ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Июль 2015года
Моделируем блок дополнительного образования

Основы управления профессиональным ростом педагога дополнительного образования

В рамках внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов возможно проведение методических занятий с использованием активных методов обучения. Автором статьи предложен вариант такого занятия: теоретическая и практическая часть. Уделено внимание всем этапам теоретической части. И даже предложены карточки для интеллектуальной разминки. Практическая часть посвящена оценке эффективности деятельности педагога.
Т.С. Патрикова, канд. техн. наук, доц. каф. технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», г. Тула

Конкурентные преимущества дополнительного образования

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от  04.09.2014 №  1726-р, дополнительное образование имеет ряд преимуществ перед другими видами формального образования (рис. 1).

Рис. 1. Конкурентные преимущества дополнительного образования

Профессиональное развитие педагога

В условиях новых государственно-общественных требований, предъявляемых к дополнительному образованию, одной из ключевых проблем является управление профессиональным развитием педагога.

Здесь кроется целый ряд противоречий:

  • между необходимостью обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов в области педагогической деятельности (например, отсутствием базового педагогического образования);
  • традиционными для образовательной организации (далее — ОО) методами управления педагогическими кадрами и объективной необходимостью изменения этих методов в соответствии с  программно-целевым подходом (написание программ развития кадрового потенциала; проектирование кадровой политики ОО);
  • необходимостью создания на институциональном уровне условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции педагогов и отсутствием системы работы в этом направлении у администрации ОО;
  • необходимостью персонификации процесса повышения квалификации и мотивации педагогов к саморазвитию и самообразованию и неразработанностью внутрикорпоративной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в ОО;
  • существующими формальными подходами к мотивации и стимулированию труда педагогов и потребностью в индивидуализации методов управления профессиональным развитием педагогических работников внутри ОО через переход на новую систему оплаты труда и внедрение механизмов рейтингования педагогических работников в зависимости от показателей эффективности.

Теоретическая часть методического занятия

В статье предложен вариант организации методического занятия «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования как объект управления» в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов с использованием активных методов обучения, что продиктовано необходимостью формирования мотивации к творческому педагогическому труду, качественному исполнению своих должностных обязанностей педагогами дополнительного образования. Этапы занятия:

1. Разделение на команды. Теоретическая часть занятия начинается с распределения на команды, которое происходит с помощью методического приема «Радуга». Всем участникам предлагается вытащить из стаканчика цветной карандаш и, взаимодействуя с другими участниками занятия, составить команду — семицветную радугу. Если учебная группа невелика (до 15 чел.), методический прием можно изменить и предложить разделиться по цветам: обладатели фиолетовых карандашей относятся к «фиолетовым», синих — к «синим» и т. д.

2. Интеллектуальная разминка. Ведущий, для того чтобы настроить участников методического занятия на активную познавательную деятельность, предлагает легкую интеллектуальную разминку «Команды как молекулы» (видоизмененный вариант игры «Люди как молекулы»). Командам раздается комплект карточек, на которых изображен химический элемент и соответствующее ему описание (рис. 2). Необходимо составить молекулу, которая будет характеризовать команду (возможно, это будет эквивалент девиза команды).

Рис. 2. Карточки для интеллектуальной разминки «Команды как молекулы»

На выходе должно получиться примерно следующее:

  • H2O — участники команды очень легкомысленные и активные;
  • Cl2 — очень серьезные, настроенные только на победу;
  • AuSb — духовно богатые, но материально несчастные;
  • Fe2O — трудолюбивые в квадрате и активные вполне и др.

3. Проектирование компетентностной модели педагога дополнительного образования. После того, как команды себя идентифицировали, им предлагается построить собственную компетентностную модель педагога дополнительного образования. Задания необходимо выстраивать от простого к сложному. Так как в конце занятия слушателям предлагается проектное задание, то на первых этапах занятия задания должны быть простыми и легкими для выполнения. Поэтому самую элементарную компетентностную модель педагога строим по простому принципу — необходимо перечислить десять личностных качеств и десять профессионально-значимых качеств хорошего педагога дополнительного образования. На выполнение задания командам дается не более 5 мин, после чего необходимо по очереди озвучить получившийся перечень компетентностей. Командам важно внимательно слушать выступления коллег, чтобы в своем выступлении уже не повторять те качества, которые были названы.

После того, как задание выполнено, ведущий методического занятия рассказывает о тех компетентностях педагогических работников, которые используются при проведении квалификационных испытаний, например1:

  • в области постановки целей и задач педагогической деятельности;
  • мотивации образовательной деятельности;
  • обеспечения информационной основы деятельности;
  • разработки и реализации дополнительной образовательной программы;
  • организации образовательной деятельности и т. д.

После чего ведущий дает определение профессиональной компетентности педагога, раскрывает ее основные составляющие, излагает подходы к ее оценке. В завершении теоретической части занятия командам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога?
2. Каково, на ваш взгляд, значение аттестации в повышении профессиональной компетентности педагога?
3. Каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?

4. Лекция. После завершения дискуссии ведущий рассказывает об аттестации педагогических кадров. Особое внимание уделяется порядку проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в соответствии с приказом Минобрнауки России от  07.04.2014 № 276), квалификационным требованиям к педагогу дополнительного образования (приказ Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н) и проекту «Профессионального стандарта „Преподаватель“» (по состоянию на  03.09.2013) (подготовлен Минтрудом России).

5. Психологическая разминка. Материал получается объемным и чрезвычайно информативным, длительность занятия с ответами на вопросы педагогов о процедуре прохождения аттестации на первую и высшую квалификационные категории может продолжаться до полутора часов, поэтому этот этап занятия завершается еще одной легкой психологической разминкой. Слушателям предлагается выбрать из пяти фигур: круг, квадрат, зигзаг, треугольник, прямоугольник; изобразить на общем листе команды фигуру под каждого участника, после чего предоставляется возможность ознакомиться с психологической характеристикой, соответствующей той или иной фигуре (рис. 3).

Рис. 3. Материалы для психогеометрического теста С. Деллингер

Подводя итог занятия, ведущий напоминает слушателям выявленные ими в ходе дискуссии показатели результативности профессионально-личностного роста педагога:
1. Самоанализ деятельности педагога.
2. Уровень мотивации (мотивацию) педагогов к инновационной деятельности.
3. Представление результатов собственного педагогического роста на региональном и всероссийском уровне.
4. Участие в конкурсах педагогического мастерства.
5. Научно-методическая и исследовательская деятельность педагогов.
6. Написание научных или научно-методических статей.
7. Подготовка и проведение мастер-класса.
8. Подготовка и проведение открытого занятия.

Практическая часть методического занятия

Слушателям предлагается сделать перерыв на 10 мин., после чего начинается практическая часть методического занятия, посвященная оценке эффективности деятельности педагога. Одним из главных критериев оценки эффективности деятельности педагога в соответствии с порядком аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от  07.04.2014 № 276), становится результативность участия педагога в конкурсах профессионального мастерства.

Для педагогов дополнительного образования таких конкурсов с каждым годом становится все больше и больше, но основными, признанными на федеральном уровне, остаются «Сердце отдают детям» и «Воспитать человека». Для организации методического занятия мы остановили свой выбор на конкурсе «Сердце отдаю детям».

1. Работа с кейсами. Командам раздаются кейсы со следующими материалами:

  • положение о Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям»;
  • методическая разработка «Как педагогу дополнительного образования подготовиться к конкурсу?» (по книге Л. Б. Малыхиной «Конкурс? Конкурс… Конкурс! Подготовка к профессиональному конкурсу педагога дополнительного образования»);
  • методическая разработка «Психологическая готовность к конкурсам педагогического мастерства».

2. Дидактическая игра (квест). После работы с кейсами предлагается описать свой путь к победе на конкурсе как некий квест. Успешность прохождения различных станций напрямую зависит от целого ряда факторов, например, таких как поддержка команды или финансирование (оплата командировочных расходов и т. п.). Это как путешествие с героем Дж. Барри Питером Пэном по острову Нет- и-не-будет (таблица).

Квесты для дидактической игры «Путь к победе»

НазваниеЗадание
Бухта пиратовПодготовка визитной карточки и описания опыта работы (основные разделы и аннотации к ним)
Лагуна русалокПодготовка самопрезентации «Мое педагогическое кредо»
Утес ЧерепЗащита дополнительной образовательной программы
Стоянка индейцевРазработка технологической карты открытого занятия
Дом потерянных мальчишекРазработка технологической карты мастер-класса

Итогом работы команды становится защита проекта. Одна команда иллюстрирует путь к победе в виде карты, другая — изображает звезду на крыше королевского замка и описывает свой путь от подножия (подготовки визитной карточки, эссе и пакета документов для заочного тура) до вершины центральной башни (финала конкурса и победы). Участники третьей команды (если в ее составе есть педагоги с техническим складом ума) описывают свой путь в виде пошагового алгоритма, не изобилующего визуальными образами, или же, как коллеги из биологического центра, изображают путь к победе в виде цикла роста дерева, на сук которого встает конкурсант и дотягивается до звезды на небе (до победы). Какой бы образ ни выбрали участники командной игры — любой приветствуется и помогает в решении следующих задач:

  • развитие мотивации к творческой реализации личности;
  • знакомство с положением о конкурсе «Сердце отдаю детям»;
  • обмен опытом между слушателями ( в т. ч. участниками конкурсов профессионального мастерства);
  • развитие коммуникативной компетентности педагогов;
  • развитие компетентности в области проведения нетрадиционных учебных занятий.

Для подведения итогов дидактической игры участникам предлагается ответить на вопросы:

  • Какой квест кажется наиболее сложным для прохождения?
  • Какой квест кажется наиболее простым? Почему?
  • Стали бы вы обращаться за помощью при подготовке к конкурсу? Кого бы вы попросили помочь?
  • Какую дополнительную поддержку вы бы хотели получить при подготовке к конкурсу?

3. Рефлексия эмоционального состояния завершает занятие. Проводится с помощью картинки «Инь и Ян»2 (рис. 4.).

Инструкция: внимательно посмотрите на эту сложную фигуру. Постарайтесь, глядя на картинку, отрешиться от всех мыслей и полностью расслабиться. Ваша задача — уловить движение, присущее этой фигуре. В какую сторону она движется? Нарисуйте стрелку. Возможно, вы не уловите никакого движения, такое мнение тоже имеет право на существование.

Рис. 4. Материалы для рефлексии эмоционального состояния участников занятия

Подводя итоги работы с картинкой, ведущий предлагает слушателям ознакомиться со следующим ключом к нему:

1. Если вы считаете, что фигура пребывает в состоянии покоя, т. е. не движется, то это признак затишья, наступившего в вашей жизни. Вы можете и сами не подозревать о том, что замерли на месте в раздумьях, куда идти дальше. Определитесь, к чему вы стремитесь, и сделайте шаг вперед.

2. Если вы считаете, что фигура двигается влево, т. е. день надвигается на ночь, то это значит, что вы полны надежд и светлых планов на будущее, в вас кипят силы, ваша жизненная энергия бьет ключом.

3. Если фигура движется вправо, т. е. ночь надвигается на день, то это говорит о затруднениях, которые вы испытываете в данный момент жизни. Вероятно, для вас наступил не самый лучший период, вас мучают сомнения, вы подолгу обдумываете каждый свой шаг на жизненной тропе. Вы боитесь сделать ошибку, но не волнуйтесь, как бы ни была темна ночь, день все равно наступит, наберитесь терпения.

4. Если вам кажется, что фигура движется вверх, то это говорит о вашем желании что-то исправить в своей жизни. Вероятно, вы считаете, что совершили в  чем-то ошибку и переживаете из-за этого. Однако ваши страдания очистят вашу душу и дадут вам возможность начать все заново.

5. Если фигура движется вниз, то это признак того, что вам непременно нужно отдохнуть и почерпнуть энергию из мира вокруг вас.

6. Если вы уверены в том, что данная фигура раскачивается из стороны в сторону или вращается (танцует), т. е. движется то вправо, то влево, это признак гармоничной, развитой натуры. Ваша чувственность наполняет вашу жизнь бодростью и оптимизмом, вы никогда не унываете долго, предпочитая действие размышлению. Ваша личность привлекает к вам людей, и потому вас не страшит одиночество.


1Перечень предложен в соответствии с экспертным заключением аттестационной комиссии Тульской обл. >>вернуться в текст
2Смирнова Е.Т.Экспресс-психодиагностика. Введение в целостную психологию. Методики и тесты. Самара. Бахрах-М. 2005. 320 с. Подробнее см.: http://perviydoc.ru/v16095/?cc=1&page=7. >>вернуться в текст
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.