Заместитель директора спрашивает

В соответствии с подп. «а» п. 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582, на официальном сайте образовательной организации (далее — ОО) размещается описание образовательной программы с приложением ее копии. Что касается рабочих программ, то размещаются аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии).
Если подготовка рабочей программы осуществляется в рамках должностных обязанностей, то она считается служебным произведением и исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В разделе «Должностные обязанности» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность. В должностных обязанностях учителя предусматривается функция по разработке рабочей программы по предмету. Если подготовка рабочей программы осуществляется в рамках должностных обязанностей, то она считается служебным произведением и исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)).
Служебным произведением является результат интеллектуальной деятельности в области науки, литературы или искусства и т. д., созданный работником в рамках его должностных обязанностей в период действия трудового договора. При этом трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное. Например, что исключительные права на служебные произведения остаются у его автора или что автор предоставляет работодателю возможность ограниченного использования служебного произведения (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Гражданское законодательство под исключительным правом подразумевает право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229 и п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Необходимо отметить, что п. 2 ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это право переходит к работнику, если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения, не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства). Трудовую обязанность работников по созданию служебных произведений можно закрепить в трудовом договоре, в дополнительном соглашении к трудовому договору, в должностной инструкции, в служебном задании, в соглашении о создании служебного произведения. Передачу служебного произведения работником работодателю можно оформить актом приемки-передачи служебного задания.
Таким образом, у учителя остаются права на указание авторства рабочей программы и на ее обнародование, а исключительное право на рабочую программу как на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и работником — автором произведения не предусмотрено иное.

Каникулы — время отдыха, на которое обучающийся имеет полное право. Это подтверждает п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ): «Обучающимся предоставляются академические права на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком». А также п. 10.3 СанПиН 2.4.2.2821–10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189: «Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул».
Назначение и проведение в период летних каникул промежуточной аттестации (переаттестации) — это нарушение прав обучающихся.
На практике встречаются случаи, когда родители настаивают на сдаче академических задолженностей в каникулярный период и пишут соответствующее заявление. В этом случае необходимо помнить о том, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в ОО права ребенка не могут ущемляться (п. 1. ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). А также о нормах Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее — СК РФ), который устанавливает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Согласно п. 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, учебный год в ОО начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы (далее — ОП). Если ОО не перешла на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования, то учебный план разрабатывается на основании федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (далее — БУП-2004), а также региональных учебных планов.
БУП-2004 для 5-9-х классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения ОП основного общего образования и на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и ОО продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. БУП-2004 для 10-11-х классов ориентирован на 2-летний срок освоения ОП и на профильное обучение (углубленное изучение отдельных учебных предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения).
Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 ч за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения. Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 ч за два учебных года). В соответствии с правом самостоятельно разрабатывать учебный план в рамках основной ОП (ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ) в пределах совокупного учебного времени и определяется продолжительность учебного года.
В ФГОС общего образования устанавливается общая продолжительность учебных занятий в расчете на весь период реализации образовательной программы, что предусматривает свободу для ОО в определении продолжительности учебных занятий в течение учебного года при соблюдении общих требований по количеству часов.
Продолжительность учебного года в классах, перешедших на ФГОС общего образования, определяется в соответствии с ФГОС (по уровням общего образования). Таким образом, в ФГОС общего образования устанавливается общая продолжительность учебных занятий в расчете на весь период реализации ОП, что предусматривает свободу для ОО в определении продолжительности учебных занятий в течение учебного года при соблюдении общих требований по количеству часов. При этом ОО обязана соблюдать требования СанПин 2.4.2.2821–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса), в т. ч. требования п. 10.3: «для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул». Согласно п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОП разрабатывается с учетом примерных ОП. Конкретные рекомендации по соотношению продолжительности учебного года и каникул представлены в примерной основной ОП (по уровням общего образования).
