ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Май 2015года
Работаем с кадрами

Модель инновационно-методической работы образовательной организации

Эффективность деятельности педагога определяется, в первую очередь, его личностными характеристиками. Какие исследования в этой сфере существуют в настоящее время? В статье систематизированы мотивы и меры стимулирования профессионального развития педагогических работников.

Авторы рассказывают об основных задачах и направлениях инновационно-методической работы. А также о критериях оценки этой работы. Годовая циклограмма и примерный план прилагаются.

A.А. Дробот, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», заслуженный учитель РФ
Т.В. Марюфич, директор МБОУ СОШ № 2 с. Арзгир, Ставропольский край

Когнитивный и деятельностный аспекты профессиональной деятельности педагога

Качество педагогической деятельности — это интегративная характеристика, отражающая способность педагога компетентно и эффективно осуществлять функции педагогической деятельности. Одним из основных каналов повышения качества педагогической деятельности является система методической работы как составляющая непрерывного образования педагогических кадров. Содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются в зависимости от складывающейся ситуации в системе образования. В условиях реформирования методическая работа имеет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, может педагог, реализующий акмеологический подход в образовательной деятельности обучающихся.

Подходы к профессиональной деятельности педагога и развитию его компетентностей и личностных качеств, использованию им своих внутренних ресурсов с наибольшей отдачей, а следовательно, достижение им своего акме, активно разрабатывались в педагогике (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, В.А. Бодров, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, А.С. Гусева, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.). Продуктивность деятельности педагога определяется наличием у него конкретного объема знаний (когнитивный аспект), умением выстраивать свою профессиональную деятельность (деятельностный аспект) и обладанием определенными личностными качествами (личностный аспект).

Когнитивный аспект деятельности учителя предполагает наличие:

  • общей эрудиции;
  • знаний в области современной философии образования;
  • системы знаний о человеке и его развитии;
  • знаний психологии личности, психологии познания и общения, возрастной психологии (валеологии и акмеологии);
  • знаний коррекционно-развивающих образовательных технологий и технологий развития одаренности и творчества;
  • знаний и адекватной оценки индивидуальных особенностей, путей и способов самосовершенствования учащихся и самого себя.

Профессиональная деятельность педагога — это процесс решения многообразных и разноплановых, следующих одна за другой профессиональных задач ( Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.С. Батракова и др.). При этом каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в обучающемся его уникального потенциала в определенных условиях. Содержанием педагогических задач является не передача знаний и формирование умений и навыков, не педагогическое воздействие, а создание педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности ученика и учителя в процессе организации образовательной деятельности. Такое понимание педагогической деятельности предполагает следующие требования к деятельности учителя (деятельностный аспект):

  • анализ своих личностно-профессиональных возможностей и способностей, особенностей профессионального опыта;
  • наличие умений и навыков строить взаимодействие с другими людьми, оказывать на них целенаправленное акмеологическое воздействие в целях побуждения к конкретным действиям;
  • умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся;
  • создание установки на самосовершенствование учеников, на стремление и готовность к самостоятельным попыткам изменения себя, обеспечение процесса их протекания;
  • организация работы по формированию навыков самоконтроля, самокоррекции ученика в его деятельности в рамках поставленных целей и задач;
  • отказ от авторитарных методов в образовательной деятельности, построение образовательного процесса как цепи жизненно значимых для ученика событий, процесса овладения социальным опытом решения проблем;
  • преодоление пассивности учащихся путем овладения методами и приемами активного взаимодействия, раскрепощения личности ученика, освобождение от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора, индивидуального темпа и видов деятельности;
  • обеспечение условий для формирования у учащихся навыков субъективного контроля — осознания и объяснения им меры своего участия в том, что с ним происходит.

Личностный аспект профессиональной деятельности

Требования к личностным качествам педагога-акмеолога (личностный аспект профессиональной деятельности) как обеспечивающих эффективность его деятельности сформулированы с учетом личностных характеристик учителя ( В.А. Кан-Калик, В.А. Караковский, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и др.):

  • позитивное отношение к жизни, вера в добро, умения видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, меняться, учиться у жизни, рисковать, использовать новые формы бытия;
  • наличие нужного для профессионального труда состояния здоровья;
  • способность определять перспективы своего саморазвития в контексте акмеологических задач в образовательной организации (далее - ОО) и акмеологической модели педагога;
  • аутопсихологическая компетентность, понимаемая как свойство личности, представляющее собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствования и самодеятельности, оказывающее стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях ее жизнедеятельности;
  • трудолюбие, целеустремленность, инициативность, адекватная самооценка своих способностей и творческих возможностей, гибкость и оперативность, конкурентоспособность, смыслотворчество (ориентация на позитивные элементы своей жизни и деятельности), следование профессиональной этике;
  • использование всех своих внутренних ресурсов для развития личности обучающихся и подготовки к их успешному вхождению в следующие педагогические системы;
  • сформированность установки: «можно научить каждого и можно обеспечить развитие каждого».

Стимулирование профессионального развития педагогов

На развитие перечисленных выше умений и качеств должна быть направлена методическая деятельность в ОО, стимулирующая профессиональное развитие педагогов (табл. 1).

Таблица 1

Система стимулирования профессионального развития педагогических работников

МотивСтимулирующие меры
Самостоятельность, реализация себя в творческой педагогической деятельностиОткрытие собственного мастер-класса для учителей района. Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбор класса, предоставление наиболее удобного графика работы (расписания). Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе, регионе, крае
Личное развитие, приобретение новой информацииНаправление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время. Дополнительные дни к отпуску. Оплата научно-методической литературы
Самоутверждение, достижение социального успехаНаправление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями ОО. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег. Рекомендация на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей с оплатой этой работы
Потребность в причастности к деламВхождение в состав различных органов общественного управления ОО
Стабильность, защищенностьПредоставление оплачиваемых часов на методическую работу. Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе
СостязательностьСодействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя конкурса профессионального мастерства в ОО с назначением годовой надбавки к заработной плате

Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал активным субъектом процесса совершенствования. Это требует не эпизодического, а комплексного подхода. Именно поэтому в МБОУ СОШ № 2 с. Арзгир Ставропольского края была разработана модель инновационно-методической работы (приложения 1, 2).

Организация инновационно-методической работы

Главная цель организации инновационно-методической работы — это всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагогического работника, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

СПРАВКА

Инновационно-методическая работа в ОО — целостная, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ОО в целом, а в конечном счете — на совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных обучающихся (Ю. К. Бабанский).

Основные задачи инновационно-методической работы:

  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно- нравственных качеств педагогов;
  • создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции ОО;
  • совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процесса;
  • обновление и совершенствование компетенций в области преподавания учебной дисциплины, взаимодействия с учащимися, организации творческой, активной, самостоятельной работы учащихся, как на занятиях, так и во внеучебное время;
  • совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих педагогов;
  • формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа образовательной деятельности на основе диагностик;
  • приобщение педагогов к исследовательской деятельности;
  • стимулирование служебной и общественной активности педагогических работников.

Инновационно-методическая работа основывается на следующих принципах: научности; коллегиальности; открытости и гласности; плановости; конкретности принимаемых решений; актуальности, перспективной нацеленности, прогностичности реализуемых проблем; принципе поощрения инициативы. Организаторы инновационно-методической работы (рисунок) выполняют следующие функции: аналитическую, диагностическую, проектную, организационную, координационную, контрольно-экспертную. Их реализацию обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты в ОО:

  • Положение о педагогическом совете;
  • Положение об  инновационно-методическом совете;
  • Положение о методическом объединении (далее — МО) педагогических работников;
  • должностные инструкции работников ОО;
  • Положение о школьной библиотеке;
  • Положение о школьном методическом кабинете;
  • Положение о творческой (проблемной) группе;
  • Положение о  социально-психологической службе в ОО;
  • Положение о премировании работников;
  • Положение о доплатах и надбавках (материальном стимулировании) работников.
Организационная структура инновационно-методической работы

Направления инновационно-методической работы

Основные направления инновационно-методической работы (табл. 2):

  • изучение системы работы, диагностика и удовлетворение профессиональных интересов, ликвидация профессиональных затруднений педагогов;
  • деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность);
  • выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта профессиональной деятельности членов педагогического коллектива;
  • изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций;
  • инновационная ( научно-исследовательская) деятельность;
  • обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня;
  • организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

Таблица 2

Распределение функций по реализации основных направлений инновационно-методической работы

Направления инновационно-методической работыОтветственные
Определение стратегии инновационно-методической работыПедагогический совет
Нормативно-правовое обеспечение инновационно-методической работыРуководитель ОО, заместитель руководителя ОО
Организация обучения педагогов на курсах повышения квалификацииЗаместитель руководителя ОО, руководители МО, методисты
Материально-экономическое обеспечение инновационно-методической работыРуководитель ОО, бухгалтерия, служба материально-технического обеспечения
Реализация системы материального и морального стимулирования участия сотрудников в  инновационно-методической работеРуководитель ОО, инновационно-методический совет (далее — ИМС), заместитель руководителя ОО
Управление реализацией избранной стратегии инновационно-методической работыИМС, заместитель руководителя ОО
Анализ эффективности действующей в ОО системы инновационно-методической работыИМС, руководители МО, заместитель руководителя ОО
Оценка эффективности действующей в ОО системы инновационно-методической работыПедагогический совет
Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадровЗаместитель руководителя ОО, руководители МО, методисты, педагог-психолог
Деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность)Методисты, педагог-психолог, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровняЗаместитель руководителя ОО, руководители МО
Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллективаИМС, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практикиМетодисты, библиотекарь, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инновацийИМС, методисты, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Изучение системы работы, диагностика профессиональных интересов, затруднений педагоговРуководители МО, методисты
Изучение и анализ состояния образовательного процесса, совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процессаПедагогический совет, ИМС, методисты, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Инновационная ( научно-исследовательская) деятельностьНаучный руководитель инновационной работы, творческие группы

Формы инновационно-методической работы

Формы инновационно-методической работы делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определять свои профессиональные потребности, планировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения (табл. 3). Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

Таблица 3

Содержание деятельности и формы предъявления результатов индивидуального профессионального развития педагога

Содержание деятельностиФорма предъявления результата
Самоанализ системы работы, диагностика профессиональных интересов, затрудненийРаздел «Самоанализ системы работы» в годовом индивидуальном плане профессионального развития
Изучение последних достижений педагогической науки и практики, новых технологий, требований, предъявляемых к работеВыступление по изученной теме на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, реферат, аннотированный список литературы
Совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процесса (разработка авторского курса, конспектов уроков (мероприятий), подборка упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий и др.)Разработанные материалы, выступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, участие в методических проектах, публикация в методическом журнале ОО, участие в предметных, методических неделях
Обобщение и распространение собственного опыта педагогической деятельностиВыступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, проведение открытых уроков (мероприятий), описание собственного опыта педагогической деятельности, публикация в методическом журнале ОО, участие в предметных, методических неделях
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ООКурсовая работа по итогам прохождения курсов, выступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня
Участие в инновационной ( научно-исследовательской) деятельностиМатериалы по итогам инновационной деятельности, выступление на  научно-практической конференции (педагогических чтениях) в ОО
Участие в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровняМатериалы по итогам участия в мероприятиях
Участие в деятельности по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность)Отчет по итогам деятельности
Подготовка к аттестацииПлан мероприятий по подготовке к аттестации

К индивидуальным формам относятся:

  • изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
  • рефлексия и анализ собственной деятельности;
  • накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;
  • создание собственной папки достижений (портфолио);
  • создание методической копилки;
  • педагогический аудит;
  • творческий отчет;
  • разработка собственных средств наглядности;
  • работа над собственной методической темой;
  • разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;
  • подготовка выступления на педагогическом совете по проблеме;
  • посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий;
  • персональные консультации;
  • собеседование у администрации ОО;
  • обучение на курсах повышения квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка;
  • разработка авторского курса или учебного пособия;
  • выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя МО.

Формы коллективной (групповой, общеколлективной) инновационно-методической работы:

  • работа над единой методической темой;
  • педагогическая мастерская;
  • деятельность МО, школы молодого специалиста, педагогического мастерства, передового опыта, наставничество и др.;
  • деятельность экспериментальных, творческих, проблемных групп;
  • авторские площадки, внедренческие площадки;
  • теоретические семинары (доклады, сообщения);
  • методические диспуты, дискуссии;
  • методические (предметные) недели;
  • конкурсы педагогического мастерства;
  • творческие отчеты, презентации;
  • деловые игры, ролевые игры;
  • обсуждение (выставки) передового педагогического опыта;
  • тематический педагогический совет;
  • педагогические чтения;
  • обсуждение авторских программ;
  • тематические семинары-практикумы;
  • педагогические чтения ( научно-практические конференции) в ОО;
  • выпуск методического журнала ОО;
  • обучение на курсах в системе повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Оценка инновационно-методической работы

Наиболее конкретным, четким, продуманным, практико-ориентированным являетсявариант оценки инновационно-методической работы, предложенный В. И. Дружининым. Данный вариант включает три критерия, каждый из которых декомпозируется на набор показателей. Разные показатели требуют различные шкалы для оценивания: 4-, 3-, 2-балльная. В итоге это позволяет выйти на простые математические расчеты и дает возможность сравнивать, сопоставлять, выставлять рейтинги, места, принимать управленческие решения.

Критерий 1.Оценка результативности инновационно-методической работы (за отчетный период) проводится по следующим показателям:

  • доля заслуженных, имеющих ордена, медали, отличников, почетных работников;
  • доля педагогов, имеющих высшую (первую) квалификационную категорию;
  • доля руководителей ОО с управленческим образованием;
  • доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование;
  • доля педагогов, работающих в соответствии с полученной специальностью;
  • своевременность прохождения курсов повышения квалификации за последние 3 года;
  • ОО является федеральной (краевой, муниципальной) инновационной площадкой.
  • доля педагогов, принимавших участие в федеральных (краевых, муниципальных) конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, конкурсах, конференциях и т. д.;
  • доля педагогов, являющихся лауреатами и победителями федеральных (краевых, муниципальных) конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, конкурсов, конференций и т. д.;
  • доля педагогов, ученики которых стали призерами, победителями, дипломантами федеральных (краевых, муниципальных) олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей, соревнований и т. д.;
  • показатель обученности и качества знаний обучающихся;
  • доля педагогов, имеющих методические публикации.

Критерий 2.Оценка процесса управления инновационно-методической работой проводится по следующим показателям:

  • система диагностирования профессиональных интересов, затруднений педагогических работников на основе:
    - внутреннего контроля, инспектирования;
    - анкетирования персонала;
    - педагогического аудита;
    - экспертизы практической деятельности;
    - построения диагностических карт;
  • система планирования инновационно-методической работы на основе диагностики наличия:
    - раздела «Управление профессиональным ростом персонала» в перспективных долгосрочных программах, концепциях развития ОО;
    - раздела «Методическая работа с персоналом» в годовых планах ОО;
    - ежегодных приказов «Об организации инновационно-методической работы и повышения квалификации персонала на учебный год»;
    -персональной программы творческого роста (плана самообразования) у каждого работника ОО;
  • система анализа инновационно-методической работы и повышения квалификации персонала, наличие:
    - раздела «Анализ развития персонала» в перспективных долгосрочных программах, концепциях развития ОО;
    - раздела с анализом методической работы и повышения квалификации кадров за учебный год в годовых планах ОО;
    - раздела с анализом развития персонала в планах профессиональных объединений на учебный год;
    - ежегодного приказа «Об итогах инновационно-методической работы и повышения квалификации кадров за учебный год»;
    - анализа результатов педагогической деятельности работников ОО за учебный год;
  • разнообразие форм инновационно-методической работы:
    - индивидуальные;
    - групповые;
    - общеколлективные;
  • система морального и материального стимулирования профессионального роста кадров;
  • система контроля и мониторинга за состоянием инновационно-методической работы в ОО.

Критерий 3.Оценка условий для осуществления эффективной инновационно-методической работы проводится по следующим показателям:

  • наличие и состояние диагностических карт профессиональных интересов, затруднений педагогических работников;
  • наличие и степень оборудования методического кабинета;
  • доля учебных расходов в бюджете ОО;
  • доля средств на подписку периодических изданий в бюджете ОО;
  • количество экземпляров нормативно-правовой, инструктивно-методической, программно-учебной литературы на одного педагога;
  • наличие и разнообразие органов общественного управления инновационно-методической работой;
  • доля персональных компьютеров, имеющих выход в сеть Интернет;
  • доля педагогов, имеющих выделенный день для методической работы;
  • уровень медицинского обслуживания педагогов и поддержания их здоровья;
  • доля средств на организацию инновационно-методической работы в бюджете ОО;
  • степень удовлетворенности педагогов условиями труда;
  • наличие приказов о стимулировании профессионального роста (морального, материального, социального);
  • доля средств на стимулирование профессионального роста педагогических работников в бюджете ОО;
  • наличие и полнота системы локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих инновационно-методическую работу.

Приложение 1

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА инновационно-методической работы

МероприятияПериодичность проведения
Рассмотрение вопросов организации инновационно-методической работы на заседании педагогического советаНе реже 1 раза в год
Заседания инновационно-методического совета1 раз в полугодие
Научно-методическая конференция (педагогические чтения)1 раз в год
Конкурсы профессионального мастерства
Методический аукцион
Конкурс «Лучший кабинет (классная комната)»
Оперативные совещания инновационно-методического совета1 раз в четверть
Заседания методических объединений (далее — МО)4 раза в год
Совещание при руководителе образовательной организации (далее — ОО) по вопросам организации инновационно-методической работы в текущем годуВ начале года
Оперативные заседания МОПо необходимости
Методическая неделя1 раз в год
Предметные недели1 раз в месяц
Занятия в «Школе молодого педагога»1 раз в четверть
Занятия в «Школе педагогических инноваций»
Предоставление отчетов об итогах работы над индивидуальной методической темойАпрель
Защита индивидуальных планов профессионального развитияОктябрь
Аттестация педагогических работниковФевраль—март
Определение ответственных (наставников) за организацию деятельности по адаптации педагогических кадровСентябрь
Выпуск методического журнала ООИюнь
Рассмотрение вопросов организации инновационной (научно-исследовательской) деятельности на заседании инновационно-методического советаНе реже 1 раза в год
Рассмотрение вопросов по итогам работы по адаптации педагогических кадровМай
Фестиваль «Портфолио педагога» в ООАпрель
Методическое мероприятие « Информационно-методический час» (информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики)1 раз в месяц
Фестиваль педагогических идей в ООМарт

Приложение 2

ПЛАН инновационно-методической работы на 2014/15 уч. г.

Цель: повышение профессионального уровня педагогических работников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования.

МероприятиеСрокиОтветственные
Изучение системы работы, диагностика и удовлетворение профессиональных интересов, ликвидация профессиональных затруднений педагогов
Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников в период перехода на ФГОС основного общего образованияМайЗаместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), методист
Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагоговСентябрь — декабрьМетодист
Организация работы в методических объединениях по теме «Использование современных информационно-коммуникационных технологий — ресурс повышения эффективности образовательного процесса»В течение годаРуководители методических объединений (далее — MO)
Семинар «Система работы ОО по повышению качества обучения и пропедевтика неуспеваемости в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х и  11-х классов»ЯнварьЗаместитель руководителя ОО
Создание и организация работы проблемных групп по разработке:
• Положения о рабочих программах учебных предметов (с учетом требований ФГОС основного общего образования);
• Положения о внеурочной деятельности;
• Положения о системе оценивания учебных достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• Положения о портфеле достижений обучающегося
В течение годаМетодист
Разработка рекомендаций для педагогических работников:
• по организации внеурочной деятельности;
• выстраиванию системы оценивания учебных достижений;
• использованию интерактивных технологий
Март — майЗаместитель руководителя ОО, методист, руководители MO
Организация сетевого сообщества педагогов по проблемам введения ФГОС основного общего образованияСентябрьМетодист, системный администратор
Оформление стенда «ФГОС общего образования» для педагогов ОООктябрьМетодист
Аттестация педагогов в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ)ЯнварьЗаместитель руководителя ОО, методист, системный администратор
Круглый стол «Преемственность между уровнем начального общего образования и уровнем основного общего образования в условиях введения ФГОС основного общего образования»ДекабрьМетодист, руководители MO
Методические консультации:
• «Реализация программ внеурочной деятельности: формы реализации, диагностика эффективности»;
• «Новые формы оценивания образовательных достижений учащихся»
В течение годаМетодист
Расширенное заседание инновационно-методического совета «Об итогах работы по обеспечению качественных условий введения ФГОС основного общего образования. Карта самооценки результатов введения ФГОС основного общего образования»МайЗаместитель руководителя ОО, методист
Деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность)
Определение ответственных (наставников) за организацию деятельности по адаптации педагогических кадровСентябрьЗаместитель руководителя ОО, руководители MO
Защита индивидуальных планов профессионального развитияОктябрь
Организация работы «Школы молодого педагога»:
• ознакомление с нормативной правовой документацией по правам и льготам молодых специалистов;
• составление рабочих программ по предмету, планов классного руководителя;
• выявление и пути преодоления профессиональных затруднений;
• системно-деятельностный подход в обучении;
• система контроля и учета знаний обучающихся средствами ИКТ;
• ИКТ-компетентность учителя в условиях реализации ФГОС общего образования;
• интерактивная доска на уроках;
• методические требования к современному уроку;
• основные методы и технологии развития универсальных учебных действий (далее — УУД);
• составление технологической карты урока;
• моделирование организации образовательного процесса, обеспечивающего интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся
В течение годаМетодист
Определение степени комфортности учителя в коллективеОктябрьПедагог-психолог
Методическая выставка достижений молодого педагогаАпрельМетодист, педагоги-наставники
Психологические тренинги для формирования навыков эмоциональной саморегуляции, развития способности сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регулятивные механизмы, сохранения эмоционального здоровьяВ течение годаПедагог-психолог
Заседание методического совета «Об итогах работы по адаптации педагогических кадров»МайЗаместитель руководителя ОО
Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта профессиональной деятельности членов педагогического коллектива
Фестиваль «Портфолио педагога»АпрельЗаместитель руководителя ОО, методист
Изучение опыта работы учителей ОО по реализации системы контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС основного общего образованияФевральМетодист, руководители MO
Организация взаимопосещения уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий по теме «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС основного общего образования»МайЗаместитель руководителя ОО, методист, руководители MO
Фестиваль педагогических идей «Введение ФГОС основного общего образования: первые педагогические находки»Март
Размещение на сайте ОО информации о подготовке педагогического коллектива к внедрению ФГОС основного общего образования в разделе «Методическая копилка»В течение годаЗаместитель руководителя ОО, системный администратор
Педагогический совет «Эффективность образовательного процесса в ОО в условиях внедрения ФГОС основного общего образования: анализ, тенденции и перспективы»НоябрьЗаместитель руководителя ОО
Методическая неделя «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС общего образования»ФевральМетодист, руководители МО
Предоставление отчетов об итогах работы над индивидуальной методической темойАпрель
Выпуск методического журнала ООИюньЗаместитель руководителя ОО, методист, системный администратор
Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций
Организация работы «Школы педагогических инноваций»:
• «Современные продуктивные педагогические технологии»;
• «Диагностический инструментарий для изучения мотивации к обучению»;
• «Личность педагога в современной ОО: требования времени и государства»;
• «Проектирование УУД обучающихся»;
• «Проблема формирования контрольно-оценочной деятельности ученика и организация системы оценивания в рамках внедрения ФГОС основного общего образования»
В течение годаЗаместитель руководителя ОО, методист
Изучение опыта ОО, участвующих в апробации ФГОС основного общего образованияВ течение годаЗаместитель руководителя ОО, методист, руководители MO
Годичный теоретический семинар по изучению нормативно-правовой базы введения ФГОС основного общего образованияВ течение годаЗаместитель руководителя ОО
Методическое мероприятие « Информационно-методический час»1 раз в месяцМетодист, библиотекарь
Организация выставок методической литературы по проблемам введения ФГОС основного общего образованияВ течение года
Размещение материалов периодической печати по вопросам внедрения ФГОС основного общего образования в разделе «Методические новинки» на странице сайта ООВ течение годаМетодист, библиотекарь, системный администратор
Формирования разделов медиатеки ОО:
• «ФГОС общего образования. Нормативно-правовая база»;
• «ФГОС общего образования. Методические рекомендации»;
• «ФГОС общего образования. Внеурочная деятельность»;
• «ФГОС общего образования. Рабочие программы по предметам»;
• «ФГОС общего образования. Из опыта работы»;
• «ФГОС общего образования. Воспитательная работа»;
• «ФГОС общего образования. Профилизация»;
• «ФГОС общего образования. Технологии формирования и оценивания УУД»;
• «ФГОС общего образования. Контроль и оценка»
В течение годаМетодист, библиотекарь
Педагогический совет «Современный урок в контексте внедрения ФГОС основного общего образования»НоябрьЗаместитель руководителя ОО
Методический семинар «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом как одно из направлений формирования УУД обучающихся»НоябрьМетодист
Методический семинар «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»Январь
Методический семинар «Метапредметные результаты обучения: критерии оценки, особенности диагностики»Апрель
Практико-ориентированный семинар «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»Май
Инновационная ( научно-исследовательская) деятельность по теме «Развитие образовательного пространства ОО в личностно ориентированной парадигме как условие преодоления неуспешности и повышения качества обучения»
Организация работы творческих групп учителей по следующим направлениям:
• метод проектов как средство формирования ключевых образовательных компетентностей обучающихся;
• интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
• учет возрастных особенностей обучающихся при формировании ключевых образовательных компетенций в рамках освоения уровня основного общего образования;
• семья и ОО. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в ходе реализации ФГОС общего образования
В течение годаНаучный руководитель инновационной работы, методист
Семинар «Методы психологической диагностики как средство анализа и прогнозирования личностного развития учащегося»ОктябрьНаучный руководитель инновационной работы, педагог-психолог
Педагогические чтения по проблеме «Пути организации личностно ориентированного образовательного пространства ОО»МайНаучный руководитель инновационной работы, методист
Обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня
Участие в вебинарах, семинарах, конференциях, совещаниях по вопросам внедрения ФГОС основного общего образованияВ течение годаЗаместитель руководителя ОО, методист, руководители MO
Организация и проведение конкурса «Лучший кабинет (классная комната)» в ОООктябрьЗаместитель руководителя ОО, методист
Организация и проведение методического аукциона «Лучшая система оценивания метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся»Ноябрь
Организация и проведение конкурсов педагогического мастерства для педагогических работников ООДекабрь
Участие в районных и региональных этапах конкурсов педагогического мастерстваЯнварь — март
Составление и реализация плана прохождения курсов повышения квалификации по тематике ФГОС основного общего образованияВ течение года
Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров
Консультации для аттестующихся педагогов:
• «Самоанализ педагогической деятельности»;
• «Портфолио педагогической деятельности»;
• «Заполнение документов для прохождения аттестации»
1-я четвертьРуководитель ОО, заместитель руководителя ОО
Издание приказов:
• о создании аттестационной комиссии в ОО для проведения аттестации на соответствие должности;
• об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности
Сентябрь
Оформление стенда для аттестующихся педагоговСентябрьМетодист
Распределение обязанностей и обучение членов аттестационной комиссии ОООктябрьЗаместитель руководителя ОО
Консультации с аттестующимися педагогами для снятия тревожностиВ течение годаПедагог-психолог
Теоретический семинар « Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросам аттестации»ОктябрьЗаместитель руководителя ОО
Проведение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должностиМартЗаместитель руководителя ОО, методист, руководители MO

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК