ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июнь 2015года
Организуем педагогическую деятельность

Метапредметное содержание методической работы в общеобразовательной организации

В Краснотуранской СОШ в методическое объединение вошли учителя русского языка и литературы и истории и обществознания. В рамках такого методического объединения возможно проведение семинаров с целью рассмотрения различных методических приемов.

Автор статьи рассказывает о возможностях, которые дают подобные объединения при подготовке учащихся к ЕГЭ. Примеры заданий по русскому языку и обществознанию прилагаются.

С.В. Белоножко, учитель истории и обществознания МБОУ «Краснотуранская СОШ», Красноярский край

Метапредметное содержание методической работы

Современная система образования отказывается от традиционного представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования указывают реальные виды действий, которыми учащийся должен овладеть, завершая обучение на определенном уровне общего образования. Они представлены через личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты. Каждый учитель должен планировать работу, направленную на формирование прежде всего метапредметных результатов обучения, включающих освоение обучающимися межпредметных понятий1, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий (далее — УУД). Полноценно формировать УУД можно за счет сотрудничества педагогов, которое должно строиться на принципах:

  • целенаправленности (стремление к общей цели);
  • мотивированности (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
  • целостности (взаимосвязанность участников деятельности);
  • структурированности (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
  • согласованности (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
  • организованности (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
  • результативности (способность достигать результата).

Методическая работа в МБОУ «Краснотуранская СОШ» (далее — Краснотуранская СОШ) организована так, что в одно методическое объединение (далее — МО) входят учителя русского языка и литературы, истории и обществознания. Проанализировав, какие УУД для этих предметов могут являться общими, мы выделили следующие:

  • адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • эффективное применение речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • владение устной и письменной речью;
  • построение монологического контекстного высказывания;
  • владение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, умениями структурировать тексты, включая выделение главного и второстепенного, выстраивание последовательности описываемых событий, способы деятельности, с помощью которых можно было формировать эти умения.

Поэтому работа МО учителей русского языка и литературы, истории и обществознания строится на метапредметном подходе к образовательному процессу. В рамках внутрикорпоративного повышения квалификации учителей были проведены семинары для педагогических работников Краснотуранской СОШ. Цель семинаров — совершенствовать методику формирования метапредметных результатов образовательной деятельности при работе с текстом, независимо от предметного содержания. Были рассмотрены методические приемы:

  • составления вопросов к тексту и ответов на них;
  • комментированного чтения текста;
  • аналитического чтения текста;
  • деления текста на смысловые части;
  • составления плана;
  • создания конкретизирующих, сравнительных, хронологических, обобщающих таблиц;
  • восстановления деформированного текста на основе полученных знаний;
  • подбора примеров, раскрывающих основные идеи текста;
  • составления логических схем;
  • преобразования цифровой информации (графиков, статистических таблиц, диаграмм) в текст.

Написание сочинения по русскому языку и обществознанию

Целый ряд нормативно-правовых документов в сфере образования с 2014 г. регламентирует введение сочинения как формы государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций (письмо Рособрнадзора от  27.11.2014 № 02–747 (с изм. от  05.12.2014) «О направлении Методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования» (вместе с Рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения), Техническим регламентом проведения итогового сочинения (изложения), Методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, Методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения), Методическими рекомендациями для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)); письмо Рособрнадзора от  05.12.2014 №  10–761 «О дополнении документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения), направленных письмом Рособрнадзора от  27.11.2014 № 02–747»; письмо Рособрнадзора от  16.04.2015 № 02–150 «Об участии выпускников прошлых лет в проведении итогового сочинения (изложения)» и др.). Выпускники 11-х классов на едином государственном экзамене (далее — ЕГЭ) по русскому языку пишут сочинение по прочитанному тексту. Для выполнения этого задания им необходимо сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования), сформулировать позицию автора (рассказчика) и написать о том, согласны они или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Необходимо аргументировать свое согласие или несогласие, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Объем сочинения — не менее 150 слов2.

ЕГЭ по обществознанию предполагает выполнение следующего задания: выпускнику необходимо выбрать одно из предложенных высказываний и раскрыть его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), аргументации своей точки зрения необходимо использовать знания, полученные в процессе изучения курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. В качестве фактической аргументации выпускнику необходимо привести не менее двух примеров из различных источников3. Поэтому одним из важнейших аспектов совместной работы учителей русского языка, литературы, обществознания и истории стало налаживание сотрудничества по формированию такого умения, как написание сочинения.

В своем современном виде эссе появилось в XVI в. в творчестве М. Монтеня. Сегодня в науке не существует единого универсального определения эссе как литературного жанра. Все они вариативны и своеобразны, но, проанализировав несколько определений, несложно выделить в них единую общую суть.

При написании на экзамене эссе по обществознанию от ученика требуется:

  • раскрыть смысл высказывания (афоризма);
  • написать текст, который соответствует системе предметных знаний по обществознанию и анализируемой проблеме (афористическому высказыванию мыслителя);
  • отразить в тексте относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания;
  • включить в текст ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и свое отношение к ней;
  • использовать (корректно) термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой;
  • выстраивать свободную композицию, непринужденное повествование, отличающееся парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой4.

СПРАВКА

Эссе (от французского essai — попытка, очерк) — «прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Главная примета эссе как жанра — свободная композиция: последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений; связи между частями текста часто носят ассоциативный характер, что проявляется в особом синтаксисе — множестве неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций и т. п. Кроме того, эссеистический стиль обычно отличается образностью и афористичностью, непринужденной, в духе свободной беседы с читателем, манерой изложения, нередко — использованием разговорной лексики»5.
Эссе — «это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр — критика и публицистика, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендует на объективность…»6.

В основу сочинения-рассуждения положено рассуждение как тип речи. Это значит, что автор высказывает свои мысли на обозначенную тему, развивает их, приводит доводы в пользу одной или другой. Итогом сочинения служит вывод о том, к какой мысли автор склоняется и почему. Грамотно написать сочинение-рассуждение означает убедительно доказать свою точку зрения, обосновав ее сильными аргументами.

Это подтверждается следующими критериями оценки сочинения по русскому языку:

  • формулировка проблем исходного текста;
  • комментарий к сформулированной проблеме исходного текста;
  • отражение позиции автора исходного текста;
  • аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме;
  • смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения;
  • точность и выразительность речи;
  • соблюдение фактологической достоверности в фоновом материале.

Таким образом, такие микроумения, как выявление проблемы, составление тезиса, подбор аргументов, являются общими и различаются только предметным содержанием.

Результатом работы стала система занятий для учащихся, направленная на освоение способов написания эссе, что позволяло формировать ряд метапредметных результатов. Был составлен план, в соответствии с которым проходила работа по подготовке уроков по освоению способов написания эссе ( сочинения-рассуждения) в системе преподавания русского языка и обществознания, включающий:

  • анализ программ учебных предметов (русский язык, обществознание) с целью выделения общих единиц содержания;
  • составление заданий для отработки и закрепления учениками по отдельности каждого параметра, который впоследствии будет оцениваться при проверке экзаменационного сочинения (приложения 1, 2);
  • определение общих форм работы на учебном занятии;
  • разработку проекта плана проведения учебного занятия.

Практически ежедневно участники МО собирались для обсуждения достигнутых результатов и согласования действий на следующем этапе работы. Первоначально предлагалось провести занятия по отдельности учителями русского языка и обществознания, но с общей целью по формированию умения написания эссе. В ходе обсуждений учителя пришли к выводу, что занятие должно проходить в форме погружения в проблему и проводить его должны учителя русского языка и обществознания совместно, при этом каждый в группе понимал степень своей ответственности за конечный результат, которым и стало успешное проведение занятия.

Приложение 1

ПРИМЕРЫ заданий по русскому языку

Задание 1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Ответ обоснуйте.

ПроблемаКлассификация
ФилософскаяПолитическаяЭкологическаяНравственнаяСоциальная
Опасность политики национализма     
Возможность устранения социальной несправедливости     
Смысл человеческой жизни     
Необходимость заботиться об окружающих людях     
Наличие у человека права вмешиваться в жизнь природы     

Задание 2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец, он создатель, он Бог. Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.
(По  Д.А. Гранину)

Сформулируйте развернутые ответы на вопросы:
1. Что такое гармония?
2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
3. Каковы границы познания окружающего мира?
4. Каковы перспективы технического прогресса?

Задание 3.

3.1. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.

«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего», — написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. Теперь этот закон кажется мне выражением настоящей жизненной мудрости. Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать; а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.

Всю жизнь нам грозят лишениями. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных потерях, убытках, унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом — подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, — есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. «Не хватает?» — «Пускай себе не хватает. Я обойдусь…» Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведем борьбу. Но все несущественное, повседневное, все мелочи жизни — не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать…

Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.

Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живет и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем все остальное бледнеет и отходит на задний план. Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.

И  во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать свое внимание, свою любовь, свою волю и свое воображение — не на том, чего не хватает, чего он «лишен», но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумленно преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в ее переживание.
(По  И.А. Ильину)

3.2. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Сформулируйте развернутые ответы, отражающие ваше согласие или несогласие с высказыванием. Укажите номера правильных ответов.
1. И.А. Ильин поднимает проблему потерь в жизни человека.
2. Философ И.А. Ильин размышляет над проблемой: должен ли человек бояться лишений?
3. «Как научиться легко переносить заботы и лишения?» — такова проблема, которая привлекла внимание И.А. Ильина.
4. В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема — счастье.
5. Автор поднимает проблему жизненных мелочей.
6. Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения?
7. «Что такое истинная любовь?» — этот вопрос ставит перед читателями И.А. Ильин.
8. «В чем заключается искусство сносить лишения?» — этой проблеме посвящает свой текст И.А. Ильин.
9. Автор рассуждает о том, что такое жизненная борьба.
10. Текст И.А. Ильина посвящен важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей.

3.3. Отредактируйте формулировки проблем текста И.А. Ильина, предложенные другими учащимися.

Исходный вариантОтредактированный вариант
Автор поднимает проблему о преодолении лишений 
Как преодолеть подстерегающие лишения человека? 
Автор поднимает проблему жизненных трудностей и как к ним относиться 
Как получить искусство сносить лишения 
Прочитав текст, возникает проблема овладения «искусством жизни» 

Задание 4. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отметьте вариант ответа. Объясните свой выбор.

Тезис: безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.

Фрагменты сочинений:

1. «В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева „Муму“. Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но, когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира».

2. «О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С.А. Есенин в стихотворении „Песнь о собаке“. Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упреком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного:

Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег…».

3. «Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Э. Сетона-Томпсона. В своих книгах: „Животные, которых я знал“, „ Животные-герои“, „Маленькие дикари“ и др. — он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от их отношения к человеку. Для Э. Сетона-Томпсона каждая особь живой природы — это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни».

Задание 5.

5.1. Прочитайте текст.

Только во второй половине XVIII в. личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.

Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Петр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.

Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, свое истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознесся выше Александрийского столпа, т. е. памятника Александру I. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера — получить свою ступень при императорском дворе.
(По  Д.С. Лихачеву)

5.2. Выберите правильные формулировки проблемы текста:
1. В тексте поднимается проблема свободы.
2. Автор размышляет над проблемой исторической памяти.
3. В чем проявляется личностное начало человека?
4. В чем заключается чувство собственного достоинства человека?
5. Какова роль поэта в жизни общества?

5.3. Соотнесите формулировки проблем текста Д.С. Лихачева из левой колонки таблицы с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ.

ПроблемаПозиция автора
• Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?
• Какова истинная цель жизни?
• Проблема свободы личности
• Человек должен прежде всего стать личностью, найти свое предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.
• Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.
• Личность немыслима без развитого чувства собственного достоинства

Приложение 2

ПРИМЕРЫ заданий по обществознанию

Задание 1. Найдите соответствие между проблемой и высказыванием. Аргументируйте ответ.

ПроблемаВысказывание
Значение конкуренции в экономике«Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В. Пакард)
Методы рекламы в экономике«Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув)
Роль государства в экономике«Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое». (Б. Франклин)
Значение сбережений в бизнесе«Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством». (Ф. Хайек)
Понятие «свобода» в экономике«О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». (Д. Колеман)
Значение спроса и предложения в рыночной экономике«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». (А. Смит)
Рациональное поведение потребителя«Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора». (Ф. Хайек)
Перераспределительная функция налогов«Сбережения составляют самый богатый доход». (И. Стобей)
Балансирование доходов и расходов«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс)
Своекорыстный интерес — основа экономической деятельности«При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». (Д. Рикардо)

Задание 2. Сформулируй проблемы в темах эссе.

ВысказываниеВозможная проблема
«Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) 
«Налоги — это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». ( О. У. Холмс) 
Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер) 
«Система частной собственности — важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет». ( Ф. А. Хайек) 
«Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст) 
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». (Дж. Фейлан) 
«Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». (А. Смит) 
«Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги». (Э. Севрус) 
«Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон) 
«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр) 
«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете». (С. Батлер) 
«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».(А. Рогов) 
«Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин) 
«Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн) 

Задание 3. Прочитайте тему и текст эссе. Выполните предложенные после эссе задания.

Налоги — это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого

Я полностью согласна с позицией автора, т. к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги — это необходимая плата общества для получения общественных благ.

Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги — это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определенной денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, налоговая добавочная стоимость), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги — одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.

Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т. д.

Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие-то социальные программы плохо финансируются!

Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А, например, в Швеции, высокие налоги уплачиваются всеми гражданами государства, т. к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.

Таким образом, налоги — это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов все общество выигрывает, т. к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!

Задание 3.1. В данном тексте найдите и выделите все части эссе по схеме, обозначенной в памятке.

  • Найдите и прочитайте строки, являющиеся вступлением (В).
  • Найдите и прочитайте проблему (П).
  • Найдите и прочитайте тезис (Т1, Т2).
  • Найдите и прочитайте первый аргумент (А1) к тезису (Т1).
  • Найдите и прочитайте второй аргумент (А2) к тезису (Т1).
  • Найдите и прочитайте первый аргумент (А1) к тезису (Т2).
  • Найдите и прочитайте второй аргумент (А2) к тезису (Т2).
  • Соответствует ли вывод содержанию? Докажите.
  • Есть ли эмоциональный заряд? Докажите.
  • Назовите обществоведческие термины, использованные в данном эссе.

Задание 4. Даны фрагменты текста эссе не в логической последовательности. Из разрозненных частей необходимо составить целостный текст.

Тема «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей».

Автор высказывания Д. Сарнофф.

Элементы композиции эссеЭлементы текста из эссе, данные не в логическом порядке
В1. Прежде всего конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит?
П2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям.
 Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов. Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обертки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми. В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на примере современных молочных ферм. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и прочее. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль. В-четвертых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т. к. у них товарооборот ниже. Все упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению качеств продуктов
Т13. Прибегающие к этому типу конкуренции для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от  командно-административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики
А14. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть еще так называемая дикая, нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей
А25. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведет цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведет дикую борьбу за деньги
Т26. Каково же значение конкуренции в рыночной экономике?
А17. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни
А28. Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США еще в конце XIX в. были приняты антитрестовские законы. А в современной истории России в  90-е гг. XX в. принят целый ряд антимонополистических законов
В9. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т. е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию

1Пункт 1.2.4 Примерной основной образовательной программы основного общего образования: «метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)». К межпредметным понятиям относятся: система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез и др. Условиями формирования межпредметных понятий являются овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности, которые реализуются на всех предметах. Подробнее см.: http://fgosreestr.ru/node/2068. >>вернуться в текст
2Вариант контрольных измерительных материалов по русскому языку, использованных для проведения ЕГЭ досрочного периода 2015 г. Подробнее см.: http://www.fipi.ru/content/kim-ege- 2015-dosrochnyy-period. >>вернуться в текст
3Вариант контрольных измерительных материалов по обществознанию, использованных для проведения ЕГЭ досрочного периода 2015 г. Там же. >>вернуться в текст
4Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию: Пособие для подготовки. Учебное пособие. СПб. 2010. >>вернуться в текст
5Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. 2005. Подробнее см.: http:// enc-dic.com/litved/ Jesse-329.>>вернуться в текст
6Методические рекомендации по написанию эссе. Государственный университет. Высшая школа экономики. Санкт-Петербургский филиал. СПб. 2005. Подробнее см.: http://www.hse.spb.ru/edu/recommendations/ essay-2005.phtm. >>вернуться в текст
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.