ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Апрель 2015года
Работаем с кадрами

Управление качеством образования через оценку эффективности труда педагога

Каковы основные условия формирования кадрового потенциала ОО? Как обеспечить непрерывность профессионального развития педагогических работников?

В статье рассмотрен комплекс мер, которые необходимо реализовать в каждой ОО, в т. ч. переход на эффективный контракт. Это меры, направленные на повышение социального статуса и престижа профессии педагога. Они включают выплаты стимулирующего и компенсационного характера, Всероссийские конкурсы профессионального мастерства и др.

Т.Н. Щербакова, зам. директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1» г. Щекино, Тульская обл., почетный работник общего образования
В.В. Ларина, директор МБОУ «Средняя школа № 1», г. Щекино Тульской обл., Отличник народного просвещения

Управление качеством образования

Управление качеством образования – планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Качество образования1 – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Обеспечение качества образования является приоритетной функцией управления. Ответственность образовательной организации (далее – ОО) за обеспечение качества образования устанавливает Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее  – Федеральный закон № 273-ФЗ). ОО несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников ОО2.

Повышение конкурентоспособности общего образования напрямую зависит от профессионального уровня и эффективности труда педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития обучающихся, их успешной социализации. Требования непрерывного поступательного повышения профессионального уровня педагогических работников ОО устанавливаются следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом № 273-ФЗ;
  • ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  • ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
  • ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598;
  • ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;
  • Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295;
  • Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8;
  • приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»;
  • приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт педагога).

В частности, ФГОС общего образования включают требования к условиям реализации основной образовательной программы (далее – ООП), в т. ч. кадровым3:

  • укомплектованность ОО педагогическими, руководящими и иными работниками;
  • уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников ОО;
  • непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников ОО, реализующей ООП.

Уровень квалификации работников ОО для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Квалификация педагогических работников ОО должна отражать4:

  • компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
  • сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;
  • общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
  • самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.

Подтвердить соответствие образовательной деятельности ФГОС общего образования ОО может при прохождении процедуры государственной аккредитации. Это долговременные или стратегические действия, направленные на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования, т. к. «при принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет <…> двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам» (п. 19 ст. 92 гл. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Требования к кадровым условиям, обозначенные ФГОС общего образования, – это необходимый минимум для реализации программы. Их достижение – кратковременные или оперативные действия администрации и педагогического коллектива ОО. Кадровый аудит руководитель ОО проводит систематически, независимо от процесса государственной аккредитации. Критерии кадрового аудита напрямую связаны с требованиями ФГОС общего образования (уровнем квалификации педагогических, руководящих и иных работников, непрерывностью профессионального развития педагогических и руководящих работников ОО, компетентностью в соответствующих предметных областях знания и методах обучения и т. п.). ОО должна быть укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных ООП, способными к инновационной профессиональной деятельности. Кроме того, для реализации программы развития объективно нужно стремиться к постоянному повышению профессионального уровня педагогов с целью обретения новых перспектив образовательной деятельности.

Профстандарт педагога определяет личностные и профессиональные компетенции, необходимые педагогическому работнику для осуществления развивающей деятельности. Среди умений, которыми должен владеть педагог, выделяется умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д. Несмотря на то, что его введение отложено до 2017 г., уже сейчас необходимо провести внутренний аудит кадрового состава ОО на предмет соответствия Профстандарту педагога.

Описание текущих кадровых условий ОО можно представить в виде следующей таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Кадровое обеспечение реализации ООП основного общего образования

ДолжностьДолжностные обязанностиКоличество работников в ОО (требуется / имеется)Уровень квалификации работников ОО
Требования к уровню квалификацииФактический уровень квалификации
    
    

В таблице 1 целесообразно соотнести должностные обязанности и уровень квалификации специалистов, предусмотренные приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”», с имеющимся кадровым потенциалом ОО. Это позволит определить состояние кадрового потенциала и наметить пути необходимой работы по его дальнейшему изменению.

Формирование кадрового потенциала

Основным условием формирования необходимого кадрового потенциала ОО является обеспечение системы непрерывного педагогического образования. В ООП могут быть представлены планы-графики, включающие различные формы непрерывного повышения квалификации всех педагогических работников, а также графики аттестации кадров на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию в соответствии с приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». График повышения квалификации педагогических работников ОО также можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Таблица 2

План-график повышения квалификации педагогических работников ОО

Должности педагогических работниковФ. И. О.Сроки / формы повышения квалификации и направления деятельности
I-й кварталII-й кварталIII-й кварталIV-й квартал
Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО Стажерская площадка
на базе ОО
Участие в управленческом проектеКурсы на базе институтов повышения квалификации, дистанционные курсыПубликация методических материалов
Учитель, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог и др. педагогические работники Курсы повышения квалификации (профессиональной переподготовки)Участие в конференциях, семинарах, вебинарахКурсы повышения квалификации (профессиональной переподготовки)Дистанционные курсы повышения квалификации
     

Аттестация педагогических работников

Непрерывность профессионального развития педагогических работников ОО, реализующих ООП, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 ч. не реже одного раза в 5 лет, а также программ стажировки на базе инновационных ОО, в т. ч. с использованием дистанционных образовательных технологий5. Формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе Профстандарта педагога предполагает реализацию следующих задач:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований ФГОС общего образования к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава ОО;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы6.

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в ОО на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми ОО. Аттестационная комиссия ОО создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии). Для проведения аттестации на каждого педагогического работника в аттестационную комиссию вносится представление, составляется приказ о проведении аттестации в ОО, график аттестации. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия ОО принимает решение о соответствии или не соответствии педагогического работника занимаемой должности.

В условиях введения Профстандарта педагога важно, что Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, наделяет аттестационные комиссии ОО полномочиями по проведению обязательной аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Это можно назвать «внутренним аудитом»: работодатель аттестующегося педагога дает мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, что позволяет установить профессиональную идентификацию работника и отделить профессиональную деятельность от тех функций, которые не являются предметом деятельности педагога. В данном случае важнейшая роль отводится уровню квалификации экспертов, членов аттестационных комиссий ОО. Идеология Профстандарта педагога тесно связана с организацией перехода на эффективный контракт, что позволяет объединить уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности. Профстандарт педагога должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда педагога, а эффективный контракт – в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач ОО. Из этого следует, что аттестация напрямую связана с выполнением трудовых функций и трудовых действий педагога, определенных в соответствии с реально выполняемой педагогической деятельностью, и зафиксированных в трудовом договоре.

Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, или формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ. Критерии для установления квалификационных категорий представлены в табл. 3.

Таблица 3

Критерии для установления квалификационной категории педагогическим работникам ОО7

Первая квалификационная категорияВысшая квалификационная категория
Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых ООДостижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых ОО
Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662
Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиВыявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений (далее – МО) педагогических работников ООЛичный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в т. ч. экспериментальной и инновационной
Активное участие в работе МО педагогических работников ОО, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Таким образом, в качестве мониторинга результатов профессиональной деятельности педагогических работников могут учитываться показатели эффективности деятельности педагогов, утвержденные локальными актами ОО и определяющие взаимосвязь между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда. В соответствии со ст. 135 «Трудового кодекса Российской Федерации» от  30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г.8 ОО разрабатывает Положение о порядке и условиях выплаты стимулирующего характера (далее – Положение), где определяет критерии и показатели качества результативности труда учителя, лежащие в основе выплат стимулирующего характера.

В Положении должны быть определены критерии и показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС общего образования к результатам освоения ООП. В них включаются: динамика образовательных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в т. ч. здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др. (приложение 1 «Положение о порядке установления выплат стимулирующего характера»).

Предлагаемые материалы следует рассматривать как рамочную модель. Каждая ОО в соответствии с выявленным социальным заказом, программой развития и опытом работы может выбрать комплекс критериев, который в полной мере будет соответствовать задачам повышения качества образования. Формируя свой набор критериев, ОО должна учитывать необходимость включения в него показателей, отражающих результаты сформированности всех нижеперечисленных компетенций.

Переход на эффективный контракт

Повышение эффективности труда педагогических работников ОО предполагает реализацию следующих направлений9:

  • введение Профстандарта педагога;
  • обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;
  • повышение социального статуса и престижа профессии педагога.

В Послании Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013 Президент РФ В.В. Путин обратил внимание на то, что наряду с повышением зарплат в бюджетной отрасли нужно реализовать целый комплекс мер: переход на эффективный контракт, проведение аттестации специалистов, внедрение подушевого финансирования. Согласно перечню поручений Правительства РФ от 27.12.2013 по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ установлена четкая взаимосвязь таких явлений, как аттестация работника и переход на «эффективный контракт». Под «эффективным контрактом» понимаются трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные:

  • на наличии у ОО государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
  • системе оценки эффективности деятельности работников ОО (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем;
  • системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе нормирования труда работников ОО, утвержденной работодателем;
  • подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров. С работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ. При этом требуется предупреждение работника об изменении условий трудового договора в письменном виде не менее чем за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ). Дополнительное соглашение к трудовому договору заключается, исходя из показателей и критериев оценки эффективности труда работников ОО для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат10. В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками ОО рекомендуется использовать выплаты стимулирующего и компенсационного характера, представленные в табл. 4.

Таблица 4

Виды выплат стимулирующего и компенсационного характера

Вид выплатыСоставляющие выплат
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работыНадбавка за интенсивность труда
Премия за высокие результаты работы
Премия за выполнение особо важных и ответственных работ
Выплаты за качество выполняемых работНадбавка за наличие квалификационной категории
Премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания
Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу летНадбавка за выслугу лет
Надбавка за стаж непрерывной работы
Премиальные выплаты по итогам работыПремия по итогам работы за месяц
Премия по итогам работы за квартал
Премия по итогам работы за год
Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями трудаНадбавка за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда
Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиямиРайонный коэффициент
Коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях
Коэффициент за работу в высокогорных районах
Надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных)Доплата за совмещение профессий (должностей)
Доплата за расширение зон обслуживания
Доплата за увеличение объема работы
Доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
Доплата за выполнение работ различной квалификации
Доплата за работу в ночное время
Выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также за работу с шифрамиНадбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами

В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками ОО могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями. ОО самостоятельно определяет:

  • соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
  • соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала;
  • соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда;
  • порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

Повышение социального статуса и престижа профессии педагога

Федеральный закон 273-ФЗ определяет особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления ими профессиональной деятельности. «Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда»11. Одним из инструментов повышения социального статуса разных категорий педагогических работников является участие педагогов в профессиональных конкурсах. В таблице 5 приведены некоторые Всероссийские конкурсы профессионального мастерства.

Таблица 5

Всероссийские конкурсы профессионального мастерства

НазваниеНаправление конкурса
Всероссийский конкурс «Учитель года России»Ежегодный конкурс, проводящийся Минобрнауки России. Целью конкурса являются выявление, поддержка и поощрение передовых учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя
Всероссийский конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями*В конкурсе участвуют учителя, реализующие общеобразовательные программы. Основные принципы проведения конкурса – гласность, открытость, «прозрачность» процедур и обеспечение равных возможностей для участия в нем учителей ОО
Всероссийский педагогический конкурс «Сердце отдаем детям»Конкурс проводится с целью повышения эффективности и интенсификации образовательного процесса в условиях модернизации образования через понимание и практическое использование возможностей информационных технологий, создание информационного пространства для презентации инновационного опыта педагога
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»Конкурс является практической программой, ориентированной на повышение профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала педагогов-психологов
Всероссийский конкурс «Педагогический дебют»Конкурс проводится с целью создания условий для развития творческого потенциала и самореализации молодых педагогических работников; формирования гражданской позиции молодых педагогических работников; активного профессионального отношения к совершенствованию системы образования
Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России»В конкурсе могут принять участие учителя ОО всех типов и видов, тренеры, преподаватели дополнительного, общего и профессионального образования. Цель конкурса – актуализация проблемы формирования культуры здоровья в системе образования
Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»Конкурс проводится по инициативе Русской Православной Церкви при поддержке Минобрнауки России и полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с целью выявления, поддержки и поощрения работников образования, эффективно использующих в своей педагогической деятельности методики и технологии духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Всероссийские дистанционные конкурсы Центра дистанционной поддержки учителей «Академия Педагогики»Основные задачи конкурса состоят в содействии формированию и развитию профессиональной компетентности педагогических работников, эффективном обмене опытом применения инновационных методик и технологий в образовательном процессе, содействии популяризации и внедрению новых методов обучения
Всероссийские дистанционные конкурсы Центра педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»Профессиональные дистанционные конкурсы помогают реализовать свои творческие способности, улучшить профессиональные и образовательные компетенции, дают возможность выходить за рамки муниципального и регионального пространства, соревноваться с конкурсантами из разных уголков страны
* Приказ Минобрнауки России от 26.03.2010 № 217 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями».

Проводимые конкурсы позволяют участникам выходить за рамки муниципального и регионального пространства. Фиксировать профессиональные достижения учителя в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития обучающихся, вклад педагога в развитие системы образования может помочь портфолио педагогического работника. Портфолио может служить основанием для участия в различных конкурсах, аттестации на квалификационную категорию, распределения стимулирующей части оплаты труда (приложение 2 «Положение о конкурсе “Лучший портфолио учителя”»).

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке установления выплат стимулирующего характера

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о порядке установления выплат стимулирующего характера (далее – Положение) разработано на основании:

  • «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).
  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.
  • Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г., утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11.
  • .
  •                               (нормативными правовыми актами субъекта РФ12)                              
  • Устава ОО.
  • Коллективного договора ОО.

1.2. Цель настоящего Положения – усиление материальной заинтересованности работников образовательных организаций (далее – ОО) в развитии творческой инициативы при реализации поставленных перед коллективом задач, укрепление и развитие материально-технической базы, повышение качества образовательного процесса, закрепление высококвалифицированных кадров.

1.3. Настоящее Положение и Положение об условиях оплаты труда работников ОО определяют порядок установления доплат, надбавок и премий всем работникам ОО и производится в соответствии с данным Положением.

1.4. Стимулирующие выплаты (персональный коэффициент) работникам распределяются Комиссией по оценке качества эффективности деятельности работников (далее – Комиссия).

1.5. Состав Комиссии: педагогические работники; представители профсоюзного комитета; представители администрации; представители родительской общественности.

Председателем Комиссии является руководительОО.

Комиссия вправе пересматривать критерии для оценивания качества труда и установления надбавок стимулирующего характера по собственной инициативе и (или) на основании предложений работников не чаще двух раз в год.

1.6. Система стимулирующих выплат работникам ОО включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда.

Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат работника, являются критерии, отражающие результаты его работы.

Количество выставляемых баллов за конкретный показатель не является фиксированным и может быть изменено в зависимости от веса (значимости) показателя. Максимальное количество баллов свидетельствует о высоком качестве профессиональной деятельности работника и служит основанием для установления доплаты в соответствии с настоящим Положением.

1.7. Система стимулирования включает поощрительные выплаты по результатам оценки качества эффективности деятельности работников на основании решения Комиссии.

1.8. Выплаты стимулирующего характера, их виды, размеры и условия их осуществления устанавливаются в соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым по согласованию с представительным органом работников.

1.9. Работникам устанавливается ежемесячный персональный повышающий коэффициент (далее – ППК), а также для них могут быть установлены выплаты стимулирующего характера, премии по оценке качества эффективности их деятельности (далее – выплаты) по результатам работы по мере необходимости.

2. Порядок расчета персонального повышающего коэффициента стимулирования

2.1. Установление ППК осуществляется по итогам работы за 6 месяцев (педагогические работники) и 12 месяцев (иные работники).

2.2. При установлении ППК максимальная сумма баллов по показателям по каждой категории персонала устанавливается равной 3,0. Установление ППК каждому работнику производится пропорционально количеству баллов, набранному этим работником по формуле:

3,0 / макс Σ баллов × балл 1 работника = К работника

2.3. При установлении разовых выплат стимулирующего характера, премии размер стимулирующей части фонда оплаты труда, запланированный на текущий период для работников, следует разделить на суммарное количество баллов, установленное Комиссией по результатам оценки эффективности качества деятельности работников (приложение к Положению).

2.4. Полученный показатель (денежный вес одного балла в рублях) нужно умножить на сумму баллов конкретного работника. В результате получен размер разовой выплаты стимулирующего характера конкретного работника на текущий период.

3. Снижение или снятие доплат и надбавок

3.1. Снижение или снятие выплат стимулирующего характера осуществляется по следующим причинам:

  • окончание срока действия выплат;
  • окончание выполнения дополнительных работ, за которые были определены выплаты;
  • снижение качества работы, за которое были определены выплаты; нарушение трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;
  • непредставление в установленные сроки докладов, справок и другой отчетной документации;
  • представление недостоверной информации в отчетных документах и несвоевременное предоставление отчетной документации;
  • нарушение санитарно-эпидемиологического режима;
  • нарушение правил техники безопасности и пожарной безопасности;
  • нарушение инструкций по охране жизни и здоровья обучающихся;
  • некачественное предоставление образовательных услуг, жалобы родителей (законных представителей) обучающихся, административные нарушения, низкое качество организации образовательной деятельности обучающихся;
  • халатное отношение к сохранности материально-технической базы.

4. Срок действия настоящего Положения

4.1. Настоящее Положение действует в течение учебного года (указать период) и может быть пересмотрено по требованию одной из сторон его подписавших.

4.2. Руководитель ОО обязан уведомить работника за 2 месяца в письменной форме об изменении доплат и надбавок как существенных условий трудового договора.

4.3. Все споры, возникающие из данного Положения, разрешаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ТК РФ и другими правовыми актами РФ, распоряжениями муниципальных органов.

4.4. В Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с законодательными актами РФ и по согласованию с общим собранием.

Приложение к Приложению 1

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ эффективности деятельности педагогических работников для установления персонального коэффициента

КритерииПоказатели критериевБаллы
ВозможныеПолученные Оценочный балл*
Учебные достижения обучающихсяОсвоение обучающимися образовательных стандартов:
• единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) в 11-х классах (обязательные экзамены и экзамены по выбору, процент выбравших экзамен не менее 80%)
Успеваемость обучающихся по предмету:
• 100% – 5 баллов;
• 95–99% – 3 балла;
• 91–94% – 1 балл;
• 90% и ниже – 0 баллов. Дополнительные баллы за качество знаний**:
• 85–100% – 10 баллов;
• 75–84% – 8 баллов;
• 65–74% – 6 баллов;
• 51–64% – 4 балла
  
• Результативность ЕГЭ, государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) или иной независимой аттестации***Результативность сдачи ЕГЭ, ГИА или иной независимой аттестации:
• выше районного уровня – 5 баллов;
• на уровне района – 3 балла;
• ниже районного уровня – 0 баллов
  
• ГИА в 9-х классах в форме основного государственного экзамена (обязательные экзамены и экзамены по выбору, процент выбравших экзамен не менее 80%)Успеваемость обучающихся по предмету:
• 100% – 5 баллов;
• 95–99% – 3 балла;
• 91–94% – 1 балл;
• 90% и ниже – 0 баллов. Дополнительные баллы за качество знаний**:
• 85–100% – 8 баллов;
• 75–84% – 6 баллов;
• 65–74% – 4 балла;
• 51–64% – 2 балла
  
• Независимые региональные, муниципальные и школьные срезовые контрольные работы, тестирование и др.Успеваемость обучающихся по предмету:
• 100% – 5 баллов;
• 95–99% – 3 балла;
• 91–94% – 1 балл;
• 90% и ниже – 0 баллов.
Дополнительные баллы за качество знаний:
• 85–100% – 6 баллов;
• 75–84% – 5 баллов;
• 65–74% – 4 балла;
• 51–64% – 2 балла
  
Успеваемость обучающихся на «4» и «5» по итогам учебного года или полугодия• 80% и более – 10 баллов;
• 70–79% – 7 баллов;
• 60–69% – 5 баллов;
• 51–59% – 3 балла;
• при значительном расхождении оценок по итогам внешней независимой экспертизы снимаются «штрафные» баллы
  
Внедрение современных образовательных технологийИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе• Использует периодически – 3 балла;
• использует эпизодически – 1 балл
  
Вовлечение обучающихся в создание мультимедийных продуктов, проектов, презентаций и др.При наличии призовых мест в конкурсах проектов, интернет-конкурсах:
• всероссийский уровень – 6 баллов;
• региональный уровень – 4 балла;
• муниципальный уровень – 2 балла;
• школьный уровень – 1 балл
  
Восстановление и развитие традиционной народной культурыФормирование духовно-нравственных качеств личности, национального самосознания, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранение и возрождение традиций, обычаев, обрядов, проведение праздников• Международный уровень – 6 баллов;
• всероссийский уровень – 5 баллов;
• региональный уровень – 4 балла;
• муниципальный уровень – 3 балла;
• уровень ОО – 2 балла;
• уровень класса, группы – 1 балл
  
Профессиональные достиженияРезультативное зафиксированное участие в профессиональных конкурсах***Очные:
• всероссийский уровень – 10 баллов;
• региональный уровень – 6 баллов;
• муниципальный уровень – 3 балла. Заочные: всероссийский уровень – 4 балла
  
Результативное зафиксированное участие в семинарах, конференциях, форумах, педагогических чтениях (выступления, выставки и др.)***• Всероссийский уровень – 4 балла;
• региональный уровень – 3 балла;
• муниципальный уровень – 1 балл
  
Зафиксированная демонстрация достижений через открытые уроки, мастер-классы, гранты***• Всероссийский уровень – 4 балла;
• региональный уровень – 3 балла;
• муниципальный уровень – 1 балл
  
Наличие публикаций• Всероссийский уровень – 4 балла;
• региональный уровень – 3 балла. При значительном количестве могут устанавливаться дополнительные баллы
  
Наличие функционирующего обновляемого персонального сайта (блога, страницы на официальном сайте ОО), раскрывающего инновационный опыт работы педагога• Сайт успешно функционирует, обновляется, является средством общения обучающихся, их родителей, педагогов, способом обмена информацией – 10 баллов;
• сайт успешно функционирует, обновляется, имеется необходимая информация – 5 баллов;
• сайт обновляется реже, чем 1 раз в месяц – 1 балл
  
Экспертно-аналитическая деятельностьДеятельность в составе экспертных групп, комиссий, советов:
• руководитель экспертной группы, комиссии, совета всероссийского уровня – 8 баллов;
• член рабочей группы всероссийского уровня – 7 баллов;
• руководитель экспертной группы, комиссии, совета регионального уровня – 6 баллов;
• член рабочей группы регионального уровня – 5 баллов;
• руководитель экспертной группы, комиссии, совета муниципального уровня – 4 балла;
• член рабочей группы муниципального уровня – 3 балла;
• руководитель экспертной группы, комиссии, совета уровня ОО – 2 балла;
• член рабочей группы уровня ОО – 1 балл
  
Удовлетворенность заказчиков образовательной услуги деятельностью учителяНаличие зафиксированных позитивных отзывов в адрес учителя со стороны родителей (просьбы к администрации ОО о зачислении в класс, где работает данный педагог, и др.), отсутствие подтвержденных жалоб на учителя и фактов перевода обучающихся из класса, где он работает, по причине недовольства качеством предоставляемых им образовательных услуг. Результаты анкетирования, опроса, общественное мнение, рейтинги и др.• При наличии позитивных отзывов – 2 балла;
• в случае обоснованных жалоб и обращений – снятие «штрафных» баллов
  
Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителяНаличие / отсутствие в деятельности классного руководителя воспитательной системы (системы воспитательной работы), индивидуальное мастерство• Наличие воспитательной системы (системы воспитательной работы), коллективный и творческий характер воспитательных дел, их комплексность – 5 баллов;
• отсутствие – 0 баллов
  
Отсутствие или положительная динамика в сторону уменьшения количества правонарушений и нарушений общественного порядка обучающимися класса• Отсутствие или положительная динамика в сторону уменьшения – 3 балла;
• наличие правонарушений и нарушений общественного порядка обучающимися класса – снятие «штрафных» баллов
  
Отсутствие или положительная динамика в сторону уменьшения количества пропусков занятий обучающимися без уважительных причин• При отсутствии пропусков без уважительных причин – 4 балла;
• при наличии положительной динамики в сторону уменьшения – 1 балл;
• при наличии 30% пропусков – снятие «штрафных» баллов
  
Коллективные достижения обучающихся в социально значимых проектах, акциях и др.***• Международный и всероссийский уровень –10 баллов;
• региональный уровень – 6 баллов;
• муниципальный уровень – 3 балла;
• уровень ОО – 2 балла
  
Зафиксированное участие класса в жизни местного социума, волонтерство• Наличие – 5 баллов;
• отсутствие – 0 баллов
  
Восстановление и развитие традиционной народной культуры, формирование духовно-нравственных качеств личности, национального самосознания, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранение и возрождение традиций, обычаев, обрядов, проведение праздников• Международный уровень – 6 баллов;
• всероссийский уровень – 5 баллов;
• региональный уровень – 4 балла;
• муниципальный уровень – 3 балла;
• уровень ОО – 2 балла;
• уровень класса, группы – 1 балл
  
Охват обучающихся горячим питанием по месту учебы• 96–100% – 5 баллов;
• 90–95% – 4 балла;
• 75–89% – 3 балла
  
Охват обучающихся класса кружковой работой (кружки, студии, секции, творческие объединения и др.)• 96–100% – 5 баллов;
• 90– 95% – 4 балла;
• 75–89% – 3 балла
  
Посещение учащимися учебно-тематических экскурсий, музеев***• 90–100% – 5 баллов;
• 80–89% – 4 балла;
• 70–79% – 3 балла
  
Коллективные достижения обучающихся в спортивных соревнованиях, днях здоровья, туристических слетах и др.***• Международный и всероссийский уровень – 10 баллов;
• региональный уровень – 6 баллов;
• муниципальный уровень – 3 балла;
• уровень ОО – 2 балла
  
Посещаемость родителями общешкольных и классных родительских собраний• 90–100% – 4 балла;
• 75–89% – 2 балла;
• при посещаемости 50% и менее – снятие «штрафных» баллов;
• при внедрении нестандартных форм проведения родительских собраний, организации совместных праздников семьи и школы могут устанавливаться дополнительные баллы
  
Отсутствие жалоб и обращений родителей на неправомерные действия классного руководителя• Отсутствие – 2 балла;
• при наличии обоснованных жалоб и обращений – снятие «штрафных» баллов
  
Признание высоких профессиональных достижений классного руководителяРезультативное зафиксированное участие в конкурсах профессионального мастерства***• Всероссийский уровень – 10 баллов;
• региональный уровень – 6 баллов;
• муниципальный уровень – 3 балла**
  
Результативное зафиксированное участие в семинарах, конференциях, форумах, педагогических чтениях (выступления, организация выставок и др.)***Очные:
• всероссийский уровень – 4 балла;
• региональный уровень – 3 балла;
• муниципальный уровень – 1 балл.
Заочные: всероссийский уровень – 1 балл
  
Зафиксированная демонстрация достижений через открытые мероприятия, мастер-классы, гранты• Всероссийский уровень – 4 балла;
• региональный уровень – 3 балла;
• муниципальный уровень – 1 балл
  
Наличие публикаций• Всероссийский уровень – 4 балла;
• региональный уровень – 3 балла. При значительном количестве могут устанавливаться дополнительные баллы
  
* Оценочный балл – заполняется Комиссией.
** Баллы устанавливаются сроком на один учебный год.
*** При неоднократном проведении могут устанавливаться дополнительные баллы.

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ эффективности деятельности педагогических работников образовательной организации для установления разовых выплат стимулирующего характера и премий

Основания выплат (категория педагогических работников)Размер выплат
Все работники
Успешное и добросовестное выполнение работником своих должностных обязанностей
Высокие результаты работы по итогам проверок, отсутствие замечаний, предписаний 
Положительная динамика основных показателей результатов деятельности 
Особые успехи в работе по подготовке мероприятий ко Дню учителя и другим государственным праздникам 
Особые успехи в работе в связи с юбилейными датами со дня рождения (50 лет, 60 лет, 70 лет и т. д.), в связи с уходом на заслуженный отдых 
Высокий уровень (своевременное и качественное исполнение распоряжений) исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел и т. д.), участие в электронном документообороте образовательной организации ОО 
Качественное ведение документации, своевременное предоставление материалов, добросовестное выполнение функциональных обязанностей согласно должностной инструкции 
Педагогические работники, в т. ч. педагоги дополнительного образования, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги-организаторы
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся (в сравнении с предыдущим периодом)
Достижение обучающимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения 
Подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня 
Создание условий для выстраивания индивидуальной траектории обучения и воспитания обучающихся (индивидуально-ориентированная работа с одаренными, неуспевающими и др.) 
Использование в образовательном процессе внешних ресурсов (музеи, театры, библиотеки, лаборатории) 
Эффективная работа по адаптации обучающихся 1-х, 5-х классов к условиям образовательного процесса 
Реализация программ углубленного и профильного изучения предметов 
Высокий уровень организации мониторинга индивидуальных достижений обучающихся 
Формирование профориентационной культуры обучающихся 
Качественная организация и проведение сборов по основам военной службы 
Качество реализации требований к деятельности по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья 
Отсутствие или положительная динамика в сторону уменьшения количества правонарушений и нарушений общественного порядка обучающимися 
Организация работы по социальной защите детей льготной категории (учет детей, обследование домашних условий, оказание помощи) 
Состояние работы по изучению личности обучающихся, своевременное выполнение диагностики, донесение результатов до сведения родителей, учителей 
Организация трудоустройства обучающихся в свободное от учебы время, в т. ч. обучающихся «группы риска» 
Позитивные результаты воспитательной деятельности
Активное участие в проведении предметных недель, общешкольных мероприятий, праздников 
Эффективная организация внеклассной (воспитательной) работы 
Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся 
Эффективная работа с одаренными обучающимися (подготовка к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам) 
Отсутствие в классе детских и взрослых конфликтов 
Системность работы с родителями (законными представителями) обучающихся 
Размещение материалов о деятельности класса в средствах массовой информации, на официальном сайте ОО 
Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья, профилактике вредных привычек обучающихся 
Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж ОО среди обучающихся, родителей (законных представителей), общественности 
Высокий уровень дежурства по ОО, оперативное и качественное решение возникших в ходе дежурства проблем 
Снижение (отсутствие) пропусков обучающимися уроков без уважительной причины, снижение количества обучающихся с девиантным поведением 
Развитие системы ученического, родительского, педагогического сетевого самоуправления, социального партнерства 
Снижение частоты обоснованных обращений обучающихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решения конфликтных ситуаций 
Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж ОО 
Высокий уровень организации каникулярного отдыха обучающихся 
Высокий уровень занятости обучающихся во внеурочное время 
Положительная динамика в организации учета социально незащищенных семей обучающихся 
Высокие показатели по организации питания обучающихся 
Организация методической работы
Участие или разработка инновационных проектов, программ 
Развитие педагогического творчества (участие классных руководителей в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работах, конкурсах, конференциях) 
Организация и поддержка деятельности профессионального сетевого сообщества на разных уровнях по внедрению инноваций 
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс 
Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и электронного оборудования в образовательном процессе 
Активное применение в образовательном процессе наглядных материалов, информационных, здоровьесберегающих технологий 
Состояние материально-технического оснащения кабинета
Эстетическое оформление и развитие системы дидактической базы учебного кабинета (по результатам смотра кабинетов) 
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Эффективная разработка методической темы и высокое качество методической работы 
Высокий уровень проведения творческого отчета по самообразованию, мастер-класса, выступления 
Научно-педагогические и методические публикации по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и опыта коллег 
Успешное участие в профессиональных конкурсах 
Заместители руководителя ОО по УВР, ВР
Качество и общедоступность общего образования
Высокие показатели успеваемости обучающихся по результатам итоговой аттестации и других форм независимой оценки качества образования в сравнении с показателями муниципалитета, округа 
Продуктивность реализации программы развития, образовательной программы (достижение целей программ в соответствии с показателями результативности), ее соответствие приоритетным направлениям развития образования муниципального образования, региона, РФ 
Организация предпрофильного и профильного обучения учащихся, создание условий для выстраивания индивидуальной траектории их обучения и воспитания (индивидуально-ориентированная работа с одаренными, неуспевающими и др.) 
Организация методической работы
Организация деятельности стажировочной площадки 
Организация и поддержка деятельности профессионального сетевого сообщества на разных уровнях по внедрению инноваций 
Внедрение ранее не применяемых в ОО новых форм мониторинга учебно-воспитательного процесса 
Высокий уровень подготовки и проведения педагогических советов, заседаний методического совета 
Высокие результаты методической деятельности (призовые места педагогов на конкурсах и конференциях) 
Наличие собственных публикаций по управленческой и психолого-педагогической проблематике 
Развитие педагогического творчества (участие классных руководителей в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работах, конкурсах, конференциях) 
Высокий уровень подготовки и проведения педагогических советов, заседаний предметных кафедр (методических объединений) 
Эффективность управленческой деятельности
Качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении ОО (экспертно-методический совет, педагогический совет, органы ученического, родительского самоуправления, управляющий совет, попечительский совет и т. д.) 
Системность и высокий методический уровень мониторинга обученности 
Высокий уровень организации и проведения итоговой и промежуточной аттестации 
Отсутствие конфликтов между участниками образовательного процесса, наносящих вред здоровью 
Организация различных форм внеклассной и внешкольной работы 
Качественная организация питания и медицинского обслуживания 
Сохранение контингента учащихся в течение учебного года 
Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего обмену опытом, повышению профессионализма педагогических работников 
Участие в инновационной деятельности
Участие в разработке инновационных программ, экспериментальных проектов 
Оформление документации на участие ОО в инновационных конкурсах 

Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Лучший портфолио учителя»

1. Общие положения

1.1. Целью проведения конкурса «Лучший портфолио учителя» (далее – Конкурс) является повышение персонального имиджа учителя для формирования корпоративного имиджа образовательной организации (далее – ОО).

1.2. Задачи Конкурса:

  • отбор и систематизация материалов профессиональных достижений педагога;
  • создание полного банка данных результатов деятельности педагога;
  • оказание методической помощи педагогам, заинтересованным в поощрении собственной деятельности по результатам анализа своих достижений.

2. Состав жюри Конкурса

В состав жюри могут входить руководитель ОО, заместители руководителя ОО, руководители школьных методических объединений (предметных кафедр и т. п.), председатель профсоюзной организации (при наличии) и др.

3. Структура портфолио учителя

3.1. Портфолио учителя включает следующие разделы:

  • Раздел 1. Общие сведения об учителе.
  • Раздел 2. Результаты образовательной деятельности учащихся.
  • Раздел 3. Внеурочная деятельность по предмету.
  • Раздел 4. Воспитывающая деятельность учителя как классного руководителя.
  • Раздел 5. Научно-методическая деятельность учителя.

3.2. Содержание разделов представлено следующим образом:

  • Раздел 1. Общие сведения об учителе:
    –Ф. И. О. учителя, год рождения;
    – образование (что и когда окончил, специальность и квалификация по диплому);
    – повышение квалификации (название ОО, которая организовывала курсы повышения квалификации (профессиональной переподготовки), год, месяц окончания курсов, проблематика курсов, количество часов);
    – трудовой и педагогический стаж;
    – аттестационная категория (дата последней аттестации, присвоенная категория, номер приказа);
    – звания и награды, грамоты, благодарственные письма (название, номер удостоверения);
    – перечень профессиональных конкурсов, дипломы различных профессиональных конкурсов, результативность участия;
    – другие документы (по усмотрению учителя).
  • Раздел 2. Результаты образовательной деятельности учащихся:
    – динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 г. (успеваемость и качество знаний обучающихся);
    – результаты государственной итоговой аттестации учащихся;
    – результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
    – наличие медалистов;
    – участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня (муниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный и т. п.);
    – поступление выпускников в вузы и т. п.
  • Раздел 3. Внеурочная деятельность по предмету:
    – количество творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных обучающимися в рамках внеурочной деятельности по предмету;
    – тематика творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных обучающимися по предмету (список тем);
    – достижения обучающихся в олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных марафонах, творческих и исследовательских конкурсах различного уровня (списки победителей и призеров с указанием названия конкурса);
    – сценарии внеклассных мероприятий, фото- и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий (или ссылки в сети Интернет, где можно познакомиться с материалами учителя);
    – рабочие программы кружков и факультативов;
    – другие документы (по усмотрению учителя).
  • Раздел 4. Воспитывающая деятельность учителя как классного руководителя:
    – наличие программы воспитания и социализации, обеспечивающей возможности для личностного развития обучающегося (цель воспитывающей деятельности классного руководителя, приоритетные направления деятельности, основные положения программы, осуществление мониторинга эффективности программы на уровне личности учащегося и т. п.);
    – системообразующие подходы в работе с родителями;
    – коллективные достижения обучающихся в социально значимых проектах, акциях и др.;
    – зафиксированное участие класса в жизни местного социума, организация волонтерской деятельности и т. п.;
    – охват обучающихся класса кружковой работой (кружки, студии, секции, творческие объединения и др.);
    – организация учебно-тематических экскурсий, посещение музеев и т. п.;
    – коллективные достижения обучающихся в спортивных соревнованиях, днях здоровья, туристических слетах и др.;
    – формирование и обновление базы данных по итогам образовательного процесса с выведением рейтинга обучающихся в целом и по предметам;
    – выявление уровня развития коллектива класса;
    – другие документы, подтверждающие эффективность работы классного руководителя.
  • Раздел 5. Научно-методическая деятельность учителя:
    – образовательная программа, по которой работает учитель (вид программы, ее обоснованность);
    – используемые учителем современные образовательные педагогические технологии (название технологии и обоснованность ее выбора);
    – название программ факультативов, элективных курсов, курсов по выбору, программы классного руководителя;
    – использование информационно–коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями и т. п.;
    – использование современных средств диагностики для оценки образовательных результатов;
    – тема индивидуального педагогического исследования, тема самообразования (материалы, раскрывающие основные концептуальные подходы учителя, или данные об авторских коллективах, подходы которых используются учителем в его педагогической деятельности);
    – выступления на заседаниях педагогических советов;
    – результативное зафиксированное участие в семинарах, конференциях, форумах, педагогических чтениях (выступления, организация выставок и др.);
    – результативное зафиксированное участие в профессиональных конкурсах;
    – участие в методических и предметных неделях;
    – зафиксированная демонстрация достижений через открытые уроки, мастер-классы, гранты;
    – проведение научных исследований;
    – разработка авторских программ (наличие рецензии), научно-методических материалов;
    – выступления на научно-практических конференциях;
    – наличие публикаций, печатных работ (название статьи, печатного издания, год публикации, ссылки на материалы в сети Интернет и т. п.);
    – наставничество (формы работы, результативность);
    – наличие функционирующего обновляемого персонального сайта (блога, страницы на официальном сайте ОО), раскрывающего опыт работы педагога;
    – другие документы (по усмотрению учителя).

3.3. В портфолио учитель может включать дополнительные материалы:

  • сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, отзывы, рецензии, копии публикаций, методических разработок наиболее значимых мероприятий, уроков и т. д.;
  • позитивные отзывы в адрес учителя со стороны родителей (просьбы к администрации о зачислении в класс, где работает данных педагог, и др.), отсутствие подтвержденных жалоб на учителя, отсутствие фактов перевода обучающихся из класса, где работает данный учитель, по причине недовольства качеством предоставляемых им образовательных услуг;
  • результаты анкетирования, опроса, мониторинга общественного мнения о деятельности учителя и др.

4. Форма представления портфолио учителя

Портфолио учителя может быть представлен на бумажных носителях и (или) в электронной версии.

5. Подведение итогов Конкурса

5.1. Жюри оценивает портфолио учителя согласно критериям. Каждый раздел оценивается по трем критериям:

  • раскрытие профессиональной деятельности педагога;
  • логичность и последовательность размещения материалов;
  • художественный уровень, дизайн и качество оформления.

5.2. При экспертизе содержания портфолио учителя используется следующая система оценивания:

  • 0 баллов – показатель отсутствует;
  • 1 балл – показатель реализуется частично;
  • 2 балла – показатель реализуется полностью.

5.3. Все оценки заносятся в протокол, определяется средний балл каждого участника Конкурса.

5.4. По итогам работы жюри определяется один победитель Конкурса (педагогический работник, набравший наибольшее количество баллов) и три лауреата.

5.5. Победитель и лауреаты награждаются почетными грамотами и денежными премиями.


1Пункт 29 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». >>вернуться в текст
2Пункт 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ. >>вернуться в текст
3В редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». >>вернуться в текст
4В редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». >>вернуться в текст
5ФГОС основного общего образования, разд. 4, п. 22 «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы». >>вернуться в текст
6Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. >>вернуться в текст
7Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». >>вернуться в текст
8Утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11. >>вернуться в текст
9Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. >>вернуться в текст
10Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта». >>вернуться в текст
11Статья 47 Федерального закона № 273-ФЗ. >>вернуться в текст
12Например, постановление правительства Тульской области от 23.05.2014 № 263 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников государственных организаций Тульской области, осуществляющих образовательную деятельность», постановление администрации Щекинского района от 11.07.2014 № 7-1163 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников муниципальных организаций Щекинского района, осуществляющих образовательную деятельность». >>вернуться в текст
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.