно сказанное, есть ли необходимость повторения)   
1.3. Взаимоотношения с обучающимися
Стиль общения выбирается с учетом определенной ситуации.
Степень ориентации учителя в ситуации общения достаточно высокая, он адекватно оценивает себя и других, понимает подтекст общения, эмоциональное состояние обучающихся
Партнерские отношения. Стиль общения с учениками демократичный.
Демонстрирует гибкость общения в пределах одного стиля
Стиль общения с учениками авторитарный (основные способы общения с учениками — установки, указания, разъяснения, замечания, запреты). Или стиль общения либеральный, выражающийся в стремлении завоевать фальшивый авторитет у обучающихся, быть принятым группой при отсутствии минимальной личной коммуникативной культуры 
Максимальный балл:5
2. Основные этапы урока
2.1. Целеполагание
Формулирует цели урока (новые способы действий). Привлекает учащихся к формулированию целей урокаФормулирует цели урока, не привлекая учащихсяЦель урока не поставлена. Целеполагание подменяется сообщением темы урока 
2.2. Мотивация
Учитель создает на уроке «точку удивления», условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием, создает ситуацию успеха для каждого ученика. Учитывает тип учебной мотивации учащихся классаВ течение урока учитель применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (указать), не учитывая тип учебной мотивации учащихся классаИспользуемые приемы и формы работы не позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся 
2.3. Актуализация имеющихся знаний
Опора на жизненный опыт учащихся и знания, имеющиеся по данной теме.
Учитель использует различные приемы актуализации (указать), позволяющие включить учащихся в освоение нового знания
Учитель использует однотипные приемы актуализации (вопросы по пройденному материалу), не получая обратной связи от каждого ученика классаАктуализация имеющихся знаний отсутствует 
2.4. Содержание учебного материала и содержание образования, деятельность учащихся на уроке
Учебный материал и единица содержания образования (способ, схема, алгоритм) не даются учащимся в готовом виде, а проектируются и «добываются» на уроке вместе с учащимися.
Учащиеся вовлечены в самостоятельную деятельность более 50% времени урока
Учебный материал адекватен теме и цели урока, однако часть материала предлагается учащимся в готовом виде. Структура урока и логика подачи материала позволяют обучающимся успешно осваивать материал. Учащиеся вовлечены в самостоятельную деятельность менее 50% времени урокаУчебный материал не адекватен теме и цели урока либо объем учебного материала не соответствует индивидуальным особенностям учащихся 
2.5. Рефлексия
Организована рефлексия учащихся по следующим позициям:
• цель, поставленная учащимися;
• усвоенные способы действий;
• возникшие трудности;
• дальнейшие задачи
Организована рефлексия по 1–2 позициям (см. графу 1 п. 2.5)Рефлексия не была организована 
2.6. Оценка результатов
Учащиеся имеют возможность оценить свою работу и работу одноклассников по известным им критериямРаботу учащихся оценивал только учитель по критериям, известным ученикам. Учитель подводит итоги урока, не привлекая учащихсяРаботу оценивал только учитель, не предъявляя критериев оценки. Учитель подводит итоги урока, не привлекая учащихся 
2.7. Домашнее задание
Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов урока.
Подобрано с учетом объема домашних заданий (по всем предметам) и в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  29.12.2010 № 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821–10)
Стандартное домашнее задание. Объем домашнего задания соответствует нормативамЕдиное стандартное домашнее задание. Объем не соответствует нормативам 
Максимальный балл:14
3. Основные характеристики учащихся
3.1. Степень познавательной активности
Более 70% учащихся класса проявляют активность на уроке. Поднимают руки, отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждениях, делают дополненияАктивны 50–70% учащихсяМенее 50% учащихся проявляют активность. Ученики дают ответы только по требованию учителя 
3.2. Степень самостоятельности
Учащиеся самостоятельно ставят учебные задачи, выполняют задания без помощи учителя и одноклассников, определяют оптимальный для себя объем заданий. Могут самостоятельно определить свои учебные трудностиУчащиеся не могут самостоятельно поставить учебные задачи и определить оптимальный объем работы и свои учебные трудности, однако могут выполнить предложенные задания без помощи учителя и одноклассниковУчащиеся работают только под контролем учителя. Задают большое количество уточняющих вопросов 
3.3. Уровень специальных умений и навыков 
Устные и письменные ответы более 70% учащихся отличаются грамотностью и полнотой. Учащиеся свободно владеют терминологией по предмету. Могут применять знания в нестандартной ситуацииУстные и письменные ответы учащихся (50–70%)отличаются грамотностью. Учащиеся владеют терминологией по предмету. Могут применять знания в стандартной ситуации без помощи учителяОтветы учащихся в основном односложные, хоровые. Учащиеся путаются в терминологии. Работают только по образцу 
3.4. Уровень сформированности (развития) универсальных учебных действий (далее — УУД)*
Учащиеся владеют разными группами УУД в соответствии с возрастом (коммуникативными, познавательными, регулятивными)Учащиеся применяют УУД для решения учебных задач под контролем учителяУчащиеся не владеют УУД в соответствии с возрастом 
3.5. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности
В начале урока все учащиеся находятся в классе и готовы к уроку (подготовлено все необходимое, выполнено домашнее задание). Все учащиеся класса знают и соблюдают правила поведения на урокеУрок начинается вовремя, все учащиеся находятся в классе. Не все ученики готовы к уроку. Наблюдаются отдельные случаи нарушения дисциплины (посторонние разговоры)Есть опоздавшие. Не все учащиеся готовы к уроку. Наблюдаются случаи нарушения дисциплины (посторонние разговоры, использование телефонов и т. п.) 
Максимальный балл:10
4. Оценка эффективности и грамотности организации урока
4.1. Соответствие этапов урока требованиям системно-деятельностного подхода
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС общего образования (по уровням) и имеет все этапы, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход. Связи между этапами урока выстроены логичноУрок построен в соответствии с требованиями ФГОС общего образования (по уровням), имеет этапы, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход. Имеются незначительные нарушения связей между этапами урокаИмеются нарушения в структуре урока, не позволяющие реализовать системно-деятельностный подход 
4.2. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, чередование и смена видов деятельности
Время урока использовано эффективно. Темп урока высокий (или адекватный индивидуальным характеристикам обучающихся в классе). Смена видов деятельности оправдана с точки зрения цели урокаЧастая смена видов деятельности не всегда оправдана с точки зрения задач урока. На некоторые этапы урока отведено слишком мало или много времени (указать)На отдельные этапы урока отведено недостаточно или слишком много времени (указать). Однообразие видов деятельности и организационных форм работы 
4.3. Целесообразность и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ)
Использование ИКТ позволяет более эффективно работать с материалом, способствует лучшему усвоениюИспользование ИКТ не в полной мере оправдано с точки зрения задач урока, не способствует лучшему усвоению материалаИКТ не используются 
4.4. Формы организации познавательной деятельности учащихся
Учитель организует учебное сотрудничество обучающихся совместно — распределенную деятельность при решении учебных задач, учит работе в группе либо организует работу каждого ученика по индивидуальному плану. Работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знанийИспользует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речиРаботает с классом фронтально на всех этапах урока 
4.5. Методы обучения
Учитель применяет интерактивные, исследовательские методы обучения, эвристическую беседу, проблемное обучение. Применяет нетрадиционные формы урока (организационно-деятельностные игры, дебаты, урок-диспут, урок-проект, технологию развития критического мышления, когнитивную технологию и т. п.)Учитель применяет тестовые технологии, учит составлять схемы, ментальные карты (интеллект-карты), карты понятий, добывать информацию из разных источников, переводить информацию из одного вида в другойНа уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения 
4.6. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока и эффективность контроля
Учитель получает обратную связь от всех учеников класса. При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результатаУчитель получает обратную связь от 50–70% учащихся классаУчитель не получает обратной связи от учащихся. Действует по плану, не внося коррективы в ход урока 
4.7. Соблюдение требований СанПиН 2.4.2.2821–10
Размещение обучающихся в классе осуществлено с учетом состояния здоровья (нарушения зрения, слуха, часто болеющие). С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках учитель проводит физкультминутки и гимнастику для глаз. Учитель чередует во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ), учитывая среднюю непрерывную продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) в соответствии с возрастом обучающихся. Соблюдает требования к продолжительности непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения и др.Соблюдены отдельные требования СанПиН 2.4.2.2821–10 (см. графу 1 п. 4.7)Требования СанПиН 2.4.2.2821–10 не соблюдены 
Максимальный балл:12
5. Оценка результатов проведенного урока
5.1. Степень обучающего воздействия урока на учащихся
Предметный материал урока (указать какой) усвоен большинством учащихся класса. Рефлексия в конце урока отражает понимание материалаМатериал урока в основном усвоен большинством учащихся класса.
Во время рефлексии учащиеся допускают отдельные неточности
Материал не усвоен. Во время рефлексии учащиеся демонстрируют непонимание материала 
5.2. Работа по формированию УУД на уроке
Построение урока, формы работы позволяют формировать (развивать) УУД (указать вид)Отдельные задания на уроке позволяют решать задачи развития УУД (указать)При проведении урока задачи формирования УУД не решаются 
Максимальный балл:4
Итого:45
* Этот пункт схемы анализа урока может быть дополнен описанием конкретных УУД в соответствии с ФГОС общего образования (по уровням) и ООП (по уровням). Подробнее см.: Лебединцев В.В. Программа развития универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 8. С. 26.

Обработка результатов.

Все баллы, выставленные экспертом на каждом этапе анализа урока, необходимо сложить. Полученную сумму баллов — цифру (К) — сравнивают с «ключом» схемы анализа урока. Максимальное количество баллов, которое можно выставить за качество урока, — 45. Экспертом могут быть выявлены следующие уровни качества урока:

  • если 1 ≤ К ≤ 9, уровень качества урока низкий;
  • если 10 ≤ К ≤ 18, уровень качества урока ниже среднего;
  • если 19 ≤ К ≤ 27, уровень качества урока средний;
  • если 28 ≤ К ≤ 36, уровень качества урока хороший;
  • если 37 ≤ К ≤ 45, уровень качества урока высокий.

1Приведенная схема анализа урока была разработана для конкретной ОО на основе проблем, отмеченных администрацией во время посещения уроков, и не является единственно возможной или универсальной. >>вернуться в текст

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК