Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» будет применяться работодателями при формировании кадровой политики, аттестации работников, разработке должностных инструкций с 1 января 2017 г.
Автор статьи рассказывает о трудовых функциях и обобщенных трудовых функциях, а также о полномочиях и ответственности педагога дополнительного образования. Рассмотрены особые условия допуска к работе и ограничения на занятия педагогической деятельностью. А также другие важные моменты, о которых должен знать каждый педагог дополнительного образования.
Внедрение профессиональных стандартов в сфере образования
Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) 1 июня 2016 г. будет дополнен ст. 195.3, в соответствии с которой применение профессиональных стандартов в некоторых случаях становится обязательным для работодателя.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрено применение профессиональных стандартов к педагогическим работникам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, получившие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
С учетом последних тенденций законодательства активно внедряются профессиональные стандарты в области образования. Первым в линейке профессиональных стандартов работников образования появился профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Указанный стандарт применяется в отношении должностей «учитель» и «воспитатель».
Вторым появился профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н. Данный профессиональный стандарт применяется к должностям «психолог», « педагог-психолог», «психолог образовательной организации».
Следующими, одновременно, были утверждены профессиональные стандарты:
- «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н);
- «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н).
ДОКУМЕНТ
Пунктом 2 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н (далее — Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта), установлены следующие термины и их определения:
• вид профессиональной деятельности — совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
• обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе;
• трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
• трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором решается определенная задача.
Объединяет все разработанные до настоящего времени профессиональные стандарты в сфере образования дата начала применения этих стандартов — 1 января 2017 г.
Настоящая статья знакомит с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утв. приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н (далее — Профессиональный стандарт педагога ДО).
Профессиональный стандарт педагога ДО применяется к следующим должностям педагогических работников:
- педагог дополнительного образования;
- старший педагог дополнительного образования;
- тренер-преподаватель;
- старший тренер-преподаватель;
- преподаватель;
- методист;
- педагог-организатор.
Перед тем как приступить к ознакомлению с Профессиональным стандартом педагога ДО, необходимо ознакомиться с общим определением профессионального стандарта и областью его применения.
Определение и область применения профессиональных стандартов
Определение профессионального стандарта дано в ст. 195.1 ТК РФ. Под профессиональным стандартом следует понимать характеристику квалификации, необходимой работнику для определенного вида профессиональной деятельности.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов находится в компетенции Правительства РФ. В соответствии с п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты применяются:
- работодателями:
- при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
- организации обучения и аттестации работников;
- разработке должностных инструкций;
- тарификации работ;
- присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Содержание Профессионального стандарта педагога ДО
Все профессиональные стандарты содержат следующие разделы:
- Раздел I. Общие сведения.
- Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
- Раздел IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.
Раздел I. «Общие сведения» включает:
1. Наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, и Общероссийского классификатора занятий (далее — ОКЗ), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014
№ 2020-ст.
Профессиональным стандартом педагога ДО вид профессиональной деятельности определен как «педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых».
2. Позицию «Код», заполняемую Минтрудом России. Для Профессионального стандарта педагога ДО определен код 01.003.
3. Строку «Основная цель вида профессиональной деятельности», в которой приводится краткое описание вида профессиональной деятельности.
Основной целью вида профессиональной деятельности, в соответствии с Профессиональным стандартом педагога ДО, является организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
4. Строку «Группа занятий», в которой указывается наименование одной или нескольких базовых групп (xxxx) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта.
В Профессиональном стандарте педагога ДО в соответствии с ОКЗ указаны следующие базовые группы:
- специалисты по методике обучения (2351);
- преподаватели по программам дополнительного обучения (2357).
5. Строку «Отнесение к видам экономической деятельности», в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов (xx.xx.xx), подгрупп (xx.xx.x) или групп (xx.xx) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности.
В Профессиональном стандарте педагога ДО указан следующий вид: образование дополнительное детей и взрослых (85.41).
Раздел II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» содержит описание трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:
1. В графе «Обобщенные трудовые функции»:
- код, наименование обобщенной трудовой функции;
- уровень квалификации.
Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утверждаемых Минтруда России (далее — уровни квалификации).
СПРАВКА
Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется (в т. ч.) в соответствии с уровнями квалификаций, утв. Минтрудом России (п. 6).
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н и применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.
Для деятельности, установленной Профессиональным стандартом педагога ДО, определен 6-й уровень квалификации. В качестве примера следует указать, что в профессиональном стандарте педагога-психолога установлен 7-й уровень квалификации, в профессиональном стандарте педагога (учитель, воспитатель) установлены 5-6-й уровни квалификации.
Всего предусмотрено 9 уровней квалификации. Для 1-го уровня определен следующий характер знаний: применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний. Для 9-го уровня определен следующий характер знаний: создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Можно говорить о сложности соответствующих уровней квалификации, где 1-й уровень является самым простым, а 9-й — самым сложным.
Для 6-го уровня Профессионального стандарта педагога ДО предусмотрены следующие значения:
- полномочия и ответственность (показатель уровня квалификации) — самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или работы подчиненных по достижению цели; обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений; ответственность за результат выполнения работы на уровне подразделения или организации;
- характер умений (показатель уровня квалификации) — разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений;
- характер знаний (показатель уровня квалификации) — применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в т. ч. инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.
Основные пути достижения уровня квалификации: образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата; образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена; дополнительные профессиональные программы; практический опыт.
2. В графе «Трудовые функции» — наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате «x/xx.x», где:
- первый знак — буквенный код обобщенной трудовой функции;
- два знака через дробь — порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности (применяется сквозная нумерация трудовых функций);
- последний знак через точку — номер уровня квалификации.
Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01 (например, A/01.6 — код первой трудовой функции, относящейся к 6-му уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции A).
Раздел III. «Характеристика обобщенных трудовых функций» содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав:
1. Пункт 3.1 включает:
- наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Обобщенные трудовые функции» раздела II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)»;
- происхождение обобщенной трудовой функции:
— если обобщенная трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Минтруда России, делается отметка «x» в позиции «оригинал»;
— если она заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции «Код оригинала» указывается ее уникальный код, содержащийся в профессиональном стандарте — первоисточнике, в позиции «Регистрационный номер профессионального стандарта» указывается регистрационный номер профессионального стандарта — первоисточника; - возможные наименования должностей — примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию;
- требования к образованию и обучению — требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения;
- требования к опыту практической работы — характер и продолжительность такого опыта (при отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк);
- особые условия допуска к работе — требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования (при отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк);
- дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие:
— код базовой группы (xxxx) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (при отсутствии информации ставится прочерк);
— наименования должностей или профессий в соответствии с Единым квалификационным справочником и Единым тарифно-квалификационным справочником (при отсутствии информации ставится прочерк); - код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции (при отсутствии информации ставится прочерк).
2. Пункт 3.1.1 включает:
- наименование и код трудовой функции, а также уровень (подуровень) квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Трудовые функции» Раздела II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)»;
- происхождение трудовой функции:
— если трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утв. Минтрудом России, делается отметка «x» в позиции «оригинал»;
— если трудовая функция заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции «Код оригинала» указывается ее код, содержащийся в профессиональном стандарте — первоисточнике, в позиции «Регистрационный номер профессионального стандарта» указывается регистрационный номер профессионального стандарта — первоисточника; - позицию «Трудовые действия» — перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции;
- позицию «Необходимые умения» и «Необходимые знания» — умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий;
- позицию «Другие характеристики», в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые, по мнению разработчика, характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.
3. В пунктах 3.1–3.1.1 последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагога ДО содержит три обобщенные трудовые функции (далее — ОТФ):
- Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.
- Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
- Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»
Наименование 1-й ОТФ сформулировано как «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам». Возможные наименования должностей:
- Педагог дополнительного образования.
- Старший педагог дополнительного образования.
- Тренер-преподаватель.
- Старший тренер-преподаватель.
- Преподаватель.
Требования к образованию и обучению: среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена); высшее образование (бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине, (модулю)); дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)).
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование. Дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Для некоторых должностей установлено требование к опыту практической работы: для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности — не менее двух лет.
Определены особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством РФ;
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в соответствии с законодательством РФ;
- прохождение в установленном законодательством РФ порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.
Ограничения на занятие педагогической деятельностью сформулированы в ст. 331 ТК РФ. К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 331 ТК РФ);
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Некоторые работники, которым в соответствии со ст. 331 ТК РФ установлен запрет на занятие соответствующей деятельностью, могут получить решение о допуске к педагогической деятельности в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 331 ТК РФ.
Прохождение медицинских осмотров осуществляется на основании ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ, приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)…».
Обязанность педагогического работника проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности установлена ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
Наименование трудовых функций, предусмотренных в ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;
- разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
ОТФ « Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Наименование 2-й ОТФ сформулировано как « Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ». Возможное наименование должности: методист.
Требования к образованию и обучению: высшее образование (бакалавриат; магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; специалитет или магистратура); дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых.
Рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы: при наличии квалификации бакалавра — работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет. При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются.
Особые условия допуска к работе идентичны условиям, установленным для 1-й ОТФ.
Наименование трудовых функций, предусмотренных в ОТФ « Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»:
- организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
- организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;
- мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
ОТФ «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»
«Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» — 3-я ОТФ. Возможное наименование должности: педагог-организатор.
Требования к образованию и обучению: высшее образование (бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; специалитет или магистратура). Рекомендуется: дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не менее одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы: при наличии квалификации бакалавра — работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет. При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются.
Особые условия допуска к работе идентичны условиям, установленным для двух описанных ранее ОТФ.
Наименования трудовых функций, предусмотренных в третьей ОТФ:
- организация и проведение массовых досуговых мероприятий;
- организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых;
- организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.
Раздел IV. «Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта"содержит информацию об ответственной организации и организациях — разработчиках профессионального стандарта. Ответственной организацией по разработке Профессионального стандарта педагога ДО является ФГАУ «Федеральный институт развития образования» г. Москвы.
