Проектное бюро как форма учебного взаимодействия в рамках реализации ФГОС основного общего образования
В статье представлены структура и содержание курса «Проектное бюро» для учащихся 5-го класса (4 модуля).
Автор статьи описывает краткосрочный межпредметный проект «Осенние забавы в городе мастеров» как наиболее успешную практику для учащихся. Цели и задачи проведения праздника осени – для учителей и учеников. Все о системе построения и координации проекта.
Одной из задач по достижению целей основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования в МБОУ «Агинская СОШ № 2» (далее — Агинская СОШ № 2) является обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Как обеспечить плавный, наиболее безболезненный переход на следующий уровень образования? Необходимо создать модель образовательной среды, в которой заложены возможности реализации «центрального новообразования подростничества — „чувства взрослости“ — отношения подростка к себе как к взрослому. Оно выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому»1.
Модульный курс «Проектное бюро»
В основу проектирования такой среды педагогами Агинской СОШ № 2 положено создание условий для «сращивания» учебной и внеучебных видов деятельности, совместные действия субъектов образования (педагогов, учащихся, их родителей (законных представителей) и общественности). В части учебного плана 5-го класса, формируемой участниками образовательного процесса, 1 ч отводится на модульный курс «Проектное бюро», руководитель которого — учитель, отвечающий за работу научного общества учащихся «Росток» (далее — НОУ «Росток») Агинской СОШ № 2.
В целях реализации ООП основного общего образования разработана программа курса «Проектное бюро» для учащихся 5-го класса (табл. 1), в основу которой положен принцип модульного обучения2. Эта программа позволяет решать наиболее актуальные задачи образования: формирование у учащихся личностных результатов (гражданской идентичности личности, готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, социальных компетенций), метапредметных результатов (сформированности регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий).
Деятельностный подход в организации образовательного процесса обеспечивает наиболее эффективное решение комплекса поставленных задач.
В ходе обучения по данной программе у учащихся развивается способность самостоятельно проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую или иную). Они приобретают специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами MO Power Point. Реализация программы обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к написанию докладов, рефератов, разработке проектов. Курс состоит из 4 модулей и рассчитан на 35 ч. Занятия проводятся по 1 ч еженедельно.
Таблица 1
Структура и содержание курса «Проектное бюро» (для учащихся 5-го класса)
Модуль | Количество часов | Тема | Содержание | |
---|---|---|---|---|
Модуль I. Основы проектирования | 3 | 1 | Проект — это интересно | Знакомство с типами проектов по характеру проектируемых изменений, направлению деятельности, масштабам, срокам реализации, особенностям финансирования |
2 | Я — проектировщик | Подготовка к новому уровню освоения технологии выдвижения гипотез, определения проблем, постановки целей и задач в проектной деятельности | ||
Модуль II. Я — проектировщик | 13 | 6 | Коллективный краткосрочный межпредметный проект «Осенние забавы в городе мастеров» | Разработка, подготовка и реализация проекта праздника для учащихся «Осенние забавы в городе мастеров» |
2 | Индивидуальный проект «Мой подарок однокласснику» / «С любовью» (ко Дню матери) | Изучение требований к оформлению реферативной части работы | ||
2 | Групповой проект (например, издательский): «Спешите поздравить» (ежемесячное издание), «Писк недели» (еженедельное издание). Частота выхода зависит от значимости происходящих событий в классе и от потребности пятиклассников рассказать о себе всей образовательной организации (далее — ОО) | Изложение требований к оформлению практической части работы. Дальнейшее развитие навыка распределения обязанностей, ответственность в группе. Формирование умения доводить начатое дело до логического завершения. Практика представления результатов групповой работы | ||
3 | Социальный проект по оформлению пространства ОО к новому году. Обустройство комфортных подходов к ОО | Знакомство с понятием «социальный проект». Определение пространств, требующих изменения (украшения к празднику). Поиск и реализация «дизайнерских» решений | ||
Модуль III. Я — участник детских международных проектов | 7 | 3 | Навигация в сети Интернет. Освоение электронной почты | Обучение использованию e-mail (регистрация, отправление / получение писем), сетевому этикету. Развитие умения запрашивать информацию. Поиск международных проектов для подростков (соответствующих возрасту) |
4 | Международный проект | Установление и поддержание коммуникации учащихся со сверстниками, живущими в разных частях света. Расширение их кругозора при выполнении заданий проекта (участие в проекте может продолжаться вне учебного плана) | ||
Модуль IV. Проект и исследование — члены одной семьи? | 12 | 3 | Искусство оратора | Подготовка учащихся к защите проектно-исследовательских работ на научно-практической конференции (в рамках ОО, муниципальной). Манера держаться, стиль одежды, культура речи, умение поддержать диалог/беседу, речевые клише |
8 | Краткосрочный межпредметный проект «Моя семья» | Объяснение необходимости проведения исследования при реализации проекта (на различных стадиях). Методы исследования. Фестиваль семей | ||
1 | Рефлексия |
Краткосрочный межпредметный проект
Наиболее успешной и эффективной практикой для учащихся является краткосрочный межпредметный проект. В течение года обучения в 5-м классе ученики разрабатывают проект «Осенние забавы в городе мастеров». Его реализация потребовала от учащихся 5-х классов решения проблемы — как интересно провести традиционный праздник осени. Этот праздник — часть уклада жизни Агинской СОШ № 2, а вот желание самостоятельно разработать сценарий праздника и провести его для учеников начальных классов принадлежит младшим подросткам. В этой ситуации инициативная группа учителей Агинской СОШ № 2 увидела возможность создания новой образовательной среды, организации нового образовательного взаимодействия. Была поставлена цель организовать такую деятельность подростков, которая была бы близка им по духу и в которой они не только бы изучили что-то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили и осознали результат своей деятельности.
В течение четырех лет учащиеся приходили на праздник осени гостями, а теперь, имея четырехлетний опыт, они становятся организаторами этого праздника для своих младших товарищей. Приобретенные ими сквозные образовательные результаты позволяют подросткам примерить на себя роль «мастера» на различных этапах проведения праздника.
Активное включение подростков в действие обеспечивает:
- процесс социальной адаптации;
- максимальную активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- развитие различных видов мышления (аналитического, логического, системного ассоциативного, творческого);
- стремительное наращивание знаний;
- развитие навыков:
- выстраивания взаимоотношений между подростками, со взрослыми;
- работы с информацией (отбор; анализ; систематизация; определение проблемы; выдвижение, обоснование гипотез; статистическая обработка; выстраивание системы доказательств);
- оформления результатов;
- рефлексии (удовлетворенности или неудовлетворенности выполненной работой); - формирование умения представить результаты своей работы.
План-карта реализации проекта «Осенние забавы в городе мастеров»
Цели и задачи участников межпредметного проекта
Цель учителей: построение модели открытых действий с учениками и между ними, которая наиболее полно отражается в способности проектировать ситуации для формирования новых образовательных результатов.
Задачи учителей:
- обеспечить оптимальные условия для развития учащегося в качестве субъекта обучения;
- создать условия для личностного самоопределения подростка в учебном материале;
- моделировать ситуацию для выхода подростка в позицию другого учащегося ( Г.А. Цукерман).
Цель учеников: интересно и увлекательно провести праздник осени.
Задачи учеников:
- разработать проект проведения праздника осени для учащихся начальных классов;
- определить содержательную составляющую праздника;
- разделиться на мини-группы для реализации разных аспектов проекта;
- найти партнеров и помощников в подготовке праздника (организационные вопросы, костюмы, реквизит…).
Достижение поставленных целей потребовало интегрирования предметных знаний по русскому языку, литературе, истории, изобразительному искусству, музыке, технологии, физической культуре. Востребованными оказались метапредметные умения и навыки в области информационно-коммуникационных технологий (подготовить цифровую фотографию, выполнить дизайн и др.). Был проведен анализ рабочих программ и найдены те общие моменты, которые позволили учащимся в очень сжатые сроки и в очень интересной форме овладеть разными видами самостоятельной деятельности исследовательского и поискового характера, освоить материал по различным предметам, не сидя за партой и не воспринимая его как «обязаловку».
Деление учащихся на группы
Формируются группы учащихся (количество групп, станций, площадок, улиц зависит от количества учащихся), которые рассматривают осень с разных позиций:
- одни — через объектив фотоаппарата;
- другие — через произведения литературы;
- третьи — изучая историю сельского хозяйства Руси;
- четвертые - познавая прелесть техники росписи жостовских подносов и хохломской росписи (табл. 2).
Таблица 2
Деление учащихся на группы (в зависимости от содержания предметного материала)
Группа учащихся | Содержание изученного материала | Деятельность учащихся |
---|---|---|
Мастера, живущие на улице Музыкальной | Обрядовые песни. Частушки. Народные музыкальные инструменты | Выбирают творческую группу с учетом индивидуальных склонностей и интересов. Ставят перед собой цели и задачи. Определяют возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений. Планируют индивидуальную работу и распределяют работу внутри группы. Находят партнеров и устанавливают контакты с ними. Осмысливают учебный материал. Проводят исследования. Используют данные, полученные в ходе исследовательской деятельности, в новой для себя ситуации. Проводят промежуточную рефлексию. Вносят коррективы в ход выполнения проекта. Разрабатывают сценарий итогового мероприятия. Работают над художественным оформлением своей улицы. Реализуют проект. Рефлексируют. Ставят перед собой дальнейшие цели и задачи |
Мастера, живущие на улице Исторической | Сельскохозяйственный инвентарь, используемый на Руси. Уборка урожая. Обработка и хранение сельскохозяйственной продукции. Ведение домашнего хозяйства на Руси | |
Мастера, живущие на улице Творческой | Творчество жостовских мастеров. Хохломская роспись | |
Мастера, живущие на улице Рукоделия | История возникновения оберегов. Изготовление оберегов | |
Мастера, живущие на улице Спортивной | Народные игры. Спортивные игры | |
Мастера, живущие на улице Дизайнеров | Использование природного материала в декоре | |
Мастера, живущие на улице Литературной | Описание осени в творчестве прозаиков, поэтов. Тематические загадки, пословицы, поговорки | |
Мастера, живущие на улице Фотографов | Осенний пейзаж. Постановочная фотография. Кадрирование |
Для снятия трудностей, возникших у учащихся в ходе работы, были созданы специальные пространства — «мастерские». Они проводились вне учебного расписания и часто вне ОО. В мастерские приглашались не только ученики, но и их родители (законные представители), специалисты (работники музея, детско-юношеской спортивной школы (далее — ДЮСШ), центра детского творчества (далее — ЦДТ), библиотеки), которые помогали учащимися преодолеть возникшие трудности и проблемы (информационного, оформительского, материального характера) при выполнении самостоятельной работы.
Образовательная среда проектируется как ресурс для развития совместно действующих субъектов образования и как ресурс, развиваемый, реконструируемый, преобразуемый совместно действующими в нем субъектами. Их взаимодействие не могло быть изначально задано. Эти действия предполагали включение в свои действия действий другого — «совокупные» действия в терминологии Д.Б. Эльконина3. Действие каждого субъекта было найдено и выстроено соответственно цели и ситуации совместной деятельности. Спроектирована система построения открытого взаимодействия между сверстниками (в моновозрастных группах и между ними) (табл. 3), участниками разновозрастных групп и между ними, включая взаимодействие педагогов, учеников, их родителей (законных представителей) и представителей общественности.
Таблица 3
Система построения открытого взаимодействия между сверстниками
Группа мини-проекта | Состав группы | ||
---|---|---|---|
Учащиеся ( кол-во чел.) | Координатор | Партнеры | |
Мастера, живущие на улице Музыкальной | 2 | Учитель музыки | Межпоселенческий дом культуры (далее — МДК), сельский дом культуры (далее — СДК) |
Мастера, живущие на улице Исторической | Учитель истории | Районный музей | |
Мастера, живущие на улице Творческой | Учитель изобразительного искусства | ЦДТ | |
Мастера, живущие на улице Спортивной | 3 | Учитель физической культуры | ДЮСШ |
Мастера, живущие на улице Литературной | 2 | Учитель русского языка и литературы | Детская районная библиотека |
Мастера, живущие на улице Фотографов | 4 | Педагог-организатор | Редакция газеты «Присаянье» |
Координация проекта
Этот проект потребовал координации со стороны специалистов. Роли координаторов и партнеров в реализации проекта представлены в табл. 4.
Педагогами Агинской СОШ № 2 совместно с подростками была смоделирована ситуация выбора форм, средств в ходе реализации проекта. Подростку представилась возможность экспериментировать с собственным действием на этапе подготовки и представления «своей улицы», результат которого получает дальнейшее развитие в проектно-исследовательской деятельности в НОУ «Росток».
Собственное действие способствует становлению авторской позиции, ее социальному опробованию, что формирует потребность в самоопределении и повышает динамику развития возрастных новообразований (самоопределения, самопрезентации, самоанализа и т. д.).
Участие каждого учащегося в этом большом проекте способствовало развитию у них исследовательских умений, повышению личной уверенности, что позволило каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, обеспечило механизм развития критического мышления.
Работа «Проектного бюро» создает пространство, предоставляющее возможность наиболее полного формирования способности учащихся самостоятельно строить свое поведение. Это позволяет вовлечь в проектную и учебно-исследовательскую деятельность всех без исключения учащихся 5-го класса.
Краткосрочный межпредметный проект дает возможность учащимся в наиболее короткий срок почувствовать и принять произошедшие при переходе на третий уровень обучения изменения: переход на предметное обучение, усложнение учебного материала, смена учительского состава, более высокие требования к учебной деятельности.
Таблица 4
Роль координаторов и партнеров в реализации проекта
Координатор | Деятельность координаторов | Партнеры | Деятельность партнеров |
---|---|---|---|
Учитель музыки | 1. Обеспечение оптимальных условий для развития учащегося в качестве субъекта образовательной деятельности: • корректировка тематического планирования; • организация исследовательской деятельности учащихся; • мониторинг продвижения учащихся по совместно выработанному плану действий; • координация действий учащихся и их партнеров; • сотрудничество в реализации проекта (организация площадки, партнерство, сопровождение во время проведения праздника). 2. Создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. 3. Оценка процесса и результатов поиска в трех слоях: • в предметном мышлении и деятельности; • коммуникации; • субъектности | МДК, СДК | Предоставление народных музыкальных инструментов, мастер-классы игры на народных инструментах |
Учитель истории | Районный музей | Консультации, экскурсии, предоставление костюмов и реквизита, сопровождение учеников-мастеров во время проведения праздника | |
Учитель изобразительного искусства | ЦДТ | Консультации руководителей кружков прикладного искусства, мастер-классы, сопровождение учеников-мастеров во время проведения праздника | |
Педагоги-организаторы | |||
Педагог-психолог | |||
Учитель физической культуры | ДЮСШ | Сопровождение учеников-мастеров тренерами ДЮСШ во время проведения праздника (обеспечение безопасности детей) | |
Учитель русского языка и литературы | Детская районная библиотека | Подбор литературы | |
Руководитель мультимедийной студии | Редакция газеты «Присаянье» | Мастер-классы для юных фотографов: • «Осенний пейзаж»; • «Постановочная фотография»; • «Кадрирование» | |
Классный руководитель | Родители (законные представители) | Оказание помощи при изготовлении костюмов и поделок из природного материала, информационная поддержка |
Проект — это «особая модель объекта, на которой возможно нечто испытывать и опробовать», что способствует формированию собственной картины мира у подростков4, признанию окружающими (учащимися начальной школы, родителями (законными представителями), учителями, партнерами-старшеклассниками, партнерами — представителями общественности) их взрослости.
Ежегодно приходят новые пятиклассники — «мастера», и каждый праздник «Осенние забавы в городе мастеров» неповторим. Образовательная среда проектируется как ресурс для развития совместно действующих субъектов образования и как ресурс развиваемый, реконструируемый, преобразуемый совместно действующими в ней субъектами. Пример двух организационных карт проектов представлен в приложениях 1, 2.
Приложение 1
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КАРТА реализации краткосрочного межпредметного проекта «Осенние забавы в городе мастеров»
Участники: учащиеся 1-4-х классов, 5-х классов, партнеры.
Место проведения: МБОУ «Агинская СОШ № 2», спортивный двор образовательной организации (далее — ОО), помещения внутри ОО (в зависимости от условий погоды).
Время проведения:
Форма организации праздника: путешествие по станциям.
Станции:
1. Историческая станция «Крестьянское подворье» — умение пользоваться предметами крестьянского быта.
2. Литературная станция «Осень, осень, в гости просим!» — знание осенних примет, закличек, стихов.
3. Станция декоративно-прикладного искусства «Рукодельная мастерская» — мастер-класс по изготовлению декоративного панно из природных материалов.
4. Музыкальная станция «Петрушкин балаган» — исполнение частушек про осень, хоровод с закличками и потешками.
5. Выставка «Осенние фантазии» — презентация композиций, поделок из даров осени.
6. Художественная станция «Осенние узоры» — коллективное рисование узоров художественных промыслов.
7. Спортивная станция «Молодецкие забавы» — участие в спортивных играх.
На празднике работает группа учащихся-фоторепортеров. Фотоотчет о празднике выставляется на сайте ОО.
Критерии оценки:
- активность класса при выполнения заданий;
- творческое исполнение поделок из даров осени;
- замысел и исполнение коллективной творческой работы (осеннее панно).
Жюри:
Члены жюри: пятиклассники — руководители станций; учителя, сопровождающие классы по станциям, — дают оценку деятельности участников разных классов.
Награждение:
Классы награждаются дипломами за участие. Учащиеся, получившие наибольшее количество голосов за работы, представленные на выставке, будут награждены дипломами победителей.
Определяется класс — победитель в конкурсе на лучшее осеннее панно.
Определяется самый активный класс — участник праздника.
Приложение 2
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КАРТА реализации краткосрочного межпредметного проекта «Я и мой край»
Этап/площадки (7 мин — каждая площадка, 2 мин — на переход) | Учителя | Деятельность учащихся 5-го класса | Инвентарь | Партнеры |
---|---|---|---|---|
Запуск | Руководитель проектного бюро | Исполняют осеннюю песню. Танец | Оформление зала. Костюмы для танца | Учащиеся 9-го класса |
Фотосессия | Руководитель мультимедийной студии | Организуют осеннюю фотосессию | Фотоаппараты. Подручные материалы (книги, учебные принадлежности, элементы одежды) | Учащиеся 6-го класса |
Спортивная | Учитель физической культуры | Организуют проведение игр (осенние атрибуты, игры связаны с олимпийскими достижениями красноярских спортсменов) | Зерно, маленькая ложечка, 4 пластиковых стакана (0,5 л), клюшки (4 шт.), картофель (9–12 шт.) | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги детской юношеской спортивной школы |
Историческая | Учитель истории | Проводят викторину, помогают младшим в создании осенней аппликации из заработанных жетонов | Жетоны из цветной бумаги разных форм и размеров | Родители (законные представители) обучающихся, сотрудники районного музея |
Театральная | Руководитель театральной студии | Организуют участие учащихся начальных классов в специально подобранной буффонаде (распределение ролей, организация представления) | Подготовленный реквизит | Родители (законные представители) учащихся, сотрудники межпоселенческого дома культуры (далее — МДК) и сельского дома культуры (далее — СДК) |
Музыкальная | Учитель музыки | Знакомят с народными инструментами, организуют пробы игры на инструментах (музыкальное сопровождение подготовленной классом песни об осени) | Народные инструменты | Родители (законные представители) обучающихся, учащиеся 7-го класса, сотрудники МДК, СДК |
Математическая | Учитель математики | Учат альтернативным способам измерения длины | Морковь, кабачок и др. | Родители (законные представители) обучающихся, учащиеся 6-го класса |
Декоративно-прикладное искусство | Учитель технологии, учитель литературы | Помогают учащимся начальных классов написать поздравления м прикрепить на импровизированное дерево | Голый куст, листочки из бумаги, скотч | Родители (законные представители) обучающихся |
Финал | Руководитель проектного бюро | Исполняют гимн Красноярского края | Видеозапись гимна Красноярского края, дипломы |
