ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Ноябрь 2015года
Работаем с кадрами

Новая управленческая команда образовательной организации: задачи, структура, механизмы управления

К управлению любой образовательной организацией сегодня предъявляются новые требования. И чтобы им соответствовать, важно разобраться в главном: каким должен быть состав управленческой команды. Оптимальный состав следующий: руководитель ОО – директор, первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами), заместитель руководителя по реализации образовательных программ (или по содержанию образования), заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов, заместитель руководителя по воспитанию и социализации обучающихся, главный бухгалтер.

Автор статьи подробно рассказывает о проектах эффективного штатного расписания, функциях Управляющего совета. А также о том, что должен знать каждый член управленческой команды.

Е.В. Чернобай, д-р пед. наук, проф. каф. развития образования ФГАОУ ДПО «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва

Формульное финансирование

Современная образовательная организация (далее — ОО) живет в новых финансово-экономических условиях, и этот факт отрицать невозможно. Финансово-экономические условия и механизмы управления обеспечивают устойчивость образовательной системы.

За последние несколько лет изменились условия финансирования ОО — произошел переход от финансирования по статусу и штатному расписанию к финансированию по фактическому количеству учеников. Такая ситуация ярко характеризует начало всех изменений в системе образования, которые определяют ее современный облик.

ПРИМЕР

В 2011 г. в московском образовании произошел переход к финансированию, следующему за учеником. Его в соответствии с постановлением правительства Москвы от  22.03.2011 №  86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» (далее — Постановление о проведении пилотного проекта по развитию общего образования в г. Москве) принято называть нормативно-подушевым (или личностно ориентированным), но правильней было бы его назвать формульным, поскольку в основе такого финансирования лежат нормативы и простые формулы расчета.

Говоря о формульном финансировании, стоит особо отметить, что оно позволяет обеспечивать равные условия для реализации деятельности ОО, менять принципы управления, управлять финансовыми ресурсами, снижать «бумажную» работу, выводить непрофильные ресурсы и функции, а также формировать статус ОО как заказчика нужных ей товаров, работ и услуг.

ДОКУМЕНТ

Нормативно-правовая база подбора кадров:
• Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• постановление Правительства РФ от  08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательной организации»;
• приказ Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Перед современной ОО стоит немало задач. Среди них — организация и осуществление образовательного процесса, направленного на получение высоких образовательных результатов, безопасное пребывание обучающегося в ОО, организация качественного питания, создание условий для реализации дополнительного образования детей, санитарные условия, медицинское обслуживание, необходимые современные материально-технические условия и др.

Исходя из задач, реализуемых ОО, осуществляется подбор кадров, в т. ч. и состава управленческой команды.

Эффективное штатное расписание

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы. Наряду с финансово-экономическими, материально-техническими, психолого-педагогическими
и  информационно-методическими условиями существует очень важная группа — кадровые условия. Поэтому одной из ключевых задач при переходе ОО к реализации требований ФГОС общего образования является разработка оптимального штатного расписания, способного повысить эффективность и результативность работы.

Для того чтобы понять, с учетом каких принципов должно строиться эффективное штатное расписание ОО, необходимо обратиться к основному виду ее деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) основным видом деятельности ОО является образовательная деятельность, т. е. деятельность по реализации образовательных программ и достижению образовательных результатов. На реализацию программ ОО получает государственную субсидию и отвечает за результаты ее использования в интересах обучающихся. Таким образом, вся деятельность сотрудников ОО направлена на достижение главного результата — реализацию образовательных программ и достижение планируемых образовательных результатов.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ ОО обладает самостоятельностью в осуществлении административной и  финансово-экономической деятельности. В пункте 4 ст. 28 указано, что установление штатного расписания относится к компетенции ОО. Штатное расписание утверждается локальным нормативным актом ОО. Как и любой другой локальный акт, штатное расписание должно рассматриваться Управляющим советом ОО. Органы исполнительной власти и другие организации не могут влиять на формирование штатного расписания.

Переход на  нормативно-подушевое или формульное финансирование обозначил изменение принципов управления ОО. Когда финансировалось штатное расписание, директору было выгодно держать «раздутый» административно-управленческий персонал: чем больше заместителей, тем больше денежных средств получит ОО. Сегодня ситуация изменилась: в нынешних условиях выгоднее иметь больше учеников, нежели заместителей директора по разным, порой дублирующим друг друга направлениям работы.

ПРИМЕР

В 2011 г. в соответствии с Постановлением о проведении пилотного проекта по развитию общего образования в г. Москве фонд оплаты труда руководителей и заместителей руководителей ОО в г. Москве мог составлять не более 15,1% от фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс. В 2015 г. доля фонда оплаты труда руководителей и заместителей руководителей московских ОО снизилась до 10%.
И, скорее всего, этот показатель еще уменьшится. В настоящее время имеются ОО, доля административно-управленческого персонала в которых составляет 6–7%.

Задачи и принципы управления

При таком подходе следует задуматься над тем, что единое образовательное пространство ОО может быть поделено, например, на такие четыре управленческих блока:

  • управление финансово-экономической и хозяйственной деятельностью;
  • координация учебных программ и проектов;
  • воспитание и социализация;
  • контроль качества образовательных результатов.

Подобная управленческая команда, выступающая единым целым, позволит обеспечить грамотное управление всеми процессами, проходящими в ОО, с помощью решения финансово-экономических и правовых вопросов. При этом такая команда должна осознавать, что главной остается педагогическая задача. Все остальные задачи — вспомогательные, в поддержку и развитие ключевой, направлены на оптимизацию ресурсов в стремлении довести основной показатель деятельности, в данном случае — качество образовательных результатов, до максимального значения. В свою очередь, все прочие ресурсы должны оставаться не ниже возможного или допустимого уровня.

В ходе формирования управленческой команды московской ОО в первую очередь учитываются принципы современного управления системой образования (в т. ч. на институциональном уровне):

  • единые требования:
    — к результатам образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности ОО;
    — образовательным результатам обучающихся;
    — результатам деятельности педагогов;
  • единые условия реализации деятельности:
    — формульное финансирование;
    — доступность качественного образования каждому обучающемуся;
    — новая система оплаты труда;
  • информационные системы и информационная открытость системы образования г. Москвы.

Управленческая команда ОО

При составлении штатного расписания руководитель ОО в соответствии с реализуемыми задачами определяет, какие заместители ему необходимы для эффективного управления. Опыт крупных ОО г. Москвы показал, что достаточно следующего оптимального состава управленческой команды:

  • руководитель ОО — директор;
  • первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами);
  • заместитель руководителя по реализации образовательных программ (или по содержанию образования);
  • заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов;
  • заместитель руководителя по воспитанию и социализации обучающихся;
  • главный бухгалтер.

Остановимся на тех задачах, которые могут решать вышеобозначенные заместители руководителя ОО.

Первый заместитель руководителя ОО (по управлению ресурсами)

В городе Москве развивается практика согласования кандидатуры первого заместителя Управляющим советом ОО. Высокая ответственность такого выбора связана с тем, что первый заместитель руководителя ОО (по управлению ресурсами) должен отвечать за решение ключевых задач:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитием материально-технической базы ОО.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые непосредственно влияют на эффективность работы ОО.

Такому заместителю руководитель ОО может своим приказом делегировать права, полномочия, обязанности и ответственность в области содержания и развития имеющихся ресурсов, а также их обновления и изыскания дополнительных источников их формирования. Первый заместитель руководителя ОО может руководить разработкой проекта эффективного штатного расписания для последующего его рассмотрения Управляющим советом и утверждения директором.

В городе Москве помощь в работе первым заместителям руководителей ОО оказывает Государственное казенное учреждение г. Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов департамента образования г. Москвы, которая создана в целях планирования и осуществления закупок для нужд департамента образования г. Москвы, государственных организаций. В ее функции включено определение поставщиков, заключение государственных контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ и их результатов, оказанных услуг, а также в целях разработки проектно-сметной документации, проведения реконструкции, капитального и текущего ремонтов и др.

Заместитель руководителя ОО по реализации образовательных программ

Еще ученик Сократа Аристипп говорил, что детей следует учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Данный тезис не потерял своей актуальности и в наши дни. Сегодня ценность общего образования во многом определяется необходимостью и возможностью использования полученных знаний в реальной жизни выпускника ОО. Знание, которое востребовано в большей степени в метапредметной форме, является основой развития содержания современного образования.

Значимость метапредметных образовательных результатов диктует свои условия. Структура управления образовательным процессом в ОО должна измениться — понимание этого необходимо прежде всего на управленческом уровне. При метапредметном подходе наличие «завучей» по уровням образования (начальное, основное и среднее общее) утрачивает свой профессиональный смысл: в условиях ориентации современного образования на конкретные измеряемые образовательные результаты не совсем понятно, на каком из заместителей руководителя ОО по уровням образования лежит ответственность за конечный результат. И, кроме того, разбивка прежних «завучей» по уровням образования привела к тому, что содержание образования тоже разбито на части, отдельные фрагменты, в такой ситуации сложно реализовать метапредметный подход к обучению.

Таким образом, в условиях реализации новых требований к образовательным результатам представляется достаточно опасным разделять полномочия заместителей руководителя ОО по уровням образования. К тому же проведение жесткой границы между уровнями образования фактически рушит преемственность между ними, а метапредметный подход по-прежнему остается лишь в учительских лозунгах и докладах.

В этой связи в управленческой команде современной ОО должна быть должность заместителя руководителя ОО по реализации образовательных программ (или по содержанию образования).

Помощниками такого заместителя руководителя ОО могут быть учителя-методисты — практикующие педагоги, способные демонстрировать достижение высоких образовательных результатов.

Заместитель руководителя ОО по контролю качества образовательных результатов

Сегодня ФГОС общего образования сформировали потребность в создании педагогических команд на межпредметной основе. Это может быть команда учителей-предметников, работающих в одной параллели. Ведь существует одна особенность, которая не лежит на поверхности педагогических воззрений. Все педагоги, работающие в одной параллели, рано или поздно встречаются с одними и теми же обучающимися, и очень важно, чтобы понимание ключевых основ ФГОС общего образования по уровням (например, подходов к формированию новых образовательных результатов) было единым.

На протяжении нескольких десятилетий в педагогике длится дискуссия по поводу того, что такое интеграция в образовании. Педагогических определений данного понятия не так много. Приведем, на наш взгляд, наиболее интересное из них, принадлежащее ученым И.Д. Звереву и В.Н. Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем»1. Бесспорно, это определение не потеряло своей актуальности и в наши дни, особенно в части требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС общего образования.

Метапредметное знание, которое появляется в ходе интеграции содержания образования, — это результат деятельности целого педагогического коллектива. Создается межпредметная профессиональная среда, позволяющая организовывать неформальный обмен опытом. Заместитель руководителя ОО по реализации образовательных программ (или по содержанию образования) может организовать работу, создать условия для развития межпредметного взаимодействия учителей-предметников ОО.

В прежней традиции управления общим образованием т. н. «завуч», наряду с  учебно-воспитательными, методическими функциями, реализовывал еще и контрольную. Для того чтобы уйти от реализации принципа «сам учу, сам проверяю», сегодня задачу мониторинга ситуации внутри управленческой команды и педагогического коллектива может решать заместитель руководителя ОО по контролю качества образовательных результатов. У данного заместителя весьма сложная задача — смотреть и изучать со стороны, быть объективным и оценивать результаты деятельности команды и коллектива ОО по единым показателям (критериям).

Заместителем руководителя ОО по контролю качества образовательных результатов может быть специалист, который способен обеспечить контроль оценки качества образования на всех его уровнях. При этом заместитель руководителя ОО, реализуя контрольные мероприятия, не должен отвлекать учителей и воспитателей от основного образовательного процесса, т. к. сегодня существует множество механизмов для организации контроля, в т. ч. с привлечением информационных систем, используемых в ОО.

Главный механизм профессиональной деятельности такого заместителя — это организация взаимотребовательности педагогов. Например, когда учителя начальной школы оценивают результаты деятельности учителей дошкольного образования. Учителя основной школы — учителей начальных классов, а результативность деятельности учителей основной школы оценивают учителя старшей школы. Сегодня у учителя появляется еще одна важная профессиональная роль — роль эксперта. И таких педагогов необходимо готовить, например, в рамках магистерских программ или спецкурсов в рамках повышения квалификации. Ведь грамотные экспертные процедуры являются базовыми механизмами управления образовательной системой ОО.

«Сегодня, впрочем, как и всегда, результат работы любого учителя — это результат работы всей школы, однако не все понимают, что результаты педагога и школы в целом взаимосвязаны, а значит, нужно говорить и о формировании культуры взаимотребовательности в коллективе к результатам каждого педагога. С этой точки зрения мы можем говорить о конвергентном заместителе, одна из задач которого — обеспечить эту взаимотребовательность к образовательным результатам.

Общее образование называется „общим“ в силу многих причин, но в том числе и потому, что его содержание метапредметно. Результаты ученика по любым предметам во многом зависят не только от его совместной работы с учителем, преподающим этот предмет, но и с учителями по другим предметам, учителем начальных классов, воспитателем дошкольной группы. Следовательно, учитель, способный и желающий обеспечить своему ученику возможность достижения максимальных результатов, соответствующих возможностям и способностям этого ученика, не может и не должен терпеть, когда кто-то из его коллег, в силу или некомпетентности, или безразличия к результатам ученика, не вносит необходимый вклад в достижение нужных ученику результатов общего (в буквальном смысле этого слова) образования.

Поэтому, когда администратор школы не находит в себе силы удалить из коллектива малополезного, бесполезного или иногда даже вредного для ученика работника, то он не выполняет долг не только перед учениками, но и перед теми учителями, чей высочайший уровень мастерства и компетентности мог бы давать гораздо большие результаты, если бы рядом с ними работали коллеги такого же уровня. Такая „терпимость“ администрации к бесполезным или даже вредным учителям оскорбляет высокопрофессиональных и крайне полезных учителей»2.

Заместитель руководителя ОО по воспитанию и социализации

Заместитель руководителя ОО по воспитанию и социализации обучающихся — одна из традиционных и привычных ролей в составе управленческой команды. Задачи воспитания и социализации лучше всего решаются на межшкольном уровне, т. к. только при таком подходе возможно сформировать у обучающихся важное качество — научиться жить в обществе, учитывая разность интересов, социальных статусов и др.

У заместителя руководителя по воспитанию и социализации обучающихся может быть большая команда помощников — это классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители обучающихся и т. д.

СПРАВКА

Омбудсмен (от древнескандинавского «полномочие», «по-ручение») — гражданское или должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Аутсорсинг (от англ. использование внешнего источника, ресурса) — передача одной организацией, на основании договора, обслуживания определенных бизнес-процессов или производственных функций — другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
​На аутсорсинг обычно передаются функции по поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и  инфра-структуры на основе длительного контракта.

Уделяя внимание вопросу проектирования эффективного штатного расписания, необходимо учитывать такие принципы его формирования, как сокращение численности административно-управленческого персонала; увеличение доли результативных высокооплачиваемых педагогов, оптимизация дублирующих должностей, эффективное распределение функционалов; переход на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг и др.

Следует подчеркнуть, что эффективное штатное расписание освобождает необходимые средства для стимулирования результативности труда педагогов, и в этом случае эффективность приобретает «дельту» — возможность роста. Качество образовательной деятельности и качество образовательных результатов привлекают большее число обучающихся в ОО, что в свою очередь работает на рост и развитие финансово-экономических ресурсов. Конечно, нельзя забывать о том, что главная ответственность в получении образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами лежит на руководителе ОО.

Завершая статью, хотелось бы обратиться к фрагменту выступления И.И. Калины на III съезде учителей г. Москвы. Он охарактеризовал ключевые принципы формирования единого педагогического коллектива современной московской школы. Среди этих принципов есть те, которые могут быть правилами для формирования единой управленской команды школы — понимание всем коллективом целей и задач своей работы. Одно и то же дело можно выполнять с разным отношением к нему, вкладывая в этот труд разный смысл. Известная китайская притча рассказывает о мудреце, которого как-то раз ученики спросили, что он обычно делал в те времена, когда был таким же учеником, как они. «Рубил дрова и носил воду», — ответил тот. «А что Вы делаете теперь на вершине своей мудрости?» — «Рублю дрова и ношу воду. Но только, если раньше мне приходилось это делать нехотя, внутренне злясь и сопротивляясь, просто выполняя приказ моего учителя, то теперь, когда учитель, которого я люблю, постарел и нуждается в моей заботе, мне в радость нарубить для него дров и принести воды. Ведь это уже не обязанность, а понимание».

Так и в любой ОО необходимо понимание каждым членом управленческой команды, что он делает, а главное, для чего и для кого работает.


1Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика. 1981. С. 14. >>вернуться в текст
2Из выступления И. И. Калины, руководителя департамента образования г. Москвы, на заседании Клуба директоров, посвященного вопросам качества образования, состоявшегося в ГБОУ Школа № 293 им. А.Т. Твардовского 22.04.2015. >>вернуться в текст
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.