Программно-методическое обеспечение учебного предмета «Физическая культура»
Все о разновидностях физкультурного образования: общее, дополнительное, предпрофессиональное и профессиональное.
Как повлиял современный научно-технический прогресс на преподавание «Физической культуры»? Чем опасна гипокинезия и как ей противостоять? Как реализуются современные подходы в педагогике при преподавании предмета «Физическая культура»?
В статье проанализированы все виды образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Особенности учебного предмета «Физическая культура»
В общеобразовательной организации (далее — ОО) физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и характеристикам дифференцируется на основные формы:
- учебный предмет «Физическая культура»;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
- внеклассная спортивно-массовая работа;
- общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Учебный предмет «Физическая культура» представляет собой самостоятельную предметную область (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») или часть предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), а также предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») и является обязательнымдля реализации ОО и освоения обучающимися. Реформы, проводимые в системе образования в последние годы, позволили предмету «Физическая культура» приобрести свой статус в образовательной деятельности и закрепили его образовательную направленность.
В силу специфики содержанияучебный предмет «Физическая культура» отличается от других учебных предметов. При сравнении образовательного процесса по физической культуре с образовательным процессом, организованном в рамках других предметов (гуманитарной и естественно-научной направленности), имеются различия в использовании дидактических принципов, методов, форм организации образовательной деятельности учащихся. Направленность образовательного процесса по физической культуре связана:
- с комплексным воздействием на физическое развитие (морфофункциональными показателями);
- физической подготовленностью (физическими качествами личности);
- состоянием здоровья (возможностью выполнять двигательные нагрузки);
- психологией обучающихся (мотивацией и потребностями).
Содержание и средства обучения, взаимодействие учителя и обучающихся на уроке «Физическая культура», оценка результатов их деятельности весьма специфичны.
Образование в области физической культуры
Образование в области физической культуры — это педагогический процесс передачи социального опыта в сфере физической культуры от предшествующих поколений к последующим, формирование физической культуры личности. В ОО освоение содержания учебного предмета ориентировано на обеспечение непрерывного физкультурного образования обучающегося.
СПРАВКА
Учебный предмет (учебная дисциплина) — это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. Каждый учебный предмет представляет собой педагогически обоснованную систему научных знаний, умственных и практических способов деятельности (навыков и умений), выражающих основное содержание и методы конкретной науки1.
Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на четыре разновидности — общее, дополнительное, предпрофессиональное (ч. 2 ст. 75, ч. 2 ст. 84 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ)) и профессиональное.
Общее физкультурное образование - это процесс и результат образовательной деятельности обучающегося в рамках освоения программы учебного предмета «Физическая культура», ориентированный на формирование физической культуры личности выпускника. Общее физкультурное образование подразделяется на уровни в соответствии со структурой общего образования (начальное, основное, среднее) и регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) общего образования.
Дополнительное физкультурное образование — это процесс и результат образовательной деятельности ОО, реализующих дополнительные общеразвивающие программы в сфере физической культуры, образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта с ориентацией на формирование спортивных резервов — детско-юношеских спортивных школ (специализированных, олимпийского резерва, школ-интернатов спортивного профиля и др.).
Профессиональное физкультурное образование дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское. Оно осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах (отделение физической культуры), колледжах, институтах, академиях и университетах физической культуры, классических и отраслевых (например, педагогических) университетах на факультетах физической культуры2.
Недостаточная двигательная активность организма обучающегося
Современный научно-технический прогресс значительно изменил характер социально-экономической и бытовой деятельности людей, что оказало влияние на преподавание учебного предмета «Физическая культура» в ОО. Потребность в подготовке обучающихся и молодежи к условиям воздействия научно-технического прогресса связана с вступлением в трудовую деятельность, которая требует развития новых двигательных качеств, быстроты и точности ориентации в получаемой информации, мобильности в принятии управленческих решений, чувства ритма, овладения синхронными быстрыми и точными движениями обеих рук, стрессоустойчивости, коммуникабельности.
Вместе с тем научно-технический прогресс породил такое явление, как гипокинезия — состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объема движений3. Гипокинезия является одним из факторов риска патологических изменений в детском организме: болезней сердечно-сосудистой и эндокринной систем, нарушений опорно-двигательного аппарата. Учебный предмет «Физическая культура» не может полностью компенсировать и устранить гипокинезию, но урок физической культуры компенсирует в среднем 11% (максимально 40%) суточной потребности обучающихся в движениях4. Оптимизация двигательного режима обучающегося зависит от режима дня ОО, рационального варьирования в нем физической рекреации и учебных нагрузок, возможностей использования физкультурно-оздоровительных мероприятий, значительно увеличивающих двигательную активность5.
Необходимо, чтобы каждая форма организации физического воспитания обучающихся имела четко обозначенную в конкретных задачах цель. Должна быть выстроена иерархия и функциональная взаимосвязь между формами организации физического воспитания, содержанием работы и методами их проведения. Основными характеристиками физической подготовленности обучающихся ОО являются физические качества, уровень развития которых зависит от анатомических и физиологических особенностей и функциональных возможностей организма. Поэтому учебный предмет «Физическая культура» нужно рассматривать не только как одну из форм организации занятий, направленных на компенсацию двигательной недостаточности, но прежде всего как «школу движений». Образовательная деятельность обучающихся в рамках изучения данного учебного предмета должна быть направлена на формирование умения заниматься физической культурой самостоятельно, без ущерба для ее оздоровительной, развивающей и воспитательной функций. Это предполагает приведение содержания образования в соответствие, с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, возрастно-половых особенностей, уровня физического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности обучающихся.
Взаимодействие субъектов образовательных отношений
Современные подходы в педагогике позволяют строить отношения на взаимодействиисубъектов образовательных отношений: «ученик — ученик», «ученик — коллектив», «ученик — учитель», основанные на взаимосвязи «педагогическая деятельность — образовательная деятельность обучающегося».
До внедрения ФГОС общего образования педагогическое взаимодействие основывалось на постулатах теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект — это педагог, а объект — ученик. Такое представление педагогического процесса уходит в прошлое, т. к. основано оно на авторитаризме учителя. При традиционной организации обучения по предмету «Физическая культура» сохраняется разделение управления и исполнения. Поэтому характер взаимоотношений между субъектами образования — обучающимся и учителем - строится таким образом, что обучающиеся следуют за учителем, решая учебную задачу типа «что нужно делать?». В настоящее время учителю физической культуры необходимо стремиться к решению проблем, поставленных ФГОС общего образования, и ориентироваться на построение системы таких учебных задач, когда обучающимся предлагаются проблемные ситуации, трансформированные в учебные через осознание учеником вопроса «чему я должен научиться, чтобы решить проблему?».
Внедрение ФГОС общего образования требует от учителя применения новых образовательных технологий, обеспечивающих развитие личности обучающегося. Организация образовательной деятельности обучающегося «разрушает» традиционную технологию обучения, которая строится на трех составляющих: показ (образец), объяснение, контроль. При смене ориентировки процесса обучения все этапы образовательной деятельности осуществляет сам обучающийся одновременно с учителем, а не после него, что позволяет выстраивать пошаговый алгоритм действий по решению учебной задачи при совместно-распределительном взаимодействии6.
Цели преподавания физической культуры
Физическая культура, формируясь как учебный предмет, приобрела соответствующие функции — цель, содержание образования, формы организации образовательного процесса и методы его реализации, дидактические принципы, которые в совокупности составили дидактику или методику преподавания. На разных этапах становления предмета образовательный процесс ориентировался на различные цели в зависимости от государственного заказа в сфере образования: национальная система физического воспитания, физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» и др. В годы перестройки долгое отсутствие сформулированной генеральной цели лишало физическую культуру как учебный предмет стабильного содержания и методики преподавания. Поэтому в настоящее время учителя физической культуры могут испытывать трудности в формулировке цели образовательной деятельности обучающихся. В качестве целей организации образовательной деятельности рассматривают:
- укрепление здоровья учащихся;
- повышение уровня физической подготовленности;
- воспитание всесторонне развитой личности;
- гармоничное развитие учащихся;
- развитие двигательных качеств или двигательных способностей;
- физическое совершенствование обучающихся и т. п.
Обозначение большого количества целей свидетельствует о положительном влиянии на личность обучающегося учебного предмета «Физическая культура», но, к сожалению, в профессиональной деятельности многих учителей отсутствуют целеполагающие компоненты и выявляется неумение дифференцировать формы организации физического воспитания обучающихся, что влияет на эффективность образовательного процесса по физической культуре в целом. Это существенно затрудняет выполнение социального заказа в сфере образования и в области физического воспитания обучающихся. Социальный заказ в области образования и физического воспитания для специалистов физической культуры должен быть переведен в конкретную педагогическую цель по учебному предмету, например:
- формирование у обучающихся мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, повышение уровня образования в области физической культуры и ценностного отношения к физической культуре и спорту;
- сотрудничество всех субъектов образовательных отношений (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей)), направленное на планирование, конструирование содержания, организацию, контроль процесса физического воспитания в ОО и обеспечивающее обучающимся свободу выбора физкультурно-спортивной деятельности для удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей и интересов, достижения успеха и самореализации;
- изменение ценностных ориентиров физического воспитания: создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, ситуации успеха для обучающегося; свобода выбора физкультурно-спортивной деятельности;
- обеспечение реализации иерархии основополагающих принципов физического воспитания: единства мировоззренческого и двигательного компонентов, воспитывающего характера обучения, личностно ориентированного образования, учета региональных традиций и климато-географического своеобразия.
При условии реализации указанных выше целей образовательной деятельности физическая культура для современных обучающихся становится наиболее доступным и значимым инструментарием:
- в коррекции морфофункциональных отклонений организма;
- закреплении общественного статуса и престижа личности;
- гармонизации психофизических способностей;
- обеспечении социальной защиты;
- формировании самодисциплины и уверенности в жизни, личностной креативности.
СПРАВКА
Программа (греч. programma — объявление, предписание) — план намеченной деятельности, работ; учебная программа — краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися.
Потребности личности в физическом совершенствовании, реализуемые через учебный предмет «Физическая культура», — важный фактор, который обусловливает обновление преподавания данного предмета в ОО.
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта
Среди видов научно-методических работ большое место занимают программы. Более десяти федеральных рекомендованных программ разработано для ОО, десятки программ только по олимпийским видам спорта. Как правило, все программы основываются на многолетних исследованиях и проверены в процессе практической работы. Требования к освоению образовательных программ (далее — ОП) по физической культуре:
- ОП реализуются ОО как самостоятельно, так и посредством сетевых форм7;
- направлены на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных учащихся, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта8.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие ОП:
- основного общего и среднего общего образования;
- основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными ОП в области физической культуры и спорта;
- дополнительные общеразвивающие ОП в области физической культуры и спорта.
В ОО реализуются ОП по уровням образования (начального, основного и среднего) и дополнительные общеразвивающие ОП в области физической культуры и спорта.
Система дополнительного образования в области физической культуры и спорта включает в себя дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных обучающихся, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы)9.
Планирование учебной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловлено спецификой программного материала, образовательными задачами, в основе которых заложено обучение двигательным действиям, влияющим на физическое развитие и физическую подготовленность обучающихся. Под планированием понимают систему заранее разработанных на определенный период организационных и методических мероприятий, обеспечивающих успешное решение поставленных образовательных задач. К основным документам, регламентирующим планирование образовательной деятельности обучающихся по физической культуре, отнесены:
- ФГОС по уровням общего образования;
- программа развития ОО;
- основная образовательная программа (далее — ООП) ОО по уровням образования;
- рабочая программа учителя, включающая учебный план (сетку часов).
Для успешной и эффективной организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура» и реализации программ в системе дополнительного образования специалист физкультурно-спортивного профиля может использовать или разрабатывать различные виды ОП10 (табл. 1).
Таблица 1
Виды ОП
Вид программы | Характеристика |
---|---|
Примерная (типовая) ОП | Рекомендована государственным органом управления образования в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности |
Модифицированная (адаптированная) ОП | ОП, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей ОО, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, специфичности индивидуальных результатов образовательной деятельности. Коррективы вносятся самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу |
Экспериментальная ОП | Разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с определенными трудностями в образовательном процессе. Экспериментальная ОП проходит апробацию с целью устранения конкретных трудностей в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации — в случае выявления новизны предложений автора - экспериментальная ОП может претендовать на статус авторской |
Авторская ОП | Полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта ОП преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская ОП может быть и экспериментальной. Официально статус авторской, как правило, присваивается ОП вышестоящим органом управления образования. В ряде регионов России разработчикам ОП, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная ОП действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности |
На основе примерных ОП по уровням образования разрабатывается рабочая программа. Особое место в рабочей программе по предмету «Физическая культура» должны занимать формы, методы и критерии оценки достижений планируемых результатов деятельности обучающихся в связи со спецификой изучаемого предмета. Содержание учебного предмета «Физическая культура» основано на интеграции теоретических знаний и двигательных умений и навыков, приобретенных обучающимися при изучении различных разделов ОП и освоении компетенций. Разработанные учителем документы учебно-методического комплекса с учетом возможностей и особенностей ОО (рабочая программа, планирование, планируемые результаты и способы их оценивания) утверждаются руководством ОО. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям ФГОС общего образования учителю может быть отказано в утверждении рабочей программы и необходимо будет доработать ее содержание в указанные сроки выполнения. Все изменения и дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, необходимо согласовывать с руководителем ОО, курирующим работу данного педагога, преподавание предмета, курса, направления деятельности.
В разработке контрольных нормативов следует ориентироваться на региональные нормативы физической подготовленности обучающихся ОО. Необходимо обратить внимание специалистов физкультурно-спортивного профиля на содержательное обеспечение теоретической подготовки обучающихся, на разработку и внедрение тетради по физической культуре.
В связи с включением третьего часа физической культуры в образовательный процесс многие учителя физической культуры используют при написании рабочей программы модульные блоки по принципу «2 урока по программе + 1 урок с различной направленностью»: направленность на вид спорта, не входящий в «традиционные разделы программы» (регби, бадминтон, флорбол, художественная гимнастика, футбол, спортивное ориентирование, аэробика, настольный теннис); оздоровительная направленность (корригирующая гимнастика, тренажерные устройства, комплексы упражнений адаптивной и лечебной физической культуры).
ОП, используемые в рамках учебного предметы «Физическая культура», предназначены для обучающихся, не имеющих медицинских противопоказаний к освоению ОП и отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам.
Форма для подготовки тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся представлена в табл. 2.
Таблица 2
Форма для подготовки тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Наименование разделов и тем ОП | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые образовательные результаты | Формы контроля |
---|---|---|---|---|---|---|
… | ||||||
… |
Учебники и учебные пособия
При реализации ОП начального, основного, среднего общего образования ОО, имеющие государственную аккредитацию, выбирают:
- учебники, из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Федеральный перечень учебников11, рекомендуемых к использованию при реализации ОП начального, основного, среднего общего образования ОО, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части ООП. При выборе учебников следует обратить внимание на тот факт, что ОО, осуществляющие образовательную деятельность по ООП, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники из федеральных перечней учебников, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год», приобретенные до вступления в силу приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 25312.
Образовательные результаты обучающихся
С введением ФГОС общего образования перед педагогами физкультурно-спортивного профиля встала задача формирования у обучающихся всех уровней образования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее — УУД) как основы умения учиться. Таким образом, акцент в общем образовании со знаний, с умений и навыков переносится на способы учебных действий, которые в совокупности обеспечивают обучающимся умение учиться.
Главной целью и основным результатом формирования УУД на уроках физической культуры является личная включенность обучающихся в процесс познания, а не ориентация на обучение технике двигательных действий и развитие физических качеств. Поэтому образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена на освоение системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.). Предметом преподавания физической культуры как учебной дисциплины в таком случае становится освоение основ физкультурной деятельности.
В настоящее время на информационном портале Минобрнауки России «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» размещены примерные ОП, прошедшие общественное обсуждение:
- примерная ООП основного общего образования;
- примерная ООП начального общего образования.
Следует обратить внимание учителей физической культуры, что предметные образовательные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому учебному предмету (разд. 1.2.2 «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» примерной ООП основного общего образования). Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела учебной программы по предмету.
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют учителя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. В этот блок включается круг учебных задач, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в т. ч. в форме государственной итоговой аттестации13. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Так, по физической культуре к блоку «Выпускник получит возможность научиться» относится выполнение тестовых нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»14.
Профессиональная компетентность учителя
Пункт 22 приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» включает следующие требования к кадровым условиям реализации ООП:
- укомплектованность ОО педагогическими, руководящими и иными работниками;
- непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников ОО, реализующей ООП.
В настоящее время совершенствуется система научно-методической поддержки в помощь учителям физической культуры по сопровождению образовательной деятельности на уроках в рамках реализации ФГОС общего образования. Особенно актуальной является проблема организации образовательной деятельности по предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования без потери двигательного компонента урока с позиций системно-деятельностного подхода.
Организация образовательной деятельности обучающихся с учетом требований примерных ООП обязывает учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, инструкторов физической культуры непрерывно повышать профессиональную компетентность, выстраивать систему интегративного профессионально-личностного образования, которое позволит сформировать готовность к осознанному и качественному осуществлению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Профессия учителя физической культуры относится к профессиям, в которой обязательным условием профессионализма является взаимосвязь и взаимодействие компетенций (коммуникативной компетентности и ее конфликтологической компоненты — конструктивного отношения к конфликтам, владения способами их анализа и разрешения). Так, например, профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебного занятия имеет свои особенности, связанные с речедвигательной координацией, с важностью значения и смысла слов учителя, лаконизма и четкости речи, активного использования невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустикикрупногабаритных физкультурно-спортивных помещений и сооружений — спортивного зала, бассейна, стадиона, открытых площадок15. Поэтому особое внимание заместителей руководителей ОО, организующих внутрикорпоративное повышение квалификации педагогических работников, следует обратить на развитие компетентности педагогического общения. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом обучающихся, спортивной группой учащихся (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами обучающихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти компетенции формируются на протяжении всей педагогической деятельности и содержат навыки общения с обучающимися, родителями, педагогами-предметниками, администрацией ОО, общественными и спортивными организациями16.
Существуют различные мнения о профессионально-педагогических умениях и навыках, основанных на конструктивном, организаторском, коммуникативном и гностическом видах педагогической деятельности и различных ее компонентах, которые имеют свою специфику17.
Гностическая компетентность предполагает владение учителем психолого-педагогическими, медико-биологическими знаниями, а также знаниями культурно-исторических основ физической культуры и спорта в области преподаваемого учебного предмета.
Конструктивная компетентность включает умения конструировать уроки, занятия, внеклассные мероприятия, разноуровневые задания, самостоятельную работу обучающихся, планирование и моделирование предстоящей деятельности (своей и обучающихся), выбор содержания, средств, методов, форм организации образовательной деятельности, выделение этапов деятельности и постановки задач.
Организаторская (управленческая) компетентность учителя физической культуры заключается в умении организации физкультурной деятельности обучающихся в образовательном процессе. Управление образовательной деятельностью обучающихся обеспечивает мобилизацию их внимания, подготовку к двигательной деятельности, выполнение определенных видов упражнений, дозировку физической нагрузки. Свое поведение учитель выстраивает, исходя из необходимости рационально распределять и выбирать соответствующую профессиональную манеру общения, контролировать свои действия. Особенно важна роль организаторской компетентности учителя в проведении внеклассной физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительно-рекреационной работы с обучающимися ОО18.
Исследовательская компетентность учителя физической культуры, связанная с поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к инновационной деятельности, включает: использование теоретических знаний в практике исследовательской деятельности, умение работать с литературными источниками, сбор и обработку статистических и мониторинговых данных, организацию собственной исследовательской деятельности и внедрение полученных результатов в практику.
Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физической культуры и определяется содержанием предмета и отдельных уроков, внеклассных спортивно-массовых мероприятий.
Прогнозирование результатов своей деятельности, моделирование образовательного процесса педагогом позволит повысить спрос на высококвалифицированных, творчески мыслящих учителей, способных воспитывать гармонично развитую и конкурентоспособную личность в современном, динамично меняющемся мире19.
