ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Ноябрь 2015года
Организуем педагогическую деятельность

Метапредметный элективный курс «Лабиринты познания»

Каждый педагог имеет представление о метапредметности как о ведущем принципе современного образования. Но для того, чтобы определиться с собственной позицией, необходимо знать, какие научные школы существуют в этом направлении, какие основные понятия включает в себя метапредметность.

Автор статьи рассказывает об инструментах достижения метапредметных результатов на занятиях элективного курса «Лабиринты познания»: обучение школьников составлять ментальные карты (интеллект-карты), правильно пользоваться различными знаками и символами и др. В статье представлено подробное планирование учебных занятий курса.

С.А. Смирнова, зам. директора по УВР МАОУ СОШ № 36, почетный работник общего образования РФ, г. Владимир

Метапредметные образовательные результаты

В федеральных государственных образовательных стандартах (далее — ФГОС) общего образования метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как способы деятельности, применимые в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

В соответствии с ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Существуют разные подходы к пониманию термина «универсальные учебные действия»1. В широком значении термин трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (далее — УДД) ФГОС общего образования группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Таким образом, УУД являются метапредметными результатами обучения2. Однако нельзя ставить знак равенства между УУД и метапредметными умениями. Тем, что метапредметные «способы деятельности» применяются «в реальных жизненных» (т. е. не только учебных) ситуациях, они отличаются от универсальных учебных действий. По сути, УУД являются основой для формирования метапредметных умений и частью этих умений.

Метапредметность

Идея метапредметности как ведущего принципа образования с точки зрения педагогики генетически связана с концепциями научных школ Ю.В. Громыко и  А.В. Хуторского. Учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность с 1980–1990-х годов проектируются и реализуются именно этими научными школами. В настоящее время существует несколько направлений в трактовке понятия «метапредметность». Чтобы определиться с собственной позицией, сопоставим основные (концептуальные) идеи этих научных школ по интересующему нас вопросу (табл. 1).

Таблица 1

Анализ содержания понятия «метапредметность»

Основные понятияНаучная школа А.В. ХуторскогоНаучная школа Ю.В. Громыко
Человекосообразное образование и мыследеятельностная педагогикаСмысл концепции человекосообразного образования заключается в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. «Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования»*Мыследеятельностная педагогика — продолжение теории развивающего обучения В.В. Давыдова. Основывается на работе с тремя пластами человеческой культуры: мышлением, коммуникацией и действием, а также пониманием и рефлексией, связывающими между собой эти процессы. Признаки мыследеятельностной педагогики:
• наличие деятельностных единиц содержания;
• наличие совместной деятельности учителя и учащихся;
• наличие рефлексии;
• ориентация на формирование и развитие способностей
МетапредметностьВедущий принцип человекосообразного образования. Характеризует выход за предметы, но не уход от нихСпособ формирования теоретического мышления и универсальных способов действий. Средство формирования целостной картины мира. Особый тип интеграции традиционного учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностных основах, который может быть использован при преподавании традиционных отдельных предметов
Метапредметная деятельностьДеятельность по освоению метапредметного содержания (основа предметной деятельности)Деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету. Обеспечивает процесс обучения в рамках любого учебного предмета
Метапредметное содержание образованияФундаментальные образовательные объекты, т. е. ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Это структурная основа метапредметного образования, узловые точки основных образовательных областей — первосмыслы, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней. Вся образовательная среда не предназначена для усвоения учеником, но ее ключевые фундаментальные узлы подлежат изучению каждым учеником. Это следующие понятия: время, число, движение, знак, цифра, буква, звук, растение, животное, человек, Вселенная и др.Культурные техники и способы мышления и деятельности
Метапредметные единицыБазисные единицы метаинтеграции: организованности мышления (знак, проблема, задача, понятие, ситуация, смысл и др.); культурные способы работы (способы деятельности, при освоении которых развиваются способности)
Метапредмет(ы)То, что стоит за предметом или за несколькими предметами, основосоздающая часть предметаПредметы нового типа, предполагающие работу с материалом одновременно нескольких предметов
Дидактическая эвристика и метапредметные технологииДидактическая эвристика — методика развития продуктивного мышления учащихся, ориентированная на познание и открытие учениками сути фундаментальных образовательных объектов, которые наличествуют в любом учебном предмете и соответствующей ему области реальностиМетапредметные технологии — это педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием, рефлексией учащихся, использующиеся в преподавании метапредметов
Результат образовательного процессаСамореализация человека, генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечестваУровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Это универсальный образовательный результат, который позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах
* Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 1. Подробнее см.: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229–10.htm.

Можно отметить, что, несмотря на некоторые расхождения по ряду положений, ученые занимают близкие позиции в определении того, что можно считать результатами метапредметного обучения. Ю.В. Громыко указывает на способности и компетенции, а  А.В. Хуторской говорит о самореализации человека, которая связана с актуализацией и развитием способностей личности — как интеллектуальных, так и творческих. Раскрывая суть эвристического обучения, А.В. Хуторской среди качеств личности обучающегося, подлежащих развитию, называет умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, фантазию, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, способность поставить цель и организовать ее достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценку, умение находить, преобразовывать и передавать информацию и т. д. Ю.В. Громыко говорит о базовых способностях: памяти, внимании, мышлении, понимании, способности к коммуникации, к рефлексии, к действию.

Некоторые метапредметные результаты, о которых говорится в ФГОС основного общего образования, трактуются как проявление продуктивного мышления, интеллектуально-творческих способностей (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова и др.): в первую очередь, это умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Таким образом, ФГОС общего образования ориентируют образовательный процесс на развитие «метапредметных способностей» учащихся3.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся всегда было важнейшей задачей образования. До недавнего времени деятельность по развитию способностей учащихся нередко носила несистемный характер, т. к. учителя своей главной целью считали достижение только предметных результатов. ФГОС общего образования ориентирует педагогов на содержание образования, которое включает в себя не только знания, но и способы деятельности, освоение которых является метапредметным результатом.

Метапредметный элективный курс «Лабиринты познания»

Инструментом достижения метапредметных результатов в МАОУ СОШ № 36 г. Владимира (далее — СОШ № 36) стал метапредметный элективный курс «Лабиринты познания», который проходит апробацию в рамках инновационной деятельности педагогического коллектива. Цель метапредметного элективного курса — развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся через формирование метапредметных образовательных результатов.

СПРАВКА

Интеллект-карта (диаграмма связей, ментальная карта, карта памяти, карта мыслей (англ. Mind map), ассоциативная карта) — способ структуризации информации с использованием графической записи (или программы-визуализатора).
Реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Методика разработана психологом Тони Бьюзеном.
В основе создания лежат принципы:
• активация восприятия и памяти;
• осознанность восприятия информации (основана на четкости и удобочитаемости).
​ Идея ментальных карт базируется на сходствах между изображением процесса мышления и устройством человеческого мозга: ментальная карта имеет, как и нейрон, радиальную структуру.

Программа курса построена по модульному принципу, что позволяет изменять очередность изучения модулей в зависимости от возможностей образовательной организации (далее — ОО): количество классов в параллели, наличие ресурсов. Метапредметный элективный курс «Лабиринты познания» включает в себя шесть модулей, которые могут вести учителя разных предметов.

Тематика занятий обусловлена целями и задачами данного курса:
1. «Дойти до сути…» (приемы работы с информацией: ментальные карты).
2. «Путешествие в мир знаков и символов».
3. «Моделирование как способ познания».
4. «Наши верные спутники на дорогах познания» (планирование и алгоритмизация).
5. «Систематизация и классификация как способы познания».
6. «Познаем себя».

Обучение в рамках данного курса строится на основе изучения и (или) интеграции разных предметов:

  • литературы и русского языка (модуль 1);
  • истории, обществознания, краеведения, географии (модуль 2);
  • астрономии, физики (модуль 3);
  • информатики и  информационно-коммуникационных технологий (модуль 4);
  • биологии, экологии (модуль 5);
  • психологии (модуль 6).

Оценивание результатов — безотметочное. Показателем результативности является защита индивидуальных и групповых проектов в конце года, успешное участие обучающихся в мероприятиях ко Дню науки и конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года», проводимых в ОО, а также в муниципальных, областных и межрегиональных олимпиадах и конкурсах. Каждый модуль рассчитан на 11 ч в год, 1 ч предназначен для вводного занятия и 1 час — для заключительного занятия (защита лучших проектов). Программа предназначена для обучающихся 5-7-х классов (10–12 лет). Планирование занятий метапредметного элективного курса «Лабиринты познания» представлено в табл. 2.

Таблица 2

Планирование занятий метапредметного элективного курса «Лабиринты познания»

№ ТемаФормируемые метапредметные результатыСодержание деятельностиКол-во часов
1Вводное занятие «Что помогает нам учиться и решать жизненные проблемы?»Коммуникативные УУД, умение строить рассуждениеОзнакомление со структурой и спецификой содержания нового курса. Участие в проблемной беседе. Определение способов и приемов познания1
Модуль 1. «Дойти до сути…" (11 ч)
2Роль умения работать с информацией в жизни человекаСмысловое чтение, умение выявлять главное; коммуникативные и регулятивные УУДОпределение эксплицитной (открытой, главной) и имплицитной (неявной, скрытой) информации в тексте.
Работа с текстом: выявление разных видов информации.
Создание и защита мини-проекта
1
3–4Практикум «Ищем автора»Смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, делать выводыВыявление авторской позиции через комплексный анализ текста2
5О чем могут рассказать рукописи великих?Смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связиМногообразие графического запечатления информации как отражение мыслительной работы автора.
Анализ черновых и дневниковых записей великих людей (Леонардо да Винчи, А.С. Пушкина и др.).
Выявление взаимосвязи характера записей с индивидуальными особенностями личности, стилем ее мышления
1
6Ментальная карта как способ работы с информацией. Виды ментальных картУмение выявлять главное, умение выявлять причинно-следственные связиОпределение понятия и функций ментальных карт. Ознакомление с основными требованиями к составлению ментальных карт, правилами работы с  программами-визуализаторами для составления ментальных карт1
7–9Практикум «Составляем ментальную карту»Смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, отбирать критерии и основания для разработки ментальных картМентальные карты на основе содержания текстов различных стилей, темы, проблемы. Создание ментальных карт по содержанию художественного, научно-популярного текста. Создание «карт знаний» по определенной теме или по разделу любого учебного предмета. Создание ментальной карты, отражающей проблему или миры (свой внутренний мир, мир писателя, героя, произведения, творчества и т. д.)3
10–11Практикум «Решаем с помощью ментальной карты»Умение выявлять главное, скрытую (неявную) информацию, видеть и решать проблемыРешение задач, условия которых представлены в виде ментальных карт2
12Индивидуальное и групповое консультированиеКоммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУДКонсультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом ко Дню науки и/или конкурсу «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года», проводимых в ОО1
Модуль 2. «Путешествие в мир знаков и символов» (11 ч)
13Что скрывается за знаком?Умение выявлять причинно-следственные связиОпределение знаков объектов, признаков, событий, явлений природы, времен года, действий, знаков-пиктограмм, принятых в спорте, пространственных отношений, времени, настроения, состояния.
Выполнение знаковых действий (жестов, поз, походки, мимики).
Обозначение знаками последовательности действий, событий.
Выполнение действий, заданных последовательностью знаков.
Выполнение знаково-символических действий: кодирования, декодирования
1
14Знаки как способ хранения и передачи информацииУмение выявлять главноеРазличение функции знаков, видов знаково-символических средств. Анализ планов, схем. Перевод вербального текста на язык жестов1
15Можно ли самим создавать знаки?Умение систематизировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, моделироватьПодготовка мини-проектов: знаков с использованием правил создания знаков (сходство — условность, обобщенность — конкретность, лаконичность — развернутость и др.).
Различение видов знаков.
Определение знаков, возникающих без участия человека, пиктограмм, знаковых систем.
Декодировка знаков в различных системах. Кодирование объектов, признаков и др. с использованием различных средств
1
16Практикум. Игра «Помощники Шерлока Холмса»/ «Шифровальщики»1
17«Символически говоря…», или «Что такое символы в реальности и в сказке?»Умение выявлять главное, моделироватьЗнакомство с различными символами, используемыми в реальности и сказке, с их особенностями.
Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков и др.
Использование графических символов для описания сказки (создание мультфильмов из заданных картинок, самостоятельное создание символов).
Анализ сказок на основе структуры волшебной сказки, разработанной В.Я. Проппом*.
Знакомство с функциями, устойчивыми элементами сказки.
Создание мини-проекта: собственные сказки, анализ и выбор предложенных обозначений героев, событий, средств, последовательности событий
1
18По следам древних мифов (древние символы)Умение систематизировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, моделироватьАнализ мифов с точки зрения символического смысла и используемых в них символов. Выявление символов как магических средств в мифологических описаниях.
Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков. Определение последовательности сюжетных картинок, выделение символического смысла произведения, декодировка мифов
1
19Реальные объекты как символы времениАнализ объектов и систем объектов как символов эпохи, страны, части света, сословия: сооружений, домов, средств передвижения, книг, оружия, игрушек.
Изучение объектов, архитектурных стилей, дизайна предметов обихода, моды, стилей одежды, прически, транспортных средств как символов времени.
Сопоставление объектов разных эпох, стран.
Анализ их развития
1
20Практикум «Ритуал, этикет как символы эпохи, страны»Умение выявлять главное, делать выводы на основе анализа причинно-следственных связей, моделироватьРассмотрение ритуала как выработанного обычаем порядка проведения какой-либо церемонии (празднование Нового года, Рождества, церемония смены караула и т. д.).
Изучение этикета как установленного порядка поведения. Изучение одежды как формы обращения к другому человеку.
Изучение стиля письма как признака эпохи, страны.
Создание собственных символов, ритуалов, норм этикета
1
21Викторина «Государственная символика России: от Киевской Руси до наших дней»Умение выявлять главное, причинно-следственные связи, классифицироватьОпределение гербов, флагов, монет как символов принадлежности к группе, нации, стране. Сопоставление символов древности и современных символов.
Анализ составляющих символа: цвета, рисунка, формы.
Поиск информации об истории символов и их расшифровке.
Участие в создании гербов, флагов класса, команды и т. п.
1
22Карты и схемы как символическое изображение ЗемлиУмение систематизировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводыИзучение и анализ дорожных знаков, схем дорог. Чтение схемы (плана) здания, карт улицы, города, страны.
Изучение карты неба.
Знакомство с языком карт.
Расшифровка карт.
Поиск объектов на карте.
Определение расстояния.
Создание схемы, плана, карты
1
23Создание мини-проекта «В поисках сокровищ»Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характераСоздание мини-проектов: эскизов зданий, карт, предметов обихода, декораций в соответствии с эпохой (с использованием различных знаков и символов), составление визуального ряда для кинофильма о  какой-то эпохе.
Участие в драматизации, определение фрагмента для составления сценария различными символами, используемыми в реальности, в творениях искусства. Составление графиков, схем и диаграмм. Выполнение действий, заданных последовательностью знаков
1
24Индивидуальное консультирование по подготовке проектовКоммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУДКонсультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО1
Модуль 3. «Моделирование как способ познания» (11 ч)
25«Что такое модель?»Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУДУчастие в проблемной беседе.
Определение понятий «модель», «макет». Создание макетов и моделей на основе конструктора lego
1
26–27«Модели бывают разные…" (классификация моделей)Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, систематизироватьЗнакомство с видами моделей. Определение связей и характера взаимодействия элементов модели2
28–29Практикум «Исследуем модель»Разработка алгоритма исследования модели и ее оценки.
Анализ моделей по области использования, с учетом фактора времени, по способу представления и т. д. Оценка предложенных моделей
2
30Рождение моделиУмение выявлять главное, систематизироватьЗнакомство с принципами создания моделей.
Разработка алгоритма построения модели
1
31–32Практикум. Проект «Моделируем Вселенную»Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, умение моделироватьСоздание мини-проектов — моделей Солнечной системы2
33–34Ярмарка моделейКоммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУДКоллективное обсуждение созданных моделей, защита мини-проектов2
35Индивидуальное консультирование по подготовке проектовКонсультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО1
Модуль 4. «Наши верные спутники на дорогах познания» (11 ч)
36Планирование… Это скучно? Нет! Это интересно!Коммуникативные, регулятивные УУД, умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связиЗнакомство с понятием «планирование». Деятельность по определению значения термина «планирование».
Роль планирования в жизни человека. Виды и этапы планирования
1
37Просто о сложном: приоритизацияУмение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводыДеятельность по определению значения термина «приоритизация».
Выбор приоритетов при планировании деятельности.
Создание индивидуального плана деятельности
1
38Алгоритм и его свойстваДеятельность по определению значения понятий «алгоритм», «исполнитель алгоритма». Ознакомление с видами написания алгоритма: текст, блок-схема1
39Виды алгоритмовУмение выявлять главное, классифицироватьДеятельность по изучению видов алгоритмов1
40–42Электронный практикум «Любая проблема — это задача»Умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, определять главное, сравнивать, делать выводыДеятельность, направленная на декомпозицию задачи на подзадачи, систематизацию и развитие знаний по разработке вспомогательных алгоритмов, создание игры3
43–45Электронный практикум «Алгоритмы в нашей жизни»Коммуникативные УУД, регулятивные УУДСоздание мини-проектов3
46Индивидуальное консультирование по подготовке проектовКоммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУДКонсультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО1
Модуль 5. «Систематизация и классификация как способы познания» (11 ч)
47Что такое система и систематизация?Коммуникативные, регулятивные УУД, умение выявлять главноеОсмысление понятия «система». Выявление признаков системы.
Создание памятки «Система и ее признаки». Выявление основных принципов систематизации (научность, единообразие, информативность классификационных решений)
1
48–49Я житель ВселеннойУмение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводыРассмотрение человека как части системы «Вселенная»2
50–51Системы, существующие в природе, и их взаимодействие. ЭкосистемаУмение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, систематизироватьРассмотрение процессов взаимодействия живых организмов с условиями окружающей среды как взаимодействия различных систем2
52–53«Классификация», или «Как определить принадлежность к системе?»Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводыОсмысление понятия «классификация». Рассмотрение классификационных характеристик элементов различных систем.
Создание алгоритма классификации представителей различных систем
2
54–55Практикум «Создаем системы»Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, классифицировать и систематизироватьСоздание проекта «Экологический остров», защита мини-проектов2
56Индивидуальное консультирование по подготовке проектовКоммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУДКонсультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО1
Модуль 6. «Познаем себя» (11 ч)
57Знакомый незнакомецКоммуникативные и регулятивные УУД, умение анализировать ситуации, делать выводы на основе анализа причинно-следственных связей, умение моделировать поведение, отношенияУчастие в ролевых играх, моделирование (создание моделей поведения)1
58Тренинг «Кто я? Какой я?»Выполнение тренинговых упражнений1
59Верь в себя — и все получится!1
60Тренинг «Как побороть свои страхи?»Участие в ролевых играх, моделирование (создание моделей поведения)1
61Тренинг «Ставим цели» Выполнение тренинговых упражнений1
62Тренинг «Планируем свою деятельность»1
63Если с другом вышел в путь…Участие в ролевых играх, моделирование (создание моделей поведения)1
64Тренинг «Как найти друзей и сохранить дружбу?»Выполнение тренинговых упражнений1
65Тренинг «Конфликт или взаимодействие?»1
66Тренинг «Как победить обиду?»1
67Индивидуальное консультирование по подготовке проектовКоммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУДКонсультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО1
68Заключительное занятие. Конкурс лучших проектовУчастие в конкурсе, представление и защита проектов1
Итого: 68
* Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп — русский и советский ученый, филолог-фольклорист. В.Я. Пропп получил мировое признание как основоположник сравнительно-типологического метода в фольклористике и один из основоположников современной теории текста.

1Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 3-е изд. М.: Просвещение. 2011. С. 53–57. >>вернуться в текст
2Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. СПб.: Заневская площадь. 2014. С. 74–76. >>вернуться в текст
3Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 104–107. >>вернуться в текст
12
Ноябрь 2015года
Организуем педагогическую деятельность

Интеграция музейных лекционных программ в содержание учебного предмета и внеурочную деятельность

Автор рассказывает о новых возможностях взаимодействия музеев и образовательных организаций – на примере лекционных программ для учащихся 7-х классов.

Для чего знакомить школьников с музейной культурой? В чем преимущества музейной экспозиции при изучении истории? И главное – как грамотно интегрировать музейные программы в учебный процесс? Опыт сотрудников музея поможет ответить на эти вопросы и выбрать подходящую программу лекций. Здесь важно все: время проведения подобных занятий, этапы, вопросы и домашние задания. И конечно, диалог учащихся и сотрудника музея.

Ю.Н. Уварова, лектор-искусствовед высшей категории лекционного отдела Музеев Московского Кремля

Междисциплинарный характер музейной педагогики

Многие музеи сегодня создают программы, в которые интегрированы музееведение, педагогика, психология, история, мировая художественная культура и другие отрасли науки и культуры. Это связано с развитием культурно-образовательных аспектов музейной коммуникации, интенсивностью диалоговых процессов, направленных на формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога культур. Музейная педагогика по объекту все больше совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу — с педагогикой и шире — с психологией (Е.М. Краснова).

СПРАВКА

Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными организациями (далее — ОО) и др.
Основная цель — приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Понятие «музейная педагогика» возникло в XIX в. и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начала формироваться с  60-х гг. XX в.
Центральным является понятие музейной культуры, под которой понимается степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации.
В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения.
Большое значение в музейной педагогике приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Музейная педагогика основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии.

Междисциплинарный характер музейной педагогики отслеживается в методологическом инструментарии, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте для повышения эффективности общения музея с аудиторией. В частности, это проявляется в использовании следующих терминов: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление».

Междисциплинарный характер музейной педагогики привлекателен с точки зрения развития межпредметных образовательных программ в ОО. Перенос акцента с содержательной стороны учебного предмета (при сохранении ее важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса, усиление развивающего потенциала общего образования отражены в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования. В соответствии с п. 18.2.1 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №  1897, программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования должна быть ориентирована в т. ч. на формирование у обучающихся навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Обратим внимание также на пункт п. 18.3.1.2 ФГОС основного общего образования, посвященный плану внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Формы реализации:

  • художественные, культурологические, филологические, хоровые студии;
  • сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции;
  • юношеские организации;
  • научно-практические конференции;
  • школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики;
  • военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Музейные занятия могут быть интегрированы во внеурочную деятельность (например, при реализации духовно-нравственного или общекультурного направления развития личности), а полученная обучающимися дополнительная информация во время посещения музея — использована для подготовки междисциплинарного проекта.

Это значит, что в процессе комплектования и дальнейшей презентации экспозиции музея его сотрудникам необходимо ориентироваться на существующие потребности участников образовательных отношений, т. к. именно музейная педагогика занимается проблемами анализа потребностей различных социальных и возрастных групп посетителей, изучением особенностей восприятия экспозиции и разработкой дифференцированных методик по ее представлению.

Взаимодействие музея и ОО

План внеурочной деятельности ОО1 может включать в себя следующие документы:

  • план организации деятельности ученических сообществ, в т. ч. ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
  • план внеурочной деятельности по учебным предметам (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, олимпиады).

Существует достаточное количество вариантов взаимодействия музеев и ОО, учитывающих различные направления планирования внеурочной деятельности:

  • экскурсии;
  • интерактивные занятия в экспозиции музея;
  • лекционные занятия;
  • изучение методической литературы для учащихся и педагогов;
  • творческие конкурсы и конференции с участием обучающихся разных возрастов и т. д.

Представление экспозиций музея существует в контексте реализации репрезентативной функции культуры. Художественная культура передается в рамках определенных общественных отношений и конкретной эпохи («по горизонтали»), а также последующим эпохам и поколениям людей («по вертикали»). Способность наиболее полно выразить суть современной художественной культуры и передать последующим этапам общественного развития определяется как репрезентативность. В план музейного мероприятия закладывается логика усвоения определенного репрезентативного содержания, а также мотивации его предъявления обучающемуся.

СПРАВКА

Немецкий ученый Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
• каждое посещение музея — это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
• учитель и ученики должны осознавать, что посещение музея — не развлечение, а серьезная работа, поэтому нужно готовиться к нему;
• посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда учащиеся не устали и готовы к восприятию;
• отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов учащихся;
• итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
Занятия в музее должны органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.

Поэтому педагогу ОО, который занимается проектированием программы внеурочной деятельности, важно выяснить, что конкретно будет составлять содержание и результат того или иного посещения музея. Это могут быть фактические знания, умение взаимодействовать с музейной культурой, система отношений и (или) суждений, сформированные на основе музейного материала; опыт посетителя музея.

Памятники Музеев Московского Кремля (древние иконы и фрески кремлевских храмов, шедевры из царской сокровищницы — Оружейной палаты) и сам архитектурный ансамбль Кремля, его стены и башни, дворцы и соборы являются подлинной энциклопедией русской истории и культуры.

Московский Кремль, который многие столетия служил резиденцией правителей России, был свидетелем церемоний царского и императорского двора (венчаний на царство и коронаций, праздничных шествий, посольских приемов и пиров). Предметы из царской сокровищницы, связанные с этими церемониями прошлого, хранятся сегодня в собрании Оружейной палаты. Это драгоценные знаки власти, роскошные одеяния монархов, золотая и серебряная посуда, созданная русскими златокузнецами, и удивительные по ценности и художественным достоинствам дипломатические дары царям от иностранных послов. Богатство коллекции посольских подарков русским государям из стран Западной Европы и Востока (она является лучшей в мире и включает более 500 предметов XVII в.) позволяет использовать это собрание музея для изучения внешней политики России в  XVI—XVII вв., торговых, дипломатических и культурных контактов с западноевропейскими государствами, Турцией и Персией. Памятники парадного придворного церемониала: символы власти, драгоценная утварь для царских пиров, роскошное конское убранство — дают возможность рассказать учащимся о традициях старинного посольского обряда московской Руси, проследить его эволюцию в  XVI—XVII вв.

Например, специально для учащихся 7-х классов Музеи Московского Кремля предлагают лекционные программы.

Лекционные программы

Темы лекционных программ:

  1. «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.».
  2. «Посольские дары русским царям: торговые и дипломатические отношения с Голландией, Данией, Польшей, Священной Римской Империей и странами Востока в  XVI—XVII вв.».
  3. «Из Лондона в Москву: дипломатические и торговые отношения России и Англии в XVI—XVII вв.».
  4. «Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.».

Порядок проведения лекционных программ выстроен таким образом, чтобы последовательно знакомить учащихся с тенденциями развития и фактами внешней политики России, начиная со времен великого князя Ивана III и заканчивая событиями конца XVII в.

Каждая лекционная программа включает лекцию продолжительностью 45 мин и интерактивное занятие в экспозиции Оружейной палаты. Общая продолжительность программы — 2 ч 15 мин. Подобное сочетание лекционной части и экскурсии многократно апробировано в работе с разновозрастной аудиторией и позволяет подробно раскрыть заявленную тему. Во время лекционного занятия учащиеся получают общую информацию о внешней политике русского государства в XVII в. и парадном церемониале царского двора. В качестве иллюстраций исторического материала используются:

  • географические карты;
  • портреты монархов и выдающихся личностей эпохи;
  • дипломатические документы;
  • гравюры со сценами приемов и пиров в царских дворцах.

Знакомясь с экспонатами, обучающиеся изучают предметы из собрания музея, которые имеют непосредственное отношение к заявленной тематике, и рассматривают их как исторические памятники и художественные произведения.

Во время занятия важен диалог учащихся и сотрудника музея, ведь одной из задач программы является стремление научить юных посетителей не только любоваться красотой старинных произведений искусства, но и видеть в них источник знаний и интересной информации по истории России. Познавательный аспект программы сочетается с эмоциональной составляющей — внимание обучающихся акцентируется на мастерстве создания рассматриваемых предметов: музейный педагог называет имена златокузнецов, если они известны, рассказывает о бытовании этих вещей в старину. Диалог с учащимися включает не только традиционные вопросы и ответы, но и различные интеллектуальные задания, игровые моменты, обмен мнениями и художественными впечатлениями.

Стоит заметить, что музейные лекционные программы не ставят своей целью быть иллюстрированным учебником по русской истории. Целью программ является интегрирование лекций и занятий в экспозиции в образовательный процесс и превращение музейного пространства в площадку для образования и эстетического воспитания обучающихся. Лекции и занятия в музее позволят учащимся 7-х классов лучше понять и закрепить исторический материал, запомнить имена правителей и даты, представить карту Европы с точки зрения сфер влияния и интересов разных государств. Знакомство с произведениями европейских мастеров-серебряников позволит понять тенденции развития стилей искусства и культуры Западной Европы. Интерактивное занятие сделает восприятие материала более эмоциональным и ярким.

Так как лекционные программы включают материал XVI и XVII вв., целесообразно их проведение во второй половине учебного года, т. е. после изучения материала по внешней политике России в эпоху первых Романовых. Если программы выбраны для организации кружковой работы или факультативных занятий в структуре плана внеурочной деятельности учащихся 8-11-х классов, то период проведения не имеет значения.

Программа «Посольский прием при дворе русских царей…»

Рассмотрим подробнее содержание лекционных программ. Программа «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.» посвящена формированию посольского обряда в России, его особенностям и эволюции. Развитие дипломатического церемониала было тесно связано с политическим становлением русского государства: утверждением сословно-представительной монархии в годы правления Ивана Грозного и расцветом Московского царства при первых Романовых. Учреждение приказов, в т. ч. Посольского в 1549 г., способствовало появлению образованных, хорошо подготовленных профессионалов: дипломатов, секретарей, переводчиков.

Рассказ об истории и разных сторонах деятельности Посольского приказа включает информацию о видных русских дипломатах и главах приказа — посольских дьяках, которые играли заметную роль во внутренней и внешней политике государства. Подчеркивается мысль о том, что традиции русского посольского обряда формировались в русле норм международных дипломатических отношений, а Россия в  XVI—XVII вв. вела активную внешнеполитическую деятельность. Яркой и красочной частью лекции является описание торжественной церемонии приема иностранных послов в царском дворце и парадного застолья в их честь.

Изучение этого материала продолжается в экспозиции музея, где учащиеся знакомятся с коллекцией царских регалий — драгоценных венцов, тронов и других знаков власти. Также они рассматривают одежды государей, золотую и серебряную столовую утварь, богато украшенное конское убранство — те предметы, которые использовались в посольском приеме. Занятие в зале музея сочетает познавательную и интерактивную части программы: учащиеся отвечают на вопросы, подготовленные сотрудником музея, и выполняют задания на закрепление материала (вопросы и задания по содержанию лекции «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.» представлены в приложении).

«Посольские дары русским царям из стран Западной Европы»

Программа «Посольские дары русским царям из стран Западной Европы» посвящена основным сюжетам российской внешней политики XVI—XVII вв. Коллекция дипломатических подарков русским царям, хранящаяся в Оружейной палате, включает подношения из двенадцати стран Европы и Востока. Это уникальное собрание служит основой для увлекательного рассказа о главных соперниках, торговых партнерах и союзниках России в допетровское время. Так как в эпоху средневековья и раннее Новое время обычай преподнесения даров был общепринятой международной практикой и соблюдался монархами всех государств, то богатство и разнообразие даров свидетельствовало об интенсивности контактов с той или иной страной. А приезд посольской миссии без подарков от своего монарха или немногочисленный и скромный по составу подарочный комплекс говорили о сложных отношениях и незаинтересованности одной из сторон. Учащиеся получают представление о том, с какими государствами Россия поддерживала выгодные торговые связи, кто из ближайших соседей Московии являлся давним соперником и потенциальным врагом, как менялись приоритеты во внешней политике в эпоху первых Романовых. Эта тема изучается на примере посольств из Голландии, Дании, Речи Посполитой и других стран, изобилует интересными сюжетами и яркими личностями русских государей и европейских монархов, талантливых дипломатов и торговых агентов. Старинные портреты знаменитых правителей и государственных деятелей, которые демонстрируются на лекции, позволят рассказать о личных качествах и характере выдающихся людей того времени.

В экспозиции музея (зал западноевропейского серебра) происходит последовательное знакомство с дарами из Голландии, Дании, Польши и т. д. Каждая коллекция включает подарочные комплексы разных лет, и каждый визит — это целая группа вопросов, которые обсуждались на переговорах в Москве. Богатые подарки помогали найти решение сложных межгосударственных проблем или заключить выгодный союзный или торговый договор. В процессе занятия учащиеся, уже знакомые с нюансами средневековой дипломатии, могут по количеству и роскоши даров судить о том, насколько важной была та или иная посольская миссия.

Среди заданий для обучающихся могут фигурировать игровые моменты:

  • составить собственный подарочный комплекс для нейтрального дипломатического партнера;
  • подготовить подарочный комплекс важному союзнику;
  • определить порядок преподнесения даров во время аудиенции;
  • дать материальную оценку подношениям иноземцев.

Эти задания строятся на основе знаний, полученных на лекции.

Домашним заданием может быть подготовка несколькими учащимися описания предмета, наиболее запомнившегося им. Подобные описания когда-то составляли дьяки и подьячие Казенного приказа перед передачей в казну.

«Из Лондона в Москву…»

Программа «Из Лондона в Москву: дипломатические и торговые отношения России и Англии
в XV—XVII вв.»
посвящена контактам России и Англии со времен Ивана Грозного до  60-х гг. XVII в. Эта тема позволит остановиться на проблемах внешней политики и торговли при царе Иване IV, экономическом развитии русского государства и культурных контактах с европейскими странами. Англия стала первым привилегированным торговым партнером русского государства. Торговые и дипломатические отношения с Лондоном сыграли важную роль в становлении посольского обряда и деятельности Посольского приказа в XVI в. Обучающиеся узнают, почему русско-английские отношения были столь актуальны в правление Ивана Грозного и как контакты двух стран развивались при царе Борисе Годунове и первых Романовых.

Занятие в экспозиции познакомит учащихся с великолепной коллекцией английского серебра эпохи Тюдоров и Стюартов, где представлены редкие предметы парадной дворцовой утвари, созданные в Лондоне лучшими серебряниками того времени. Эти произведения позволят рассказать юным посетителям о стилях искусства, ювелирных техниках и бытовании драгоценной посуды при королевском дворе. Обучающиеся, опираясь на полученные на предыдущих занятиях знания, смогут сравнить традиции торжественных застолий в России и Западной Европе и убедиться в том, что в подарок царю привозили дорогие и редкие вещи, различные модные новинки, следуя традиционным взглядам средневековой дипломатии: официальный дар монарху — это символ дружбы и взаимного интереса двух держав.

«Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.»

Программа «Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.» раскрывает сложности русско-шведских отношений в период расцвета Швеции, когда это государство называли «королевой Балтики». Программа рассказывает о событиях Ливонской войны, о первых попытках России получить выход к Балтийскому морю и причинах поражения в Ливонской войне. Учащиеся повторяют материал, связанный с событиями Смутного времени, заключением Столбовского мира, узнают, как развивались контакты с мощной соседкой — Швецией в XVII в. Важной частью лекции является информация о преддверии Северной войны, т. е. событиях конца XVII в. Лектор объясняет, какой расклад сил существовал в то время в Северной и Центральной Европе, и рассказывает о сложной внешнеполитической игре, в которую включилась Россия, стремясь получить выход к Балтийскому морю. Конечно, будет уделено внимание двум ярким личностям того времени и двум соперникам: Петру I и Карлу XII. В экспозиции учащиеся знакомятся с подарками шведских королей русским государям, которые иллюстрируют взаимную заинтересованность в торговле, активные контакты двух стран в XVII в. и историю приезда в Москву последнего посольства 1699 г. от Карла XII.

Программы, посвященные связям России с Англией и Швецией, дают возможность повторить материал, связанный с историей этих государств, вспомнить правящие там королевские династии, имена монархов и их внешнюю политику. Широкое знакомство с произведениями серебряников, где присутствуют фигуры мифологических персонажей и античных героев, позволит учащимся проявить свои знания по античной истории и культуре.

На заключительной встрече во время занятия в экспозиции с учащимися проводится викторина по тематике всех программ. Опираясь на полученные знания, обучающиеся отвечают на вопросы о задачах и направлениях русской внешней политики XVI—XVII вв., ее успехах и неудачах. На примере посольских даров от шведского короля Карла XII в. 1699 г. рассказывают, какие внешнеполитические задачи Россия намеревалась решать в Новое время.

Книга для семейного чтения «Дела посольские» может помочь педагогам и учащимся в освоении исторического и художественного материала. Содержание книги включает вопросы становления посольского обряда в русском государстве, проблемы взаимоотношений и торговли со странами Западной Европы. Издание иллюстрировано изображениями шедевров из собрания Оружейной палаты и портретами монархов.

Лекционные программы, основанные на собраниях Музеев Московского Кремля, могут получить дальнейшее развитие при заинтересованности педагогов и учащихся в такой форме освоения материала по курсу истории. Например, учащимся 8-го класса может быть предложена программа, посвященная правителям династии Романовых, парадным церемониям и празднествам императорского двора и культуре России XVIII—XIX вв.

Приложение

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ по содержанию лекции «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.»

Вопросы и заданияОтвет
При каком царе был учрежден Посольский приказ в России? Как можно определить политический строй русского государства при этом монархе?При царе Иване Грозном. Политический строй — сословно-представительная монархия
Представители какого сословия служили в приказе? Кто и почему мог возглавлять великое и полномочное посольство за рубеж?Служилое сословие: дети боярские, дворяне, выходцы из духовенства ( т. е. незнатные и небогатые, заинтересованные в карьере и высоком жалованье). Великое посольство возглавлял знатный боярин или окольничий, т. к. он олицетворял персону монарха во время зарубежного вояжа
Какими делами ведал Посольский приказ и кто входил в штат этого ведомства?Приказ ведал документацией, отправкой миссий за рубеж, приемом иностранных дипломатов в России и т. д. В штат входили дьяки, подьячие, переводчики, толмачи
Что такое посольский обряд? Какой синоним можно использовать для нашего времени?Посольский обряд — это свод правил приема иностранных дипломатов в России, который включал правила пересечения границы, проезда по территории государства, проживание, питание, аудиенцию у государя и т. д. Сегодня это международный дипломатический этикет
Какие виды посольских документов существовали в  XVI—XVII вв.? Как называется свод документов по отношениям с разными странами?Договорные и перемирные грамоты, торговые договоры, статейные списки послов. Свод документов — это посольские книги
Перечислите страны, с которыми Россия поддерживала наиболее интенсивные контакты. Укажите на карте пути продвижения посольских кортежей из разных стран к Москве. Какие русские города служили «воротами» для въезда английских, польских и шведских послов?Англия, Голландия, Швеция, Польша, Османская империя. «Воротами» служили Архангельск, Псков и Новгород, Смоленск
Почему въезд иностранных послов в крупные города назначался на утренние часы в выходной день, а жителям приказывали выходить на улицы всей семьей в лучших одеждах?Власти хотели показать иностранцам, что Россия богатое и многолюдное государство
Какие действия русских властей могли показать иностранному посольству, что их страны находятся в плохих отношениях и переговоры будут трудными?Назначение небольшого «корма» — выдачи провизии послам, скромная резиденция для проживания на окраине столицы и долгое ожидание аудиенции
Каких монархов Европы русский царь считал «братьями» и почему?Правителей, которые унаследовали свою власть, и государей сильных влиятельных стран. Выборных монархов русские цари не считали равными и не называли братьями. В России в  XVI—XVII вв. сохранялись средневековые представления о законности власти правителя, которая подтверждалась наследственным правом и обладанием общепризнанными символами власти, полученными от предков
Как титулы русских царей были связаны с расширением границ государства и укреплением власти правителя? Покажите на карте земли и города, вошедшие в состав России в  XVI—XVII вв.Государь, царь и великий князь всея Великие Малые и Белые Руси Самодержец, князь Владимирский, царь Казанский и Астраханский, царь Сибирский и т. д.
Какие знаки власти и одеяния использовали цари на торжественной аудиенции? Кто из придворных чинов помогал царю проводить торжественную встречу с послами?Драгоценный венец, трон, держава, скипетр, платно — парадное одеяние государя. По правую и левую руку от трона государя находились: глава посольского приказа и окольничий (высокий придворный чин)
В каких случаях царь задавал вопрос о здоровье монарха, приславшего посольство? Какое значение это имело? Каким образом царь мог показать свое расположение главе посольства?Царь спрашивал о здоровье другого монарха, если страны находились в дружественных отношениях. Если посол был знатного рода или не первый раз приезжал в Россию и нравился государю (оказывал ему важные услуги в торговых делах, выступал консультантом или посредником на переговорах с другим государством), то царь мог разрешить ему поцеловать свою руку — «позвать к руке»
Какая церемония завершала торжественную аудиенцию и какое значение она имела? Почему подарки от монарха другой страны русскому царю назывались «любительными поминками»?Церемонию завершало преподнесение подарков царю от монарха, приславшего посольство, и от самих послов. Дары дипломатов назывались челобитьем, т. к. преподносились не от равного, а от подданных другого монарха. «Любительными поминками» называли дары от правителя другой страны, т. к. они, согласно дипломатическому этикету передавались бескорыстно, т. е. в знак «любви», и символизировали уважение и политическое равенство

1Пункт 3.1.2 Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Подробнее см.: www.fgosreestr.ru. >>вернуться в текст
12
Ноябрь 2015года
Работаем с кадрами

Новая управленческая команда образовательной организации: задачи, структура, механизмы управления

К управлению любой образовательной организацией сегодня предъявляются новые требования. И чтобы им соответствовать, важно разобраться в главном: каким должен быть состав управленческой команды. Оптимальный состав следующий: руководитель ОО – директор, первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами), заместитель руководителя по реализации образовательных программ (или по содержанию образования), заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов, заместитель руководителя по воспитанию и социализации обучающихся, главный бухгалтер.

Автор статьи подробно рассказывает о проектах эффективного штатного расписания, функциях Управляющего совета. А также о том, что должен знать каждый член управленческой команды.

Е.В. Чернобай, д-р пед. наук, проф. каф. развития образования ФГАОУ ДПО «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва

Формульное финансирование

Современная образовательная организация (далее — ОО) живет в новых финансово-экономических условиях, и этот факт отрицать невозможно. Финансово-экономические условия и механизмы управления обеспечивают устойчивость образовательной системы.

За последние несколько лет изменились условия финансирования ОО — произошел переход от финансирования по статусу и штатному расписанию к финансированию по фактическому количеству учеников. Такая ситуация ярко характеризует начало всех изменений в системе образования, которые определяют ее современный облик.

ПРИМЕР

В 2011 г. в московском образовании произошел переход к финансированию, следующему за учеником. Его в соответствии с постановлением правительства Москвы от  22.03.2011 №  86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» (далее — Постановление о проведении пилотного проекта по развитию общего образования в г. Москве) принято называть нормативно-подушевым (или личностно ориентированным), но правильней было бы его назвать формульным, поскольку в основе такого финансирования лежат нормативы и простые формулы расчета.

Говоря о формульном финансировании, стоит особо отметить, что оно позволяет обеспечивать равные условия для реализации деятельности ОО, менять принципы управления, управлять финансовыми ресурсами, снижать «бумажную» работу, выводить непрофильные ресурсы и функции, а также формировать статус ОО как заказчика нужных ей товаров, работ и услуг.

ДОКУМЕНТ

Нормативно-правовая база подбора кадров:
• Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• постановление Правительства РФ от  08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательной организации»;
• приказ Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Перед современной ОО стоит немало задач. Среди них — организация и осуществление образовательного процесса, направленного на получение высоких образовательных результатов, безопасное пребывание обучающегося в ОО, организация качественного питания, создание условий для реализации дополнительного образования детей, санитарные условия, медицинское обслуживание, необходимые современные материально-технические условия и др.

Исходя из задач, реализуемых ОО, осуществляется подбор кадров, в т. ч. и состава управленческой команды.

Эффективное штатное расписание

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы. Наряду с финансово-экономическими, материально-техническими, психолого-педагогическими
и  информационно-методическими условиями существует очень важная группа — кадровые условия. Поэтому одной из ключевых задач при переходе ОО к реализации требований ФГОС общего образования является разработка оптимального штатного расписания, способного повысить эффективность и результативность работы.

Для того чтобы понять, с учетом каких принципов должно строиться эффективное штатное расписание ОО, необходимо обратиться к основному виду ее деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) основным видом деятельности ОО является образовательная деятельность, т. е. деятельность по реализации образовательных программ и достижению образовательных результатов. На реализацию программ ОО получает государственную субсидию и отвечает за результаты ее использования в интересах обучающихся. Таким образом, вся деятельность сотрудников ОО направлена на достижение главного результата — реализацию образовательных программ и достижение планируемых образовательных результатов.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ ОО обладает самостоятельностью в осуществлении административной и  финансово-экономической деятельности. В пункте 4 ст. 28 указано, что установление штатного расписания относится к компетенции ОО. Штатное расписание утверждается локальным нормативным актом ОО. Как и любой другой локальный акт, штатное расписание должно рассматриваться Управляющим советом ОО. Органы исполнительной власти и другие организации не могут влиять на формирование штатного расписания.

Переход на  нормативно-подушевое или формульное финансирование обозначил изменение принципов управления ОО. Когда финансировалось штатное расписание, директору было выгодно держать «раздутый» административно-управленческий персонал: чем больше заместителей, тем больше денежных средств получит ОО. Сегодня ситуация изменилась: в нынешних условиях выгоднее иметь больше учеников, нежели заместителей директора по разным, порой дублирующим друг друга направлениям работы.

ПРИМЕР

В 2011 г. в соответствии с Постановлением о проведении пилотного проекта по развитию общего образования в г. Москве фонд оплаты труда руководителей и заместителей руководителей ОО в г. Москве мог составлять не более 15,1% от фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс. В 2015 г. доля фонда оплаты труда руководителей и заместителей руководителей московских ОО снизилась до 10%.
И, скорее всего, этот показатель еще уменьшится. В настоящее время имеются ОО, доля административно-управленческого персонала в которых составляет 6–7%.

Задачи и принципы управления

При таком подходе следует задуматься над тем, что единое образовательное пространство ОО может быть поделено, например, на такие четыре управленческих блока:

  • управление финансово-экономической и хозяйственной деятельностью;
  • координация учебных программ и проектов;
  • воспитание и социализация;
  • контроль качества образовательных результатов.

Подобная управленческая команда, выступающая единым целым, позволит обеспечить грамотное управление всеми процессами, проходящими в ОО, с помощью решения финансово-экономических и правовых вопросов. При этом такая команда должна осознавать, что главной остается педагогическая задача. Все остальные задачи — вспомогательные, в поддержку и развитие ключевой, направлены на оптимизацию ресурсов в стремлении довести основной показатель деятельности, в данном случае — качество образовательных результатов, до максимального значения. В свою очередь, все прочие ресурсы должны оставаться не ниже возможного или допустимого уровня.

В ходе формирования управленческой команды московской ОО в первую очередь учитываются принципы современного управления системой образования (в т. ч. на институциональном уровне):

  • единые требования:
    — к результатам образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности ОО;
    — образовательным результатам обучающихся;
    — результатам деятельности педагогов;
  • единые условия реализации деятельности:
    — формульное финансирование;
    — доступность качественного образования каждому обучающемуся;
    — новая система оплаты труда;
  • информационные системы и информационная открытость системы образования г. Москвы.

Управленческая команда ОО

При составлении штатного расписания руководитель ОО в соответствии с реализуемыми задачами определяет, какие заместители ему необходимы для эффективного управления. Опыт крупных ОО г. Москвы показал, что достаточно следующего оптимального состава управленческой команды:

  • руководитель ОО — директор;
  • первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами);
  • заместитель руководителя по реализации образовательных программ (или по содержанию образования);
  • заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов;
  • заместитель руководителя по воспитанию и социализации обучающихся;
  • главный бухгалтер.

Остановимся на тех задачах, которые могут решать вышеобозначенные заместители руководителя ОО.

Первый заместитель руководителя ОО (по управлению ресурсами)

В городе Москве развивается практика согласования кандидатуры первого заместителя Управляющим советом ОО. Высокая ответственность такого выбора связана с тем, что первый заместитель руководителя ОО (по управлению ресурсами) должен отвечать за решение ключевых задач:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитием материально-технической базы ОО.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые непосредственно влияют на эффективность работы ОО.

Такому заместителю руководитель ОО может своим приказом делегировать права, полномочия, обязанности и ответственность в области содержания и развития имеющихся ресурсов, а также их обновления и изыскания дополнительных источников их формирования. Первый заместитель руководителя ОО может руководить разработкой проекта эффективного штатного расписания для последующего его рассмотрения Управляющим советом и утверждения директором.

В городе Москве помощь в работе первым заместителям руководителей ОО оказывает Государственное казенное учреждение г. Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов департамента образования г. Москвы, которая создана в целях планирования и осуществления закупок для нужд департамента образования г. Москвы, государственных организаций. В ее функции включено определение поставщиков, заключение государственных контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ и их результатов, оказанных услуг, а также в целях разработки проектно-сметной документации, проведения реконструкции, капитального и текущего ремонтов и др.

Заместитель руководителя ОО по реализации образовательных программ

Еще ученик Сократа Аристипп говорил, что детей следует учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Данный тезис не потерял своей актуальности и в наши дни. Сегодня ценность общего образования во многом определяется необходимостью и возможностью использования полученных знаний в реальной жизни выпускника ОО. Знание, которое востребовано в большей степени в метапредметной форме, является основой развития содержания современного образования.

Значимость метапредметных образовательных результатов диктует свои условия. Структура управления образовательным процессом в ОО должна измениться — понимание этого необходимо прежде всего на управленческом уровне. При метапредметном подходе наличие «завучей» по уровням образования (начальное, основное и среднее общее) утрачивает свой профессиональный смысл: в условиях ориентации современного образования на конкретные измеряемые образовательные результаты не совсем понятно, на каком из заместителей руководителя ОО по уровням образования лежит ответственность за конечный результат. И, кроме того, разбивка прежних «завучей» по уровням образования привела к тому, что содержание образования тоже разбито на части, отдельные фрагменты, в такой ситуации сложно реализовать метапредметный подход к обучению.

Таким образом, в условиях реализации новых требований к образовательным результатам представляется достаточно опасным разделять полномочия заместителей руководителя ОО по уровням образования. К тому же проведение жесткой границы между уровнями образования фактически рушит преемственность между ними, а метапредметный подход по-прежнему остается лишь в учительских лозунгах и докладах.

В этой связи в управленческой команде современной ОО должна быть должность заместителя руководителя ОО по реализации образовательных программ (или по содержанию образования).

Помощниками такого заместителя руководителя ОО могут быть учителя-методисты — практикующие педагоги, способные демонстрировать достижение высоких образовательных результатов.

Заместитель руководителя ОО по контролю качества образовательных результатов

Сегодня ФГОС общего образования сформировали потребность в создании педагогических команд на межпредметной основе. Это может быть команда учителей-предметников, работающих в одной параллели. Ведь существует одна особенность, которая не лежит на поверхности педагогических воззрений. Все педагоги, работающие в одной параллели, рано или поздно встречаются с одними и теми же обучающимися, и очень важно, чтобы понимание ключевых основ ФГОС общего образования по уровням (например, подходов к формированию новых образовательных результатов) было единым.

На протяжении нескольких десятилетий в педагогике длится дискуссия по поводу того, что такое интеграция в образовании. Педагогических определений данного понятия не так много. Приведем, на наш взгляд, наиболее интересное из них, принадлежащее ученым И.Д. Звереву и В.Н. Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем»1. Бесспорно, это определение не потеряло своей актуальности и в наши дни, особенно в части требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС общего образования.

Метапредметное знание, которое появляется в ходе интеграции содержания образования, — это результат деятельности целого педагогического коллектива. Создается межпредметная профессиональная среда, позволяющая организовывать неформальный обмен опытом. Заместитель руководителя ОО по реализации образовательных программ (или по содержанию образования) может организовать работу, создать условия для развития межпредметного взаимодействия учителей-предметников ОО.

В прежней традиции управления общим образованием т. н. «завуч», наряду с  учебно-воспитательными, методическими функциями, реализовывал еще и контрольную. Для того чтобы уйти от реализации принципа «сам учу, сам проверяю», сегодня задачу мониторинга ситуации внутри управленческой команды и педагогического коллектива может решать заместитель руководителя ОО по контролю качества образовательных результатов. У данного заместителя весьма сложная задача — смотреть и изучать со стороны, быть объективным и оценивать результаты деятельности команды и коллектива ОО по единым показателям (критериям).

Заместителем руководителя ОО по контролю качества образовательных результатов может быть специалист, который способен обеспечить контроль оценки качества образования на всех его уровнях. При этом заместитель руководителя ОО, реализуя контрольные мероприятия, не должен отвлекать учителей и воспитателей от основного образовательного процесса, т. к. сегодня существует множество механизмов для организации контроля, в т. ч. с привлечением информационных систем, используемых в ОО.

Главный механизм профессиональной деятельности такого заместителя — это организация взаимотребовательности педагогов. Например, когда учителя начальной школы оценивают результаты деятельности учителей дошкольного образования. Учителя основной школы — учителей начальных классов, а результативность деятельности учителей основной школы оценивают учителя старшей школы. Сегодня у учителя появляется еще одна важная профессиональная роль — роль эксперта. И таких педагогов необходимо готовить, например, в рамках магистерских программ или спецкурсов в рамках повышения квалификации. Ведь грамотные экспертные процедуры являются базовыми механизмами управления образовательной системой ОО.

«Сегодня, впрочем, как и всегда, результат работы любого учителя — это результат работы всей школы, однако не все понимают, что результаты педагога и школы в целом взаимосвязаны, а значит, нужно говорить и о формировании культуры взаимотребовательности в коллективе к результатам каждого педагога. С этой точки зрения мы можем говорить о конвергентном заместителе, одна из задач которого — обеспечить эту взаимотребовательность к образовательным результатам.

Общее образование называется „общим“ в силу многих причин, но в том числе и потому, что его содержание метапредметно. Результаты ученика по любым предметам во многом зависят не только от его совместной работы с учителем, преподающим этот предмет, но и с учителями по другим предметам, учителем начальных классов, воспитателем дошкольной группы. Следовательно, учитель, способный и желающий обеспечить своему ученику возможность достижения максимальных результатов, соответствующих возможностям и способностям этого ученика, не может и не должен терпеть, когда кто-то из его коллег, в силу или некомпетентности, или безразличия к результатам ученика, не вносит необходимый вклад в достижение нужных ученику результатов общего (в буквальном смысле этого слова) образования.

Поэтому, когда администратор школы не находит в себе силы удалить из коллектива малополезного, бесполезного или иногда даже вредного для ученика работника, то он не выполняет долг не только перед учениками, но и перед теми учителями, чей высочайший уровень мастерства и компетентности мог бы давать гораздо большие результаты, если бы рядом с ними работали коллеги такого же уровня. Такая „терпимость“ администрации к бесполезным или даже вредным учителям оскорбляет высокопрофессиональных и крайне полезных учителей»2.

Заместитель руководителя ОО по воспитанию и социализации

Заместитель руководителя ОО по воспитанию и социализации обучающихся — одна из традиционных и привычных ролей в составе управленческой команды. Задачи воспитания и социализации лучше всего решаются на межшкольном уровне, т. к. только при таком подходе возможно сформировать у обучающихся важное качество — научиться жить в обществе, учитывая разность интересов, социальных статусов и др.

У заместителя руководителя по воспитанию и социализации обучающихся может быть большая команда помощников — это классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители обучающихся и т. д.

СПРАВКА

Омбудсмен (от древнескандинавского «полномочие», «по-ручение») — гражданское или должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Аутсорсинг (от англ. использование внешнего источника, ресурса) — передача одной организацией, на основании договора, обслуживания определенных бизнес-процессов или производственных функций — другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
​На аутсорсинг обычно передаются функции по поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и  инфра-структуры на основе длительного контракта.

Уделяя внимание вопросу проектирования эффективного штатного расписания, необходимо учитывать такие принципы его формирования, как сокращение численности административно-управленческого персонала; увеличение доли результативных высокооплачиваемых педагогов, оптимизация дублирующих должностей, эффективное распределение функционалов; переход на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг и др.

Следует подчеркнуть, что эффективное штатное расписание освобождает необходимые средства для стимулирования результативности труда педагогов, и в этом случае эффективность приобретает «дельту» — возможность роста. Качество образовательной деятельности и качество образовательных результатов привлекают большее число обучающихся в ОО, что в свою очередь работает на рост и развитие финансово-экономических ресурсов. Конечно, нельзя забывать о том, что главная ответственность в получении образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами лежит на руководителе ОО.

Завершая статью, хотелось бы обратиться к фрагменту выступления И.И. Калины на III съезде учителей г. Москвы. Он охарактеризовал ключевые принципы формирования единого педагогического коллектива современной московской школы. Среди этих принципов есть те, которые могут быть правилами для формирования единой управленской команды школы — понимание всем коллективом целей и задач своей работы. Одно и то же дело можно выполнять с разным отношением к нему, вкладывая в этот труд разный смысл. Известная китайская притча рассказывает о мудреце, которого как-то раз ученики спросили, что он обычно делал в те времена, когда был таким же учеником, как они. «Рубил дрова и носил воду», — ответил тот. «А что Вы делаете теперь на вершине своей мудрости?» — «Рублю дрова и ношу воду. Но только, если раньше мне приходилось это делать нехотя, внутренне злясь и сопротивляясь, просто выполняя приказ моего учителя, то теперь, когда учитель, которого я люблю, постарел и нуждается в моей заботе, мне в радость нарубить для него дров и принести воды. Ведь это уже не обязанность, а понимание».

Так и в любой ОО необходимо понимание каждым членом управленческой команды, что он делает, а главное, для чего и для кого работает.


1Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика. 1981. С. 14. >>вернуться в текст
2Из выступления И. И. Калины, руководителя департамента образования г. Москвы, на заседании Клуба директоров, посвященного вопросам качества образования, состоявшегося в ГБОУ Школа № 293 им. А.Т. Твардовского 22.04.2015. >>вернуться в текст

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК