Оценка деятельности педагогов с помощью коллективного редактирования оценочного листа
Педагог должен уметь анализировать эффективность своей работы. Авторы статьи предлагают самые удачные идеи совершенствования профессиональной педагогической деятельности. Подчеркивая важность механизма материального стимулирования, дают рекомендации по составлению и обновлению оценочного листа педагога.
Кто рассматривает и принимает оценочный лист? К чему могут привести слишком частые или слишком редкие обновления? Каковы критерии и показатели при установлении стимулирующих надбавок? Опытные заместители директора дают подробные ответы на эти вопросы.
Причины пересмотра содержания оценочных листов
Модель материального стимулирования деятельности учителей посредством распределения стимулирующего фонда оплаты труда реализуется в настоящее время в каждой общеобразовательной организации (далее — ОО). Практическим механизмом, позволяющим критериально оценить деятельность педагогических работников за отчетный период, в большинстве случаев становится оценочный лист. Основой для принятия решения о назначении учителю персональной стимулирующей надбавки, как правило, является набранное учителем количество баллов за определенные виды профессионально-педагогической деятельности. В каждой ОО накоплен свой опыт формирования показателей и критериев оценки деятельности учителей, и этот опыт уникален. В МБОУ СОШ № 28 г. Ульяновска (далее — СОШ № 28) содержание показателей и критериев оценки деятельности учителей время от времени пересматривается, основанием для этого является поэтапное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования, подготовка к введению в 2017 г. профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н.
Перечисленные причины пересмотра содержания оценочных листов являются закономерными и объективными. Но есть и субъективные или локальные причины внесения поправок в оценочные листы. В СОШ № 28 к таким локальным причинам относятся следующие:
- предложения инициативных групп педагогических работников, которые доказательно обосновывают необходимость внесения изменений в документ, определяющий величину материального стимула их труда;
- выявление «неудачных» формулировок критериев и показателей деятельности учителей в процессе практической апробации оценочного листа;
- изменение производственной ситуации в коллективе, постановка оперативных управленческих задач.
Cовершенствование механизма материального стимулирования
Постоянное совершенствование механизма материального стимулирования педагогов является естественным процессом. Включенность педагогов в общую созидательную деятельность позволяет постоянно анализировать эффективность своей работы, рациональность выполнения конкретных операций, выделять проблемные точки, искать новые способы решения возникающих трудовых проблем. Самые удачные идеи совершенствования профессиональной педагогической деятельности формулируются в качестве показателей или критериев оценочной деятельности педагогов.
Приступая к очередному обновлению содержания оценочного листа, представители педагогического коллектива подробно изучают опубликованный опыт других ОО, который затем преломляется с учетом условий, созданных в СОШ № 28, используется или отвергается.
Формирование нового проекта оценочного листа (таблица) заканчивается процедурой его обсуждения на уровне методических объединений (предметных кафедр) в ОО и совещанием администрации. Окончательное рассмотрение и принятие оценочного листа педагога осуществляется уполномоченным коллегиальным совещательным органом — общим собранием трудового коллектива. Необоснованно частое обновление оценочного листа учителя негативно отразится на качестве и производительности труда педагогических работников, как и застой в этой сфере деятельности: в данном случае педагоги будут находиться в условиях постоянной трудовой адаптации, которая в свою очередь сопряжена со стрессами и эмоциональным напряжением. Поэтому в данном вопросе необходимо соблюдение принципов периодичности, обоснованности и актуальности.
Критерии и показатели при установлении стимулирующих надбавок за результативность и эффективность деятельности педагогических работников





