Модель инновационно-методической работы образовательной организации
Эффективность деятельности педагога определяется, в первую очередь, его личностными характеристиками. Какие исследования в этой сфере существуют в настоящее время? В статье систематизированы мотивы и меры стимулирования профессионального развития педагогических работников.
Авторы рассказывают об основных задачах и направлениях инновационно-методической работы. А также о критериях оценки этой работы. Годовая циклограмма и примерный план прилагаются.
Когнитивный и деятельностный аспекты профессиональной деятельности педагога
Качество педагогической деятельности — это интегративная характеристика, отражающая способность педагога компетентно и эффективно осуществлять функции педагогической деятельности. Одним из основных каналов повышения качества педагогической деятельности является система методической работы как составляющая непрерывного образования педагогических кадров. Содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются в зависимости от складывающейся ситуации в системе образования. В условиях реформирования методическая работа имеет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, может педагог, реализующий акмеологический подход в образовательной деятельности обучающихся.
Подходы к профессиональной деятельности педагога и развитию его компетентностей и личностных качеств, использованию им своих внутренних ресурсов с наибольшей отдачей, а следовательно, достижение им своего акме, активно разрабатывались в педагогике (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, В.А. Бодров, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, А.С. Гусева, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.). Продуктивность деятельности педагога определяется наличием у него конкретного объема знаний (когнитивный аспект), умением выстраивать свою профессиональную деятельность (деятельностный аспект) и обладанием определенными личностными качествами (личностный аспект).
Когнитивный аспект деятельности учителя предполагает наличие:
- общей эрудиции;
- знаний в области современной философии образования;
- системы знаний о человеке и его развитии;
- знаний психологии личности, психологии познания и общения, возрастной психологии (валеологии и акмеологии);
- знаний коррекционно-развивающих образовательных технологий и технологий развития одаренности и творчества;
- знаний и адекватной оценки индивидуальных особенностей, путей и способов самосовершенствования учащихся и самого себя.
Профессиональная деятельность педагога — это процесс решения многообразных и разноплановых, следующих одна за другой профессиональных задач ( Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.С. Батракова и др.). При этом каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в обучающемся его уникального потенциала в определенных условиях. Содержанием педагогических задач является не передача знаний и формирование умений и навыков, не педагогическое воздействие, а создание педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности ученика и учителя в процессе организации образовательной деятельности. Такое понимание педагогической деятельности предполагает следующие требования к деятельности учителя (деятельностный аспект):
- анализ своих личностно-профессиональных возможностей и способностей, особенностей профессионального опыта;
- наличие умений и навыков строить взаимодействие с другими людьми, оказывать на них целенаправленное акмеологическое воздействие в целях побуждения к конкретным действиям;
- умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся;
- создание установки на самосовершенствование учеников, на стремление и готовность к самостоятельным попыткам изменения себя, обеспечение процесса их протекания;
- организация работы по формированию навыков самоконтроля, самокоррекции ученика в его деятельности в рамках поставленных целей и задач;
- отказ от авторитарных методов в образовательной деятельности, построение образовательного процесса как цепи жизненно значимых для ученика событий, процесса овладения социальным опытом решения проблем;
- преодоление пассивности учащихся путем овладения методами и приемами активного взаимодействия, раскрепощения личности ученика, освобождение от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора, индивидуального темпа и видов деятельности;
- обеспечение условий для формирования у учащихся навыков субъективного контроля — осознания и объяснения им меры своего участия в том, что с ним происходит.
Личностный аспект профессиональной деятельности
Требования к личностным качествам педагога-акмеолога (личностный аспект профессиональной деятельности) как обеспечивающих эффективность его деятельности сформулированы с учетом личностных характеристик учителя ( В.А. Кан-Калик, В.А. Караковский, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и др.):
- позитивное отношение к жизни, вера в добро, умения видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, меняться, учиться у жизни, рисковать, использовать новые формы бытия;
- наличие нужного для профессионального труда состояния здоровья;
- способность определять перспективы своего саморазвития в контексте акмеологических задач в образовательной организации (далее - ОО) и акмеологической модели педагога;
- аутопсихологическая компетентность, понимаемая как свойство личности, представляющее собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствования и самодеятельности, оказывающее стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях ее жизнедеятельности;
- трудолюбие, целеустремленность, инициативность, адекватная самооценка своих способностей и творческих возможностей, гибкость и оперативность, конкурентоспособность, смыслотворчество (ориентация на позитивные элементы своей жизни и деятельности), следование профессиональной этике;
- использование всех своих внутренних ресурсов для развития личности обучающихся и подготовки к их успешному вхождению в следующие педагогические системы;
- сформированность установки: «можно научить каждого и можно обеспечить развитие каждого».
Стимулирование профессионального развития педагогов
На развитие перечисленных выше умений и качеств должна быть направлена методическая деятельность в ОО, стимулирующая профессиональное развитие педагогов (табл. 1).
Таблица 1
Система стимулирования профессионального развития педагогических работников
Мотив | Стимулирующие меры |
---|---|
Самостоятельность, реализация себя в творческой педагогической деятельности | Открытие собственного мастер-класса для учителей района. Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбор класса, предоставление наиболее удобного графика работы (расписания). Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе, регионе, крае |
Личное развитие, приобретение новой информации | Направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время. Дополнительные дни к отпуску. Оплата научно-методической литературы |
Самоутверждение, достижение социального успеха | Направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями ОО. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег. Рекомендация на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей с оплатой этой работы |
Потребность в причастности к делам | Вхождение в состав различных органов общественного управления ОО |
Стабильность, защищенность | Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу. Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе |
Состязательность | Содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя конкурса профессионального мастерства в ОО с назначением годовой надбавки к заработной плате |
Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал активным субъектом процесса совершенствования. Это требует не эпизодического, а комплексного подхода. Именно поэтому в МБОУ СОШ № 2 с. Арзгир Ставропольского края была разработана модель инновационно-методической работы (приложения 1, 2).
Организация инновационно-методической работы
Главная цель организации инновационно-методической работы — это всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагогического работника, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
СПРАВКА
Инновационно-методическая работа в ОО — целостная, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ОО в целом, а в конечном счете — на совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных обучающихся (Ю. К. Бабанский).
Основные задачи инновационно-методической работы:
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно- нравственных качеств педагогов;
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции ОО;
- совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процесса;
- обновление и совершенствование компетенций в области преподавания учебной дисциплины, взаимодействия с учащимися, организации творческой, активной, самостоятельной работы учащихся, как на занятиях, так и во внеучебное время;
- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих педагогов;
- формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа образовательной деятельности на основе диагностик;
- приобщение педагогов к исследовательской деятельности;
- стимулирование служебной и общественной активности педагогических работников.
Инновационно-методическая работа основывается на следующих принципах: научности; коллегиальности; открытости и гласности; плановости; конкретности принимаемых решений; актуальности, перспективной нацеленности, прогностичности реализуемых проблем; принципе поощрения инициативы. Организаторы инновационно-методической работы (рисунок) выполняют следующие функции: аналитическую, диагностическую, проектную, организационную, координационную, контрольно-экспертную. Их реализацию обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты в ОО:
- Положение о педагогическом совете;
- Положение об инновационно-методическом совете;
- Положение о методическом объединении (далее — МО) педагогических работников;
- должностные инструкции работников ОО;
- Положение о школьной библиотеке;
- Положение о школьном методическом кабинете;
- Положение о творческой (проблемной) группе;
- Положение о социально-психологической службе в ОО;
- Положение о премировании работников;
- Положение о доплатах и надбавках (материальном стимулировании) работников.

Направления инновационно-методической работы
Основные направления инновационно-методической работы (табл. 2):
- изучение системы работы, диагностика и удовлетворение профессиональных интересов, ликвидация профессиональных затруднений педагогов;
- деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность);
- выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта профессиональной деятельности членов педагогического коллектива;
- изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций;
- инновационная ( научно-исследовательская) деятельность;
- обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня;
- организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
Таблица 2
Распределение функций по реализации основных направлений инновационно-методической работы
Направления инновационно-методической работы | Ответственные |
---|---|
Определение стратегии инновационно-методической работы | Педагогический совет |
Нормативно-правовое обеспечение инновационно-методической работы | Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО |
Организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации | Заместитель руководителя ОО, руководители МО, методисты |
Материально-экономическое обеспечение инновационно-методической работы | Руководитель ОО, бухгалтерия, служба материально-технического обеспечения |
Реализация системы материального и морального стимулирования участия сотрудников в инновационно-методической работе | Руководитель ОО, инновационно-методический совет (далее — ИМС), заместитель руководителя ОО |
Управление реализацией избранной стратегии инновационно-методической работы | ИМС, заместитель руководителя ОО |
Анализ эффективности действующей в ОО системы инновационно-методической работы | ИМС, руководители МО, заместитель руководителя ОО |
Оценка эффективности действующей в ОО системы инновационно-методической работы | Педагогический совет |
Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров | Заместитель руководителя ОО, руководители МО, методисты, педагог-психолог |
Деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность) | Методисты, педагог-психолог, заместитель руководителя ОО, руководители МО |
Обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня | Заместитель руководителя ОО, руководители МО |
Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива | ИМС, заместитель руководителя ОО, руководители МО |
Информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики | Методисты, библиотекарь, заместитель руководителя ОО, руководители МО |
Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций | ИМС, методисты, заместитель руководителя ОО, руководители МО |
Изучение системы работы, диагностика профессиональных интересов, затруднений педагогов | Руководители МО, методисты |
Изучение и анализ состояния образовательного процесса, совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процесса | Педагогический совет, ИМС, методисты, заместитель руководителя ОО, руководители МО |
Инновационная ( научно-исследовательская) деятельность | Научный руководитель инновационной работы, творческие группы |
Формы инновационно-методической работы
Формы инновационно-методической работы делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определять свои профессиональные потребности, планировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения (табл. 3). Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
Таблица 3
Содержание деятельности и формы предъявления результатов индивидуального профессионального развития педагога
Содержание деятельности | Форма предъявления результата |
---|---|
Самоанализ системы работы, диагностика профессиональных интересов, затруднений | Раздел «Самоанализ системы работы» в годовом индивидуальном плане профессионального развития |
Изучение последних достижений педагогической науки и практики, новых технологий, требований, предъявляемых к работе | Выступление по изученной теме на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, реферат, аннотированный список литературы |
Совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процесса (разработка авторского курса, конспектов уроков (мероприятий), подборка упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий и др.) | Разработанные материалы, выступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, участие в методических проектах, публикация в методическом журнале ОО, участие в предметных, методических неделях |
Обобщение и распространение собственного опыта педагогической деятельности | Выступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, проведение открытых уроков (мероприятий), описание собственного опыта педагогической деятельности, публикация в методическом журнале ОО, участие в предметных, методических неделях |
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ОО | Курсовая работа по итогам прохождения курсов, выступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня |
Участие в инновационной ( научно-исследовательской) деятельности | Материалы по итогам инновационной деятельности, выступление на научно-практической конференции (педагогических чтениях) в ОО |
Участие в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня | Материалы по итогам участия в мероприятиях |
Участие в деятельности по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность) | Отчет по итогам деятельности |
Подготовка к аттестации | План мероприятий по подготовке к аттестации |
К индивидуальным формам относятся:
- изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
- рефлексия и анализ собственной деятельности;
- накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;
- создание собственной папки достижений (портфолио);
- создание методической копилки;
- педагогический аудит;
- творческий отчет;
- разработка собственных средств наглядности;
- работа над собственной методической темой;
- разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;
- подготовка выступления на педагогическом совете по проблеме;
- посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий;
- персональные консультации;
- собеседование у администрации ОО;
- обучение на курсах повышения квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка;
- разработка авторского курса или учебного пособия;
- выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя МО.
Формы коллективной (групповой, общеколлективной) инновационно-методической работы:
- работа над единой методической темой;
- педагогическая мастерская;
- деятельность МО, школы молодого специалиста, педагогического мастерства, передового опыта, наставничество и др.;
- деятельность экспериментальных, творческих, проблемных групп;
- авторские площадки, внедренческие площадки;
- теоретические семинары (доклады, сообщения);
- методические диспуты, дискуссии;
- методические (предметные) недели;
- конкурсы педагогического мастерства;
- творческие отчеты, презентации;
- деловые игры, ролевые игры;
- обсуждение (выставки) передового педагогического опыта;
- тематический педагогический совет;
- педагогические чтения;
- обсуждение авторских программ;
- тематические семинары-практикумы;
- педагогические чтения ( научно-практические конференции) в ОО;
- выпуск методического журнала ОО;
- обучение на курсах в системе повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
Оценка инновационно-методической работы
Наиболее конкретным, четким, продуманным, практико-ориентированным являетсявариант оценки инновационно-методической работы, предложенный В. И. Дружининым. Данный вариант включает три критерия, каждый из которых декомпозируется на набор показателей. Разные показатели требуют различные шкалы для оценивания: 4-, 3-, 2-балльная. В итоге это позволяет выйти на простые математические расчеты и дает возможность сравнивать, сопоставлять, выставлять рейтинги, места, принимать управленческие решения.
Критерий 1.Оценка результативности инновационно-методической работы (за отчетный период) проводится по следующим показателям:
- доля заслуженных, имеющих ордена, медали, отличников, почетных работников;
- доля педагогов, имеющих высшую (первую) квалификационную категорию;
- доля руководителей ОО с управленческим образованием;
- доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование;
- доля педагогов, работающих в соответствии с полученной специальностью;
- своевременность прохождения курсов повышения квалификации за последние 3 года;
- ОО является федеральной (краевой, муниципальной) инновационной площадкой.
- доля педагогов, принимавших участие в федеральных (краевых, муниципальных) конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, конкурсах, конференциях и т. д.;
- доля педагогов, являющихся лауреатами и победителями федеральных (краевых, муниципальных) конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, конкурсов, конференций и т. д.;
- доля педагогов, ученики которых стали призерами, победителями, дипломантами федеральных (краевых, муниципальных) олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей, соревнований и т. д.;
- показатель обученности и качества знаний обучающихся;
- доля педагогов, имеющих методические публикации.
Критерий 2.Оценка процесса управления инновационно-методической работой проводится по следующим показателям:
- система диагностирования профессиональных интересов, затруднений педагогических работников на основе:
- внутреннего контроля, инспектирования;
- анкетирования персонала;
- педагогического аудита;
- экспертизы практической деятельности;
- построения диагностических карт; - система планирования инновационно-методической работы на основе диагностики наличия:
- раздела «Управление профессиональным ростом персонала» в перспективных долгосрочных программах, концепциях развития ОО;
- раздела «Методическая работа с персоналом» в годовых планах ОО;
- ежегодных приказов «Об организации инновационно-методической работы и повышения квалификации персонала на учебный год»;
-персональной программы творческого роста (плана самообразования) у каждого работника ОО; - система анализа инновационно-методической работы и повышения квалификации персонала, наличие:
- раздела «Анализ развития персонала» в перспективных долгосрочных программах, концепциях развития ОО;
- раздела с анализом методической работы и повышения квалификации кадров за учебный год в годовых планах ОО;
- раздела с анализом развития персонала в планах профессиональных объединений на учебный год;
- ежегодного приказа «Об итогах инновационно-методической работы и повышения квалификации кадров за учебный год»;
- анализа результатов педагогической деятельности работников ОО за учебный год; - разнообразие форм инновационно-методической работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- общеколлективные; - система морального и материального стимулирования профессионального роста кадров;
- система контроля и мониторинга за состоянием инновационно-методической работы в ОО.
Критерий 3.Оценка условий для осуществления эффективной инновационно-методической работы проводится по следующим показателям:
- наличие и состояние диагностических карт профессиональных интересов, затруднений педагогических работников;
- наличие и степень оборудования методического кабинета;
- доля учебных расходов в бюджете ОО;
- доля средств на подписку периодических изданий в бюджете ОО;
- количество экземпляров нормативно-правовой, инструктивно-методической, программно-учебной литературы на одного педагога;
- наличие и разнообразие органов общественного управления инновационно-методической работой;
- доля персональных компьютеров, имеющих выход в сеть Интернет;
- доля педагогов, имеющих выделенный день для методической работы;
- уровень медицинского обслуживания педагогов и поддержания их здоровья;
- доля средств на организацию инновационно-методической работы в бюджете ОО;
- степень удовлетворенности педагогов условиями труда;
- наличие приказов о стимулировании профессионального роста (морального, материального, социального);
- доля средств на стимулирование профессионального роста педагогических работников в бюджете ОО;
- наличие и полнота системы локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих инновационно-методическую работу.
Приложение 1
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА инновационно-методической работы
Мероприятия | Периодичность проведения |
---|---|
Рассмотрение вопросов организации инновационно-методической работы на заседании педагогического совета | Не реже 1 раза в год |
Заседания инновационно-методического совета | 1 раз в полугодие |
Научно-методическая конференция (педагогические чтения) | 1 раз в год |
Конкурсы профессионального мастерства | |
Методический аукцион | |
Конкурс «Лучший кабинет (классная комната)» | |
Оперативные совещания инновационно-методического совета | 1 раз в четверть |
Заседания методических объединений (далее — МО) | 4 раза в год |
Совещание при руководителе образовательной организации (далее — ОО) по вопросам организации инновационно-методической работы в текущем году | В начале года |
Оперативные заседания МО | По необходимости |
Методическая неделя | 1 раз в год |
Предметные недели | 1 раз в месяц |
Занятия в «Школе молодого педагога» | 1 раз в четверть |
Занятия в «Школе педагогических инноваций» | |
Предоставление отчетов об итогах работы над индивидуальной методической темой | Апрель |
Защита индивидуальных планов профессионального развития | Октябрь |
Аттестация педагогических работников | Февраль—март |
Определение ответственных (наставников) за организацию деятельности по адаптации педагогических кадров | Сентябрь |
Выпуск методического журнала ОО | Июнь |
Рассмотрение вопросов организации инновационной (научно-исследовательской) деятельности на заседании инновационно-методического совета | Не реже 1 раза в год |
Рассмотрение вопросов по итогам работы по адаптации педагогических кадров | Май |
Фестиваль «Портфолио педагога» в ОО | Апрель |
Методическое мероприятие « Информационно-методический час» (информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики) | 1 раз в месяц |
Фестиваль педагогических идей в ОО | Март |
Приложение 2
ПЛАН инновационно-методической работы на 2014/15 уч. г.
Цель: повышение профессионального уровня педагогических работников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования.
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
---|---|---|
Изучение системы работы, диагностика и удовлетворение профессиональных интересов, ликвидация профессиональных затруднений педагогов | ||
Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников в период перехода на ФГОС основного общего образования | Май | Заместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), методист |
Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов | Сентябрь — декабрь | Методист |
Организация работы в методических объединениях по теме «Использование современных информационно-коммуникационных технологий — ресурс повышения эффективности образовательного процесса» | В течение года | Руководители методических объединений (далее — MO) |
Семинар «Система работы ОО по повышению качества обучения и пропедевтика неуспеваемости в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов» | Январь | Заместитель руководителя ОО |
Создание и организация работы проблемных групп по разработке: • Положения о рабочих программах учебных предметов (с учетом требований ФГОС основного общего образования); • Положения о внеурочной деятельности; • Положения о системе оценивания учебных достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; • Положения о портфеле достижений обучающегося | В течение года | Методист |
Разработка рекомендаций для педагогических работников: • по организации внеурочной деятельности; • выстраиванию системы оценивания учебных достижений; • использованию интерактивных технологий | Март — май | Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO |
Организация сетевого сообщества педагогов по проблемам введения ФГОС основного общего образования | Сентябрь | Методист, системный администратор |
Оформление стенда «ФГОС общего образования» для педагогов ОО | Октябрь | Методист |
Аттестация педагогов в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) | Январь | Заместитель руководителя ОО, методист, системный администратор |
Круглый стол «Преемственность между уровнем начального общего образования и уровнем основного общего образования в условиях введения ФГОС основного общего образования» | Декабрь | Методист, руководители MO |
Методические консультации: • «Реализация программ внеурочной деятельности: формы реализации, диагностика эффективности»; • «Новые формы оценивания образовательных достижений учащихся» | В течение года | Методист |
Расширенное заседание инновационно-методического совета «Об итогах работы по обеспечению качественных условий введения ФГОС основного общего образования. Карта самооценки результатов введения ФГОС основного общего образования» | Май | Заместитель руководителя ОО, методист |
Деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность) | ||
Определение ответственных (наставников) за организацию деятельности по адаптации педагогических кадров | Сентябрь | Заместитель руководителя ОО, руководители MO |
Защита индивидуальных планов профессионального развития | Октябрь | |
Организация работы «Школы молодого педагога»: • ознакомление с нормативной правовой документацией по правам и льготам молодых специалистов; • составление рабочих программ по предмету, планов классного руководителя; • выявление и пути преодоления профессиональных затруднений; • системно-деятельностный подход в обучении; • система контроля и учета знаний обучающихся средствами ИКТ; • ИКТ-компетентность учителя в условиях реализации ФГОС общего образования; • интерактивная доска на уроках; • методические требования к современному уроку; • основные методы и технологии развития универсальных учебных действий (далее — УУД); • составление технологической карты урока; • моделирование организации образовательного процесса, обеспечивающего интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся | В течение года | Методист |
Определение степени комфортности учителя в коллективе | Октябрь | Педагог-психолог |
Методическая выставка достижений молодого педагога | Апрель | Методист, педагоги-наставники |
Психологические тренинги для формирования навыков эмоциональной саморегуляции, развития способности сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регулятивные механизмы, сохранения эмоционального здоровья | В течение года | Педагог-психолог |
Заседание методического совета «Об итогах работы по адаптации педагогических кадров» | Май | Заместитель руководителя ОО |
Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта профессиональной деятельности членов педагогического коллектива | ||
Фестиваль «Портфолио педагога» | Апрель | Заместитель руководителя ОО, методист |
Изучение опыта работы учителей ОО по реализации системы контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС основного общего образования | Февраль | Методист, руководители MO |
Организация взаимопосещения уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий по теме «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС основного общего образования» | Май | Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO |
Фестиваль педагогических идей «Введение ФГОС основного общего образования: первые педагогические находки» | Март | |
Размещение на сайте ОО информации о подготовке педагогического коллектива к внедрению ФГОС основного общего образования в разделе «Методическая копилка» | В течение года | Заместитель руководителя ОО, системный администратор |
Педагогический совет «Эффективность образовательного процесса в ОО в условиях внедрения ФГОС основного общего образования: анализ, тенденции и перспективы» | Ноябрь | Заместитель руководителя ОО |
Методическая неделя «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС общего образования» | Февраль | Методист, руководители МО |
Предоставление отчетов об итогах работы над индивидуальной методической темой | Апрель | |
Выпуск методического журнала ОО | Июнь | Заместитель руководителя ОО, методист, системный администратор |
Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций | ||
Организация работы «Школы педагогических инноваций»: • «Современные продуктивные педагогические технологии»; • «Диагностический инструментарий для изучения мотивации к обучению»; • «Личность педагога в современной ОО: требования времени и государства»; • «Проектирование УУД обучающихся»; • «Проблема формирования контрольно-оценочной деятельности ученика и организация системы оценивания в рамках внедрения ФГОС основного общего образования» | В течение года | Заместитель руководителя ОО, методист |
Изучение опыта ОО, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования | В течение года | Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO |
Годичный теоретический семинар по изучению нормативно-правовой базы введения ФГОС основного общего образования | В течение года | Заместитель руководителя ОО |
Методическое мероприятие « Информационно-методический час» | 1 раз в месяц | Методист, библиотекарь |
Организация выставок методической литературы по проблемам введения ФГОС основного общего образования | В течение года | |
Размещение материалов периодической печати по вопросам внедрения ФГОС основного общего образования в разделе «Методические новинки» на странице сайта ОО | В течение года | Методист, библиотекарь, системный администратор |
Формирования разделов медиатеки ОО: • «ФГОС общего образования. Нормативно-правовая база»; • «ФГОС общего образования. Методические рекомендации»; • «ФГОС общего образования. Внеурочная деятельность»; • «ФГОС общего образования. Рабочие программы по предметам»; • «ФГОС общего образования. Из опыта работы»; • «ФГОС общего образования. Воспитательная работа»; • «ФГОС общего образования. Профилизация»; • «ФГОС общего образования. Технологии формирования и оценивания УУД»; • «ФГОС общего образования. Контроль и оценка» | В течение года | Методист, библиотекарь |
Педагогический совет «Современный урок в контексте внедрения ФГОС основного общего образования» | Ноябрь | Заместитель руководителя ОО |
Методический семинар «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом как одно из направлений формирования УУД обучающихся» | Ноябрь | Методист |
Методический семинар «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности» | Январь | |
Методический семинар «Метапредметные результаты обучения: критерии оценки, особенности диагностики» | Апрель | |
Практико-ориентированный семинар «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования» | Май | |
Инновационная ( научно-исследовательская) деятельность по теме «Развитие образовательного пространства ОО в личностно ориентированной парадигме как условие преодоления неуспешности и повышения качества обучения» | ||
Организация работы творческих групп учителей по следующим направлениям: • метод проектов как средство формирования ключевых образовательных компетентностей обучающихся; • интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося; • учет возрастных особенностей обучающихся при формировании ключевых образовательных компетенций в рамках освоения уровня основного общего образования; • семья и ОО. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в ходе реализации ФГОС общего образования | В течение года | Научный руководитель инновационной работы, методист |
Семинар «Методы психологической диагностики как средство анализа и прогнозирования личностного развития учащегося» | Октябрь | Научный руководитель инновационной работы, педагог-психолог |
Педагогические чтения по проблеме «Пути организации личностно ориентированного образовательного пространства ОО» | Май | Научный руководитель инновационной работы, методист |
Обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня | ||
Участие в вебинарах, семинарах, конференциях, совещаниях по вопросам внедрения ФГОС основного общего образования | В течение года | Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO |
Организация и проведение конкурса «Лучший кабинет (классная комната)» в ОО | Октябрь | Заместитель руководителя ОО, методист |
Организация и проведение методического аукциона «Лучшая система оценивания метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся» | Ноябрь | |
Организация и проведение конкурсов педагогического мастерства для педагогических работников ОО | Декабрь | |
Участие в районных и региональных этапах конкурсов педагогического мастерства | Январь — март | |
Составление и реализация плана прохождения курсов повышения квалификации по тематике ФГОС основного общего образования | В течение года | |
Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров | ||
Консультации для аттестующихся педагогов: • «Самоанализ педагогической деятельности»; • «Портфолио педагогической деятельности»; • «Заполнение документов для прохождения аттестации» | 1-я четверть | Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО |
Издание приказов: • о создании аттестационной комиссии в ОО для проведения аттестации на соответствие должности; • об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности | Сентябрь | |
Оформление стенда для аттестующихся педагогов | Сентябрь | Методист |
Распределение обязанностей и обучение членов аттестационной комиссии ОО | Октябрь | Заместитель руководителя ОО |
Консультации с аттестующимися педагогами для снятия тревожности | В течение года | Педагог-психолог |
Теоретический семинар « Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросам аттестации» | Октябрь | Заместитель руководителя ОО |
Проведение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности | Март | Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO |
