ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Май 2015года
Формируем профессиональные компетенции

Внутрикорпоративная система подготовки педагогов к профессиональным конкурсам

Чтобы организовать системную подготовку педагогов к профессиональным конкурсам, необходимо придерживаться определенных принципов. Какие это принципы? Где и как должны освещаться результаты проделанной работы? Автором статьи приведен цикл занятий с педагогическими и руководящими работниками в рамках программы подготовки к конкурсам. Составлены технологические карты шести занятий цикла. А также оценочный лист качества подготовки и проведения мастер-класса.
Т.С. Патрикова, канд. техн. наук, доц. каф. технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», г. Тула

Конкурсы профессионального мастерства

В апреле 2014 г. вышел приказ Минобрнауки России от  07.04.2014 №  276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Порядок). В соответствии с Порядком высшая квалификационная категория педагогическим работникам образовательных организаций (далее — ОО) устанавливается на основе их активного участия в работе методических объединений, разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. На данный момент существует целая плеяда всероссийских конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников различных категорий, поэтому представляется актуальным на институциональном уровне спроектировать и внедрить внутрикорпоративную систему подготовки педагогов к конкурсам профессионального мастерства. Главной идеологической компонентой современного образовательного менеджмента выступает управление по результатам. В связи с этим важно развивать профессиональные компетентности педагогов, тогда индикатором эффективности работы заместителя руководителя ОО станет увеличение числа участников и лауреатов ежегодных профессиональных конкурсов.

Программа подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах

Конкурсы проводятся среди различных категорий педагогических работников, поэтому предлагаемая программа подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах представляет собой цикл занятий с педагогическими и руководящими работниками в рамках развития наставничества, «Школы молодого педагога», «Школы развития профессионального мастерства педагогов», «Школы управления» в ОО. Достичь поставленной цели можно только работая в единой системе и соблюдая принцип прозрачности результатов деятельности всех участников программы, поэтому отчеты о занятиях, прошедших в малых группах, также должны максимально подробно освещаться и совместно анализироваться в ОО во время проведения педагогических советов.

Занятие 1 «В погоне за звездой»

Технологическая карта занятия 1 «В погоне за звездой» программы подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах представлена в табл. 1.

Таблица 1

Технологическая карта занятия 1 «В погоне за звездой»

Тема«Всероссийские профессиональные конкурсы»
Тип занятияВводное (ознакомительное)
Технология построения занятия с педагогамиТехнология развития критического мышления
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал, ватман для выполнения группового задания, маркеры и цветные карандаши
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов.
Задачи: познакомить педагогов с положениями о всероссийских конкурсах; выявить возможные затруднения при подготовке к различным конкурсным испытаниями; проанализировать динамику группового взаимодействия участников занятия для последующего закрепления наставнических функций
Основные понятия: федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования, технология, современная педагогическая технология, критическое мышление, интерактивность, коммуникация, визуализация, мониторинг, рефлексия, качество образования, конкурс
Формы работы: фронтальная, работа в парах сменного состава, работа в  мини-группах, индивидуальная
Ход занятия
Этап занятияВремя, минМетоды и приемыСодержание деятельности
Организационный момент1«Жокеи и лошади»Распределение на пары с помощью карточек:
Вызов10Интеллект-картаРабота в парах с текстами положений о конкурсах. Составление интеллект-карты о конкурсе профессионального мастерства. Содержание интеллект-карты участника занятия должно включать следующие блоки:
• конкурсные мероприятия;
• критерии оценивания;
• сильные стороны профессионального мастерства;
• возможные трудности и способы их преодоления
Формирование мини-групп1 В  мини-группы объединяются те участники занятия, которые работали с положением одного и того же конкурса
Осмысление20Проектирование и защита проектаПедагог-ведущий задает вопрос о том, как можно достичь звезды. Ехать, бежать, плыть, взбираться… Главная звезда — победа в конкурсе. Затем участникам предлагается изобразить на ватмане совместный путь к звезде и ответить на вопросы:
• Какие станции и точки отсчета необходимо пройти участнику?
• Какие препятствия преодолеть?
• Где он сумеет получить дополнительную поддержку?
Далее демонстрируется мультимедийная презентация, в которой с помощью иллюстраций из мультфильма «Питер Пен» показан остров «Неверленд» и каждая значимая точка на этом острове приравнивается к  какому-нибудь этапу конкурса. Предполагается, что по аналогии свой путь в погоне за звездой участники изображают в виде географической или звездной карты, плана замка, в котором преодолевают путь от подножия до самой высокой башни, на крыше которой сияет звезда, или рисуют комикс, в котором педагог-участник конкурса предстает в виде семечка, которое растет, тянется к солнцу (звезде) и рассказывает, как за ним следует ухаживать, чтобы оно все-таки дотянулось своими листочками до звезды
Рефлексия3СинквейнУчастники сочиняют синквейн, в котором 1-я строка — название стихотворения, тема (например, конкурс «Учитель года»); 2-я строка описание темы (два прилагательных); 3-я строка — действие (три глагола, относящиеся к теме); 4-я строка — чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка — повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)
Диагностика10ТестВыполнение тестов, которые помогают определить творческий потенциал или ведущие мотивы деятельности педагога

Занятие 2 «Современные педагогические технологии»

Технологическая карта занятия 2 «Современные педагогические технологии» программы подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах представлена в табл. 2.

Таблица 2

Технологическая карта занятия 2 «Современные педагогические технологии»

Тема«Современные педагогические технологии»
Тип занятияОткрытие нового знания
Технология построения занятия с педагогамиСоцио-игровые технологии
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал, ватманы для выполнения группового задания, маркеры и цветные карандаши
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов.
Задачи: познакомить педагогов с современными педагогическими технологиями; развить навыки проектирования учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
Основные понятия: ФГОС общего образования, технология, современная педагогическая технология, методика, смешанные технологии, перевернутый урок, социо-игровые технологии, технология модерации, технология развития критического мышления
Формы работы: фронтальная, работа в  мини-группах, индивидуальная
Ход занятия
Этап занятияВремя, минМетоды и приемыСодержание деятельности
Завязка10«Разрезанная открытка»Распределение по командам. Участникам практикума предлагается вытащить «из веера» фрагмент открытки, на обратной стороне которой написано одно слово: «царь», «царевич», «сапожник», «портной», «черная метка». Необходимо верно сложить открытку. Так образуются команды. После чего педагог-ведущий читает считалочку: На златом крыльце сидели:
Царь — всем капитан;
Царевич — посол других стран;
Сапожник — помощник;
Портной — удалой.
Кто ты будешь такой?
Затем объясняет функции каждого из персонажей.
«Капитаны» участвуют в конкурсе капитанов и осуществляют общую руководящую функцию, «царевичи» в  какой-то момент переходят в другую команду, а потом возвращаются «из посольства», чтобы помочь своей команде на завершающем этапе. «Сапожник» выполняет роль первого помощника, а «портной» представляет систему работы и педагогические технологии своей команды.
Если команда решает корректировать распределение ролей, то ее членам разрешается зачеркнуть на своем фрагменте открытки полученную случайным образом роль и сверху написать другую. Участники, получившие «черную метку», становятся командой экспертов
2«В поисках слова»Педагог-ведущий предлагает участникам найти буквы, прикрепленные к мебели в учебном кабинете (Ф, Г, О, С, Э, О, Р, А, М, О, П, С), и сложить название своей команды, не перепутав их. Всего четыре команды
4«Акростих»Педагог-ведущий предлагает расшифровать названия команд («ФГОС общего образования», «Электронные образовательные ресурсы», «Активные методы обучения», «Педагогические системы») и составить девиз, чтобы каждая буква из названия команды означала какое-то слово
2«Создаем среду обитания»Педагог-ведущий предлагает командам организовать свое рабочее место
2«Считалка»Экспертам предлагается разделиться на две группы («скептики» и «оптимисты») с помощью детской считалочки, которую могут вспомнить
Основное действие3«Промазал!»Педагог-ведущий: «Капитанам путь далек, Выйдите-ка все вперед, Глаза завяжите и за всех решите: Какую педагогическую технологию выберете, не подглядите». Капитаны выходят к интерактивной доске и произвольно выбирают одну из нарисованных на слайде фигур, при нажатии на нее стилусом та «открывается» и дает возможность прочитать написанное внутри слово. Если написано «Промазал!» и звучит соответствующее звуковое сопровождение (звук из компьютерной игры «Worms»), капитан меняется с другим членом команды и тот тоже выбирает фигуру, и так до тех пор, пока не откроется доставшаяся команде педагогическая технология. Всего предлагаемых командам технологий четыре вида:
• технология модерации;
• технология развития критического мышления;
• социо-игровые технологии обучения;
• технология перевернутого урока
20Работа в малых группах сменного состава с большим неструктурированным кейсомПеред началом работы в другую команду уходят «царевичи». Они принимают активное участие в работе «чужой» для себя команды над совместным проектом и только на заключительном этапе возвращаются обратно в свою команду. Командам, которым выпали технология модерации, технология развития критического мышления и  социо-игровые технологии в качестве большого неструктурированного кейса выдаются книги:
• Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий / Авт.-сост. О. А. Уваровская. Волгоград: Учитель. 2014. 254 с.
• Букатов В.М., Ершова А. С. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения. Изд-во: Школьная лига. 2013. 256 с.
• Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. Изд-во: КАРО. 2013. 144 с.
Участникам команды, которой выпал «перевернутый урок», являющийся одним из самых известных среди смешанных технологий (традиционная технология смешана с дистанционными технологиями обучения), предлагается самим добыть информацию. Для этого им предоставляется компьютер с выходом в сеть Интернет, т. к. любой учитель, решивший связать свою профессиональную деятельность с данной технологией, должен уметь быстро ориентироваться в сетевом пространстве. После того, как все дидактические средства розданы, команды получают одно задание для всех: составить краткий рассказ о педагогической технологии, который включает определение педагогической технологии в 10 слов (если слов больше или меньше, эксперты должны будут наложить на команду штрафные баллы). Система опорных элементов для подготовки краткого рассказа о педагогической технологии:
• «Три кита» педагогической технологии или три золотых правила;
• «Я мог бы влюбиться в данную технологию за…»;
• «Я мог бы возненавидеть данную технологию за…»;
• «Изюминкой нашей технологии является…»;
• «Проект урока по данной технологии».
После этого «портные» представляют командный проект на суд общественности. «Царевичи» кратко конспектируют все то, о чем он рассказывает, затем возвращаются от команды соперника, чтобы принять участие в последнем этапе группового задания
10«Ожившие модели»Участники команды «оживляют» проект урока по доставшейся им технологии. На подготовку выделяется 4–5 мин, после чего проект урока должен «ожить»
30Экспертная оценка (проводиться параллельно с предыдущим этапом)Эксперты совместно вырабатывают системы экспертной оценки работы команд, сочиняют перечень критериев. После чего «скептики» и «оптимисты» производят оценку представленных командами рассказов о педагогических технологиях. Затем делают экспресс-анализ работы каждой команды
Кульминация5Самоанализ педагогаПедагог-ведущий производит самоанализ учебного занятия, объясняет, что оно было спроектировано в соответствии с идеями социо-игровых технологий. Рассказывает, почему остановил свой выбор именно на этой педагогической технологии, какие приемы, на его взгляд, показались более удачными, какие не удались. Представляет на суд общественности свое понимание таблицы-бабочкисоцио-игрового стиля обучения. Объясняет, что сложнее всего было осознать, что у урока по  социо-игровым технологиям, несмотря на всю размытость и нелинейность структуры, тоже есть своего рода алгоритм. Если речь идет о театрализации учебного действия, то и алгоритм этот схож с действием театральным. Поэтому этапы такого урока могут выглядеть так: завязка, основное действие, кульминация, развязка. А это значит, что в таком учебном занятии всегда должна быть своя интрига. В данном случае это такой (на первый взгляд пропущенный) этап, как целеполагание
Развязка5РефлексияПедагог-ведущий напоминает, что в начале занятия команды с помощью приема «Акростих» должны были сочинить свой девиз. Обращает внимание на то, что урок, спроектированный в логике социо-игровых технологий, может иметь нелинейную структуру. Поэтому этап рефлексии в данном конкретном случае предполагается совместить с целеполаганием. Девиз команды — это и есть цель: подбирая слова под название команды, участники использовали самые лестные определения и эпитеты в свой адрес

Занятие 3 «Что такое мастер-класс?»

Технологическая карта занятия 3 «Что такое мастер-класс?» программы подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах представлена в табл. 3.

Таблица 3

Технологическая карта занятия 3 «Что такое мастер-класс?»

Тема«Что такое мастер-класс?»
Тип занятияОткрытие нового знания
Технология построения занятия с педагогамиСеминар-практикум
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал, ватманы для выполнения группового задания, маркеры и цветные карандаши
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов.
Задачи: познакомить педагогов с технологией проведения мастер-классов, развить навыки проектирования учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования,
Основные понятия: ФГОС общего образования, мастер-класс, технология, современная педагогическая технология, методика, технология модерации
Формы работы: фронтальная, работа в  мини-группах, индивидуальная
Ход занятия
Этап занятияВремя, минМетоды и приемыСодержание деятельности
Организационный момент5«Цветок ассоциаций»На интерактивной доске изображен цветок, в центре которого написано «Педагог-мастер». Участникам предлагается заполнить лепестки ассоциациями на тему, каким должен быть педагог, заслуживающий высокого звания мастер
Изложение теоретического материала20Интерактивная лекцияВ ходе лекции участникам предлагается обсудить следующий алгоритм проведения мастер-класса: 1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:
• обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем;
• характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки);
• определение проблем и перспектив в работе;
• описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии.
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий):
• рассказ педагога о проекте занятия;
• определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
• краткая характеристика результативности используемой технологии;
• вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Урок (учебное занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с обучающимися.
4. Моделирование.
• самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (учебного занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии ( учитель-мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею);
• обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.
5. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и слушателей.
6. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Практическая часть60«Карандаш». Мастер-классС помощью приема «Карандаш» участники делятся на  мини-группы. Те, кто выбрал зеленые карандаши, становятся группой экспертов, которым предлагается несколько вариантов оценочных листов для анализа мастер-класса (приложения 1–3). После чего ведущий дает мастер-класс по использованию в образовательном процессе технологии модерации*
Экспертная оценка5Экспертная оценкаГруппа экспертов дает оценку мастер-классу, рассказывает, какая из предложенных на выбор методик оценки понравилась больше и почему
* Подробнее см.: журнал «Справочник заместителя директора школы». 2015. № 3. С. 82.

Занятие 4 «Современные подходы к аттестации педагогических кадров»

Технологическая карта занятия 4 «Современные подходы к аттестации педагогических кадров» программы подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах представлена в табл. 4.

Таблица 4

Технологическая карта занятия 4 «Современные подходы к аттестации педагогических кадров»

Тема«Современные подходы к аттестации педагогических кадров»
Тип занятияОткрытие нового знания
Технология построения занятия с педагогамиПедагогическая мастерская
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал, ватманы для выполнения группового задания, маркеры и цветные карандаши
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов.
Планируемые результаты:
предметные: знакомство с современными подходами к аттестации педагогических кадров, с типологией портфолио и технологией его проектирования, особенностями деятельности служб педагогической навигации по сопровождению аттестуемых педагогов, базирующимися на основе современных педагогических технологий (личностно ориентированных, социо-игровых, проблемного обучения, развития критического мышления, диалогового взаимодействия, педагогической мастерской), с современными требованиями к публичному представлению педагогического опыта в сети Интернет как средством диагностики профессиональной деятельности педагога, с технологией мастер-класса как современной формой аттестации в условиях реализации ФГОС общего образования;
метапредметные: развитие коммуникативной компетентности, стимулирование обмена опытом и взаимообучения, развитие творческого потенциала и инициативности;
личностные: развитие познавательного интереса к проблеме аттестации педагогических кадров в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и приказа Минтруда России от  18.10.2013 № 544н (с изм. от  25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» (далее — Профстандарт педагога), развитие мотивации к интенсификации деятельности служб педагогической навигации (учитывая, что Профстандарт педагога вступает в действие с 2017 г.)
Основные понятия: ФГОС общего образования, аттестация, диагностика профессиональных достижений педагога, диагностика значимых качеств личности, методика, технология модерации
Формы работы: фронтальная, работа в  мини-группах, индивидуальная
Ход занятия
Этап занятияВремя, минМетоды и приемыСодержание деятельности
Организационный момент2КарточкиРаспределение на группы происходит, когда участники входят в аудиторию, им предлагается выбрать одну из карточек, разложенных на столе заседания «рубашками» вверх. Так формируются три команды
Индуктор5«Да-Нет-ка»Прежде чем приступить к заполнению карты первичной рефлексии, участникам предлагается интеллектуальная разминка на основе приема «Да-Нет-ка». Каждый вопрос начинается со слов «Знаете ли вы…».
Нужно дать ответ либо «да», либо «нет». Если ответ «да» — следует вычеркнуть соответствующий пункт из карты рефлексии.
Если ответ «нет» — нужно определиться и поставить любой символ в соответствующем столбце («Хочу узнать», «Не знаю, нужно ли мне это»).
Примеры вопросов (количество вопросов может быть увеличено, исходя из текста «Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015–2017 годы» (утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ  22.12.2014)):
• Знаете ли вы, чем компетенция отличается от компетентности?
• Знаете ли вы, что Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует преемственность образовательных результатов на всех уровнях образования?
• Знаете ли вы, что в соответствии с Порядком квалификационная категория устанавливается на 5 лет и по истечении срока действия продлению не подлежит?
• Знаете ли вы, что в некоторых случаях, если срок действия квалификационной категории истек, то можно производить оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории?
• Знаете ли вы, что Порядок не устанавливает ограничений по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию, в т. ч. в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории?
• Можете ли вы представить свой педагогический опыт в сети Интернет, например, на своем собственном сайте или в блоге?
• Хотели бы вы научиться создавать персональные сайты?
Работа с материалом20«Выставка плаката»Работа по  кейс-технологии. Командам выдаются Порядок, экспертные заключения, Профстандарт педагога и другие материалы неструктурированного кейса. На основе этих материалов с помощью приема «Выставка плаката» командам необходимо продумать деятельность службы педагогической навигации по сопровождению аттестуемых педагогов по следующим направлениям:
• «Портфолио» — формирование портфолио педагога;
• «Педагогический опыт» — публичное представление педагогического опыта в сети Интернет как средство диагностики профессиональной компетентности педагога;
• «Мастер-класс» — мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС общего образования и Профстандарта педагога.
По итогам своей деятельности каждая команда публично защищает свой проект, представленный на плакате (ватман формата A1), на котором презентует деятельность службы педагогической навигации по сопровождению аттестуемых педагогов по соответствующему направлению
Итоговая рефлексия3«Карта самоотчета»Рефлексия будет состоять из двух частей: индивидуальной рефлексии и групповой. В ходе индивидуальной рефлексии каждый участник педагогической мастерской должен заполнить карту самоотчета.

Карта самоотчета
Уважаемые коллеги! Обведите один из трех ответов.
5«Рынок мнений»Групповая рефлексия проводится с помощью приема «Рынок мнений». Каждая команда формирует один, самый главный, по их мнению, итог работы и записывает его на обратной стороне плаката, на котором презентована деятельность службы педагогической навигации. Все участники могут свободно подойти к каждому из плакатов и оставить на нем записи со своими вопросами к группе, комментариями. После этого участники из разных групп отвечают на поставленные вопросы, снова обсуждают результаты своей работы и, если появляется такая необходимость, вносят коррективы в записи — по-новому формулируют главное положение, характеризующее достигнутый в ходе педагогической мастерской результат

Занятие 5 «Я все сумею! Я все смогу!»

Технологическая карта занятия 5 «Я все сумею! Я все смогу!» программы подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах представлена в табл. 5.

Таблица 5

Технологическая карта занятия 5 «Я все сумею! Я все смогу!»

Тема«Я все сумею! Я все смогу!»
Тип занятияОткрытие нового знания
Технология построения занятия с педагогамиТренинг
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал, ватманы для выполнения группового задания, маркеры и цветные карандаши
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов.
Задачи: мотивировать педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства, развить в коллективе «чувство локтя», помочь перебороть страх публичных выступлений
Формы работы: фронтальная, работа в  мини-группах, индивидуальная
Ход занятия
Этап занятияВремя, минМетоды и приемыСодержание деятельности
Организационный момент2«Цветной карандаш»Распределение на группы. Участники распределяются по цветам в соответствии с карандашом, который вытащили
Приветствие3«Почему я?»Участники называют себя и продолжают фразу «Я пришел сюда сегодня, чтобы…»
Разминка3«Поменяйтесь местами…»Меняются местами те, кто:
• работает всю жизнь в одной ОО;
• работает в настоящее время по новой программе;
• любит свою работу;
• работает педагогом не больше 1 года;
• мечтал быть педагогом с детства
Работа в малых группах30Упражнение «Покупаю — продаю»Участники заполняют таблицу, состоящую из двух колонок: «Покупаю» (то, что готов взять из содержания занятия) и «Продаю» (то, что готов отдать, чем согласен поделиться)
Упражнение «Личность педагога»Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению группы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Вопросы:
• С чем в списке предыдущей группы вы согласны?
• Что вы сами предлагаете добавить?
• Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?
Упражнение «Я боюсь…»Участникам предлагается продолжить фразу «Я боюсь участвовать в конкурсах, потому что…». Сначала участники работают в группе, а потом озвучивают список страхов своей команды
Работа с учебным текстомУчастникам предлагается поработать с тремя различными текстами. Первый и третий выдается в виде текстового пазла, т. е. распечатан на нескольких листах (фрагментарно). Необходимо расположить фрагменты текста в правильном порядке и только после этого ответить на вопросы. Второй текст предназначен для самой малочисленной команды — он короткий, поэтому пазл собирать не нужно, но есть вопросы, которые требуют развернутого ответа. Именно команда, которая работает со вторым текстом, впоследствии первой пересказывает его содержание остальным и обосновывает ответы на вопросы. В качестве учебных текстов выступают фрагменты книг М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы», «Как дневник. Рассказы учительницы»
Индивидуальная работа20Упражнение «Автопортрет»Задание: создать рисунок-автопортрет. Особенностью этого автопортрета является необходимость подчеркнуть на нем свои профессиональные грани — сильные и слабые качества. Для рисования можно использовать любые изобразительные средства
Эмоциональная разрядкаУчастники берут навязчивый мотивчик и слово «авиация» без первых трех букв. Получая то, что для них является системообразующим в личностно ориентированной системе обучения — мотивация, они ищут слово (под стульями и столами)
Продолжение этапа 8После разминки участники меняются рисунками и отвечают на вопросы: что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного человека? что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека? какими достоинствами обладает изображенный человек? что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку? как вы думаете, в чем главное преимущество этого человека, если вспомнить о том, что он молодой педагог?
Упражнение «Я на конкурс бы пошел…»Участникам предлагается продолжить фразу «Я на конкурс бы пошел, пусть… «. Сначала участники работают в группе, а потом озвучивают, что у них получилось. Цель — побудить участников озвучить свои сомнения, поделиться страхами, научиться не боятся высказывать свое мнение и вступать в дискуссию
Рефлексия10«Все в твоих руках»Участники прикладывают и обводят карандашами ладошки. На каждом пальце они пишут:
• большой палец — самым главным сегодня было… ;
• указательный — перспективы работы над темой / практическая значимость сведений… ;
• средний — наибольшую активность мне удалось проявить, когда… ;
• безымянный — психологическая атмосфера занятия в целом / мое настроение на уроке… ;
• мизинец — мне не удалось сегодня… / осталось непонятым… / самым неудачным сегодня было…

«Ярмарка идей для группы поддержки»

Технологическая карта занятия 6 «Ярмарка идей для группы поддержки» программы подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах представлена в табл. 6.

Таблица 6

Технологическая карта занятия 6 «Ярмарка идей для группы поддержки»

Тема«Ярмарка идей для группы поддержки»
Тип занятияОткрытие нового знания
Технология построения занятия с педагогамиТехнология организации проектной детальности
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал, ватманы для выполнения группового задания, маркеры и цветные карандаши
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов
Основные понятия: ФГОС общего образования, аттестация, диагностика профессиональных достижений педагога, диагностика значимых качеств личности, методика, технология модерации
Формы работы: фронтальная, работа в  мини-группах, индивидуальная
Ход занятия
Этап занятияВремя, минМетоды и приемыСодержание деятельности
Подготовительный10«Древо ожиданий»Педагог-ведущий: представьте себе, что вы участник конкурса. Какую поддержку вы хотели бы получить? Какой, на ваш взгляд, должна быть самая лучшая команда поддержки? Какие средства — технические, вербальные и невербальные — должна иметь команда в своем арсенале? Через прием «Древо ожиданий» выявляется проблема, требующая решения, после чего формулируются цели и задачи проекта. Затем участникам предлагается самостоятельно определиться, какое из направлений им наиболее интересно и войти в соответствующую команду
Технологический20Мозговой штурм. Визуализация проекта в виде плаката и/или компьютерной презентацииНаправления совместной деятельности группы поддержки на профессиональных конкурсах:
• «Сочиняем кричалки и лозунги»;
• «Рисуем плакаты»;
• «Придумываем индивидуальный командный стиль (Сам себе кутюрье!)" и т. п.
Завершающий15Защита проектов. Рефлексия через прием «Древо оценки»Общественная презентация проекта своей группы поддержки. Экспертиза проекта жюри. Самооценка и рефлексия результатов

Приложение 1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ качества подготовки и проведения мастер-класса

Инструкция: обведите соответствующую оценку.

КритерииОценка
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования12345
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей12345
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта12345
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии12345
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)12345
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Наличие эффекта развития у участника. Умение адекватно анализировать результаты своей деятельности12345
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры)12345
Артистичность. Возвышенный стиль, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, уровень готовности к распространению и популяризации своего опыта12345
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта12345

Приложение 2

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ проведения мастер-класса

(мишень мнений)

Инструкция: впишите в мишень баллы от 1 до 10.

Приложение 3

Таблица анализа мастер-класса

Шкала оценки: оценивание не реализовано — 0 баллов; была попытка реализации — 1 балл; реализовано — 3 балла; удачная находка — 4 балла; есть желание сделать как учитель-мастер — 5 баллов.

Критерии012345Комментарии
Актуальность темы       
Точная формулировка цели       
Конкретность в постановке задач       
Хорошо продуманное содержание       
Оформление       
Умение владеть вниманием аудитории       
Максимальное вовлечение участников       
Доступность показанного приема       
Выполнение поставленных задач       
Рефлексивная деятельность       
Незамедлительное получение результата (удовлетворение от полученных результатов)       
Итого:       

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК